Есенин письмо матери анализ кратко. Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина. Средства художественной выразительности

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.

Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…

Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу

Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в старенький наш дом.

В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.

Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).

«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.


Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.

Литературовед А. Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет – «разговаривающим Есениным». Стихи этого периода многоголосы; не зная ответа на вопрос «куда несёт нас рок событий», поэт даёт право голоса своим героям: матери, деду, сёстрам, землякам.

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.

«Я сердцем никогда не лгу», - писал Есенин, и здесь он совершенно прав.

В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.

Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета. Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя. Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.

Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко». «Тая» - значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль. Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным. Диалектное слово «шушун» - женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. В русскую литературу шушун вошёл благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины», посвящённого няне Арине Родионовне Яковлевой. Но слово это получило широкую известность благодаря стихотворению С. А. Есенина «Письмо матери». Следует отметить, что в поздний период творчества Есенина в его лирике сильны пушкинские мотивы, поэт сам в этом признаётся: « …Меня всё больше тянет к Пушкину». Пушкинское начало присутствует и в анализируемом нами стихотворении. Сравним образ няни Пушкина и образ матери Есенина. Обе испытывают одно и то же эмоциональное состояние. У Пушкина в стихотворении «Няне» героиня сидит со спицами у окна и смотрит в забытые ворота «на чёрный отдалённый путь», её грудь «всечасно» теснят «тоска, предчувствия, заботы». Путь – это и символ судьбы лирического героя. В стихотворении Есенина мать часто ходит на дорогу. С обоими образами связаны мотивы тревоги, беспокойства, тяжёлых предчувствий, грусти и тоски, мотив ожидания.

В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» - это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.

4-ая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8-ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный». Обращаем внимание на существительное 3-го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.

Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом. «Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» - звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет». «Слишком ранняя утрата и усталость» - вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение. Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события. В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел». Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость.

Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве? Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво: «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь». Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.

Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери. Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.

Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.

Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются. Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».

Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.

Письмо к матери (1924)

Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери- Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома как единственного надёжного пристанища в этом страш­ном мире и культ матери как единственно родной и преданной души. Для любого человека мать - это и есть родина, начало всех начал.

В этом стихотворении поэт обращается к известной библейской теме - возвращению блудного сына. Но, в отличие от библейского сюжета, у Есенина речь идёт о возвращении сына не к отцу, а к матери, и к тому же возвращение - это всего лишь мечта, которая вряд ли сбудется:

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад…

Образ сада - символ детства и юности, куда воз­врата быть не может.

Сын разочарован в жизни, он потерял веру, ис­пытал «слишком раннюю утрату и усталость». Все мечты обманули, кроме единственной: «Чтоб ско­рее от тоски мятеяснои / Воротиться в низенькии наш дом».

У лирического героя стихотворения осталась по­следняя надежда, последняя опора в жизни:

Ты одна мне помощь и отрада,

Намеренно введены в стихотворение просторечные слова: старушка, избушка, шибко. Эта лексика по­могает читателю проникнуться атмосферой русской деревни, домашнего уюта, самобытности.

Эпитеты (вечерний несказанный свет; низенький наш дом), передают сыновнюю любовь и нежность к родному дому. В эпитетах словосочетания «в старо­модном ветхом шушуне» звучит душевная боль лирического героя, оттого что состарилась без него мать, и чувство вины перед нею.

Стихотворение имеет кольцевую композицию: мы видим практически полное повторение фразы в на­чале и в конце («Что ты часто ходишь на дорогу / В старомодном ветхом шушуне» - «Не ходи так часто на дорогу / В старомодном ветхом шушуне»).

Сознание своей вины перед матерью, надежда на её прощение знакомы очень многим людям, поэтому так трогают эти стихи.

Самые сокровенные чувства поэт выражает в про­стых, всем понятных словах.

Здесь искали:

  • письмо матери есенин анализ
  • анализ стихотворения письмо матери
  • анализ стихотворения есенина письмо матери

— писатель, который создавал милые сердцу простые произведения, где в каждой строке видна была его любовь к Родине. Однако не только русским просторам посвящал он свои работы. Имеется у него одно из прекрасных стихотворений, посвященных теме матери, теме родного дома, родительской любви и любви детей. Носит оно название Письмо к матери. Данное стихотворение похоже на исповедь перед матерью, которую сын не видел около восьми лет. Ровно столько Есенин не был в родных краях. И вот накануне своей поездки домой, рождается стихотворение Письмо к матери Есенина, которое мы проанализируем.

Письмо к матери краткий анализ

Создал свой очередной шедевр Есенин в 1924 году, используя такой жанр, как письмо. Вчитываясь в слова стихотворения, в каждую его строчку, слышим покаянные ноты, где риторический вопрос вначале произведения перетекает в разговор с матерью по душам.

Лирический герой обращается к родной матери, говоря о том что он жив. Пишет он потому что дошли до него слухи, что мать переживая за него, часто выходит на дорогу, вглядываясь вдаль чтобы увидеть там родного сына. Герой представляет, насколько сильно за него переживает мать, узнав о его разгульной жизни. Ей постоянно кажется, что кто-то в грудь сына рано или поздно всадит нож.

Но не все так плохо. Несмотря на разгульную и пьяную жизнь, душа его осталась такой, как и прежде. Она нежная, мечтающая воротится в родительский дом, где давно мама на рассвете будила сына и было это восемь лет назад. Герой Есенина пишет в письме к матери, что он не такой уже и пропойца, чтобы умирать не увидев родную мать.

Далее герой рассуждает о своей жизни. Он пишет, что рано испытал утрату, устал и просит не будить то, что не сбылось и уже не вернуть. Возврата все равно нет и не будет. Мать же для него отрада, надежда на лучшее, некий луч света.

Анализируя стихотворение, чувствуется огромная сыновья любовь, и пусть сын непутевый, он переживает за свою мать. Может поэтому автор и просит родного человека забыть тревоги, грусть и не ходить на дорогу в шушуне.

Послушать стихотворение. Исполняет К. Шульженко

Сергей Александрович Есенин… "Письмо матери" - стих этого замечательного творца отечественной поэзии, который, безусловно, заслуживает особого внимания.

В самом имени поэта может послышаться что-то ясное, душевное, чистое, русское. Таким и был Сергей Александрович: русский парень с волосами цвета пшеницы, с голубыми глазами. Его стихи, как и он сам, милы и просты. Буквально в каждой строке можно услышать нежную любовь к родине, её просторам. Его стихи согревают душу любого читателя, никого не оставляют равнодушным. Любовь поэта шла прямо из его сердца, будто из глубины самой России.
Одно из его чудесных стихотворений - «Письмо матери». На нем мы и остановимся подробнее. Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» начнём с обращения к его истории создания, ведь порой без неё нельзя до конца прочувствовать написанные строки.

1924 год (когда было написано стихотворение) - это время относится к последнему периоду творчества поэта, который считается наивысшей точкой мастерства Есенина. Это своеобразное подведение итогов всему.

«Письмо матери» посвящено и одному конкретному человеку, и всем матерям, и Родине.


Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» подразумевает более подробное его рассмотрение. Произведение отличается кольцевой композицией, а это значит, что фраза практически полностью повторяется в начале и в конце. Такое построение говорит о логической завершённости мысли, оно усиливает некоторые смысловые акценты.

Первые две строфы являются завязкой. Она служит неким предисловием к самому стихотворению. Третью строфу можно считать развитием сюжета. Здесь заметим и эмоции, и даже трагизм. Четвертая строфа является кульминацией, показывающей настоящие чувства, которые испытывает герой к своей матери. Становится понятно, что, несмотря на все жизненные невзгоды, человек помнит о своей маме, знает, кому обязан жизнью. Далее сюжет развивается по нисходящей интонации (с пятой по восьмую строфы). Здесь мы увидим некоторые воспоминания из прошлого, подробное описание чувств героя. Последняя строфа является итогом, подведённым после всего вышесказанного.

Чтобы грамотно выполнить анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», необходимо выделить главные образы - это, безусловно, герой и его мать. Можно отметить ещё и образ сада, символизирующего весну и детство поэта, и образ дороги (жизненный путь).

В стихотворении использовано большое количество различных выразительных средств. Одним из них является риторический вопрос, который открывает «письмо»: «Ты жива ещё, моя старушка?». Вопрос является риторическим, потому что не требует ответа. Далее следуют строки «жив и я», соответственно, автор заранее знает ответ на заданный вопрос. Скорее, это указание на переживания героя, касающиеся здоровья матери, тоску по ней.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно любить свою мать. Необходимо навещать её, уделять внимание, пока есть такая возможность. Ни в коем случае нельзя о ней забывать, ведь материнское сердце переживает, ждёт, тоскует. Герой за долгое отсутствие, за свою разгульную жизнь, за кабаки, за драки. Главное, вовремя осознать свои ошибки и попросить прощения у самого близкого и родного человека. Именно мама - это тот человек, который будет любить тебя всю жизнь, несмотря ни на что. Ну и, конечно же, нельзя не выделить образ Родины. Он тоже является ключевой идеей. Любить Родину, восхищаться ею, помнить всегда и везде - на такой патриотический лад настраивает читателя поэт.


Всё-таки остановимся на том, что стихотворение Есенина «Письмо матери» представляет нам двойственный образ героини. Перед нами и один человек, и Родина, любовь к которой начинается именно с любви к родной матери.
Сергей Александровичу Есенин очень любил свой дом, свою маму, поэтому сумел передать все чувства подлинно.


На этом анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» можно считать завершённым, ведь мы раскрыли его основные моменты и идеи.