Главные отряды насекомых. Общая характеристика отрядов насекомых с полным превращением. Список для составления характеристик

Ни одно живое существо не рождается на свет зря. И даже по отношению к комарам и букашкам это утверждение верно. А ведь их вон сколько - целая таблица. Отряды насекомых, тем не менее, тоже по-своему несут и пользу, и вред. Об их особенностях и пойдёт сегодня разговор.

Фантазия природы безгранична

Классифицировать всех существующих на нашей планете насекомых непросто. И всё потому, что это самая многочисленная группа организмов. Причём её разнообразие столь велико, что энтомологам-систематикам приходится проделывать огромнейшую работу по распределению на группы и классы всего этого ползающего, летающего и прыгающего многообразия.

Обычно используется для облегчения записи и сортировки характеристик, которыми обладают отряды насекомых, таблица. Неудивительно, что запутаться так легко, ведь в природе существует более миллиона разновидностей особей, и ежегодно прибавляется от 3 до 10 тысяч новых видов, ещё не внесённых в «реестр» и не известных пока науке.

Проживают и размножаются даже в холоде

Самое большое число открытий выпадает на долю малоизученных и богатых насекомыми тропических районов. Но как ни странно, и в холодных местах, к примеру на севере нашей страны, их тоже немало, судя по растущему ежегодно списку. И потому, используя различные группы, подразделы и так далее, учёные стараются привести эту многочисленную братию к понятной для изучения системе. Например, таблица по биологии (7 класс) "Отряды насекомых" подразделяет все новые виды по общим признакам, которые указаны в нижеприведённом списке.

Список для составления характеристик

  1. Сегментация тела.
  2. Ротовые органы.
  3. Конечности.
  4. Наличие линьки.
  5. Отделы тела.
  6. Симметрия.
  7. Способы передвижения.
  8. Развитие органов чувств.
  9. Раздельнополость.
  10. Развитие.
  11. Кровеносная система.
  12. Наличие сердца.
  13. Количество крыльев.
  14. Нервная система.
  15. Органы дыхания.
  16. Органы выделения.

Для столь внушительного видового разнообразия насекомых существует несколько причин. И в первую очередь следует отметить, что, обладая типично наземным организмом, как видно даже из пунктов, классифицирующих отряды насекомых (таблица, 7 класс), они отлично приспособлены к жизненным условиям суши.

Причины широкомасштабной видовой феерии

Вся жизненная организация насекомых тесно переплетена с защитой от высыхания и рациональной экономией влаги. Поверхность покровов как у давно известных науке, так и у только обнаруженных особей защищена тонкой воскоподобной плёнкой, которая называется эпикутикулой. Вот именно она и препятствует испарению воды. Плюс к тому трахейное дыхание у насекомых очень эффективно в аспекте экономии влаги, в сравнении с легочным. Это объясняется тем, что дыхальца, а так называются дыхательные отверстия у рассматриваемых нами представителей фауны, очень невелики по размерам и отличаются способностью закрываться.

Защитная система

Выделительная система, которую рассматривает в 16-м пункте вышеупомянутая классифицирующая отряды насекомых таблица (7 класс школьной программы), представлена мальпигиевыми сосудами. Суть заключается в производстве кристаллов мочевой кислоты, которые могут связывать небольшие количества воды.

Задний проход у насекомых отличается наличием особых ректальных желез, которые способны вытягивать влагу из формирующихся экскрементов и возвращать ее обратно в полость тела. К тому же у большинства особей даже откладываемые ими яйца также прекрасно защищены от потери влаги. Вывод: насекомые отлично адаптированы к обитанию в наземной среде, так как с лёгкостью справляются с одной из наиважнейших задач - защитой от высыхания.

Бурная эволюция

Предки современных насекомых уже являлись наземными организмами, и поэтому среди них не найти обитателей морей и океанов. Есть, конечно, часть насекомых, которая связана с пресными водоемами, где развиваются отложенные ими личинки. К таким относятся ручейники, поденки, стрекозы, веснянки, ещё некоторые виды жуков и двукрылых. Но учёные считают, что это всего лишь вторичная связь с водной средой. А само становление их как класса произошло примерно около 350 млн лет назад (девонский период). Бурно протекающая эволюция позволила им уже в следующем, каменноугольном периоде сформировать все современные и приспособленные к среде (как указывает таблица) отряды насекомых.

Влияние растительной эволюции

Процесс эволюции у всех этих прыгающе-летающих и кусающихся полчищ тесно переплетён со временем развития растений. Когда одни осваивали сушу, другие расселялись от приводных площадей далее, покоряя возвышенности. Меловой период, отмеченный появлением цветковых, также стал отсчётом сформировавшихся между насекомыми и растениями тесных связей. Ими опыляется и большинство современных цветковых представителей флоры.

А для класса фитофагов именно этот вид растений является основным кормовым объектом. Особенности отрядов насекомых, таблица которых представлена в статье, их становление и дифференциация как отдельных групп пришлись на период перехода от обитания в почве к проживанию на возвышенностях, с чем и связывают появление полета.

Летать - не ползать

Если рассмотреть всех беспозвоночных, то только класс насекомых обзавёлся крыльями и освоил воздушную среду. Понятное дело, что полёт не сравним по эффективности с передвижением по суше. Это возможность свысока выбрать наиболее привлекательное место и к тому же существенная экономия сил. К примеру, учёными подсчитано, что на 3 метра пешего хода пчела затрачивает количество энергии, равное перелёту на 78 метров. Согласитесь, ощутимая разница. Вообще, сама способность насекомых расселяться на дальние расстояния может впечатлить кого угодно. Ещё в Библии описаны случаи глобальных миграций перелётной саранчи. Удивительно, но этот вид с лёгкостью способен пересекать Средиземное море, их полчища видели с кораблей на расстоянии не менее 1000 км от суши. А лабораторные тесты и эксперименты показывают, что саранча может провести 6 суток в полёте, не садясь ни на секунду, при этом вращая небольшую мини-карусель, к которой её привязывают ниткой.

Путешественница

Из тех особей, которых описывает таблица "Отряды насекомых", лидирующие позиции занимает, пожалуй, самая известная американская мигрирующая бабочка, называемая монархом. Эта представительница вида совершает регулярные перелеты из Америки на зимовку в Мексику, после чего вновь возвращается на родину с готовностью размножаться.

Отдельные экземпляры монархов находили даже на побережье Англии и Франции. Туда их уносило воздушными течениями, по причине чего им и приходилось пересекать Атлантический океан.

Главнейшие и основные отряды насекомых (таблица)

Класс насекомых насчитывает до 40 отрядов, которые, в свою очередь, подразделяются по типажу развития на 2 отдельные группы:

  1. Отряды с полным превращением.
  2. Отряды насекомых (таблица ниже) с неполным превращением.

Равнокрылые

К этому отряду относятся медяницы, тля и щитовки. Эти особи питаются соками растений. Голова у этих представителей малоподвижная, а ротовой аппарат - колюще-сосущий, имеющий хоботок. У большинства равнокрылых по две пары тонких, прозрачных крыльев. Наблюдать скопления зеленоватой мелкой тли можно на молодых побегах кустарников, деревьев и прочих травянистых растений. А взрослых медяниц обычно можно видеть в начале лета на листьях яблонь и груш. В это время стоит случайно задеть ветку, как в воздухе сразу же появляется множество этих мелких листовых блошек. Щитовок часто можно встретить на комнатных растениях либо на садовых кустарниках

Прямокрылые

В отряд прямокрылых особей причисляют кузнечиков, саранчу, сверчков, медведок и им подобных. Ротовой аппарат у этих представителей по своему строению относится к категории грызущих. Две пары их крыльев различны по виду: первые - веерообразные, а вторые - узкие по форме, имеющие продольное жилкование. Строение задних ног относится к разряду толчково-прыгательных. Прямокрылые особи обладают нитевидными усиками. Большинство представителей этого отряда не только прекрасно воспринимают звуки, но и сами их издают. Например, кузнечики: у них есть и звукоиздающий аппарат, который находится на крыльях, и слуховой, расположенный на голенях передних ног. У самок прямокрылых особей имеется яйцеклад. Также стоит упомянуть, что некоторые насекомые этих отрядов ведут роюще-земляной образ жизни, например медведки

Полужесткокрылые

Представители отряда полужесткокрылых, или клопов, - это наземные и водные насекомые с колюще-сосущим ротовым аппаратом. Особи получили такое название за обладание двумя парами крыльев, верхние из которых полужёсткие, а нижние - нежные, перепончатые. Этих особей дачники и огородники часто могут видеть в летнее время при сборе урожая. Особенно часто они попадаются на листьях земляники, малины, смородины. Это такие зелёные лесные клопы, обладающие неприятным запахом

Группа отрядов с полным превращением

Теперь обратим внимание на то, как классифицирует таблица отряды насекомых с полным превращением. Эта группа включает в себя жесткокрылых, двукрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых и блох.

Жесткокрылые

К этому отряду причислены майские жуки, жужелицы, навозники, дровосеки, божьи коровки, усачи, или долгоносики. Выделяется это подразделение тем, что у большинства представителей, когда они находятся в состоянии покоя, задние перепончатые крылья полностью прикрыты сверху жёсткими, что служит для них защитой от повреждений. Рты у жукообразных грызущие.

Двукрылые

В отряд двукрылых вошли мухи и комары. У них имеется только по одной паре перепончатых крыльев. Колбовидные органы, которые называются жужжальцами, по предположениям ученых, некогда были задними крыльями. Ротовые органы представителей данного класса колюще-сосущие, а также лижущие. Их молодые личинки не имеют ног. Развиваются особи в гниющих остатках растений, в воде, почве, в телах, и не только живых, но умерших животных.

Чешуекрылые

В отряд чешуекрылых, или так называемых бабочек, входят насекомые, отличающиеся от других по двум признакам:

1. По наличию чешуйчатого покрова крыльев.

2. По ротовому аппарату сосущего типа и свёрнутого при этом в спираль.

Чешуйки на их крыльях представляют собой полые внутри, сплюснутые и видоизмененные волоски. У дневных бабочек усики, как правило, булавовидные, у ночных же - перистые. Личинки бабочек - червеобразные гусеницы. Бабочки обладают тремя парами ног, а также наростами, которые учёные определяют как ложные ноги. Ротовой аппарат - грызущий.

Перепончатокрылые

Ещё некоторые виды особей с неполным превращением

Наиболее распространенными особями, представляющими отряды насекомых с неполным превращением, таблица которых представлена выше,являются рыжие тараканы. Эти особи помогают людям, намекая на то, что пора уделить внимание своему дому. Появление их в жилищах всегда считалось признаком неряшливости. Тараканы тихо выходят по ночам из своих укрытий и питаются оставленными на столах остатками пищи, крошками и небрежно хранимыми продуктами, при этом загрязняя их.

Термиты

К этому отряду относятся насекомые, проживающие большими семьями. Это организованные сообщества, в которых существует разделительная трудовая иерархия - от простых рабочих до самки - царицы. Гнёзда этих особей, называющиеся термитниками, бывают, как правило, больших размеров, порой даже довольно значительных.

Например, их высота в африканских саваннах достигает 10-12 м, а в диаметре подземное основание может доходить до 60 м. Едят термиты преимущественно древесину, нанося этим вред деревянным постройкам. Кроме этого, в рацион их питания входят сельскохозяйственные растения. На сегодня известно и зафиксировано приблизительно 2 500 видов термитов. Если бы в школьный учебник была внесена сравнительная характеристика отрядов насекомых, таблица даже по одним только этим особям заняла бы половину его страниц.

Немного подробнее о жуках

Жуки, или жесткокрылые, это самое многочисленное войско среди отрядов насекомых. Насчитывают их на сегодня до 300 000 видов. Большинство их представителей имеют большие размеры и бывают чрезвычайно красивы. К примеру, занесенный в Красную книгу рогач, в народе более известный под названием "жук-олень", достигает в длину до 8 см, а его личинки, попадая в благоприятную среду развития - гнилые пни - могут находиться там до 5 лет и вырастают в длину до 14 см.

Таблица по биологии (7 класс) "Отряды насекомых" разделяет этих представителей ещё на множество подгрупп по приведённым в ней признакам. Живут жуки и в водоемах, они также отличаются друг от друга по размерам и способу питания. Например, жуки-плавунцы являются хищниками, а жуки-водолюбы черные - растительноядными.

Роль жуков на планете

Жуки, как уже известно, входят в главные отряды насекомых (таблица их представлена выше). Они по-своему приносят и вред, и пользу. К особям этой группы, портящим пищевые продукты, относятся жуки, которые называются "хлебным точилом" и "гороховой зерновкой". Портит шерстяные и кожаные изделия жук-кожеед. А небольшой по размеру его собрат, называющийся трубковёртом, портит листья растений. По весне он разрезает их до основной жилки. Начиная увядать, надрезанная часть перестаёт быть упругой, что и нужно этому жуку. Далее он сворачивает её в виде кулёчка и откладывает туда яйца. Подобный свёрнутый лист напоминает небольшую сигару. Такова его природа, так он заботится о потомстве.

Но есть жуки, которых можно назвать санитарами, потому что питаются они гниющими останками растений и живности. Названия у этих представителей соответствуют их функциям: гробарик и гноевик. Вот такая характеристика отрядов насекомых. Таблица подобных особей составляется учёными отдельно. Потому что таких представителей можно использовать для установления баланса там, где вредных насекомых расплодилось излишне много, и это несёт угрозу будущему урожаю. Например, божьи коровки уничтожают тлю, а жуки-краскотелы - гусениц.

Разнообразие в природе

Каких только особей не изучает биология! Таблица "Отряды насекомых" - ярчайший тому пример. Невозможно было даже предположить существование столь щедрого разнообразия. Например, бабочки, или чешуекрылые, отличаются великолепной окраской крыльев. Среди них есть ночные представители, обитающие на Дальнем Востоке, у которых размах крыльев равен ширине развернутой тетради. А тутовых и дубовых шелкопрядов люди с давних времен разводят с целью получения из их коконов шелка. Большинство бабочек необычайно красивы, к примеру аполлон, махаон и им подобные. Они представляют класс "Насекомые". Отряды, таблица которых достаточно внушительная, имеют свои особенности. Только вспомните, как привлекательно выглядит крупная бабочка, называющаяся ночным павлиньим глазом. На крыльях её имеются овальные пятна, напоминающие око.

Заключение

Насекомые, что бы о них ни говорилось, не считаются крупными представителями природного мира. Многие из них приносят пользу, опыляя цветущие растения и уничтожая вредителей посевных культур. Большинство этой многочисленной братии имеют довольно организованный жизненный уклад, где строго соблюдается иерархия. Даже те, которые не несут очевидной пользы, всё равно о чём-то сообщают нам своим существованием, о чём-то предупреждают. Возможно, когда-нибудь все живые существа на планете научатся понимать друг друга без слов, и тогда представители этого класса расскажут нам много интересного.

Калиева Бибигуль Сериковна учитель биологии, сертифицированный учитель II(основного) уровня, КГУ «Гимназия», Костанайская область, город Житикара

Урок № 35 Класс: 7 Дата проведения: ________________

ТЕМА : Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Цель методическая: Развитие познавательного интереса к предмету, естественно научной грамотности через призму семи модулей программы для повышения качества обучения.

Лаб.раб. № 5 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».

Образовательные.

Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

Развивать интерес к энтомологии.

Развивать зрительную память.

Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Воспитание экологической грамотности.

Тип урока : комбинированный

Педагогические технологии : критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Приемы, методы: активные методы в обучении,приемы, стратегии критического мышления.

Оборудование : интерактивное оборудование, презентация , таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент

Стадия вызовая

1.Формирование групп- интерактивная игра «Стикеры».

2.Разработка правила работы в группах

3. раздаются листы оценивания- с этапами работы урока

4. выбрать наблюдателей в группе

5. выбрать оценщиков в группе

    Под музыку учащиеся выбирают стикера и рассаживаются по группам, согласно выбранного цвета

    Повторяем правила работы в группе

4.загадки

Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
( муха)

Продолжаем изучать насекомых

Цель- повторение отрядов насекомых

5 прием Зиг-Заг

Прослушивание и коррекция ответов.

Прием Зигзаг (систематическое положение отрядов насекомых в империи клеточных)

Индивидуальная, парная работа

Понимание

6. Повторение материала

Заполнение таблицы

Работа в группе заполнить таблицу- шаблоны у каждой группе

ПРЯМОКРЫ-ЛЫЕ

ДВУКРЫЛЫЕ

ЖЕСТКОКРЫ-ЛЫЕ

ЧЕШУЕКРЫ-ЛЫЕ

ПЕРЕПОНЧА-ТОКРЫЛЫЕ

Работа в группах

7.прослушивание ответов спикеров .

Выступление спикеров

Выступление спикеров

Применение

8. создайте Схему по типам развития насекомых, впишите отряды, представителей.

Работа групп

Прослушивание спикеров

Работа в парах, группах

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

(Г. Виеру)

Учащиеся под музыку выполняют зарядку.

Все учащиеся одновременно

9. демонстрация картинок насекомых

Цель: выйти на тему урока

10. прием Думай в паре –делись

Составить таблицу о насекомых вредителях и возбудителях заболеваний

Записывают тему урока. Оформление Л.Р.№5

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Работа в группе

11.Прослушивание спикеров

12. Выполнение заданий ПИЗа

13. из предложенного текста выберите способы борьбы с насекомыми.

14. Выполнение тестирования

Защита спикеров

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

    Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.

    Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.

    Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.

    Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.

    Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.

    Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.

    Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.

    Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

Рефлексия

Заполнение рефлективных карт

Заслушивание наблюдателей,

Оценщиков.

– Что нового узнал на уроке?
– Где испытывал трудности?
– Что понравилось на уроке?
– Что не понравилось на уроке?
– Где пригодятся эти знания?

Итог урока

Сдача листов оценивания.

5 4 3

Само, взаимооценивание.

Анализ наблюдателей

Заполнение рефлективных карт

Источники, оснащение и оборудование:

Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.

Последующие задания и чтение

А. Учебник 7кл,§ 43,с168,конспект Составить таблицу о способах защиты насекомых вредителей

В. Повторите материал по изученной теме составьте задания из 10 вопросов;

Творческая работа - найти интересные факты о насекомых ;

Составить сравнительную таблицу по типу членистоногие

Задания опережающего характера: составьте 5 вопросов в порядке усложнения.

Составить логико- смысловую схему ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ? В ТЕТРАДИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

Мини сочинение «Любил бы я лето, когда б... не комары да мухи...»

Анализ и оценивание урока

На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.

Самоценивание,

суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.

Изменения к уроку

Провести наблюдение за учениками А,В.С.

Приложения Приложение 1

Определительная таблица отрядов насекомых

1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые

Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2

2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3

Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7

3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4

Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)

4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5

Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6

5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит

ширину в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы

Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены

между глазами ……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые

6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые

Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней…………………………………………………………………………….. отряд Поденки

7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)

Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8

8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско………………………………………………….. отряд Полужесткокрылые (клопы)

Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ………………………. отряд Прямокрылые

Карточка №1

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство :

Тип :

Класс :

Отряд:

Приложение №2

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Приложение 3

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: Бабочки

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать…
Ответ: Сверчок

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза

Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Ответ: Паук

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ: Осы

Без прядева прядёт нитку,
Без иглы вяжет сетку;
Целое лето пташек душит,
Мясо ест, а перья сушит.
Ответ: Паук

Кто на себе свой дом носит?
Ответ: Улитка

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно меленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Ответ: Муравьи

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ответ: Муха

Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
Ответ: Муха

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: Оса

Приложение 4

    Проверка знаний.

Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2. Назовите насекомых

    Жуки, повреждающие зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы (хлебные жуки, или кузьки)

    Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков (божьи коровки)

    Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса (жуки - красотелы)

    Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)

    Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки)

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?

(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?

(В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)

II .Изучение нового материала

Задание. Составить таблицу

Название отряда

Признаки отряда

Представители

Бабочки (Чешуекрылые)

Равнокрылые

Двукрылые

Задание . Размножение и развитие бабочек.

    Прочитайте текст на стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы

    Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?

    Какой образ жизни ведут гусеницы?

    Каково внешнее строение гусеницы (форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)

III . Закрепление изученного материала.

Задание №1

К каким отрядам относятся следующие насекомые.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

Задание№2. Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

в) одну пару перепончатых крыльев,

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

(Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

(Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные.)

Тестирование

    Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Белянка капустная (чешуекрылые)

    Цикада полосатая (равнокрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Тля обыкновенная (равнокрылые)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Тутовый шелкопряд (чешуекрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

    Белокрылка цитрусовая (равнокрылые)

    Пяденица крыжовниковая (чешуекрылые)

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

    За урок я: устал, не устал

Лист оценивания 7 класс 34урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Лист оценивания 7 класс 34 урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Насекомые - самый многочисленный класс животных, их насчитывается более 1 млн видов. Выделяют около 40 отрядов насекомых, которые делят на две группы - насекомые с неполным превращением и насекомые с полным превращением. Примерами отрядов насекомых с неполным превращением являются прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые. Примеры отрядов с полным превращением - жесткокрылые, двукрылые, чешуекрылые, перепочатокрылые.

Особенности отряда Прямокрылые

Представители: кузнечики, саранча, сверчки.

  • Грызущий ротовой аппарат.
  • Крылья первой пары узкие с продольным жилкованием, крылья второй пары веерообразные.
  • Задние ноги прыгательного типа (не у всех).
  • Многие могут издавать звуки и воспринимать их (кузнечики издают звуки передними крыльями, а орган слуха находится на ногах).

Особенности отряда Равнокрылые

Представители: тля, медяницы, щитовники. Тля обитает на побегах деревьев, кустарников и трав, образуя скопления. Медяниц обычно много на листьях плодовых деревьев.

  • Питаются соком растений.
  • Колюще-сосущий ротовой аппарат с хоботком.
  • Две пары мягких прозрачных крыльев (не у всех).

Особенности отряда Полужесткокрылые (клопы)

Представители: зеленые лесные клопы, клопы-водомерки, постельный клоп.

  • Ведут наземный или водный образ жизни.
  • Колюще-сосущий ротовой аппарат.
  • Пара полужестких верхних крыльев и пара перепончатых нижних.
  • Развиты пахучие железы.

Особенности отряда Жесткокрылые (жуки)

Представители: божьи коровки, долгоносики, навозники, жужелицы, майские жуки.

  • Жесткие передние крылья защищают задние перепончатые от повреждений.
  • Ротовой аппарат грызущего типа.

Особенности отряда Двукрылые

Представители: мухи, комары.

  • Одна пара перепончатых крыльев. Задние видоизменены в жужальца.
  • Ротовой-аппарат колюще-сосущий или лижущий.
  • Безногие личинки, которые развиваются в почве, воде, остатках растений и животных.

Особенности отряда Чешуекрылые (бабочки)

  • Чешуйчатый покров крыльев.
  • Сосущий ротовой аппарат свернутый спирально.
  • Перистые (у ночных) или булавовидные (у дневных бабочек) усики.
  • Личинки бабочек - гусеницы. Имеют выросты тела - ложные ножки. Ротовой аппарат грызущего типа.

Особенности отряда Перепончатокрылые

Представители: пчелы, осы, муравьи, наездники.

  • Две пары перепончатых прозрачных крыльев.
  • Ротовой аппарат грызущий или лижущий.
  • У самок на конце брюшка есть яйцеклад, который у некоторых видов превращен в жало и связан с ядовитыми железами.
  • Червеобразные, чаще всего безногие, личинки.

Класс насекомые имеет два подкласса: первичнобескрылых и крылатых .

К подклассу первичнобескрылым относятся насекомые, предки которых никогда не имели крыльев (чешуйница сахарная, ногохвостки и др.). Чешуйница обитает в сараях, чуланах. подвалах. Питается разлагающимися веществами, безвредна для человека. В цветочных горшках при неумеренной поливке нередко появляются бескрылые насекомые — ногохвостки. Питаются перегнившими растениями или их нижними растениями. Надежная борьба с ними - это уменьшение полива.

Подкласс крылатых подразделяется на насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением .

Распределение видов по отрядам проводят с учетом таких признаков, как характер развития, особенности строения крыльев, строение ротового аппарата Основные признаки некоторых отрядов насекомых представлены ниже.

Некоторые признаки важнейших отрядов насекомых
Отряды Тип развития Кол-во пар крыльев Ротовой аппарат Особенность развития крыльев Некоторые представители
Таракановые С неполным превращением 2 пары Грызущий Надкрылья Рыжий и черный тараканы
Термиты С неполным превращением 2 пары Грызущий Сетчатые Термит
Прямокрылые С неполным превращением 2 пары Грызущий Надкрылья Саранча, кузнечики, сверчки
Вши С неполным превращением Нет крыльев Колющесосущий Бескрылые Вошь головная, вошь платяная
Клопы Вошь 2 пары Колющесосущий Надкрылья Клоп-черепашка, клоп-гладун, клоп-водомерка
Равнокрылые С неполным превращением 2 пары Колющесосущий Сетчатые Цикады
Бабки С неполным превращением 2 пары Грызущий Сетчатые Бабка-дозорец, бабка- коромысло
Жуки, или жесткокрылые С полным превращением 2 пары Грызущий Надкрылья твердые Майский жук, колорадский жук, жуки-могильщики, жуки-короеды
Бабочки, или чешуекрылые С полным превращением 2 пары Сосущий Сетчатые с чешуйками Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд
Перепончатокрылые С полным превращением 2 пары Грызущий, лакающий Сетчатые Пчелы, шмели, осы, муравьи
Двукрылые С полным превращением 1 пара Колюче-сосущий Сетчатые Комары, мухи, оводы, мошки
Блохи С полным превращением Нет Колюче-сосущий Бескрылые Блоха человеческая, блоха крысиная

Насекомые с неполным превращением

Наиболее распространенными являются: отряд тараканьи - типичный представитель - рыжий таракан . Появление тараканов в жилищах - признак неряшливости. Они из своих укрытий выходят по ночам и питаются небрежно хранимыми продуктами, загрязняя их. Самки тараканов на конце брюшка носят коричневый яйцевой «чемоданчик» - оотеку . Они ее сбрасывают в мусор. В ней развиваются яйца, из которых появляются на свет личинки - мелкие белые тараканчики, похожие на взрослых. Затем тараканы чернеют, несколько раз линяют и постепенно превращаются во взрослых тараканов.

Отряд термиты - сюда относятся общественные насекомые, живущие большими семьями, в которых существует разделение труда: рабочие, солдаты, самцы и самки (царицы). Гнезда термитов - термитники, могут быть значительных размеров. Так, в африканских саваннах высота термитников достигает 10-12 м, а диаметр их подземной части - 60 м. Питаются термиты преимущественно древесиной, могут повреждать деревянные постройки, сельскохозяйственные растения. Известно около 2 500 видов термитов.

Отряд прямокрылые - большинство представителей отряда растительноядны, но встречаются и хищники. Сюда относятся кузнечики , капустянка , саранча . Зеленый кузнечик живет в траве на лугах, в степях. Имеет длинный булавовидный яйцеклад. Капустянка - имеет роющие ноги, хорошо летает и плавает. Наносит большой вред подземным частям огородных растений, например огурцам, моркови, капусте, картофелю и др. Некоторые виды саранчи склонны к массовому размножению, тогда они собираются в огромные стаи и летят на значительное расстояние (до нескольких тысяч километров), уничтожая всю зеленую растительность на своем пути.

Отряд клопы - сюда относятся известные вредители с/х культур - клоп-черепашка , высасывающий содержимое зерновки злаковых растений. В жилищах встречается клоп-блошица - очень неприятное для человека насекомое. В пресных водоемах или на их поверхности живет клоп-водомерка, питающийся насекомыми, падающими в воду. Хищный клоп-гладун нападает на различных беспозвоночных животных и мальков рыб.

Отряд равнокрылые - все его представители питаются соками растений. Многие виды тли причиняют большой вред культурным растениям. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады , размеры которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. Живут в кронах деревьев.

Отряд бабки - исключительные хищные насекомые. Взрослые особи нападают на добычу в полете. Самые лучшие летуны. Их полет отличается высокой маневренностью: могут зависать в воздухе, быть подвижными и могут развивать скорость до 100 км в час. Сюда относятся бабка-коромысло , бабка-дозорец и др.

Насекомые с полным превращением

Отряд жуки , или жесткокрылые, - это самый многочисленный отряд насекомых, до 300 000 видов. Жуки распространены в самых разнообразных условиях суши и пресных водоемов. Их размеры колеблются от 0,3 до 155 мм длины. Многие жуки наносят большой вред культурным растениям. Одним из вредителей картофеля и других растений является колорадский жук , завезенный к нам из Америки. Жук-кузька — вредитель зерновых; майский жук - его личинки повреждают корни деревьев и клубни картофеля; свекловичный долгоносик - поражает сахарную свеклу. Кроме того, сюда относятся жуки-короеды , вытачивающие ходы в коре и лубяных волокнах ценных пород деревьев, а личинки златок и i живут в мертвой древесине, наносят большой ущерб лесопромышленным хозяйствам.

Многие жуки портят запасы пищевых продуктов: гороховая зерновка, жук-хлебное точило , жук-кожеед , повреждающий кожаные, шерстяные изделия. К отряду жуков относится еще маленький жук трубковерт . Очень интересна биология этих жуков. В весеннюю пору трубковерт особым образом надрезает лист до главной жилки. Надрезанная часть листа увядает и теряет упругость. Тогда жук свертывает се кульком и туда откладывает яйца. Образуется нечто вроде сигары. Так у трубковерта выражается забота о потомстве.

Отдельные жуки питаются остатками растений и животных и выполняют в природе роль санитаров, например: жуки-гноевики и гробарики . Некоторых можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. Так, божья коровка уничтожает тлю, а большие зеленые жуки-краскотелы - гусениц.

Жуки бывают чрезвычайно красивы, больших размеров, например жук-олень , или рогач , занесенный в Красную книгу, достигает длины до 8 см, личинки его развиваются в гнилых пеньках около пяти лет и вырастают до 14 см длиной. В водоемах живут разнообразные по размерам и по способу питания Жуки — жук-плавунец, и водолюб черный. Жук-плавунец — хищник, водолюб черный - растительноядный.

Отряд бабочки , или чешуекрылые , - представители этого отряда отличаются разнообразной окраской своих крыльев. Сюда относятся крапивница , капустница , тутовый шелкопряд и др. Среди видов, обитающих на Дальнем Востоке, имеются очень крупные ночные бабочки, которые в размахе крыльев соответствуют ширине развернутой тетради. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками - чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Личинки бабочек называют гусеницами . Они имеют грызущий аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки — очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядны, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие пищевые продукты.

Тутовый и дубовый шелкопряды - их с давних времен разводит человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон , аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз , на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо.

Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями, отличающиеся очень быстрым полетом - бражники , - названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающим на ранах и пнях.

Отряд перепончатокрылых - объединяет разнообразных насекомых: пчел , шмелей , ос , наездников , пилильщиков и др. Образ жизни у этих насекомых разнообразный. Некоторые из них растительноядные, так как их личинки (очень похожие на гусениц) наносят большой вред зерновым и другим растениям, например хлебный и сосновый пилильщики . Питающиеся листвой личинки пилильщиков настолько приобретают черты сходства с гусеницами бабочек, что их называют ложными гусеницами. Поразительное приспособление - яйцеклад пилильщиков, служащий для выпиливания в тканях растений кармашков, в которые самки пилильщиков прячут яйца, проявляя тем самым оригинальную заботу о потомстве.

Прекрасными опылителями растений являются шмели . Это общественное насекомое. Семья шмелей существует только одно лето. Гнезда строят в мышиных норках, дуплах, гнездах белки, в скворечниках. Гнездо строит самка, оборудуя восковые ячейки в нем для откладывания яиц. В ячейку помещают запас пищи - смесь цветочной пыльцы с медом. Вышедшие из яйца личинки поедают пищу и через две-три недели ткут шелковые коконы, превращаясь в куколки. Из куколок выводятся рабочие шмели, самки и самцы. К концу лета в крупных гнездах насчитывается до 500 шмелей. Осенью старая матка, самцы и рабочие умирают, а молодые матки прячутся иа зимовку.

Образ жизни ос похож на шмелиный. Они также существуют одно лето. Осы приносят пользу, уничтожая вредных насекомых, а ущерб от порчи ими плодов невелик. Больше вреда от шершней (один из видов роевых ос): они обгладывают кору молодых деревьев и поедают пчел. Поселившись вблизи пасеки, они за лето уничтожают тысячи пчел.

Из общественных насекомых отряда перепончатокрылых большую пользу приносит пчела медоносная . Она и чудесный опылитель растений, и вырабатывает исключительно полезный продукт питания - мед, а также воск, маточное молоко, широко используемые человеком в парфюмерии. медицине, для изготовления лаков, красок и т. д.

Пчелиная семья - это удивительно сложное целое, в котором все члены семьи очень тесно связаны друге другом. Жизнь и процветание всего рода одинаково невозможны без матки и без трутней, без рабочих пчел. Используя знания о жизни всех членов пчелиной семьи, специалисты-пчеловоды научились создавать для пчел специализированные домики — улья, условия для питания пчел (вывозят на те поля, где выращивают растения-медоносы) и получать при этом не только мед хорошего качества, но и количества.

Представителей отряда перепончатокрылых используют как биологический метод борьбы с вредными насекомыми. К ним относят различных наездников, а также трихограмму, которую выводят искусственным путем

Отряд двукрылые . Сюда относятся всем известные насекомые: мухи , комары , мошки , оводы , слепни и другие похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местностях. Особенно многочисленны комары бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления гнусом . Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь.

Малярийного и обыкновенного комара различают по посадке.

Обыкновенный комар (пискун) держит свое тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный - под углом к ней, высоко подняв задний конец тела. Малярийный комар откладывает яйца в водоем по одному, обыкновенный - пачками, плавающими на поверхности в виде плотиков. Личинки грибных комаров живут в плодовых телах шляпочных грибов.

Мухи , в отличие от комаров. имеют короткие усики. Личинки их белые, как правило, безногие и безголовые. У комнатной мухи червеобразные личинки живут и развиваются в кухонных отбросах, в кучах навоза и нечистотах, куда муха откладывает яйца. Перед окукливанием личинки выползают из нечистот, проникают в почву и превращаются в куколок.

Вылупившиеся из куколок взрослые мухи летают повсюду в поисках нищи. Из уборных и выгребных ям они перелетают на открыто лежащие продукты питания и загрязняют их. Мухи переносят на пищу человека бактерии желудочно-кишечных заболеваний и яйца аскарид. Поэтому очень важно вести борьбу с мухами. Продукты питания защищают от мух марлей или колпаками, овощи и фрукты перед употреблением моют.

Мошки - длинноусые кровососы небольших размеров, личинки которых развиваются на дне водоемов с проточной водой. В тропиках и субтропиках, в Крыму водятся очень мелкие комарики - москиты . Их личинки развиваются во влажных почвах, норах грызунов и т. д. Москиты - переносчики многих болезней (малярия и др.). У нас обитает «гессенская муха», уничтожающая злаковые растения.

Оводы , слепни наносят большой вред человеку и домашним животным своими укусами, а также способностью переносить возбудителей таких опасных болезней, как туляремия, сибирская язва.

Вместе с тем мухи являются опылителями многих растений.

Крысиная блоха может передавать от больных грызунов возбудителей чумы - очень опасного заболевания, когда-то уносившего тысячи людских жизней.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекции насекомых, картинки насекомых, презентация «Многообразие насекомых. Деление на отряды».

Ход урока:

I . Организационный момент.

Сегодня мы продолжим путешествие в удивительный мир насекомых.

П. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос по базовым вопросам.

Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с пол­ным превращением?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

Заполните схему «Развитие колорадского жука» (Схема на доске)

III . Изучение нового материала. ( В сопровождении презентации)

Насекомые - процветающий класс животных. По многообразию видов, распределению, общей численности насекомые намного превосходят всех остальных животных. В настоящее время известно уже более 1,5 млн. видов.

По окраске, особенностям строения тела, величине и другим признакам насекомые могут существенно различаться между собой. Карликами среди них являются некоторые наездники, длина тела которых составляет всего 0,2 мм. Самые крупные насекомые встречаются среди бабочек (размах крыльев до 28 см) и палочников (длина тела до 30 см). Таким образом, наиболее крупные насекомые превышают в длину самых мелких в 1500 раз, самые мелкие оказываются меньше некоторых простейших, а самые крупные - больше некоторых млекопитающих.

Как же можно разобраться во всём этом «хаосе»?

Тема урока записывается на доске и в тетрадях учащихся.

Познакомимся с отрядами насекомых, раскроем характерные признаки систематики отрядов. с

На доске написаны слова. Что это за слова?
Чешуекрылые Двукрылые
Жесткокрылые Прямокрылые
Перепончатокрылые Равнокрылые
Полужесткокрылые Сетчатокрылые

О чем это вам говорит?

Попробуем отнести известных вам насекомых к какому-либо отряду.

На доске размещаются рисунки и фотографии бычьего слепня, щавеле­вого клопа, осы, бабочки, певчего кузнечика, красотела пахучего (возможны и другие представители этих отрядов). В ходе небольшого обсуждения учащиеся распределяют насекомых по соответствующим отрядам. (Возникают сомнения и разногласия.)

Можно ли при классификации живых организмов пользоваться лишь одним отличительным признаком?

По многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира. Зоологи делят его на два подкласса и на большое количество от­рядов. Как и во всех других группах, в один отряд соединяют формы, которые можно считать более близкими по своему происхождению и которые сходны ме­жду собой по целому ряду признаков. Такими признаками, на основе которых проводится разделение насекомых на отдельные отряды, являются, во-первых, тип развития (полное или неполное), во-вторых, строение рото­вых частей и в-третьих, как нам уже известно, характер строения крыльев. Особенности строения крыльев и отмечаются в названиях многих отрядов.

Современные систематики принимают до 25 отдельных отрядов насеко­мых. Познакомимся с самыми многочисленными и распространенными отрядами.

Количество видов насекомых

Отряды насекомых

Всего на Земле

Характерные виды

Жесткокрылые, или жуки

Майский хрущ, навозники, дровосе­ки, усачи, короеды, божьи коровки, щелкуны и т. д.

Чешуекрылые, или бабочки

Махаон, капустница, крапивница, го­лубянки, совки, пяденицы, шелкопря­ды и т. д.

Отряды насекомых

Всего на Земле

Характерные виды

Перепончатокрылые

Пчелы, осы, шмели, муравьи, пиль­щики, наездники

Двукрылые

Мухи, комары, оводы, слепни, мошки и т. д.

Полужесткокрылые, или клопы

Клопы-солдатики, водомерки, глады­ши, черепашки и т. д.

Равнокрылые

Цикады^тли

Прямокрылые

Саранча, кузнечики, сверчки и т. д.

Сетчатокрылые

Муравьиные львы, флерницы

Стрекозы

Коромысла, лютки и др.

Ручейники

Различные ручейники

Закаспийский и др.

Таракановые

Прусак, черный таракан, реликтовый

Ногохвостки

Различные ногохвостки

Уховертки

Различные уховертки

Различные поденки

Учащиеся отмечают самые многочисленные отряды. Это жуки, бабочки, пе­репончатокрылые, двукрылые, клопы, равнокрылые, прямокрылые.

Используя материал учебника § 21, заполните предложенную таблицу.

Главнейшие отряды насекомых (предполагаемые ответы учащихся)

Отряды насекомых

Характерные признаки отряда

Представители

Ротовой аппарат

Характер строения крыльев

Тип развития

Прямокрылые

Грызущий

Передние крылья с про­дольным жил­кованием, а задние - с веерообраз­ным

Неполное

Кузнечики, саранча, медведки

Равнокрылые

Колюще-сосущий

2 пары про­зрачных крыльев

Неполное

Клопы, или по­лужесткокрылые

Колюще-сосущий

Перепонча­тые нижние и полужесткие верхние

Неполное

Постельный клоп, лесной клоп

Жесткокрылые, или жуки

Грызущий

Жесткие пе­редние (над­крылья) и пе­репончатые задние

Майские жуки, жужелицы, божьи коровки, долгоносики

Чешуекрылые, или бабочки

Сосущий; у личинок (гусениц) грызущий

2 пары крыль­ев, покрытых чешуйками - видоизменен­ными хитино­выми волос­ками

Траурница, крапивница, дневной павли­ний глаз, перламутровка

Перепончато­крылые

Грызущий или грызуще-лижущий

2 пары про­зрачных пере­пончатых крыльев; зад­ние всегда ко­роче перед­них; скрепля­ются зацепками

Пчелы, осы, шмели, муравьи, яйцееды, наездники

Двукрылые

Лижуще-сосущий или колюще-сосущий

1 пара пере­пончатых крыльев; задние крылья видоизменены в жужжальца, это - орган равновесия

Мухи, комары, слепни

Ты прав, одним воздушным очертаньем

Я так мила,

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот - дышу...

Так писал А. Фет. О каком насекомом идет речь?

Бабочки - одно из самых ярких и красочных созданий природы. В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей.

Сообщение учащегося: Основной признак бабочек - наличие на их крыльях мельчайших окрашенных чешуек, расположение которых определяет рисунок крыла. Эти рисунки легко стираются, поэтому у долго летавших экземпляров рисунок не такой яркий.

Ротовые органы бабочек в большинстве случаев представлены длинным, спирально закрученным хоботком. Некоторые бабочки не питаются, хоботка у них нет.

Личинок бабочек называют гусеницами. Характерный признак гусениц - наличие на брюшных сегментах мясистых ложных ножек, подошва которых снабжена крючочками, позволяющими гусенице прочно удерживаться на растениях. Ложные ножки гусениц не разделены на членики.

Почти все гусеницы питаются растениями и живут, открыто на деревьях, кустарниках, травах. У них грызущий ротовой аппарат. Этим они причиняют вред людям.

К специфическим для гусениц органам следует отнести прядильные или шелкоотделительные железы, лежащие в полости тела по бокам кишечника и открывающиеся выводным протоком на нижней губе. Эти органы представляют собой видоизмененные слюнные железы. Выделяемые ими нити, похожие на паутину, используются например, для спуска гусеницы с дерева на землю, для свертывания листьев в трубку (у листоверток), для прикрепления к субстрату куколок или для их опоясывания, для сплетения коко­нов, для соединения листьев в паутинные гнезда.

Паутинные гнезда защищают гусениц от непогоды, сильных ветров, нападения птиц, а в зимнее время служат удобным убежищем на период спячки. Гусеницы видят предметы с расстоя­ния примерно в 1 см.

Учитель: О Рассмотрите фотографии (рисунки) бабочек. Чем они отличаются друг от друга? Назовите общие, отличительные для каждой группы, признаки.

Дополнительный материал разложен на столах.

Дневные и ночные бабочки

Разнообразие бабочек можно разбить на две группы: дневных и ночных. Научиться отличать их друг от друга нетрудно. У дневных бабочек усики на концах имеют булаво­видные утолщения, крылья в покое подняты вверх и плотно сжаты в виде пластинки. У ночных бабочек усики без булавы , а крылья сложены в виде крыши. Окраска крыльев дневных видов бабочек отличается от окраски ночных видов. Верхняя сторона обоих крыльев у дневных бабочек обычно бывает пестрая или яркая и служит средством рас­познавания особей противоположного пола на расстоянии. С нижней стороны оба крыла имеют маскирующую, защитную окраску, так как у сидящей бабочки именно она оказывается в поле зрения врагов, тогда как верхняя сторона при складывании и прижатии крыльев друг к другу бывает скрыта. У ночных бабочек верхняя сторона пе­редних крыльев невзрачная, с маскирующим рисунком, при складывании крышей за­крывает нижние крылья и брюшко, делая бабочку незаметной на фоне предметов, на которые она обычно садится. Окраска задних крыльев у одних видов однотонная, невзрачная или, наоборот, яркая, с цветными пятнами и полосами (на­пример, у ленточниц, у медведиц). В последнем случае потревоженные бабочки раздви­гают передние крылья и внезапно обнажают яркий рисунок нижних крыльев, чем отпугивают врагов.

После работы по изучению этого вопроса учащиеся отмечают, что первая группа - это ночные бабочки, а вторая группа - это бабочки дневные, и до­казывают это. Учащиеся формулируют вывод об общих признаках отряда че­шуекрылые, или бабочки.

Другие представители различных отрядов насекомых. (слайды презентации.)

Сообщения учащихся.

Уховёртка. В разных странах Европы об уховертке рассказывают немыслимые, но, странно, повсюду одинаковые истории. Она, это тене - и чадолюбивое насекомое, заползает будто бы спящему человеку в ухо. А там каким-то путем (молва об этом умалчивает!) добирается до мозга. Питаясь им, растет и растет - до размеров гусиного яйца и, разумеется, человек - жертва злокозненной уховертки - после этого умирает.

В переводе с немецкого «уховертка» значит «ушной червяк», с французского - «проткни уши».

Английское ее название - испорченное от «ухокрылая». Это ближе к истине: крылья уховертки, подобно парашюту в сборе, так согнуты и сложены под короткими надкрыльями, что, если надкрылья отогнуть, и в самом деле, хотя и отдаленно, напоминают конфигурацию уха.

Мало кто из людей видел, как летает уховертка. Днем она прячется под землей, под камнями, в трещинах коры. Ночью, особенно в брачный сезон, уховертки распускают свои широкие красивые крылья и летают где-либо над кустами роз, или грядками клубники, или в других подобных местах.

Уховертки кормятся в основном лепестками цветов, за что их часто не любят садовники. Едят и фрукты, но обычно надкусанные осами, так или иначе поврежденные. Уховертка вползает в уже проделанное в персике, клубнике отверстие. Поедая плод, углубляется в него. Тут ее нередко и находят люди и весь грех за порчу плода приписывают ей одной.

Местами у нас уховерток называют мокрицами, хотя ничего похожего у них нет. Уховертка - насекомое с удлиненным телом, короткими надкрыльями, под которыми спрятаны задние крылья. Самое главное ее отличие - две длинные «сабли» на конце брюшка. Для чего они еще служат (и служат ли?) уховертке, неясно, но на последних этапах упаковки крыльев под надкрылья роль их незаменима: насекомое изгибает брюшко кверху и длинными «саблями», словно двумя пальцами, запихивает многократно веерообразно сложенные крылья под твердое их прикрытие, то есть под крылья. Вся эта сложная процедура проделывается за несколько секунд.

Уховертка - заботливая мать. Для гнезда она выбирает разные щели в земле, особенно прельщают ее норки дождевых червей, отличное укрытие для яиц и будущего потомства.

«Один выводок уховерток заключает в среднем от пяти-десяти до шестидесяти яиц. Нежная мать сидит на них не только до тех пор, пока выйдут дети, но и заботится о последних, как курица о цыплятах, не покидая в продолжение нескольких недель» (Грант Аллен).

Ее детишки, личинки, во всем похожи на мать, только маленькие и бескрылые. Она оберегает своих детей от врагов, которых может одолеть, а затем... Затем следует финал, по нашим моральным кодексам, которые к жизни природы малоприменимы, «ужасный»: мать умирает, а окружающие ее личинки съедают мертвое тело. Затем выходят из норки.

Подёнки.

В послеполуденные и предзакатные часы на солнечной поляне, луговине, у воды и над водой вьются порой бесчисленными мириадами крылатые насекомые. А в темноте слетаются на свет фонарей или снежными хлопьями врываются в лучи автомобильных фар, и трудно тогда водителю разглядеть дорогу.

Словно «танец-полет» на месте: вверх-вниз, вверх-вниз, рывок вперед и назад. Похоже на комариный «лет» перед ясной погодой. Но заметно крупнее комаров наши летуны. На бабочек вроде бы похожи... Но крылья прозрачные, сетчатые (передние заметно больше задних, которых и вовсе может не быть). Брюшко длинное и тонкое, а на конце его - три, реже две хвостовые нити.

Взмахами крыльев поденка почти вертикально поднимается на некоторую высоту, затем, раскинув крылья, падает вниз, тоже немного. Широкие крылья, длинное брюшко, парящий эффект которого усилен тонкими нитями на конце; подобно парашюту, замедляют ее падение. Заметим здесь: наполненный лишь воздухом, а не пищей кишечник взрослой поденки работает как своего рода аэростат, противодействующий силам земного притяжения.

Самка живет недолго. Она откладывает яйца прямо в воду (кучками или поодиночке). У некоторых видов она падает в пруд и тут же на его поверхности умирает, предоставив, таким образом, в теле своем временное укрытие потенциальному потомству. Те из поденок, чьи личинки живут в быстрых ручьях и реках, предпринимают подводные путешествия, чтобы поток не унес яйца в места, малопригодные для их развития: в застойные заводи и низовья рек. Крылатая мать умудряется погрузиться на дно и там, под камнями, корягами и под всяким хламом, приклеивает яйца. Все взрослые поденки ничего не едят, ни секунды не тратят на поиски пропитания из быстротечной своей жизни, отданной одной лишь цели - размножению.

Две недели - рекордное долголетие у поденок. Многие живут лишь несколько часов, сутки, реже - несколько дней.

IV . Давайте вернёмся к нашим картинкам и проверим, правильно ли мы распределили насекомых по отрядам

Викторина

1. Чем вы можете объяснить тот факт, что осы-парализаторы, охотящиеся на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

2. Чем отличается жало пчелы от «жала» комара?

3. Свое название они получили за присущую большинству видов характер­ную позу при откладке яиц: насекомое садится верхом на жертву и изгибает брюшко вниз, причем часто жертва продолжает при этом двигаться. Как назы­ваются эти насекомые? К какому отряду они относятся?

4. Сколько ног и крыльев у домашней мухи?

5. Каким образом бабочки с сосущим ротовым аппаратом могут наносить ущерб природе?

6. Майский жук (2), тля (2), божья коровка(2), комнатная муха (1), медонос­ная пчела (1), шмель (1), комар (1) овод, медведка(2), водяной скорпион (2). У каких из названных насекомых одна пара крыльев, а у каких - две пары?

7. . Карл Линней сказал о мухах: «Три мухи могут съесть труп лошади так же скоро, как и лев...»

8. Домашнее задание

§ 21, записи в тетради.

Индивидуальное задание: подготовить доклады к уроку-конференции: «Вредители полевых культур», «Вредители огорода».