Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ. План проведения методической недели Итоги методической недели в доу

Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ

При планировании методической работы с педагогами своего учреждения мы используем широко известные групповые формы работы: педагогические советы, семинары, консультации, методические выставки и т.д.

Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы, - методическая неделя, основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

В нашем ДОУ мы проводим методическую неделю по годовой задаче и по приоритетному направлению.

Примерный план проведения методической недели.

Годовая задача «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

План методической недели

Тема: «Развитие речи в условиях семьи и детского сада»

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме; привлечение родителей в образовательный процесс.

Дни недели

форма проведения

Ответственный

Участники

Понедельник

Круглый стол

Теоретическая часть – «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»;

Тестовые задания по теории и методики развития речи.

Ст. воспитатель

Педагоги

Открытый просмотр занятия в средней и подготовительной группе;

Деловая игра «Организация и методика проведения словарной работы

с дошкольниками на занятиях и вне».

Педагоги средней и подготовительной групп

Ст. воспитатель

Педагоги

Семинар- практикум

«Практикум по развитию произношения»;

Коллективная работа детей по теме «Зимние забавы» и составление рассказа по данной теме.

Учитель-логопед

Ст. воспитатель

Педагоги дети

Взаимодействие с родителями:

День открытых дверей:

– посещение занятий;

Совместная деятельность педагогов с родителями (игры, беседа);

Оформление стендовой

информации (по данной теме);

Практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребёнка».

Тренинг общения «Познай себя»

Ст. воспитатель

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Родители

Педагоги

Педагоги

Подведение итогов;

Чаепитие.

Ст. воспитатель

Педагоги

Методическая неделя

Круглый стол

тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ »

цель : систематизировать знания педагогов по данной теме.

материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)

предварительная работа : повторить методику развития речи детей

План проведения

    Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;

    Условия успешного речевого развития детей;

    Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.

1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

    владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

    умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

    Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Причины низкого уровня развития

    Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.

    Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

    Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;

    При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;

    Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;

    Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Обсуждение педагогами

2. Условия для успешного развития речи

    Интересно организовать жизнь ребёнка;

    Постоянно побуждать ребёнка говорить;

    Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;

    Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

    Дать детям одинаковые стартовые возможности.

Обсуждение педагогами

Речевое развитие ребёнка в ДОУ

      В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.

      Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);

      Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);

      Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);

      Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;

      Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;

      Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;

      Поощряют детское словотворчество.

Обсуждение педагогами

Развитие речи в условиях ДОУ и семьи

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.

Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы;

2) сообщения на стендах;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Развитие речи в ДОУ

Функции речи:

    Речь как средство общения.

    • Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого:

Предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;

Ситуативно – личностное общение;

Ситуативно – деловое (познавательное) общение;

    Общение со сверстниками

Отличие от общения со взрослыми:

Яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);

Нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.

    Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.

Обогащение речи - фантазируют, притворяются.

    Познавательная функция речи.

природа рукотворный

общество Я

С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

рис. 1. познание мира через виды детской деятельности

    Речь как регулятор поведения и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).

Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.

Виды речи

Педагоги дают значение видов речи

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

    развитие связной речи (диалогическая, монологическая);

    монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);

    развитие словаря дошкольника.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

Осуществляется через работу:

    с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;

    синонимический ряд;

    антонимические пары;

    многозначные слова.

    Формирование грамматического строя речи.

Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:

    морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;

    словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;

    синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

Развитие звуковой культуры речи

Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:

  • знакомство с линейными звуковыми единицами:

звук – слог – слово – фраза – текст;

    просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

    Развитие образной речи.

Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.

Годового плана и поставленных задач : 1. ... 2005 - «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», ... развитию и формированию познавательных интересов дошкольника. В период адаптации к условиям детского сада , дети ...

  • Образовательная программа березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Березонька» г. Березовский, 2014

    Образовательная программа

    ... развития детей раннего возраста в условиях детского сада «Кроха», и «Примерную ... задачи : развитие речи посредством... план с семьями ; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план -схему проведения ...

  • Образовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №

    Образовательная программа

    В детском саду . - М., 1980. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного...

  • Методические рекомендации

    ... методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут реализовать задачи психолого-педагогической работы в условиях ... и обучения в детском саду »). В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2-3 лет к...

  • В ДОУ прошла методическая неделя по теме: «Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ»

    В течении недели дети были вовлечены в увлекательные мероприятия, объединённые между собой одним общим сюжетом. Именно сюжет сделал педагогический процесс интересным для детей и позволил реализовать принцип обучения детей в игре.

    Разрабатывая содержание модуля, педагоги стремились, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами. Так, в модуле «Путешествие в сказку» (итоговое мероприятие по теме «транспорт»), дети 1младшей группы «Теремок» с воспитателями Аверьяновой М.И. и Рязанцевой Н.А. посетили станции «Узнавай-ка», «Машинкино», «Волшебная», где встретились с зайчиком и мышкой, научили их различать тот или иной транспорт, отгадывали загадки, лепили для персонажей самолёт. А ребята из второй младшей группы «Солнышко» отправились вместе с зайчиком выручать колобка (итоговое мероприятие по теме «Мой дом»). В ходе образовательной деятельности, организованной воспитателем Антиповой И.А. дети вместе с зайчиком (воспитатель Рязанцева Н.А.) играли в дидактические игры на развитие мышления и закрепления геометрических фигур, выполняли задание проказницы лисы (воспитатель Сидорова Е.А.) используя нетрадиционную технику рисования, проведение динамических пауз в виде подвижных игр и познавательно-исследовательской деятельности.

    Дети средней группы «Капелька» помогали лягушонку Тиму искать дорогу домой (итоговое мероприятие по теме «транспорт»). Купив билеты на автобус, и заняв места, ребята под весёлую музыку, вместе с лягушонком отправились на поиски. Во время игры-путешествия, ребята закрепляли цвет, форму предметов, ориентировку в пространстве. Не одно путешествие не обходится без встречи со сказочными героями. На этот раз ребят встретили клоун Плюх (инструктор по физвоспитанию Трунина О.А) и Лесовичок (младший воспитатель Своевская Т.М.). Выслушав детей о их желании помочь лягушонку, Плюх предложил поиграть с ним в игры-соревнования с машинками, а Лесовичок попросил смастерить ему в подарок автобус. После проведенной образовательной деятельности, ребята приезжают на «болото», где их встречает мама лягушонка, которая благодарит ребят за помощь. Разработали данный модуль воспитатель Савченко Г.А. и инструктор по физической культуре Трунина О.А.

    Чем старше дети, тем интереснее и насыщенней становится их образовательный процесс. Модуль в старшем дошкольном возрасте в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Воспитатель старшей группы Лев Н.П. и музыкальный руководитель Битиньш А.В. разработали модуль на тему «Профессии». Ребята встретились с настоящим кондитером, мастером своего дела Панариной Л.В., которая не только рассказала о своей профессии, но и показала свой рабочий инструмент, как готовится основа для пирожного. Сколько эмоций было у детей, когда им предложили стать маленькими кондитерами! Конечно, на таком мероприятии невозможно обойтись без сладкоежки Карлсона (воспитатель Слабухо Н.Н.), который был рад, увидев столько красивых кулинарных шедевров. Незабываемое впечатление осталось у ребят от встречи с настоящими музыкантами районного Дома культуры. Дети беседовали с музыкантами Волковой А.В., Петренко Н.А., Калининым М.А. о их профессии, задавали интересующие вопросы, познакомились с такими инструментами, как балалайка, контрабас, домра. Закончилась встреча совместными играми и игрой на музыкальных инструментах.

    Не меньше эмоций было и у ребят подготовительной к школе группы, когда они встретились с Незнайкой и Буквоежкой. Сказочные герои вместе с детьми путешествовали по селу Дзержинское, закрепляя свои знания о родном селе, вспоминая название улиц, зданий. В ходе образовательной деятельности ребята решали логические задачи, работали с картой-схемой, дидактическим планшетом, упражнялись в звуко- буквенном анализе слов. Сколько эмоций и восторга было у детей, когда они пришли на стадион. Здесь ребята познакомились с картиной «Три богатыря», а затем набирались силы в богатырских играх - соревнованиях. Закончилось путешествие изготовлением памятной книги «Село моё- Дзержинское». Исполнители и разработчики модуля «Село моё-Дзержинское»-воспитатель Вебер Т.Н., старший воспитатель Дебёлая Е.В. и инструктор по физической культуре Трунина О.А.

    Проведенные мероприятия получили высокую оценку, а счастливые улыбки малышей яркое тому подтверждение.

    Волшебная сила искусства, плюс волшебная сила игры, плюс прекрасное знание дошкольной педагогики и психологии, и ещё любовь к ребёнку- формула успеха педагогов МБДОУ №3 «Тополё к».

    модуль в подготовительной группе

    модуль в старшей группе

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей № 31 «Ручеек» с. Александровского Ставропольского края

    Методическая неделя в МДОУ.

    Тема: «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

    Место проведения: МДОУ «Детский сад № 31 «Ручеек»

    Сроки проведения : с 12 по 16 декабря 2016 г.

    Цель: Систематизировать работу МДОУ по организации двигательного оздоровительного режима в МДОУ.

    Задачи :

      Обеспечение теоретической, методической поддержки педагогов МДОУ при организации двигательного оздоровительного режима;

      Совершенствование работы по охране и укреплению здоровья детей;

      Создание здоровьесберегающих условий пребывания детей в МДОУ.

    Формы работы: открытые мероприятия (НОД, утренняя гимнастика, прогулки и др.), лекции, семинар-практикум, выставка метод.литературы, консультации, лекции.

    Работа с детьми : беседы, организованная и самостоятельная образовательная деятельность.

    декабрь, 2016 г.

    Задачи:

      определить уровень педагогической компетенции воспитателей по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми;

      провести анкетирование родителей с целью выяснения педагогических потребностей в области физического воспитания детей.

    Утренняя гимнастика.

    Инструктор по ФК

    Вос-ли

    Работа с педагогами

    Теоретический семинар.

    Тестовый опрос.

    Тема: Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников (презентация).

      Что такое «двигательная активность»?

      Оптимальность ДА.

      Модель двигательного режима в МДОУ.

      Планирование физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

      Основные требования к двигательному режиму.

      Самооценка проф. компетентности.

    Ст. воспитатель

    Работа с родителями

    Анкетирование родителей: «Условия и образ жизни семей воспитанников»

    Социальный педагог

    Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

    Задачи:

      повышение профессиональной компетенции педагогов в организации двигательной активности детей;

      пополнить знания педагогов о формах двигательной активности в течении дня;

      разработать картотеку комплексов гимнастики после сна по возрастным группам;

    Мероприятия

    Содержание деятельности

    Ответственные

    Открытые просмотры

    Гимнастика после сна.

    Средняя группа

    Подготовительная группа

    Воспитатели средней группы

    Работа с педагогами

    Тема:

      Утренняя гимнастика как компонент двигательного режима.

      Двигательная разминка – физкультминутка.

      Динамический час.

      Бодрящая гимнастика после дневного сна.

      Картотека гимнастики после сна по возрастам.

    Ст. воспитатель

    Работа с родителями

    Консультация для родителей «Значение утренней гимнастики для здоровья детей»

    Воспитатели

    Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

    Тема: Формы двигательной активности в режиме дня.

    Задачи:

      повышение профессиональной компетенции педагогов в организации двигательной активности детей;

      познакомить воспитателей с методическими рекомендациями по проведению прогулки с повышенной двигательной активностью;

      разработать картотеку подвижных игр по возрастным группам для использования в работе с детьми;

    Мероприятия

    Содержание деятельности

    Ответственные

    Открытые просмотры

    Прогулка

      Старшая группа

      Младшая группа

    воспитатели

    Работа с педагогами

    Тема: Формы двигательной активности в режиме дня.

      Основная деятельность по физической культуре.

      Роль воспитателя при организации НОД по ФК.

      Организация и проведение прогулки с детьми в ДОУ.

      Подвижная игра как форма ДА детей д/в.

      Картотека п/и в возрастных группах МДОУ.

    Старший воспитатель

    Работа с родителями

    Памятка или буклет для родителей «Двигательная активность и здоровье ребенка»

    Воспитатели

    Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

    Тема: 1.

    2.

    Задачи:

      повышение профессиональной компетенции педагогов в организации двигательной активности детей;

      систематизировать знания воспитателей по организации взаимодействия с родителями воспитанников;

      анализ работы МДОУ по укреплению здоровья детей, по мнению родителей воспитанников.

    Мероприятия

    Содержание деятельности

    Ответственные

    Открытые просмотры

    НОД по физической культуре в старшей группе.

    Инструктор по ФК

    Работа с педагогами

    Тема: Самостоятельная двигательная деятельность детей.

    Взаимодействие с родителями по организации ДА детей.

      Самостоятельная двигательная деятельность детей.

      Физкультурный уголок в группе.

      Взаимодействие с родителями по организации ДА детей.

    Анализ анкетирования родителей.

    Старший воспитатель

    Социальный педагог

    Работа с родителями

    Воспитатели

    Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

    Тема: Организация активного отдыха в детей д/в в ДОУ.

    Задачи:

      повышение профессиональной компетенции педагогов в организации активного отдыха детей в разных возрастных группах:

    Досуг;

    Физкультурный праздник;

    Дни здоровья, каникулы.

    Мероприятия

    Содержание деятельности

    Ответственные

    Открытые просмотры Работа с родителями

    Физкультурный досуг по группам.

    Совместное развлечение с детьми

    Инструктор по ФК

    Педагог-организатор

    воспитатели

    Работа с педагогами

    Тема: Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях

    Ст. воспитатель

    Ст. воспитатель

    Тематические недели на 2016-2017 у.г.

    Цели и задачи:

    Формировать навыки выделения произошедших изменений в детском саду (сделан ремонт, новые игрушки, новые растения на участке.

    Расширить представление о профессиях сотрудников детского сада.

    Формировать дружеские отношения между детьми, вызывать желание помогать сверстникам и взрослым.

    адаптационный период, повторение пройденного материала, выявление стартового потенциала группы, знакомство со школой (1-я неделя в подготовительной группе)

    Цели и задачи : воспитывать навыки выполнения основных правил поведения детей на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожного- транспортного травматизма.

    Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасного поведения на улицах и в транспортных средствах.

    Закрепить знания детей о ПДД; расширять знания о дорожных знаках, правила этического и безопасного поведения в транспорте.

    Учить детей запоминать знаки, обращать внимание на пешеходную разметку «зебра», правильно вести себя на улице.

    Цели и задачи:

    Уточнить и расширить знания детей о фруктах и ягодах.

    Закрепить обобщающие понятия фрукты, ягоды.

    Учить узнавать фрукты и ягоды по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям, по описанию.

    Цели и задачи:

    Продолжить обогащать и совершенствовать представления об овощах.

    Учить различать овощи по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям и составлять рассказ-описание.

    Закрепить обобщающее понятие овощи. Научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этим понятиям.

    Учить дифференцировать понятия овощи, фрукты, ягоды.

    Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.

    Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.

    Цели и задачи:

    Расширить знания детей о грибах. Дать понятия: съедобный, несъедобный.

    Уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках).

    Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Повторить правила поведения в лесу.

    Цели и задачи:

    Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, дать представления о труде хлебороба, о помощниках-машинах.

    Познакомить детей с последовательностью изготовления хлеба, разнообразием хлебобулочных и мучных изделий.

    Дать представление о профессиях, связанных с изготовлением хлеба.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу.

    «Мы простуды не боимся»

    Цели и задачи :
    Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни и ценностного отношение к занятиям физической культурой.
    1.Развивать выносливость, силовые способности, смелость, уверенность в себе во время бега в среднем и быстром темпе; приучать при ходьбе и беге согласовывать свои движения с движениями других детей.
    2.Знакомить детей со спортивными упражнениями в процессе проведения игр и эстафет.
    3.Воспитывать у детей умение быстро ориентироваться в условиях игровых действий; вырабатывать умение быстро реагировать на сигнал в игровых упражнениях.
    4.Формировать положительное отношение к выполнению самостоятельных двигательных действий с предметами и стремление добиться цели (результата) – «добежать», «допрыгать», «перепрыгнуть», «донести

    Цели и задачи:

    Уточнить и расширить знания детей о транспорте. транспорт . Учить правильно относить конкретные предметы к обобщающему понятию.

    Сформировать представление о видах транспорта: наземный, водный, воздушный; грузовой, пассажирский; городской, междугородний.

    Учить правильно называть детали транспорта (колесо, кабина, руль, штурвал, крыло и т.п.).

    Познакомить детей с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта.

    Повторить правила дорожного движений, правила поведения на транспорте.

    Цели и задачи:

    Расширение и обогащение знаний детей об особенностях осени (предзимье), наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман.

    Дать представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

    Расширение знаний о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, черепахи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют, некоторые птицы улетают на юг).

    Обобщить знания детей об отличительных признаках осени по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).

    Систематизировать представления об осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди).

    Закрепить знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

    7 ноября – 11 ноября. Тема недели: Школа. Проект «Год до школы» (для детей подготовительной группы)

    Цели и задачи:

    Систематизировать знания детей о школе: название и назначение помещений в школе (гардероб, классы, спортивный зал, кабинеты директора, врача, столовая), правила поведения в школе, отличия школьной жизни от жизни в детском саду.

    Познакомить детей с трудом учителя.

    Формировать (закреплять) обобщающее понятие школьные принадлежности .Учить правильно относить конкретные предметы к обобщающему понятию.

    7 ноября – 11 ноября. Тема недели: Детский сад. Игрушки. (для детей младшего, среднего, старшего возраста)

    Цели и задачи:

    Систематизировать знания детей о детском саде: о внешнем виде здания детского сада, о названии и назначении помещений.

    Закрепить знания о труде взрослых в детском саду.

    Формировать (закреплять) обобщающее понятие игрушки .Учить правильно относить конкретные предметы к обобщающему понятию. Совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

    Цели и задачи:

    Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные .

    Помочь усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни (повадки, пища, жилище).

    Развивать умение выделять признаки сходства и различия.

    Закрепить представление о способах подготовки лесных зверей к зиме.

    Дать понятия хищники и травоядные животные.

    Цели и задачи:

    Закреплять знания детей о домашних животных (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака, овца) и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие домашние животные .

    Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, повадках домашних животных.

    Дать представления о том, как человек заботиться о домашних животных, о том, какую пользу они приносят людям.

    Цели и задачи:

    Закреплять знания детей о домашних птицах (курица, петух, утка, гусь, индюк) и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие домашние птицы .

    Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, повадках домашних птиц.

    Дать представления о том, как человек заботиться о домашних птицах, о том, какую пользу они приносят людям.

    «Эмоциональный мир ребенка» (Проект)

    Цели и задачи: интеграция усилий семьи и ДОУ в деятельности по изучению, раскрытию и развитию личности ребенка.

    Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.

    Компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи

    Использовать различные методы психолого-педагогической диагностики для выявления особенностей развития и воспитания ребенка в семье.

    Восполнить дефицит полноценного общения ребенка и родителей.

    Цели и задачи:

    Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе.

    Составлять рассказы о зимних забавах детей.

    Формировать представления детей о зимних видах спорта.

    Формировать понятие спортивная одежда.

    Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам, по собственным впечатлениям.

    Цели и задачи:

    Познакомить детей с традицией празднования дня Святого Николая.

    Снижение психологической и умственной нагрузки на детский организм.

    Проведение новогодних утренников.

    Развитие творческой активности и самостоятельности детей.

    Познакомить детей с традициями празднования Нового года в детском саду (украшение группы, подготовка к утреннику, изготовление новогодних поделок) и в семье (украшение елки, квартиры, изготовление подарков, приглашение гостей).

    Учить составлять описательные рассказы о елочных игрушках, находить их отличительные признаки: цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение.

    Цели и задачи:

    Расширить представления детей о зиме. Обобщить наблюдения детей, систематизировать знания детей о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, лежат большие сугробы, дует холодный ветер, поземка, метель). Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы, описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    Закрепить представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать и делать выводы.

    Закрепить названия зимних месяцев.

    Цели и задачи:

    Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Формировать (закреплять) обобщающее понятие зимующие птицы .

    Познакомить с условиями жизни птиц.

    Учить различать птиц по характерным признакам: окраска перьев, размер, форма хвоста, способ передвижения.

    Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

    Цели и задачи:

    Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели. Формировать (закреплять) обобщающее понятие мебель . Учить детей соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием.

    Познакомить с назначением предметов мебели, материалами, из которых она изготовлена. Называть части мебели и их функциональное значение.

    Воспитывать чувство красоты и бережного отношения к мебели.

    Уточнить и расширить знания детей о бытовых приборах. Формировать (закреплять) обобщающее понятие бытовые приборы .

    Познакомить с назначением бытовых приборов, с правилами безопасности при их использовании.

    Цели и задачи:

    Уточнить и расширить знания детей о посуде. Формировать (закреплять) обобщающее понятие посуда .

    Учить детей дифференцировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда, соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием. Сравнивать столовую, чайную и кухонную посуду (назначение и материалы, из которых она изготовлена).

    Воспитывать чувство красоты и бережное отношение к вещам.

    Цели и задачи:

    Уточнить и расширить представления детей об одежде, головных уборах, обуви. Формировать (закреплять) обобщающие понятия одежда, головные уборы, обувь . Учить правильно относить конкретные предметы к каждому обобщающему понятию.

    Сформировать представление о видах одежды, головных уборов, обуви в соответствии со временем года (зимняя, летняя, демисезонная), по принадлежности (мужская, женская, детская), по назначению (спортивная, форменная, нарядная).

    Учить правильно называть детали одежды (рукав, воротник, манжет, карман, пояс), головных уборов (тулья, поля, козырек, околыш), обуви (носок, пятка, подошва, каблук, язычок).

    Учить образованию относительных прилагательных при назывании материалов, из которых изготовлены одежда, головные уборы, обувь.

    Назвать правила ухода за одеждой, головными уборами, обувью. Воспитывать бережное отношение к вещам

    Цели и задачи:

    Расширять представления детей о себе и своей семье. Расширять знания о профессиях членов семьи. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость; заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать желание радовать близких добрыми делами. Закрепить знание детьми своего домашнего адреса.

    Расширять знания детей о разнообразии жилых домов. Формировать знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначение комнат и других помещений в квартире (спальня, столовая, прихожая, кухня, детская комната, гостиная, туалет, ванная).

    Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает. Формировать уважительное отношение к результату чужого труда.

    Цели и задачи:

    Формировать представление детей о празднике День защитника Отечества. Познакомить с родами войск российской армии, военными профессиями, военной техникой.

    Формировать представления об особенностях военной службы.

    Рассказать об истории российской армии.

    Расширить представления детей о нашей стране.

    Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

    Цели и задачи:

    Расширять представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны.

    Учить наблюдать за изменениями в природе, делать выводы на основе наблюдений.

    Расширять кругозор детей.

    Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

    Воспитывать чувство прекрасного, умение замечать красоту в повседневных событиях.

    Цели и задачи:

    Расширить и уточнить представления детей о празднике – Международный женский день. Напомнить, что в этот день принято поздравлять всех окружающих женщин.

    Расширять представления о женском труде.

    Расширять гендерные представления.

    Воспитывать бережное, чуткое, уважительное отношение к близким людям.

    Воспитывать желание помогать близким, заботится о них, потребность радовать близких добрыми делами.

    Цели и задачи:

    Уточнять знания детей о профессиях взрослых.

    Расширять представления о труде взрослых, показать его значимость.

    Познакомить с особенностями работы, инструментами и орудиями труда.

    Воспитывать уважение к людям труда.

    Воспитывать бережное отношение к результату чужого труда.

    Цели и задачи:

    Познакомить с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка).

    Учить находить и называть части комнатных растений – стебель, лист, бутон, цветок.

    Учить детей находить отличительные признаки комнатных растений, сравнивать растения по стеблю, листьям, цветам, запаху. Формировать умение ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых.

    Цели и задачи:

    Формировать понятие перелетные птицы . Расширить знания детей о групах птиц: зимующие – оседлые, перелетные – кочующие.

    Познакомить с жизнью птиц весной (гнездование, выведение птенцов).

    Учить узнавать и различать перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей) по внешним признакам (размер, окраска перьев, характерные повадки и пр.)

    Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, кормить, не пугать, не разорять гнезда).

    Цель и задачи:

    Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
    Познакомить детей с видами и назначением книг.
    Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
    Учить детей создавать книгу своими руками.
    Развивать творчество, воображение, фантазию.
    Создать условия для развития творческих способностей детей.
    Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
    Познакомить детей с различными жанрами книг.
    Дать детям знание о роли библиотеки.
    Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
    Побуждать детей к сочинительству.
    Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.
    Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
    Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».

    Цели и задачи:

    Формировать начальное представление о космосе, космической системе, планетах солнечной системы.

    Формировать доступные пониманию детей представления о государственном празднике «День космонавтики»

    Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (профессии космонавта, его личностные качества.)

    Расширять знания детей о космических кораблях, ракетах и другой космической техники.

    Развивать познавательную активность и интерес к познанию окружающего мира.

    Цели и задачи:

    Расширять представления детей о Родине, символике России. Дать детям представление о Москве, как о главном городе нашей страны.

    Формировать начальные представление о родном крае, его культуре.

    Воспитывать любовь к родному городу, к Родине.

    Формировать патриотические чувства.

    Цели и задачи: Обучение детей навыкам рассматривания и обследования предметов, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением и разумным способом поведения в предметном мире.

    Воспитание бережного отношения к предметному миру; формирование осознанного способа безопасного для ребёнка поведения.

    Закрепить обобщающее понятие «мебель». Обобщить, уточнить и активизировать словарь детей: мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье. Развивать познавательный интерес детей.

    Цели и задачи:

    Расширить представления о празднике День Победы, о воинах, которые защищали Родину.

    Уточнить и расширять представления детей о Великой Отечественной войне.

    Формировать у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

    Закреплять знания детей об армии, о представителях разных родов войск (летчик, танкист, пехотинец, моряк).

    Воспитание нравственных чувств (любви, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ.

    Цели и задачи:

    Уточнить и расширить знания детей о насекомых (внешний вид, питание, способ передвижения). Формировать (закреплять) обобщающее понятие насекомые. Учить детей соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием.

    Формировать у детей элементарные экологические представления, расширять и систематизировать знания о мире природы. Познакомить детей с многообразием родной природы.

    Формировать представления об охране растений и животных.

    Цели и задачи:

    Познакомить детей с различными водоемами - озеро, пруд, море, болото.

    Систематизировать представления детей об обитателях водоемов.

    Формировать обобщающее понятие рыбы, учить детей соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием.

    Познакомить с классификацией рыб (речная, озерная, морская), строением тела.

    Сравнивать и описывать рыб (внешний вид, отличительные признаки, чем питаются).

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    22-26 мая Тема недели: Неделя безопасности проект «Правила мы знаем и соблюдаем»

    Цель и задачи:

    Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать в детях уважения к профессии пожарных.

    Закреплять и систематизировать знания по безопасности на авто - железной дороге; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

    Формировать представление о понятии здоровья и ЗОЖ; режим дня.

    Способствовать созданию комфортной и безопасной атмосферы в группе. Познакомить с основными правилами безопасного поведения дома, на улице и в детском саду.

    Продолжать формировать представление детей о безопасном поведении в окружающем его мире.

    Цели и задачи:

    Обогащать знания детей об изменениях в природе, происходящих летом. Закрепить название летних месяцев, их последовательность.

    Расширять представления о цветах (строение, разнообразие видов, условия, необходимые для роста и развития), уходе за садовыми цветами, охране полевых цветов.

    Расширять представления детей о жизни животных летом.

    Формировать представления о деятельности людей летом, о разумном поведении человека в мире природы.

    Продолжать формировать представления об охране живой природы, навыки бережного отношения к ней в повседневной жизни.


    Данилова Екатерина Олеговна
    Должность: старший воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №18 г. Ейска МО Ейский район
    Населённый пункт: г. Ейск
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: "Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ"
    Дата публикации: 30.04.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Автор: Данилова Екатерина Олеговна, Старший воспитатель, МБДОУ ДСКВ №18 г. Ейска МО Ейский район.
    Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ
    При планировании методической работы с педагогами своего учреждения мы используем широко известные групповые формы работы: педагогические советы, семинары, консультации, методические выставки и т.д. Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы, - методическая неделя, основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др. В нашем ДОУ мы проводим методическую неделю по годовой задаче и по приоритетному направлению. Примерный план проведения методической недели. Годовая задача «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». План методической недели Тема: «Развитие речи в условиях семьи и детского сада» Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме; привлечение родителей в образовательный процесс. Дни недели Содержание и форма проведения Ответственный Участники Понедельник - Круглый стол Теоретическая часть – «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»; - Тестовые задания по теории и методики развития речи. Ст. воспитатель Педагоги Вторник - Открытый просмотр занятия в средней и подготовительной группе; - Деловая игра «Организация и методика проведения словарной работы Педагоги средней и подготовительной групп Педагоги 1
    Среда - семинар- практикум «Практикум по развитию произношения»; - Коллективная работа детей по теме «Зимние забавы» и составление рассказа по данной теме. Учитель-логопед Ст. воспитатель Педагоги дети Четверг - Взаимодействие с родителями: День открытых дверей: – посещение занятий; - совместная деятельность педагогов с родителями (игры, беседа); Ст. воспитатель Воспитатели групп Родители Педагоги Пятница - Подведение итогов; - чаепитие. Ст. воспитатель Педагоги Методическая неделя Методическая неделя Понедельник 26 января Круглый стол тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ» цель: систематизировать знания педагогов по данной теме. материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1) предварительная работа: повторить методику развития речи детей План проведения  Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;  Условия успешного речевого развития детей;  Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи. 1. Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 2
    Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:  владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;  умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;  Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;  умеют читать. Причины низкого уровня развития Причины низкого уровня развития 1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи. 2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций. 3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений; 4. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы; 5. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься; 6. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. Обсуждение педагогами 2. Условия для успешного развития речи  Интересно организовать жизнь ребёнка; 3
     Постоянно побуждать ребёнка говорить;  Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;  Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.  Дать детям одинаковые стартовые возможности. Обсуждение педагогами Речевое развитие ребёнка в ДОУ  В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками: - побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.  Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);  Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);  Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);  Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;  Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;  Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;  Поощряют детское словотворчество. Обсуждение педагогами Развитие речи в условиях ДОУ и семьи В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами 4
    наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных. Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя: 1) ознакомительные беседы; 2) сообщения на стендах; 3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей; 4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют) 5
    В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей. Развитие речи в ДОУ Функции речи: 1. Речь как средство общения.  Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого: - предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение; - ситуативно – личностное общение; - ситуативно – деловое (познавательное) общение;  Общение со сверстниками Отличие от общения со взрослыми: - яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений); - нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.  Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра. Обогащение речи - фантазируют, притворяются. 2. Познавательная функция речи. С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире. рис. 1. познание мира через виды детской деятельности 6 природа рукотворный мир общество Я
    3. Речь как регулятор поведения и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого). Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности. Виды речи Внутренняя То, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух Внешняя Диалогическая Монологическая Эгоцентрическая Письменная Педагоги дают значение видов речи Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:
    1.
    развитие связной речи (диалогическая, монологическая);  монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);
    2.
    развитие словаря дошкольника. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача. Осуществляется через работу:  с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;  синонимический ряд;  антонимические пары; 7
     многозначные слова.
    3.
    Формирование грамматического строя речи. Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:  морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;  словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;  синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).
    4.
    Развитие звуковой культуры речи Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:  знакомство с линейными звуковыми единицами: звук – слог – слово – фраза – текст;  просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.
    5.
    Развитие образной речи. Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Тестовые задания по теории и методики развития речи (приложение 2). Вторник 27 января Открытый просмотр мероприятий (викторины, вечер сказок, занятие – учитель- логопед) педагогов по развитию речи детей. Педсовет в форме деловой игры
    Педсовет
    тема: «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне». 1 часть. Разминка. Разгадывание кроссвордов. ХОД Решение кроссвордов. Отгадав, его мы прочитаем ключевое слово. 8
    По вертикали. 1. наука об общих законах строения и функционирования языка - Лингвистика 2. раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы, 2) в языкознании - раздел, посвящённый изучению выразительных средств языка - Стилистика
    4
    1) лексика, словарный состав языка, диалекта к.л. социальной группы, словарный запас отдельного человека.2)справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь Какой бывает словарь? Словарь активный - часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; активный запас слов отдельного носителя языка - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития. Словарь пассивный - 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении; 2) пассивный словарь слов отдельного носителя языка - часть словарного языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития. 2 часть. Теоретическая. Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Принципы словарной работы: 1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; 2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; 3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности. Вопрос: Почему важно начинать словарную работу с ясельного возраста? Задачи словарной работы: 1. обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов; 9
    2. уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики); 3. активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; 4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:  овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;  рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.  Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. 3 часть. Дискуссионная. Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения. Вопрос: назовите приёмы словарной работы? Приёмы словарной работы:  называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.  Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.  Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.  Объяснение происхождения слова. Э тот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.  Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.  Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.  Загадки, сравнение предметов. 10
    Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Вопрос: назовите методы словарной работы?  Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.  Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.  Показ кинофильмов и диафильмов.  Чтение художественных произведений.  Рассматривание игрушек.  Рассматривание картинок сюжетных и предметных.(приём - вопрос)  Дидактические игры.  Словарно-логические упражнения Вопрос: Какова методика работы над новым словом? Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стре миться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово». Вопрос: Что входит в подготовку воспитателя к словарной работе? Что такое тематический словарик? 4 часть. Практическая - Провести анализ художественного произведения. Рассказать о предполагаемой работе над словом. - приведите примеры дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок, используемых в словарной работе. 5 часть. Решение кроссворда. Продолжаем решать кроссворд. 11 – иносказанное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи 11
    в конкретном образе – аллегория 12 оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём нибудь - нюанс 6 слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – Сравнение 5 в поэтике образное, художественное определение- эпитет 9 шутка основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур 10 перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора 7 слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы. 8 слова, имеющие противоположные значения – антонимы 9 в поэтике, слово или выражение. Заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение - гипербола Привести примеры. 6 часть теоретическая (Приложение 3) - требование к речи воспитателя. - Содержание словарной работы вне занятий. - Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём она конкретно может выражаться? ЗАДАНИЕ: подготовить тематические словарики на весь год по всем темам. Среда 28 января Семинар - практикум «Практикум по развитию звукопроизношения» (для воспитателей)
    Цель:
    Повысить компетенцию воспитателей по развитию звукопроизношения.
    Задачи:
    1. Дать теоретические знания воспитателям по развитию звукопроизношения. 2. Применить на практике приобретенные знания.
    Материал:
    Артикуляционная гимнастика (наглядные материал), игры на выработку воздушной струи, дидактические игры, наглядные иллюстрации. Работа воспитателя по формированию у детей правильного произношения, а также по осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим недостатки речи, является профилактическим направлением логопедии. 12
    Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа появления звука, этапа усвоения звука в речи. Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:
    Логопед
    исправляет нарушения речи.
    Воспитатель
    под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
    Подготовительный этап

    Логопед
    в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
    Воспитатель
    по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
    Этап появления звука

    Логопед
    ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
    Воспитатель
    закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки- символы и звукоподражания.
    Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

    Логопед
    автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы.
    Воспитатель
    по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал. Таким образом, логопед и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности не только своей работы, но и работы своего коллеги, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произнесение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе. 13

    Занятия воспитателя по формированию произношения
    Основной формой работы с детьми по воспитанию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Фронтальная работа проводится регулярно со всей группой детей согласно планам работы логопеда. При ее планировании следует исходить из времени, отведенного программой на занятия по родному языку. Отдельные разделы работы по воспитанию произносительной стороны речи (развитие слухового внимания, речевого дыхания, темпа, ритма речи) могут быть включены и в музыкальные занятия. Работу подгруппами проводят с детьми со сходной структурой дефекта. Состав подгруппы (не более 4 детей) в процессе коррекционного обучения может меняться, в связи с появлением у детей различных трудностей. Одним трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим – уточнение изолированного звука или произнесение его в словах. Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным логопедом. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома задания, данные логопедом. Для каждой возрастной группы, есть определенные задачи:
    Вторая младшая группа
    1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками
    : а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
    2. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу и высоту голоса. 3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп речи
    Средняя группа
    14
    1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над звуками
    т, д, н, к, г, х, ы.
    2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков:
    с,

    с’, з, з’, ц.
    3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу или высоту голоса. 4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный темп.
    Старшая группа
    1. Тренировать четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над звуками
    й, ш, ж, ч, щ, л, л’,

    р, р’.
    2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных:
    я, е, ё, ю
    ; шипящих звуков:
    ш, ж, ч, щ
    и сонорных звуков:
    л, л’, р, р’.
    3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. 4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
    Подготовительная группа
    1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях. 2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. При работе по звукопроизношению необходимо учитывать следующее: 1. Во время занятия дети должны стоять или сидеть так, чтобы им хорошо было видно лицо воспитателя. 15
    2. Воспитатель должен при проведении занятия следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательностью и доступностью оформления задания. 3. При проведении игр для развития речевого дыхания необходимо помнить, что каждый ребенок может в них участвовать не более 10 секунд, причем с перерывом, так как длительное дутье и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение. 4. При проведении всех видов занятий надо добиваться активного участия детей. Для этого следует подбирать такие формы и виды работы, чтобы суметь привлечь каждого ребенка и, по возможности, проверить, как дети усвоили материал. 5. В процессе проведения занятий по звукопроизношению необходимо уже со второй младшей группы воспитывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь. 6. При введение звука в речь ребенка недопустимо исправление неправильного произношения в каждом слове. Это мешает ребенку высказаться, будет его нервировать, а иногда может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к отказу от речи. 7. Стихотворения, потешки, загадки, скороговорки, рассказы предлагаются как дополнительный материал, который может быть использован для закрепления произношения звуков в речи тех детей, которым необходимо ввести их в активный словарь. 8. Воспитателю при самостоятельном подборе материала на нужный звук следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, тех звуков, которые еще не отработаны, должно быть как можно меньше. 9. При введении звука во фразовую речь одним из приемов работы является повторение детьми предложений, составленных по предметным или сюжетным картинкам. Эти предложения постепенно (от группы к группе) надо удлинять и усложнять. Этот прием, приучая детей правильно воспринимать и передавать предложение, развивает их внимание, память и в дальнейшем облегчит проведение анализа и синтеза предложений. Воспитатели совместно с детьми выполняют коллективную работу