Сергия радонежского жил во времена правления. Краткое житие преподобного сергия радонежского

Биография и эпизоды жизни Сергия Радонежского. Когда родился и умер Сергий Радонежский, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты о святом, изображения и видео.

Годы жизни Сергия Радонежского:

родился 3 мая 1314, умер 25 сентября 1392

Эпитафия

«Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его».

Евангелие от Иоанна, 5:35

Биография

Мало святых так высоко чтятся на русской земле, как преподобный Сергий Радонежский (при крещении — Варфоломей): чудотворец, монах, подвижник и основатель Троицкого монастыря. И этого никак не умаляет тот факт, что за давностью срока и в отсутствие достоверных источников историки не могут прийти к единому мнению даже относительно года рождения святого. Сергий Радонежский стал символом служения не только богу, но и ближним, своему Отечеству.

По всей вероятности, Сергий Радонежский был рождён в семье боярина, под Ростовом, в нынешнем селе Варница. Известная легенда касается неспособности будущего святого к грамоте: в житии говорится, что мальчик, посланный искать лошадей, увидел святого старца, молившегося богу. Мальчик попросил помолиться за то, чтобы он научился грамоте, и старец выполнил его просьбу, а затем предрёк, что отныне отрок будет знать грамоту лучше всех других детей — и это пророчество сбылось. С тех пор Сергий Радонежский считается в том числе и покровителем тех, кто находится в учении.

Согласно информации биографа Радонежского, Епифания Премудрого, ещё до 12 лет мальчик начал поститься и посвящать много времени молитве. Затем семья его обеднела и перебралась в Радонеж. Варфоломей стремился к монашеской жизни, но прислушался к просьбам родителей подождать их смерти. После этого печального события он отправился в Хотьково-Покровский монастырь, к брату Стефану, с которым позднее основал пустынь посреди Радонежского леса. Там, на холме Маковец, братья построили церковь Св. Троицы, которая стала впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Здесь Варфоломей принял постриг в возрасте 23 лет.

Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад

Сергий Радонежский основал и другие монастыри — Благовещенский, Высоцкий, Георгиевский. Настоятелями каждого из них были его ученики, которые и сами основывали монастыри впоследствии. В те времена Россию раздирали княжеские междоусобицы, но преподобный Сергий со смирением и кротостью часто уговаривал врагов пойти на мировую. Благодаря ему почти все князья согласились подчиниться московскому, Дмитрию Донскому, и только в силу этого объединённое русское войско победило в Куликовской битве.

Согласно Епифанию Премудрому, Сергий Радонежский, доживший до глубокой старости, предвидел свою кончину ещё за полгода и передал игуменство своему ученику Никону. Останки преподобного обретались в основанном им монастыре. Через 30 лет после кончины святого его мощи и даже одеяние были обретены нетленными, что было сочтено за высшее проявление божьей милости.

«Святой Сергий Радонежский», картина В. Нестерова 1891-1899 гг.

Линия жизни

3 мая (16 мая по старому стилю) 1314 г. Дата рождения Сергия Радонежского.
1330 г. Переселение в Радонеж.
1335 г. Постройка церкви Святой Троицы.
1342 г. Основание на месте церкви обители, будущей Троице-Сергиевой лавры.
1382 г. Временное переселение в Тверь из-за нашествия войска Тохтамыша.
25 сентября (8 октября по старому стилю) 1392 г. Дата смерти Сергия Радонежского.
5 июля (18 июля по старому стилю) 1422 г. Обретение мощей.

Памятные места

1. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в 1427 г. на месте, где стоял дом родителей Сергия Радонежского.
2. Село Радонеж (Московская область), где отрок Варфоломей жил до смерти родителей и ухода от мира.
3. Свято-Троицкая Сергиева лавра, основанная святым, где хранятся его мощи.
4. Храм-памятник Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля, построенный в 1913-1918 гг., ныне — памятник федерального значения.

Эпизоды жизни

Личность Сергия Радонежского в народном сознании всегда была связана с чудесными событиями. Считается, что святой и сам совершил множество чудес с помощью молитвы, и, кроме того, ему были явлены множество видений. Первое житие святого, написанное Епифанием Премудрым, иноком Троице-Сергиевой лавры, изобилует пересказами подобных событий. Впоследствии к нему были добавлены и рассказы о посмертных чудесах, которых насчитывалось гораздо больше.

Официальная канонизация Сергия Радонежского не производилась никогда. Преподобный старец настолько почитался в народе, что его святость была принята сама собой. Митрополит Иона называет Сергия преподобным в грамоте 1450 г, и это самое раннее документальное свидетельство о признании его как святого.

В 1919 г. в целях пропаганды советское правительство вскрыло мощи святого. О готовящемся вскрытии узнал Павел Флоренский, и с его помощью голова Сергия Радонежского была отделена от тела, и на её место поместили голову князя Трубецкого. Во время Второй мировой войны мощи были вывезены далеко в тыл, и только после их возвращения в 1946 г. голова преподобного была помещена на место.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры

Завет

«Внимайте себе о всем братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…»


Документальный фильм «Сергий Радонежский. Земное и небесное».

Соболезнования

«Вот добрый и блаженный старец наш покинул нас, ко Господу отошел, сиротами оставил нас… Он ушел туда, где ждет его великая награда и воздаяние за все его труды и подвиги, ушел с миром ко Господу, Которого возлюбил!..»
Автор жития святого, игумен Никон (Рождественский)

«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч».
Историк Владимир Ключевский

«Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви».
Историк Николай Костомаров

«Он был именно выдающимся общественным деятелем. Он понял поворотный момент в истории Русской Земли и повернул её ход в должном направлении, взяв на себя великую ответственность за исход битвы на Куликовом поле. Он благословил на неё князя Дмитрия и его рать. Надо было почувствовать и понять этот решающий поворотный момент и положить свой духовный авторитет на Чашу весов истории. И Он это сделал».
Русский религиозный философ Елена Рерих

«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному».
Павел Флоренский

18 июля отмечается памятный день известного, почитаемого святого и чудотворца преподобного Сергия Радонежского. Он основатель монастырей, основоположник русского старчества, собиратель русского народа, помощник в объединении Руси при правлении Дмитрия Донского.
Дата рождения святого до сих пор точно не известна. Различные исследователи и историки интерпретируют датировки по-разному. В основном все сходятся либо к маю 1314 года или же к маю 1322. Интересным фактом является то, что при рождении святой получил имя Варфоломей, уже потом при принятии монашеского пострига он получил имя Сергий. Родился Сергий в семье знатных бояр Марии и Кирилла, в селе Варницы, под городом Ростов. У него было 2 брата - Стефан и Петр. Когда ему исполнилось семь лет, его отправили в школу изучать грамоту. В школу он пошел вместе со своими братьями. Учеба давалась сложно. Родители были недовольны, друзья насмехались. Сергий не сдавался, он слезно просил у Господа бога помощи. Согласно житию святого, однажды, удрученный своими неудачами, он встретил старца и поведал ему о своих проблемах и переживаниях, поведал ему о том, что хочет учиться и одолеть грамоту. Старик прочитал молитву и велел съесть кусочек священного хлеба - просфору. Мальчик же пригласил Старца домой, где его очень хорошо приняли. После этой встречи случилось чудо. Мальчик начал читать, и чтение давалось ему очень хорошо и легко. С этого момента жизнь его круто изменилась. С большим усердием и интересом, он стал читать молитвы, ходить на все Богослужения и приобщаться к церкви. Сергий начал следовать очень строгому посту. Он воздерживался от пищи в среду и пятницу, другие дни он употреблял воду и хлеб.
В 1328 году семья Сергия переехала жить в город Радонеж. Со смертью родителей Сергий с братом Стефаном решили основать небольшую келью. Спустя несколько лет, она стала настоящей обителью. Чуть позже была построена церковь Святой Троицы. Осенью 1337 он принял монашество и получил новое имя - Сергий. Обитель постепенно разрасталась, и церковь превратилась в монастырь. 1354 год - год принятия Сергием игуменства. Святой Сергий Радонежский был в хороших отношениях с московским митрополитом Алексием. Однажды Алексий заговорил о предложении Сергию принять Русскую митрополию после его смерти, но оставаясь преданным своему монастырю, он отказался.
Втечение жизенного пути, преподобный Сергий творил чудо. Он исцелял больных, поучал советами, примирял враждующих. Велика его роль в объединении земли Русской и в великой победе на Куликовском поле. За свою жизнь, кроме того, что, он основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру, им были основаны такие монастыри как: Свято-Благовещенский Киржачский, Ростовский Борисоглебский, Высоцкий, Богоявленский Старо-Голутвин и другие.
На склоне лет, он передал игуменство, в случае его смерти своему верному ученику Никону. Скончался он в 1392 году осенью, в своем монастыре. До сих пор преподобный Сергий Радонежский почитаем, и является одним из величайших святых в наше время. До сих пор люди молятся ему, просят о помощи, а в ответ он продолжает творить чудо.

Влияние преподобного Сергия обусловило, в числе прочего, заметное оживление стремления к монашеской жизни: с 1240 по 1340 годы возникло около 30 новых монастырей, а в следующее столетие, с 1340 по 1440 годы, поколение времён Куликовской битвы и его ближайшие потомки дали миру основателей до 150 новых монастырей. Изменилось и направление монастырской жизни. До середины XIV века «почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами». Впоследствии решительный численный перевес берут монастыри, возникавшие в отдалении от городов, на невозделанных землях, и монашеская борьба с духовными недостатками человека соединилась с новой борьбой - «с неудобствами внешней природы», причём «эта вторая цель стала новым средством для достижения первой» .

Однако бегство монахов от соблазнов мира послужило его насущным нуждам. До середины XIV века русское население было заперто в междуречье Оки и Верхней Волги - в треугольнике, выход из которого на запад, юг и юго-восток запирали татары и Литва. Открытый путь на север и северо-восток вёл за Волгу, в глухой непроходимый край, кое-где заселённый финно-угорскими племенами. Селиться в этих местах русские крестьяне боялись. «Монах-пустынник и пошел туда смелым разведчиком» .

Новые монастыри с середины XIV века и до конца XV века в своём большинстве возникали за Волгой, среди костромских, ярославских и вологодских лесов. Русское монашество мирным путём завоевало для христианской Церкви и русского народа финское языческое Заволжье. Опорными пунктами крестьянской колонизации становились многочисленные лесные монастыри .

Портал «Православие и мир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Сегодня на наших страницах новый конкурсный материал.

«Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, – “особым нашего Российского царствия хранителем и помощником”, как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать – ангелом-хранителем России».

«Троице-Сергиева лавра и Россия»

Священник Павел Флоренский

У всех на свете есть сердце. Даже у Кощея. Хотя оно лежало где-то в сундуке под замком за тридевять земель в сундуке. Если сердца нет, то так про человека и говорят – бессердечный. Это почти как мертвый, только хуже. Мертвые лежат и никому особого вреда не делают. А бессердечные ходят по земле и обижают других, бранятся и кляузничают. И при этом еще и себя оправдывают: раз сердца нет, откуда им знать, что делают другим больно?

Им, наоборот, кажется, что только этим они и должны заниматься – себя хвалить, другим выговаривать и делать все, что вздумается. Но к счастью, хороших людей на свете все же больше.

Сердце есть не только у людей. Сердце есть и у городов, и у народов, и даже у целых государств. Сердце города – это его храм. Где бы город ни появлялся, в нем обязательно строили храм. И на все праздники люди туда ходили. И все самые главные события: и рождение ребенка, и создание семьи, и победу, и урожай праздновали в храме. Да мало ли поводов, чтобы сердцу порадоваться?

Где сердце человека, там и его мысли и его дела. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Так говорится об этом в Евангелие. У нашей страны доброе, любящее, верующее сердце. И это сердце – православное. Это значит такое, которое верит в Бога единственно правильной, заповеданной самим Богом верой. Она потому так и зовется – православная вера. Вера, которая правильно славит Бога.

Что положишь в сокровищницу своего сердца, то и получишь: положишь золото – золото и возьмешь, положишь медь – медь и возьмешь, – как-то сказал наш святитель Феофан Затворник. В сокровищнице русского сердца положена истинная вера в Святую Троицу.

Сердце нашей страны – это Троице-Сергиева лавра. Отсюда, из радонежских лесов, вышла великая православная страна Россия. Москва – это голова. Там находится наш президент и наше правительство. Они целыми днями сидят и думают, как бы нам жить лучше. В голову приходят разные мысли – и плохие, и добрые. И только сердце может распознать, какие слушать, а какие нет. А то порой подумается что-нибудь с виду хорошее, а на деле оказывается – полная ерунда.

Например, пришла в голову мысль вместо трех килограммов картошки купить три килограмма конфет и угостить всех друзей во дворе. С виду мысль хорошая. И друзьям, безусловно, понравится. Но сердце тебе скажет: нет, брат, конфеты для друзей – это, конечно, хорошо, но картошка папе на ужин все-таки лучше.

Сердце России там, где преподобный Сергий Радонежский. Если бы не он, никакой России вообще, никогда бы не было. А было бы множество маленьких слабых княжеств, с которыми никто никогда не считается. А кому захочется считаться со слабаками, которые и толком-то постоять за себя не могут? С ними что хочешь, делай – хочешь, забирай велосипед, а хочешь мяч.

В те древние неспокойные времена слабые княжества сразу же захватывали враги и устанавливали там свои порядки. Заставляли местных жителей на себя работать и все у них отбирали. А сами жили в отобранных домах, и только на пол поплевывали. А чего такого? Убирать-то все равно не им.

Так и с Русью враги хотели поступить – русские князья жили каждый сам по себе, и их легко было захватить. Но был среди них один князь московский Димитрий, который не хотел, чтобы Русь захватывали. Наоборот, он хотел, чтобы все в нашей стороне жили свободными. Но соседние князья его не слушали, а только ругались и спорили. И не было никого, кто бы мог их вразумить. Они же князья.

Этим воспользовались монголы и захватили русские княжества. В отличие от русских, они жили дружно и если что, сразу объединялись. А когда они собирались вместе, против них не то, что княжества, никакое царство не могло устоять – такие они были организованные и жестокие. Монголы захватили русские княжества и многие царства на Востоке и Западе. Полмира захватили.

Почти триста лет хозяйничали жестокие монголы на русской земле. И так бы эти безобразия и дальше продолжалось, если бы не родился на русской земле святой Сергий Радонежский. Он был послушным и добрым, и решил посвятить свою жизнь Богу. С разрешения родителей, вместе со своим старшим братом он ушел в лес, где они построили Церковь, и стал служить Богу.

Узнав об этом, к нему отовсюду стали приходить люди, и вскоре в непроходимом лесу появился монастырь – Троице-Сергиева лавра. Людей, которые жили в монастыре называли братия, потому что они были ради друг друга готовы на что угодно и жили, как родные братья в согласии. А преподобный Сергий, которого за его святую жизнь братия выбрали своим наместником, работал и молился больше всех. Это в миру те, которые начальники, только командуют. Христиане наоборот – кто хочет быть первым, служат другим и помогают, как служил и помогал всем наш Господь Иисус Христос.

Люди любили и уважали преподобного за кроткий нрав, доброту и мудрость. И даже князья стали приезжать к нему советоваться. Как ласковый отец преподобный усаживал их за один стол и примирял, чтобы они никогда меж собой не сорились, а были между ними всегда мир и согласие, как подобает у христиан.

В это время жестокий и жадный хан Мамай захотел взять еще дань от Руси и стал жечь русские города и деревни, грабя все на своем пути и уводя людей в рабство. Святой московский князь Дмитрий Донской смело выступил ему на встречу со своими дружинами. Перед решающей битвой, когда войска противников сошлись на Куликовском поле, Дмитрий Донской приехал к преподобному Сергию просить о помощи.

Святой ждал его. Не успел князь и рта раскрыть, как преподобный Сергий сказал, что русские непременно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят свои земли от врагов. Преподобный дал Дмитрию Донскому свой святой крест и послал с ним двух любимых учеников-монахов – Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахи, ничего и никого не боялись, кроме Бога, и были готовы отдать за русскую землю свою жизнь.

В день решающей битвы из монгольского войска против русских выехал огромный и страшный воин Челубей. Он потрясал огромным копьем и хохотал, уверенный в своей быстрой победе. Многих и многих он победил и лишил жизни. Челубей был настолько лютым, что его боялись даже свои. На бой с ним вышел монах Пересвет. Он помолился, и перекрестившись, храбро бросился навстречу врагу.

Соперники столкнулись прямо посередине поля. Удар копьями был такой силы, что щиты треснули, и они поразили друг друга насмерть. Огромный монгольский воин упал в траву, а русский витязь остался в седле. Верный конь принес его к русскому войску. Инок Пересвет погиб за свою Родину, и душу его ангелы взяли на Небо. Нет пред лицом Божиим выше подвига, чем того, где душу свою человек положит за други своя.

Увидев, как страшный монгол оказался поверженным, русские поняли, что Господь за нас и стали биться насмерть. Весь день до глубокой ночи продолжалась битва, и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. И вскоре вся наша страна была освобождена от захватчиков.

И уже ни у кого больше не было сомнений, как нам, русским, следует верить и кому поклоняться.

О конкурсе

ПРИЗ за лучший рассказ 1 место - 3000 рублей, 2 место - 2000 рублей.

Дорогие читатели, примите участие в конкурсе и поделитесь с нами своей историей помощи преподобного!!!

"Житие Сергия Радонежского" было написано в XV веке. Это произведение рассказывает о жизни человека, известного как Сергий Радонежский, причисленного впоследствии к лику святых.

Родился он на Тверской земле. Его отца звали Кириллом, а мать - Марией. Были они людьми благородными и благочестивыми. Когда мальчика крестили, ему дали имя Варфоломей. У Варфоломея было два брата, Стефан и Пётр.

В житии описывается множество чудес, связанных со святым. Самое первое чудо случилось ещё до его рождения: огда его мать Мария пришла в церковь, время богослужения неродившийся ребенок громко прокричал три раза. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы.

Варфоломею долго не давалась грамота. Однажды мальчик встретил старца, рассказал ему своих неудачах и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет хорошо знать грамоту. Так и случилось. Старец предсказал Кириллу и Марии, что их сын станет велик перед Богом и людьми.

С юных лет отрок мечтал посвятить себя Богу. Он не играл с другими детьми, постился, часто ходил в церковь и читал святые книги. Он просил родителей благословить его на монашество. Однако Кирилл и Мария попросили сына отложить исполнение своей мечты до их смерти. Варфоломей почитал родителей, поэтому послушался. Его брат Стефан тоже принял монашество и по просьбе Варфоломея пошёл с ним искать место для пустыни. Братья нашли место, построили хижину и срубили небольшую церковь, которую назвали во имя Святой Троицы.

Варфоломей позвал к себе в пустынь старца игумена Митрофана, который постриг Варфоломея в монашество и нарек Сергием. Сергию тогда было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыни, трудился и молился. Его пытались устрашить полчища бесов. К нему приходили животные.

Некоторые монахи селились вместе с ним. Каждый из монахов сам построил себе келью. После долгих уговоров братии и по велению епископа Сергий согласился стать игуменом и священником.

Сергий был очень скромным и много трудился. По его молитве возник источник с целебной водой. В обители происходило много чудес. Молитва Сергия исцеляла больных, и даже оживила уже умершего ребенка. Преподобный Сергий велел отцу молчать об этом чуде - о нем поведал ученик Сергия.

Великий князь Дмитрий приходил к Сергию за благословением перед битвой с Мамаем. Сергий, находясь в монастыре, предсказал победу Дмитрия, знал, как проходила битва и назвал по именам павших.

Преподобный предвидел свою кончину за шесть месяцев и поручил игуменство своему любимому ученику Никону.