Когда человек выбирает себе в жизни какую. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Дополнительные тексты для прослушивания

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая большая ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачу карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д. Лихачеву)

Вступление

Цитата

«Судьба человека – в руках человека. Вот в чем ужас», – эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, я вспомнила сразу же, как только прочитала текст Д. Лихачева о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к выбору жизненных целей.

Читая текст Лихачева, мы вместе с рассказчиком задумываемся над «главными жизненными задачами и целями человека». Автор убежден, что главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна быть продиктована добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к народу, стране, ко всей вселенной.

Проблема

Лихачев поднимает проблему выбора цели в жизни. Проблема, затронутая автором, по сей день остается актуальной. Мы видим вокруг себя социальную несправедливость, с сожалением замечаем, что человечество не всегда задумывается о своих жизненных задачах и целях.

Аргументы

1. Рассуждение с дефиницией

Многие великие люди считают, что «жизнь одна и прожить ее нужно достойно».


Какую цель должен преследовать человек в своей жизни? К чему действительно следует стремиться, ради чего следует существовать? Именно этими вопросами задается Д. Лихачёв в своем тексте, рассуждая над проблемой смысла человеческой жизни.

Известный филолог говорит о том, что на пути от рождения до смерти люди могут придерживаться различных целей. Так, многие формируют свои жизненные принципы, основываясь на стремление «приобрести материальные блага». Автор обращает внимание на то, что существуют и люди, для которых первостепенным является желание «приносить добро».

Д. Лихачёв убеждён в том, что именно такое отношение к окружающим позволяет «прожить... жизнь с достоинством».

Кроме того, академик отмечает, что человек, стремясь посвятить всего себя бескорыстной помощи и совершению добрых дел, не обязательно должен быть аскетом. Автор убеждён, что каждый может прожить счастливую жизнь, полную любви к людям, не лишаясь различных благ. Ко всему прочему, Д. Лихачёв подчёркивает, что необходимо знать меру, не делать основной целью накопительство или же карьеру. Он акцентируют внимание на том, что не стоит «второстепенное превращать в первостепенное».

Позиция автора выражена ясно. Рассуждая над проблемой смысла жизни, он приходит к выводу о том, что настоящий человек должен ставить себе «достойную» цель существования. Так, важно, чтобы желание помочь, поддержать, обрадовать, совершить добрый поступок стало «внутренней потребностью» каждого. Только любовь к ближним дает человеку возможность сделать свою жизнь счастливой и наполненной смыслом – уверен Лихачёв.

Трудно не согласиться с автором текста. Действительно, как не просто понять, какой должна быть истинная цель человека в этом мире. Однако часто можно столкнуться с людьми, чьи потребности, желания ограничиваются стремлением заполучить какие-либо материальные блага, прославиться или занять высокую должность. Подобный смысл жизни может привести либо к необходимости переосмысления всех ценностей, либо к несчастному и одинокому существованию. Докажу свои мысли примерами.

Обратимся к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир». Одним из главных героев романа является Андрей Болконский, среди жизненных целей которого преобладает стремление совершить подвиг на войне и продвижение по карьерной лестнице. В одном из сражений князь получает ранение. Лёжа на поле боя, он видит «высокое, бесконечное небо», которое помогает ему по-иному взглянуть на окружающую действительность. В этот переломный момент Андрей Болконский разочаровывается в своем кумире Наполеоне, осознает никчемность своих желаний, он решает посвятить всего себя близким людям, понимает, что любовь и самопожертвование является смыслом жизни человека.

Ещё одним примером может служить перемена взглядов Эбинейзера Скруджа в повести-сказки Ч. Диккиенса «Рождественская песнь в прозе». Главный герой произведения, старый мрачный скряга, давно уже никого и ничего не любит, кроме своих денег. Скруджу противны другие люди, он никогда не скрывает неприязни к ним. Однажды, в вечер сочельника, перед героем предстает дух покойного компаньона, умершего несколько лет назад. Мертвец рассказал, что после смерти был наказан за то, что из всего старался извлечь выгоду, не помогал людям, не делал добра, поэтому теперь желает, чтобы такая же участь не постигла Скруджа. Оказать помощь старому знакомому незваный гость попросил трёх духов: прошлого, настоящего и будущего Рождества. В итоге скупой, грубый и равнодушный к людям старик сумел измениться в лучшую сторону и стал жизнерадостным, позитивным именно благодаря тому, что основанные на его собственном опыте уроки помогли ему понять очень важную вещь: ориентирами на пути каждого человека должны быть не накопительство и материальное благополучие, а искренняя любовь к ближним и желание осчастливить других.

В заключение подчеркну глубокий смысл текста Д. Лихачёва и ещё раз скажу о том, что каждый, безусловно, вправе самостоятельно распоряжаться судьбой. Если же связать её с бескорыстной помощью окружающим, любовью к ближним, то непременно станешь счастлив и довольным тем, как проводишь дни своей жизни.

Обновлено: 2018-06-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности - огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится - другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

Д.С. Лихачёв. Письма о добром


Когда человек сознательно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезни, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
Подумайте, если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Пе тому помочь, кому следовало бы? По много ли не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован, Но самая главная ошибка - роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности - огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное, и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла себя там, где это не нужно. Когда это понадобится - другое дело... (457)
ПоД. С. Лихачеву

Письмо шестое
ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности - огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится - другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.