Темы научных проектов для школьников начальной школы. Школьные проекты и исследовательские работы учащихся начальных, средних, старших классов: образцы готовых интересных тем, как правильно сделать и оформить. Темы, которые вызовут интерес у школьной ауди

Темы проектов

Обратите внимание, что при формулировке темы работы необходимо отразить проблему, поднимаемую в самом исследовании. Не следует использовать для этого цитаты или эпитеты из художественной литературы.

Литература:
1. Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
2. Кот в мировой литературе
3. Кроссворды по произведениям А.С. Пушкина (или другого поэта или писателя)
4. Литературная карта России
5. Литературная карта Сибири
6. Мое имя в литературе
7. Мой В. Шукшин
8. Образ кота в русском фольклоре
9. Русский день Святого Валентина - образы благочестивых супругов Петра и Февронии Муромских
10. Цветы в поэзии А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой
11. Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
12. Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

География и История:
1. Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
2. Кроссворды по географии
3. Жилища народов мира
4. Загадочная Япония
5. Интересные факты об Индии
6. Родина бразильских сериалов
7. Музыка и география
8. Океаны планеты Земля
9. Самые красивые места мира

Физика:
1. Альтернативные источники энергии
2. Кроссворды по физике
3. «Влияние электромагнитного излучения на растения» - исследовательская работа
4. Волшебство и загадки простой воды
5. Женщины-лауреаты Нобелевской премии по физике
6. Кошка как объект физического исследования
7. М.В. Ломоносов - великий сын России
8. Нанотехнологии - технологии будущего
9. Оптические иллюзии
10. Плащ-невидимка - миф или реальность?
11. Занимательная физика

Химия:
1. Знаменитые напитки - «плюсы» и «минусы»
2. Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека
3. Кроссворды по химии
4. Мёд, его виды и качество. Способы определения натуральности меда
5. Пищевая ценность молока
6. Жевательная резинка: состав, «плюсы» и «минусы»
7. Соль - минерал необычайной важности
8. Подсластители против сахара? Что полезнее?
9. Что скрывается за буквой «Е»?
10. История спичек
11. Волшебное стекло
12. Мел и его влияние на здоровье учителей

История:
1. История партизанского движения в России
2. Великая Отечественная война в истории моей семьи
3. Кроссворды по истории
4. Дети войны
5. Дети блокады
6. Россияне - это кто? Какой народ пришел на смену советскому народу?
7. Доспехи воина Древней Руси
8. Долгожители моего рода и история страны
9. Женщины-правительницы России
10. История моей семьи (города, улицы и т.п.)
11. История моей профессии
12. Памятники архитектуры родного города
13. Развитие музейного дела в России
14. Победа деда - моя победа
15. История ученической формы одежды

Информатика:
1. История рунета
2. Как устроен Интернет?
3. Кроссворды по истории
4. Интернет-зависимость - проблема современного общества
5. Влияние СМИ на формирование нравственности
6. Вербальная и невербальная информационная культура
7. Неделя веселой математики
8. Создание тематического Web-сайта

Воспитательная работа и профориентация:
1. «Я бы в армию пошел, пусть меня научат»
2. «Что в имени тебе моем?» (исследование частотности имен среди учащихся 19__-19__ года рождения)
3. «Человек, ненавидящий чужой народ, не любит и свой собственный»
4. Я горжусь будущей профессией
5. «Я б в электрики (сварщики, на повара, в строители и т.д.) пошел, пусть меня научат»
6. План Даллеса - план уничтожения России?
7. Роль отца в семейном воспитании
8. «Веселые каникулы» - программа летней занятости учащихся
9. «Твори добро»
10. Спорт - это здоровье и успех
11. Туризм - путешествие, отдых, познание
12. Как на Руси Иваны повелись
13. Мое собственное дело (бизнес-план, программа развития частного предприятия)

Здания нашего города.
Путешествие в страну знаков.
Энергосбережение в нашей школе.
Тайны шаровой молнии.
Волшебная сила соли.
Городской транспорт.
Оптические иллюзии.
Инопланетные цивилизации.
Аквариум и его обитатели.
Транспорт будущего.
История моей улицы.
Вода - источник жизни.
Мир пчёл.
Магниты.
Хлеб в нашей жизни.
Жизнь майских жуков.
Мир земноводных.
Наши пушистые друзья.
Загадка белого цвета.
Вода - источник жизни
Про вершки и корешки.
Корни добра и зла.
Мы такие разные и такие похожие: мальчики и девочки.
Город моей мечты.
Положительные и отрицательные герои в белорусских сказках.
Секреты Луны.
Наши пернатые друзья.
История моей семьи.
С чего начинается Родина…

Автомобили современные и старинные
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Мой кот
Барби - взрослая игрушка для детей
Профессии нашей мечты
Корабли
Детские фантазии
Кактус - колючий друг
Магия цвета
Шоколад - вред или польза
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Санкт-Петербург глазами ребенка
Российские железные дороги
Мое увлечение - старинные автомобили
Аквариум и его обитатели
Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину
Выращивание кристалла
Полезная вещь для дома
Моя родословная
Профессии наших родителей
Мой город
Мальчики и девочки
Защита поступка
Мой город
Символика нашего класса
Хлеб - всему голова
Почему высохла лужа
Далеко ли от нас до солнца
Новогодняя красавица
Осевая симметрия
Соломенное чудо
Птицы - наши друзья
Здоровый образ жизни
Наш дом. Наш двор
Праздники моей семьи
Генеалогическое дерево моей семьи.
Война и наша семья.
Награда в нашем доме.
Лента времени моей семьи.
Календарь семейных профессий.
Семейные традиции.
Семейные реликвии.
Рассказ моей бабушки. (Письмо внуку).
Как мне выбирали имя.
Спортивная жизнь семьи.

Сувенир в подарок.
Концерт в подарок.
Путешествие в семьи народов нашей страны.
Растения нашего класса.
Задачник по математике.
Известные люди нашего района.
Памятники нашего города.
Кто такой Петрушка?
Моя коллекция.
Наш дом (Наша школа).
Наш школьный двор.
Наша безопасность.
Выпускники нашей школы.
Наши имена.
Улицы нашего города.
Праздники в России.
Проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках.
Школа будущего.
Школьные традиции.
Традиции нашей семьи.
История моей семьи.
Экологические проблемы нашего лесопарка.
Вода на Земле.
Мой любимый литературный герой.
Два разных мира: мальчики и девочки.
Мы играем.
Комиксы.
Праздничное оформление блюд.
Как сохранить здоровье?
Таланты нашего класса.
Что мы можем без взрослых?
Правильное воспитание домашних питомцев.
Профессии наших родителей.
Как встречают Новый год в разных странах.
Мое дерево.
Игрушки в нашей жизни.
Красное солнышко.
Для чего я живу?
Школьный журнал (газета).
Мой аквариум.
Мой домашний зоопарк.
Хобби наших учителей.
Умеем ли мы дружить?
Мир моих увлечений.
Гости в нашем доме.
Микробы.
Идеальный ученик.
Наши права и обязанности.
Школьная форма.
Красота в нашей жизни.
Художники-анималисты.
Оригами.
Наша речь.
Музеи нашей школы.
Семейная династия.
Сказочное государство.
Как хлеб на стол приходит.
Детские песни.
НОТ ученика.
День учителя.
Как сделать класс уютным и красивым?
Суеверия.
Бывают ли чудеса?
Сказка ложь, да в ней намек...
Мусор нашего города.
Бездомные животные.
Жизнь птиц зимой.
Легко ли стать отличником?
Школьная перемена.
Правильное питание.
Интересный учебник.
В чем секрет успешной учебы?
Наше настроение.
Способы выражения своих мыслей.
Почему звучит скрипка?
Народный фольклор.
Доброе дело.
Волшебные слова.
Реклама в нашей жизни.
Мы - покупатели.
Фильмы для детей
Мода.
Тайны живой природы.
Тема Рождества в поэзии и живописи.
В лесу родилась елочка.
Воздух нашего города.
Фейерверки - украшение праздника.
Цветочные часы.
Юмор в детской жизни.
Мир цветов.
Компьютер в нашей жизни.
Доброта спасет мир.
Деньги и дети.
Как государство заботится о детях?
Времена года.
Растительный мир школьного двора.
Животные нашего леса.
Веселый урок.
Как развеять скуку?
На что способны троечники?
Умей видеть хорошее.
Оптимисты и пессимисты.
Детские конфликты.
Конструирование.
Мы - глазами окружающих людей,
Для чего животным хвост?
«Совы» и «жаворонки».
Как сохранить зрение?
Чистота - залог здоровья.
Мы - пешеходы.
Профессия моей мечты.
Рифмы.
Кошка и собака: как их подружить?
Ребусы.
Загадки.
Такие разные кроссворды.
Всегда ли надо говорить правду?
Что такое хокку?
Причины слез.
Подари улыбку.
Наши бабушки и дедушки.
В нашем классе - близнецы.
Картинная галерея.
Кому нужна наша помощь?
Наш многонациональный класс.
Я не знаю, как мне быть...
Чего мы боимся?
История слова.
Подружись с книгой!
Мы - друзья природы.
Время.
Самые-самые: удивительные факты.
Что такое сила воли?
Колыбельные песни.
Грядка на подоконнике.
История ручки.
Алфавит.
Вредные продукты.
Первая помощь.
Мой кумир.
Один день с человеком нужной профессии.
Отчет об экскурсии.
Кто я? Какой я?
Лесная аптека.
Как развивается растение?
Фантики.
Как животные себя защищают?
Значение органов чувств.
Происхождение жизни на Земле.
История транспортных средств.
Почему мы так говорим?
Медведи.
Радуга.
Лес в разные времена года.
Осенние листья.
Такие разные дожди.
Чудесные превращения воды.
Путешествие капельки воды.
Грибы.
Размножение растений.
Ядовитые растения.
Кто как спит.
Пищевые цепи.
Кошачьи повадки.
Кто где живет.
Собаки - помощники людей.
История куклы Барби.
Басни.
История поздравительной открытки.
Секреты рыболова.
Задачи в стихах.
Модель часов.
Что можно сделать из теста?
Летопись нашего класса.
Детские телепрограммы.
Правила поведения в природе.
Экологический десант.
Наши мечты.
Природа просит защиты.
А вам слабо?
Снег и лед.
Чистый родник.
Минута: много это или мало?
Чрезвычайная ситуация.
Календарь.
Мы - пассажиры.
Я расскажу тебе о школе.
Занимательная грамматика.
Литературный калейдоскоп.

03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;

при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;

I . Введение.
Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.
Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются и сейчас когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того чтобы показать на сколько они важны и интересны. Ведь познавая свою культуру, мы познаем историю своего народа. Впервые опубликовал свои работы по мордовской свадьбе П.И. Мельников – Печерский в «Симбирских губ. ведомастях» за 1851 под названием «Эрзянская свадьба» (№25) и «Мокшанская свадьба» (№26). Не случайно А.Н Посадский называет П.И Мельникова _ Печерского первооткрывателем мордовской свадебной поэзии. В 1866 г. этнограф С. Крантовский публикует в «Самарских губ. ведомастях» (№26) статью «Свадьба у Мордвы Бугульминского уезда Самарской губернии. И. И. Лепехин, И.Г.Георги, М.Д. Чупнов, М. Попов, Д.Н. Орлов, В. Ауновский, так же занимались собиранием и изучением мордовских свадебных обрядов. Значительную роль сыграла деятельность В.Н. Майнова. В работах «Очерки быта Мордвы» (1879) и «Очерк юридического быта Мордвы» (1885) он обобщил сведения о мордовском народе, собранные как его предшественниками, так и им самим. В период с 1880 по 1917 годы, начинает свою собирательную и научную деятельность выдающийся мордовский фольклорист, этнограф, историк и литвист М.Е. Евсевьев (1864 - 1931). Он произвел первые научные записи текстов свадебной поэзии и изучил их связи с обрядами. Традиционные обряды мордвы привлекли внимание не только ученых этнографов, историков и фольклористов. Мордовская свадьба стала источником творчества ряда художников Мордовии, которые попытались передать столь сложное театральное действо, характер персонажей и само праздничное настроение в своих работах. Следует отметить таких художников как Ф.В. Сычков и его картина «Молодая», И.И. Сидельников «Мордовские вышивальщицы. Приданое», В.А.Попков «Свадьба в селе», «Невеста», О.В. Филипеня «Мордовские невесты», Медведев Г.А «Плачь мордовской невесты».
Отмеченные исследования убедительно аргументируют единство мордовского народа и его культуры.

1.Цель исследования. Выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы. 2. Задачи исследования. ·
Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме.
· Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы. · Воссоздать целостную картину бытования свадьбы. · Обобщить изученный материал. · Сделать выводы по изученной литературе.
3. Методы исследования.
В данной работе использованы следующие теоретические и практические методы исследования:
1. Выборка материала по теме.
2. Анализ литературы по теме.
3. Обобщение изученного материала.
4. Выводы по собранному материалу.
5. Интервью

4. Объект исследования
Мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.
5. Предмет исследования
Мордовская свадьба, в Зубово-Полянском районе, как историко-культурное и этнографическое явление.
\
6. Гипотеза
История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.
7.Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа, а также людей других национальностей, живущих на территории республики Мордовия, к своему историческому прошлому.
В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.
II . Основная часть.
1. Свадебные обряды мордвы.
Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи. Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят. В тех деревнях, где свадебный обряд мордвы сохранял больше традиционных черт, сватать ходили только мужчины. Порядок, при котором сватать ходили мужчины, может быть отголоском так называемого брака умыканием. Исследователи мордвы отмечали, что в некоторых местах умыкание невест существовало приблизительно до середины XIX в. Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой», «пропой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом. У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» - мокша, «тарка вачамо» - эрзя). Этот обычай был широко распространен и у русского населения, живущего в Мордовии. У мордвы этот обряд не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством жениха. Иногда родственники невесты приходили в дом жениха и на следующий день. Это посещение называлось «печурки смотреть». Оно имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением. Значительным событием предсвадебного периода у мордвы было обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы или за несколько дней до нее («стиръ баня»-мокша, «тейтеренъ баня» - эрзя, т. е. «девичья баня»). Баню для невесты топили подруги или невестки. Посещение девичьей бани у мордвы сопровождалось причитаниями и было обставлено особыми церемониями. Смысл девичьей бани у мордвы состоял в очищении водой, так как известно, что у мордвы существовала вера в очистительную силу воды. Возможно, посещение бани невестой накануне свадьбы было ее прощанием с покровительницей бани («баня - ава» - мокша, эрзя). Возвращаясь из бани, невеста благодарила ее за то, что она вымыла ее. Для мордовской свадьбы характерно прощание невесты с девичеством, когда она с причитаниями дарила каждой из подруг алую ленту. Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха. В период между сватовством и свадьбой из дома жениха несколько раз приходили к невесте его родственники с гостинцами, чтобы назначить день ее проведения. Также существовал обычай ходить от невесты в дом жениха снимать мерку со стола и окна для того, чтобы сшить по этим размерам скатерть и занавески. Это сравнительно поздний обычай, называемый у мордвы «моркш мерама» - мокша («стол мерить») и «навеска мерама» - мокша («занавески мерить»), был распространен в с. Зарубкино, Каргалы, Новые Выселки Зубово-Полянского района. Родственницы невесты ходили к жениху также за рубахой, по размеру которой невеста шила ему в подарок рубаху к свадьбе. Подруги невесты и ее родственницы относили эту рубаху жениху, а в подарок стряпухам -полотенца. У мордвы было принято, чтобы невеста делала подарки не только жениху, но и его родственникам. Будущей свекрови она дарила «рукава» (рубаху со станом), свекру - рубаху и штаны, а другим родственникам - более мелкие подарки. Готовить эти подарки невесте помогали подруги. Вечером накануне свадьбы мать невесты угощала ее подруг ужином, а сама невеста благодарила их за помощь в приготовлении к свадьбе. Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. В конце XIX - начале XX в. венчание обычно совершалось в тот день, когда невесту забирали в дом жениха. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Большую роль при этом играли крестные жениха. Свахой обычно была крестная мать жениха - главное лицо в свадебном поезде. Вторым по значению лицом свадебного поезда был человек - посаженый отец «батьке» - мокша, который охранял жениха от порчи. К нему молодая относилась с особым почтением в течение всей жизни. В некоторых местах «батьке» на свадьбе не было, и его роль выполнял «покш куда» - эрзя -«старший поезжанин», который был следующим после батьке свадебным персонажем. Нужно отметить, что в разных районах состав, название и назначение свадебных чинов варьировало. У мордвы-мокши Краснослободского, Темниковского и некоторых других районов главным свадебным персонажем был «торынъ ганды» -мокша («тор» - «сабля», «ганды» - «идущий»). Им был обычно зять жениха, муж его сестры. Здесь в поезде жениха были «рьвянянъ морайхтъ» -мокша (букв. «поющие в честь невесты») -девушки, в обязанность которых входило в песнях охаивать невесту. Следует отметить, что батьке играл роль охранителя жениха, невесты и всего свадебного поезда. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты. Торынъ ганды у мордвы-мокши делал это ножом или саблей. Большую роль в свадебной церемонии у мордвы-мокши играла крестная мать жениха - «крестный дедей». Поезжане, не наделенные особыми функциями, назывались «кудат» - мокша, эрзя. В некоторых местах все кудат, за исключением свахи -«кудавы», были мужчинами. В тех местах расселения мордвы, где в свадьбе сохранилось больше традиционных черт, жених не ездил за невестой со свадебным поездом. Молодые встречались у церкви. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать еще ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. После благословения невесты родителями ее близкие родственники - «урьвали» - мокша - брали ее на руки и выносили во двор. Невеста пыталась сопротивляться, хваталась за дверной косяк и с причитаниями покидала родительский дом. В конце XIX в. из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. Лишь в некоторых местах у мордвы свадебный поезд ехал вначале в дом жениха, а уже оттуда в церковь. Например, в Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район) невесту привозили в дом жениха вечером. Венчание происходило на следующий день. Такой порядок, вероятно, пережиток того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы. После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой. Большое значение у мордвы придавалось надеванию молодой женского головного убора. Этот обряд совершался через 5-6 недель после брака и сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам. В одних местах женский головной убор молодой надевали после венчания в церковной сторожке, в других - после брачной ночи. По другим данным, это делали через год после свадьбы или после рождения ребенка. Разница во времени надевания могла быть вызвана включением после христианизации мордвы в ее свадебные обряды церковного венчания. Возможно, в этом нашло отражение как былое деление женщин на половозрастные группы, так и изживание этой системы. Наряду с этими обрядами, у мордвы широко был распространен обряд представления молодой печке в доме родителей мужа. И. Н. Смирнов связывал его с существовавшей у мордвы верой в то, что в доме есть покровительница печи. Молодую подводили к ней для того, чтобы она вошла с ней в добрые отношения. Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»). Этот обряд совершался тоже перед печью. Связан он был, вероятно, с очистительной силой огня и воды (в некоторых местах обряд сопровождался перешагиванием молодой через ушат с водой и обрызгиванием ее и присутствующих этой водой). При наречении молодой ее стукали по лбу специально для этого испеченным хлебом (это говорит о том, что этот обряд мордвы связан с земледелием). Новое имя молодой служило знаком ее принадлежности к новой семье и указывало на ее положение в ней. Этот обряд почти всюду исчез у мордвы-эрзи и был распространен главным образом у мордвы-мокши. Можно предполагать, что в прошлом он был одним из основных обрядов мордовской свадьбы. Особыми церемониями сопровождалось у мордвы представление молодой в доме мужа усопшим предкам, хранителю двора, богине воды. Хранительнице воды - Ведь - аве - эрзя-мокша - молодая раньше делала приношения, она одаривала тех, кто «показывал» ей дорогу к колодцу. Родственники молодой у мордвы в ряде мест назывались «горные». Они приходили в дом родителей молодого в день венчаний, на второй или третий день после него. Для них накрывали два стола - один для мужчин, другой для женщин. У мордвы-мокши второй день свадьбы назывался «потиха ши» («потешный день»). Гости рядились кто во что, в некоторых местах били горшки. Из дома молодой приходили ее родственники «искать ярку».После этого обряда поезжане покидали свадьбу. На второй день свадьбы молодую заставляли мести пол. Присутствующие бросали на пол мусор, деньги, которые шли в пользу новобрачной. Когда она в первый раз в доме мужа шла за водой, встретившиеся ей по дороге люди обрызгивали ее водой. Во время первого посещения бани в новой семье («одирвань баня» - мокша, эрзя - «баня молодой») молодая одаривала всех родственниц мужа кольцами. При выходе из бани она оставляла кольцо и в дар хранительнице бани. В первую после свадьбы Пасху молодая одаривала родственников мужа. В это время ее вводили в дома родственников. В конце XIX в. у мордвы в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой в дом родителей через некоторое время после свадьбы. Он назывался «потавтома», «потавкс» - мокша, эрзя («возвращение»). Через неделю или две после свадьбы в праздничный день за молодой приезжали ее братья или другие близкие родственники и отвозили ее в дом родителей на неделю или две. У мордвы-мокши молодая ездила к своим родителям недели за четыре до религиозных праздников (Рождество, Пасха и др.) и оставалась там до самого праздника. Здесь перед Пасхой одна из ее родственниц («прянь понай») надевала ей женский головной убор и делала женскую прическу. Таким образом, свадебная обрядность мордвы конца XIX - начала XX в. представляла собой яркое, самобытное явление культуры. Некоторые из обрядов относились к сфере магических действий, направленных на охрану молодых от сглаза, порчи (втыкание иголок или булавок в одежду жениха и невесты, закрывание лица невесты, обход свадебного поезда одним из свадебных персонажей, отдельное кормление молодых и др.) или на плодородие (обсыпание хмелем, сажание им на колени ребенка и др.). Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер. 2. Интервью
В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как интервью у руководителя секции краеведения Зубово- Полянского района Якуниной Анны Петровны. Ниже я хотела бы предоставить вашему вниманию интервью.
1. С чего начинался свадебный цикл у мордвы?
Свадебный цикл у мордвы начинался со сватовства.
2. Что вы можете рассказать о сватовстве?
Сватовство начиналось с обрядовых церемоний, связанных с выбором девушки-невесты. Учитывалась здесь добрая слава рода, трудолюбие, здоровье девушки-невесты и состояние ее родителей. Оно продолжалось в доме невесты, куда приходили «ходоки» со стороны жениха. Выбирали один из легких дней, то есть, когда людям везет. Здесь, они, вместе с родителями невесты после некоторых церемоний, или даже споров, договаривались о цене, дарах и т.д. В зависимости от материального состояния родителей жениха, невесте давали разную цену.
3. Так же я слышала о таком обряде, как «васта варжама». Что вы можете о нем рассказать?
После церемонии «сватовства» родители невесты приходили в дом жениха, осматривать его имущество. И если родители невесты удовлетворены, то они приглашали приехать к себе на окончательный «пропой», это называется «прокс симома»- по-мордовски.
4. Было ли венчание у мордвы, и в чем заключалась данная церемония?

Венчание у мордвы появилось после принятия христианизации. После прощания невесты с родительским домом, свадебный поезд направлялся к церкви, где молодые венчались. «Брак-это есть таинство, в котором при свободном перед священником и церковью, обещание жениха и невесты взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз.
5. Кто готовил свадебные наряды для жениха и невесты? Для жениха родители справляли так называемый полный костюм. Полный костюм состоял из рубахи, пиджака, длинных брюк, обуви, головного убора (кепки, или же фуражки)- был приобретен на семейный бюджет. В этом приобретении активное участие принимал отец.
Особое внимание уделяли костюму девушек. Девушка, когда на выдаче, и платок купят поярче, и лент родители не пожалеют. Основная забота за их наряд лежала на матерях. Деньга на них женщины выделяли из средств, которые получали от продажи холста, молочных и овощных продуктов. Девичья одежда составляла основную, а порой и единственную часть приданного, которое являлось неотъемлемым женским имуществом. По народным обычаям свадебный наряд переходил от матери к дочерям. В возрасте с 7 до 8 лет девочки уже приступали к вышиванию, а с 14-15 лет они уже начинали ткать. С раннего возраста девочки начинали готовить себе свадебный костюм, который назывался «шуваня щам».
6. В те времена у девушек были довольно интересные имена. А сохранялось ли имя девушки после замужества?
Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»).
III . Заключение
Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на развитие народа пристально и не спеша. Великий французский историк Марк Блок писал: «Человек века электричества или авиации чувствует себя – возможно, не без некоторых оснований – очень далёким от своих предков. Из этого он легко делает уже, пожалуй, неосторожный вывод, что он ими больше не детерминирован». Но вряд ли это соответствует истине. Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни народа. Его частью являемся и мы сами. И разорвать эту цепь или изъять хотя бы одно её звено просто немыслимо. Ничто не может быть зачёркнуто, предано забвению из того, что было. История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы. В последние годы получило распространение такое явление, как «манкуртизм». Манкурт – человек без памяти, без традиций, человек, оторванный от своего народа, от его культуры и истории. Он утратил связь с родной культурой, но и не обрёл связей с иными культурами. Он оказался как бы вне традиции, как национальной, так и общечеловеческой. Манкуртизм – явление страшное, грозящее подорвать корни человеческой цивилизации. Именно поэтому обращение к прошлому, к истокам просто необходимо. Необходимо для восстановления исторической памяти, для возобновления прерванной связи времён.

Большинство современных учителей склоняется к тому, что ученики школ должны получать практические знания, которые в дальнейшем помогут им успешно интегрироваться в общество. С этой целью рекомендуется отходить от классического формирования навыков и умений и предоставить детям другую модель образования, связанную с формированием личности и развитием своих творческих навыков.

Вконтакте

Естественно, что внедрять формы такого образования следует еще в начальной школе . Научно-исследовательская деятельность – одна из них. Многие темы научно-исследовательских работ по разным предметам (английскому, русскому языку, литературе, математике и прочим дисциплинам) ориентированы в основном на учеников старших классов. Однако внедрять ее азы лучше всего уже в начальных классах, чтобы дети как можно раньше могли научиться самостоятельно собирать, анализировать и оценивать свою работу. Конечно же, ребенок должен иметь широкий выбор тем для анализа, об этом мы тоже поговорим ниже.

Задачи научно-исследовательской работы в начальных классах

Цель вовлечения учеников начальных классов в научно-исследовательскую работы – это стимуляция их творческого и интеллектуального потенциала в интересной форме.

Задачи такой работы следующие:

Специфика исследовательской деятельности в начальной школе

Исследовательская работа включает в себя такие этапы:

  • подбор темы;
  • постановка задач и целей;
  • проведение исследования;
  • подготовительные работы по защите своей темы;
  • защита работы.

Особенность проведения исследовательских работ в начальной школе заключается в особой роли учителя. Он должен направлять, стимулировать и увлекать детей, показывать им значимость проведения такой работы, а также активно привлекать родителей в качестве помощников.

Немало родителей, работа которых не связана с педагогической деятельности, почти не занимаются уроками и заданиями детей. А исследовательские работы – отличный шанс сблизиться с детьми с целью помочь им решить те или иные задачи – выбрать интересную тему, подобрать литературу, возобновить свои знания по английскому языку или математике и прочее.

В основном с первого по третий класс исследовательская работа в школе имеет коллективный характер, тема определяется самим учителем. А вот уже в 3-4 классе ребенок сам может выбрать тему в зависимости от своих наклонностей и увлечений. Кому-то больше нравится английский язык, кого-то привлекает природоведение или мировая литература.

Ниже мы приведем названия наиболее увлекательных тем исследовательских работ начальной школы. Их можно дополнять, изменять или расширять на свое усмотрение.

Перечень тем общего характера для учеников начальной школы

Предлагаем список общих тем для исследований , которые можно предлагать ученикам начальных классов:

Конечно же, приведенный список тем далеко не полный. Ребенок может выбрать сам наиболее интересную для себя с учетом своего хобби.

Ниже мы приведем перечни тем для исследовательских работ в школе как для учеников начальных, так и средних классов.

Темы для научной работы по русской литературе

Ученикам школ от 1 до 7-8 класса можно предложить такие темы по русской литературе:

Темы исследовательских работ по русскому языку для учеников 4-5 классов

Для старших классов начальной школы можно выбирать такие темы исследований, если ребенку интересен русский язык:

Темы научных работ по английскому языку

В данном случае трудно сказать, для каких учеников каких классов темы будут рассчитаны, поскольку в разных школах английский язык начинают учить по-разному. Кто-то уже учит его в первом классе, другие же – лишь с пятого. Предлагаем наиболее интересные темы, которые позволят детям углубиться в изучение английского:

Как правильно организовать исследование

Работа по выбранной теме для детей будет нелегкой. В первый раз ребенок будет в некоторой растерянности, ведь даже если тема будет для него близкой, он наверняка не будет знать, как начать ее исследовать, даже при наличии плана.

Но все очень просто. Сначала нужно задать себе несколько вопросов и записать свои ответы на них:

  • что я знаю по данной теме;
  • как я могу оценить ее;
  • какие выводы могу сделать.

Далее следует собрать материал по интересующей теме. Раньше ученики использовали для этого только библиотеки, но сейчас, с развитием интернета, возможности намного шире. Ведь в интернете можно отыскать не только статьи по определенным темам и непосредственно саму литературу, но также и архивы разных журналов и телепередач разных лет.

Не нужно стесняться спрашивать что-то у учителей, родителей и других старших товарищей.

Все полученные данные следует записывать, фотографировать, делать видео . Возможностей в этом отношении сейчас тоже намного больше, нежели у школьников, учившихся 20 лет назад и раньше.

Нельзя бояться проводить эксперименты и сравнительные анализы. Все выводы, сделанные ребенком самостоятельно, стоят намного больше, чем заученный назубок текст из учебника по тому или иному вопросу. Даже если они будут наивными и плохо обоснованными, но в этом и заключается прелесть творческой работы.

Чем больше дети современной школы будут вовлечены в творческую деятельность, начиная с первых классов, тем шире будет их кругозор , они смогут не бояться современного мира, научатся делать выводы по каждому вопросу, а не руководствоваться определенными догмами, которые, зачастую, уже морально устарели.

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта - не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объём разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом проекта

Оценка защиты

Качество доклада

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки..