Бог, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Как это понимать? Имя Его — Ревнитель

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. ()

Что значит выражение «Бог-ревнитель»?
краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Еврейское слово: «qin’ah» и греческое слово «zelos», которые в Библии переведены словом «ревность», означают «тепло» или «жар». Оба слова в Библии используются как в позитивных, так и в негативных контекстах для подчеркивания положительного или отрицательного оттенка чувств. Самым интересным является то, что это слово в зависимости от контекста переводится по-разному: ревность; зависть; раздражение (когда злишь кого-то); негодование, возмущение; вспышка негодования, вызванная несправедливостью; рвение, старание, усердие.

II. РЕВНОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЧУВСТВО.

Когда в Библии говорится о человеческой ревности, то она может означать либо хорошее чувство, либо - плохое.

1. Ревность как плохое чувство:
А. Слово, переведённое как «зависть».
Деяние 7:9 «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним»;
«Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти»;
«…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»;
«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков»;
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину… ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое».

Б. Слово, переведённое как ревность:
— Супружеская ревность.
Библия упоминает о ревности как о сильнейшем чувстве, испытываемом мужем по отношению к чистоте и верности жены: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения».

— Закон ревности.
«Закон ревности» был дан людям Богом в Числах 5:11-31. Закон Божий объясняет, что делать в том случае, когда на мужа «найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою».

2. Ревность как праведное чувство:
Такая ревность в Библии называется «Ревностью Божьей» или «ревностью по Господу», потому что в основах этого чувства заложено желание почтить Бога.
«Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее».
«И поехал оттуда, и встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым, шедшим навстречу ему, и приветствовал его, и сказал ему: расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу? И сказал Ионадав: да. Если так, то дай руку твою. И подал он руку свою, и приподнял он его к себе в колесницу, и сказал: поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе. И посадили его в колесницу».
«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», а также
«Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».

Ревность, согласно Библии, является чувством, свойственным не только человеку, но и Богу.

III. РЕВНОСТЬ КАК ЧУВСТВО, СВОЙСТВЕННОЕ БОГУ.

1. Бог как супруг…
Когда слово «ревность» используется применительно к Господу Богу, оно всегда имеет оттенок праведности. В таких случаях, как правило, библейское описание является антропоморфным (очеловечивающим), потому что использует язык описания взаимоотношений между мужем и женой, и в частности подчеркивает справедливое чувство мужа имеющего полные права на свою супругу.
«И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою».

Библия постоянно использует подобный язык применительно к взаимоотношениям между Господом Богом и Его народом. Бог Сам назвал Израиль своею супругой, от которой требует полного и безоговорочного посвящения. Неверность Богу-супругу, выражающаяся в поклонении чуждым богам и идолам, Слово Божье называет прелюбодеянием. Именно это духовное прелюбодеяние разжигает в сердце Бога обиду и ревность:
«Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя… Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их»;
«И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили»;
«…огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его»;
«И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле. И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника — тот идол ревности при входе. И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего».

Вопрос: Почему Бог имеет право требовать от нас верности?
Чаще всего на этот вопрос отвечают следующим образом: Бог имеет право требовать от нас верности, потому что:
… Он - наш Создатель.
… Он - наш Отец.
… Он - наш Спаситель.
… Он наш Бог.
…Мы всецело принадлежим Ему.
Все эти ответы без исключения являются абсолютной истиной. Но существует ещё одна очень важная причина, по которой Бог имеет полное право требовать от нас верности по отношению к Нему. Ею является Божья верность. Он любит нас совершенной любовью и остаётся верным нам даже тогда, когда мы ему изменяем.
Божья любовь настолько сильна, что ничто не может отлучить нас от нее:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

2. Завет с Богом - завет супружества.
А. Заповедь оставаться верным своему Богу.
Когда Господь Бог заключил завет с народом Израилевым, Он дал ему Свой Закон, который запрещал им поклоняться кому-либо другому, кроме Творца.
«…ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель».

Б. Предупреждение о последствиях неверности Богу.
Бог не только запретил Своему народу поклоняться идолам, но и предупредил, какое наказание ожидает народ Божий за непослушание и неверность своему Богу:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

3. Ревность как проявление праведного гнева Божия.
А. Очень часто слово «ревность» используется для описания праведного гнева Божия:
«Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? »

Б. Гнев Божий возгорается на тех, кто ненавидит Его и не исполняет Его заповедей:
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли».

В. Божий гнев имеет ту же силу и энергию, как и совершенная любовь Бога:
Песни Песней 8:6 «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный».

Говоря о ревности Господа Бога, необходимо понять, что подобный язык (супружеская символика) используется Библией для того, чтобы как можно ярче проиллюстрировать чувства, свойственные нашему Творцу. Супружеская неверность порождает обиду, возмущение, ревность и гнев в сердце любящего супруга. Подобные чувства испытывает наш Создатель, когда мы - Его творение - оказываемся неверными Ему.

«Неужели мы решимся раздражать [провоцировать гнев] Господа? Разве мы сильнее Его?»

Решимся ли мы провоцировать гнев Божий?

Другие тексты

ГЛАВА 17. Бог ревнитель

I

«Бог ревнитель» - звучит как-то обидно, правда? Ведь ревность, «чудовище зеленоглазое», известна нам как порок, один из самых зловредных и разрушительных пороков, какие только существуют на свете; в то время, как Бог – и мы в этом уверены - совершенно благ. Как же можно себе представить, что в Нем есть нечто подобное?

Прежде всего, отвечая на этот вопрос, нам нужно помнить, что речь идет не о каком-то воображаемом Боге. Если бы мы сами представляли себе Бога, то, естественно, приписали бы Ему только те качества, которыми сами восхищаемся, и, конечно, ревности бы среди них не оказалось. Никто не стал бы воображать себе ревнивого Бога. Но мы не придумываем себе Бога с помощью собственной фантазии; мы пытаемся прислушаться к словам Святого Писания, где Бог Сам сообщает нам истину о Себе. Ибо Бог, наш Творец, Которого мы никогда не смогли бы постичь своим воображением, Сам открыл нам Себя. Бог говорил. Он говорил через многих людей, через многих посланцев, и главное - через Своего Сына, нашего Господа Иисуса Христа. К тому же, Он не позволил, чтобы Его послания и память о Его великих делах были искажены и утеряны при ненадежной передаче их из уст в уста. Бог устроил так, чтобы все это было собрано воедино в письменной форме. И вот тут-то, в Библии, Божьем «архиве», как назвал ее Кальвин, Бог постоянно говорит о Своей ревности.

Когда Бог вывел израильтян из Египта и привел их в Синайскую пустыню, чтобы дать им закон и завет, прежде всего Он заговорил с ними о Своей ревности. Основанием второй заповеди, сообщенной Богом Моисею и записанной «перстом Божиим» на каменной скрижали (Исх.31:18), было следующее: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Некоторое время спустя Бог еще раз и еще более настойчиво сказал об этом Моисею: «Господь... имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). Последний стих чрезвычайно важен. Откровение Божьего имени (то есть, как и всегда в Писании, Его естества и характера) - это основная тема Книги Исхода. В третьей главе Бог провозгласил, что Его имя - «Сущий», а в главе 6 назвал Себя «Иеговой» (Господом). Эти имена говорят, что Он самодостаточен, независим и всемогущ. Далее в главе 34 Бог провозгласил Свое имя Моисею, сказав ему, что «Господь» - «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость,.. прощающий вину,.. не оставляющий без наказания» (Исх.34:5-7). Это было имя, возвещающее Его нравственную славу. А через семь стихов, в том же разговоре с Моисеем, Бог подытожил и обобщил откровение Своего имени, назвав Себя Богом «ревнителем». Становится ясно, что это неожиданное слово обозначало такое качество характера Бога, которое не только не шло вразрез с уже открытыми Его чертами, но и в каком-то смысле вмещало их в себя. А поскольку это свойство было воистину Его «именем», то было очень важно, чтобы Божий народ четко его осознал.

Библия немало говорит о ревности Бога. Божья ревность упоминается в Пятикнижии (Чис.25:11; Втор.4:24; 6:15; 29:20; 32:16,21), в исторических книгах (И.Нав.24:19; 3Цар.14:22), в книгах пророков (Иез.8:3-5; 16:38,42; 23:25; 36:5-8; 38:19; 39:25; Иоил.2:18; Наум.1:2; Соф.1:18; 3:8; Зах.1:14; 8:2) и в Псалмах (77:58; 78:5). Мы постоянно видим ревность как мотив к действию - действию либо гнева, либо милости. «Возревную по святому имени Моему» (Иез.39:25). «Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою» (Зах.1:14). «Господь есть Бог ревнитель и мститель» (Наум.1:2). В Новом Завете Павел обращается к возгордившимся коринфянам: «Неужели мы решимся раздражать Господа». Один из английских переводов Библии, пожалуй, наиболее верно передает сущность трудного предложения в Послании Иакова 4:5, формулируя его так: «Он до ревности любит Духа, Которого поселил в нас» (ПНВ).

II

Но возникает вопрос: какова природа этой Божьей ревности? Как может ревность быть добродетелью для Бога, будучи пороком для человека? Божьи совершенства достойны всякой хвалы; но как можно хвалить Бога за то, что Он ревнив?

Ответить на этот вопрос можно, если не забывать о двух моментах.

Первое: библейские провозглашения Божьей ревности носят антропоморфный характер, то есть, описывают Бога словами, заимствованными из человеческой жизни. В Библии существует великое множество антропоморфизмов Божья рука, десница, перст; Его способность слышать, видеть и чувствовать запах; Его нежность, гнев, раскаяние, смех, радость и т. п. Рассказывая нам о Себе, Бог использует подобные слова, потому что язык, заимствованный из нашей собственной жизни, - это самое точное средство, каким можно выразить наши мысли о Нем. Он – Личность, мы - тоже личности, как ничто другое во всем остальном физическом творении. Из всех творений только человек был создан по образу Божьему. И поскольку мы похожи на Бога больше, чем любое другое известное нам творение, то Бог избрал человеческий, а не какой-то другой язык для того, чтобы наиболее понятно и наименее запутанно изобразить нам Себя. Об этом мы говорили две главы назад.

Однако, когда речь идет об антропоморфизмах, описывающих Бога, очень легко начать мерить не с того конца. Необходимо осознать, что человек не мера для своего Творца, и говоря о Боге человеческими словами, мы совсем не предполагаем в Нем обычных, тварных, человеческих несовершенств и ограничений - ограничений в познании, силе, предвидении, могуществе, постоянстве и так далее. Надо помнить также, что в характере Бога нет ничего похожего на те аспекты человеческих качеств, которые несут на себе признаки растлевающего действия греха. Например, Божий гнев совсем не похож на недостойный взрыв эмоций, выдающий гордыню и слабость, каким часто бывает гнев человеческий. Это святость, реагирующая на зло со всей нравственностью и славой. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20); но гнев Бога - это именно Его праведность в справедливом действии. Точно так же, Божья ревность не складывается из раздражения, зависти и злости, что нередко характерно для ревности человеческой, напротив, это (буквально) достойная всякой хвалы ревностность, стремление сохранить нечто в высшей степени драгоценное. Тут мы подходим к следующему моменту.

Второе: среди людей существует два вида ревности, и только один из них является пороком. Порочная ревность говорит примерно так: «Я хочу владеть тем, что есть у тебя, и я ненавижу тебя за то, что у меня этого нет». Это инфантильная обида, которая возникает из завистливости и выражает себя в злобности, зависти и зловредных действиях. Она ужасающе сильна, а вскармливает ее гордыня, стержень нашего греховного естества. Этой ревности присуща какая то сумасшедшая одержимость, и если ей потакать, она разорвет в клочья даже самый крепкий характер. «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» спросил когда-то мудрец (Прит.27:4). Именно такое чувство - сексуальная ревность, сумасбродная ярость отвергнутого или вытесненного поклонника.

Но есть и другая ревность - ревностное стремление сохранить взаимоотношения любви или отомстить за их разрушение. Эта ревность также действует в сексуальной сфере. Однако она проявляется не как слепая ярость уязвленного самолюбия, но как плод супружеской любви. Как писал профессор Р. Тэскер, супруги, которые «не чувствовали бы ревности при вторжении любовника или прелюбодейца в их дом, безусловно обнаруживали бы недостаток нравственного восприятия; ибо сущность брака заключается в его исключительности». Такая ревность - добродетель, ибо в ней мы видим осознание истинного смысла взаимоотношений мужа и жены и стремление хранить их в неприкосновенности. Ветхозаветный закон утверждал правомерность подобной ревности и предписывал «приношение ревнования» и особую церемонию, через которую муж, подозревавший жену в неверности и одержимый «духом ревности», мог убедиться в правомерности или неправомерности своих подозрений (Чис.5:11-31). Ни в этом, ни в другом месте, говорящем о ревности обманутого мужа (Прит.6:34), Писание ни словом не намекает на то, что его настроения не слишком-то нравственны. Напротив, стремление оградить свой брак от вторжений и наказать всякого, кто этот брак оскверняет, признается естественным, нормальным и справедливым - т.е. доказательством того, что человек высоко ценит свой брак, как это и должно быть.

Писание всегда рассматривает Божью ревность, как этот последний ее вид: то есть, как один из аспектов Его любви к Своему народу в завете с ним. Ветхий Завет рассматривает Божий завет как брачный союз Бога с Израилем, требующий исключительной любви и верности. Поклонение идолам и все компромиссные отношения с неизраильтянами-идолопоклонниками породили непослушание и неверность, которые в глазах Бога были не чем иным, как духовным прелюбодеянием, и вызвали у Него ревность и желание отомстить. Все упоминания Моисеева закона о Божьей ревности связаны с идолопоклонством в той или иной форме. Все они приводят к основанию второй заповеди, которую мы процитировали выше. То же самое можно сказать и о других текстах: И.Нав.24:19; 3Цар.14:22; Пс.77:58; в Новом Завете 1Кор.10:22. В Книге пророка Иезекииля 8:3 идол, которому поклонялись в Иерусалиме, назван «идолом ревности, возбуждающим ревнование». В 16 главе той же книги Бог описывает Израиль в образе неверной жены, связавшей себя нечистым союзом с идолами Ханаана, Египта и Ассирии, и произносит над ней следующий приговор: «Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь - и предам тебя кровавой ярости и ревности» (ст.38; ср. ст.42; 23:25).

Из этих отрывков ясно видно, что имел в виду Бог, говоря Моисею, что Его имя - «Бог ревнитель». Бог имел в виду, что от тех, кого Он возлюбил и искупил, Он требует полной и абсолютной верности и будет доказывать Свои требования строгими наказаниями, если они неверностью предадут Его любовь. Кальвин попал в самую точку, так объяснив основание второй заповеди:

«Господь очень часто обращается к нам как муж... Поскольку Он исполняет Свой долг истинного, верного супруга, то требует от нас любви и целомудрия - то есть, требует, чтобы мы не позволяли своим душам вступать в прелюбодеяние с сатаной... Чем целомудренней и чище супруг, тем сильнее он будет оскорблен, видя влечение своей жены к сопернику. Так и Господь, обручивший нас Себе в истине, провозглашает, что горит самой пылкой ревностью всякий раз, когда, пренебрегая чистотой Его святого брака, мы оскверняем себя отвратительными похотями - особенно, когда поклонение Его Божеству, которое должно было сохраняться в неприкосновенности с особой тщательностью, переносится на кого-то другого или растлевается каким-нибудь предрассудком. Ведь этим самым мы не только нарушаем клятвы, данные при обручении, но оскверняем брачное ложе, допуская на него прелюбодеев».

Для того чтобы рассмотреть этот вопрос в истинном свете, необходимо заметить еще вот что. Как мы уже видели, Божья ревность к Своему народу предполагает Его любовь в завете с людьми. Эта любовь не какое-то мимолетное увлечение, случайное и бесцельное, но выражение всевышнего предназначения. Цель Божьей любви в Его завете со Своим народом - сохранить его на земле на протяжении всей истории, а потом взять Своих верных всех веков к Себе во славу. Божья любовь в Его завете - это центр Божьего замысла для всего мира. И понимать ревность Бога следует именно в свете Его замысла для всего мира. Ибо конечная цель Бога, согласно Библии, состоит из трех моментов: доказать Свою правоту и праведность, показав Свое всемогущество в суде над грехом; искупить Свой избранный народ; быть любимым и прославляемым этим народом за все Его славные дела любви. Бог ищет того, чего должны искать мы, - Его славы, в людях и через людей, - и все это для того, чтобы закрепить одну мысль, мысль о том, что Он - Бог ревнитель. Его ревность во всех своих проявлениях - это именно «ревность Господа Саваофа» (Ис.9:7; 37:32; ср. Иез.5:13) по исполнению Его собственного предназначения справедливости и милости.

Итак, ревность Бога побуждает Его, с одной стороны, судить и осуждать на погибель неверных среди Своего народа, то есть тех, кто впадает в идолопоклонство и грех (Втор.6:14-15; И.Нав.24:19; Соф.1:18), а также судить врагов праведности и милости повсюду (Наум.1:2; Иез.36:5-6; Соф.3:8). С другой стороны, ревность заставляет Его вновь поднимать Свой народ после наказания, если тот смирился и очистился (наказание пленением - Зах.1:14; 8:2; наказание набегом саранчи - Иоил.2:18). Чем вызваны эти действия Бога? Тем, что Он «возревновал по святому имени Своему» (Иез.39:25). Его «имя» - это Его естество и характер как Иеговы, Господа, Вершителя истории, Защитника праведности и Спасителя грешников; и Бог хочет, чтобы Его «имя» знали, чтили и славили. «Я - Господь, это - мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис.42:8; 48:11). В этих отрывках заключена квинтэссенция Божьей ревности.

III

Каково же практическое значение всего сказанного для тех, кто исповедует принадлежность к народу Божьему?

1. Божья ревность требует, чтобы мы были ревностны о Боге.

Так же, как истинным ответом на Божью любовь может быть только наша любовь к Нему, истинным ответом на Его ревность может быть только наша ревностность о Нем. Его забота о нас велика; наша забота о Нем должна быть не менее велика. Запрет идолопоклонства, данный во второй заповеди, предполагает, что Божий народ должен быть страстно и полностью предан Ему Самому, Его замыслу и Его чести. В Библии это называется ревностностью, а иногда и прямо ревностью о Боге. Как мы видели, Сам Бог являет эту ревностность, а значит, она должна быть и у Его народа.

Классическое описание ревностности было дано епископом Дж.С.Райлом. Мы процитируем его полностью.

«Ревностность в религии - это пылкое желание угодить Богу, творить Его волю и нести Его славу в мир всеми возможными путями. Такое желание не возникает в человеке естественным образом, но при обращении дух вкладывает его в сердце каждого верующего. Но есть верующие, которые ощущают его гораздо сильнее остальных, и только их можно назвать «ревностными» людьми...

Ревностный человек в религии – это, прежде всего, человек одной цели. Недостаточно сказать, что он целеустремлен, упорен, настойчив, пылок духом, не терпит компромиссов и действует от всего сердца. Его заботит лишь одно, он видит только одно, живет только для одного, поглощен лишь одним; и это одно есть желание угодить Богу. Живет он или умирает, здоров он или болен, богат он или беден, угождает ли он людям или обижает их, считают ли его мудрецом или глупцом, обвиняют его или хвалят, воздают ему честь или позор - все это для ревностного человека совершенно неважно. Он горит лишь для одного; и это одно - стремление угодить Богу и нести еще дальше славу Божью. И если он сгорает в своем пламени, ему все равно, он доволен. Он чувствует, что, подобно светильнику, создан, чтобы гореть. И если при этом сгорает он сам, то он всего лишь совершает то, к чему предназначил его Бог. Такой человек всегда найдет применение своей ревностности. Если он не может проповедовать, работать и давать деньги, он будет взывать, вздыхать и молиться... Если он не может сражаться на равнине вместе с Иисусом Навином, он взойдет на холм, чтобы трудиться вместе с Моисеем, Аароном и Ором (Исх.17:9-13). Если сам он не в состоянии работать, он не даст Богу покоя до тех пор, пока помощь не придет откуда-нибудь еще и дело не будет завершено. Именно это я имею в виду, говоря о «ревностности» в религии».

Ревностность, позвольте заметить еще раз, заповедана и всячески одобряется Писанием. Христиане должны быть «ревностными к добрым делам» (Тит.2:14). Павел хвалит коринфян за ту ревность, какую они проявили после его обличения (2Кор.7:11). Илия «возревновал о Господе Боге Саваофе» (3Цар.19:10,14), и Бог вознаградил его ревностность: Он послал огненную колесницу, чтобы взять его на небеса, Он избрал его представителем «благочестивого собрания пророков», чтобы стоять рядом с Моисеем на горе преображения и беседовать с Господом Иисусом. Когда Израиль своим блудом и идолопоклонством вызвал гнев Бога и Моисей приговорил преступников к смерти, все были в слезах. Один же человек воспользовался именно этим моментом и на глазах у всех привел к себе развеселую мидианитянку. Тогда Финеес, почти вне себя от отчаяния, пронзил их обоих копьем, и Бог похвалил Финееса за то, что он показал ревность по Боге, и «не истребил сынов Израилевых в ревности» Своей (Чис.25:11,13). Павел был ревностным человеком, человеком одной цели, готовым полностью отдать свои силы Господу. Перед лицом угрожавших ему страданий и тюремного заключения он провозгласил: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). И Сам Господь Иисус был наивысшим примером ревностности. Наблюдая за тем, как Он очистил храм, «ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17).

А что же тогда мы с вами? Снедает ли - обладает ли нами, - поглощает ли нас ревность по дому Божьему и по делу Божьему? Можем ли мы вслед за Господом повторить: «Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его?» (Ин.4:34). Какими учениками являемся мы сами? Разве не нужно нам молиться вместе с пламенным евангелистом Джорджем Уайтфилдом - человеком настолько же смиренным, насколько и ревностным: «Господь, помоги мне начать начинать».

2. Ревность Божья угрожает церквям, которые не ревностны по мнению Бога.

Мы любим свои церкви; с ними у нас связаны священные ассоциации; нам трудно хоть сколько-нибудь серьезно помыслить, что они могут быть неугодны Богу. Но Господь Иисус однажды обратился с посланием к одной церкви, очень похожей на некоторые из наших, - к весьма самодовольной церкви в Лаодикии, - и в этом послании сказал лаодикийской общине, что недостаток их ревностности вызывает у Него великое недовольство: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!» Все что угодно было бы лучше самодовольной апатии! «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся» (Oтк.3:15-19). Как много церквей сегодня - здоровых, респектабельных, но теплых? С каким же словом должен обратиться к ним Христос? На что нам надеяться, если не на то только, что по милости Бога, и во гневе помнящего милость, мы обретем ревностность для покаяния? Оживи нас, Господи, до того, как настанет день Суда!

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: БОГ-РЕВНИТЕЛЬ Тексты Ветхого Завета говорят нам вполне прямо: Да, Бог есть любовь. Да, Бог явил Свою любовь делами. Он свободно, не понуждаемый никем и ничем, создал мир и человека, Он по Своей любви даровал нам пророков и Закон. И еще Он принес людям величайший

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Иисус Христос - конец религии автора Шнепель Эрих

Глава шестая. Как относится седьмая глава послания к Римлянам к восьмой главе В сущности основная тема седьмой главы послания к Римлянам выражена окончательно в Рим.7,6, а именно окончательное освобождение от закона, чтобы всецело отдаться Иисусу Христу. Но промежуточные

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

РЕВНИТЕЛЬ ИНОЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев) Не может воин сразу стать генералом, не послуживши как следует в солдатах. У монашествующих тоже так Призвал Господь в монастырь – начинай там житие послушником, будь в послушании у

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов автора Кривошеин Василий

2. НЕИСТОВЫЙ РЕВНИТЕЛЬ Итак, пр. Симеон был выбран игумном монастыря св. Маманта в возрасте тридцати одного года, после всего лишь трехлетнего пребывания в монастыре . Маленькая обитель св. Маманта, основанная во времена императора Маврикия, в конце VI века, находилась,

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) автора (Кривошеин) Василий

2. Неистовый ревнитель Итак, пр. Симеон был выбран игумном монастыря св. Маманта в возрасте тридцати одного года, после всего лишь трехлетнего пребывания в монастыре. Маленькая обитель св. Маманта, основанная во времена императора Маврикия, в конце VI века, находилась,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

7. Но Господь Бог так говорит·, это не состоится и не сбудется; 8. ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9. и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава 7 Сто сорок четыре тысячи человек, отмеченных печатью Всевышнего 1 Потом я увидел четырёх ангелов: они стояли на четырёх углах земли и удерживали четыре ветра земли, чтобы те не дули ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. 2 Я увидел ещё одного ангела: он поднимался

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Глава 15 Семь ангелов с семью бедствиями 1 Я увидел на небе ещё одно великое и удивительное знамение: семь ангелов с семью последними бедствиями. Последними потому, что на этом ярость Всевышнего заканчивалась. 2 Я видел нечто похожее на стеклянное море, смешанное с огнём. На

Из книги Что есть иудаизм? автора Альтшулер Моисей Соломонович

Глава 22 Река жизни 1 Затем ангел показал мне реку воды жизни, блестящую, как кристалл, и текущую от трона Всевышнего и Ягнёнка 2 посредине центральной улицы города. По обе стороны реки растут деревья жизни. Они плодоносят двенадцать раз в год, давая каждый месяц свой плод, а

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

ГЛАВА VII БОГ – РЕВНИТЕЛЬ И ОБМАНУТЫЙ СУПРУГ Не следует забывать, что на всем (или почти на всем) протяжении Ветхого Завета звучит этот лейтмотив:"Ягве, Бог наш, – Бог-ревнитель". Если это опустить, то Ветхий Завет окажется искусственно подслащенным. Когда мы начали

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

«Я, Яхве, бог-ревнитель…» Однажды один мой знакомый молодой человек сказал мне:- Вы знаете моих родителей, Соломон Давидович, мы не религиозные люди. Отец - член партии. Я - комсомолец. Лишь один из моих дедушек - верующий, выполняет некоторые религиозные обряды,

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Из книги автора

Симон Ревнитель Если о Симоне-Петре в Евангелиях написано много, то другой апостол по имени Симон лишь упомянут в общих списках Двенадцати апостолов. Они называют его Симоном-Зилотом (то есть Ревнителем), или Кананитом (то есть жителем Ханаана, земли Израиля). По-видимому,

Из книги автора

1036. Успокоение мятущейся духом. Новый ревнитель молитвы. По изданию Добротолюбия Милость Божия буди с вами! Только что выразил вам радость, что вы так покойны духом, как будто ничего не случилось, как получаю письмо ваше с таким гореванием о прошлом, с таким

Спрашивает Игорь
Отвечает Александра Ланц, 03.03.2010


Игорь пишет: что означают слова о неизбежности наказания детей за грехи их родителей в этой заповеди: "не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня". Означает ли это, что если мой отец совершил грех, тем более тяжкий, я и мои дети до четвертого рода будут нести за это наказание, даже живя законами и заповедями Божьими? В чем здесь справедливость? Как я могу искупить грехи моего умершего отца?

Здравствуйте, Игорь!

Поэтому я хочу позвать вас к первоисточнику слов Бога, показавшихся вам странными. Они относятся к имени Иеговы , которое Он провозгласил для Моисея:

«И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» ()

Всё слышанное и виденное так потрясло Моисея, что он пал на землю и из самого своего сердца обратился к Богу: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» ().

Вот в этих словах Моисея открывается для нас суть того, Кто есть Бог для человека и как мы должны относиться к имени Бога, которое Он провозглашает для нас. Если вы сможете правильно понять то, что говорит к вам Бог в , вы как Моисей обязательно воскликните:

Владыка!
Прошу Тебя – пойди посреди моей семьи!
Мы жестоковыйны, но прошу – прости наши беззакония!
Сделай нас наследием Твоим!

Не странно ли? Бог «пугает» Моисея тем, что будет наказывать вину отцов в детях до третьего и четвёртого рода, а Моисей Ему в ответ: «пойти посреди нас!», «сделай нас Твоими наследниками!» Не думаю, чтобы умный и внимательный ко всему Моисей мог недослышать окончание имени Иеговы. Но почему же тогда он не испугался, но наоборот всеми силами потянулся к Богу? Потому что он услышал прекрасную истину о характере Бога!

Какой Он Бог?

человеколюбивый (любит всякого человека)
милосердый (благой и щедрый)
долготерпеливый (Его трудно заставить разгневаться)
многомилостивый (верный в Своём отношении к человеку)
истинный (надёжный, постоянный, неизменный)
сохраняющий милость в тысячи [родов],
прощающий вину и преступление и грех

И всё это уравновешено тем, что Бог силён наказывать и будет наказывать: «не оставляющий без наказания» . Вопрос только – зачем и кого наказывает Бог? Наилучший ответ содержится в .

«Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его».

1) Бог наказывает только тех, кого реально считает Своими детьми;
2) Бог наказывает Своих детей для того, чтобы через наказание спасти их и их детей, для Вечной Жизни.

Именно это понял Моисей, в чьём сердце постоянно жила забота о народе. Моисей понял, что только Такой Бог способен провести народ к процветанию, потому что Этот Бог будет не просто «добреньким» и «всёпозволяющим», но будет настоящим мудрым, сильным Отцом, Который позаботится о спасении каждого человека. А наказание от Самого Мудрого изо всех отцов, - это всегда благо.

Вас беспокоит то, что вы сейчас страдаете за грехи вашего отца? Тогда повернитесь к Богу лицом и поблагодарите Его за то, что Он наказал и вашего отца, и вас, потому что через это наказание вы, Игорь, и ваши дети могут быть спасены.

Если бы Бог не отреагировал на беззакония вашего отца, если бы просто гладил бы его по голове и приговаривал «я тебя люблю, делай, что хочешь», то у вас не было бы никакого шанса на спасение, потому что человеческая падшая природа не способна сама по себе отказаться от саморазрушения, ей нужна помощь. И наказание от Бога – это самая лучшая и действенная помощь.

Через это наказание вы, потомок наказанного, сможете начать искать Бога и Его правды, сможете начать шуршать страницами Библии в поисках ответов на ваши впросы, через это наказание вы встанете на колени и обратитесь к Богу с искренней просьбой открыть вам путь, идя по которому вы избавитесь от своих грехов и научите своих детей не грешить пред лицем Небесного Отца. Через это наказание вы получите шанс понять главное в имени Бога: «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех»

Благодаря наказанию, которое наложил Бог на вашего отца, вы сможете, если поверите Богу, однажды удивлённо обнаружить, что Апостол Павел был бесконечно прав:

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности » ().

Вы никак не можете исправить грехи вашего отца. Искупить их может только Христос, поэтому вопрос об искуплении стоит только между вашим отцом и Христом. Но вы можете воззвать к имени Вседержителя и как Моисей сказать: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; я и семья моя жестоковыйны, но взывая к имени Твоему, где ты говоришь, что Ты человеколюбивый и любящий прощать, я прошу Тебя: прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим».

Я уверена, что на такую просьбу измученного сердца Бог ответит незамедлительно. Здесь я хочу обратить ваше внимание на один предельно важный момент: вы сможете начать жить по заповедям и законам Божиим только после того, как начнёте всем сердцем просить Его идти с вами и сделать вас Его наследниками. Не раньше. Потому что невозможно научиться реально исполнять заповеди Божии, когда твои учителя - люди или твой собственный разум, только Бог точно знает, как должны быть исполнены Его законы. Поэтому вы сможете начать жить праведно только тогда, когда позволите Самому Богу объяснить вам, что такое праведность, т.е. когда позволите Ему стать вашим Единственным Учителем.

Всех вам благословений Вседержителя, да станет Он Владыкой вашей жизни!

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев

Чему запрещает поклоняться вторая заповедь?

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым Божествам или как изображениям ложных богов.

Как называется грех против второй заповеди?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

Какие ещё грехи нарушают вторую заповедь?

Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.

Почему корыстолюбие противоречит второй заповеди?

Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что любостяжание… есть идолослужение (Кол. 3:5) . Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу.

Что противоположно корыстолюбию?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.

Почему чревоугодие противоречит второй заповеди?

Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, их Бог - чрево (Фил. 3:19) , или, иначе сказать, чрево есть их идол.

Что противоположно чревоугодию?

Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.

Почему гордость и тщеславие противоречат второй заповеди?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан. 3:1-6).

Какой порок близок к идолопоклонству?

Порок, близкий к идолопоклонству, - лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф. 6:5-7) .

Что противоположно гордости, тщеславию и лицемерию?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О второй заповеди

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 5-6, 13-14, 16-17, 22-26 На горе дает Бог заповеди, и говорит: Аз есмь Господь, отдаяй грехи отец на чада до третияго и до четвертаго рода ненавидящим Мене. Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. И творяй милость в тысящах родов любящим Мя, и хранящим повеления Моя; как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные Евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе самому, того не делай другому. Не убий, чтобы другой тебя не убил. Не прелюбы сотвори с женою ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. Не укради того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна, чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. Не пожелай всего, елика суть ближняго твоего, чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что в сию обою заповедию висит все пятокнижие (Мф.22:40) , то есть, закон естественный, изложенный в пятокнижии и у Пророков. Но к сим заповедям присовокуплены были другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. Олтарь из земли сотвориши. Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся. Сие согласно с сказанным: видесте яко с небесе глаголах к вам. Не сотвористе предо Мною богов златых, или каких бы то ни было. Да не взыдеши по степенем ко олтарю Моему. Вообще же, запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом.

Толкование на книгу Исход.

Прп. Никодим Святогорец

Блаж. Иероним Стридонский

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Наши помыслы и решения нашего ума Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и в коснении греховном.

Послания.

Ориген

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Полезно нам во времена, зовущие к противоположному, подумать о том, чему хочет научить Бог, говоря: Я Господь, Бог твой, ревнитель . И я думаю, что это подобно тому, как жених убеждает невесту жить благочестиво, чтобы она сохраняла всю себя для него и всячески остерегалась растратить себя на кого-либо другого помимо него, – даже если жених мудр, он может выказать ревность, прибегнув к этому средству, как к лекарству для невесты. Точно так Возвещающий заповеди, в особенности, если Он рожден прежде всякой твари (Кол 1:15) , говорит душе-невесте, что Он есть Бог-ревнитель , отвращая слушателей от блуда [поклонения] демонам и тем, кого они считают богами.

Увещание к мученичеству.

Более же всего ревнует Христос о том, чтобы дом Божий, который [есть] в каждом из нас, не был домом торговли, и не желает Он, чтобы дом молитвы был вертепом разбойников, ибо Он – Сын Бога-ревнителя. Будем более благомысленно прислушиваться к таким словам Писаний, которые в переносном смысле говорят о делах человеческих, чтобы показать, что ничего другого не хочет Бог, как чтобы вошла воля Его в душу всех людей, особенно же тех, кто желает воспринять божественную веру.

Исх. 20:15 "Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель"
Иак. 4:5 "До ревности любит дух, живущий в нас"
Исх. 34:14 "Имя Его - ревнитель"

Ревнивый - придирчиво-настороженный и заботливый.

Если внимательно понаблюдать, в Писании, где больше всего проявлялась ревнивость Господа к человеку, это происходило как раз тогда, когда человек делал себе идола и поклонялся ему (т.е. духовно прелюбодействовал).

Что же из себя представляет идол, насколько нам известно, от избытка сердца говорят уста и происходят действия. (Лук.6:45). Идол - это вымысел человеческий, удобный бог для исполнения желаний, прихотей или вожделений, который взамен не предъявляет никаких претензий. (Исх.39-19)

Мы видим, что не смотря на то, сколько Господь на их глазах сотворил чудес они сделали себе идол и поклонялись ему.

Почему же они это сделали? Об этом помышляли? Мы помним сколько у народа израильского было ропота и недовольства по отношению к Богу Авраама, Исаака и Иакова., как Он был неудобен для малого количества израильтян вышедших из Египта. Бог предлагал им святость и верность, но многим хотелось делать то, что только они хотели.

К сожалению, мы можем иногда в своем воображении рисовать, что или кто именно мог бы удовлетворять наши прихоти или капризы или похоти (желания). Так произошло и с ними, они сделали этого идола, который соответствовал их желаниям и требованиям, он удовлетворял их со всех сторон.

Матф.24:4-5 "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим"

Джон Хаббарт - создатель дионетики сказал: "Если хочешь разбогатеть, создай свою религию". Всякое лжеучение создано человеком с корыстной целью (власть, лжеучение). Царь Новохудоносор создал огромного идола и повелел всем кланяться ему. Много лжеучений возникло в последнее время. Иисус говорит нам об этом.

В послании к Ефесянам 4:14 написано о колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учений, по хитрому искусству обольщения. Проблема наших колебаний может возникать тогда, когда вдруг нам что-то может стать не удобным в учении церкви.

2 Тим.4:3 "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху ".

Есть еще один момент, по поводу лжеучений. Бог предупреждал - "не берите себе в жены из других племен, которые прелюбодействуют с идолами, дабы вам не научиться их путям". Т.е. Бог говорит нам - не имейте близких отношений со лжеучителями, и не пытайтесь их понять почему они именно так понимают, потому что есть опасность стать одним из них.

Церковь - это семья, собрание людей, тела Христово, и в каждой семье есть определенные трудности.

В первой Церкви говорится у них было одно сердце, и каждый день они собирались вместе, и не смотря на это у них были трудности. Деяния 6:1 "вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей". Важно обратить внимание, как у них решался вопрос, те люди не покинули церковь, Апостолы разобрались в этой ситуации и вопрос был решен.

Евр.10:25 "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай". На проблемы и трудности в Церкви нужно смотреть с точки зрения Бога.

Евр.12:12 "Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени"