Церемония коронации. Обряд средневековой коронации. Неожиданные случаи коронации

Короновать человека в «законники» может только сходка. Часто такие сходки собираются на воле, под предлогом юбилея, свадьбы, или просто в тайном месте. Однако, большим почетом пользуются воры, коронованные на «зоне».

Процедура коронации не слишком хорошо известна, сообщество преступного мира относится к числу самых закрытых сообществ, однако, некоторые детали все же просачиваются во внешний мир.

Уже было сказано, что на сходке должны присутствовать, как минимум, два «законника» -- поручителя. Саму коронацию производит наиболее авторитетный на этой сходке вор. Кандидату предлагают обнажить торс и ноги. Авторитет осматривает его наколки, которые могут многое сказать о человеке, и убедившись, что на нем нет наколок, свидетельствующи х о том, что он когда-либо нарушал законы воровского мира или был когда-либо «опущен», обращается к соискателю с речью. Он предлагает произнести клятву приблизительно такого содержания: «Я мертв. У меня нет родных и близких, для меня существует только воровской закон и братва, я жил, живу и буду жить только по воровскому закону. Обязуюсь соблюдать воровской закон, гордо носить воровскую масть и работать на благо своей братве». После этого авторитет обращается к присутствующим с вопросом: не знают ли они какого-либо препятствия к тому, чтобы этот человек стал «законником»? Если ни у кого возражений нет, то авторитет торжественно объявляет, что такой-то отныне является «вором в законе». Если же возражения имеются, то их необходимо обосновать, и дело тщательно обсуждается, с выслушиванием доводов обеих сторон. Впрочем, надо думать, такое случается нечасто, до сходки допускается только кандидат, не имеющий очевидных промахов перед воровским сообществом.

Понятие «корона» -- чисто символическое. Никаких сведений о том, что вору действительно вручается какая-либо корона или ее аналог на коронации, нет. Сама процедура очень смахивает на партийное собрание: два поручителя со стажем, ознакомление принимаемого с «моральным кодексом» воровского мира, принятие решения голосованием. Некоторые криминалисты усматривают в этом прямое копирование советских традиций

Шеогорат хочет, чтобы мы возглавили один из Домов, свергнув Сил или Тейдона. Чтобы более подробно узнать о Ритуале Коронации, следует поговорить со жрецами в часовне.

Верховный жрец Мании Дервенин объяснит, что уходящий правитель Мании должен умереть от разрыва сердца при передозировке фелльдю. Преемник приносит собранную кровь в Часовню Арден-Сула на Алтарь.

У Арктуса, верховного жрецы Деменции, же можно узнать о ритуале коронации Деменции. Для этого нужно вырезать сердце нынешнего герцога и возложить его на Алтарь в Часовне в Часовню.

Ритуал Мании

Верховный жрец Мании посоветует для начала поговорить с аргонианкой Широкоглазой, управляющей Тейдона. Найти ее можно в окрестностях Дворца.

Ширкоглазая расскажет о распорядке дня Тейдона и проговорится, что в полдень ей предстоит выполнить очень важное поручение. В полдень осторожно крадемся за Широкоглазой, которая выйдет из Дворца и направится в тупик с бюстом Шеогората. Оказывается, бюст - это своеобразный замок, открывающий потайную дверь, ведущую в подземелье, где хранится феллдью. Спускайтесь за аргонианкой, но старайтесь не попадаться на глаза золотым святым.

Широкоглазая окажется в хранилище с большой горой зеленой пыльцы. Осторожно, возьмите себе две порции пыльцы и незаметно удаляйтесь из подземельяю. Теперь нужно также незаметно попасть на кухню, где повар Гундлар подсыпает Тейдону в пищу пыльцу. Ваша задача увеличить дозу до смертельной. Одну порцию нужно подсыпать в еду, вторую смешать с вином, в буфете стоит большая бутылка После этого незаметно покидаем помещение.

В восемь часов вечера заходите в тронный зал Дома Мании. Можете даже сесть за стол. Тейдон, отужинав, начнет читать стихи и, запнувшись, схватится за грудь и рухнет замертво. Соберите отравленную кровь Тейдона и оправляйтесь в Часовню Арден-Сула. Выливайте кровь на алтарь и принимаем поздравления в качестве герцога Мании. Не успеете вы поговорить с Шеогоратом, как в Часовню ворвется возмущенная Сил с угрозами, которая заявит, что переходит на сторону Принца Порядка.

Примечания: Став герцогом Мании, помимо титула, вы получите Кольцо Власти, повышающее обаяния, сопротивление болезням и навык щита, а также способность вызывать золотых святых.

Ритуал Деменции

Если вы решите стать герцогом Деменции, верховный жрец Арктус посоветует поговорить с приближёнными Сил, Китланом и Аней Херрик. Если отношение к вам Ани Херрик выше 60, она обещает помочь вам и отвлечь стражу, Китлан, в свою очередь, даст ключ от всех дверей Домом Деменции. Теперь следует незаметно пробраться в покои Сил и покончить с ней.

Зайдя в спальни герцогини, вы увидите ее спящей на кровати. Однако, это не герцогиня, а чучело. Судя по всему, Сил что-то почувствовала и скрылась. Китлан подтвердит, что это одна из уловок Сил, и подскажет, что герцогиня,скорее всего, сбежала через секретный ход в саду.

Направляемся к бюсту Шеогората, который находится правее входа в герцогские покои, и по секретном проходу спускаемся в подземелье.

Подземные руины полны ловушек, стреляющих заклинанием поглощения здоровья, и враждебных темных соблазнителей. Оказавшись в помещении со сваленными в кучу столами, слева ищите кнопку, которая открывает проход в стене. В глубине подземелья, за очередной дверью, сталкиваемся с Сил, вооруженной молотом и экипированной в доспехи. Расправившись с герцогиней, не забудьте вырезать ее сердце герцогини и возвращайтесь во Дворец

Вернувшись в Часовню Арден-Сула, положите сердце Сил на алтарь и принимайте поздравления как новый правитель Деменции. Во время разговора с Шеогоратом, вбежит возмущённый Тейдон, который заявит, что собирается перейти на сторону Джиггалага.

Примечания: Пройдя Ритуал Деменции, вы, кроме титула, получите Кольцо Власти, повышающее выносливость, сопротивление ядам и заклинание хамелеон, а также способность вызывать тёмного соблазнителя.

Происхождения). Таким образом, ритуал носит особый смысл благословения Богом на царство, мистического венчания с государством и т. п.

Церемониал

Папские коронации

Напишите отзыв о статье "Коронация"

Примечания

Литература

  • Слюнькова И. Н . Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. - М., Буксмарт, 2013 438 с. ISBN 978-5-906190 -9

Ссылки

Отрывок, характеризующий Коронация

– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.

Последним императором, коронованным Папой, стал в 1433 году за год до своей смерти Сигизмунд, а последним императором, короновавшимся в Италии (правда, не в Риме, а в Болонье), — Карл V (1530 год).

Император Сигизмунд. (wikipedia.org)

Германским правителям для обладания реальной властью была важнее всего не императорская коронация в Риме, а коронование в качестве римского короля, которая, как правило, осуществлялась в Ахене кельнским архиепископом. В качестве преемников Карла Великого, принявшего титул короля лангобардов, германские правители нередко претендовали на коронацию в Милане (или Монце) так называемой «железной короной лангобардов». Они также могли короноваться в Арле в качестве королей Бургундии. Впрочем, лишь некоторые из германских правителей смогли пройти все эти коронации, хотя, некоторые короновались дополнительно в своих собственных «наследственных» владениях (коронами Сицилии, Чехии, Венгрии), а Фридрих II к тому же еще и в Иерусалиме (1228 год).

Фридриха II. (wikipedia.org)

Одной из важнейших литургических особенностей германского коронационного церемониала было scrutinium (испытание) — серия вопросов, обращенных к королю и предшествующих акту помазания. Существенным формальным компонентом являлось и вопрошание присутствующего на церемонии «народа» о том, угодно ли ему, чтобы человек, который ожидает коронации, стал королем. Следуя немецкому образцу, scrutinium стали включать в свои ordines и авторы многочисленных французских коронационных чинов. Впрочем, и без того во французском и английском церемониалах присутствовала формальная процедура выражения «народом» своего согласия.

Коронации англосаксонских королей происходили в разных местах, однако Вильгельм Завоеватель, пожелавший принять корону в Вестминстере, создал решающий прецедент. Несмотря на претензии архиепископа Йоркского, право осуществлять коронацию английского монарха к XII веку окончательно закрепилось за архиепископом Кентерберийским. Единственной важной особенностью ранних коронационных чинов на острове являлась присяга правителя: именно в англосаксонском обществе она перестала ограничиваться обязательством защиты интересов исключительно местных епископов. В ее англосаксонском варианте коронационная присяга была со временем воспринята и на континенте. Нормандское завоевание 1066 года вызвало некоторые изменения в коронационной процедуре, в частности, коронационная присяга теперь стала произноситься не на латыни, а на разговорном французском языке. Яркой отличительной чертой английских коронаций явилось состязание королевских воинов во время завершающего коронационные торжества праздничного пира. Но наиболее существенным новшеством стало дополнившее коронационную присягу в 1308 году обязательство короля хранить «законы и обычаи» страны.

Коронация Карла VI Безумного в Реймсском соборе. (wikipedia.org)

Во Франции коронации долгое время проводились в разных местах, и лишь в 1129 году (коронация Филиппа I, старшего сына Людовика VI) была заложена традиция осуществления ее в Реймсе местным архиепископом. Вероятно, вплоть до начала XIII века французский ритуал в основном следовал модели немецких коронаций. Затем, однако, возникла необходимость в его существенной переработке, прежде всего с целью включения элементов легенды о священном сосуде. Согласно преданию, при крещении Ремигием, архиепископом Реймсским, Хлодвига, первого из обращенных в христианство франкских правителей, с небес был послан сосуд со священным елеем. Эта легенда была связана с Реймсом, подчеркивала особую значимость именно этой церковной кафедры и хранящейся при ней реликвии в истории французского королевства. Первое упоминание о дарованном свыше священном елее относится к коронации Людовика VII в 1131 году. В XIII веке были созданы три коронационных чина, перерабатывавших старые ordines X века и включивших элементы предания о посланном с небес священном елее в структуру коронационного церемониала. Заданный этими текстами порядок ритуала претерпел в последующем лишь незначительные изменения. Легенда о священном елее стала важнейшим элементом «религии королевской власти» во Франции, в контексте которой обряд коронации стал претендовать на роль нового, восьмого, христианского таинства. Священному елею, таким образом, была отведена центральная роль и в коронационной церемонии, и в системе легитимации королевской власти, что составило одно из основных идеологических отличий французской монархии от всех иных в Европе. Как писал в годы правления Карла V монах-кармелит Жан Голен, помазание французского короля осуществляется «не тем миром или елеем, что изготавливается руками епископа или аптекаря, но священной небесной жидкостью, содержащейся в священном сосуде». Священный елей никогда не использовался при процедуре коронации и помазания королевы. Характерной чертой французской коронации была и особая роль, которая отводилась в ней двенадцати пэрам Франции, круг и статус которых был определен в начале XIII века.

В большинстве стран Европы сложилась традиция проведения ритуала коронации в строго определенном месте. Императоры короновались в Риме, а в качестве «короля римлян» получали корону в Ахене. Английские государи короновались в Вестминстерском аббатстве, а французские — в Реймсском соборе. Обычным местом проведения коронации в Норвегии был Трондхейм, в Швеции — Уппсала, в Неаполитанском королевстве — Неаполь, в Польше после 1300 года — Краков. Однако в некоторых странах, как, например, в Дании, традиции проведения коронации в определенном месте так и не сложилось. Весь город, а в ряде случаев два или даже несколько городов могли быть местом осуществления ритуалов инаугурации нового монарха. Существенные различия складывались в разных странах и в связи с тем, каким образом оформлялось пространство, в котором протекало собственно литургическое действо. В Вестминстерском аббатстве, например, площадка с троном английского короля и алтарем находилась на таком возвышении, что участники королевского ристалища могли с противоположных концов трансепта верхом проскакать под ней навстречу друг другу. То есть церемонию коронации на всем ее протяжении могло наблюдать во всех подробностях большинство присутствовавших в храме. В Реймсе же сложилась совершенно иная практика. Место проведения коронационного обряда определялось размерами хора — это было весьма ограниченное пространство (примерно, 13 на 25 м), в котором могло расположиться от 300 до, самое большее, 450 зрителей, в то время как все остальные, собравшиеся на церемонию, вообще не могли видеть происходившего в хоре. Размеры толпы таких «пассивных зрителей» можно представить себе, если учесть, что центральный неф Реймсского собора -самый длинный во всей Франции — его длина от входного портала до крайней восточной точки составляла 149 м.


Коронация Людовика XV в Реймсе. (wikipedia.org)

Существование определенных традиций проведения коронаций еще не означало, что эти традиции всегда и безусловно соблюдались. Само их становление было длительным и постепенным процессом, ведь они складывались в ходе столкновений и борьбы интересов влиятельных лиц и церковных институций. Кроме того, при определенных обстоятельствах оказывалось невозможно соблюсти некоторые из установившихся правил проведения коронации. Так, например, епископ, имевший право короновать государя, мог не желать или не быть в состоянии этого сделать, или же соответствующая епископская должность вообще не была занята. Не редкостью были и чрезвычайные стечения обстоятельств. В частности, в Германии конфликт среди курфюрстов при избрании короля привел в 1314 году к проведению одновременно двух «альтернативных» коронационных обрядов. Людовик IV Баварский из дома Виттельсбахов был коронован в Ахене, месте вполне традиционном, однако проводил церемонию, вопреки обычной практике, архиепископ Майнцский, а не Кельнский. К тому же корона и прочие знаки власти, врученные тогда Людовику, не использовались германскими королями ранее. Соперник Виттельсбаха Фридрих Красивый Габсбург был в тот же самый день коронован в Бонне, не имевшем статуса коронационного центра, однако обряд был осуществлен «правильным» архиепископом Кельнским, а сам Фридрих получил «настоящие» инсигнии. С не менее грубыми нарушениями традиций проходила и коронация французского государя Карла VIII в Неаполе в 1494 году. Такие эпизоды свидетельствуют, что концепция коронационного обряда не была совершенно застывшей и бесспорной. При необходимости она могла изменяться в контексте актуальной политической ситуации.

В отдельных странах в коронационную традицию включались дополнительные элементы, насыщенные мифологическим содержанием. Подобную роль играли корона святого Стефана в Венгрии или же древний коронационный камень в Шотландии. Некоторые монархии вообще не восприняли коронационного ритуала, в других он укоренился относительно поздно. В ряде случаев за введением коронации быстро последовал отказ от этой практики.

Многообразие коронационных церемоний, проводившихся в разных регионах Европы на протяжении нескольких веков, делает практически невозможным единое общее описание хода западноевропейской церемонии. Почти во всех странах коронация предполагала весьма продолжительное литургическое действо (во Франции, по некоторым свидетельствам, оно начиналось в 6 часов утра прибытием клира в собор и завершалось только в 2 часа пополудни выходом оттуда коронованного государя), состоявшее из многочисленных молитв и гимнов, помазания, инвеституры инсигниями. Церемония обычно кончалась богослужением, во время которого монарх в некоторых случаях громко читал несколько строк из Евангелия (подчеркивая тем самым свое уподобление в результате проведенного обряда помазания духовному лицу) и делал богатые дары церкви, в которой проходил обряд. Во многих странах церемония включала проведение внехрамовых процессий, а также пира. Составной частью коронационных торжеств могли быть и въезд государя в город, и возведение его на особый престол (в Германии), и пожалование им после своей коронации многих дворян в рыцари, и чудо исцеления золотушных больных прикосновением рук короля (во Франции и в Англии) и др.

Коронование Людовика XIV в Реймсе. (wikipedia.org)

Конституирующее значение коронации было особенно велико для времени Высокого Средневековья — в тот период ни один государь не мог считаться полноценным обладателем королевского достоинства, если он не прошел через ритуалы помазания и коронации. Неслучайно, например, Вильгельм Рыжий так спешил короноваться в Вестминстере в 1087 году — он стремился таким образом упредить своих братьев, также претендовавших на власть. Практика коронации наследника еще при жизни правящего монарха, сложившаяся во Франции при ранних Капетингах, имела целью уменьшить остроту проблемы преемственности власти: она предотвращала конфликты между претендентами, обычные при «неурегулированной» смене государя, и укрепляла прочность династии.

Церемония коронации русских царей традиционно состояла из нескольких обязательных этапов. Сперва в Успенском соборе происходило возложения императорской короны и знаков царского достоинства. Затем чета шествовала к Архангельскому и Благовещенскому соборам, чтобы поклониться могилам предков, а затем возвращалась во дворец. С Красного крыльца новый царь трижды кланялся народу. Далее уже следовала неофициальная программа с пиршеством в Грановитой палате.

сайт вспоминает подробности, как проходили церемонии у нескольких императоров.

5 апреля 1797 года, коронация Павла I

5 апреля, в день Пасхи в 1797 году в Успенском соборе Московского Кремля проходила коронация Павла I. Это стало настоящим праздником не только для народа, но и для приближенных Павла. Все они получили щедрые подарки: от новых поместий до титулов и орденов. Так, к примеру, брат Екатерины Нелидовой - дамы, которой всячески симпатизировал Павел, - по случаю коронации он стал полковником.

Кроме того, вступая на престол, он издал манифест, отражающийся на жизни миллионов крестьян. Так воскресенье для них объявлялось официально выходным днем, а барщина ограничивалась тремя днями в неделю.

Также в день коронации он огласил в храме «Акт о престолонаследии», который был составлен за 9 лет до этого. Согласно этому документу, царская власть передавалась только по мужской линии. Его сын Александр объявлялся наследником престола, «а по нем все его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было».

«Акт о престолонаследии» Павел положил в ковчег и оставил его в алтаре Успенского собора на вечное хранение.

После коронации Павел вместе с императрицей и двумя сыновьями пробыли в Москве около месяца, а после отправился путешествие по западным областям России. В Петербург царская чета вернулась только 2 июня.

После коронации Павел вместе с императрицей и двумя сыновьями пробыли в Москве около месяца. Фото: Public Domain

3 сентября 1826 года, коронация Николая I

Коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны проходили в Успенском соборе Московского Кремля 3 сентября (22 августа) 1826 года.

Традиционный для русских царей ритуал «венчания на царство», сопровождался чином миропомазания, «в котором сообщалась благодать Святого Духа для укрепления ответственности монархов в выполнении ими высшего служения на земле».

Судить о роскоши церемонии можно по воспоминаниям Анны Дисборо, жены британского посланника в России, которой посчастливилось стать свидетельницей исторического события.

«Невозможно описать то зрелище, которое предстало перед нами снаружи собора. На скамьях, возвышавшихся до головокружительной высоты, были собраны огромные толпы людей; леса вздымались до самого неба, которое, казалось, тоже было запружено народом. Это было необыкновенно красиво», - писала она.

Анна Дисборо отмечала, что в собор были допущены только два высших сословия, остальные же представители знатных родов были вынуждены толпится снаружи.

По случаю торжественных событий город сиял всеми огнями.

«Вечером государственные учреждения и Кремль светились самыми восхитительными иллюминациями; его башни и стены, колокольни и маковки церквей, казалось, были просто сделаны из света, повторявшего изумительно точно все очертания архитектуры. Я в жизни не видела ничего подобного, ни по размаху, ни по исполнению; эти иллюминации были поистине достойны зваться столичными; всё в желтых фонарях, а знаменитая башня Ивана Великого — вся, вплоть до креста, в огнях темных оттенков», - восхищалась жена посла.

Фото: Public Domain

7 сентября 1856 год, коронация Александра II

После смерти Николая I престол перешел к его сыну Александру. В то время шла Крымская война, и наследник принял решение отложить коронацию до момента прекращения боевых действий. В итоге торжества пришлось ждать полтора года. Но через месяц после подписания Парижского мирного договора, в день рождения Александра II, был объявлен манифест о предстоящей церемонии. Коронация была назначена на 7 сентября (26 августа). Именно в этот день в 1812 году произошла Бородинская битва.

За несколько дней до нее, вечером 14 августа император со своей семьей прибыли в Москву на поезде Николаевской железной дороги. Торжественный въезд состоялся 17 августа. Весь город стремился увидеть это красочное зрелище: по Тверской улице двигались всадники в полном вооружении, император ехал верхом на коне в окружении Кавалергардского и лейб-гвардии конного полков. Замыкал шествие кортеж из 40 золоченых карет, в которых следовали члены императорской фамилии.

Такой важный момент в жизни страны стремились запечатлеть придворные художники. В специальных же коронационных изданиях были оставлены описания того дня. В одном из них говорилось: «Как только облекся своею порфирою Император, благоговейно преклонил Он главу, и Святитель, возложив на нее руки, возгласил во всеуслышание трогательную молитву, которая из всех очей исторгла слезы».

В день коронации была объявлена амнистия политическим заключенным - участникам польского восстания 1830-1831 годов, декабристам и петрашевцам. Всего от полицейского надзора освобождались 9 тысяч человек.

М.А. Зичи. Коронация Александра II в Успенском соборе Кремля. Фото: Public Domain

Май 1896, коронация Николая II

Церемония должна была затмить по своему размаху все предыдущие. В Кремле была устроена специальная телеграфная станция на 150 проводов для соединения со всеми домами, где жили чрезвычайные посольства. Из Петербурга привезли более 8000 пудов, из которых золотых и серебряных сервизов до 1500 пудов.

Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены Коронационным периодом. В день рождения Николая II - 6 мая - император и императрица прибыли в Москву.

14 мая состоялась сама коронация. «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Погода стояла к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» - описывал это событие в своем дневнике Николай II.

По его словам, несмотря на волнение, «все окончилось вполне благополучно».

«Обедали у Мама, которая к счастью отлично выдержала все это длинное испытание. В 9 час. пошли на верхний балкон, откуда Аликс зажгла электрическую иллюминацию на Иване Великом и затем последовательно осветились башни и стены Кремля, а также противоположная набережная и Замоскворечье. Легли спать рано», - так закончил он отчет об этом дне.

В Петербурге же в этот же день, во всех храмах были отслужены литургия и благодарственные молебствия.

Торжественная процессия в Кремле. Слева, в почётном карауле лейб-гвардии Кавалергардского полка - Карл Маннергейм. Фото: Public Domain

Спустя четыре дня были запланированы «народные гуляния» с раздачей «царских гостинцев». Местом народных гуляний было выбрано Ходынское поле. На нём спешно подготовили временные «театры», эстрады, балаганы, лавки. В 20 бараках планировали угощать напитками, в 150 ларьках — раздавать «царские гостинцы».

К 5 утра 30 мая на Ходынском поле скопилось около 500 тысяч человек. Владимир Гиляровский, известный журналист тех лет писал: «Душно было и жарко. Иногда дым от костра прямо окутывал всего. Все, утомлённые ожиданием, усталые, как-то стихли. Слышалась кое-где ругань и злобные окрики: „Куда лезешь! Чего толкаешься!“».

Когда по толпе пронесся слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих» и гостинцев на всех не хватит, началась жуткая давка.

«Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащимися головами. <…>Там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей», - описывал он.

Итогом того страшного дня стала гибель 1389 человек. По официальным данным, 1300 получили тяжёлые увечья, по неофициальным — 4000.