Старинные коттеджи. Вдохновение зодчего: старинные проекты усадеб

Наша страна богата лесными ресурсами, что обусловило широкое применение пиломатериалов в строительстве. У этого материала имеется целый ряд достоинств, таких как технологичность, простота в обработке, положительное воздействие на здоровье человека. Индивидуальный проект усадьбы, выполненный профессиональным архитектором в русском стиле и реализованный высококвалифицированными мастерами, органично впишется в .

Нижний уровень здания представляет собой часто многофункциональное сооружение, которое одновременно является и основанием. Здесь расположены, помимо гаражного бокса, душ, санузел и настоящая баня или сауна.

В настоящее время в нашей стране заметен повышенный интерес к традиционной русской архитектуре. Оригинальные объёмно-пространственные решения воплощаются в строения, напоминающие старинные купеческие или дворянские особняки. Индивидуальные и типовые проекты деревянных усадеб пользуются всё большей популярностью у представителей практически всех социальных групп.

Архитектурные бюро предлагают множество вариантов, начиная от недорогих малобюджетных и заканчивая роскошными строениями. , что вполне достаточно для размещения следующих помещений на первом этаже:

  • гостиного зала с действующим камином из природного камня;
  • большой столовой рядом с кухней, что оборудована всем необходимым;
  • ванной комнатой с джакузи, душевой кабиной и иным современным сантехническим оборудованием.

Второй этаж предназначен для работы и отдыха, здесь предусмотрены:

  • спальни для полноценного сна;
  • детская комната или любая другая комната для отдыха и релаксации;
  • дополнительный санузел, чтобы не спускаться постоянно вниз.

Для удобства постоянных и временных жильцов на этом уровне имеются хорошо оборудованная ванная и удобный санузел. Особый шарм помещениям второго этажа придают скошенные внутрь стены с мансардными окнами специальной конструкции. Такой подход при проектировании позволяет наиболее полно использовать весь внутренний объём строения при минимально возможной общей высоте дома.

Читайте также

Дома с односкатной крышей - современные проекты 21 века

Перемещение между этажами происходит по внутренним лестницам , специально разработанные для данных . Ступени изготовлены из древесины твёрдых пород и обработаны специальным износостойким бесцветным лаком. Основание лестницы изготовлено из металлопроката с широким применением электродуговой сварки, что придаёт ей высокую механическую прочность. Вместе с тем несущая конструкция установлена скрытно и не видна снаружи.

Основание и фундамент усадеб

Загородному дому, выполненному в традиционном русском стиле, присущи основательность и надёжность. Это выражается в использовании для нижнего уровня одного из самых прочных современных строительных материалов – монолитного железобетона. Для точного следования выбранной архитектурной концепции и органичности для облицовки фундамента используется природный камень.

Сочетание натуральной древесины и дикого камня придаёт зданию особый шарм. Вместе с тем используемые материалы при сохранении аутентичности были подвергнуты серьёзной обработке с использованием инновационных технологий. Это позволило придать сырью более совершенную форму, приспособленную для проведения строительных работ.

Отливается совместно со стенами и перекрытиями . Все элементы сооружения армируются стальным или стекловолоконным прутом. Монолитная конструкция обладает высокой механической прочностью и стойкостью к внешним воздействиям. Для защиты основания от влаги, что содержится в прилегающих грунтовых массах, производится комплекс мероприятий по гидроизоляции.

Для снижения теплопотерь через монолитные стены осуществляется их с использованием экструдированного пенополистирола или пенополиуретана. Применение и материалов позволяет существенно повысить энергоэффективность строения и значительно снизить затраты на его содержание в целом и на отопление загородного жилья в частности.

Материалы для сруба бревенчатого дома

Русские зодчие славились своим мастерством и способностью возводить архитектурные ансамбли из древесины. Многоярусные строения со сложными переходами представляют собой несколько простых срубов, объединённых в единое строение. В качестве основного строительного материала для загородного дома используется бревно, прошедшее обработку на специальном оборудовании.

В процессе оцилиндровки материалу придаётся правильная геометрическая форма, что в значительной мере упрощает работу строителей и внешний вид строения. В качестве исходного сырья используются хлысты свежераспиленных деревьев хвойных пород сосны или кедра. Древесина первого вида более доступна широкому потребителю, в первую очередь, по стоимости.

Лучшие характеристики имеет древесина, произрастающая в северных районах Сибири, Карелии и Поморья. При выборе материала для строительства загородного дома ни в коем случае нельзя экономить на его качестве. Рекомендуется привлечь квалифицированного специалиста для осмотра оцилиндрованных брёвен, которые предлагаются поставщиками. Лес должен отвечать требованиям национального и международных стандартов качества.

В конце 19 века в Санкт-Петербурге выходил альбом «Мотивы русской архитектуры», где взыскательным заказчикам того времени предлагались самые смелые и утонченные проекты загородных домов. Эти усадьбы, если были бы построены, сегодня стали бы памятниками архитектуры и охранялись бы, как важные объекты культурного наследия страны.

Листая старые альбомы в библиотеке, корреспондент FromOneMillion восхитился, насколько самобытной и яркой была архитектура загородных домов в России того времени. И даже не верно говорить "архитектура" - тогда все-таки над домами работали не западные дизайнеры и архитекторы, а настоящие русские зодчие - хотя все были с прекрасным западным образованием.

Разница в том, что дома того времени совершенно не стеснялись делать в традициях резных русских теремов. Сегодня мы активно используем идеи готики, американской и финской архитектуры, традиции Скандинавии и Англии. Однако для тех, кто хочет жить в по-настоящему оригинальном и стильном загородном доме такое повальное "западничество" может рано или поздно наскучить. Почему бы не обратить свой взор на собственные традиции и посмотреть, каким мог бы быть дом, если заказать его по старинным чертежам?

Основная тенденция, которая властвует сегодня на рынке загородного домостроения - архитектурный минимализм, прагматичность, максимальное упрощение. Сейчас мы строим коттеджи с самой простой формой плана - прямоугольником. "Коробку" дома с квадратными окнами покрывает обычная двускатная или шатровая кровля без каких-либо ухищрений. То, что предлагалось в качестве образчика загородной архитектуры в России 19 века сегодня выглядит крайне необычно - скорее, эти рисунки подходят для детской книги сказок, чем для серьезного архитектурного журнала.

Между тем, образованные и обеспеченные люди того времени предпочитали строить усадьбы именно в русском стиле. Во-первых, это делало загородные дома отличающимися от городских, которые, в основном, строились уже в прозападном упрощенном образе. Во-вторых, это поддерживало русские национальные традиции зодчества, которые всегда восхищали архитекторов и историков искусства во всем мире. В-третьих, это была возможность самовыражения, поскольку русское зодчество допускает всевозможные варианты планировки и декорирования дома, соответственно, двух одинаковых усадеб в одной губернии не найти.

Вот, например, дом-теремок, маленький, изящный, резной, сказочный. Дома, похожие на старинные русские терема, обязательно имели балконы или башенки, резное крылечко, богато украшенный конек крыши и красивые ставни. Проекты этой стилистики выглядят несколько "сахарно" - кажется, это не архитектурный рисунок дома, а заготовка для сладкого леденца или пряника. Между тем, сложно устоять перед очарованием таких проектов - настолько они милы, радостны и уютны.

Следующая категория загородных домов конца 19 века - дома-замки . Они сочетают в себе русское зодчество и готику и часто строились из двух материалов - дерева и камня. Если подобный проект реализовывать сегодня, это будет настоящим вызовом современной стандартизированной архитектуры - ведь традиции ажурной резьбы практически утрачены (не считая каких-то ее китчевых проявлений), кроме того, дом, построенный по большей части из дерева, сегодня будет в большой цене.

Наконец, есть часть проектов, которые строились в упрощенно-западном стиле, но свою "русскость" не теряли. Эти особняки выглядят вполне современно, и одновременно очень оригинально. Тогдашние архитекторы продумывали в едином стиле также ограду и хозяйственные постройки загородного дома, чтобы в нем было все необходимое. Такие проекты вполне могут быть реализованы даже сегодня - идеи хороши особенно для тех, кто хочет выделиться, и начинает уже ценить важность собственных традиций и истории.

Увы, привычка строить большие красивые дома и усадьбы была утрачена нами за годы Советской власти. Сейчас главной модной тенденцией остается скандинавский минимализм, но в таком стиле строятся дома по всему свету - и все, по большей части, довольно одинаковые. Так что весьма вероятно, что скоро мы устанем от такого однообразия и обратимся к архивам - ведь не зря все-таки самые титулованные особы того времени старались заказать себе загородный особняк у русских мастеров деревянного и каменного зодчества.

Данила Высоцкий

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.