Основные этапы полиграфического производства. Московский государственный университет печати Краткие сведения из истории развития полиграфии

Слово «полиграфия» пришло в Россию из Франции. В переводе с греческого «поли» много, «графо» пишу, то есть получение большого количества идентичных оттисков. В настоящее время этот термин ис­пользуется для обозначения, во-первых, совокупности технических средств, при помощи которых получают одинаковые копии изображе­ния (знаков, букв, рисунков и т.п.), во-вторых, промышленности, охватывающей все производство печатной продукции.

Славянскую азбуку изобрели братья-просветители Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885). В настоящее время кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, го­ворящие более чем на 60 языках.

Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена рус­скими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 г. пуще­на в работу на Петергофской бумажной фабрике.

В настоящее время бумагоделательные машины, воплотив в себя последние достижения научно-технического прогресса, производят до. 1000-1200 м бумаги в минуту при ширине полотна 8 м и более.

Печатная форма служит для образования и сохранения изображе­ния в виде участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов) и пере­дающих ее на запечатываемый материал или передаточное звено, на­пример, офсетный цилиндр, тампон. Форма может быть выполнена в виде пластины, плиты или цилиндра, изготовлена из самых разных ма­териалов (металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня).

Идентичные бескрасочные изображения существовали на заре развития нашей цивилизации. Первые штампы были плоскими (III-II вв. до н.э.), а затем появились цилиндрические (IV вв. до н.э.). Первые оттиски люди делали на глине, а затем - на металле (штампы для изготовления монет).

Следующее открытие человечества было связано с нанесением краски на штамп и прижимом его к запечатываемой поверхности. Для этого потребовалось несколько столетий развития нашей цивили­зации.



Первые печатные формы появились в VIII в. в Корее, они были вы­полнены из дерева методом гравирования. Печатные элементы распо­лагались выше, чем пробельные. Данный способ стал называться вы­соким, а вид печати - ксилографией (греч. xylon - срубленное дере­во). Другой род гравирования - резьба и травление изображения на металле - развивался одновременно с книгопечатанием. Процесс из­готовления монолитной печатной формы чрезвычайно труден. Произ­водство одного издания длилось многие годы.

В 1041-1048 гг. в Китае Би Шен стал использовать наборный шрифт (литеры), который изготавливал из глины. Керамические лите­ры были недостаточно прочными, а их изготовление очень трудо­емким.

Совершенствование формных процессов произошло в Корее в 1160 г. Там были изготовлены первые литеры из металла. В Европе в 1445 г. Иоганн Гутенберг (настоящая фамилия первопечатника Генсфлейш), житель немецкого города Майнца, изобрел книгопечатание. Великое изобретение Гутенберга включало в себя целый ряд техниче­ских новшеств: разборный шрифт, словолитный аппарат, специальный сплав (гарт) для изготовления печатных литер, особый состав ти­пографской краски и собственно печатный станок. Гутенбергу при­надлежит заслуга разработки полиграфического процесса в целом

В 1460-1470 гг. ученики и подмастерья из первых гутенберговых типографий разносят новое искусство печатания книг по городам Гер­мании и других стран Европы. В 1491 г. в городе Кракове была напеча­тана первая славянская книга кирилловским шрифтом. Всего за пер­вые полстолетия книгопечатания вышло в свет около 40 тыс. изданий печатных книг, а их общий тираж превысил 12 млн. экземпляров.

Главной причиной появления печатных процессов явилось быстро увеличивающийся поток информации.

В России книгопечатание появилось XVI в. Причиной этому было распространение христианства, повышение уровня образования госу­дарственных служащих, военных и т.д. Поличному приказу Ивана IV и с одобрения митрополита Макария в 1553 г. на Никольской улице в Москве началось строительство первой типографии. Дело было пору­чено Ивану Федорову (1510- 1583) и Петру Мстиславцу. Спустя десять лет, 1 марта 1564 г. в России была отпечатана первая книга «Апостол», тиражом 2000 экземпляров.

Печатная машина - устройство, которое выполняет процесс печа­тания с использованием одного из способов печати. Печатные маши­ны классифицируются:

По виду запечатываемого материала;

По конструкции печатного аппарата;

По формату и красочности.

Печатный станок, изобретенный И. Гутенбергом, служил полигра­фистам три века. Постепенно совершенствовался, но при этом оста­вался станком, а не машиной.

Изобретателем печатной машины являются Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр. Изготовленная ими в 1811 г. тигельная печатная машина приводилась в действие не физической силой человека, а паром. В 1814 г. в Лондоне на усовершенствованной печатной машине с пе­чатным Цилиндром начался выпуск газеты «Таймс». Производитель­ность машины составляла 1100 оттисков в час. Современные машины печатают от 15 000 до 35 000 оттисков в час. В старинных печатных кни­гах иллюстрации выполняли с помощью трафаретов. Таким образом, Удавалось получать одинаковые рисунки.

Игральные карты дали толчок к развитию граверного дела в Евро­пе. Так, на рубеже XIV-XV вв. появилась глубокая печать. Вскоре был изобретен офорт. Резец был вытеснен химическими процессами травления металлических пластин. Гравер наносил рисунок по лаковой поверхности острой иглой. Лак разрушался, а нанесенная на поверхности медной пластины азотная кислота травила на металле рисунок, таким образом, изготавливалась форма глубокой печати. Два века офорт яв­лялся основным полиграфическим способом воспроизведения иллю­страций. На смену офорту пришла акватинта. Акватинта позволяет формировать безрастровое полутоновое изображение, но получить до­кументальное изображение предмета или события удалось только по­сле изобретения фотографии.

Фотография - совокупность способов получения и закрепления изображения при помощи химического воздействия световых лучей на светочувствительные вещества. Фотография по мере своего развития получила огромное значение в самых разнообразных отраслях науки, техники и промышленности, в том числе и в полиграфии, в частности в репродукционной технике. Фотография является главнейшим вспо­могательным средством для изготовления иллюстрационных печат­ных форм.

В настоящее время вся полиграфическая технология базируется на компьютерах.

Компьютер - электронная машина, выполняющая математиче­ские вычисления в определенной последовательности, определяемой специальной программой.

В 1941 г. в Германии Кондором Цузе был создан первый програм­мируемый компьютер Z3. Управлялся компьютер перфолентой, изго­товленной из старой кинопленки. Первые компьютеры были разрабо­таны по заказу военных для дешифровки секретных донесений. Так же они применялись в расчетах при изготовлении атомной бомбы.

В настоящее время представить полиграфию без компьютера, ска­нера, цифровой камеры, фотонаборного автомата просто невозможно. Полиграфия уже немыслима без компьютера, так же как немыслима без компьютера верстка, набор, редактирование текста, да и вообще реклама.

Уже сейчас полиграфические издания благодаря компьютеру изго­тавливаются по индивидуальным заказам с персонализацией инфор­мации. Техника воспроизведения и распространения информации развивается и совершенствуется. 550-летняя история полиграфии - это история непрерывного восхождения человеческой цивилизации по нескончаемой лестнице технического и духовного совершенства.

С целью увеличения производительности печати, люди стремились автоматизировать печатный процесс. Один из многих подходов к решению данной проблемы был реализован в устройстве под названием «Монотип». В нем была впервые воплощена в реальность идея разделения клавиатуры и отлива. Монотип работал на основе того, что несколько операторов, изготавливающих одновременно несколько перфолент, могли заставить буквоотливной механизм работать с максимальной скоростью. Совершенствование этого оборудования в США позволило к 1929 году создать оборудование, которое полностью использует разделение функций человека и машины. Данные устройства могли работать с производительностью более 20 тысяч знаков в час.

Многие годы печатная индустрия сталкивалась с проблемой изготовления малотиражной полиграфии. Проблема состояла в том, чтобы отпечатать тиражи быстро, и в то же время качественно: ведь процесс подготовки издания к печати был достаточно трудоемок и соответственно длителен по времени, а сокращение какой - либо стадии из этого отлаженного процесса могло сказаться на качестве продукции. Эта проблема имела и другую грань: часто вставали вопросы о возможности печатать малыми тиражами и о стоимости этой продукции: ведь для того, чтобы, отпечатать 100 экземпляров визитных карточек требовалось столько же времени и усилий, как отпечатать буклет в 1000 экземпляров, при практически одинаковой стоимости печати. Поэтому буквально 10 лет назад как таковой оперативности в полиграфии, т.е. оперативной полиграфии не было, и связано это было с тем, что доминирующей технологией была офсетная печать.

Стремительное развитие в 90-е годы компьютерной техники, затронувшее все отрасли промышленности, коснулось и полиграфии. Появились новые технологии печати, основанные на различных способах переноса изображения на любые запечатываемые материалы: цифровые машины, цветные копиры, основанные на методе микропьезоструйной печати, сублимационные принтеры, ризография и другие специальные виды печати. По сравнению со способом офсетной печати данные технологии позволяют получать высококачественные оттиски при меньшей трудоемкости процесса. Изменились также допечатные и послепечатные технологии изготовления изданий. Развитие и оптимизация процессов допечатной обработки информации позволило резко уменьшить время подготовки макетов, цветоделенных пленок и печатных форм, что существенно сказалось на сокращении времени изготовления всего тиража. Применение новых разработок в послепечатных процессах существенно увеличило ассортимент полиграфической продукции. Все эти технологии использует сегодня оперативная полиграфия. Именно оперативная полиграфия позволят получить практически за один - два дня (или даже часа) качественную продукцию любого вида и любого тиража.

Имея в своем арсенале столь многочисленные способы оперативная полиграфия очень многогранна. В зависимости от вида производимой продукции и используемого оборудования основные направления оперативной полиграфии можно подразделить на: малотиражную полноцветную, широкоформатную, черно-белое тиражирование, сувениры и упаковка.

Оперативная полиграфия, основанная на использовании сублимации - позволяет при малых тиражах быстро и дешево получать изображения на ткани, ведь использование шелкографии на малых тиражах очень дорого. Технология оперативной полиграфии, использующая тампопечать, применяется для нанесения изображение на сувениры. Цифровая печать. 1923 год в истории полиграфии был отмечен появлением электростатической печатной системы, в ней краска переносилась с цилиндрической печатной формы на бумагу под действием электрических зарядов. Около 1948 года в Америке создали альтернативную методику электростатической печати, в которой на бумагу наносили вместо красок порошок, очень чувствительный к воздействию электричества. Именно данная технология явилась основой для развития технологии ксерокопирования, которое сегодня незаменимо для офисного применения и, промышленной печати, а также ксерографии -- для печати постеров и карт.

Сублимацеиолнные принтеры позволяют выводить на бумагу полноцветные изображения пригодные к последующему переносу на ткань. Это очень важно, так как применяемая в таких случаях шелкография становится при малых тиражах очень дорогостоящей.

Ризограф - это пресс горячего теснения. Считанное сканером изображение передается в процессор, который управляет термоголовкой. Та в свою очередь прожигает дырочки в специальной особо прочной бумаге из бананового волокна. Таким образом, первоначальное изображение переносится на «банановую» мастер-пленку. Она автоматически натягивается на раскатной барабан - внутрь барабана подается болон с краской, которая при вращении барабана центробежной силой «прижимается» к сетке, и проходит через дырочки в мастер-пленке.

Цветная печать. Многоцветная печать в истории как самодеятельный метод появилась почти одновременно с изобретением книгопечатания. Например, в XVII веке метод многоцветной печати состоял в следующем: на разные части гравированной металлической печатной формы наносились краски всех возможных цветов, а затем и печаталось все изображение как обычно. В 1719 году живописец Жак-Кристоф Ле Блон подал патент в Англии на печатный процесс, предназначение которого воспроизведение цветного изображения в три краски, а именно голубой, желтый и красный цвет; черная же краска использовалась исключительно для печати контуров изображения. Благодаря нанесенной на исходное изображение плотной сетки печатник, который изобрел данный метод, гравировал четыре металлические формы и друг за другом изготавливал четыре одноцветных оттиска, каждый из них был одного цвета.

В условиях зарождения и становления монополистического капитализма заметно возросла роль средств массовой информации, что предопределило и обусловило прогресс в области книгопечатания. Технические достижения в полиграфии нашли выражение в механизации печатного и наборного процессов, развитии литографии, возникновении полиграфического машиностроения как самостоятельной отрасли машино-фабричного производства.Немировский Е. Л. Очерки истории полиграфической техники. Курсив.-№1-98.-С.43.

Одним из крупнейших достижений в технике полиграфии XIX в. была первая скоропечатная машина цилиндрического типа, изобретенная еще в 1811 г. немцем Фридрихом Кенигом и его соотечественником Бауэром. Раньше в ручном станке для печатания использовали плоские доски, вначале деревянные, а затем металлические. На плоскую доску (талер) ставили покрытую краской форму набора, к которой с помощью декеля прижимали другой доской (пианом) лист бумаги. В скоропечатной машине Кенига и Бауэра предложена принципиально иная конструкция. Лист бумаги, намотанный на цилиндр-барабан, прокатывали по укрепленной на талере форме с набором, получавшим краску от системы вращающихся валиков. Впервые возвратно-поступательное движение пиана, прижимавшего бумагу к талеру, заменено вращательным движением цилиндра, механизирована подача и нанесение краски на форму. Новая скоропечатная машина позволила значительно поднять производительность печатного процесса. Если на ручном станке можно было отпечатать 100 оттисков в час, то машина Кенига и Бауэра давала свыше 800 оттисков.

Это изобретение оказало огромное влияние на развитие полиграфического машиностроения. Первый завод такого профиля был создан в 1817 г. в Германии. На его основе впоследствии возникла фирма «Schnellpressenfabrik Konig und Ваиег», крупнейшее в мире объединение по производству типографских машин.

Во второй половине XIX в. усложнились технологические процессы полиграфического производства, совершенствовались и разрабатывались новые конструкции типографского оборудования, позволившие механизировать ряд основных производственных операций. Стефанов С.И. Технологии и цивилизации. Вестник технологии в области полиграфии и печатной рекламы. - 2006.- № 1. С. 2. Вносились усовершенствования и в скоропечатную машину Кенига: улучшилась ее кинематика и технология изготовления отдельных деталей и узлов. Изменилась траектория движения талера, менялся состав эластичной массы для красочных валиков, основными компонентами которой стали глицерин и желатин. Была решена проблема приводки и приправки. В первом случае обеспечивалось точное соотношение печатных полос на обеих сторонах листа и на развороте; во втором достигалось тщательное прилегание бумаги к поверхности подающего барабана. Кроме того, широко внедрялись способы автоматической подачи бумаги на цилиндр и последующий ее съем. С использованием парового двигателя, вытесненного в дальнейшем электроприводом, качественно изменились приводы печатных машин. В результате значительных конструктивных изменений производительность машин Кенига выросла.

В 1863 г. изобретатель Вильям Буллок создал принципиально новую ротационную печатную машину. Машина Буллока печатала с обеих сторон на бумажной ленте, поступавшей на цилиндр, который прижимал ее к другому цилиндру с расположенным на нем стереотипом. Таким образом, впервые весь технологический процесс обеспечивался вращением цилиндров, чем были устранены причины, лимитировавшие производительность машин Кенига. Уже первые образцы ротационной машины Буллока давали 15 тыс. оттисков в час; в дальнейшем значительные конструктивные изменения позволили увеличить эту цифру в два раза.

Параллельно с развитием книгопечатания совершенствовалась технология отливки литер и целых слов. Еще в 1838 г. в Нью-Йорке изобретатель Брэс создал устройство для отливания литер, ставшее прообразом универсальной словолитной машины начала XX в., лучшие модели которой позволяли составлять в строки и полосы за один день несколько десятков тысяч печатных знаков. Дальнейшее развитие получила технология изготовления пуансонов и матриц. Были проведены систематизация и упорядочение шрифтов.

Увеличение печатной продукции требовало ускорения наборного процесса. На смену ручному наборщику, набиравшему в час не более тысячи букв, т. е. 25 строк, пришли наборно-словолитные машины с клавиатурой, устроенной по принципу современной пишущей машинки.

Выдающаяся роль в развитии наборных машин принадлежит русским изобретателям. В 1866 г. механик П.П. Клягинский создал оригинальный «автомат-наборщик». И.Н. Ливчак и Д.А. Тимирязев внесли большой вклад в создание и развитие матрицевыбивальных машин. Романо Ф. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. - М.: 2006.- C. 454 В 1870 г. инженер М.И. Алисов построил первые образцы наборно-печатных машин, скорость которых составляла 80--120 знаков в минуту.

Первая наборно-словолитная машина, получившая широкое применение, сконструирована в 1886 г. в США О. Мергенталером и названа «линотип»". Через два года канадцы Роджерс и Брайт создали новый образец отливной машины -- «типограф». В 1892 г. построен «монотип» Ланстона, а в 1893 г. -- «монолейн» Скуддера. Изобретение и быстрое распространение наборно-словолитных машин, а также разработка и создание фотонаборных конструкций позволили не только увеличить количество выходящих изделий, но и внести значительные изменения в художественное оформление книги.

На смену трудоемкой и дорогостоящей гравюре на меди пришла литография, открытая Алоизом Зенефельдером. При литографической печати оттиски получали переносом краски под давлением с нерельефной поверхности непосредственно на бумагу. Новый способ как разновидность плоской печати определялся положением печатных элементов в одной плоскости со всей поверхностью печатной формы. Литографический способ печати, быстро монополизировал печатное производство. Наибольшее распространение получила художественная литография.

Интенсификация и значительное расширение печатного производства вызвали во второй половине XIX в. появление новых, более совершенных образцов полиграфического машиностроения. Создавались специализированные объединения по производству печатного оборудования. Крупнейшими из них были: BrepMaHnn«SchnellpresseniabrikHeidelberg» (1850г.), «Faber und Schleicker» (1871 г.), в Италии--«Nebiolo» (1852 г.), в США -- «Goss» (1885 г.), «Milet» (1890 г.).

В России наряду с ввозимым из-за рубежа оборудованием в 80--90-е годы XIX в. развивалось свое полиграфическое машиностроение. Первоначально производство печатных машин и станков было сосредоточено на Ижевском заводе и Александровской мануфактуре. В дальнейшем их стал изготавливать Петербургский завод И. Гольдберга. В 1897 г. в России впервые была изобретена и построена машина для печатания ценных бумаг, сконструированная техником И.И. Орловым. Изображение с печатной формы передавалось вначале на эластичные валики, а затем на сборную форму, с которой и делался оттиск.

Быстро развились новые виды печати: ксилография, линогравюра, цинкография, ракельный тифдрук, трафаретная и глубокая печать. Наряду с крупными полиграфическими машинами появилось значительное количество специальных моделей для печатания карточек, бланков, обложек, различной специальной документации. Совершенствовалось изготовление текстовой и иллюстративной печатных форм, еще более улучшились отделочные производственные процессы: брошюрование, переплет, тиснение.

Наиболее характерной чертой прогресса в области полиграфического машиностроения было создание новых моделей печатных станков со значительно улучшенными техническими характеристиками. Параллельно с этим совершенствовались наборно-словолитные и фотонаборные машины.

Дальнейшее развитие получила технология иллюстрирования печатных изданий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Процесс технического переоснащения предприятий полиграфической промышленности. Факторы создания современного оборудования для офсетной плоской печати в формном процессе. Использование фотоформ в полиграфии. Линиатура и конфигурация элементов растра.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Основные законы и правила зрительного восприятия, принцип равновесия. Краткая история развития и понятие технологии печатного процесса. Характеристика основных видов печати. Технологии оперативной полиграфии. Сущность и элементы растровой печати.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Основные этапы производства периодических изданий. Технологическая схема производства. Какая бумага применяется в полиграфии. Подборка 20-ти шрифтов и 5-ти линеек. Таблица выходных данных трех периодических изданий. Расчет емкости рукописного текста.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2002

    Периодическое печатное издание. Определение, содержание и особенности создания газеты. Разновидности газет, их функции, особенности печати. Газетная верстка. Особенности оформления газет. Виды бумаги. Разработка концепции фестивальной газеты "Devorer".

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Виды современной печатной продукции и виды изданий по знаковой природе информации, по объему. Аппаратное и программное обеспечение издательских технологий, средства оперативной полиграфии. Перспектива применения издательских технологий в библиотеке.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Полиграфический дизайн. Новые рынки и технические средства полиграфии. Рекламная полиграфия основные носители, разработка дизайна. Исходные данные для разработки дизайна бланка. Форматы и размеры конвертов. Ламинирование, разработка дизайна листовки.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2013

    Применение высокой печати при изготовлении полиграфической продукции. Синтез цвета в полиграфии. Цифровая цветопроба. Особенности устройств бесконтактной печати. Области их применения. Изготовление изданий, скомплектованных вкладкой и подборкой.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Ключевые понятия и термины технического редактирования. Основные требования издательской организации к авторским текстовым и изобразительным оригиналам. Правила приема в редакции цифровых фотографий и изображений на дисках как материала для полиграфии.

    В 1985 году появилась первая настольная издательская система и вместе с ней термин “допечатный процесс”.

    Допечатная подготовка издания включает в себя:

    ·Набор текста

    ·Сканирование иллюстративного материала.

    В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.

    ·Верстка - пространственная организация материала

    ·Вывод фотоформ (“пленок”). Если издание черно-белое - одна фотоформа, если полноцветное - четыре (для черного - b, пурпурного - m , голубого - c, желтого - y).

    Типография:

    ·Изготовление печатной формы, состоящей из гидрофильных и гидрофобных элементов.

    ·Печать (в подавляющем большинстве случаев - офсетная).

    ·Фальцовка.

    ·Разрезка.

    Вкладка (если многостраничное издание).

    Основные тенденции развития:

    ·Самая древняя печать - высокая (проблема в некачественном воспроизведении иллюстраций).

    ·Глубокая печать (с сер. XIII века, неоправданно дорогой способ).

    ·Плоская (виды: литография, фототипия и офсет). Офсет (с 1904 г.) - самый распространенный способ.

    ·Последняя тенденция - цифровая печать. В настоящее время на рынке представлено два типа машин цифровой печати: xeicon (четыре цилиндра для разных цветов) и indigo (цилиндр один, но бумага проходит четыре раза). Действуют по принципу лазерного принтера. Удобны для печати малых тиражей (до 2000 экз.).

    ·С развитием информационных технологий увеличивается оперативность передачи информации, облегчается ее поиск и доступ к различным источникам через интернет.

    ·Современные редакции переходят на “безбумажный” выпуск печатной продукции.

    Новые технологии раскрыли возможности для децентрализации выпуска крупнотиражных печатных периодических изданий. Распространение таких газет, как «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», «Известия», или еженедельник «Аргументы и факты», тиражи которых исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров по регионам в соответствии с количеством потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает к подписчикам и в газетные киоски. Так, например, почти трехмиллионный тираж еженедельника «Аргументы и факты» печатают вместе с региональными приложениями в 64 городах различных республик, краев и областей России и других государств СНГ – от Алма-Аты до Ярославля.

    К тому же методу децентрализации выпуска и распространения номеров газеты прибегает и редакция газеты «Известия», тираж которой печатают в 26 городах – столицах и региональных центрах России и других стран.

    С другой стороны, редакции небольших местных изданий – городских и районных газет, не имеющие технической базы, позволяющей им обеспечить выпуск и распространение своих изданий на достаточно высоком оформительском и полиграфическом уровне, могут найти выход в использовании централизации выпуска газеты. Подготовив очередной номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации и макет с помощью Интернета на полиграфическое предприятие, находящееся в областном центре или в другом крупном близлежащем городе.

    Происходят подвижки в полиграфической отрасли: многие региональные типографии приватизируются, приоб­ретают современное оборудование за рубежом, процветают и имеют свободные деньги. А там, где есть хорошая полиграфическая база и средства, возможно создание новых перспективных газетно-издательских концернов. В ряде регионов сами типографии наладили выпуск газет, ориентированных на городскую и районные аудитории. Например, в Тверской области выходит пять таких изданий. Их учредитель - типография. Такие издания выгодно отли­чаются от своих предшественников.

    Процесс выпуска сетевой газеты потребовал перестройки структуры редакции и организации ее работы. Для редакции сетевой газеты не обязательно присутствие всех или большинства её сотрудников в офисе. Здесь должны находиться лишь специалисты-электронщики, контролирующие программное электронное обеспечение выпуска. Остальные же работники редакции – журналисты, менеджеры и др. – могут выполнять свои обязанности в соответствии с планом номера и процессом его выпуска, находясь в любом другом месте, где они могут работать на компьютере, подключенном к электронной системе газеты. Её главный редактор может руководить выпуском номера, находясь дома. Корреспондент получает возможность направить свой текст или иллюстрацию из дома или с места события, используя свой компьютер. Веб-редактор так же работает над этим текстом, редактируя его и выкладывая в номер. Веб-мастер – верстальщик поддерживает газету в сети Интернет.