Когда исаакиевский собор принадлежал церкви. "церкви вернут то, что ей не принадлежало"

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко 10 января заявил, что Исаакиевский собор будет передан РПЦ. Общественность тут же начала кампанию против этого решения. Сиб.фм пробует разобраться, из-за чего сыр-бор: чем собор славен, кто его построил и кому принадлежал при разных режимах.

Что такое Исаакиевский собор?

Здание, построенное между двух петербургских площадей, Сенатской и Исаакиевской, в манере позднего классицизма, с элементами византийского стиля и эклектики. Является архитектурной доминантой исторической части Петербурга. По высоте собор уступает только колокольне Петропавловского собора в Петропавловской крепости.

Отличается роскошным убранством, внутренним и внешним. Снаружи стены его облицованы светло-серым мрамором, интерьеры отделаны разноцветным мрамором, яшмой, порфиром, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой. Декор — мозаика, монументальная живопись, витражи. На золочение купола ушло около 100 кг червонного золота.

Украшают собор 112 гранитных колонн разных размеров, 24 из них поддерживают верхний купол. На вершинах четырёх восьмиколонных портиков стоят скульптуры двенадцати апостолов. Во внешнем украшении собора использованы также скульптурные барельефы и множество других статуй, для православной традиции нехарактерных.

После окончания строительства Исаакиевский собор считался третьим в мире по величине среди христианских храмов (после собора святого Петра в Риме и собора святого Павла в Лондоне). Он и сейчас входит в число пяти крупнейших христианских храмов: высота — 102 метра, внутренняя площадь — более 4 тысяч квадратных метров.

Короче, это главный православный храм Петербурга и один из главных храмов России.

Когда и кто его построил?

На месте нынешнего собора с начала XVIII века сменяли друг друга три церкви в честь святого Исаакия. Построить здесь кафедральный собор задумал Александр Первый, но строительство велось большей частью при Николае Первом. Оно продолжалось сорок лет (1818 — 1858). В разное время в нём принимали участие около 400 тысяч рабочих.

В конкурсе на строительстве собора участвовали лучшие архитекторы того времени — Воронихин, Захаров, Стасов, Кваренги и другие. Однако ни один из проектов царю Александру не понравился. Он привлёк к строительству выдающегося инженера Августина Бетанкура, а тот порекомендовал императору молодого французского архитектора Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор стал главным произведением Монферрана. Другое знаменитое его сооружение — Александровская колонна на Дворцовой площади. Огюст Монферран простудился на освящении Исаакиевского собора и через месяц умер. Он просил похоронить его в стенах собора, но в этой просьбе ему было отказано: архитектор не принадлежал к православной церкви, он был католиком.

А кто такой Исаакий?

Преподобный Исаакий Далматский, в честь которого собор освящён — византийский монах, игумен Далматской обители. Он боролся против арианской ереси и умер в 383 году от Рождества Христова.

В день именин Исаакия Далматского родился Пётр Первый, будущий император, весьма почитавший этого святого. Поэтому преподобный Исаакий считается одним из святых покровителей Петербурга.

Правда ли, что собор при царе принадлежал МВД?

Именно так. Исаакиевский собор Русской православной церкви никогда не принадлежал, хотя в нём постоянно проводились церковные службы. По окончании строительства РПЦ просила передать ей собор, но у имперских властей возникли сомнения, сможет ли церковь содержать его должным образом. Поэтому собор был передан Министерству путей сообщения, а позднее — Министерству внутренних дел.

МВД в Российской империи было весьма могущественным ведомством: кроме полицейских функций, оно занималось разнообразными вопросами внутренней политики, экономики и культуры, назначало губернаторов и других должностных лиц.

Сначала он был передан церкви. В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в Исаакиевском соборе изъяли 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений. И в том же году его передали обновленческой церкви, которая с советской властью пыталась сотрудничать.

А когда он стал музеем?

В 1928 году храм отобрали у верующих, а три года спустя в нём открыли антирелигиозный музей. Главным экспонатом стал подвешенный под куполом маятник Фуко, наглядно доказывающий вращение Земли. Сейчас маятник демонтирован, но его иногда показывают на выставках в стенах собора.

В 1948 году в стенах храма открылся историко-художественный музей «Исаакиевский собор», в ведении которого храм находится и сейчас. В пятидесятых и шестидесятых годах была проведена комплексная реставрация собора.

В ведении этого же музея находятся ещё три других петербургских собора: Смольный, Сампсониевский и храм Воскресения Христова на канале Грибоедова (он же Спас-на-Крови). Поэтому его именуют иногда Музеем четырёх соборов.

Там всё ещё был музей. Хотя в 1990 году прошло первое после большого перерыва богослужение. С тех пор дважды в день проводятся церковные службы. Музей продолжал работать.

Музейные и церковные власти мирно уживались четверть века, хотя РПЦ неоднократно просила передать Исаакиевский собор ей.

Так из-за чего шум?

10 января 2017 года петербургский губернатор Георгий Полтавченко объявил, что собор будет передан церкви по договорённости с патриархом Кириллом.

Это известие вызвало горячие протесты общественности, преимущественно петербургской. Против передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ уже собрано свыше 100 тысяч подписей.

Мнение церкви

Аргументы РПЦ очень просты: главный православный храм Петербурга должен принадлежать православной церкви. Тем более что Исаакиевский собор — кафедральный. Иначе говоря, это главный храм Санкт-Петербургской епархии.

При этом церковные власти заверяют, что музейные функции за Исаакиевским собором будут сохранены в полном объёме. А беспрепятственный доступ в собор будет обеспечен представителям всех конфессий.

Мнение музейщиков

Руководство и специалисты музея сомневаются, сможет ли церковь обеспечить сохранность здания и проведение реставрационных работ, которые в Исаакиевском соборе идут непрерывно.

Кроме того, существует проблема сохранения рабочих мест. Сейчас в музее работают 393 сотрудника. Между тем известный протоиерей Всеволод Чаплин ещё два года назад заявил в интервью телеканалу «Россия-1»:

«Четыреста человек работают в музее. Нужны ли там эти четыреста человек, если храм будет передан в пользование церкви? Я думаю, что в десять раз меньше людей потребуется для того, чтобы этот храм обслуживать».

Что там с финансами?

Всё непросто. Музей «Исаакиевский собор» до сих пор сам зарабатывал на своё существование. Годовой доход — около 800 миллионов рублей.

После передачи собора РПЦ церковные власти не смогут брать плату за вход: это противоречит их уставам. Содержание собора может стать проблемой для государства и городских властей.

Короче, музея в соборе больше не будет?

Губернатор Полтавченко пообещал, что собор сохранит свою музейно-просветительскую функцию, хотя в каких конкретно формах это будет происходить, понимания нет. Вице-губернатор Михаил Мокрецов заявил, что в случае несоблюдения условий хранения музейных ценностей РПЦ могут лишить права пользования собором, и уточнил, что юридическим собственником собора остаётся Санкт-Петербург. Общественность в любом случае собирается отстаивать Исаакий от притязаний РПЦ. Короче, до конца 2017 года, а то и до 2019-го Исаакиевский будет существовать в нынешнем виде, а потом — неизвестно.

Передача Исаакиевского собора епархии может запустить механизм возвращения церковного имущества. Церковь сможет претендовать на принадлежавшие ей монастырские подворья, богодельни и даже на экспонаты в Эрмитаже, считает историк Лев Лурье.

Сейчас в городе все только и говорят о требовании епархии передать ей Исаакиевский собор и церковь Спаса на Крови. Это может стать прецедентом с неясными последствиями. Он, скорее всего, предопределит судьбу двух оставшихся петербургских храмов–музеев: Петропавловского и Морского собора в Кронштадте. Реституция церковного имущества на этом только начнется. Церковь вправе претендовать на принадлежавшие ей до революции дома причта, монастырские подворья, богодельни. Русский музей и Музей истории религии должны будут передать лавре коллекцию икон, Эрмитаж - серебряную раку с гробницы Александра Невского.

Между тем практика взаимоотношений церкви и музейного сообщества вовсе не так однозначна, как следует из претензий митрополита Варсонофия.

Да, существует изданное в 1993 году распоряжение Бориса Ельцина: "Осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий".

Однако есть и принятый в 1996 году закон "О Музейном фонде РФ и о музеях в РФ", согласно которому музейные предметы в составе государственной части фонда отчуждению не подлежат, музейная коллекция является неделимой.

В результате "Ангел златые власы" все еще в Русском музее, "Троица" Андрея Рублева - в Третьяковской галерее, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, собор Василия Блаженного, церковь Покрова Богородицы в Филях, церковь Грузинской Богоматери входят в состав музеев московского Кремля, церковь Николы в Толмачах - подразделение Третьяковской галереи.

Музеям–заповедникам подчиняются такие прославленные храмы, как Успенский и Дмитровский соборы Владимира, Рождественский собор Суздаля, Преображенская церковь в Кижах, Софийский собор, церкви Спаса на Ильине улице, Феодора Стратилата, Спаса на Нередице в Новгороде, многие храмы Ярославля, Пскова, Вологды, Каргополя, Углича.

При этом во всех этих церквях проходят регулярные службы, существуют настоятели. Так же, впрочем, и в петербургских храмах–музеях, в том числе и в Исаакиевском соборе. До сих пор такое совмещение функций не мешало ни причту, ни музейным работникам. В этом смысле наш главный храм напоминал соборы Святого Петра в Риме или Святого Марка в Венеции, где регулярные службы сочетаются с массовым туристическим потоком.

Что вызывает опаску? Исаакиевский собор - самый посещаемый после Эрмитажа и Петергофа музей Петербурга. Меж тем храмы, переданные епархии, как правило, закрыты для экскурсионных групп. Практика зависит только от доброй воли того или иного настоятеля. В Преображенском или Казанском соборе к посетителям относятся любезно, а в Симеона и Анну и Никольский Морской туристов с гидом не пускают. Где–то фотографировать можно, где–то - категорически запрещено. У клира самые разные представления о том, как позволено и как не позволено одеваться посещающему храм.

Территории вокруг церквей, до революции существовавшие как открытые общественные пространства, порой фактически приватизированы. Ни окрестных детей, ни прихожан не пускают за ограду, где красуются иномарки и особняки священнослужителей.

Совершенно непонятно, как епархия думает содержать гигантский Исаакий, заполненный реликвиями и памятниками. От кронштадтского Морского собора прошлый митрополит разумно отказался, узнав, что его эксплуатация обходится в 10 млн рублей в месяц. Сколько стоит обслуживание Исаакиевского собора? Не обрастет ли кафедральный собор лавками, залами для свадебных банкетов и конференций и даже автосервисом, как это случилось с сопоставимым с ним по объему храмом Христа Спасителя?

Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел (как Смольный собор - в ведении министерства народного просвещения, а Петропавловский - министерства императорского двора). Собор содержало государство, а не приход. И сам храм, и его знаменитая колоннада и тогда входили в состав главных достопримечательностей столицы Российской империи.

Директор Музея трех соборов Николай Буров - опытный и осторожный чиновник, и уж если он не может прийти к компромиссу с митрополитом, то город просто обязан помочь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Почему несостоятельны аргументы противников передачи Исаакиевского собора под управление Церкви

В дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви часто звучит такой тезис: Исаакий и до революции никогда не принадлежал Церкви, но был в собственности государства. А раз так, то нечего и огород городить. Если в царской православной России этот храм не принадлежал Церкви, то сейчас и подавно. Так ли это? Давайте разбираться.

Во-первых, независимо от того, в чьей собственности находился Исаакиевский собор до событий 1917 года, это был храм. Храм, а не музей. А именно этот момент является и сегодня принципиальным. Так что если указывать на дореволюционную практику как на образец, то, опять-таки, надо поддержать превращение музея — в храм. Храм должен быть храмом - то есть, в первую очередь, местом для богослужения. Но с активной и масштабной музейной и экскурсионной работой.

Во-вторых, до революции Церковь не была отделена от государства. Напротив, Церковь была государственной. Более того, Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший правительствующий синод, было фактически одним из государственных министерств - таково было тяжелое наследие Петровских реформ, устранивших Патриаршество.

Наконец, в-третьих, кому же фактически принадлежал Исаакиевский собор? Действительно, до 1871 года — Министерству путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году храм передали в ведение МВД. Кстати, никаких дискуссий о передаче его Церкви в тот момент не было.

А вот через пару лет ситуация еще раз изменилась. После освящения московского Храма Христа Спасителя специальное Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными соборами. Порядок был такой: "в хозяйственном отношении" соборы подчинялись Ведомству Православного Вероисповедания, а "в техническо-художественном" - МВД.

А вот уже в 1883 году, действительно, была сделана попытка передать собор полностью в ведение Церкви, но она не была поддержана. После Особой Комиссии порядок управления был рассмотрен Государственным Советом. А 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было утверждено уже самим императором Александром III.

В Союзе музеев России доказали, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал РПЦ

© Фото Анатолия Трофимова, предоставлено «Свидетелями маятника Фуко»

В статье сообщается, что изначально здание находилось в ведении Комиссии о построении Исаакиевского собора. В 1864 году с упразднением комиссии здание передали Министерству путей сообщения и публичных зданий.

«Но православная церковь настаивала, чтобы кафедральный собор в центре столицы был передан ей в полное ведение. По указу императора была создана специальная комиссия, возглавил ее А.И. Резанов, которая „отклонила полную передачу здания в безраздельное управление Духовного ведомства (при Исаакиевском соборе постоянно приходится проводить сложные работы как в техническом, так и в художественном отношениях)“. В результате конфликта Министерства путей сообщения и публичных зданий и церкви император Александр II издает именной указ за № 49192 от 28 января 1871 года об изъятии здания из ведения Министерства путей сообщения и передаче его в Министерство внутренних дел. С этого момента больше императоры ни в какое другое ведомство Исаакиевский собор не передавали», — говорится в статье.

Исаакиевский собор будет передан в безвозмездное пользование Московскому патриархату РПЦ на 49 лет. Губернатор Петербурга сообщил, что соответствующее решение принято. Передача должна завершиться в марте 2019 года. Сейчас музей самостоятельно финансирует содержание и реставрацию здания. Кто будет финансировать содержание собора после передачи РПЦ, неясно. В Петербурге прошло несколько акций за сохранение статуса собора.

Передача Исаакиевского собора епархии может запустить механизм возвращения церковного имущества. Церковь сможет претендовать на принадлежавшие ей монастырские подворья, богодельни и даже на экспонаты в Эрмитаже, считает историк Лев Лурье.

Сейчас в городе все только и говорят о требовании епархии передать ей Исаакиевский собор и церковь Спаса на Крови. Это может стать прецедентом с неясными последствиями. Он, скорее всего, предопределит судьбу двух оставшихся петербургских храмов–музеев: Петропавловского и Морского собора в Кронштадте. Реституция церковного имущества на этом только начнется. Церковь вправе претендовать на принадлежавшие ей до революции дома причта, монастырские подворья, богодельни. Русский музей и Музей истории религии должны будут передать лавре коллекцию икон, Эрмитаж - серебряную раку с гробницы Александра Невского.

Между тем практика взаимоотношений церкви и музейного сообщества вовсе не так однозначна, как следует из претензий митрополита Варсонофия.

Да, существует изданное в 1993 году распоряжение Бориса Ельцина: "Осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий".

Однако есть и принятый в 1996 году закон "О Музейном фонде РФ и о музеях в РФ", согласно которому музейные предметы в составе государственной части фонда отчуждению не подлежат, музейная коллекция является неделимой.

В результате "Ангел златые власы" все еще в Русском музее, "Троица" Андрея Рублева - в Третьяковской галерее, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, собор Василия Блаженного, церковь Покрова Богородицы в Филях, церковь Грузинской Богоматери входят в состав музеев московского Кремля, церковь Николы в Толмачах - подразделение Третьяковской галереи.

Музеям–заповедникам подчиняются такие прославленные храмы, как Успенский и Дмитровский соборы Владимира, Рождественский собор Суздаля, Преображенская церковь в Кижах, Софийский собор, церкви Спаса на Ильине улице, Феодора Стратилата, Спаса на Нередице в Новгороде, многие храмы Ярославля, Пскова, Вологды, Каргополя, Углича.

При этом во всех этих церквях проходят регулярные службы, существуют настоятели. Так же, впрочем, и в петербургских храмах–музеях, в том числе и в Исаакиевском соборе. До сих пор такое совмещение функций не мешало ни причту, ни музейным работникам. В этом смысле наш главный храм напоминал соборы Святого Петра в Риме или Святого Марка в Венеции, где регулярные службы сочетаются с массовым туристическим потоком.

Что вызывает опаску? Исаакиевский собор - самый посещаемый после Эрмитажа и Петергофа музей Петербурга. Меж тем храмы, переданные епархии, как правило, закрыты для экскурсионных групп. Практика зависит только от доброй воли того или иного настоятеля. В Преображенском или Казанском соборе к посетителям относятся любезно, а в Симеона и Анну и Никольский Морской туристов с гидом не пускают. Где–то фотографировать можно, где–то - категорически запрещено. У клира самые разные представления о том, как позволено и как не позволено одеваться посещающему храм.

Территории вокруг церквей, до революции существовавшие как открытые общественные пространства, порой фактически приватизированы. Ни окрестных детей, ни прихожан не пускают за ограду, где красуются иномарки и особняки священнослужителей.

Совершенно непонятно, как епархия думает содержать гигантский Исаакий, заполненный реликвиями и памятниками. От кронштадтского Морского собора прошлый митрополит разумно отказался, узнав, что его эксплуатация обходится в 10 млн рублей в месяц. Сколько стоит обслуживание Исаакиевского собора? Не обрастет ли кафедральный собор лавками, залами для свадебных банкетов и конференций и даже автосервисом, как это случилось с сопоставимым с ним по объему храмом Христа Спасителя?

Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел (как Смольный собор - в ведении министерства народного просвещения, а Петропавловский - министерства императорского двора). Собор содержало государство, а не приход. И сам храм, и его знаменитая колоннада и тогда входили в состав главных достопримечательностей столицы Российской империи.

Директор Музея трех соборов Николай Буров - опытный и осторожный чиновник, и уж если он не может прийти к компромиссу с митрополитом, то город просто обязан помочь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter