Проекты 1 кл. Организация проектной деятельности первоклассников. Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе

Первые шаги в проектной деятельности первоклассников: Белозёрова Алла Аркадьевна – лауреат конкурса Грант Москвы 2009; куратор и разработчик организационной документации для сборников ; учитель первой категории; руководитель проектов – призёров и победителей окружных, городских и всероссийских конкурсов; руководитель одного из лучших школьных проектов .

Проектная деятельность согласно новым стандартам образования становится одним из ведущих его направлений.

В осуществлении проектной деятельности первоклассников есть свои особенности, связанные с возрастом. Дети только начали школьную жизнь, у них ещё не выработаны представления о коллективе, сотрудничестве, учебных правилах. Первоклассники пока не обладают самокритичностью, не могут оценить степень и полноту своих исследований.

Но в то же время этот возраст для закладки основ проектно – исследовательской деятельности. Ребятам очень важно удовлетворить свой познавательный интерес, самореализоваться, достичь успехов.

Поэтому в первом классе для меня был очень важен сам процесс участия детей в проектировании. Всё внимание я старалась направлять на то, чтобы развивать умение видеть проблему (прежде сформировать понятие об этом), задавать вопросы, умение наблюдать, сотрудничать с товарищами, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, развивать творческое воображение.

Для этого на уроках и во внеурочной деятельности создавались проблемные ситуации, вводились диалоги, то есть такие виды деятельности, которые предполагали творческую инициативу, развитие самооценки, творческого мышления.

Вот примеры некоторых заданий и учебных ситуаций, которые предлагались детям.

На развитие самооценки: (беседа)

— Нравится ли вам сейчас школа? А что конкретно?

— Если бы к вам прилетел инопланетянин и спросил: «Кто такой ученик?» Как вы объяснили бы это ему?

— Каким бы ты хотел (а) быть учеником?

— А каким не хотел (а)?

Задания на умение определять проблему исследования. (Это задание очень нравилось детям).

В нём предлагалось детям посмотреть на мир «чужими глазами». Вначале была история:

Мальчик Витя жил в красивом доме. Рядом с домом был сад, в котором поселились птицы. Своим пением они будили его по утрам, щебетали, строили гнёзда, летали везде и всюду. Но Витя выгнал их из своего сада.

Детям надо было продолжить рассказ двумя предложениями и сказать по -разному, представив себя Витей, птицей, деревом, домом, гусеницей.

На развитие умения выдвигать гипотезы предлагалось такое задание:

На доске изображены предметы: апельсин, мобильный телефон, букет цветов.

— При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?

— При каких обстоятельствах эти же предметы могут быть вредны?

Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.

А вот фрагмент одного из занятий по рабочей тетради «Учусь создавать проект». (Занятие № 9 ). На нём мы отрабатывали навыки умения выдвигать гипотезу, формулировать её.

Идёт обсуждение маленького рассказа «Варя и чиж» и той проблемной ситуации, которая там возникла: девочка Варя и чиж, который в клетке и не поёт, потому что он в неволе.

Дети вначале увидели ситуацию на поверхности. Варя выпустит чижа из клетки, и тот запоёт и улетит.

А Аня Красникова сделала предположение, что девочка и птица были друзья, и не смогут разлучиться так просто. Чиж будет прилетать, и кружить над домом. Он очень будет скучать без Вари, хотя и запоёт.

Развитию навыков речи, работы со словом, текстом способствовали такие задания:

— Вообрази себя яблоком на ветке. Расскажи о своих ощущениях;

— Я начну, а ты продолжи:

Холод – это: айсберг, лёд, мороз …

Зима (лето) – это: …

Всё это во многом способствовало успешности вхождения в проектную деятельность.

Проекты, а они у нас были разные: групповые, индивидуальные, мини-проекты и более объёмные, издавались в процессе изучения той или иной темы на уроках.

Проект «Моя любимая игрушка» возник как результат чтения и обсуждения рассказа В. Драгунского «Друг детства». Дети приносили в класс игрушки, читали свои маленькие рассказы на тему: «Почему моя игрушка мне дорога».

Проект «Дом моей мечты, как я себе его представляю», возник, когда мы читали и обсуждали книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Тема была: «Как найти настоящих друзей». В конце обсуждения дети отвечали на вопрос:

— Почему такое нелёгкое дело как строительство дома оказалось для героев книги привлекательным и по силам?

— А как ты представляешь себе Дом своей мечты, и каким он должен быть, чтобы жилось в нём легко и радостно?

Своё представление о таком доме дети выражали в рисунках и рассказах.

Вывод: в нём должны быть друзья. Это – Дом Дружбы.

В рамках интеграции литературного чтения и окружающего мира был подготовлен творческий проект «Однажды нынешней зимой».

Незадолго до зимних каникул я предложила детям сочинить, а вернее продолжить историю о снеговиках, которые появились во дворе их дома. Дети фотографировали, рисовали, сочиняли рассказы, в которых в сказочной форме отражали свои наблюдения за явлениями, происходящими зимой в природе.

В период обучения грамоте был подготовлен коллективный проект «Живая азбука». Дети создавали образы букв (каждый свой) и готовили рассказы на тему «День рождения буквы». Потом этот проект был представлен на празднике «Прощание с Азбукой».

В рамках окружающего мира было подготовлено несколько проектов о животных.

Ученики делились на группы, пары, но были и индивидуальные проекты. Особенно всех покорил проект Артёма Никуличева «Бабочки».

«Что мы знаем о птицах?». Так назывался один коллективный проект, цель которого была: создать представление о перелётных и зимующих птицах и о наиболее интересных их представителях. Дети сами, по своему желанию, готовили и собирали материал, а потом представляли в виде рисунков, презентаций или устных рассказов.

«Кто как зимует?». Некоторые учащиеся выбрали эту тему. Очень много интересного узнали ребята о бобрах, белках, зайцах, лисицах, медведях. Помогали, конечно, родители, активно включившиеся в этот процесс.

На уроках математики в период формирования представлений о натуральных числах и знакомства с десятичной системой исчисления, в самом начале была создана проблемная ситуация в виде вопроса : Как же люди обходились без цифр, как считали в древности, как измеряли, как это было на Руси?

Мы побывали на экскурсии в Политехническом музее, где получили ответы на многие вопросы и узнали много интересного из истории чисел и цифр, измерений. А Полина Лунина подготовила и представила проект «От древности до наших дней; как считали раньше, и как было со счётом на Руси».

Таким образом, проектная деятельность в первом классе создала мотивацию к учёбе и к исследовательской деятельности в дальнейшем.

Школьный проект - это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся. Нередко школьники старших классов сдают экзамены именно в что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.

Для чего нужны такие задания?

Интересные темы для проектов - это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Темы для средней и младшей школы

Интересные темы для проектов - залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда - гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Например, избрана тема о выращивании бобов в домашних условиях. Школьник может подготовиться заранее - прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент - прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов. Следующие интересные темы для проекта подойдут учащимся средних и младших классов:

  • Автомобили прежних времен и современные.
  • О том, как жили динозавры. Предполагаемые варианты их гибели.
  • Моя любимая собака.
  • Профессии, о которых мечтает каждый школьник.
  • Цвет в жизни человека.
  • Мультфильмы и их роль в жизни малышей.
  • Аквариум и его удивительные жители.
  • Как вырастить кристалл самостоятельно?
  • Особенности здорового образа жизни.
  • Занятия спортом в моей семье.
  • Старинные забавы на Руси.
  • Освоение человеком космического пространства.
  • История музыки и музыкальных инструментов.
  • Роботы будущего.
  • Особенности жизни пчел.
  • Самые красивые легенды о цветах.
  • История денег - от древности до современности.
  • Чай и кофе. История, легенды, традиции.
  • Выращивание бобов в домашних условиях.

Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Существует немало областей, которые могли бы увлечь Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:

  • Смайлики в сообщениях. История, особенности использования.
  • Самая яркая и необычная реклама.
  • Что думают молодые люди о семейной жизни?
  • Является ли Барби стандартом женской привлекательности?
  • Проблема чистоты в общественных местах.
  • Почему во время полета нужно выключать телефон?
  • Англицизмы в современной речи.
  • Гороскопы и астрология - правда или миф?
  • Как добиться благосостояния?
  • Что нужно человеку, чтобы достичь эмоционального равновесия?
  • Принцип работы микроволновки.
  • Как развить логическое мышление?
  • Полезна ли жвачка?
  • Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
  • Как стать фотографом?
  • Принцип работы 3D-очков для кинотеатра.
  • Оказывает ли влияние темп речи говорящего на восприятие доклада аудиторией?
  • Шпаргалка - помощник или враг?
  • Почему все учат английский?
  • Понимают ли братья наши меньшие речь?
  • Чайные традиции Китая.
  • Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.
  • Стресс и заболевания - есть ли связь? Что такое психосоматические болезни?
  • Как простить человека? Нужно ли это делать?
  • «Коты Леопольды» в современном обществе.

Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе

Одной из самых интересных работ для многих школьников станет литературный проект. Его проблематика должна быть подобрана в соответствии со знаниями и уровнем подготовки учащегося. Темой проекта по литературе может быть биография поэта или писателя или же особенности его творчества. Такая работа поможет узнать много интересного об авторе, произведения которого понравились учащемуся. Проект может посвящаться особенностям литературного героя или же целого произведения. В процессе работы школьник сможет освежить в памяти информацию о любимом произведении, еще раз окунуться в его события.

Следующие темы проектов по литературе являются приблизительными. Школьник всегда может выбрать тот вопрос, который вызывает у него наибольший интерес.

  • Особенности творчества И. Бунина.
  • Роль внешности героя в его характеристике (на примере нескольких
  • Особенности романтического героя (на примере нескольких произведений).
  • Тема любви в лирике Ахматовой.
  • Природа в творчестве В. А. Жуковского.
  • История в пушкинских произведениях.
  • Проблема родины в творчестве Есенина.

Проекты по труду

Также большим простором для творческой работы будет задание по технологии. Темы проектов, рассмотренные ниже, предназначаются для девочек:

  • Как оформить кухню-столовую.
  • Блюда русской кухни.
  • Комнатные растения и интерьер помещения.
  • Аксессуары, связанные своими руками.
  • Декор и сервировка праздничного стола.

А вот какие проекты могут подготовить мальчики:

  • Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
  • Как смастерить доску для нарезки овощей.
  • Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
  • Изготовление скамейки.
  • Как смастерить складной столик для балкона.

Проектирование на научную тематику

Нередко школьникам нужно найти подходящие темы исследовательских проектов. Простор вариантов широк, ведь сколько научных отраслей, столько и разных сфер исследования. Из следующих тем, возможно, школьник сможет для себя что-нибудь подобрать:

  • Атмосфера Земли: состав, строение, движение воздушных масс.
  • Законы Ньютона и их применение.
  • Агрегатные состояния вещества.
  • Физические свойства углерода.
Презентация: Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26 Девяткина Дмитрия «Правила поведения младшего школьника при чрезвычайных ситуациях.»

Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26 Девяткина Дмитрия «Правила поведения младшего школьника при чрезвычайных ситуациях.» Учитель: Антонова Елена Анатольевна 2007-2008 уч.г. Творческий проект с использованием Microsoft ...

Муниципальное образовательное учреждение «Майская гимназия Белгородского района» Творческий проект по теме Творческий проект по теме «Какая она, золотая осень?» «Какая она, золотая осень?» Выполнили: Андреева Виктория, Манько Ирина, Шаимов Тимур, Ученики 1 ...

Презентация: Мы в ответе за тех, кого приручили. Автор творческого проекта: Горбачёва Л.А., учитель начальных классов Сроки проведения: III четверть 2009/2010 уч.год.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Автор творческого проекта: Горбачёва Л.А., учитель начальных классов Сроки проведения: III четверть 2009/2010 уч.год Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Мокроус...

Презентация: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА) «М ОЙ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК РОДНОГО КРАЯ » «Тобой, Джарлинский, любуюсь, горжусь» Авторы: ученики 1,

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА) «М ОЙ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК РОДНОГО КРАЯ » «Тобой, Джарлинский, любуюсь, горжусь» Авторы: ученики 1, 3 класса МБОУ «Джарлинская ООШ» Руководитель: Щербакова Сауле Укасовна Содержание Посёлок Джарлинский в...

Презентация: Изготовление салфетки в технике старинной марийской вышивки 08.12.20131 МУ «Отдел образования и по делам молодёжи» администрации МО «Оршанский муниципальный.

Изготовление салфетки в технике старинной марийской вышивки 08.12.20131 МУ «Отдел образования и по делам молодёжи» администрации МО «Оршанский муниципальный район» МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Творческий проект учениц Волковой...

МБОУ Ордынская средняя школа 2 Информационно- исследовательский и творческий проект. «Народные художественные промыслы» Выполнили учащиеся 1б класса Руководитель.

МБОУ Ордынская средняя школа 2 Информационно- исследовательский и творческий проект. «Народные художественные промыслы» Выполнили учащиеся 1б класса Руководитель проекта Руководитель проекта Бричеева О.К. Бричеева О.К. р.п. Ордынское р.п. Ордынское 2010г...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 имени Н. Л. Мещерякова Секция: Начальная школа Тема: «Хлеб…»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 имени Н. Л. Мещерякова Секция: Начальная школа Тема: «Хлеб…» Информационно - творческий проект Класс: 4 «А» Ученица: Баранова Дарья Руководитель: Дёмина А.В. ...

Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. Детская книжка открывает детям путь в большую литературу, в огромный мир книг. Цель...

Творческий проект «Пушистая сирень». Выполнила ученица 1 класса МБОУОШ п. Осаново-Дубовое Яшина Анна. Руководитель: Баклыкова Е.С.

Творческий проект «Пушистая сирень». Выполнила ученица 1 класса МБОУОШ п. Осаново-Дубовое Яшина Анна. Руководитель: Баклыкова Е.С. Выбор и обоснование. На кружке по технологии наш класс работал с нитками, бумагой, картоном, природным материалом. На...

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов Нижегородская область, г. Кстово Творческий.

муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов Нижегородская область, г. Кстово Творческий проект «Я откопаю свой талант»

Выполнили: Ученики 1 класса Астраханцева Е., Кадейкина А., Каретин В., Потапова В., Филимонов Д., Черентаев Н. Руководитель: учитель начальных классов.

Выполнили: Ученики 1 класса Астраханцева Е., Кадейкина А., Каретин В., Потапова В., Филимонов Д., Черентаев Н. Руководитель: учитель начальных классов Т. В. Наумова Творческий проект по квиллингу «Бабочка. Пробуждение весны» На уроках технологии учитель...

Творческий проект 2012-2014 гг. «Делаем книжку своими руками " Авторы проекта: Васильева И.В., учитель-логопед, Ставская И.И., учитель начальных классов.

Творческий проект 2012-2014 гг. «Делаем книжку своими руками " Авторы проекта: Васильева И.В., учитель-логопед, Ставская И.И., учитель начальных классов ОГБОУ «Шегарская коррекционная школа-интернат VIII вида» «Делаем книжку своими руками» Цель: развитие...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми . Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования в учебной и внеурочной деятельности метода проектов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы .

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину .

УМК «Начальная школа 21 века» располагает возможностями для создания проектов.

Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости.

Проект включает в себя следующие составляющие: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. Как же быть?

Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.)

В период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника. В результате рождается коллективный монопроект «Книга загадок». На уроке литературного слушания после знакомства с частью произведения дается задание в группах из 4 человек придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.

Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Зачем каждому государству свои символы?». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества.

Дети получают задание принести на урок что-либо из леса, парка, сада. Это может быть ветка, цветок, камушек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции:

1. «По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это»;

2. «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы».

Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину, - главная цель этого урока.

Через некоторое время на осенней экскурсии пытаемся увидеть эти предметы в природе. Обращаем внимание, что в парке, где можно найти эти предметы, много мусора: бутылки, старые вещи, фантики, пакеты, которые портят всю красоту природы, ее гармонию. Наводим порядок. Проводим наблюдения: что еще плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Рисуем рисунки, мечтаем: «Как было бы хорошо, если …», сочиняем и разыгрываем сценки: «Разговорились однажды старые, выброшенные человеком вещи…», делаем поделки из природного материала.

Так постепенно мы входим в проблему – лучше создавать, чем разрушать. Ставим цель, намечаем примерный план действий. Во внимание берутся все предложения детей. Каждый из детей выполняет важную, интересную, значимую для него работу (делает эскизы цветников, планы благоустройства школьного парка, ищет необходимую информацию об использовании бросового материала в жизни, сочиняет, как изменить окружающий нас мир, подбирает загадки о труде людей или придумывает свои, ищет пословицы, поговорки и т. д.).

В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают первоклассникам в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.

Роль учителя же в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

Презентация (защита) проекта, как правило, в 1 классе , осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, деловой игры с обязательным поощрением – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

Очень важно, что первоклассники на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

Таким образом, уже с 1 класса закладываются основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе.

Использованная литература

1. Базисный образовательный план первой ступени общего образования.

12.09.07

2. . Учебные проекты младших школьников. //

журнал «Начальная школа», №9, 2005г.

3. . Организация проектной деятельности в системе работы

учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную

деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006г

4. Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией

// «Вентана-Граф», 2004г

5. . Работаем по методу проектов // Практика образования.

2006. №4

Ребенок приходит из школы и сообщает, что через неделю учитель ждет от него готовый к сдаче проект. Что это такое? Вроде бы в начале года про эти проекты что-то говорили на родительском собрании, но потом за текущими делами с правописанием и делением с остатком о нем всем забыли. Да и на работе своих - настоящих - проектов хватает, какой еще школьный? О том, что за зверь этот самый неведомый "школьный проект" и как с ним справиться, "PROродителю" рассказала автор федеральных учебников, методист начальной школы Ольга Узорова.

Без паники!

Нынешние школьные проекты, предусмотренные федеральным стандартом начальной школы, - по сути, реинкарнация "докладов школьника", которые в младших и средних классах готовили еще сами родители. Поскольку было это в докомпьютерную эру, писали ручкой на бумаге. Теперь же в классах появились электронные доски, проекторы и прочая техника, которая позволяет заменить чтение по бумажке рассказом в сопровождении красивого иллюстративного ряда.

Школьный проект очень похож на исследование, но здесь не требуется оригинальность или какие-то практические выводы, - объясняет Ольга Узорова. - Достаточно рассмотреть объект с разных сторон, хотя если удастся что-то новое выяснить, будет еще лучше.

Спроси учителя

Хотя ученические проекты введены повсеместно и стали обязательными для всех, что именно должен представить ученик точно не знает никто. Требования зависят от учителей, администрации школы, региональных методических центров. Поэтому, чтобы не поставить ребенка в неловкое положение, стоит самому согласовать с учителем тему, содержание и требования по оформлению проекта.

Где-то от второклассника ждут четыре-пять страничек текста, а где-то - не меньше пятнадцати, - делится Ольга Узорова. - Кроме того, учителю надо потом выставлять лучшие проекты своих учеников на конкурс. Из-за этого он может попросить, например, побольше использовать видео. Или сосредоточиться на инфографике, - педагогам обычно намекают, какие работы будут высоко оценивать члены жюри на следующем этапе.

Выбрать тему

Ее может подсказать учитель, а можно сформулировать самим. Чтобы не ломать голову, стоит поискать в интернете - их часто выкладывают активные педагоги. Например, или . Но можно проявить фантазию и самому. Самое главное - не увлекаться, проект все-таки детский и, в теории, должен быть выполнен самим ребенком. Поэтому проблемы квантовой механики, наверное, брать не стоит. А вот, допустим, "Лучшая модель бумажного кораблика" вполне подойдет.

Повод для общения

Проект - жанр новый, его мало кто понимает и уж тем более - умеет делать, - честно признается Ольга Узорова. - Поэтому часто его выполняют так: мама садится за компьютер, перепечатывает или копирует несколько страниц из учебника для старших классов или Википедии, приделывает вступление и заключение, находит пару иллюстраций и копирует на флешку. А школьнику остается только заучить свою краткую речь. Эта стратегия обычно позволяет получить хорошую оценку, но на самом деле прибегать к ней стоит только в самом крайнем случае. Поступая так, родители лишают своего ребенка возможности научиться хоть чуть-чуть думать самостоятельно, с младших классов приучают к обману и симуляции учебы.

На самом деле свалившаяся на всю семью работа над школьным проектом - замечательный повод пообщаться с ребенком и сделать вместе общее дело. Естественно, оставлять школьника один на один с этим заданием нельзя. Без методического и организационного руководства, технической помощи родителей он сам вряд ли что-то сможет сделать. Но при подготовке проекта ученику надо доверить отдельный фронт работ, четко поставить задачу и позволить ему взять на себя часть интеллектуального труда.

Помогать, но не ругать

Если проект предполагает практическую работу, ее стоит доверить ученику: она самая интересная. Помогите подготовить эксперимент, наблюдение, поставить опыт. Но тут надо быть готовым к тому, что подтвердится закон Мерфи: "Любое, даже самое точное указание, будет понято с точностью до наоборот".

Очень важно, чтобы родители не ругали ребенка за неудачи или ошибки при подготовке проекта, - настаивает Ольга Узорова. - Иначе он может потерять мотивацию к любой творческой или аналитической работе навсегда. Сдерживайтесь, не закладывайте себе проблемы на будущее.

Не брюзжать!

Понятно, что в нынешнем виде проекты - не самое удачный вариант заданий для школьников, к тому же отдуваться за своих детей обычно приходится усталым родителям, - сожалеет Ольга Узорова. - Но, тем не менее, пожалуйста, никогда вслух не произносите ничего, что могло бы сформировать у ребенка или выдает ваше собственное негативное отношение к этой работе. Хотите высказать недовольство - сделайте это вечером на кухне. Или перейдите на иностранный язык. Даже при не слишком удачной постановке задачи учительницей, эта работа может и должна быть интересной. Но станет она такой только при одном условии - если вся семья будет воспринимать ее не как обузу, а как возможность проявить свои способности.

Детское первенство

Изначально предполагалось, что проектами будут заниматься в первую очередь сами ученики. А на деле же получилось, что пока отдельные неленивые и любознательные школьники корпят над своими работами, за остальных все задание выполняют родители. Понятно, что человек, поднаторевший за долгую жизнь на написании рефератов, курсовых, диплома и служебных отчетов, сделает намного более гладкий и "презентабельный" проект, чем честный, но неопытный второклассник. В результате те немногие, кто делает все по-честному, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

Это порочная практика - так дети получают первый опыт халтуры, - объясняет Ольга Узорова. - Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы это был именно ученический проект. Понятно, что самому сделать бывает намного проще, чем помочь ребенку, организовать его и объяснить все детали. Но давайте хотя бы стремиться к тому, чтобы конкурс проектов был именно детским.