Как определить несовершенный вид глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола
Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.
Определить вид глагола с помощью вопроса
Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».
Определить вид глагола по характеру действия
Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели). Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия. То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.
Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.
Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.
Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.
Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.
Определить вид глагола с помощью разбора слова
Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.
Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:
- приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
- суффикс «ну».
Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:
- приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
- суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.
Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.
Вид глагола - это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.
Вид - это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).
Совершенный вид
Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.
Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.
Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени - знайте, что он НСВ.
Несовершенный вид
Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго - все они указывают на отсутствие окончания действия.
Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).
Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).
Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами
У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) - дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:
- о/а - опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
- о/ы - вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
- я/им - подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
- у/им - вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
- д/ж - проводил/провожает (СВ/НСВ);
- т/ч - ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
- п/пл - укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
- ст/щ - угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).
Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).
Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида
Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.
Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.
Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.
Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?
- спасибо
- неееееееееееееееееееееееееее
- Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс)
Несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе) - Если в вопросе есть буква С то этот глагол Совершеного вида
- Совершенный вид-писал
Не совершенный вид-написал
Понятно? - Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) .
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указанияна его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .
Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;
2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;
3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:
1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;
2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.
Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.
Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.
Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .
Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь) .
Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.
-
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- Совершенный вид глагола.
Вопрос начинается с приставки С (написал - Что сделал)Несовершенный вид глагола.
Вопрос без приставки С (пишет - Что делает)Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год
- вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.
- спасибо
- Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
подбежали, увидела, нашел, взошло.Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.
Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
бежали, прыгал, искала, заходило.Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
загорают, строим, подтягивается, покупаю.Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- Что делать и что сделать - разницу улавливаете?
Пример: писать, написать))))))))))))) - Совершенный вид - что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на "С". Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный - что делать, что будет делать, что делает, т. е. без "с" в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.
- Совершенный - что сделать.
Несовершенный - что делать.
Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.
Общие сведения
Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В русском языке глаголы делятся на совершенный вид или несовершенный:
Совершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что сделать? что сделал? что сделают? что сделаю? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности или имеющее внутренний предел, законченность.
Сходил я в субботу на собеседование.
Родилась и выросла в Саяногорске.
Несовершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что делать? что делал? что делают? что делаю? и обозначают действие без ограничения во времени, длительное или повторяющееся.
Я находился дома, в Бишкеке.
И. Бернштейн сам считал свою концепцию синтетической.
Сложные случаи.
Cуществуют глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста.
Например, слова: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать,телеграфировать и т. п.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят - велят (что делают?)-> несовершенный вид глагола
Не прикажете ли, я велю подать коврик? - велю (что сделаю?)-> совершенный вид глагола
Во всех случаях сомнения выбирайте ответ Другое а в комментарии пишите: не хватает контекста .