Смирение. Гадания без карт Гексаграмма 15 толкование самое точное


СМИРЕНИЕ

В первом приближении комментарий к 15-й гексаграмме звучит так: планка цели поднята слишком высоко, даже если она и будет взята, то не сейчас и не вами.

Иначе: время требует скромности и воздержания.

И наконец, внешний вид гексаграммы предопределяет выбор между "да" и "нет".

Каким бы вариантом вы ни воспользовались, помолодевшая гексаграмма укажет на исход переживаемого события. "Завершение" для "благородного человека", упоминающееся в оригинале, можно толковать как решение, принятое со знанием последствий.

Статика

См. выше, со слова "Иначе".

"Помолодевшая" гексаграмма

Это сочетание говорит о завершении дел, связанных с заданным вопросом. Если вам показалось, что ответ можно читать по-другому, вы заблуждаетесь. Вы скоро в этом убедитесь.

Нижняя линия.

Судьба редко ставит нас перед непреодолимым препятствием. Но если и ставит, то наделяет соответственной силой, "Счастье". Однако с этой силой совладает только "смиренный из смиренных, благородный человек".

Вторая линия.

Скромность, идущая от сердца, должна быть созвучна внешней простоте. Оракул советует сейчас быть предельно собранными.

Третья линия.

Когда-то вы одержали значительную победу над Хаосом. Вскоре вам предстоит еще один бой, но уже в другой "стране", с другим противником. Подготовьтесь. По завершении похода вас ожидает многое из того, о чем вы даже и не мечтали.

Четвертая линия.

Ваших сил хватит лишь на подражание - "неискреннее смирение". И тем не менее - "ничего неблагоприятного".

Пятая линия.

Можно размышлять о смирении и послушании, но ни в коем случае нельзя покоряться возникшим обстоятельствам. Оракул не запрещает применить "лучший" способ защиты.

Верхняя линия.

От терпимости остался один звук. В этой ситуации необходимо усмирить то, что вышло из повиновения.

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ


До самой земли склонилась ветвь дерева под тяжестью снега, но скоро она вновь выпрямится и займет прежнее положение. Обстоятельства Ваши в данный момент можно назвать лишь умеренно благоприятными. Если поведение Ваше будет отличаться сейчас умеренностью и сдержанностью, впоследствии Вы станете хозяином положения. В настоящее время по ряду причин, в том числе финансового порядка, Вы испытываете некоторое замешательство и беспокойство, но не тревожьтесь, скоро все изменится к лучшему. Если не отвергнете помощь других, желание Ваше исполнится. В дальнейшем финансовые дела поправятся.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ

для большей информации наведи мышку на название гексаграммы

№ 15 – Цянь. Смирение

[Свершение. Благородному человеку предстоит завершение]

I. В начале шестерка.
Смиренный из смиренных благородный человек.
– Надо переходить вброд через большую реку. Счастье!

II. Шестерка вторая.
Провозгласи смирение!
– Стойкость – к счастью.

III. Девятка третья.
Смиренному благородному человеку – трудиться над завершением дел.
– Счастье.

IV. Шестерка четвертая.
Возвысь смирение! Ничего неблагоприятного!

V. Шестерка пятая.
Если небогат, обратись к соседям.
Благоприятна необходимость совершить карающее нападение.

VI. Наверху шестерка.
И тогда (усыпив бдительность противника и завершив необходимые приготовления) благоприятно и нужно двинуть войско в [карательные походы] на [города] и страны.

НАЗВАНИЕ

Цянь (Смирение): скромные мысли и сдержанные речи; добровольно уступать дорогу; вежливый, скромный, простой, учтивый; сговорчивый, уступчивый, почтительный. Иероглиф изображает изреченное слово и знак единства, подразумевая слова, связанные с фактами.


ОБРАЗНЫЙ РЯД

Это время для смирения и близости к простым вещам и главным истинам. Преодолейте гордыню, избавьтесь от усложненности. Пусть Ваши слова будут простыми и понятными, а мысли – скромными. Добровольно занимайте подчиненное положение. Это приведет к успеху. Поступая таким образом, Вы освободитесь и сможете использовать силу своего соперника против него. Пользуйтесь оракулом, чтобы пребывать в согласии с естественным ходом событий. Пусть Ваши идеи будут четкими и ясными. В этой ситуации Вы связаны с силой Земли, помогающей избавиться от напряжения и скованности. Будьте подвижны и бдительны. Тщательно уравновешивайте все в своей жизни, чтобы избежать излишеств. Это время соединения, когда Небо движется навстречу Земле. Уменьшение избытка и смиренное служение рождает чувство внутреннего достоинства. Через смирение Вы можете прийти к свершению и достигнуть желаемого.

Независимо от вашего положения в обществе, смирение — обманчиво мощная сила. Если вы находитесь на высокой позиции, но остаетесь смиренным, окружающие будут поддерживать вас. Если ваш социальный статус низок, смирение позволит вам добиться более высокого статуса. Истинное смирение — это добродетель, которая приносит пользу всем, к чему все должны стремиться.

Самыми успешными людьми являются те, кто знает, как привести ситуации в равновесие. Такой человек стремится к сбалансированным и стабильным отношениям, а не к власти над другими. Смирение — это добродетель, которая позволяет вам балансировать в любой ситуации. Смиренные люди не являются жертвой иллюзий, которые возникают из-за собственной важности.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Высокомерные люди создают для себя ненужные препятствия, когда сталкиваются с важной задачей. Во-первых, беспокойство о том, как они будут восприняты или оценены, становится дополнительным препятствием для завершения задачи. С другой стороны, непритязательное отношение, которое сопровождает смирение, поддерживает способность уделять больше внимания деталям. В то время как самонадеянные люди беспокоятся о внешности или мнениях других людей, скромные люди концентрируются на том, что нужно сделать. Не предъявляйте претензий и не ставьте условий, и вы не встретите сопротивления.

Глубокое смирение — это подарок для всех.

Нет более печальной картины, чем человек впечатленный его собственной славой, красотой или блеском. Успех таких людей обычно недолговечен, потому что для поддержания положительных результатов требуется некоторая степень простой человечности. Одним из самых благородных достижений является то, когда человек, который, несмотря на большой успех, сохраняет свое смирение.

Остерегайтесь ложной скромности. Даже смирение может быть преувеличено. Люди в скромных позициях иногда используют ложную скромность как оправдание своей слабости или нерешительности. Истинное смирение не означает наличия скромных целей или незаинтересованности в деле.

Мудрые не стесняются принимать отчаянные меры, когда того требуют обстоятельства. Когда ответственный человек предпринимает смелые действия, он или она стараются совершить их не исходя из чувства собственной важности, а просто потому что того требует ситуация. В сложных ситуациях убедитесь, что объективность и ясность цели соответствует вашей позиции. И, как только битва будет выиграна, как почетный воин затеряйтесь обратно в толпе.

Строка 6 (верхняя строка)

Когда совершаются ошибки, и суждение ударяет так же внезапно, как северный ветер, обычно мы виним все вокруг. Те, кому не хватает смирения, немедленно поднимают свои щиты, тем самым скрывая истину от своих собственных глаз. Слабые обижаются и сжимаются в сомнении и жалости к себе. Но искренние и скромные рассматривают ситуацию как вызов, который нужно встретить — сначала, исследуя себя внутренне, чтобы определить свою роль в создании текущей ситуации, а затем, проявив мужество действовать решительно, но справедливо, исправляя ошибки. Смирение — истинный знак благородства и всегда сулит удачу.

До самой земли склонилась ветвь дерева под тяжестью снега, но скоро она вновь выпрямится и займет прежнее положение. Обстоятельства ваши в данный момент можно назвать лишь «умеренно благоприятными». Если поведение ваше будет отличаться сейчас умеренностью и сдержанностью, впоследствии вы станете хозяином положения. В настоящее время по ряду причин, в том числе финансового порядка, вы испытываете некоторое замешательство и беспокойство, но не тревожьтесь, скоро все изменится к лучшему. Если не отвергнете помощь других, желание ваше исполнится. В дальнейшем финансовые дела поправятся.

Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет правильного отношения к миру.

Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы. Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения.

Такое положение не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до завершения. В этом смысле в тексте говорится:

Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.

На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению.

Это понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение; с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает это так:

В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему надо переходить вброд через великую реку. Счастье.

На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения.

В результате оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит, но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение, или, как об этом говорит текст:

Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.

Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора» третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с «землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так, содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение.

Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все, что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример другим. Поэтому и в тексте говорится:

Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному человеку предстоит завершение [его дел]. Счастье.

Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему и в тексте сказано:

Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее смирение.

Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции, обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для действий, противоположных действию смирения, последнее все же является наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего ей. Это находит в тексте следующее выражение:

Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих. Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего неблагоприятного.

На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это выражено следующим образом:

Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости двинуть войска и пойти на города и царства.

Символ обозначает скорое наступление положительного периода в вашей жизни, указывает на грядущие позитивные перемены.

Вашу ситуацию можно назвать лишь частично благоприятной. Обстоятельства в вашей жизни сейчас лишь умеренно благоприятные. До самой земли под тяжестью снега склонилась ветка дерева, но вскоре снег растает, она снова выпрямится и вернется в свое прежнее положение.

Вы сможете стать хозяином положения, если в поведении будет достаточно сдержанности и умеренности, тогда вы полностью овладеете ситуацией.

Вы испытываете некоторое замешательство по ряду причин, в том числе по поводу финансов. Но беспокойство скоро пройдет, ситуация выправится, все изменится к лучшему.

Не отвергайте помощь окружающих вас людей, это позволит осуществить ваше желание.

В дальнейшем финансовые дела улучшатся и стабилизируются.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 15.Смирение

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Цянь — Смирение.

Иероглиф сочетает изреченное слово и знак единства, символизируя слова, связанные с фактами.

Сдержанные речи и скромные мысли и; добровольно уступать дорогу. Учтивый, вежливый, скромный, простой; уступчивый, сговорчивый, почтительный.

Смысловые связи гексаграммы 15.Цянь

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Это время для смирения и близости к простым вещам и главным истинам. Сейчас вы связаны с силой Земли, помогающей избавиться от напряжения и скованности. Это время соединения, когда Небо движется навстречу Земле. Преодолейте гордыню, избавьтесь от усложненности. Пусть ваши слова будут простыми и понятными, а мысли - скромными. Добровольно занимая подчиненное положение, вы освободитесь и сможете использовать силу своего соперника против него. Это приведет к успеху.

Пользуйтесь оракулом, чтобы находиться в согласии с естественным ходом событий. Пусть ваши идеи будут четкими и ясными. Будьте бдительны и подвижны. Тщательно уравновешивайте все в своей жизни, чтобы избежать излишеств. Уменьшение избытка и смиренное служение рождает чувство внутреннего достоинства. Через смирение вы можете прийти к свершению и достигнуть желаемого.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании пятнадцатой гексаграммы.

[Свершение. Благородному человеку предстоит завершение]

I. В начале шестерка.

Смиренный из смиренных благородный человек.

— Надо переходить вброд через большую реку. Счастье!

II. Шестерка вторая.

Провозгласи смирение!

— Стойкость — к счастью.

III. Девятка третья.

Смиренному благородному человеку — трудиться над завершением дел.

— Счастье.

IV. Шестерка четвертая.

Возвысь смирение! Ничего неблагоприятного!

V. Шестерка пятая.

Если небогат, обратись к соседям.

Благоприятна необходимость совершить карающее нападение.

VI. Наверху шестерка.

И тогда (усыпив бдительность противника и завершив необходимые приготовления) благоприятно и нужно двинуть войско в [карательные походы] на [города] и страны.