Как происходит соборование в церкви. Как приготовиться к Соборованию: простые правила

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Если у вас возникает вопрос: "Что такое соборование и как оно проводится?", рекомендуем потратить немного времени и прочесть нашу статью: здесь вы сможете найти полноценный ответ. Также вы узнаете, что говорится в Евангелии о елеосвящении, как к нему подготовится и что после его проведения нужно делать с маслом и зерном.

Обряд соборования. Его предназначение

В христианской традиции существуют некоторые таинства, которые очень важны для верующих. Одним из таковых можно считать соборование, или елеосвящение. Истоки этого обряда уходят еще в евангельские времена, однако сам ритуал в сегодняшней интерпретации значительно изменен.

Чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует узнать, в чем его предназначение. Главная цель таинства - это исцеление. Причем исцеление не только телесных недугов, но и душевных. Также во время обряда происходит отпущение грехов, о которых человек мог забыть и не исповедаться. Считается даже, что соборование в чем-то сродни исповеди.

Это таинство называется по-разному. Изначально это было елеосвящение, так как для обряда использовался елей, которым помазывался человек. В дальнейшем его стали называть не иначе, как таинство соборования. А все дело в том, что исполняют обряд несколько священников (семь), т. е. собор.

Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда

В чем же суть соборования? Чтобы разобраться, необходимо углубиться в историю. Как уже упоминалось, истоки таинства следует искать в евангелиевском времени, в частности речь идет о периоде, когда жил Иисус Христос. Его действия по исцелению больных и нашли свое отражение в обряде соборования, или елеосвящения. В дальнейшем такие чудесные деяния продолжили его апостолы.

Первые обряды исцеления происходили путем возложения рук, однако через некоторое время в послании, который написал апостол Иаков, можно было прочесть, что болящий может позвать служителей церкви, чтобы они помолились и помазали его елеем во имя Господа. Если страждущий человек имеет веру, то он исцелится, и все грехи простятся ему (имеется в виду те, о которых он забыл). В современном варианте таинства возложение рук заменилось помазыванием елеем, а в память о старинном обряде на лоб больного кладут Евангелие.

Первые процедуры елеосвящения на Руси были совсем несложны, читались всего лишь псалмы и несколько молитв. К тому же обряды проводились в основном дома. Лишь с шестого века это таинство начало приобретать тот вид, который оно имеет сейчас.

Когда проводится соборование

Что еще нужно знать о таком обряде, как соборование? Как пройти его. Когда именно оно проводится. Для больных прихожан, которые не могут посетить храм и выстоять службу, разрешается проведение ритуала на дому в любой из оговоренных со священнослужителями дней.

Существуют также традиционные дни соборования. Они припадают на время Великого поста или Рождественского. Обычно это не один день, а несколько, так как желающих исцелить душу много. Обо всем этом следует узнать в выбранном храме, так как еще и не во всех проводятся подобные таинства. К слову сказать, узнавайте наперед и о том, чтобы перед соборованием не проводилась вычитка одержимых, так как это совсем не приветствуется.

Кто может собороваться?

Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. Собороваться может каждый христианин, достигший семилетнего возраста. Более младшим этот ритуал проходить не разрешают. Однако некоторые священнослужители считают, что в исключительных случаях, когда ребенок болен, это вполне уместно.

Также нельзя проходить соборование женщинам во время критических дней. Поэтому, если все же так случилось, то лучше воздержаться от этого обряда.

Многие люди уверены, что к этому таинству прибегают в случае, когда человек лежит на смертном одре. На самом деле это не так. Обряд проводят не только над человеком, который болен или в скором времени покинет сей бренный мир. Ведь что такое соборование (как пройти этот обряд - обсудим чуть ниже)? Это не последняя исповедь и отпущение грехов перед переходом в мир иной, и уж тем более не отпевание, Боже упаси! Да, в первую очередь это таинство проходят болящие, однако при проведении ритуала на дому священным елеем помазывают не только того, кто в этом особо нуждается, но и всех домочадцев, благословляя их. Поэтому не стоит подвергать себя страху о скорой кончине. Очень многие болящие после соборования поправлялись или им становилось значительно лучше. Умершие же уже христиане и те, кто находится без сознания, к таинству не допускаются.

Итак, как уже упоминалось, собороваться могут совершенно однако не чаще, чем раз в год (обычно в Великий Пост). Это таинство освобождает от забытых грехов, а также лечит от душевных болезней. Но следует помнить, что само соборование не заменит

Подготовка к обряду

У некоторых верующих возникает вопрос перед тем, как пройти соборование: как готовиться к этому обряду? Особых приготовлений не требуется. Однако верующий перед таинством должен причаститься и исповедоваться. То же самое необходимо сделать и после завершения обряда. Как видим, исповедь является неотъемлемой процедурой. Если вы вдруг решили, что все грехи будут отпущены, стоит лишь пройти соборование, то это не так. На самом деле человеку следует искренне раскаяться в том, что он когда-нибудь что-нибудь неосознанно совершил.

Также перед соборованием священнослужители подготавливают специальные предметы, которые понадобятся во время таинства. Человеку же, который пришел в храм, следует приобрести свечу. Поститься не обязательно (кроме тех случаев, когда соборуются во время Великого поста).

Что необходимо для совершения обряда

Обычно для проведения обряда в домашних условиях и в храме необходимы следующие предметы:

  • покрытый чистой тканью (скатертью) столик (в церкви используется аналой);
  • зерна пшеницы (допускаются и другие злаки), помещенные на блюде (символизируют саму жизнь, а также обновление, как физическое, так и духовное);
  • сосуд для освящения елея;
  • семь свечек;
  • семь палочек, которые нужно обернуть ваткой;
  • растительное масло (обычно оливковое, которое для древних имело особую ценность);
  • немного красного вина (символизирует кровь Господню).

Помимо этого священнослужитель использует Евангелие и крест. Как видим, все же необходимо подготовить некоторые предметы, чтобы провести соборование. Как готовиться человеку, который хочет пройти это таинство, написано выше.

Проведение обряда в церкви

Таинство соборования традиционно проводят в храме (исключение - немощные верующие, которые не могут прийти из-за болезни). Обряд совершают семь священнослужителей, однако допускается и один в особых случаях. Почему именно семь? Вся суть в том, что во время обряда именно столько раз зачитываются тексты из Апостола, Евангелия, а также молитвы. Семь раз соборующийся помазывается священным елеем.

Перед тем как начнется обряд, все прихожане должны зажечь свечи. Само соборование в храме делится на три части (условно):

  • пение молебное;
  • освящение елея;
  • помазание елеем.

В первой части идут песнопения и молитвы, а также перечисляются поименно те, кто пришел на соборование. Начинается таинство со слов “Благословен Бог наш…”, далее процесс представляет собой укороченную утреннюю службу, которую совершают в то время, когда длится пост. К слову сказать, современные требники совсем не похожи на древние, и некоторые молитвы значительно отличаются (да и сам обряд тоже). Возможно, именно поэтому и возникли некоторые устойчивые предрассудки.

Во второй части освящается елей для помазания. Для этого следует смешать вино и растительное масло в отдельном сосуде. Вино обязательный компонент, так как оно символизирует кровь Господню, пролитую ради спасения человечества Иисусом Христом. Затем следует зажечь семь свечей, и священнослужитель должен прочесть специальную молитву для освящения елея.

И в завершение происходит помазывание соборующихся. В это же время читаются Апостолы, Евангелие, краткая ектенья, а также специальная молитва, в которой говорится о прощении и исцелении.

Последняя часть совершается семь раз, но каждый раз читаются совершенно разные отрывки из Евангелия и Апостолов. В самом конце, после семикратного помазывания, все прихожане окружают священнослужителей. Последние произносят молитву и кладут на каждого открытое Евангелие. Затем идет целование этой священной книги, а после - ектенья и поклоны прихожан. На этом таинство закончено.

Проведение обряда в домашних условиях

Обычно проводится в церкви даже над болящими. Однако если нет возможности прийти в храм и там совершить обряд, то священники могут посетить больного на дому. Обряд проходит практически так же, как и в храме. При таинстве могут присутствовать все родные, во время ритуала их также помазывают священным елеем.

Что необходимо делать после соборования

После соборования верующий должен причаститься, а также он может забрать домой злаки, которые использовались во время таинства, и священный елей. Дома все это можно добавлять в малых количествах в пищу. Елеем же крестообразно помазываются больные места.

Обратите внимание! Если до следующего соборования у вас остался елей и злаки, то их нужно сжечь, а пепел закопать в месте, где почти никто не ходит. Также можно отдать остатки в храм, чтобы их там сожгли (в некоторых имеются специальные печи для уничтожения ветхих предметов ритуала). Следует заметить, что в древности все, что оставалось от соборования, не отдавалось прихожанам, а сжигалось. Даже сейчас в некоторых церквях елей и пшеницу могут отдать, только если специально об этом просил тот, кто соборуется.

Прихожане, которые прошли обряд

Те прихожане, которые сознательно, с глубокой верой и раскаянием прошли таинство соборования, отмечают значительное духовное облегчение. Что же касается физического исцеления, заметим, что вовсе не обязательно оно случается сразу же после обряда. Однако в дальнейшем, если верить словам прихожан, ставших свидетелями чуда, человек вполне может исцелиться, особенно если регулярно молиться. Тут главное - не забыть о Господе, о своих грехах, которые и привели к физической немощи.

После таинства очень многие, особенно те, кто болен душевно, чувствуют успокоение и заступничество Всевышнего. Ежели кому суждено было после обряда покинуть этот мир, то они успевали благословить родных (кроме очень тяжелых случаев) и с умиротворенной душой отойти.

Отличие миропомазания и соборования (елеосвящения)

Надеемся, теперь вам понятно, как проходит соборование. Однако существует очень сходное с елеосвящением таинство - миропомазание. Суть обоих обрядов заключается в помазании священным елеем, однако соборование свершают чаще над болящими верующими (духовно или физически). Миропомазание же совершают единожды в жизни, сразу после крещение человека или если он перешел в православие из другой конфессии.

Также помазывают прихожан святым елеем во время Всенощной, однако это не считается отдельным таинством, а лишь частью богослужения.

Мифы о соборовании

Если вы уже поняли, как проходит соборование, давайте обсудим некоторые аспекты этого таинства, о которых может сложиться неверное впечатление. К примеру, как уже упоминалось, некоторые считают, что этот обряд выполняется только над умирающими, следовательно, он каким-то образом ускоряет кончину страждущих. Конечно, это все не так на самом деле.

Это совсем не последнее таинство, однако здоровый человек собороваться должен не чаще раза в год. Для находящегося на смертном одре обязательно нужно пройти три таинства - исповедоваться (если он в состоянии), причаститься и собороваться. Возможно, именно поэтому и возник этот миф, но никто же не говорит, что исповедь только для умирающих? Поэтому и соборования не стоит опасаться, ведь помимо телесных болезней есть еще и душевные, которые также исцеляются. А также происходит отпущение грехов, о которых не сказали или забыли.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что такое соборование и как оно проводится. В заключение можно сказать, что это очень важный обряд для верующих, так как идет полное прощение всех забытых грехов, а также духовное и физическое исцеление. Конечно, это возможно только при условии искреннего раскаяния и наличии веры в силу и всемогущество Всевышнего.

Что касается действительного отпущения грехов, здесь есть оговорка. Если вы утаили что-то на исповеди (а соборуются только после нее), то прощения таким деяниям или мыслям не будет. Грехи должны быть действительно забыты человеком - вольно или невольно. Тот же, кто регулярно исповедуется, проходит таинство соборования (и не только), может помочь не только себе, но и другим людям, которые состоят с ним в родстве. Таким образом, обращение к Господу в молитве и надежда на его милость, посещение церкви и анализ своей жизни и поступков поможет спастись и очистится от грехов.

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви - таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Соборование: прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения . Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.


Из глубины веков

Таинство Елеосвящения , как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств ? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию , и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Мы находимся внутри периода, который называется Великим постом. Внутри же поста есть свои особенности, обычаи, традиции. И в частности, есть одно такое правило: во время поста прибегают к таинству соборования. О том, что это такое, когда нужно это делать и всем ли нужно, или собороваться надо только перед смертью – есть такая распространенная точка зрения, мы сегодня и говорим. На вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

— Отец Игорь, думаю, что начать нужно с самого простого вопроса. Когда проводится соборование? В каких случаях человеку оно необходимо?

— Соборуется человек, когда болеет, когда ощущает себя больным. Но, конечно, речь идет не о насморке. Каждый христианин соборуется раз в год, например, Великим постом. Потому что соборование – это как раз то молитвословие, в котором мы просим Господа простить нам наши забытые грехи.

— А как готовиться к соборованию?

— Классически это выглядит следующим образом. Сначала человек исповедуется – (называет) те грехи, которые он помнит и еще не исповедовал. Потом соборуется. А потом (на ближайшей Литургии) причащается Святых Христовых Таинств.

— То есть, если я правильно понимаю, когда мы говорим о соборовании, мы имеем в виду, что большинству из нас соборование по «медицинским» духовным показаниям положено?

— Ну, здесь скорее все же не медицинские, а духовные показания. Те, которые сподвигают нас к желанию быть здоровым не только телесно, но и духовно.

— В каких случаях соборование проходит в храме? в каких случаях соборуются дома?

— Соборование не всегда проходит в храме. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Соборование – таинство, которое совершается и на дому, и нет никакой разницы.

— Скажите, а детей нужно соборовать? Младенцев до 7 лет?

— Таинство соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Поэтому младенцы – дети до 7 лет – не соборуются, так как им Господь и так прощает их согрешения, если они есть. Если же ребенок уже достиг 8-летнего возраста, то здесь уже по благословению духовника семьи он может быть соборован. Но обычно соборуют после 16-18 лет.

— Бытовой вопрос, если позволите. После соборования остается масло, которое использовалось в этом таинстве. А что с этим маслом потом делать? И зачем оно вообще нужно?

— Этим маслом можно помазываться (например, помазывать больные места), можно добавлять его в пищу, когда готовим суп или какое-то другое блюдо. Можно себя благословлять этим маслом, начертывая крест на лбу. Самое главное – что оно должно быть употреблено с благоговением и молитвой.

— А хранить его можно в совершенно обычных условиях? Никаких специальных требований нет?

— Требования те же самые, как и к хранению любой святыни. Это должно быть с благоговением, в достойном месте. И чтобы об этой святыне не забыли, как это иногда бывает…

— Отец Игорь, можно напоследок вопрос о названии? Само слово соборование – что означает? Оно похоже на слово собор. Речь идет о здании церкви? О собрании людей? Почему таинство так назвали?

Соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. В требнике написано, что семь священников должно собраться и совершить это таинство над болящим. Семь священников – это не всегда выполнимо, бывает, что и один священник все совершает. Но название, тем не менее, именно отсюда – от собрания.

Церковь уже не играет в жизни современных людей настолько значимую роль, как это было еще во времена наших дедов и прадедов. И все же даже мы, дети нового времени и члены современного общества, несмотря на всю свою ежедневную занятость и типичный скепсис в отношении к духовному, знаем, что то место – твердыня стабильных, вечных ценностей. Причем место в данном случае – понятие не столь географическое, сколь символическое, а потому может присутствовать как на карте города, так и в душе. А в душе практически каждый из нас все равно понимает, насколько важны церковные традиции. И отдает себе отчет в том, что их возникновение и сохранение не просто не случайно, но несет в себе глубокий, истинный смысл. И пусть большинство затрудняется объяснить, в чем заключаются церковные таинства и вряд ли помнит их наизусть, но о существовании таких ритуалов как Причащение, Исповедь и Соборование слышали все. Даже те, кто ни разу не принимал церковных таинств, признают их важность для людей верующих. А верующий – все равно что знающий, и это уже повод с уважением и вниманием отнестись к таинствам церкви.

Существует много таинств в церкви, но только семь из них именуются Великими. И даже среди них не все известны широкому кругу людей. Например, Венчание и Крещение находятся на слуху, и многие из вас или ваших знакомых наверняка принимали их сами. Что касается Соборования, то это таинство тоже относится к списку Великих Таинств. Но оно менее известно в силу своего содержания и особенностей проведения. Тем не менее, Соборование до сих пор проводится и в церкви, и на дому, и продолжает помогать многим верующим людям вернуть силу, желание жить и славить Господа. И даже в том случае, если вы слышите о нем впервые, в каком бы возрасте это ни происходило, если ваша душа потянулась в церковь и попросила о таинстве – это знак. Знак не отказывать ей, а посвятить время и силу узнаванию, изучению и подготовке к таинству. Потому что именно для души оно и совершается, и, возможно, именно Соборование – больше, чем некоторые другие таинства. А для того, чтобы вам легче было подготовить себя к Соборованию внутренне и внешне, прочтите наши советы. Прочтите спокойно и вдумчиво, лучше всего в тишине и одиночестве. Пусть каждая деталь ритуала отзовется в вас и вы поймете, что ни одна из них не случайна, каждая имеет свой глубокий смысл и выполняет определенную роль – как в подготовке, так и в проведении Соборования.

Что такое таинство Соборования
Соборование, или иначе - Елеосвящение, - это одно из семи Великих, то есть важнейших таинств православной церкви. Основал его еще сам Иисус, который сам исцелял страждущих людей и учил этому своих апостолов. Иаков сказал об этом в своем Послании (Иак. 5, 14-15): «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Проанализировав этот фрагмент Евангелия, мы уже получим часть ответов на свои вопросы о Соборовании. Действительно, это таинство совершается над тем, кто болен. Но болезнь подразумевается не только (и не столько телесная), сколько душевная и духовная. Вот почему неверно считать (а такое мнение бытует в народе), что Соборование совершается исключительно перед смертью. Как раз наоборот: Соборование нужно людям живым и стремящимся жить, но жить не как попало, а в мире и гармонии с собой, честно и в согласии с окружающими. И если вы почувствовали, что этот хрупкий баланс нарушен по вашей же вине – это уже повод обратиться к духовнику. Но в любом случае, не помешает проходить Соборование раз в год – лучше всего во время Великого Поста, ведь это время как никакое другое располагает к смирению и покаянию.

Если человек ощущает себя нездоровым, если его мучает уныние и/или гнетут тяжелые мысли – это тоже показание к Соборованию. Согласно Церкви, подобные недуги – это следствие совершенных нами грехов, и только с помощью Соборования можно излечиться от них. Причем не только тех грехов, которые мы помним и которые давят на нашу совесть, но и те, о которых мы могли вовсе позабыть по причине их кажущейся незначительности. На этот счет даже существует древняя притча о юноше, который просил отпустить ему лишь большие грехи, умолчав о мелких прегрешениях. Тогда духовник велел молодому человеку отправиться на пустырь с пустым мешком и набрать в него камней, но только самых маленьких, не трогая крупные валуны. Юноше следовало наполнить мешок мелкими камешками до краев, и когда он выполнил задание, то попросту не смог сдвинуть отяжелевший баул с места, придя к наставнику с пустыми руками. Тот пояснил несмышленышу, что не только крупные, но и мелкие камни, то есть грехи, имеют большой вес, если накапливаются в большом количестве. Так вот, Соборование призвано отпустить прихожанину все грехи, большие и малые, изгнать всех демонов, терзающих его душу и плоть. После этого страждущий обязательно почувствует облегчение, успокоение и умиротворение.

По правилам, Соборование проводят вместе семь (это число вообще обладает в православной традиции особенной силой) или хотя бы несколько священников. Отсюда и название таинства, ведь получается своеобразный Собор, когда священнослужители собираются вместе для совершения обряда. Сила их молитвы тоже объединяется и помогает страждущему быстрее излечиться. Более того, среди них незримо присутствует сам Христос, своей рукой и волей помогая совершаться таинству. Но современная церковь идет навстречу своим прихожанам и понимает, что в сегодняшних условиях соблюдение этого правила возможно далеко не всегда, особенно, если соборование происходит на дому у заболевшего человека. В этом случае Соборование может совершить и один опытный священник, но он все равно прочтет ровно семь определенных фрагментов текста Евангелия и Апостола. А затем совершит очень важное для этого Великого таинства действие: помажет прихожанина елеем, то есть церковным маслом, смешанным с освященным вином. Молитвословия, произносимые во время Соборования о постели больного, повествуют о милосердии и сострадании, о вере в Господа и его страданиях, о покаянии и последующем исцелении. И помазание тоже происходит семь раз – после каждого фрагмента молитвы.

Соборование может проводиться и на дому (со специального разрешения архиерея), если у прихожанина недостаточно слабеющих сил, чтобы самому прийти в церковь. Но часто происходит оно и в храме, хотя, в отличие от Крещения или Венчания, и не требует определенных внешних условий, оборудования и/или обстоятельств. Детям младше семи лет собороваться ни к чему, церковь не проводит над ними это таинство, потому что Господь и так прощает им все детские прегрешения. Начиная с 8 лет, по желанию родителей, чадо может собороваться, если будет благословлено на это духовным лицом. Но в большинстве случаев Соборование проводится над лицами с 16, а то и 18 лет. В этом возрасте человек уже в состоянии осознавать свои грехи, испытывать муки совести и желание покаяться, а также связанные с этим недуги, излечить которые призвано Соборование. И все же, несмотря на столько благосклонностей, сопутствующих этому Великому таинству, Соборование имеет свои строгие правила и требования, без соблюдения которых оно не может быть проведено. И немалую часть их занимает даже не сам процесс Соборования, проведение которого лежит уже на священнике, а подготовка к проведению таинства, которую должен пройти сам прихожанин.

Подготовка к Соборованию и проведение Соборования
Так уж повелось, что большинство наших соотечественников обращаются к таинству Соборования в период Великого поста. Возможно, некоторые просто не знают, что Соборование можно пройти и в любое другое время – тогда, когда вы почувствуете в этом потребность. Но ежегодное совершение Великого таинства, во время Поста или в другое время, можно считать своеобразной «профилактикой» души, защищающей ее и дающей силы для праведной жизни. Например, общее (то есть коллективное для многих прихожан) Соборование вы можете принять в своем храме на Крестопоклонной седмице, вечера накануне Великого Четверга и Великой Субботы во время Страстной недели тоже традиционно считаются временем для Соборования. И не забывайте, что Соборование крайне редко проводится заочно (только в исключительных случаях: посмертно, над больными в бессознательном состоянии, буйными и т.п.), поэтому присутствовать при таинстве вы должны лично. А отправляясь в церковь, воспользуйтесь такими подсказками:

  1. Исповедь обычно предшествует Соборованию. Покаявшись, то есть, очистив свою душу искренним покаянием, человек оказывается лучше подготовлен к принятию Соборования. И, хотя никакого специального приготовления к Соборованию вообще-то не требуется, но предварительная исповедь будет не только полезной, но и вполне логичной в этом случае. На Исповеди будут отпущены грехи, в которых вы покаялись сами, а Соборование очистит вас о ненароком забытых прегрешениях. Но не думайте, что формальное перечисление грехов справится с задачей. К Исповеди нужно приходить в особом состоянии души, верить и надеяться на отпущение грехов, уповать на милость Господа, но ни в коем случае не допускать в сердце гордыню.
  2. Соборование , происходящее в храме, - это тоже своеобразное испытание на чистоту помыслов. Находясь среди других прихожан, вы должны ощущать собственное смирение и то, что вы – лишь часть большого мира. С тим внутренним настроем вы пройдете все три части Соборования. Сначала услышите пение молебнов – в нем вы может узнать знакомые молитвы, и это не удивительно: ведь звучит немного сокращенный вариант утрени, которая поется в дни покаяния и Поста. Это и начальные утренние молитвы, и 142-ой псалм, и ектенья. Но вместо «Бог Господь» во время Соборования поется «Аллилуйя». Обязательно поются покаянные тропари, 50-й псалом и Канон «Моря чермную пучину». Только после этого священник испрашивает у Господа исцеления для больного (страждущих прихожан).
    Елей, то есть масло для Соборования, приготовляется и освящается после чтения этих молебнов и является переходом ко второму этапу Таинства. А затем происходит его суть: произносится Евангелие и Апостол, читается молитва о больном, которого крестообразно помазывают освященным елеем. Помазание происходит в строго определенных местах на теле: это чело (лоб), ноздри, ланита (щеки), уста, перси (грудь) и обе руки. Во время помазания звучит обращение к Богу Отцу, Богородице и другим святым с просьбой об исцелении. В этом и заключается ритуал и порядок проведения Соборования, и эта последовательность действий совершается, как уже было сказано выше, ровно семь раз. Следствием становятся два божественных Дара, посылаемых людям свыше. Первый Дар – телесное и духовное исцеление, второй Дар – отпущение грехов.
  3. Елей и пшеница являются материальными атрибутами проведения таинства Соборования. Кроме них, используются крест и, конечно Евангелие. Эти предметы, в том числе большое блюдо с пшеницей располагаются посреди застеленного стола, присутствующего в помещении, где происходит Соборование. Разумеется, как и любые ритуальные предметы, все эти компоненты Таинства не случайны. В частности, пшеница символизирует новую жизнь, которая наступит после выздоровления и/или всеобщего воскресения в будущем. Евангелие и Крест – это символы самого Иисуса. А масло, смешанное с вином, наливается в сосуд подобно тому, как это происходило в притче о самарянине (см. Лк 10, 34). Таким образом, каждый элемент Соборования играет свою важную роль для процесса Таинства и его эффективности в исцелении больных.
    Сами больные, проходящие Соборование, и их родственники, которые могут и даже должны присутствовать при таинстве для усиления молитвы, нередко не знают, что делать с этими реликвиями после совершения таинства. Служители церкви говорят, что мало можно использовать дома для благословения детей и близких, смазывать им больные места и с благоговением хранить как святыню. Что касается зерен пшениц, то относительно их нет специальных указаний в Святом писании, поэтому не запрещается использовать их на свое усмотрение: хранить дома, прорастить или даже истолочь и использовать в пищу. Главное, чтобы отношение и к пшенице, и к елею было соответствующим: уважительным и благоговейным, а масло наносилось на тело крестообразно и с молитвой.
  4. Причащение Святых Христовых Таинств происходит на ближайшей Литургии после Соборования в храме. Никто не может обязать вас посетить его, но все же лучше не упускать такой возможности, ведь это поможет достойно пройти таинство Соборования, правильно завершить его и размыслить о своей жизни, о своих грехах и себе самом. Тем более, что исцеление тела и души происходит именно через Господню благодать и Дары Святого Духа, не случайно освящается елей для Соборования. Приближаясь к Чаше во время Причащения, не спешите и не стремитесь обойти и/или обогнать окружающих. Вместо этого продолжайте мысленно молиться, каяться и благодарить Господа. Затем примите Тело и Кровь Христа, как это предписано таинством Причащения (Евхаристии). И знайте, что в отельных случаях Причащение можно пройти не после, а до Соборования – если на то есть особые жизненные обстоятельства и разрешение духовного лица.
  5. Елеосвящение и Миропомазание не следует путать между собой. Действительно, во время обоих этих таинств происходит помазание освященным елеем. Но во время Соборования помазание исцеляет больного, тогда как таинство Миропомазания происходит после Крещения и/или принятия в Православие представителя другой конфессии. Миропомазание может совершаться и отдельно, символизирую новое рождение после Крещения. Кроме того, помазание священным елеем происходит и во время Всенощной, но оно является лишь частью богослужения не может считаться Таинством.
  6. Запрет собороваться налагается на женщин во время менструации – они не допускаются ни к этому, ни к любому другому Таинству. В остальном Соборование проводится тогда, когда оно необходимо и только частные случаи могут быть противопоказанием к нему. Хотя в целом – это одно из самых доступных и допустимых Таинств церкви. Впрочем, принимать его чаще раза в год необходимости нет, особенно, если другие Таинства вы принимаете регулярно и посещаете храм. Но не забывайте, что Соборование не влияет на законы физики и химии, не может кардинально изменить биохимию человеческого тела. С одной стороны, это значит, что за Соборованием следует обращаться лишь в случае действительно серьезного и тяжелого недуга (то есть, насморк или больной зуб к ним не относится, а вот длительная депрессия - вполне). С другой стороны, это говорит о том, что Соборование не может заменить медицинского осмотра и врачебной помощи тогда, когда она необходима для спасения жизни и здоровья человека на физиологическом уровне.
Соборование – одно из Великих Таинств, которое помогает в борьбе с физическими и душевными недугами тем, кто искренне раскаивается в своих грехах и верит в силу Божественного исцеления. Такому человеку прощаются даже забытые грехи – но именно забытые невольно, а не сознательно утаенные от исповеди! Зато по-настоящему раскаявшегося грешника Господь милует вплоть до седьмого колена, а значит, готовясь и проходя Великое Таинство, мы помогаем не только себе, но нашим близким, лечим и очищаем свой род, даже тех его членов, кто еще не родился на свет. Не давайте своей душе накапливать грехи, даже мелкие (на ваш взгляд), чтобы не засорять ее, не заставлять ее слабеть и болеть. Регулярно обращайтесь к Соборованию и другим Великим Таинствам, анализируйте свою жизнь и поступки, молитесь о прощении и уповайте на милость Господа. Это даст нам надежду на спасение души и благопристойную, благополучную жизнь. Бог вам в помощь!

Елеосвящение (соборование) является одним из семи церковных Таинств. В Елеосвящении участвую несколько священников, поэтому это Таинство носит название соборования — от слова «собор». Я услышала от своей знакомой, что каждому православному христианину необходимо пройти соборование, и это очень важно. Но она не смогла мне объяснить почему. В статье я вам расскажу, что такое соборование в церкви, для чего проводят это Таинство, что оно дает человеку. Мы выясним правила подготовки к обряду, перечень читаемых молитв и опасные суеверия. Я лично слышала, как люди опасались проходить обряд соборования из-за страха перед смертью.

Смысл соборования

Давайте разберем, для чего православному необходимо Елеосвящение. Во время Таинства священник освящает лоб освященным маслом, вследствие чего верующий обретает божью благодать и душевное исцеление. Вместе с душевным исцелением человек обретает и телесное, так как источником любой болезни является грех. Пример первого Елеосвящения мы можем найти в евангелии. Когда к Иисусу принесли парализованного (расслабленного) человека, он отпустил ему грехи и сказал:

Конечно, не все телесные недуги являются следствием грехов, но большая часть именно от этого и происходит. Поэтому и проводит церковь Таинство соборования, чтобы отпустить грехи и помочь в исцелении болезней.

Таинство соборования не заменяет и не отменяет Таинство исповеди.

Возникает вопрос, неужели исповедь не отпускает наши грехи? На это отцы церкви поясняют, что человеку не всегда известны все грехи, которые он совершил. Бывают и неосознанные грехи, которые скрыты от понимания. Именно из-за этого человек не в состоянии произвести истинное покаяние. Во время Таинства Елеосвящения за человека просит собор священников, ходатайствует перед Господом о помиловании.

Какие грехи прощаются при соборовании:

  • старые забытые грехи;
  • совершенные в неведении;
  • неизвестные человеку грехи.

Перечисленные грехи отпускаются человеку во время Таинства соборования. Если человек находится в тяжелом состоянии из-за болезни и не может покаяться, соборование снимает с него все грехи. Елеосвящение всегда проводят в случае тяжелого смертельно опасного недуга, чтобы человек не умер без покаяния. Это очень важный церковный обряд, который имеет глубокий духовный смысл.

Елеосвящение — это всецелое исцеление человека.

По окончании Таинства следует причаститься Святых Тайн Христовых. После обряда у человека остается освященное масло, которое можно использовать дома. Маслом помазывают больные места крестообразно. Если нет больного места, маслом смазывают:

  • ланиты;
  • область сердца;
  • кисти и ладони;
  • голени.

Также его можно понемногу добавлять в еду.

Является ли соборование гарантией выздоровления? Это всецело зависит от воли божьей. Цель Таинства состоит в изменении восприятия человеком страданий и болезни, изменении мышления и жизненных ценностей. Не следует путать Таинство с магическим обрядом или медицинской процедурой — это, прежде всего, покаяние и исправление души. Некоторые малодушные христиане могут вообще охладеть к вере, не получив долгожданного исцеления.

Почему человек не всегда получает исцеление после соборования? Потому что это дар бога, и этот дар не зависит от действий священнослужителей или каких-либо действий. Поэтому не следует ожидать чуда, а нужно просто укреплять веру и стараться жить по заповедям божьим.

Опасные суеверия

Многие слышали, что соборование проводят перед самой смертью, поэтому боятся этого обряда. Малодушные христиане считают, что Елеосвящение неизбежно приблизит их смерть. Но это просто предрассудки, не имеющие смысла. Соборование снимает нераскаянные грехи, а не готовит человека к смерти.

Жизнь и смерть в руках бога и не зависит от проведения Таинства соборования.

Также существуют и другие суеверия, связанные с Елеосвящением:

  • нельзя есть мясного;
  • нужно поститься трижды в неделю;
  • нельзя выполнять супружеский долг;
  • запрещено принимать лекарства и париться в бане.

Эти суеверия крайне опасны и подрывают веру в получение божьей благодати. Если тяжелобольной выздоровел после соборования, он может вести обычную праведную жизнь без дополнительных запретов.

Проведение обряда

Как подготовиться к соборованию? Прежде всего, на соборование должен благословить священник. Затем нужно купить в свечной лавке свечку и записаться на участие в обряде. Перед соборованием следует исповедаться в грехах, которые помните, чтобы снять с души лишний груз. Можно и не исповедоваться, но священники рекомендуют это сделать.

Когда проводят соборование? На кануне Пасхи Таинство соборования совершают несколько раз подряд, однако, этот обряд может быть проведен в любое другое время по необходимости. Например, для лежачего больного можно пригласить священников домой.

Как часто можно собороваться? Это Таинство проводят только один раз в год. Если человек неожиданно занедужил, соборование проводят повторно.

Предполагает ли подготовка к соборованию пост? Специально поститься перед Таинством не нужно, ведь тяжелобольным людям необходим особый питательный режим. Однако здоровые христиане, желающие принять соборование накануне Пасхи, обязаны соблюдать правила Великого Поста.

Кто может принять участие в обряде? Это право имеет любой крещенный в православной церкви человек в возрасте от 7 лет. Младенцев не соборуют. Забудьте, что соборование проводят только с умирающим человеком. Этот завет установлен апостолами первой церкви:

Родственники тяжело больных людей интересуются, возможно ли соборовать человека в коме? Об этом нужно подробно поговорить со священником. Если ранее человек принимал участие в церковной жизни, был сознательным христианином, священнослужители обязательно пойдут навстречу просьбам родственников.

Кому необходимо соборование? Не только физические недуги вызваны нераскаянным грехом, но и душевные. Находящийся в унынии и отчаянии человек считается духовно немощным, поэтому нуждается в отпущении грехов.

Иногда Елеосвящение путают с Миропомазанием. Это два разных обряда. Миропомазание совершают после крещения человека, в нем находятся Дары Святого Духа. Елеосвящение проводят по заповеди апостола Иакова. который наставлял исцелять больных покаянием.