День памяти святого вонифатия. Как совершать моление. Молитва святому мученику Вонифатию

Жизнь мученика Вонифатия от начала отнюдь не была чистой и праведной. Будучи рабом богатой римлянки Аглаиды, управлявшим ее имуществом, и одновременно сожителем, Вонифатий вел беспечную жизнь, проходившую в постоянных увеселениях, винопитии и распутстве. Однако при этом он не был злым человеком, имел веселый нрав, оказывал гостеприимство странникам, щедро раздавал милостыню бедным.

Спустя годы такой бездумной жизни дочь проконсула Аглаида почувствовала угрызения совести. Она вдруг увидела глубину грехов, в которых жила, и испугалась своей посмертной участи.

В то время в Риме правил император Диоклетиан (284–305), известный жестокими гонениями на христиан. Аглаида услышала от некоего человека, что если кто-то будет хранить у себя мощи святых мучеников, то по их молитве может получить их заступничество и помощь в исправлении греховной жизни. Тогда госпожа позвала своего возлюбленного Вонифатия и велела ему отправиться в те земли, где сотнями умирали за Христа мученики, и привезти ей мощи одного из святых. Вонифатий тут же собрался в путь в сопровождении свиты.

Перед уходом он, смеясь, бросил Аглаиде такую фразу: «А что если вместо мощей мученика тебе привезут мое тело - будешь ли ты почитать его?» Аглаида ответила, что неуместны сейчас его шутки и лучше бы ему в пути подумать о святыне, к которой он прикоснется. Она же, грешница, будет ожидать его возвращения.

Вонифатия тронули слова Аглаиды. В пути он не стал пить вина и всю дорогу старался настроиться на то великое дело, на которое послала его госпожа, был задумчив и молчалив. Спустя время посланцы прибыли в Тарс, один из городов Малой Азии. В это время в амфитеатре как раз проходила казнь христиан. Вонифатий оставил товарищей в гостинице, а сам, даже не отдохнув с дороги, направился к месту казни. Его глазам предстала ужасная картина. Мучители использовали всевозможные страшные пытки, чтобы заставить христиан отречься от своей веры: кого-то разрывали железными крюками, кого-то жгли огнем, иных насаживали на кол или страшно избивали, подвесив вниз головой. Однако, несмотря на переносимые страшные мучения, лица мучеников при этом были светлы, они не отрекались от своей веры, исповедуя Христа, Который и укреплял их в страданиях.

Это поразило Вонифатия. Он начал ходить от одного мучимого христианина к другому, целовать им ноги, поливать слезами их кандалы и просить помянуть его, когда они предстанут перед Богом. Стражники, увидев, что на месте казни появился чужестранец, схватили его и привели к правителю. На вопрос, кто он такой, Вонифатий ответил коротко: «Христианин».

Тогда его также отправили на место казни и предали страшным пыткам. Ему загоняли под ногти остро заточенный тростник и страшно терзали тело. Однако дух Вонифатия оставался несломленным. В конце концов ему залили в горло расплавленный свинец, но эта пытка не повредила мученику - он во весь голос громко исповедовал Христа. Наблюдая совершившееся чудо, народ возмутился и начал бросать в судью камни. Чтобы успокоить бунт, казнь приостановили.

На следующий день Вонифатия должны были умертвить, опустив в огромный котел с кипящей смолой. Однако вновь случилось чудо: с неба спустился Ангел и защитил мученика от жара небесной росой. Смола вытекла из котла и опалила стоящих неподалеку палачей. Испугавшись, судья отдал приказ отсечь мученику голову. В тот момент, видя чудо и силу Божию, совершавшуюся в немощи, более 500 человек исповедовали себя христианами.

Спутники Вонифатия два дня прождали его в гостинице. И уже начали шутить о нем: «Снова этот повеса где-то развлекается с блудницами!..» Так и не дождавшись приятеля, они отправились на поиски. Один горожанин рассказал им, что похожий на их товарища человек вчера был усечен мечом, исповедав себя христианином. В это было трудно поверить, но когда спутники Вонифатия пришли на место казни, то с изумлением узнали его тело. А найдя его главу и приложив к туловищу, поразились еще больше, увидев, что в этот момент лицо мученика просияло.

Заплатив большой выкуп, спутники Вонифатия взяли его тело и с почестями повезли в Рим. В это время Аглаиде явился Ангел и велел встречать того, кто был ее рабом, а теперь станет заступником перед Богом. Выйдя навстречу процессии, Аглаида увидела тело своего бывшего слуги и возлюбленного Вонифатия, принявшего мученическую смерть. Так сказанные в шутку слова оказались пророческими.

Позже в месте встречи святых мощей мученика Вонифатия Аглаида велела возвести великолепную церковь. Затем госпожа раздала свое богатство бедным и оставшиеся годы своей жизни провела в служении Христу и Его Церкви. Со временем и она своими трудами и действием благодати пришла в меру святости, и Бог даровал ей силу изгонять из людей злых духов. После смерти святую погребли рядом с могилой мученика Вонифатия. Так эти двое очистили свои души от греха: один - кровью, другая - долгим путем молитвы и покаяния. Теперь святые Вонифатий и Аглаида, находясь у небесного престола, являются помощниками кающихся и наставниками на пути спасения. А мученику Вонифатию особо молятся об избавлении от недуга пьянства и праздной, распутной жизни.

Юлия Гойко

Молитва мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Приобрести святого мученика Вонифатия Тарсийского (или другие святыни) >>

Заказать икону святого мученика Вонифатия Тарсийского в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен святому мученику Вонифатию Тарсийскому (или другие требы) >>

Паломничество >>

Святой мученик Вонифатий (память 19 декабря/1 января) был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и за кончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздейст-вием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.
Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», - а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.
Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.
Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспеш-ны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.
Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Тропарь, глас 4-й
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4-й
Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Молитва мученику Вонифатию
О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас. Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матери своея, Церкве Христовой, и вечнаго спасения отпадающия. О, святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, в Нем бодрствующе и о Нем добрый ответ на страшное судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, к иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царство Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве Святыя видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Молитва вторая мученику Вонифатию
О, святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к Горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник: много бо поревахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачимь от него, не могу избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В дни празднования гражданского Нового года, как правило, стоит более тёплая, чем обычно зимой, погода: слабеет мороз, утихает вьюга. Православные говорят, что это благодаря святому мученику Вонифатию, память которого приходится на 1 января. Он при жизни был подвержен страсти пьянства, и теперь молится за всех невоздержных в новогодний праздник, чтобы они не замёрзли.

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в III веке, в царствование римских императоров Диоклитиана и Максимиана.

До принятия мученического венца он жил в Риме и вел распутный образ жизни ("в нечистоте валяшеся и пияница бяше"). Вонифатий был молод и красив и служил управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия. Будучи незамужней, она наслаждалась свободой, красотой и богатством, и состояла в любовной связи со своим управляющим. Но Вонифатий, будучи не чуждым добродетели, внутренне терзался такой жизнью.

Он имел милостивое сердце: щедро помогал нищим и принимал странников. Сознавая свою немощь, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он помог ему исправиться. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.

В то время на Востоке было сильное гонение на христиан, и Аглаида услышала, что тот, кто имеет у себя в доме мощи Христовых мучеников и благоговейно чтит их, получает от Бога помощь ко спасению, а грех в доме не умножается. Не имея никого вернее и исполнительнее Вонифатия, Аглаида посылает его за мощами, снабдив золотом для выкупа. Вонифатий с радостью согласился на ее предложение и выразил полную готовность идти в путь. Выходя из дому, он, как бы в шутку, сказал своей госпоже: «А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, - примешь ли ты его тогда с честью?» Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и укорила его за бесчинство, обязав вести благочестиво: «Помни, что ты собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и взглянуть на них недостойны». Серьезно задумался Вонифатий над ее словами и решил не есть мяса, не пить вина. Всю дорогу он сокрушался о содеянных грехах и молился Богу.

Приидя в киликийский город Тарс (Малая Азия), Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где судья Симплиций при стечении множества народа подвергал жесточайшим пыткам 20 христиан. Один из них висел вниз головою над огнем; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле. Потрясенный страшным зрелищем, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целуя и обнимая их, моля Господа о даровании и ему мученического венца. Он смело объявил себя христианином и, отказавшись принести жертву идолам, тут же был предан на мучения.

Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов.

Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Из раны истекли кровь и молоко, а в городе произошло сильное землетрясение. Видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Так окончил свою земную жизнь мученик Вонифатий. Посланный за мощами святых, он сам стал святым. Случилось это 14 мая 290 года .

Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он где-нибудь напился и проводит время с блудницами. «Вот, как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!» - смеялись они. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Однако они не поверили ему: «Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!». И тогда свидетель привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Приложив голову его, лежавшую отдельно, к туловищу, они совершенно удостоверились, что это – Вонифатий. Спутники святого со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем. Каково же было их изумление, когда Вонифатий приоткрыл глаза и милостиво им улыбнулся. Затем они, выкупив за 500 золотых монет останки мученика, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, доставили их с почестями своей госпоже.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи. И вспомнила она то пророчество, которое изрек святой, отходя в путь, и благодарила Бога, устроившего так, что святой Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвою, благоприятною Богу. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Пожертвовав одну часть своего имущества монастырям, другую нищим, она отпустила на волю всех рабов и с несколькими девами стала вести иноческую жизнь. В покаянии Аглая прожила около 18 лет и была похоронена рядом с Вонифатием. По преданию, она получила от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни.

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме в дальнейшем не раз перестраивался. С ним связано житие еще одного святого – преподобного Алексия, человека Божьего. Прп. Алексий жил в доме рядом с храмом св. Вонифатия, венчался в нем, в нем же и был погребен. Позднее над храмом св. Вонифатия был сооружен более обширный храм во имя св. Алексия, человека Божия, и мощи обоих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю, в ризнице которой в настоящее время честные головы их хранятся отдельно от мощей.

В 1914 году недалеко от Петровского парка на средства А.И.Коншиной было открыто убежище для увечных воинов и выстроен домовый храм в честь св.мч. Вонифатия. В настоящее время эти здания занимает Московская областная психическая больница. Храм св.мч. Вонифатия при больнице (ул.8 марта,1) действует и помогает страждущим и сегодня.

Тропарь, глас 4
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4
Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Одним из возможных вариантов разрешения такой проблемы, как пьянство, на Руси издавна была молитва. Хотя современному человеку может показаться, что этот способ не является эффективным или же попросту устарел, истиной такое восприятие не является. Молитвы действительно помогают справляться с алкоголизмом, поразившим близкого человека, как столетия назад, так и в наши дни.

Почему молитвы помогают?

Для того чтобы понять, каким образом искренняя молитва сможет спасти от склонности к пьянству, нужно определиться с тем, чем является алкоголизм. Вариантов определения этого состояния достаточно много - от болезни до отсутствия силы воли и зависимости. Каждое из них в какой-то степени соответствует действительности, но ни одно не отвечает на вопрос, почему же человек начинает употреблять спиртное.

Если спрашивать об этом пьющих, то ответы бывают разнообразны. Но в этом разнообразии прослеживается и общий момент, заключающийся в том, что пьяницы винят в своей пагубной склонности жизненные обстоятельства или других людей, но не самих себя. Ответить же на вопрос, почему один человек, оказавшись в сложной ситуации хватается за бутылку, а другой - нет, как правило, никто не в состоянии.

Никто, кроме церкви. Христианство, независимо от конфессии, рассматривает алкоголизм как дьявольские происки. То есть чрезмерное употребление спиртного - ловушка от лукавого для человеческой души. Если понимать алкоголизм таким образом, то и противодействием пьянству оказываются не всевозможные кодирования или иные медицинские процедуры, а молитва в храме. Ведь дьяволу может противостоять только Господь.

Кому молиться?

Конечно, доведенные до отчаяния люди, вспоминают первым делом о самом Господе, а не о ком-либо из святых. Конечно же, Господу молиться нужно, он помогает всем и в любых обстоятельствах, при наличии веры в это, разумеется.

Но помимо самого Господа, есть и святые, ограждающие людей от пьянства. Разумеется, помогает Бог, святые только способствуют этой помощи. Но тем не менее многие люди молятся именно святым, нередко объясняя это тем, что Господа молят все и о разном, то есть моление даст результат не так скоро, как хотелось бы. Подход, разумеется, слишком прагматичен, однако, если в сознании присутствуют подобные мысли, то не нужно тратить время на попытки их побороть, стоит просто молиться святым.

Одним из тех, кто традиционно помогает людям, пытающимся справиться с пьянством, является мученик Вонифатий. Молитвы ему люди начали возносить еще во времена становления христианства, просят его о помощи и сейчас.

Кто такой Вонифатий?

Вонифатий Тарсийский жил в III столетии в столице Римской империи. Жизнеописания святого разнятся. По одной из версий, он был прислужником в доме богатой римлянки из патрицианской семьи, звали которую Аглаей. По другой версии, будущий святой служил у Аглаи управляющим и принимал участие в даваемых римлянкой пирах на правах ее возлюбленного.

Как бы там ни было, Вонифатий предавался разврату и пьянству. Пьянству в большей степени. Однако будущий святой был сердоболен и добр, вследствие чего оказывал милость нищим и, в принципе, всем нуждающимся. Эта склонность и столкнула Вонифатия с христианами. Он принял веру всем сердцем, отступился от пьянства и стал с еще большим усердием творить различные благодеяния. Вскоре веру приняла и Аглая. Либо же наоборот, сначала христианкой стала Аглая, а вслед за ней Вонифатий. Но это не особо важно.

Мученическую кончину Вонифатий принял в азиатском городе Тарс. Туда он был послан Аглаей для выкупа мощей христианских мучеников. Поездка оказалась роковой для святого. Дело в том, что в момент его прибытия в киликалийский город там истязали христиан. Вонифатий не выдержал и вступился за братьев и сестер по вере, вследствие чего стала известна и его собственная принадлежность к неугодной тарсовцам религии. Разумеется, он был зверски замучен.

Первый храм святого появился на его родной земле, в Риме, в VII столетии, а помогать в борьбе с пьянством мученик Вонифатий начал раньше - молить его об этом стали чуть ли не сразу после кончины. С тех пор святой и помогает людям справляться с этой бедой.

Как молиться?

Молитва святому Вонифатию не отличается от просьб, с которыми люди обращаются к другим мученикам. Это означает, что просьба к святому должна быть исполнена веры в его помощь, а помыслы человека - абсолютно искренни. При злости в сердце, ненависти к пьющему и желании этому человеку всех бед на свете молиться нельзя. Святой Вонифатий помогает тем, кто исполнен горя и сострадания к пьющим, а не злобы.

Это главное, о чем нужно помнить, собираясь молить о помощи. И это условие - самое сложное. Не так трудно найти нужные для моления слова, как отыскать в своем сердце, переполненном отчаянием, хотя бы каплю сочувствия к человеку, отравляющему жизнь себе и близким беспробудным пьянством. Но именно на сочувствии держится молитва Вонифатию против алкоголизма.

Можно ли молиться своими словами?

Слова, нужные для молитвы, можно отыскать как в готовых сборниках, так и в собственном сердце. Второй вариант в современном мире намного предпочтительнее, поскольку содержащиеся в старых сборниках тексты наполнены словами, суть которых не близка и не совсем понятна людям.

Это означает, что заполненная витиеватыми и давно вышедшими из обихода словами молитва Вонифатию не будет наполнена искренней убежденностью, человек просто повторит заученный текст, не понимая его значения.

Исключением являются народные молитвы, не записанные в сборниках и передающиеся как фольклор, устно, поколениями. Такие тексты всегда идут в ногу со временем, и слова их близки и понятны всем.

Как отличить тексты

Особенность молитв, составляемых не церковнослужителями или богословами, а сложившихся в народе, в том, что в них нередко присутствует двойное обращение. Пример этого - известнейшая молитва Николаю Чудотворцу. Начинается она так: «Николай Угодник, батюшка. Николай Чудотворец, батюшка». В той или иной мере этот нюанс свойственен каждому фольклорному тексту. Часто в народных молениях присутствует и обращение одновременно как к святому, так и к самому Господу.

Пример такого моления: «Господи Боже всемилостивый, мученик святой, всетерпивец и страдалец за веру Христову, Вонифатий! Спаси Господи, убереги да отвороти, раба своего неразумного (имя) от пьянства окаянного. Великомученик-всетерпивец, помоги и сохрани душу заблудшую раба божьего (имя). Спаси Господи, не погрязнуть душе раба (имя) во грехе. Ибо творит пьяный блуд не со злобы, а по неразумности своей, по лукавому происку да по людской глупости. Святой Вонифатий, великий страдалец да мученик, не отринь раба (имя) от своей милости, не лиши неразумного помощи, аминь».

Что сказать в молении

Лучшая просьба к высшим силам - та, которая сказана собственными словами, потому что только она отражает всю глубину желания помочь близкому человеку. Молитва Вонифатию - не исключение. Просить святого о помощи лучше своими словами.

Однако не каждый человек в состоянии выразить свои мысли, не имея перед глазами примера. Некоторым людям требуются тексты, от которых можно оттолкнуться. Молитва Вонифатию может быть такой: «Пресвятой великомученик, страдалец всемилостивый, Вонифатий! Не оставь в трудный час, помоги, вразуми и защити, отвороти от пьянства раба божьего (имя). Навсегда дорогу к водке чтобы забыл, помоги святой покровитель, не оставь в беде. Аминь».

Должна ли быть молитва короткой

Молитва святому Вонифатию может быть как продолжительной, так и краткой. Кому-то жизненно необходимо перечислить все свои беды и невзгоды в молении, посетовать на происходящее в жизни и даже поплакать.

Другой человек чувствует себя не совсем комфортно, сталкиваясь с необходимостью долго молиться. При этом он начинает задумываться, что же еще сказать и, соответственно, теряет нужный эмоциональный настрой.

Молитва Вонифатию может быть любой, но она должна произноситься со смирением, состраданием и искренним желанием помочь.

Какая молитва поможет

Нужно искать подходящий молитвенный текст, опираясь на собственную интуицию, и только в том случае, если не получается составить его самостоятельно.

Так, молитва святому Вонифатию-милостивому от пьянства может прозвучать таким образом: «Всемилостивый Вонифатий, молю тебя я, раба божия (имя собственное), о помощи. Помоги с бедой справиться, уведи несчастье из дому. Пьет раб божий (имя) с утра до ночи, без просыху, не побороть самому напасти злой. Спаси, святой мученик, дай сил, научи как быть, подскажи, делать что, пошли знак, куда пойти за помощью. Где спасение найти, вразуми страдалец Вонифатий, не оставь своей милостью, аминь».

Молитва этому святому не подразумевает спасение от пьянства исключительно мужчин, разумеется, просить можно и о даровании здоровья и избавлении от пагубной привычки за всех, не зависимо от пола или возраста.

1 января. День всенародного пьянства и тяжкого похмелья, головная боль для дежурных врачей и спасателей. Неспроста «широта» отмечания нашими соотечественниками Нового года легла в основу сюжета главного новогоднего фильма - «Иронии судьбы». Но удивительная вещь: по православному календарю на 1 января приходится день памяти мученика Вонифатия - святого, которому молятся… об избавлении от пьянства! Дату специально никто не подгадывал: день памяти мученика «попал» на первый день года благодаря тому, что большевики перевели страну на григорианский календарь в 1918 году. Случайность? С каких это пор христиане верят в случайности?..

Может быть, живи Вонифатий сегодня, за образ жизни никто бы его особенно и не осуждал. Да, любил молодой человек погулять, повеселиться, вина выпить, чтобы кровь взыграла. Да, жил, как бы сейчас сказали, со своей возлюбленной - Аглаидой, девушкой неглупой и красивой. Правда, тайно, потому что слишком разнились их социальные статусы: знатная римлянка и раб, ее домоуправитель. Что поделаешь: незамужняя Аглаида до смерти влюбилась в своего красивого слугу, и он отвечал хозяйке взаимностью.

Разве так не бывает? Госпожа и ее худородный любовник. Их история любви могла бы остаться сюжетом для дешевой мыльной оперы, одной из миллионов, а стала героической сагой.

Началось все с того, что этих молодых людей - странное дело! - мучила …

Рим, вторая половина 3 века нашей эры. Вонифатий и Аглаида живут, наслаждаясь друг другом и жизнью. Может, само рабское состояние, а может, врожденные качества располагали юношу жалеть людей, помогать им - не был он надменным повесой без гроша за душой. И Аглаида, как и Вонифатий, терзалась от чувства неправды своей жизни, молилась, но что поделаешь - страсть была сильнее! Слаб человек. Но силен Бог, если у слабого человека хватает решимости и терпения принять Его помощь…

Неизвестно, от кого услышала Аглаида рассказ о мучениках, которых в то страшное время было очень много - 3 век, гонения на христиан императора Диоклетиана - ее, наверное, будто кольнуло в самое сердце. Римлянка захотела привезти мощи мученика, чтобы построить домовую церковь у себя в имении, с почетом их там положив.

Представим себе дочь нефтяного магната, мечтающую за 4-метровым забором своего загородного дома-замка на Новой Риге возвести небольшой храм, а внутри поместить привезенную из далеких стран святыню. Будет, наверное, похоже.

О чем мечтала Аглаида? Наверное, о том, что они с Вонифатием заживут честной, добродетельной жизнью, «с чистого листа», а святой мученик будет им помощником, наставником на этом пути. Как говорила героиня фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» своему возлюбленному: «Мы начнем новую жизнь, чистую, светлую. Мы станем жить в деревне, будем работать, много работать…».

Может быть, с похожими идиллическими мечтами Аглаида стала снаряжать в дорогу своего раба Вонифатия. Дала ему денег на выкуп мощей, снарядила нескольких сопровождающих и послала в Малую Азию. Уже выходя на дорогу, Вонифатий обернулся и бросил возлюбленной в шутку: «А что, если я не сумею найти тело мученика? Может, тебе привезут тогда мое тело, замученное за Христа - примешь ли его?»

Аглаида упрекнула шутника и напомнила ему, что цель его поездки не терпит насмешничества.

Этот упрек вспоминался Вонифатию в дороге… Времени было предостаточно, и он задумался обо всем, что ему предстоит сделать, о тех людях, которые сейчас погибают с именем Христа на устах, о том неизвестном ему пока христианине, чье, быть может, обезображенное побоями тело ему предстоит выкупить за огромные деньги. Вонифатий решил поститься, не пить такого привычного ему вина, молиться перед предприятием, которое - права Аглаида! - слишком серьезное, чтобы относиться к нему легкомысленно.

В киликийском городе Тарсе Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам отправился на городскую площадь. Там творилось обычное для того времени дело: казнь «государственных изменников» - людей, не желающих признавать римских богов. Мучения, каким подвергали этих людей, были страшные, изощренные: одного медленно жгли на костре, другого сажали на кол, третьего перепиливали пополам деревянной пилой. Дикость того времени нам представить сложно.

Но, должно быть, гораздо больше молодого раба поразило другое: мученики не сыпали проклятиями, не молили о пощаде, а их лица светились каким-то неземным светом… Пораженный Вонифатий стал ходить от одного мученика к другому, плакал, обнимал страдальцев, целовал их ноги, просил их молитв. Схваченный судией, который руководил этими зверствами, Вонифатий на его гневные расспросы просто сказал: «Я христианин».

Юношу связали, подвесили вниз головой и зверски избили. Потом вонзали острые иглы ему под ногти - страшный прием, который столетия спустя использовался в нашей стране, в застенках НКВД.

«Велик Бог! Велик Христос!» - только и говорил мученик на все попытки заставить его исповедать язычество.

Когда в горло Вонифатию залили раскаленное олово, случилось чудо: это изуверство не повредило ему! Собравшиеся на площади зеваки стали кричать: «Велик Бог христианский!»

Поднялся мятеж. Горожане принялись кидать в судью камни, и тот с позором вынужден был скрыться. Разгоряченная толпа устремилась к языческим храмам - крушить идолов…

Но на следующий день волнение утихло и… Вонифатия продолжили пытать. Когда он невредимым оказался в котле, кипящем смолой, а мучители, готовившие пытку, обгорели… судья испугался и отдал приказ покончить с молодым христианином. Вонифатию отрубили голову.

Его спутники, два дня прождавшие его в гостинице, мысленно перемыли все косточки Вонифатию. «Конечно, этот любитель удовольствий сейчас в какой-нибудь корчме или в доме терпимости развлекается! Чего от него еще ждать?!» - негодовали они. Когда эти люди узнали о казни и разыскали тело святого, то не могли, наверное, найти слов от стыда.

Аглаида ждала возвращения возлюбленного. Предчувствовала она что-то или нет? Как это иногда бывает, брошенное в шутку слово оказалось пророческим. Во сне Аглаида увидела Ангела, который предупредил ее: «Встречай не возлюбленного, а брата и сослужителя нашего». А на следующий день Вонифатий вернулся - своими мощами.

Конечно, Аглаида построила храм, в котором поместила тело мученика - и от его мощей люди стали исцеляться. А сама знатная римлянка раздала свое богатое имение нуждающимся и отреклась от мира. Ее жизнь закончилась через 18 лет молитв и праведной жизни. Говорят, что похоронили их рядом - Аглаиду и Вонифатия, госпожу и раба, обычных, подверженных пагубным привычкам и страстям людей, стяжавших святость; любовников, ставших монахиней и мучеником Христовым.