Живоносный источник. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Троице-Сергиевой лавре

Христос Воскресе!

Празднование в честь Живоносного источника Божией Матери происхождением своим обязано источнику в Константинополе. В одном из кварталов современного Стамбула, называемом «Балык», что в переводе с турецкого означает «рыба», находится монастырь, где и по сей день нередко проживает Константинопольский патриарх. Этот монастырь весьма древний, и именно в нем находится источник Божией Матери, называемый Живоносным.

Рядом с монастырем - кладбище. На этом кладбище есть живые - то есть те, кто верил в Живого и Воскресшего Бога и кто ждет Его пришествия в надежде воскресения. На этом кладбище есть мертвые - те, кто, живя посреди живых, посреди тех, кто верил в Воскресшего Бога, не верил в Него и покоится в ожидании всеобщего суда.

Одно из благочестивых преданий рассказывает нам, что когда султан пришел посетить источник, а патриарх говорил ему о животворящей силе, исходящей из вод, - о силе Воскресшего Бога, исцеляющего людей, - правитель отвечал, что подобное невозможно: «Скорее рыбы заведутся в этом источнике!» Через некоторое время знамением Божиим в источнике действительно завелись рыбы. Но султан не увидел того знамения, которое Господь явил верующим.

Повествование о рыбе в христианском контексте всегда символично. Действительно, в душе каждого христианина, в душе каждого, кто верит в Умершего и Воскресшего, должна родиться рыба, имя которой - Христос. Именно рыба являлась одним из главнейших первохристианских символов. Ведь буквы греческого слова «ихфис» (рыба) представляют собой сложение первых букв имени: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Живоносный источник существует и по сей день, существует в городе, который более не верит во Христа. В монастыре Источника нередко останавливаются и Патриархи Константинополя - нынешнего Стамбула. Православная община в городе весьма мала и насчитывает около тысячи человек.

Один из великих патриархов недавнего прошлого, уже в XX веке, не тот, кто когда-то разговаривал с султаном о воскресении, но патриарх почти современный нам, Афинагор, бывший весьма образованным и духовно мудрым человеком, имел обыкновение всматриваться в животворящий источник и размышлять о судьбах истории. В одной из бесед с богословом Оливье Клеманом патриарх рассуждает о том, почему Господь дарует Свою милость, являет Свои знамения, помогает христианскому городу, но потом как бы отступает. В историю приходит иная вера, а христианства более нет.

Патриарх Афинагор высказывает мысль о том, что Бог может сокрыть от нас Христа, давая свободу нехристианам, чтобы очистить нашу религиозность от суеверий неподлинного. В конце истории Господь придет к тем, кто Его подлинно ждет, а не к тем, кто погрузился в бесплодие повседневного религиозного быта. Получается, что вера, утрачивающая динамику воскресения и становящаяся просто исполнением обрядов, данью неизменному благочестию, обречена.

Сегодня в евангельском чтении мы слышали о пришествии Христа в Иерусалимский Храм. В Храме Иисус находит вокруг Себя благочестивых людей, собирающих деньги на жертвы и пожертвования, имеющих при себе всё, положенное по закону: волов, ослов, овец и голубей. Но Господь разрушает все это и изгоняет торгующих из храма. Дом Отца не должен быть домом торговли (Ин 2:16).

В ответ на недоумение окружающих Иисус говорит о воскресении. Он не произносит слов о «нарушении закона», или поведении «вопреки установившимся правилам». Господь говорит о подлинном храме человеческого тела и о подлинном сердце веры - свидетельстве Воскресения. Так, в пасхальном прочтении дел и слов Иисуса из Назарета, для общины раскрывается истина о том, что вера, ставшая обрамлением повседневности, не отличается от неверия.

По словам Евангелия, окружавшие Господа не восприняли Его слов. Нельзя сказать, что они не поверили - они просто не поняли их смысла. Вскоре у них были отняты и храм, и Пришедший в него. Воскресший явился тем, кто сердцем ожидал Его и сделался способным верить, что подлинная вера и подлинное благочестие - не в соблюдении закона, не в правилах, но в ожидании, в вере, в видении, в осознании и жизни по правде Воскресшего.

Наша вера, наше христианство, наше православие должны быть динамичны. Они призваны нести свет воскресения всем тем, кто вокруг нас. Видящие нас должны видеть, что в нас есть нечто, превосходящее обыденность, - есть динамика нового, есть смысл, не находимый в повседневности.

Чтобы говорить о воскресении, надо прислушаться к тем, кто в воскресение не верит. Чтобы говорить о Боге, надо послушать тех, кто не признает никакого Бога. Фридрих Ницше, человек, который старался не верить ни во что, сказал одну поразительную вещь: «Я смогу поверить только в танцующего Бога». Вглядимся в икону Воскресения Христова. Увидим Спасителя нашего, стоящего над бездной - над бездной небытия, над бездной разрушения, над бездной правил и законов, порабощающих человека. Танцующего под пение пасхального гимна: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной. И радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону «Живоносный Источник», водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, - Божественную литургию.

Память о великом цельбоносном источнике, что находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекает к этому нему и почерпает воду, получает исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал сию обитель «Живоносным Источником». Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, которая изображала Царицу Небесную в пояс, с как бы восседающим на Ее утробе Младенцем и с потоками изливающейся воды.

Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало писанию особого изображения Божией Матери, именуемого «Живоносным Источником». Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но из Него изливаются потоки живой воды - той самой воды, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: «Тот, кто пьет эту воду, не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14). И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.

В Евангелии от Иоанна находим такие слова - Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Вы уже очищены через слово» (Ин. 15:3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения - так почему были произнесены эти слова «уже очищены через слово»? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.

Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей, или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто бы и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны - мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди теряли человеческий облик, убивали братьев своих, соблазненные этими словами; а потом проходило время - и ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.

Слово Божие - живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.

В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление - да, молитва о таком человеке - да, спор по поводу неверия - да, но злобы-то нет. Почему же подымается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим - занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому свою жизнь? Да именно потому, что Божественное слово ранит, разделяет сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным.

Именно поэтому Господь сказал: «Я принес меч» (см. Мф. 10:34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда силой человеческой его защищали. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.

Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, - сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.

Вот почему мы в этот день освящаем святую воду - как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, как знамение того, что слово Божие постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. И сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Проповедь в пятницу Светлой Седмицы
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Х ристос воскресе! Всего несколько дней назад святая Церковь звала нас с вами, братья и сестры, на Голгофу, где страдал и распинался Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Мы созерцали Его муки, слышали, как надругались над Его святой невинностью. Видели мы там и Святую Деву, горце уязвляемую страданиями возлюбленного Сына.

И многие из нас страдали Ее страданием, печалились Ее печалью. А затем слышен был Его сладчайший глас: "Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, восстану бо и прославлюся". Прошло время, и печаль сменилась радостью и для Божией Матери и для нас, и вот уже в нынешние дни мы слышим радостную весть Ангела: "Чистая Дево, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся!" .

Сегодня мы собрались в храме Богородицы, чтобы исполнить призыв Ангела, чтобы веселиться и радоваться о Ее воскресшем Сыне. И, конечно, Пресвятая Дева сейчас с нами и радуется, и молится Богу. Она так любит нас! За великое множество Божественной любви и милости, которые Она источает миру, святая Церковь называет Ее ныне "Живоносным Источником". Как естественный источник источает воду, омывающую человека, утоляющую его жажду и напояющую жаждущую землю, так и Пресвятая Дева источила миру Воду Живую-Христа Спасителя, Который омыл нашу скверну и утолил жажду всей земли и всего человечества, изнывающих под тяжестью греха, проклятия и смерти. Она послужила великому делу нашего спасения: из Нее воссияло Солнце Правды, дающее нам дыхание, жизнь и все. Вместе с Нею мы оплакивали "еже прежде солнца Солнце праведное, зашедшее во гроб иногда" , вместе с Нею и веселимся о восстании Его из гроба.

Прославим же ныне Царицу Небесную. Попросим у Нее матернего заступления, попросим милостей, которые Она щедро источает всем притекающим к Ней: Пресвятая Богородице, спадоби нас всегда причащаться от Твоего Живоносного Источника, научи нас любить Сына Твоего и творить волю Его, помоги нам навсегда сохранить радость Его Воскресения и приими нас вместе с Ангелом поющих Тебе: "Чистая Дево, радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба" , и мы, людие, все веселимся. Аминь.

Икона Божией Матери именуемая «Живоносный Источник».

П оявление этого образа связано с чудесным событием - исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455- 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» - «Владычица Победодательница».

Первоначально этот образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений - «Знамению».

Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII - началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда - «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоноспый Источник». Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский . Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий нашей Церкви.

На Руси иконы типа «Живоносный Источник» представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована Богоматерняя милость, и к Богоматери - Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Ее богатую милость.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Её неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной - Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру - врачевство от всяких недугов.

С древнейших времен весь христианский мир связывал с Богоматерью представление о чудесных исцелениях и помощи в болезнях. И ныне, как и прежде, к Ней припадают, Её молят, «на Нее надеются, Ею хвалятся».

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

То, что композиция иконы «Живоносный Источник» представляет собой совокупность нескольких Богородичных икон, имеет свой глубокий смысл. Можно думать также, что не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница - день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери (вспомним икону «Симеоново проречение»). В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлён Божией Матери (Ин. 19, 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20). Эта мысль в отношении к Богоматери особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси - Царя Христа вовеки!»

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы, день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии на площади лавры Святейший Патриарх совершил водосвятный молебен, после которого обратился к верующим со словами проповеди.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной. И радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону «Живоносный Источник», водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, — Божественную литургию.

Память о великом цельбоносном источнике, что находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекает к этому нему и почерпает воду, получает исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал сию обитель «Живоносным Источником». Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, которая изображала Царицу Небесную в пояс, с как бы восседающим на Ее утробе Младенцем и с потоками изливающейся воды.

Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало писанию особого изображения Божией Матери, именуемого «Живоносным Источником». Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но из Него изливаются потоки живой воды — той самой воды, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: «Тот, кто пьет эту воду, не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14). И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.

В Евангелии от Иоанна находим такие слова — Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Вы уже очищены через слово» (Ин. 15:3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения — так почему были произнесены эти слова «уже очищены через слово»? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.

Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей, или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто бы и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны — мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди теряли человеческий облик, убивали братьев своих, соблазненные этими словами; а потом проходило время — и ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.

Слово Божие — живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.

В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление — да, молитва о таком человеке — да, спор по поводу неверия — да, но злобы-то нет. Почему же подымается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим — занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому свою жизнь? Да именно потому, что Божественное слово ранит, разделяет сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным.

Именно поэтому Господь сказал: «Я принес меч» (см. Мф. 10:34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда силой человеческой его защищали. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.

Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, — сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.

Вот почему мы в этот день освящаем святую воду — как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, как знамение того, что слово Божие постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. И сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Хотел бы поздравить всю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры во главе с наместником, Преосвященным владыкой архиепископом Феогностом и вручить Вам, владыка, символ Воскресения Спасителя — пасхальное яйцо, которое для всех нас является знаком и символом празднования Святой Пасхи. Хотел бы также поздравить всех учащихся и учащих Московской духовной академии во главе с владыкой архиепископом Евгением, призвать благословение на монашескую братию, на духовную школу, готовящую пастырей, дабы особым образом сила слова Божия преобразовывала жизнь тех, кто вступает и уже вступил на путь служения Христу Спасителя. Всех вас поздравляю с праздником!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово протоиерея Александра Шаргунова в пятницу Светлой седмицы …

Христос воскресе! Сегодня Светлая Пятница, но ликование Пасхи не идет на убыль, а достигает вершины. Эта длящаяся в течение всей седмицы пасхальная ночь открывается для нас днем Господним. Любовь Христова побеждает смерть, и это значит, что она исцеляет нас от всех болезней. Сегодняшний праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — напоминание о многих чудесах, которые были явлены через этот образ, через воды пасхального освящения. В Синаксаре Цветной Триоди рассказывается об исцелении царицы Феофаны от сильнейшей огневицы, патриарха Иоанна от глухоты. Эта чудотворная икона исцелила также царя Романа и его супругу. В Синаксаре приводится целый список чудесных исцелений от смертоносных болезней — телесных и душевных, в том числе от рака, от проказы, от неплодства. Помазанием водой от источника было даровано прозрение слепому и воскрешение мертвому.

В книге Деяний мы видим сегодня Петра и Иоанна, исцеляющих человека, хромого от рождения силой воскресшего Христа. Апостолы идут в Иерусалимский Храм на молитву. Они связаны тесными узами дружбы. У каждого из них есть брат, у Петра — Андрей, у Иоанна — Иаков, но Господь показывает, что узы дружбы часто бывают прочнее родственных. Тем более, когда люди соединены любовью Христовой. Возлюбленный ученик становится самым близким другом трижды отрекшегося от Господа Петра. Явное свидетельство, что Господь принял покаяние последнего. Хорошо ходить в церковь со своим другом на молитву. Лучшее общение — общение в молитве.

Это был час молитвы. Есть дом молитвы — храм Господень, и есть время молитвы. На всякое время и на всяком месте мы призываемся обращаться ко Господу. Но есть особенное место, где Сыну Человеческому есть где главу приклонить, хотя порой кажется, что уже как будто не находится для Него на земле места. И есть особое время молитвы, когда милость Божия сугубо изливается на всех приходящих ко Господу, — это прежде всего пасхальные дни, когда не закрываются Царские врата, ведущие в небо.

Нищий, которого исцелили апостолы Петр и Иоанн, был хромым не вследствие несчастного случая, а от рождения. Нам показано, что может совершать сила Господня. Мы часто встречаем таких людей — слепых, глухих, хромых от рождения. Здесь тайна Промысла Божия. Все мы духовно больны. И грех может отразиться на всей личности человека, на душе и на теле. Если Господь не исцелит нас, мы навсегда останемся такими.

Этот хромой от рождения был нищим. Будучи неспособным заработать себе на жизнь, он вынужден был жить подаянием. Люди, которых Господь посещает подобными скорбями — Божии люди, Божии нищии. Каждый день этого человека приносили к воротам храма, чтобы он просил у входящих в него. Те, которые нуждаются и не могут работать, не должны стыдиться просить. Это Божий труд смирения и уничижения. Но те, которые притворяются такими — кто Бога не боится и людей не стыдится, кто не нуждается, а просто не желает работать, — они, конечно, не Божии нищие. Они совершают большой грех святотатства, потому что похищают святое у Церкви.

Божии нищие напоминают нам, что Сам Христос Бог присутствует среди них в тайне последнего Страшного Суда. И Церковь должна быть очень чуткой к этой тайне. В Церкви всегда должно быть место самым отверженным, ничего не значащим в глазах мира людям, место, где эти люди всегда могут быть приняты как самые желанные, где они всегда могут раскрыть свою душу, не имея возможности сделать это где-то еще. Мы говорим о том, что Пасха — это выражение предельной Божией любви. Христос так нуждается в нашей любви, что Сам просит хотя бы чашу холодной воды, чтобы утолить Свою жажду в лице Своих нищих. Он всегда обнаруживает сокровища Своей любви, и тем больше, чем больше зло и жестокосердие распространяются в мире.

Господь дает нам нищих не для того, чтобы мы ограничили свое милосердие только по отношению к ним, но чтобы с их помощью научились настоящей любви. Смотрите, эти нищие сидят у храма. Они всегда сидят у храмов, и мы должны их видеть и понимать, что они являются украшением храмов. Наши молитвы, и наши милостыни должны идти вместе. Врата Храма, у которых лежал хромой от рождения, назывались Красными, то есть красивыми. Оттого что нищий лежал у этих ворот не умалялась их красота.

Что касается притворных нищих — мы не должны поощрять грех. Но мы должны остерегаться, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, ожесточить чье-то сердце, и хоть самую малую копеечку — но дать им. Может быть, этот человек устыдится и поймет, что значит милосердие, которое являет Церковь. Не лучше ли накормить десять пьяниц и нескольких явных обманщиков, чем дать одному настоящему нищему умереть от голода.

Этот хромой нищий просит подаяния. Что он ждет от входящих в храм? Деньги — это самое большее, на что он может надеяться. Он просит милостыню, а получает исцеление, потому что у Петра и Иоанна не было денег, чтобы дать ему. Но бедные в этом мире могут быть самыми богатыми. Богатыми духовными дарами.

И апостолы дают ему несравненно лучшее, то, что ни за какие деньги не купишь — исцеление от болезни, здоровье, о чем он не мог и мечтать. Теперь он сможет трудиться и сам зарабатывать на жизнь. И самое главное, теперь он сможет сам давать нуждающимся, потому что милость Божия и милость человеческая открылись ему на предельной глубине.

«Серебра и золота не имею, — говорит Петр, — а что имею, то даю тебе» (Деян. 3: 6). Кто не имеет золота и серебра, почти всегда имеет руки и ноги, силы и здоровье, чтобы послужить больным. Но если кто из нас не хочет этого делать, то, конечно, никогда не сможет сказать, как эти апостолы: «Что имею, то даю тебе». У него никогда не будет этого дара Господня, этой Божественной любви, этой силы жизни, восставляющей полумертвых и мертвых.

Апостол Петр говорит хромому: «Встань и ходи». Можно было бы воспринять его слова как издевательство над человеком, хромым от рождения, если бы апостол не сказал: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». Это Сам Христос через апостола говорит хромому, чтобы он встал и начал ходить. Если он попытается встать и ходить, уповая на Божию силу, он сможет это сделать. И Петр протягивает к нему руку и помогает ему встать.

Святая Церковь говорит нам, что Пасха Господня — это призыв ко всем расслабленным, ко всем нам, хромающим на оба колена: «Встань и ходи». Когда Бог словом Своим повелевает встать и ходить, ходить путем Его заповедей, Он дает нам Свою силу, протягивая нам руку, чтобы поднять нас от земли. Если мы решаемся сделать то, что мы можем, Бог довершит остальное: Он даст нам благодать, чтобы мы сделали то, что мы не можем. Этот нищий хромой делает то, что зависит от него, и Петр делает то, что он должен сделать, но все совершает Христос. Он дает крепость людям Своим. «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28: 11). Не только крепость, но и мир, то есть полноту жизни, полноту радости, прикосновение к вечной Пасхе дает Господь Своим исцелением.

И мы видим, как радостно переживает чудо Божие исцеленный человек. Он вскочил, как человек, пробудившийся со свежими силами после сна. О нем сказано, что он «вошел в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян. 3: 8). Он прыгает от радости, потому что он находится в Пасхе Христовой, и возносит Богу хвалу. Как поем мы в Пасхальном каноне: «Яко богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии образов сбытие зряще, веселимся божественне». Сила Божия, которая коснулась его души и тела, заставляет его подобным образом выражать Господу свою благодарность. Когда пасхальная радость глубоко охватывает человека, он готов всех обнимать и целовать. Отсюда, как отсвет этой радости, идет наше пасхальное приветствие друг друга с троекратным целованием. По этой причине преподобный Серафим Саровский, когда он достиг такой Пасхи, которая длилась для него уже не сорок дней, а никогда не кончалась, встречал всех приходящих к нему: «Радость моя, Христос воскресе!»

Этот исцеленный человек исполнен решимости идти за апостолами, куда они ни пойдут. Сказано, что он не отходил от них (Деян. 3: 11). Теперь он не отступит от них никогда. И как апостолы, узнав, где живет Христос, пошли за Ним (Ин.1: 38, 39), так теперь всякий человек, получивший пасхальный дар от Господа, будет ходить, хваля Господа, не отходя от Его Церкви, следуя за Ним до смерти своей. До своего воскресения, которое откроется в Пасхе — той, к которой весь род человеческий призван идти, пока не наступит кончина мира.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России