Современная интерпретация георгианского стиля в интерьере. Георгианский стиль в архитектуре

Георгианский стиль - это направление архитектуры, зародившееся в XVII-м и широко распространившееся в XVIII-м веке в Великобритании и других англоязычных странах. Проекты домов в георгианском стиле разрабатываются с использованием приёмов традиционной английской архитектуры :

  • Симметричность;
  • Лаконичность отделки фасадов;
  • Применение кирпича и камня в качестве главных строительных материалов;
  • Скатная конструкция крыши с устройством фронтонов над входами;
  • Большие и богато оформленные окна и входная дверь.

Георгианский стиль используют не только в архитектуре, но и при оформлении интерьера. Во внутреннем оформлении он сочетает в себе несколько направлений: готику, рококо и даже черты французского и китайского стилей. Главные особенности - разделение площади стены на три части по высоте, каждая из которых оформляется по-своему. А также преобладание светло-зеленых, светло-коричневых, серых цветов отделочных материалов.

Примеры готовых проектов

Яркие особенности георгианского стиля демонстрирует проект №12-16 . Симметричность здания сочетается с выраженным акцентом на входную дверь и окна. Над входом сооружен отдельный навес, имитирующий фронтон. Применяется наружная отделка из лицевого кирпича и натуральная битумная черепица.

Характерные особенности стиля показывает и проект №57-89К . Два одинаковых симметрично расположенных элемента кровли над окнами мансарды напоминают фронтон. Большая площадь окон в сочетании с отделкой клинкерной плиткой под кирпич придают фасаду постройки традиционный британский облик.

Традиционные черты григорианского стиля проявляются и в проекте таунхауса №33-03 . К их числу относятся:

  • несколько симметричных элементов крыши, расположенных на каждом скате дома;
  • выполненные в виде фронтонов части мансардного этажа, расположенные над двумя отдельными входами в таунхаус ;
  • красивое оформление окон и входов в здание, к двери ведет многоуровневое крыльцо;
  • наружная отделка декоративным камнем.

Георгианский (григорианский) стиль в интерьере Ч.1

В Англии строить особняки и оформлять интерьеры в классическом стиле стали в Григорианскую(Георгианскую) (1714-1837) и Викторианскую (1937-1901) эпохи.
Ганноверскую династию в Англии представляли вседержители от Георга I до Георга IV, в честь которых георгианский стиль и получил свое название.
Длилась славная эпоха примерно с 1714 по 1830 гг. На протяжении всего этого времени георгианский стиль менялся, приобретал новые черты, обрастал оригинальными деталями. При этом незыблемыми остались лишь его основные принципы: стремление к гармонии, симметрии форм, созданию простых математических соотношений, пространств, наполненных светом и изящными предметами декора.
Элементы Григорианского стиля:
. большая входная группа
. классические архитектурные формы
. декоративная коллонада
. несложная скатная кровля
. фасад однотонный - под кирпич.
Григорианский стиль характерен для английской архитектуры 18 века (с 1714 года), где основным отличием является симметричность планировки относительно центральных линий
.
Характерным оформлением фасадов этого стиля является кирпичная кладка из однотонных или пестрых кирпичей темных бордовых оттенков. Орнамент выполнен из однотонных оштукатуренных элементов. Характеризуется массивной входной группой с колоннадой. Кровля часто четырех скатная, вальмовая. В качестве кровельного покрытия уместно смотрятся благородные серые оттенки, напоминающие натуральный сланец

Фитцхью дом , ок. 1758; роспись ок. 1770-80гг короля Георга, штат Виргиния, сосна, орех

Первая секция - цоколь (обшивка деревянными панелями ) - включала в себя плинтус, цокольную панель и рейку, которая располагалась примерно на высоте 75см. Вторая секция - собственно «поле» стены, то есть ее середина. Последнюю, третью, секцию составляли фриз и карниз. Сначала панели, скорее всего, делали из дуба и полировали обычным воском.

Фриз и камин демонстрирует классическое влияние георгианского стиля:


В XVII и XVIII столетиях Англия наряду с Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своём развитии остальные европейские державы, но и сама начала давать образцы для построек в других странах. Если XVII в. стал для английской архитектуры эпохой ученичества, то в XVIII столетии уже был создан самостоятельный и очень своеобразный архитектурный стиль. Иниго Джонс, крупнейший мастер того времени, привнёс дух классики: его работы выполнены под влиянием выдающегося итальянского зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио.
Примеры фасадов в этом стиле:

.
Куинз-хаус в Гринвиче, 1616-35

И королевский таунхаус вблизи станции Виктория ныне Eccleston Square Hotel. В конце XIX века здесь жили королева Виктория и адмирал флота лорд Маунтбаттен

После того, как дизайн-бюро Woods&Bagot поработало над интерьером здания, Eccleston Square Hotel претендует на титул самого высокотехнологичного отеля Европы

Английский дом строят по принципу — богато и сдержанно. Григорианский стиль интерьера — это «золотая середина» между вычурностью королевских опочивален и стандартными приёмами классического дизайна. Великобритания традиционно считалась страной туманов и дождей. Поэтому в интерьере здесь стали применять яркие насыщенные тона: красно-оранжевый, густо-зеленый, горчичный, кремовый. Доминируют и нежные, мягкие цвета -- кремовый, горчичный, рыжевато-коричневый, глубокий зеленый. Такой выбор делается не случайно -- даже в промозглый осенний день в комнате, выдержанной в мягких красновато-коричневых тонах и освещенной свечами, чувствуешь себя очень уютно. В эклектичной мебели григорианского периода видны следы готики, барокко, роккоко


Появление подъемных окон в конце 17-го века ознаменовало новую эпоху, в которую окна стали намного больше по размерам, т. к. подъемный механизм позволял довольно легко поднимать огромный вес всей конструкции. В грегорианский период с начала 18-го века и до начала 19-го подъемные окна утвердились в качестве самых распространённых оконных механизмов по всей Британии. Оконные заслонки, встроенные в раму над окном так же заняли прочное место в обустройстве фасада дома. Изначально окна встраивались в фасад дома, но новые веяния оказали революционный эффект на внешний вид зданий



С начала 1980-ых в моду снова вошли нео-георгианские здания, в которых подъемные окна были стандартом де-факто. Окна не обладали эстетической привлекательностью, но даже тот факт, что они так же накладывали определённые неудобства практического использования никак не повлиял на решение архитекторов и строителей пост-модерна. Так, подъемно-раздвижные окна довольно сильно подвержены «залипанию» и труднодоступны для мытья. Они дребезжат под воздействием сильных порывов ветра. С другой стороны, проникающие сквозь несовершенную конструкцию сквозняки с медицинской точки зрения благотворно влияют на здоровье британской нации, т.к. из-за постоянной циркуляции воздуха в комнате поддерживается свежая атмосфера


Более ранний Георгианский стиль окрашен в светлые тона -- белый и ближайшие его оттенки

Рисунок в оформлении стен, полов и потолков в те времена не использовался. Зато на фоне светлых однотонных стен резьба деревянных элементов -- плинтусов, бордюров и дверей -- читалась особенно четко. Выбор цвета, как правило, определялся стороной света, куда выходили окна комнаты. Если на север -- стены красили в теплые тона: бледно-розовые, золотистые и желтые, если на юг -- в лазурные или зеленоватые



Позднее, в эпоху правления королевы Виктории, спектр цветов, используемых при оформлении жилых комнат, значительно расширился. Доминирующими стали оттенки терракоты -- обожженной глины-- красные, коричневые, кирпичные цвета. С появлением обоев добавились и рисунки. В основном это были постоянно повторяющиеся растительные элементы, к примеру, геральдические лилии или густая изумрудная листва с золотым отливом
http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/36.127 .

Позже, когда началось использование более мягких пород дерева, панели окрашивали в довольно тусклые тона или разрисовывали под более дорогую древесину. Было модно развешивать на стенах гобелены и дорогие ткани. Стены часто закрывали тканью, но только не в столовых, где ткань могла впитывать запахи пищи. Такие материалы, как шелк или шерстяной дамаст, прикрепляли к стене над цоколем на деревянных рейках, а сверху крепилась позолоченная сетка. Дорогие обои (в том числе ворсовые и с восточным орнаментом) выпускались полотнищами. А не рулонами. Они ценились очень высоко, и чаще всего их крепили сначала на холст, а затем уже вешали на стену. Это позволяло хозяевам забирать обои с собой, если они продавали дом.

В это время придумывают встроенный шкаф — нишу с полками прикрывают дверью

ПРИМЕТЫ Georgian стиля:

· заметное влияние Древней Греции и Рима: наличие греко-римских колонн, пилястр, фризов

· величественность, сдержанность, пропорциональность исимметричность

· упорядоченность, добротность, подлинность и натуральность во всем

· много пространства, света · бледные цвета · изящный декор · имитация классических мотивов

2. Цвета: · пастельные: золотистые, охристые, голубоватые

3. Материалы - только ценные: · дерево (красное, черное, эбеновое и атласное дерево, палисандр)

· инкрустация латунью · бронза · слоновая кость

4. Текстиль (в тканях используется принцип сдержанности и натуральности):

· одинаковая ткань для занавесок и для кроватных драпировок · преимущественно пастельные цвета

· рисунок - мелкий и неброский · набивной ситец в цветочек · гобелены · богатые дамасские ткани

· парча золотых, голубых и красных цветов

5. Стены: · гладкие, светлые, однотонные бумажные обои бордюры, плинтуса, панели

6. Окна: · вытянутые в высоту балконы украшаются богатой лепниной с древнегреческими и римскими мотивами

7. Оформление окон:

· двухслойные шторы с ламбрекеном , где первый слой - прозрачная ткань, второй - более плотная однотонная · воздушные фестонные жалюзи, поднимающиеся под ламбрекеном при помощи шнуров

8. Орнаменты и узоры: · классические пальметты, антемионы, крылатые львы, орлы и гильоши · мотив классической лиры на перекладине спинки кресел и стульев турецкие, индийские, египетские мотивы и шинуазри

.ГЕОРГИАНСКАЯ ПАЛИТРА

Георгианская палитра включает в себя как достаточно бледные, так и насыщенные цвета, но и те, и другие выглядят очень элегантно. Палладианский стиль тяготел к использованию классических оттенков камня, мрамора и алебастра. Для более поздних работ Роберта Адама и ему подобных характерны более мягкие пастельные тона и сложные и утонченные цветовые сочетания. Или же однотонные поверхности с элементами, выделенными на их фоне оттенками белого либо нейтральными. С белыми, кстати, часто комбинировались синие и голубые тона - это сочетание почиталось как наиболее «классическое».

При выборе цвета стен большое значение имело то, как ориентировано помещение по сторонам света. Например, «Лавандовый серый» считался одним из самых подходящих для теплых комнат с окнами на юг, а такие цвета, как «Теплый камень», выбирались для более северных и прохладных помещений.

Что касается экстерьера, в фаворе были темно-коричневые, зеленые и серые тона: двери красились в темные оттенки, а все, что вокруг - в один из оттенков белого или под камень. «Невидимый зеленый» традиционно использовался для оград и перил - как внутренних, так и уличных: окрашенные поверхности и впрямь становились «невидимыми» на фоне окружающей растительности.

цветовая гамма

МЕБЕЛЬ Георга I и Георга II (1714-1760)

Дизайн Томаса Чиппендейла, Джорджа Хепплуайта и Томаса Шератона стал легендой, и их работы копируют до сих пор.

Изысканно украшенная мебель - Слегка изогнутые ручки - - Обивка тканью: Гобелен, Вельвет, Дерево- Резные спинки-Ножки -Искусно выгнутые, чаще всего, с резьбой: Шарообразные ножки, Ножки в виде приплюснутого шара.Ножки в форме лапы,Ножки квадратной формы, Простая закругленная резная ножка Формы сидений: квадратные, в виде подковы, закругленной или изогнутой спереди. Ручки в форме крыла летучей мыши

Орнаменты и украшения - Лист аканта, Восточные мотивы, Голова орла, Голова льва, Маски, Свитки

Обивка - Обиты практически все детали мебели, предназначенные для сидения, а также подлокотники и спинки.Дерево - Ясень, Черный орех, Вяз, Фруктовые деревья, Гикори, Красное дерево, Клен

Ниже пример дизайна московской квартиры в григорианском стиле: English Art выполненный rомпанией Ashley
.


Гостиная получилась очень нарядной и уютной. При ее обустройстве дизайнер сделал акцент на оформление пола и потолка. Высота комнаты достаточно большая, что позволило сделать гостиную на манер бального зала. Пространство расширилось еще и за счет того, что потолок сделали прозрачным, расположив на нем серию окон. Напольное покрытие в гостиной — декоративный ламинат, его рисунок перекликается с формой оконных проемов, уравновешивает насыщенные тона отделки стен и придает завершенности образу комнаты.



Четко прослеживается английский стиль и в оформлении спальни. Богатая викторианская лепнина на потолке, среди которой умело спрятана современная подсветка, сочетание золотого и темно-коричневого — хозяева пожелали, чтобы их спальня была максимально комфортной и по-английски сдержанной. Несколько оживляют классику красные нотки в цветовой гамме и использование орнамента при оформлении стен. Если яркие цвета в других комнатах лишь намекают на характерность дизайна, то кухню архитектор сделал недвусмысленно дерзкой. Красно-золотистая мебель смотрится очень презентабельно и красиво, особенно на фоне светлых стен и пола.



Это многоуровневая квартира, поэтому архитектор органично вписал в дизайн деревянную лестницу на второй этаж. Она расположена на территории гостиной и помимо функциональных задач, исполняет еще и роль декора помещения


В меньшей степени григорианский стиль прослеживается в оформлении ванной комнаты. Главной целью при обустройстве ванной было сделать максимально удобную комнату быта, оборудованную самой современной сантехникой. Даже цветовая гамма здесь несколько иная — выполнена комната в светло-голубых тонах. Как дань английской тематике — необычный многоярусный потолок. В целом дизайн квартиры получился очень гармоничным и своеобразным. English Art помог воплотить все пожелания заказчика и сделать из обычной российской квартиры настоящую лондонскую резиденцию..






.

Георгианская эпоха 18 века в Англии наложила, безусловно, свой отпечаток и на архитектуру.

Считается, что предпосылками возникновения этого довольно скромного по архитектурным меркам стиля, стала не очень удачная попытка внести в английскую архитектуру элементы стиля барокко, а также общая пресыщенность от пестрящих декором фасадов особняков. Кроме того, ХVIII ве - время промышленной активизации страны, когда потребовалось срочное строительство функциональных зданий, а времени на их украшение попросту не было. Городская архитектура в георгианском стиле создавалась быстро, а дома и по сей день надежно стоят.

Георгианский стиль в архитектуре отсылает нас к греческой и римской архитектурной традиции - так называемое "палладианство" ярко прослеживается в оформлении построек. Минимальный декор, четкие геометрические линии - классические черты материковой архитектуры сполна проявились в георгианском направлении.

К особенностям георгианского архитектурного стиля относятся следующие черты:

  • стремление к симметрии. Дома в георгианском стиле отличаются симметрией в целом и в частных элементах;
  • практически полное отсутствие декора , скромный декор. Как мы упоминали выше, особенности времени диктовали свои правила - украшения были не выгодны и функционально, и в плане эстетики;
  • все английские особняки в георгианском стиле строились исключительно из кирпича, следовательно, кирпичную кладку можно смело причислить к особенностям стиля;
  • входные двери и оконные проемы всегда окрашивались в яркие цвета. По сути они были акцентом всего дома, могли украшаться резьбой, полуколоннами, портиком;
  • ни в одном особняке георгианской эпохи вы не увидите плоской крыши - только скатные и часто с фронтонами;
  • главенство прямых углов, геометричность зданий.



Георгианский стиль идеален для тех, кому по душе удобство и размеренность, минимум декора и аккуратность форм. Классический, но статный, этот стиль привлекает внимание своей основательностью и скромной элегантностью.

Во время главенствования георгианского стиля сформировался так знакомый современному туристу облик Лондона - скромный и приятный глазу стиль английской короны ХVIII века. Градостроительные мероприятия, столь широко проводившиеся в конце 18 века, затронули не только Лондон. Строение в георгианском стиле появились в то время и в Дублине, Эдинбурге, а также в курортном городе Бат.

Дом-музей Пикфорда


Дом-музей Пикфорда считается классическим примером здания, построенного в георгианском стиле. Его основатель, Джозеф Пикфорд, возвел дом в 1760 году в английском городе Дерби. Изначально он жил здесь со своей семьей, а позже стал водить экскурсии для богатых людей и показывать свою архитектурную работу. Сейчас в здании расположен музей истории и костюма, куда открыт доступ организованным туристическим группам.



Георгианский стиль дал прочную базу для развития таких стилей архитектуры, как федеральный и федералистский стиль в Европе и Америке. Ему на смену пришел регентский стиль и эпоха Регентства.

Георгианская архитектура - широко распространённое в англоязычных странах обозначение архитектуры, характерной для Георгианской эпохи, которая охватывает практически весь XVIII век. Этот термин бытует как самое общее обозначение английской архитектуры XVIII века, подобно тому как всё многообразие эклектической архитектуры XIX века пытаются охватить термином «викторианская архитектура». Доминирующим направлением георгианской эпохи было палладианство. Этот термин соответствует классицизму в европейской материковой архитектуре и несёт на себе следы влияния греческой и римской архитектурно-культурной традиции. Рядовая застройка состояла из кирпичных домов с минимальным декором; предпочтение отдавалось чётким геометрическим линиям. Европейскому рококо в Англии соответствовало увлечение аристократов экзотическими формами архитектуры дальневосточной (шинуазри) либо средневековой (неоготика).

Георгианская эпоха вызывает наибольшее восхищение. Ощущение целостности исходит от всех проектов - от грандиозных особняков до скромных домов рядовой застройки. Изучая истоки модернизма XX века, часто предполагают, что отправной точкой является возвращение к единству стиля XVIII в. В начале XIX в. началась эра технического прогресса, которая разрушила традиции георгианской эпохи. Изобретение Аркрайтом прядильной машины в 1764 г. и парового двигателя Ваттом в 1769 г. привели к громадным переменам во всех аспектах жизни.

Городские особняки в георгианском стиле

В отличие от больших, поражающих своим великолепием загородных особняков, городские дома образовывали тщательно продуманные ансамбли, расположенные вокруг красивых площадей. Возведенный по проекту Иниго Джонса Ковент-Гарден стал прообразом подобных сооружений, когда на землях дворян строилось коммерческое жилье. Дома, проектировавшиеся по стандартным планам, предназначались для продажи (или аренды).

Менее состоятельные англичане вынуждены были довольствоваться старыми домами по соседству, построенными еще в эпоху Средневековья и постепенно превращавшимися в трущобы. В конце XVII и в XVIII в. коммерческое жилье начинает вытеснять трущобы, строятся новые дома для буржуазии. Выходящие фасадами на площади и большие улицы доходные дома имели четыре-пять этажей в высоту. В цокольных этажах располагались кухни, прачечные и различные службы. На первом этаже находились парадные комнаты и, иногда, столовая. Следующий этаж занимали самые большие парадные комнаты и бальные залы. На третьем этаже находились большие спальни; на четвертом этаже маленькие спальни для детей и гостей. Самый верхний этаж был отдан под комнаты для слуг, живущих в доме. Задние лестницы позволяли слугам передвигаться по дому, минуя парадные помещения.

На улочках поменьше возводились дома более скромных размеров для среднего класса. Маленькие домики в узеньких переулках предназначались для слуг, ремесленников и рабочих, тут же располагались конюшни, каретные дворы и помещения для слуг, обслуживающих дома на центральных улицах и площадях. В георгианскую эпоху все дома, от самых больших до самых маленьких, имели, как правило, простой фасад из красного кирпича с деревянными рамами окон и дверями. Отделка и стиль различались в зависимости от социального положения жильцов, но всегда были изящны. Георгианские дома по-прежнему остаются образцом для архитекторов.

Однако бытовые удобства оставались на примитивном уровне. Воду брали из колодца при помощи ручного насоса или собирали дождевую воду. Водой наполняли кувшины и тазы, стоявшие в спальнях или туалетных комнатах. Если нужна была горячая вода, ее подогревали на кухне. Ванна, имевшаяся только в больших домах, представляла собой небольшую емкость, которую слуги наполняли водой. По всей вероятности, ей пользовались крайне редко. Всего в нескольких домах в XVIII в. были ванны с проточной водой и ватер-клозеты, вода в которые подавалась из рек или источников. Дома обогревались каминами, которые топились дровами или углем. Пищу готовили на очаге, пока в конце XVIII в. не была изобретена кухонная плита. Дома по-прежнему освещались свечами. Масляные лампы, хотя и известные со времен Античности, в Англии вошли в обиход только в самом конце XVIII в.

Другие сооружения

В георгианскую эпоху появились также другие сооружения, имеющие различное назначение. Среди них клубы, где в комфортабельной обстановке джентльмены могли встретиться, побеседовать или даже вздремнуть. Магазины, как правило, находились на первом этаже дома, в котором жил их владелец. За огромными окнами и красивыми вывесками магазинов скрывались залы с полками, на которых выставлялись товары, предназначенные на продажу. Театр георгианской эпохи располагался в закрытом помещении с балконами для зрителей.

Мебель и элементы интерьера в георгианском стиле

В домах георгианской эпохи простые комнаты украшались декоративными каминами и мебелью, в зависимости от материальных возможностей жильца. На стенах висели картины и зеркала в элегантных рамах, окна украшали изящные драпировки. Увлечение Востоком сказывалось на дизайне интерьеров: столики и шкафчики из тикового дерева, привезенные из Китая, соседствовали с мебелью в стиле «шинуазри». Стены украшали бумажные обои из Китая с пейзажами. Очень популярен был китайский фарфор. Элегантные георгианские серебряные кубки, подсвечники и шкатулки украшали интерьеры, а для сервировки стола использовалось столовое серебро. Фаянс был не только привозным, английские мануфактуры выпускали фаянс и фарфор с рисунком и без него. Тонкий цвета сливок «фаянс королевы» (Queen"s Ware), названный в честь Шарлотты, супруги короля Георга III, впервые полученный на мануфактуре Джозайи Веджвуда (1730-1795), образец классической простоты и прочности, выпускается до сих пор и пользуется заслуженным уважением покупателей.

Английские часовщики невероятно гордились качеством своих изделий. Часы были снабжены подвесными грузами (гирями) и качающимся маятником. Часто часовой механизм заключался в деревянный корпус, который можно было поставить на высокую полку, при этом гири свободно свешивались вниз. В высоких напольных часах гири и маятник находились внутри корпуса. По внешнему виду они напоминали античные храмы с фронтонами и колоннами. Часы небольших размеров с пружинным механизмом выполнялись в стиле того интерьера, где они находились. Мебель раннего георгианского стиля (1714-1750) в отдельных деталях обнаруживает связь со стилем королевы Анны. Орех по-прежнему остается основным материалом, но с появлением в 1735 г. красного дерева, которое ввозилось сначала из Испании, а затем из Центральной Америки, производство переключилось на этот ценный материал. Распространение получают плавно изогнутые ножки («ball and claw feet»), завершающиеся орлиными когтями, сжимающими шар, резными львиными головами и другими причудливыми декоративными мотивами. Влияние французского рококо можно проследить в пышной отделке. Появляются новые виды мебели: канапе (небольшие диваны в форме соединенных вместе кресел) и кресла для чтения с подставкой для книги и подсвечником. Высокий комод, или комод с выдвижными ящиками, часто состоял из двух частей, что облегчало процесс его переноски с места на место.

Зрелый георгианский стиль (1750-1770) связан главным образом с творчеством знаменитого мебельщика Томаса Чиппендейла (1718-1779), оказавшего влияние на его формирование не только посредством своего мастерства, но и благодаря изданию альбома «The Gentleman and Cabinet Maker"s Directory выходившего в 1754, 1755 и 1762 гг. Эта книга способствовала тому, чтобы о творчестве выдающегося мастера узнали другие мебельщики Англии, а затем и Америки, которые использовали его опыт в своей работе. Чиппендейл заимствует некоторые элементы из китайского искусства. Мебель Чиппендейла отличается простотой, прочностью и практичностью, но при этом она не лишена пышности. Характерные черты кресел той эпохи - простые квадратные или плавно изогнутые ножки, расширяющиеся вверху и завершающиеся когтями, сжимающими шар, ажурные спинки в китайском или готическом стиле и резные подлокотники. Формы и декор диванов, книжных шкафов с стеклянными дверцами и массивных письменных столов имели тот же характер, что и мебель для сидения. Большие книжные шкафы или мебель из нескольких частей часто украшалась портиками. Разорванные фронтоны с вазой в центре, люстры, каминные решетки, фонари со свечами, корпусы часов и даже несколько кабинетных органов изображены на гравюрах. Чиппендейл также являлся поставщиком оконных драпировок, кроватей с балдахинами и зеркал в оправах. Более скромную мебель изготовляли другие мастера, упрощавшие стиль Чиппендейла.

Поздний георгианский стиль (1770-1810) включает творчество Чиппендейла, но главные его представители - два других знаменитых мебельщика: Джордж Хэплуайт (ум. 1786) и Томас Шератон (1751-1806). У каждого из них был свой собственный стиль, распространению которого способствовали альбомы с гравюрами. Альбом Хэплуайта «Руководство мебельщика и обивщика» (1788-1794) содержит иллюстрации с изображениями кресел с ажурными спинками овальной или щитообразной формы, а также книжных шкафов и обитой тканью мебели для сидения. Прямые квадратные ножки, сужающиеся книзу, обычно украшались желобками. Некоторые ножки - круглые с элементом в виде кольца и сужаются книзу. Миниатюрные столики, зеркала в раимах, тумбы для ваз, кровати, умывальники и прикроватные тумбочки также исполнялись в стиле Хэплуайта.

Для «Альбома мебельщика и обивщика» (1791-1794) Шератона характерен другой стиль с миниатюрными и предельно утонченными деталями. Кресла имеют квадратные сидения и прямые ножки, шкафы отделаны фанеровкой, некоторые их части изогнуты. Очертания предметов плавно изгибаются, например, письменные столы имеют овальную форму. Мебель часто украшалась инкрустациями из кусочков светлого и темного дерева, иногда с раскрашенными деталями, часто использовалось сатиновое дерево. Шератон создал множество сложных проектов мебели, таких как туалетные столики с выдвижными ящичками и поворачивающимися зеркалами, столы с поднимающимися ящиками и библиотечный стол. Ему приписывается изобретение двуспальной кровати. В альбоме представлены оконные драпировки, альковы и целые комнаты, декорированные в соответствии с предпочтениями автора. Письменный стол, обычно называемый стол «Карлтон-хаус», создан по проекту Шератона.

Роберт и Джеймс Адам

Великолепные творения братьев Адам созданы в позднем георгианском стиле. Проекты создавал Роберт Адам (1728-1792), а их реализацией занимался его брат Джеймс Адам. Братья были родом из Шотландии, они прославились в Лондоне благодаря способности воплощать в жизнь большие проекты. Они успешно справлялись со всеми этапами: проектированием, строительством, дизайном интерьеров. Каждому их творению присущ неповторимый, только им свойственный стиль, вызывающий всеобщее восхищение. Братья Адам творили в палладианском стиле с элементами рококо. Великолепные гравюры из книги "Архитектурные работы Роберта и Джеймса Адам" сделали их стиль популярным сначала в Англии, а затем и в Америке. Многие проекты братьев Адам были связаны с реконструкцией уже существующих зданий. Некоторые так никогда и не были осуществлены, другие касались только интерьеров.

Дом, получивший название Лутон-Ху, в Бедфоршире претерпел столько изменений, что стиль братьев Адам лучше всего изучать по гравюрам. План демонстрирует, какое значение братья Адам придавали практическим аспектам: в середине расположен коридор, который соединяет комнаты. К столовой примыкает буфетная, откуда лестницы ведут вниз, в кухню. В спальню графа можно попасть только из соседних комнат. Из спальни дверь ведет в библиотеку, где граф мог взять книгу, чтобы почитать перед сном. В противоположных концах коридора расположены служебные лестницы и уборные. Снаружи портик является основным элементом фасада. Стены по обе стороны от него скрывают световые колодцы, снабжающие светом и воздухом помещения в подвальном этаже.

В Сион-хаусе (1762-1769) в окрестностях Лондона великолепный вестибюль в серо-белой гамме с нишами ведет в квадратную приемную, где на ионических колоннах из зеленого мрамора стоят позолоченные статуи. Узор мраморного пола повторяет лепнина потолка. Приемная роскошно отделана. Двенадцать колонн зеленого мрамора, привезенных из Рима, служат постаментами для позолоченных статуй. Отделка стен и потолка выполнена Джозефом Роузом-младшим. Рисунок мраморного пола повторяет узор на потолке.

В расположенном поблизости Остерли-парке (1762-1769) одна из комнат названа этрусской, потому что в интерьере использованы цвета древнегреческих ваз, которые в те времена считались работами этрусков, великолепная библиотека оформлена в помпеянском стиле. Интерьер библиотеки отражает увлечение античными мотивами.

Библиотека в Кенвуд-хаусе (1767-1770), Лондон, вероятно, самое знаменитое творение Адама. В противоположных концах помещения сделаны полукруглые ниши с колоннами коринфского ордера. Сводчатый потолок и стены выкрашены в серо-зеленый цвет, а заимствованные из Помпей орнаменты выполнены в белом, розовом и золотом тонах.

Проекты лондонских особняков Адама, например дом, построенный для лорда Дерби на Гросвенор-Сквер, или дом номер 20 на Портман-Сквер (1770-е), спроектированы таким образом, что в ограниченное пространство вписан сложный план. Столовая из Лансдаун-хауса, ныне несуществующего, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Мраморные римские статуи помещаются в нишах с изящной лепниной в помпеянском стиле. Братья Адам являются авторами многих проектов, в том числе маленького лондонского кафе, театра на Друри-лейн в Лондоне, небольшой сельской церкви, университета в Эдинбурге, который можно назвать шедевром разумной и правильной планировки.

Замечание 1

Одним из основных стилей архитектуры XVIII века, занимающим ведущую позицию в англоязычных странах являлся георгианский стиль.

XVIII век в Англии ознаменовался промышленным прогрессом, крайне необходимо было скорейшее возведение функциональных сооружений. Украшать здания не было времени, да и не требовалось. Вследствие вышеперечисленного, а также после неудачной попытки введения в английскую архитектуру стиля барокко, славящимся своей пышностью и грандиозностью, и зародился георгианский стиль.

Рисунок 1. Пример дома георгианской эпохи. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основным направлением георгианского стиля было «палладинство» - следы влияния римских и греческих архитектурных традиций. Изначально идея принадлежит итальянскому архитектору Андреа Палладио (1508-1580), для которой характерны учет перспективы, симметрия, классические храмовые формы Древней Греции и Рима.

Характерные черты георгианского стиля:

  • симметрия. Присутствует как в отдельных элементах, так и в архитектурном ансамбле;
  • очень скромный декор, либо его полное отсутствие. Направление диктовали особенности того времени;
  • кирпичная кладка. Особенность, присущая всем английским особнякам;
  • акцент всего строения - яркая цветовая гамма оконных и дверных проемов, а также украшение резьбой или портиками;
  • скатные крыши, присутствие фронтонов;
  • прямые углы, строгая геометрия здания.

Городские особняки в георгианском стиле

Георгианская эпоха достойна особого восхищения. Рядовые скромные дома и огромные особняки – все обладает ощущением целостности. Тщательно продуманные ансамбли городских домов, располагались вокруг площадей. Сооружения архитектора Иниго Джонса стали первыми проектами коммерческого жилья, которое в последующем продавалось или сдавалось в аренду. Так называемые доходные дома возводились в четыре-пять этажей, с фасадами, выходящими на большие улицы или на площади.

На цокольном этаже обычно располагались прачечные и кухни. Первый этаж был отдан под столовую и парадные комнаты. На втором этаже в бальных залах проводили приемы, третий этаж предназначался для больших спален, детские же спальни находились на четвертом этаже. Пятый этаж был отдан под комнаты слугам, живущих в доме. Одна из черт доходных домов – присутствие задних лестниц, позволяющие слугам перемещаться по всем этажам минуя парадные помещения.

На улицах поменьше возводились дома для среднего класса. Совсем маленькие домики, расположенные в узеньких улочках предназначались для ремесленников, слуг и разнорабочих. Так же там находились конюшни и каретные дворы.

Замечание 2

Всем домам, построенным в георгианском стиле, была присуща изящность, отличались они лишь отделкой и стилем, которые зависели от социального статуса жильцов. Данный архитектурный стиль и в настоящее время является образцовым.

Иные сооружения георгианской эпохи

Именно в данную эпоху появились клубы для джентльменов, где последние могли встречаться в непринужденной обстановке для бесед и просто отдыха. Кроме того, на первых этажах домов, которые принадлежали определенному владельцу, могли располагаться магазины: залы с полками и продаваемым товаром закрывали огромные окна с красивыми вывесками. Хозяин дома жил в том же доме, над магазином.

Театр был представлен в виде закрытого помещения, в котором были построены балконы для зрителей.

Представители георгианства:

  • Иниго Джонс,
  • Колин Кэмпбелл,
  • Ричард Бейль,
  • лорд Бёрлингтон,
  • Уильям Кент,
  • Томас Арчер,
  • Джакомо Леони,
  • Джон Соун,
  • Джон Нэш,
  • Джон Вуд Старший,
  • Уильям Уильямс,
  • Роберт Смайрк,
  • Роберт и Джеймс Адам.

Лорд Бёрлингтон , он же Ричард Бойль, 3-й граф Бёрлингтон, 4-й граф Корк («граф-архитектор») (1694-1753) – английский аристократ и меценат, яркий последователь и представитель палладианства. Его вилла в Чизике и Египетский зал для ассамблей в Йорке – первые палладинские здания, которые были сооружены по проектам графа. В лондонском особняке «графа-архитектора» Бёрлингтон-хаус на Пикадилли впоследствии расположились резиденции научных обществ Великобритании, Королевская академия художеств. Творчество графа Бёрлингтона легло в основу формирования архитектуры классицизма.

Рисунок 2. Загородный дом в георгианском стиле. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Уильям Кент (1684-1748) – английский садовод и архитектор, тесно сотрудничавший с английским ландшафтным архитектором Ланселотом Брауном и графом Бёрлингтоном. В своем творчестве занимался планировкой садов, зданий, мебели. В конце творческого пути и жизни перестроил одну из улиц в центральной части Лондона – Уайтхолл. Стремился объединить воедино отдельные формы, художественные стили и природные ландшафты.

Джон Соун (1753 -1837) – представитель классицизма, английский архитектор. Чистота линий, простота форм, пропорции, детализация, грамотность в использовании света – отличительные особенности творчества. Самая известная работа – здание банка Англии в Сити. Став известным архитектором, благодаря реконструкции банка, Соун проектировал и перестраивал загородные дома для поместного дворянства. Реставрировал Оксфорд и Кембридж, занимался возведением картинной галереи в Дулвиче.

Роберт и Джеймс Адам (1728-1792) – тандем умов двух братьев, где Роберт создавал проекты, а Адам с успехом их реализовывал. Проектирование, дизайн интерьеров, строительство – все этапы проходились успешно. Каждое творение выполнено в неповторимом, свойственном для их стиле. Элементы рококо в паладинском стиле прославили братьев не только в Англии, но и в Америке. Очень много проектов было посвящено реконструкции существующих зданий, но так и остались на бумаге.

Некоторые проекты особняков Лондона, например дом лорда Дерби, расположенный на Гросвенор-Сквер, а также дом на Портман-Сквер задуманы таким образом, что сложная планировка размещалась в малом пространстве. Для современников братья считались мастерами, умело воплотившими их представления об одновременном сочетании функциональности и комфорта, что являлось отличительной чертой английской архитектуры того времени.

Замечание 3

Георгианский стиль стал прочной основой для федерального и федералистского архитектурных стилей Америки и Европы, на смену которому пришла эпоха Регенства и регентский стиль.