Формы контроля на уроках биологии. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека — Гипермаркет знаний прямокрылый насекомые растение

ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ

Значение насекомых в природе

Насекомые составляют около 80% всех животных на Земле, по разным оценкам в современной фауне от 2 до 10 млн. видов насекомых, из них пока известно чуть более 1 млн. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

Более 80% растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать, что цветок - результат совместной эволюции растений и насекомых. Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска цветка. Приспособления насекомых: сосущий хоботок бабочек, грызуще-лижущий хоботок пчелиных; особые пыльцесобирательные аппараты - у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил - брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков - опада растений, трупов и экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.

Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых:

· копрофаги - жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы;

· некрофаги - жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки, падальницы;

· насекомые - разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои - жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т.д.;

· насекомые - санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) - личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

Значение насекомых в жизни человека

В жизни и хозяйственной деятельности человека имеют как положительное, так и отрицательное значение.

Из более чем 1 млн. видов насекомых настоящие вредители, с которыми нужно бороться, составляют около 1%. Основная масса насекомых безразлична для человека или приносит пользу. Одомашненные насекомые - медоносная пчела и тутовый шелкопряд, на их разведении основаны пчеловодство и шелководство. Медоносная пчела дает мед, воск, прополис (пчелиный клей), апилак (пчелиный яд), маточное молочко; тутовый шелкопряд - шелковую нить, выделяемую прядильными железами гусеницы при постройке кокона, нить шелка непрерывна, до 1000 м длины. Кроме этих насекомых ценную продукцию дают: гусеницы дубового коконопряда, их более грубая шелковая нить идет на изготовление ткани чесуча; лаковые червецы выделяют шеллак - воскоподобное вещество с изоляционными свойствами, используемое в радио- и электротехнике; карминные червецы (мексиканская и араратская кошенили) дают красную краску кармин; жуки-нарывники выделяют едкое вещество кантаридин, используемое для изготовления нарывного пластыря.

Насекомые-опылители, представители многих отрядов, среди которых важное место занимают перепончатокрылые, повышают урожаи семян, ягод, плодов, цветов многих культурных растений - плодово-ягодных, овощных, кормовых, цветочных.

Плодовая мушка дрозофила, благодаря своей плодовитости и скорости размножения, - не только классический объект исследований генетики, но и одно из идеальных подопытных животных для биологических исследований в космосе. Ископаемых насекомых используют в стратиграфии для определения возраста осадочных пород.

Полезные насекомые

Коровка семиточечная (Coccinella septempunc-tata L.). Маленький черный жук, длиной 6-8 мм, с красными надкрыльями, на которых четко вырисовываются 7 черных круглых пятнышек, благодаря чему насекомое и получило свое название. Жуки хорошо летают, с удивительной точностью находят колонии тлей, которых они с жадностью поедают. Тут же на листьях или ветках самки откладывают кучки желтых блестящих яиц. Из них выходят маленькие черные шестиногие личинки, которые сразу же начинают поедать тлей, как и взрослые особи. Там, где поселились коровки, тля бывает полностью уничтожена. Такую картину часто можно наблюдать в садах, на ягодниках и в плодовых питомниках. Зимуют жуки в щелях построек, под опавшими листьями, в сукой траве и других местах. Рано весной, после перезимовки они выходят из своих убежищ, выползают на деревья и начинают поедать вредителей. В благоприятные годы коровки (их еще называют божьими коровками) быстро размножаются и съедают не только тлей, но и других мелких вредителей. В поисках пищи и воды они в массе скапливаются вблизи водоемов, на побережье морей, на скалах, ползают по дорогам, где большое количество их погибает под ногами прохожих. В такое время коровок следует спасать от гибели, собирать в специальные ящики из густой сетки и хранить в холодильниках или в подвалах в холодных местах с тем, чтобы весной выпустить их на растения, поврежденные тлями.

Стрекоза (Leptetrum quadrimaculatum L.). Хищное насекомое, с большими сложными глазами, занимающими большую часть поверхности головы, крепким грызущим ротовым аппаратом и двумя парами прозрачных длинных узких крыльев с густой сетью жилок. Крылья у стрекозы всегда расположены перпендикулярно к телу. Летают очень быстро, на лету вылавливая множество мелких насекомых, особенно комаров, мошек, молей и других вредителей, чем приносят большую пользу человеку. Личинки живут в прудах, речках и питаются мелкими водяными животными. В СССР насчитывают около 200 видов стрекоз.

Насекомые наносят человечеству огромный экономический ущерб, поедая посевы, деревянные постройки и другие предметы, изготовленные из материалов растительного происхождения. К таким насекомым относятся многие виды бабочек: яблонная и сливовая плодожорка, яблонная и хлопковая моль, представители семейства ночниц (уничтожают зерновые культуры, хлопчатник, кукурузу, подсолнечник, свеклу и др.), сосновая пяденица и сибирский шелкопряд (вредители хвойных лесов). Большой ущерб лесам наносят жуки короеды, дровосеки и златки. Листоеды, долгоносики, зерновки и майские жуки причиняют вред зеленым частям растений. Майский жук особенно опасен на стадии личинки, которая продолжается 4–5 лет. Личинки питаются корнями травянистых растений и деревьев. Опустошительные набеги саранчи являлись страшным бедствием еще на заре человеческой цивилизации и влияют на экономику многих современных государств. Очень большой ущерб причиняют термиты, которые благодаря фауне кишечных симбионтов прекрасно усваивают клетчатку, уничтожая огромное количество древесины.

Значение насекомых в жизни человека

Насекомые в жизни и хозяйственной деятельности человека имеют как положительное, так и отрицательное значение. Всего существует более одного миллиона насекомых, так вот, настоящих вредителей, с которыми действительно надо вести борьбу, всего 1%. А вот остальные насекомые либо приносят пользу, либо безразличны для человека.

Есть одомашненные насекомые, например, медоносная пчела и тутовый шелкопряд – их разведением специально занимаются. Медоносная пчела дает мед, воск, прополис, апилак, маточное молочко, а тутовый шелкопряд – шелковую нить, которая может быть непрерывной и достигать 1000 метров.

Кроме этих насекомых, очень ценны гусеницы дубового коконопряда – у них более грубая шелковая нить и она годится на изготовление ткани чесуча, лаковые червецы – они выделяют воскоподобное вещество с изоляционными свойствами, которое используется в радио - и электротехнике , карминные червецы – они дают красную краску кармин, жуки-нарывники – они выделяют едкое вещество кантаридин, которое используется для изготовления нарывного пластыря.

Насекомые-опылители – они представляют многие отряды, среди них важное место занимают перепончатокрылые – они повышают урожаи семян, ягод, плодов, цветов многих культурных растений – плодово-ягодных, овощных, кормовых, цветочных.

Значение насекомых в природе

Насекомые – это 80% всех животных на Земле. Кстати, по разным оценкам в современной фауне от 2 до 10 миллионов видов насекомых, а известно из них, пока, только чуть более 1 миллиона. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

Например, более 80% растений опыляются только насекомыми. Можно с уверенностью сказать, что цветок – это исключительный результат совместной эволюции растений и насекомых. Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска цветка. А вот приспособления насекомых – это сосущий хоботок бабочек, грызуще-лижущий хоботок пчелиных; или особые пыльцесобирательные аппараты – у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил – брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

Немалую роль насекомые играют и в почвообразовании. Это участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков – растений, трупов, экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.

Различного рода санитарную роль выполняют такие виды насекомых:

Копрофаги – среди них жуки-навозники, мухи-навозницы и коровницы;

Некрофаги – такие как жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки и падальницы;

Насекомые, которые являются разрушители отмерших растительных остатков: будь-то древесина, ветки, листья, хвоя – это жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и так далее;

Насекомые-санитары водоемов , которые питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) – это личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

Таким образом, насекомые – это важнейший элемент пищевых пирамид. Насекомыми питаются многие животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Это интересно!

Размеры взрослой особи современных насекомых находятся в диапазоне от 0.139 мм (0.00547 дюйма) - светлячки, до 55.5 см (21.9 дюйма) – палочники.

Ученые обнаружили на острове Борнео самое длинное насекомое - палочника, длина которого достигает полуметра. Пока специалисты обнаружили только три особи и практически ничего не могут сказать об особенностях этого вида.

Еще одна примечательная находка - лягушка-хамелеон. Ночью покровы этих амфибий размером 3,5 сантиметра окрашены ярко-зеленым, а днем цвет их тела становится коричневым.

Суши. Велико их значение в биогенном круговороте.

Пример 1

Насекомые сапрофаги (таракановые, первичнобескрылые) перерабатывают растительные остатки. Ксилофаги питаются древесиной (короеды, термиты, личинки златок, усачей). У многих насекомых живут в кишечнике симбионты (жгутиковые, бактерии), способствующие перевариванию клетчатки. Животные остатки поедают кожееды, мервоеды, личинки двукрылых. Экскременты животных утилизируются мухами-навозниками и жуками.

Замечание 1

Все насекомые сапрофаги и ксилофаги способствуют образованию почвы.

Крупные животные – рептилии, амфибии, птицы и млекопитающиеся питаются насекомыми. Практически все певчие птицы выкармливают потомство насекомыми. Насекомые являются важным фактором регуляции численности как растений, так и животных. Фитофаги уничтожает в основном ослабленные растения, а также виды, не являющиеся характерными для данных сообществ.

Пример 2

Муравьи контролируют численность видов, заселяющих луга, леса, пустыни. Божьи коровки способны подавлять численность равнокрылых насекомых (тлей). Жижелицы уничтожают паукообразных, почвообитающих насекомых, моллюсков.

Коэволюция насекомых и покрытосеменных растений привела к взаимным приспособлениям при фитофагии и опылении. Насекомые – главные опылители цветковых растений и от их активности зависят урожаи ягодных и плодовых культур. Большое количество разнообразных видов осуществляют утилизацию мертвого органического материала: древесины, листового опада, навоза и др.

Значение насекомых в жизни человека

Человек широко использует насекомых с целью получения разнообразных продуктов:

  1. Пчеловодство. Использование человеком в пищевой промышленности меда, в медицине - пчелиного яда и прополиса, в парфюмерной промышленности – пчелиного молочка.
  2. Шелководство. Гусеницы шелкопрядов вырабатывают шелк, который используется для изготовления прочных и тончайших тканей. Для получения шелка разводят дубовых шелкопрядов, тутовых шелкопрядов.
  3. Насекомые являются источником для получения красок, лаков, лекарственных веществ.
  4. Во многих районах мира насекомых применяют в качестве продукта питания или приправы.
  5. Мушки дрозофилы предстают важным лабораторным объектом при генетических исследованиях.

Пример 3

Натуральный лак, шеллак, получают из особых секретов, выделяемых лаковыми червецами. Из жуков-нарывников («шпанская мушка») приготовляют лекарство кантаридин. Для получения красной краски кармина используют араратскую кошениль.

Биотехнология насекомых

Насекомые играют и отрицательную роль в жизни людей. Все негативное воздействие, оказываемое насекомыми можно разделить на несколько групп:

    Насекомые – вредители растений. К наиболее вредным видам относятся многоядные насекомые: азиатская саранча, итальянский прус, жуки-щелкуны, чешуекрылые (совки, луговой мотылек), чернотелки. Для каждой группы плодово – ягодных культур существует свой состав насекомых – вредителей.

    Пример 4

    Важнейшими вредителями яблони являются: гусеницы яблонной моли, яблонный долгоносик, яблонная плодожорка. Ягодникам большой вред наносят гусеницы крыжовенного пилильщика, личинки малинного жука, филлоксера.

    Вредители лесных насаждений. Среди этих вредителей выделяют первичных, которые повреждают плоды, листья, цветки и вторичных, которые повреждают ослабленные деревья, их стволы и корни. Деревья страдают от кольчатого и непарного шелкопряда, соснового пилильщика, смолевщиков, долгоносиков, листоедов, тлей, листоблошек и многих др.

Роль насекомых исключительно большая как в жизни человека, так и в природных процессах. В связи с тем, что насекомые составляют значительную долю наземной фауны, они сильно влияют на растительный и животный мир Земли. Насекомые встречаются во всех районах суши, в том числе в пустынях, высоко в горах и в полярных районах.

Существование многих насекомых тесно связано с жизнью растений, так как они потребляют живые растения: корни, стебли, листья, плоды, семена. При массовом размножении насекомые уничтожают или повреждают растения на огромных территориях.

Роль насекомых в природе и жизни человека огромна

Однако кроме вреда насекомые приносят большую пользу растениеводству как опылители цветковых растений. В ходе эволюции выработалась замечательная взаимная приспособленность между многими видами насекомых и цветковыми растениями (например, у растений имеются различные приспособления для опыления их определенными видами насекомых, а у насекомых длина и форма хоботка строго соответствуют строению цветков тех растений, которые они опыляют).

Насекомые являются разрушителями отмерших частей растений. Многие виды насекомых и их личинки, обитая в земле, роя ходы и разрыхляя землю, ускоряют образование перегноя. Многие позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие) питаются насекомыми, находящимися на различных стадиях развития.

В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых. Применение инсектицидов для борьбы с вредителями сельскохозяйственных и древесных культур, распашка земель, в силу чего резко сокращается численность некоторых видов дикорастущих растений, оказалось под угрозой существование некоторых видов насекомых.

Для охраны исчезающих насекомых создаются у нас в стране специальные заказники и уже многие (около 20 видов) занесены в Красную книгу. В их числе два вида богомолов - хищных насекомых, питающихся другими насекомыми, жужелица-моллюскоед, усач альпийский, ктырь гигантский и несколько видов бабочек: парусник-поликсена, аполлон, бражник-мертвая голова, бражник-прозерпина, бражник дубовый, сатурния-аглия, сатурния-малая и др.

Биологический способ борьбы с вредителями

Для борьбы с вредными насекомыми наряду с механическими, химическими и агротехническими методами все шире начинают использовать биологические методы борьбы, т.е. уничтожение насекомых на всех стадиях развития с помощью их естественных врагов. Такими врагами насекомых являются лягушки, жабы, ящерицы, дикие птицы, землеройки, ежи, кроты, летучие мыши и т.д. Поэтому всех этих животных надо охранять и по возможности привлекать на поля, огороды, в сады. Домашних птиц за последние годы также все чаще используют для уничтожения вредителей.

Много естественных врагов есть у вредителей и среди насекомых. Большое значение в уничтожении вредителей принадлежит наездникам и другим насекомым. Божьи коровки, например, уничтожают тлей и других вредителей. Хищные жуки (жужелицы) охотятся за гусеницами непарного шелкопряда.

Раньше проводилась большая плановая работа по разведению и использованию различных видов насекомых для борьбы с вредителями растений.

В специальных лабораториях в большом количестве разводят некоторые виды божьих коровок, наездников, трихограмм и других насекомых. Их выпускают в тех районах, в которых отмечается массовое появление вредителей. Биологическим методам борьбы с вредителями растений принадлежит большое будущее.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Кроме этого, проверка знаний и умений одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков. Достигаемый эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

В педагогических исследованиях называют от 3 до 20 качеств знаний. На мой взгляд, необходимыми и достаточными для оценки знаний являются следующие критерии.

    Правильность знаний – степень соответствия современному уровню биологической науки; обычно задается характером изложения материала в учебнике.

    Полнота знаний – их объем, соответствующий требованиям программы и изложению в учебнике.

    Осознанность знаний – понимание внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать.

    Действенность знаний – умение применять знания в различных ситуациях.

    Системность знаний – понимание их места в структуре научной теории.

    Прочность знаний – устойчивость всех перечисленных качеств.

Для оценки этих критериев могут применяться различные методы. Традиционные задания незаменимы при контроле и оценке знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.п. Однако при проведении устных опросов достаточно сложно избежать целого ряда присущих этой форме учебной работы недостатков. На уроках биологии чаще всего эти недостатки таковы:

– вопросы заранее не продуманы, нередко случайны. Вопрос обращен к знаниям, заложенным в память ученика, и не вызывает работы мысли, поэтому ответы носят часто описательный характер, порой являются пересказом учебника;
– в вопрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока;
– опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим учеником, при этом остальные ученики предоставлены самим себе, отвлекаются, что приводит к нарушению дисциплины;
– учитель задает одновременно несколько вопросов или быстро переходит от одного к другому – «забрасывает» ими ученика. Это нервирует отвечающего и не дает ему собраться с мыслями. Не получив немедленного полного ответа, учитель начинает отвечать сам, пропуская при этом ошибки в прозвучавшей части ответа ученика. Итогом часто становится необъективная оценка.

Кроме того, если опрос длится более 15 мин, урок, как показывает практика, получается неудачным, а новые знания, полученные в ходе остальной его части, – слабыми, как бы хорошо эта часть урока ни была продумана.

Поэтому в ситуации когда планируемые вопросы не предполагают «вникания» ученика в сущность явления, а требуют простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания . На их выполнение уходит не более 5 мин, да и проверка не занимает много времени – учащиеся уже на уроке могут узнать результаты своей работы. Тестовые задания можно разделить на следующие типы.

Задания на воспроизведение знаний – проверяют уровень умений воспроизводить факты. Такие задания используют при обобщении нескольких тем.

    Какое из следующих животных имеет 6 ног, 2 пары крыльев и тело, состоящее из головы, груди, брюшка?

А. Паук.
Б. Бабочка.
В. Мокрица.

Задания на интеграцию знаний – проверяют умения обобщать известные факты.

    Лягушку перенесли из теплого помещения в холодное. Как это отразится на ее обмене веществ?

А. Усилится за счет увеличения энергозатрат на теплообразование.
Б. Уменьшится за счет влияния низкой температуры среды.
В. Останется без изменений.
Г. Будет непрерывно колебаться.

Задания на применение знаний – проверяют умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

А. Недостаток кислорода.
Б. Недостаток оксида углерода.
В. Недостаток питательных веществ.

Другой подход к закреплению и углублению полученных знаний – проведение лабораторных и практических работ , занимающих, в зависимости от содержания и объема, или часть урока, или весь урок целиком. Лабораторные занятия могут проводиться фронтально (по непосредственным указаниям учителя) и по предварительному заданию. При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся выполняют одновременно. Например, при проведении работы по теме «Виды мышечной ткани» в 6-м классе дети работают по инструктивной карточке, выполняя задания поэтапно под руководством учителя.

    Лабораторная работа «Особенности строения мышечной ткани».

Цель : изучить строение мышечной ткани.

Ход работы

1. Настройте микроскоп.
2. Рассмотрите под микроскопом виды мышечной ткани.
3. Найдите микропрепараты гладкой мышечной ткани и определите, в чем особенности ее строения.
4. Рассмотрите рисунок мышечной ткани в учебнике.
5. Сделайте рисунок гладкой мышечной ткани.
6. Пользуясь материалом учебника, заполните таблицу 1.
7. На рисунке в учебнике найдите виды мышечной ткани, которые изучили на уроке.
8. Сформулируйте вывод.

Таблица 1. Виды мышечной ткани

Такие занятия легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Если отдельные ученики выполняют задания медленнее других, то при небольших размерах отдельных заданий они успевают подтянуться. Оканчивается работа также одновременно. При таком подходе учащиеся легко усваивают материал, учитель без особого труда может контролировать выполнение работы и при необходимости оказать помощь. Однако недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся. Этот недостаток отсутствует в лабораторных занятиях по предварительному заданию, где учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы. Но эти занятия значительно труднее организовать.

Таблица 2. Ароморфозы и идиоадаптации

Для достижения прочности знаний учащимся необходимо упражняться в воспроизведении основного учебного материала как в свернутом виде – через изложение плана, тезисов, аннотаций, так и в развернутом – через подробное сообщение, обстоятельный рассказ и т.д. Прочность знаний обеспечивается за счет работы памяти и понимания материала.

На своих уроках я использую структурно-логическую, или опорную , схему изучаемого материала. Например, на уроке по изучению размножения и развития рыб изложение материала сопровождаю соответствующими записями на доске.

Опорная схема «Размножение и развитие рыб»

Такие схемы помогают увидеть главное, способствуют осознанию связей между его отдельными компонентами.

При объяснении нового материала для лучшего запоминания используется наглядный раздаточный материал .

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Амира-Диалект». В широкий спектр предложений бюро переводов «Амира-Диалект» входит такая услуга, как нотариальный перевод сведений об успеваемости на грузинский язык. Профессионализм и большой опыт работы специалистов бюро «Амира-Диалект» обеспечат быстрые сроки выполнения перевода личных документов, соответствующего самыми строгими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте бюро переводов «Амира-Диалект», который располагается по адресу http://amira24.ru/

    Тема: «Синтез белка» (10-й класс).