Лучший акриловый лак для декупажа. Как выбрать лак для декупажа. Акриловые лаки на водной основе

Современный рынок предлагает множество лаков для декупажа, имеющих различный состав и свойства. Разобраться в таком изобилии, особенно новичку, бывает непросто.

В данной статье вы познакомитесь с наиболее популярными видами этого материала. Рассмотрение их преимуществ и недостатков помогут разобраться, как выбрать хороший лак для своего творчества.

Акриловый

Используется чаще всего. Подходит для выполнения практически любых типов операций:

  • приклеивания элементов рисунка к заготовке;
  • маскировки границы между основой и краем декора;
  • создания различных эффектов, таких как кракелюр, объём, патинирование;
  • грунтовки поверхности основы;
  • создания финишного защитного слоя.

Акриловый лак для декупажа быстро сохнет, при этом образуется плотная несмываемая плёнка. Если этот материал загустел, его легко можно разбавить водой. Не содержит вредных компонентов. Достаточно эластичен и прочен.


Недостаток – при работе с ним влажность воздуха в помещении не должна быть менее 50%, иначе процесс кристаллизации будет проходить плохо.

Стекловидный

Используется чаще всего для нанесения на изделия из кожи, особенно если их предполагается часто сгибать или тереть. Создаёт эластичную и стойкую к агрессивному внешнему воздействию плёнку. Может применяться в качестве финишного, если нужно создать идеально гладкую глянцевую поверхность.

В отличие от эпоксидных смол гораздо проще в использовании. Хорошо разводится водой, инструменты по окончании работы с ним легко моются с помощью чистящих средств.


Стекловидный лак для декупажа имеет два недостатка: во-первых он достаточно дорогой, во вторых требователен к условиям хранения и транспортировки. При низких температурах его свойства ухудшаются.

Цапон

Обладает высокой термостойкостью, поэтому отлично подходит для нанесения на изделия, которые будут часто подвергаться сильному нагреванию.

Достаточно универсальный, но чаще всего применяется как финишный лак для декупажа. Имеет низкую цену, легко наносится, может разбавляться ацетоном.

Недостатком цапона является сильный запах. Пользоваться им лучше в хорошо проветриваемом помещении. Кисти после работы моются в начале растворителем, а потом мыльной водой.

Алкидный

Используется для покрытия изделий, которые будут затем интенсивно эксплуатироваться. Делает поверхность необычайно плотной, а также стойкой к грубым воздействиям.

Долго сохнет, но результат будет радовать вас безупречным видом долгие годы. Сушить феном его не рекомендуется, иначе может появиться желтизна, пузыри или мелкие трещины.

Очистить кисточки после алкидного лака довольно трудно, и делать это нужно специальным растворителем. Лучше покупать данный материал в форме спрея, или использовать в работе одноразовые кисти.

Полиуретановый

Бывает на водной или неводной основе. При использовании последнего получается более надёжное покрытие, однако такой лак менее экологичен и безопасен.

Обладает высокой влагостойкостью, поэтому популярен при работе с изделиями, которые в ходе эксплуатации часто имеют контакт с водой. Сохнет быстро, но требует выдержки в течение нескольких дней для достижения максимальной плотности.

После использования полиуретанового лака на водной основе кисточки промываются в обычном мыльном растворе, на неводной – специальным растворителем.

Альтернативные варианты

Любой из вышеописанных материалов стоит немалых денег, поэтому некоторые люди задаются вопросом: чем можно заменить лак для декупажа? Рассмотрим несколько альтернативных вариантов.

В качестве грунтовки прекрасно подойдёт белая строительная краска на основе акрила, смешанная с клеем ПВА в примерном соотношении 1:3. Добавив в эту смесь колер или пигмент, вы получите экономный вариант краски. Для лакирования вполне подойдёт паркетный лак или яхтный.

Вместо клея можно использовать тот же ПВА, смешанный с водой в пропорции 1:1. Для создания патины многие мастера используют рассыпчатые тени для век. Объёмный контур создаётся с помощью вышеупомянутого клея, в который добавляется мука и гуашь.


Как видите, все описанные виды материалов имеют свои особенности. Решить для себя, какой лак для декупажа лучше, можете только вы сами. Пробуйте, и вы подберёте наиболее подходящий и удобный именно для вас.

Фото лака для декупажа

Сегодня в магазинах можно встретить огромный выбор лак ов, как художественных, так и строительных. И конечно возникает масса вопросов: какой лак лучше выбрать, как им пользоваться, как хранить, чем наносить и т.п. В этой статье мы постараемся ответить на большинство из них. Мы намеренно не будем указывать фирмы и названия лак ов - вы сами сможете подобрать те, которые устраивают вас по цене и качеству.

Функции лак ов в декупаже:

1. Защитная функция - лак и используются в качестве финишных для защиты готового изделия от воздействия окружающей среды - грязи, влаги, царапин и пр.
2. Многие декупажницы используют лак для приклеивания мотивов на заготовку.
3. Лак и также используются для маскировки границы мотива, чтобы убрать "ступеньку" между краем мотива и основой. Для этого наносится несколько слоев лак а с хорошей просушкой каждого слоя и выпуклые части обрабатываются наждачной бумагой, чтобы выровнять всю поверхность. Процедура повторяется до достижения идеальной гладкости на ощупь.
4. Если вы планируете подкрашивать фон работы уже после приклеивания мотива или прорисовывать тени, мотив необходимо защитить лак ом. С лак ированной поверхности легко удаляется краска, если вы случайно заедете на картинку.
5. Если ваше изделие предполагает много тонкой работы, различные декоративные эффекты, каждый законченный слой рекомендуется закреплять лаком, чтобы легче было исправлять возможные ошибки и недочеты. Особенно это относится к работе со стеклом и платиком.
6. Собственно сами декоративные эффекты (кракелюр, объемные элементы, патинирование) тоже часто делаются с помощью специальных лаков.
7. Лаки также используются для подготовки мотивов к декупажу - распечатки покрываются лаком сверху, а салфетки можно с обратной стороны сбрызнуть лаком-спреем, чтобы они стали прочней.
8. Лаки могут также использоваться для грунтовки некоторых впитывающих (МДФ, ДВП, ДСП, керамика и т.п.), а также наоборот гладких поверхностей (стекло, пластик) для увеличения адгезии.
9. Заколерованные лаки могут использоваться самостоятельно для декора изделий (например, для обработки внутренних поверхностей шкатулок, коробов, чайных домиков и пр.).
10. Некоторые виды лаков могут использоваться как растворители или связующие вещества при создании декоративных составов.

Виды лаков, используемых в декупаже:

1. Акриловые и акрилатные лаки
Самые часто используемые в декупаже. Подходят практически для всех целей, перечисленных выше. Достаточно быстро сохнут с образованием плотной несмываемой пленки, при загустевании легко разводятся водой. Акрилатный лак от акрилового отличается только добавками, которые делают его более эластичным. Для подготовки распечаток акрилатный лак подходит даже лучше. Инструменты после использования акриловых лаков легко промываются водой с моющим средством или мылом.


2. Полуретановые лаки
Полиуретановые лаки бывают на водной и неводной основе. Вторые дают более стойкоепокрытие, но из соображений безопасности и экологичности декупажницами чаще используются первые. Полиуретановый лак (например, для бань и саун) отлично защищает от влаги, поэтому часто используется для изделий, которые в дальнейшем будут соприкасаться с водой (разделочные доски, подносы, вешалки и короба для ванной, уличные таблички и т.п.). После работы с полиуретановым лаком кисти моют в воде с мылом (водные лаки) или в специальном растворителе (неводные лаки). Обращаем особое внимание: полиуретановые лаки сохнут достаточно быстро, но полностью "набирают" свои свойства в течение нескльких дней, поэтому работы, покрытые таким лаком, необходимо выдержать, прежде чем ими пользоваться.

3. Алкидные лаки
Алкидные лаки (например, паркетные или яхтные) дают очень плотное покрытие, устойчивое

К грубым внешним воздействиям. Именно поэтому алкидными лаками чаще всего покрываются изделия, которые будут "нещадно" использоваться (брелоки, "уличные" предметы). Алкидные лаки не рекомендуется сушить феном, они могут
повести себя очень непредсказуемо (дать желтизну, пятна, пузыри, растрескаться), а в естественных условиях сохнут долго (от 2 часов до нескольких суток в зависимости от толщины слоя и влажности в помещении), поэтому наберитесь терпения. Правда результат того стоит! Кисти после алкидных лаков отмываются трудно и только в специальных растворителях (см. инструкцию к лаку), поэтому я рекомендую пользоваться либо одноразовыми недорогими кистями/валиками, которые не жалко выбросить, либо покупать алкидный лак в форме спрея.

4. Декоративные лаки
Как видно из названия, это лаки для создания декоративных эффектов - кракелюрные лаки, битумный лак, фацетный лак и другие. По ним мы сделаем отдельный обзор, поэтому не будем

Здесь подробно останавливаться.

5. Нитролак
Нитролак, как и алкидные лаки, используется для изделий, которые будут подвергаться грубым внешним воздействиям. Плюс нитролака в том, что он быстро сохнет (от 20 минут до часа). Но он очень вонючий и вредный для здоровья, поэтому рекомендуем работать с ним только в специальной маске или респираторе и в хорошо проветриваемом помещении.

6. Цапон
Цапон мы вынесли в отдельный пункт, потому что он обладает одним важным свойством - термостойкостью. Им покрывают изделия, которые потом будут подвергаться воздействию

Высоких температур (например, подставки под горячее). В принципе, Цапон - лак универсальный, может использоваться и просто как финишный лак, особенно для сложных погодных условий (вместо алкидного или нитролака). Он существенно дешевле, легче наносится, разбавляется ацетоном. Цапон пахнет, работать с ним нужно в проветриваемом помещении. Кисти промываются сначала расворителем (можно просто уайт-спиритом), а затем водой с мылом.

7. Стекловидный лак
Стекловидный лак дает прочную эластичную пленку,

Устойчивую к истиранию, поэтому он часто используется декупажницами для покрытия обложек для паспорта, кошельков, блокнотов и других изделий из натуральной и искусственной кожи, которые предполагается сгибать, тереть и просто часто вынимать из сумки. Кроме того стекловидный лак высокоглянцевый и может использоваться в качестве финишного, когда требуется идеально гладкая блестящая поверхность, а мучиться с эпоксидными смолами не хочется. Лак легко разбавляется водой, инструменты также легко промываются водой с моющими средствами. У стекловидного лака всего 2 недостатка: высокая цена и "капризность" в условиях транспортировки и хранения (например, он не любит холод и может изменить свои свойства).

8. Шеллачный лак
Шеллак - это декоративный лак, используется для патинирования готовых изделий, выявления глубины цвета, особенно при работе с красками металлических оттенков. Шеллачный лак

Также используется для закрепления битума и потали. Часто используется для работ по дереву, подчеркивает естественную структуру древесины, придает мягкий блеск, не создавая лаковой пленки. При работе с шеллаком кисти нужно держать в спирте, промываются инструменты также сначала спиртом, а потом водой с мылом. Сохнет достаточно быстро, почти не пахнет и легко выветривается.

Инструменты для лакировки:

1. Кисть
Кистям у нас была посвящена отдельная статья, где мы подробно рассмотрели и способы работы и уход за ними после лакировки, поэтому не будем останавливаться на этом пункте.
2. Валик
Для лакировки чаще всего используются поролоновые валики. Рекомендуем выбирать валики из более плотного поролона: чем больше пористость, тем больше впитываемость и расход лака.
3. Поролоновые губки и спонджи
Спонджи чаще всего используются для точечного нанесения декоративных лаков (например, битумного) или при работе с трафаретами.
4. Специальные тампоны
Для работы с неводными лаками в целях удобства и экономии можно сделать специальные тампоны. Об этом подробно в одной из наших будущих публикаций.
5. Мастихин
Некоторые виды лаков (например, фацетные или лаки для 3Д эффектов) могут наноситься и разравниваться мастихином.

Вот такой небольшой обзор у нас получился. В следующей публикации мы подробно рассмотрим финишные лаки и их использование в зависимости от условий эксплуатации декупажных изделий.

Техника декупажа (от фр. слова decoupage обозначает «вырезать») — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название — салфеточная техника.

Украсить можно горшки для цветов, посуду, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель и т. д. Даже одежда и обувь могут быть украшены. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон — любые поверхности поддаются переменам. Однако надо учитывать, что поверхности должны быть однотонными и не слишком темными, чтобы просвечивающий рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.

Инструменты и материалы: трехслойные салфетки для декупажа (классический вариант, можно использовать и другие рисунки), плоская полужесткую кисть шириной 1—2 см, ей удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины.

Классические правила декупажа предполагают сначала приклеивание салфетки, для чего пользуются специальным клеем для салфеток. Затем аппликацию можно дополнительно обрабатывать красками с различными эффектами, после чего поверхность покрывают защитным лаком, но если не предполагается создание специальных эффектов, то можно воспользоваться клеящими свойствами самого лака или особой бесцветной краски. Рукодельницы же клеят: на неразбавленный ПВА, на разбавленный ПВА, на яичный белок, на клеящий карандаш и т.п. Это определяется опытом и склонностью к эксперименту.

Между специальным клеем и обычным нет разницы, если только узор не приклеивается на стекло или ткань.

Существует специальный состав для приклеивания салфеток путем проглаживания. Необходимо нанести состав на декорируемую поверхность (плоскую, поскольку предполагается приглаживать к ней салфетку утюгом; идеально использовать на бумаге, дереве и подобных поверхностях), оставить на некоторое время, чтобы состав чуть-чуть подсох, затем приложить салфетку и лист бумаги, через который прогладить еще влажную поверхность не слишком горячим утюгом так, чтобы не оставалось никаких складочек и аппликация хорошо закрепилась.

Также можно купить бесцветную акриловую краску Patio Paint на водной основе. Она может заменить клей для салфеток, и тогда работа не будет бояться влаги, солнечного света и прочих капризов природы, даже если ее не покрывать лаком.

Можно сначала нанести клей на подготовленную поверхность, сверху осторожно накладывать салфетку, аккуратно ее разглаживая кисточкой или пальчиками. Можно, наоборот, на сухую поверхность наложить салфетку, и уже на нее мазать осторожно клей. Следует учитывать, что слой с рисунком очень тонкий, он быстро намокает от клея и может порваться.

Если клеить на яичный белок, то изображения не расплываются, он подходит для больших поверхностей," получается мало складок и гораздо дешевле, чем по сравнению со специальным клеем. Можно клеить лаком для ногтей или на лак, которым покрывается поверхность. Покрывать изделие можно прозрачным, матовым или блестящим лаком кисточкой из банки или из баллончика. Если узор клеится на пластмассовую поверхность, то сначала лучше покрыть слоем ПВА и дать высохнуть полностью и только потом клеить на белок или клей.

Можно использовать для декупажа специальные лаки: глянцевый, матовый, лак с тройным блеском, с алмазным блеском, на основе акрила, в зависимости от эффекта, которого хочется добиться. А есть специальный глянцевый лак на водной основе, чтобы вещь можно было использовать на улице. Лаки не желтеют со временем, не пахнут, на поверхности декорируемых предметов не остается следов от кисти.

Если покрыть вещь несколькими слоями лака с алмазным блеском, создается впечатление, что она сделана из фарфора.

Вспомогательные материалы для обработки поверхности: шкурка для обработки шероховатостей деревянной поверхности, грунтовка и т.п. (если требуется).

Не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность предмета, выбранного для декупажа, лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

Грунтовку лучше делать светлую, потому что при накладывании на темный фон рисунок получится бледным или темный фон проступит через тонкий слой салфетки, и работа будет выглядеть некрасиво. Кроме того, если салфетка клеится на поверхность не белого цвета, то фон салфетки (ее цвет) теряется, не будет таким отчетливым и ярким.

Вырезание узора. Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и потребуется в процессе работы. Вырезают его аккуратно, острыми ножницами. Если рисунок слишком мелкий и тонкий для вырезания, то вырезают только крупные элементы, а мелкие подрисовывают тонкой кисточкой. При желании узор с салфетки можно наклеивать и целиком, но следует учитывать, что большой узор трудно аккуратно разгладить, и могут остаться морщинки или он может порваться. Складок обычно удается избежать, если работать плоской синтетической кистью и быстро.

Мотив из салфетки прикладывают на оформляемую поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра мотива.

Далее выкладывают отдельные элементы композиции на поднос, прикидывая положение разных персонажей и предметов. Если в процессе промазывания какой-то элемент пострадал или оторвался, то, воспользовавшись макетным или цанговым ножом, можно аккуратно отделить пострадавший элемент и вырезать его заново из другой салфетки.

После этого при необходимости дорисовывают красками мелкие элементы.

Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.

Некоторые поверхности требуют дополнительной обработки. Если рисунок нанесен на текстиль, то необходимо покрыть его несколькими слоями лака. После высыхания ткань с рисунком можно осторожно прогладить теплым утюгом через тряпочку.

Если у трехслойной салфетки отделить от цветного слоя лишь один белый слой, а наклеивать на поверхность сразу два оставшихся слоя (с рисунком и монотонный), то слишком толсто не будет, а рисунок будет ярче. Так можно клеить узор на прозрачные банки.

После нанесения лака рисунок становится ярче. Сколько слоев лака наносить, лучше решать в процессе. Зависит от того, как ляжет первый слой. На некоторых поверхностях лак впитывается, и нужно несколько слоев. На других хватает и одного слоя.

После нанесения лака салфетка может местами вздуться, появятся морщинки, которых не было. После высыхания лака их можно разгладить пальцами, будет незаметно. Главное дождаться высыхания.

Кисти после акрилового лака (на водной основе) рекомендуется мыть скипидаром, но он отлично смывается простой водой.

Если узор клеится разбавленным ПВА, лучше наливать его побольше. Пусть мотив (или целая салфетка) практически плавают, тогда мокрыми пальцами очень легко разглаживаются все складки. И всегда под рукой пусть будут простые салфетки, которыми можно промокнуть излишний клей. Однако при этом салфетка размокает, и требуется очень много сноровки, чтобы аккуратно расправить салфетку и она не порвалась.

Еще вариант: ровную поверхность покрыть слоем клея; когда клей высохнет, приложить сверху салфетку и через бумагу для выпечки прогладить утюгом. И сверху покрыть еще слоем клея.

Если делается декупаж на деревянную поверхность, которая ничем не покрыта, просто чистое дерево, ПВА можно заменить акриловым или специальным лаком для дерева. Если лак густой, его разводят водой (эти лаки в большинстве водорастворимы, а после высыхания становятся водостойкими). Потом декупаж покрывают лаком — матовым или глянцевым, но лучше делать это на следующий день после высыхания картинки, чтобы при лакировании картинка не пошла складками.

Можно клеить вообще без кисточки — пальцами. Тогда после работы и тщательного смывания клея руки мажут жирным детским кремом для профилактики сухости кожи.

При работе пальцами намазывают поверхность разбавленным ПВА. Если фрагмент небольшой, то кладут его сразу весь. А потом пальцем наносят ПВА сверху на салфетку, капельками. Для этого нужно развести клей до такой консистенции, чтобы он был не густой, но и не срывалась с пальца капля. И разравнивают подушечками пальцев. Разглаживают, как бы выгоняя клей к краям.

Если салфетка клеится целиком, то прикладывают один край, потом постепенно кладут салфетку одной рукой, а второй щедро капают сверху ПВА. Вытягивают ее, укладывают и ровняют пальцами. Потом обычными салфетками убирают излишки клея.

Если при наклеивании больших фрагментов все-таки образовались складочки, их можно зашкурить маленькой шкуркой после полного высыхания, аккуратно, чтобы не повредить рисунок. Потом наносят несколько слоев лака, и каждому слою давать высохнуть.

Чтобы большие фрагменты или целые салфетки приклеивались легче, нужно сначала слегка побрызгать на вырезанный фрагмент или салфетку немного воды и немного подсушить, а потом приклеивать. Можно для этого использовать распылитель для воды.

Вариант: нанести на поверхность тонким слоем клей, причем не на всю поверхность вообще, а на ту часть, куда приклеивается фрагмент в данный момент, аккуратно (не прижимая) наложить салфетку сверху и осторожно от центра ее прижимать, разглаживать к краям. Когда салфеточка наложена и ровно держится, быстро, но аккуратно, чтоб не порвать, наносить на нее клей. В данном случае лучше, чтобы клей был густой, тогда салфетка не сильно намокнет и, следовательно, меньше растянется. Наносить верхний слой лучше так: если мотив квадратный или прямоугольный — провести кистью полосу по центру, а затем от нее к краям, сначала в одну сторону, потом в другую. Если вырезан фрагмент — начинать с большей его части. Здесь важно клеить быстро, иначе морщинок не избежать.

Также можно, вырезав мотив и отделив лишние слои, нужный слой опрыскать лаком для волос, а потом прогладить утюгом. Тогда мотив не будет расползаться и тянутся.

Не обязательно пользоваться при декупаже салфетками. Можно распечатать на цветном принтере любую понравившуюся картинку, фотографию, мотив на обычной белой или цветной бумаге для копировально- множительной техники, потом вырезать клеить. Отличие в том, что салфетки выглядят так, как будто это рисунок на предмете, а картинки обычной бумаги выглядят как аппликация.

Можно использовать рисунки на кальке, на тонкой упаковочной бумаге или на цветочном фетре. Также можно из тонкой ткани вырезать разные мотивы и наклеивать на предметы, открытки. Декупаж из довольно плотного рисунка, типа открытки, можно сделать, предварительно обработав с обратной стороны (т.е. там, где рисунка нет) шкуркой нулевкой. Открытка становиться тоненькой, как салфеточка, и с ней можно работать. Или можно обратную сторону открытки намочить в блюдце с водой, а потом несколько слоев бумаги обдирается. Остается только верхний слой с рисунком, и он клеится. Рисовая бумага прекрасно, без складок ложится даже на изогнутую поверхность тарелки.

Чтобы самому создать салфетку с понравившимся рисунком, надо белую салфетку приклеить по краям скотчем к листу бумаги А4 и напечатать на цветном струйном или лазерном принтере. Салфетка должна быть хорошо натянута на бумаге, чтобы при печати не получились складки. Если распечатанный рисунок прогладить горячим утюгом или сбрызнуть лаком для волос, то при наклеивании рисунок не «поплывет».

Для работы на стеклянных поверхностях надо брать многослойные и яркие салфетки с отчетливым рисунком. Нежные тона и полутона на стекле будут теряться.

Можно сначала положить картинку на стекло и обвести маркером контур. Потом его и закрасить, вместе с этой обводкой.

Можно сначала стекло на месте декупажа закрасить белой красной (под основу), а можно наклеивать салфетку с прослойкой.

При работе с прозрачными тарелками лучше всего подходит разведенный клей ПВА. Специальный для декупажа по стеклу и фарфору и специальный для разных поверхностей, высыхая, дают блики с лицевой стороны. А на ПВА все разглаживается и он не дает блестящих фрагментов, видных с лицевой стороны. Однако у специальных клеев есть свои достоинства: клей для декупажа по стеклу и фарфору запекается в духовке, и рисунок становится практически вечным. Его хорошо наносить на белую поверхность (фаянс), тогда никаких бликов не будет. Клей для разных поверхностей более прочно приклеивает. Это клей-лак. Если салфетку, приклеенную на ПВА, легко сковырнуть случайно пальцем, то этот клей после высыхания дает прочную поверхность.

При декупаже на ткани технология та же самая, только ткань должна очень хорошо пропитаться клеем, чтобы впоследствии изображение и ткань стали одним целым. При работе под ткань подкладываюг клеенку. После полного высыхания ткань проглаживают утюгом около 3-х минут, без отпаривания (!), с изнанки и лица через тонкую тряпочку. После этого изделие выдержит ручную стирку при 40 градусах, отжимать аккуратно, расправить и высушить. Лучше всего декупаж делать на хлопке и льне.

Если планируется текстиль с нанесенным рисунком стирать и гладить, то лучше использовать специальный текстильный клей для декупажа, а если нет, то подойдет ПВА. Работать надо быстро и аккуратно хорошей плоской кистью. После полного высыхания надо пройтись по приклеенной картинке акриловым лаком, можно даже в один слой. Это защитит картинку от влаги, но такое изображение лучше не стирать, а протирать влажной тряпочкой при загрязнении.

Ткань перед работой лучше постирать и отгладить. Хлопчатобумажная ткань имеет обыкновение «садиться» при наклеивании салфетки даже после стирки, поэтому лучше выкроить с запасом. Чем больше салфетка, тем сложнее ее наклеить, так как салфетка при контакте с клеем начинает деформироваться (может растягиваться или сжиматься). В идеале перед наклейкой целой салфетки лучше сначала пропитать клеем ткань, потом наложить салфетку и аккуратно ее пригладить плоской широкой синтетической полумягкой кистью и пройтись еще клеем. После полного высыхания клея (этот процесс занимает сутки) ткань с приклеенным мотивом гладят сначала с изнанки в температурном режиме, который подходит для выбранной ткани, без отпаривания, несколько минут, тем самым закрепляя клей, что позволит в дальнейшем стирать эту ткань вручную при 40 градусах с мягким средством.

Пластмассу можно грунтовать клеем ПВА. А потом красить и делать декупаж, как обычно.

Особенности работы с пластмассой . Пластик под покраску лучше грунтовать. Можно ПВА, можно специальным праймером. Использование материалов зависит от применения вещи. На декоративный поднос можно наносить акриловую краску и лак без всякого опасения. Если же он предполагается как поднос для еды, то в верхнем покрытии акрила быть не должно. Если акриловую краску, нанесенную на пластик, не покрыть лаком, то она сходит той же пленкой при цеплянии любым острым предметом, от удара и пр. То есть покрывать лаком надо в любом случае. Акриловая краска скрывается под словами водоэмульсионной и аквакраски.

Декупаж на свечи кроме специального состава можно клеить горячей ложкой или клеем ПВА. Берется свечка и вырезанный мотив. Чайная ложка нагревается на плите и аккуратно круговыми движениями впаивается декор.

При нанесении краски можно пользоваться плоской кистью. Ее обмакивают в воду, стряхивают, а потом уже опускают в краску. Так краска ложится ровнее, нет «полосатости». Лак же лучше наносить «пушистой» кисточкой, можно самой обыкновенной, из детского набора. Ее обмакивают в лак (лака побольше) и разгоняют его по поверхности изделия в разные стороны, тогда лак хорошо покрывает и поверхность без рисунка, и с рисунком, следов от кисти не остается. Кисть тоже можно намочить, а можно и не мочить, в зависимости от густоты лака.

Чтобы хорошо нанести краску на стеклянную поверхность, нужно красить тонкими слоями краски несколько раз. Можно использовать кусочек губки — посудной или косметической, зажатый прищепкой, и промакивать поверхность. Чем мелкопористей губка, тем лучше. Можно (если поверхность ровная) прокатать краску валиком. И обязательно предварительно обезжирить поверхность средством для мытья посуды с горячей водой или спиртом.

Для того чтобы создать цветной фон сначала делают белый фон, затем приклеивают салфетку, потом как бы промакивают губкой с цветной краской. Сначала поплотнее, а потом все легче и легче, в конце почти не весомо, чтобы не осталось пузырьков от краски. Можно совсем слегка заходить на границы рисунка для большей естественности.

Если краска густая, то ее можно развести водой, но добавляют буквально по капелькам и тщательно размешивают.

Чтобы сделать на декупаж золотое напыление, нужно купить лак для стекла и в него насыпать золотой или серебряной пыли для дизайна ногтей, самой мелкой. Этим лаком покрыть изделие.

Можно также налить в ненужную посуду немного лака, потом насыпать туда золотой пудры, тщательно перемешать и покрывать кистью.

Чтобы кайму на изделии сделать ровной, нужно приклеить малярный скотч, а вдоль него нанести резиновый клей. Потом удаляют скотч, красят (можно даже залезать на клей кисточкой), а потом аккуратно скатывают пальцами клей. Он к поверхности не липнет, а образует толстую пленку. Все манипуляции надо делать после высыхания краски. Предварительно надо проверить клей где-нибудь на задней стороне — не вступит ли он в реакцию с покрытием дерева. Такое редко, но бывает.

Чтобы контурная линия была аккуратной, не получалось жирных точек в начале линии, надо подставить кусочек бумажки к началу, где должна начинаться линия, первая капля падает на нее, а потом уже идет ровная линия.

Припорох . Это техника перевода картинок с одного места на место нужное. Рисуется на бумаге картинка и толстой иглой прокалывается по контуру и по контуру всех фрагментов, находящихся внутри крыльев. Лист с нарисованным и проколотым эскизом кладется на нужную поверхность. Затем ведется кисточка с краской (можно использовать тени для век) по дырочкам. Можно использовать уголь или мягкий карандаш. Получается готовый оттиск. Можно раскрашивать.

Как старить бумагу (салфетки). Можно вымачивать ее в чае и отваре луковой шелухи. Можно бумагу помять и затонировать чем угодно, например акварелью, краска в жатые морщины зальется больше. Если декупаж делается на дереве, то его можно покрыть водорастворимой морилкой, тогда и салфетка «состарится» при наклеивании.

Сегодня в магазинах можно встретить огромный выбор лак ов, как художественных, так и строительных. И конечно возникает масса вопросов: какой лак лучше выбрать, как им пользоваться, как хранить, чем наносить и т.п. В этой статье мы постараемся ответить на большинство из них. Мы намеренно не будем указывать фирмы и названия лак ов - вы сами сможете подобрать те, которые устраивают вас по цене и качеству.

Функции лак ов в декупаже:

1. Защитная функция - лак и используются в качестве финишных для защиты готового изделия от воздействия окружающей среды - грязи, влаги, царапин и пр.
2. Многие декупажницы используют лак для приклеивания мотивов на заготовку.
3. Лак и также используются для маскировки границы мотива, чтобы убрать "ступеньку" между краем мотива и основой. Для этого наносится несколько слоев лак а с хорошей просушкой каждого слоя и выпуклые части обрабатываются наждачной бумагой, чтобы выровнять всю поверхность. Процедура повторяется до достижения идеальной гладкости на ощупь.
4. Если вы планируете подкрашивать фон работы уже после приклеивания мотива или прорисовывать тени, мотив необходимо защитить лак ом. С лак ированной поверхности легко удаляется краска, если вы случайно заедете на картинку.
5. Если ваше изделие предполагает много тонкой работы, различные декоративные эффекты, каждый законченный слой рекомендуется закреплять лаком, чтобы легче было исправлять возможные ошибки и недочеты. Особенно это относится к работе со стеклом и платиком.
6. Собственно сами декоративные эффекты (кракелюр, объемные элементы, патинирование) тоже часто делаются с помощью специальных лаков.
7. Лаки также используются для подготовки мотивов к декупажу - распечатки покрываются лаком сверху, а салфетки можно с обратной стороны сбрызнуть лаком-спреем, чтобы они стали прочней.
8. Лаки могут также использоваться для грунтовки некоторых впитывающих (МДФ, ДВП, ДСП, керамика и т.п.), а также наоборот гладких поверхностей (стекло, пластик) для увеличения адгезии.
9. Заколерованные лаки могут использоваться самостоятельно для декора изделий (например, для обработки внутренних поверхностей шкатулок, коробов, чайных домиков и пр.).
10. Некоторые виды лаков могут использоваться как растворители или связующие вещества при создании декоративных составов.

Виды лаков, используемых в декупаже:

1. Акриловые и акрилатные лаки
Самые часто используемые в декупаже. Подходят практически для всех целей, перечисленных выше. Достаточно быстро сохнут с образованием плотной несмываемой пленки, при загустевании легко разводятся водой. Акрилатный лак от акрилового отличается только добавками, которые делают его более эластичным. Для подготовки распечаток акрилатный лак подходит даже лучше. Инструменты после использования акриловых лаков легко промываются водой с моющим средством или мылом.


2. Полуретановые лаки
Полиуретановые лаки бывают на водной и неводной основе. Вторые дают более стойкоепокрытие, но из соображений безопасности и экологичности декупажницами чаще используются первые. Полиуретановый лак (например, для бань и саун) отлично защищает от влаги, поэтому часто используется для изделий, которые в дальнейшем будут соприкасаться с водой (разделочные доски, подносы, вешалки и короба для ванной, уличные таблички и т.п.). После работы с полиуретановым лаком кисти моют в воде с мылом (водные лаки) или в специальном растворителе (неводные лаки). Обращаем особое внимание: полиуретановые лаки сохнут достаточно быстро, но полностью "набирают" свои свойства в течение нескльких дней, поэтому работы, покрытые таким лаком, необходимо выдержать, прежде чем ими пользоваться.

3. Алкидные лаки
Алкидные лаки (например, паркетные или яхтные) дают очень плотное покрытие, устойчивое

К грубым внешним воздействиям. Именно поэтому алкидными лаками чаще всего покрываются изделия, которые будут "нещадно" использоваться (брелоки, "уличные" предметы). Алкидные лаки не рекомендуется сушить феном, они могут
повести себя очень непредсказуемо (дать желтизну, пятна, пузыри, растрескаться), а в естественных условиях сохнут долго (от 2 часов до нескольких суток в зависимости от толщины слоя и влажности в помещении), поэтому наберитесь терпения. Правда результат того стоит! Кисти после алкидных лаков отмываются трудно и только в специальных растворителях (см. инструкцию к лаку), поэтому я рекомендую пользоваться либо одноразовыми недорогими кистями/валиками, которые не жалко выбросить, либо покупать алкидный лак в форме спрея.

4. Декоративные лаки
Как видно из названия, это лаки для создания декоративных эффектов - кракелюрные лаки, битумный лак, фацетный лак и другие. По ним мы сделаем отдельный обзор, поэтому не будем

Здесь подробно останавливаться.

5. Нитролак
Нитролак, как и алкидные лаки, используется для изделий, которые будут подвергаться грубым внешним воздействиям. Плюс нитролака в том, что он быстро сохнет (от 20 минут до часа). Но он очень вонючий и вредный для здоровья, поэтому рекомендуем работать с ним только в специальной маске или респираторе и в хорошо проветриваемом помещении.

6. Цапон
Цапон мы вынесли в отдельный пункт, потому что он обладает одним важным свойством - термостойкостью. Им покрывают изделия, которые потом будут подвергаться воздействию

Высоких температур (например, подставки под горячее). В принципе, Цапон - лак универсальный, может использоваться и просто как финишный лак, особенно для сложных погодных условий (вместо алкидного или нитролака). Он существенно дешевле, легче наносится, разбавляется ацетоном. Цапон пахнет, работать с ним нужно в проветриваемом помещении. Кисти промываются сначала расворителем (можно просто уайт-спиритом), а затем водой с мылом.

7. Стекловидный лак
Стекловидный лак дает прочную эластичную пленку,

Устойчивую к истиранию, поэтому он часто используется декупажницами для покрытия обложек для паспорта, кошельков, блокнотов и других изделий из натуральной и искусственной кожи, которые предполагается сгибать, тереть и просто часто вынимать из сумки. Кроме того стекловидный лак высокоглянцевый и может использоваться в качестве финишного, когда требуется идеально гладкая блестящая поверхность, а мучиться с эпоксидными смолами не хочется. Лак легко разбавляется водой, инструменты также легко промываются водой с моющими средствами. У стекловидного лака всего 2 недостатка: высокая цена и "капризность" в условиях транспортировки и хранения (например, он не любит холод и может изменить свои свойства).

8. Шеллачный лак
Шеллак - это декоративный лак, используется для патинирования готовых изделий, выявления глубины цвета, особенно при работе с красками металлических оттенков. Шеллачный лак

Также используется для закрепления битума и потали. Часто используется для работ по дереву, подчеркивает естественную структуру древесины, придает мягкий блеск, не создавая лаковой пленки. При работе с шеллаком кисти нужно держать в спирте, промываются инструменты также сначала спиртом, а потом водой с мылом. Сохнет достаточно быстро, почти не пахнет и легко выветривается.

Инструменты для лакировки:

1. Кисть
Кистям у нас была посвящена отдельная статья, где мы подробно рассмотрели и способы работы и уход за ними после лакировки, поэтому не будем останавливаться на этом пункте.
2. Валик
Для лакировки чаще всего используются поролоновые валики. Рекомендуем выбирать валики из более плотного поролона: чем больше пористость, тем больше впитываемость и расход лака.
3. Поролоновые губки и спонджи
Спонджи чаще всего используются для точечного нанесения декоративных лаков (например, битумного) или при работе с трафаретами.
4. Специальные тампоны
Для работы с неводными лаками в целях удобства и экономии можно сделать специальные тампоны. Об этом подробно в одной из наших будущих публикаций.
5. Мастихин
Некоторые виды лаков (например, фацетные или лаки для 3Д эффектов) могут наноситься и разравниваться мастихином.

Вот такой небольшой обзор у нас получился. В следующей публикации мы подробно рассмотрим финишные лаки и их использование в зависимости от условий эксплуатации декупажных изделий.

Помимо салфеток, для работы в технике декупаж необходимо приобрести еще несколько основных составляющих. Одним из таких вспомогательных материалов является финишный лак. Декупажные лаки представлены на прилавках магазинов рукоделия просто в поражающем разнообразии. Иногда выбрать наилучший для себя вариант бывает достаточно сложно. Конечно, вы можете обратиться к продавцу-консультанту, и он расскажет о свойствах каждого товара, но чтобы не терять в магазине время, предлагаем вам узнать все о лаках для декупажа сейчас.

Лаки представляют собой поли состав, состоящий из смол и масел или спиртов. При нанесении таких растворов на поверхность смола и масла высыхают, а спирт превращается в пар и улетучивается. Высохший на поверхности изделия лак образует тонкую глянцевую или матовую пленку, которая является водонепроницаемой защитой. Характеристика данной пленки напрямую зависит от свойств нанесенного вами состава.

Помимо защитных финишных растворов существуют лаки выполняющие другие функции, например, кракелюрный лак растрескивается при высыхании и придает изделию эффект старины.

Такое вещество является неотъемлемой частью декупажа, который еще называют салфеточной техникой.

Для чего использовать финишный лак для декупажа

Изделие, украшенное мотивами, вырезанными из салфетки, рисовой бумаги, распечатки или ткани сверху покрывают лаком. Количество слоев этого вещества может достигать 50.

Если салфетки, наклеенные на основу, не имеют складок и зацепок, то поделки может хватить всего три слоя лака. С первого раза редко кому удается оформить изделие, без видимых недостатков, поэтому новички используют большее количество слоев.

Все слои кроме последнего для лучшего сцепления друг с другом обрабатываются мелкозернистой наждачной бумагой. Вскрытие поделки лаком необходимо, прежде всего, чтобы придать работе законченный вид, а также с помощью этого этапа можно скрыть все неровности и недостатки, образовавшиеся в процессе декупажа. Кроме того, лак обладает влагоотталкивающими и солнцезащитными свойствами, что существенно увеличивает срок службы предмета покрытого им.

Каким должен быть лак декупажа салфетками

Финишный лак для декупажа можно купить в специализированном или строительном магазине. Чтобы не ошибиться с выбором вещества, которое можно использовать для покрытия оформленного изделия, необходимо точно знать какими свойствами должен обладать качественный лак.

Каким лаком можно покрывать готовое изделие:

  1. Хороший лак легко и ровно наносится на поверхность с помощью жесткой кисти.
  2. Качественные финишные декупажные составы быстро сохнут на поверхности. Долгосохнущие лаки не подходят для работы в салфеточной технике, так как на основу наносится не один, а несколько слоев.
  3. Полностью соответствует качествам, описанным на упаковке. Прозрачный, глянцевый или матовый лак – остаются такими после высыхания.
  4. Если средство качественное, то лакированная поверхность после высыхания не будет липнуть. Липнущие изделия неприятны на ощупь и к ним быстро прилипает мусор и пыль.
  5. Лаковое покрытие для декупажа не должно приобретать желтоватый оттенок после высыхания.
  6. Скатываться лакированная поверхность недолжна, чтобы этого не случилось лучше не использовать средства на разных основах.

От выбора лака во многом зависит окончательный внешний вид вашего изделия. Покупая лак, помните, что составами для дерева нельзя покрывать стекло и пластик и наоборот.

Какой используют лак для декупажа: виды

Лаки могут быть на водной, масляной или спиртовой основе. Все они имеют свои плюсы и минусы. Специальная декупажная лакировка носит больше декоративный, нежели защитный характер, а вот строительные составы защитят ваши изделия от любых неблагоприятных проявлений окружающей среды.

Виды декупажных лаков:

  1. Акриловые и акрилатные лаки чаще всего используют в декупаже, при застывании они образуют прозрачную водостойкую пленку. Обычно они имеют водную основу, поэтому если состав густеет, его просто разводят небольшим количеством воды. Такое средство идеально подходит для вживления распечатки мордой в лак.
  2. Полиуретановые лаки имею водную и масляную основу. Водные лаки более экологичны, поэтому используются чаще. Средства на неводной основе более прочные и водонепроницаемые, их часто используют для отделки саун. Полиуретановое покрытие сохнет достаточно быстро и приобретает все свои свойства в течение пары дней.
  3. Декоративные лаки такие, как фацетный, велюровый и битумный лак, обычно не несут в себе особых защитных свойств, но придают изделиям более интересный внешний вид. Например, кракелюрный лак растрескивается при высыхании и создает эффект старины. Его легко можно заменить клеем ПВА. Поэтому декоративные составы покупать не обязательно.
  4. Нитролак правильно наносить в маске и в, защищающих кожу рук, перчатках, так как такие растворы очень ядовиты и обладают резким химическим запахом. Плюсом этих покрытий является их высокая прочность.
  5. Цапон обладает высокой устойчивостью к перепадам температур и относительно небольшой ценой. Его применение оправдано для изделий, которые будут подвергаться частому воздействию высоких температур. Снять с кистей и других поверхностей высохший цапон можно только с помощью растворителя.
  6. Стекловидный лак обладает высокой пластичностью и износостойкостью, поэтому им можно покрыть кожаные изделия, которые часто гнуться, например, кошельки. Этот раствор стоит достаточно дорого и может испортиться при неправильном хранении.
  7. Шеллачный состав не образует лаковую пленку. Он подчеркивает глубину цвета изделий окрашенных в металлические оттенки. Также его используют для закрепления потали и битума и придания легкого блеска древесине.
  8. Mod podge или аэрозольный лак очень удобен в использовании, хот и стоит достаточно дорого. Балон-спрей делает использование лака более удобным без использования кисти.

Это основные виды лаков, используемые для декупажа, есть еще разнообразные порцелан-лаки, они застывают при воздействии высокой температуры. Выбирать лак нужно в соответствие с дизайном изделия и условиями, в котором оно будет использоваться.

Какой лак можно использовать для декупажа: строительные составы

Специальные лаки для декупажа продаются в небольших бутылках и стоят достаточно дорого, поэтому многие мастерицы идут за покупкой финишных средств в строительные магазины. Строительные лаки можно использовать вместо декупажных, лучше приобретать такие растворы в банках с большим объемом, тогда их стоимость получается достаточно низкой. Также, для уменьшения стоимости, стоит выбирать составы, производителем которых является Украина, например «Кива» или «Таир».

Строительные лаки, подходящие для декупажа, делятся на два вида:

  1. Яхтный лак обладает желтоватым оттенком. Он бывает матовым и глянцевым. Такие составы используют для защиты мебели от воздействий окружающего мира. Если покрыть изделие таким составом, то оно приобретет янтарный оттенок, благодаря чему усилится эффект старины. Алкидные лаки обладают резким химическим запахом, из-за чего при работе с ними следует использовать защитные маски. Выбрать хороший яхтный лак несложно, в строительном магазине вам обязательно поможет продавец-консультант.
  2. Паркетный лак обладает высокой износостойкостью и прозрачностью. Отзывы об использование такого состава всегда положительные. Он не оставляет желтых полос, поэтому подходит даже для покрытия холодильника.

Выбору строительных лаков способствует их низкая цена и высокие защитные показатели. Сделать лаковое покрытие на любом изделии своими руками с помощью таких составов достаточно просто.

Клей-лак для декупажа

Существует специальный клей-лак для декупажа, его главная особенность заключается в том, что он выполняет сразу две функции: скрепляет основу с картинкой и защищает готовое изделие.

Вместо специального клей-лака, для вживления распечаток можно использовать обычный акриловый лак.

Также продается специальный клей-лак для вживления распечаток в деревянные поверхности. Он наносится толстым слоем на картинку, после чего бумага удаляется с помощью скатывания, а изображение остается запечатанным в лаковый слой.

Лак для декупажа: дереву подходит любой

Дерево – материал достаточно неприхотливый, поэтому для таких изделий подойдет практически любой вид лака. Вы можете использовать составы оставшиеся после ремонта или купить специальный акриловый лак – эффект будет одинаково хорошим.

Деревянная поверхность будет отлично смотреться под слоем любого лакирующего средства, а вот для стекла или пластика нужен специальный лак.

Единственным условием при покрытии дерева лаком является тщательная шлифовка поверхности, в противном случае защитный слой может начать скатываться через некоторое время.

Битумный лак для декупажа

Битумный лак используется для искусственного состаривания поделок. Его можно втирать в образовавшиеся после нанесения кракелюрного средства, трещины или наносить на всю поверхность изделия. Излишки битума удаляются с помощью ватного диска смоченного в растворителе. Стоят такие лаки недешево, но обладают красивым декоративным эффектом.

Битумный лак с успехом можно заменить воском на основе того же битума.

Несмотря на то, что такой состав обладает некоторыми защитными свойствами, поверх него нужно наносить несколько слоев более прочного лака.

Какой лак лучше для декупажа и как его наносить

Какой из выше перечисленных лаков лучше, сказать сложно, это зависит от личных предпочтений и потребностей. Однако существует несколько советов по использованию.

Мастер класс по нанесению лака:

  • Изделие с наклеенным декором покрываем тонким слоем лака с помощью кисти с искусственным волосом;
  • Аккуратно шлифуем первый слой лака и наносим второй;
  • Наносим слой за слоем, шлифуя перед каждым следующим слоем предыдущий;
  • Последний слой шлифовать не нужно.

Сколько слоев надо нанести зависит от того, насколько качественно и аккуратно был выполнен декупаж изделия.

Какой нужен лак для декупажа (видео)

Какой бы лак вы не выбрали, помните, что от его качества зависит внешний вид и срок службы изделия.