Обучение детей с глубокой умственной отсталостью чтению. Умственная отсталость (олигофрения). Лечение, коррекция и обучение детей. Реабилитация и прогнозы. Стойкие интересы и обходные пути

Увеличивающееся количество тяжело умственно отсталых детей, развитие которых зачастую осложнено еще и сопутствующими нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной педагогики. Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми указанной категории, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с тяжело умственно отсталыми детьми. Между тем, социальный заказ родителей, обучающих детей в коррекционных образовательных учреждениях, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), овладение навыками письма, чтения, счета.

Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных оказываются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Е.М. Бомбардирова, Е.Т. Лильин, О.И.Маслова, К.А.Семенова)

У всех детей, с которыми мне пришлось работать, (всего 6 чел.) по результатам медико-логопедического обследования на фоне тяжелой умственной отсталости выявлена средняя степень неврологической патологии. Это – синдром двигательных расстройств (6 чел.), эписиндром (4 чел.), ДЦП (1 чел.), церебрастенический синдром (6 чел.), речедвигательные расстройства (дизартрия) – 5 чел. Таким образом, все тяжело умственно отсталые дети (6 чел) имеют сложную структуру дефекта.

На первом месте по распространенности в ряду тяжелой речевой патологии у детей стоит дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Это происходит в результате органического поражения ЦНС, при котором нарушается двигательный механизм речи. При данной речевой патологии наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи и просодики, отмечаются нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, со стойким характером нарушений звукопроизношения (нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков). Ограничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации – усиленного слюнотечения.

У детей моей группы по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении.

Учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории тяжело умственно отсталых детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения, поскольку устраняются только “внешние” проявления речевого дефекта (произношение отдельных звуков), но не преодолеваются аграмматизм, недоразвитие связной речи, способность к фонетико-фонематическому анализу слов. Нужны другие подходы к организации логопедической работы. Меня заинтересовала публикация Н.Б.Лаврентьевой “Обучение чтению детей с аутизмом: создание “личного букваря” (журнал “Дефектология” № 6, 2008 год). Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ . Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Достоинства этой методики очевидны: – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

Процесс оказания логопедической помощи начался с тематического планирования, в котором использовался речевой материал, наиболее знакомый ребенку по темам: “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда”. Предполагалось, что в каждой теме будет использовано до 10 слов (см. фрагмент тематического планирования по темам: “семья, овощи”, Таблица № 1), с оформлением “Личного букваря” ребенка (картинка и печатное слово к ней). Параллельно с глобальным чтением слов дети учились произносить звуки {А, О, У, М, С, Х, Ш}, узнавать и печатать буквы А, О, У, М, С, Х, Ш. Графическое изображение каждого изученного звука (буквы) помещалось в кармашки разрезной азбуки. Узнавание, складывание, называние слогов и слов с изученными буквами позволило детям приблизиться к начальному навыку звукобуквенного анализа. Структура занятий выстраивалась с учетом соблюдения охранительного педагогического режима, повышения учебной мотивации, соблюдения динамических пауз, выбора наглядно-дидактического материала. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. В предлагаемой системе занятий реализовался основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Все занятия дублировались родителями в семейной обстановке. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям:
– развитие сенсорных и моторных функций;
– формирования кинестетической основы артикуляторных движений;
– развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
– развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве.

Соблюдение принципа “от простого – к сложному”, использование системы поощрений, создание ситуации успеха, дозировка речевого материала, работа с детьми в группе и индивидуально позволило увеличить объем изучаемого материала. Так дети запомнили и читали имена сверстников группы, имя и отчество педагога, названия некоторых предметов мебели.

Итоговый мониторинг по формированию навыка чтения глобальным методом показал положительную динамику: за период обучения с сентября по май 2009–2010 года дети запомнили и читали по карточкам от 13 до 78 слов из изученных 6 тем “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда, имена” (см. Таблица №2). В целом по группе процент усвоения материала составил 61,4%. Логопедическое обследование состояния речи по итогам работы с детьми показало расширение объема не только пассивного, но и активного словаря, освоение начального навыка звукового анализа слога, чистое изолированное произношение звуков {А, О, У, М, С, Х, Ш}, безошибочное нахождение и называние букв А, О, У, М, С, Х, Ш. Обучение чтению глобальным методом позволило детям в первый год работы запомнить и безошибочно называть дополнительно еще буквы: П, Р, Т.

В 2010–2011 учебном году логопедическая работа с детьми по исправлению недостатков речи с использованием метода глобального чтения продолжилась. В период с сентября по март месяц 2010–2011 года осуществлялась работа по закреплению навыка составления слов с изученными буквами с помощью разрезной азбуки. Продолжалась работа по изучению новых букв: Ы, Л, Н, К, И, З, Г, В и глобальному чтению слов по темам: “Квартира” (окно, дверь, лампа, стена, пол, потолок, звонок, зеркало, дом, квартира, комната, кухня, прихожая), “Продукты” (сыр, хлеб, колбаса, молоко, масло, мясо, конфета, вода, сок, суп, сушка, компот, кефир, творог, сметана, соль, сахар, отработки понятия “Молочные продукты”, “Мясные продукты”, “Напитки”). Для расширения объема речевых высказываний и формирования дальнейшего навыка чтения слов глобальным методом введены глаголы (копает, читает, собирает, накрывает, рисует, играет, украшает, катается, лепит, пьет, варит, наливает, ест, накрывает) и предлоги (в, на, у). Это позволяет детям уже прочитать глобальным методом простую фразу типа: Рома пьет сок. Бабушка собирает овощи.

В ходе обучения тяжело умственно отсталых детей чтению глобальным методом на каждом занятии в игровой форме проводилась артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика.

Результаты проведенного промежуточного мониторинга динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой психофизического и речевого развития показывают бесспорную эффективность логопедической помощи детям на основе обучения чтению глобальным методом (см. Таблица № 3).

Фрагмент тематического планирования логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у детей с использованием метода глобального чтения слов

Таблица № 1.

Время проведения Тема Словарь Предметно-практическая деятельность Лексическая тема
Сентябрь “Семья”

Звук и буква А(а)

Я (Сережа, Рома…), мама, папа, брат, сестра, бабушка, сын, дочь, дедушка, внучка, внук, семья , воспитатель, няня, врач, повар.

Произношение звука “А” в слогах (прямых и обратных), повтор простых предложений по теме совместно с логопедом.

Альбом с фотографиями детей, картинки членов семьи.
Сказка “Репка”, “Три медведя”.
Карточки с названием членов семьи.
Составление рассказа о семье с опорой на предметные и сюжетные картинки.
Оформление “личного букваря”.
Нахождение буквы А в словах.
Обобщающее слово – “семья”.
Глобальное чтение слов по теме: “Семья”.
Артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика
“Осень”.

Признаки осени в рисунках.
Лепка.
Экскурсии.

Работа по уточнению и обогащению словаря с использованием предметных и сюжетных картинок.

Пазлы, разрезные картинки.

Октябрь “Овощи”.

Звук и буква О(о).

Помидор, огурец, свекла, морковь, лук, чеснок, капуста, кабачок, картофель, салат, редис, сок.

Обобщающее слово – “овощи” .

Произношение звука “О” в прямых и обратных слогах, в начале слова. Артикуляционные упражнения.

Оформление “Личного букваря” ребенка по теме: “Овощи”.
Чтение слов по табличкам с названием овощей.
Нахождение буквы О в словах.
Раскрашивание букв А.О.

Исследование овощей на запах, вкус, цвет, форму.

“Осень”.
Признаки осени.
Составление рисуночного рассказа о признаках осени.
Экскурсия в парк, сбор листьев.
Игры-лото “Овощи”.
Лепка букв А,О из пластилина.
Прослушивание стихов.
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок “Репка”, “Три медведя”.

Мониторинг сформированности у детей навыка чтения глобальным методом за первый год обучения (май 2010 год)

Таблица № 2.

Название темы Итого
п/п семья овощи одежда игрушки посуда имена Кол-во слов % усвоения
Кол-во слов в теме 11 14 20 16 9 8 78 100%
Фамилия, имя ребенка
1 Женя К. 8 13 19 16 9 8 73 93,5
2 Рома З. 7 11 18 15 8 8 67 85,8
3 Наташа В. 8 8 13 10 7 8 54 69,2
4 Сережа П. 1 3 1 3 3 2 13 16,6
5 Кристина П. 11 14 20 16 9 8 78 100
6 Егор Д. 1 2 3 4 2 1 13 16,6

Мониторинг динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта при использовании метода глобального чтения слов

(Март 2011 год.)

Таблица № 3.

№ п/п 1 2 3 4 5
Фамилия, имя Наташа В. Рома З. Женя К. Кристина П. Сережа П.
Знает изученные буквы (17) 14 17 14 17 8
Печатает изученные буквы 10 17 10 14 6
Составляет из разрезной азбуки и читает слоги + + + + С помощью
Составляет из карточек предложения + + + + С помощью
Читает слова на карточках + + + + С помощью
Печатает по образцу слоги и слова С помощью С помощью С помощью С помощью С помощью
Сливает звуки в слоги С помощью С помощью С помощью С помощью
Строит фразы по вопросу или картинке + + + + +
Понимает смысл сюжета + + + + частично
Использует изученные слова в самостоятельной речи + частично + + частично
Оценка динамики речевого развития ребенка родителями Положительная Положительная Положительная Положительная Не удовлетворены
результатом

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “ Автоматизация звука {С}”.

Цель занятия:

  • Образовательная. Обогащать словарный запас детей; закреплять навык глобального чтения слов

Елена Разина
Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана

«Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана »

(методика глобального чтения )

Педагогика не стоит на месте, и помимо традиционных появились и инновационные методики обучения детей чтению . В моем классе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости . Все ученики, кроме одного мальчика, научились читать, а он никак не понимал : как из букв получаются слова, и я перед собой поставила цель – научить мальчика читать с помощью метода Гленна Домана (методика глобального чтения ) .

Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

Обучение делилось на этапы :

I. Чтение отдельных слов

Сначала я использовала 10 слов. Карточки предъявляла мальчику одну за другой очень быстро.

Сначала для показа ребенку взяла карточку со словом "МАМА" и отчётливо произносила фразу : «Это означает «МАМА» . В том же темпе проделала процедуру с карточкой "ПАПА" и ещё тремя короткими словами (из 3-4 букв) из этой же группы.

За 1-й день обучения повторила мальчику показ карточек Домана ещё 3 раза (промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса) . Общее количество времени, затраченное на обучение , не должно превышать трёх минут.

В течение 2-го дня мы повторили основное задание 3 раза, и также 3 раза я продемонстрировала комплект карточек Домана из нового набора . В общей сложности, 2-й день состоял из шести занятий.

На 3-й день я добавила 3-й набор из 5-ти новых слов. В этот раз использовала 3 набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов продемонстрировала по 3 раза. Общее количество занятий возросло до 9, растянутых на весь день, но каждое из них заняло не больше 5 минут.

Первые 15 слов должны быть самыми близкими и приятными для ребенка. Слова могут включать в себя имена членов семьи и родственников, клички домашних животных , названия любимых продуктов. Результатом этого этапа является то, что ребенок должен научиться читать слова.

Выучив 15 слов, мы приступили к следующей группе, обозначающей части тела. Этот набор может состоять из 25 слов, разделённых на 5 наборов

Каждый раз нужно добавлять новые слова и убирать старые. Для этого я удаляла по одному слову из каждого набора, уже освоенного в течение 5 дней и заменяла это слово новым. Необходимо поступать так с каждым набором слов.

Потом точно так же стали изучать глаголы.

Так мы учили по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно мальчик знакомился с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов я удаляла.

В среднем ребенок должен запомнить 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

II. Словосочетания

2-й этап в освоении чтения по методу Гленна Домана является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Сначала проанализировала словарный запас ребёнка и подумала о том, какие комбинации можно составить из выученных слов.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Мальчик научился различать и называть основные цвета быстро и легко , и я предложила ему простые словосочетания : «чёрные волосы» , «жёлтый банан» .

Через какое-то время познакомила его с антонимами : «чистый-грязный» , «правый-левый» .

Потом дополнила показ слов яркими иллюстрациями, которые находятся на обратной стороне слов. "Большой" и "маленький" - это очень простые понятия для ребенка с умственной отсталостью , т. к. они тесно связаны с повседневной жизнью : «большая ложка» , «маленькая ложка» .

II. Простые предложения (из 2-х слов)

На 3-м этапе нам предстояло составить простые предложения на основе словосочетаний. К этому моменту ребенок должен уже знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалять по 2 старых предложения и заменять их 2 новых. Мальчик усвоил их быстро, и мы перешли к новым предложениям.

III. Распространённые предложения (из 3-х и более слов)

К 4-му этапу ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понять распространенные предложения.

На этом этапе изготовила карточки с предлогами и наречиями (их не должно быть очень много) и продолжала показывать мальчику новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. Ребенок сам стал произносить разные слова вслух и читать вслух целые предложения.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают - это первый и основной шаг на пути обучения глобальному чтению .

В этом разделе Гленн Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение «кот спит» можно дополнить : «кот крепко спит» .

На 5 -м этапе нам предстояло научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим большое количество слов на каждой странице.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы будете учить ребенка читать, т. к. в глобальном чтении смысл имеет

первичное значение, т. е. нужно понять, о чем написано в книге. Она должна

Состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;

В ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;

Высота печатного шрифта - не менее 1 см;

Текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.

Также с ребенком можно будет создать свою книжку, например, по сказкам : «Репка» , «Курочка Ряба» , «Колобок» , «Теремок» . Затем по сказкам «Три медведя» , «Маша и медведь» , Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» , «Заюшкина избушка» . Потом тематические книжки на любые темы, например : «Времена года» , «Транспорт» , «Одежда» . Большую радость принесет ребенку создание «личной книжки» «Моя семья» .

Преимуществом глобального чтения является одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения) зрительно и на слух.

Методика была разработана врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности . Она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний.

Обучение чтению по методу Домана для умственно отсталого ребенка оказалось самым простым.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей , но и у детей с нормой , чтобы устранить трудности при чтении .

Публикации по теме:

Песочная терапия как средство регулирования эмоционального состояния детей с легкой умственной отсталостью Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современном российском обществе постоянно увеличивается количество детей отличающихся.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Конспект открытого воспитательного занятия «Книга наш друг - береги ее» для детей с легкой степенью УО в 3 классе КНИГА НАШ ДРУГ – БЕРЕГИ ЕЕ конспект открытого воспитательного занятия для детей с легкой степенью УО, 3 «а» класс воспитатель Кривченко.

Обучение детей чтению - одна из форм предоставления дополнительной образовательной уcлуги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» с. Татаново Тамбовского района Тамбовской области.

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Современных родителей начинает волновать вопрос: как научить ребенка читать, когда малыш минует рубеж возраста одного, двух, трех и так далее лет (зависит от усердия родителей). Существует несколько разработанных методик. Их эффективность доказана многочисленными примерами. Самыми действенными считаются три способа:

  • кубики Зайцева (по его авторской методике),
  • карточки Домана (по его авторской методике),
  • традиционный "Букварь".

Каждый из этих способов имеет свои положительные и отрицательные моменты. Родители должны определиться, какая методика больше подойдет их малышу. Разберем каждый способ отдельно.

Учим читать по кубикам Зайцева

Эта замечательная методика объединяет в себе сразу два занятия: игру и обучение. Поэтому по ней учить чтению можно с двухлетнего возраста. Даже если перед вами еще стоит задача выучить свою кроху говорить правильно, можно уже ставить другую: как научить читать. В этом возрасте азбука или букварь не привлекут внимание ребенка надолго. Два или три года - это возраст, когда хочется все трогать, передвигать, бросать, складывать, то есть изучать руками, движениями. Кубики с различными изображениями и издаваемыми звуками будут для него очень заманчивым занятием.

Зайцев, разрабатывая свою систему, пытался понять, как же ненавязчиво учить малыша читать. Для этого нужно просто понаблюдать за его поведением. Ребенок не может долго сидеть на одном месте, ему будет скучно, он устанет. Поэтому Зайцев придумал, как заниматься с интересом - через игру в стучащие и звенящие кубики!

По методике Зайцева можно научить читать малыша раньше, чем он начнет более или менее правильно говорить. Главное - ребенок должен уметь произносить звуки. Основу составления слов из "складов" и чтения таким способом заложил еще Лев Толстой. Он использовал букварь Кузьмичева. Великий классик сам учился чтению, используя склады. Зайцев объединил систему Толстого по обучению чтению детей с элементами игры. С кубиками использовать склады стало удобнее и проще.

Этот способ уникален тем, что дает возможность освоить чтение на русском языке даже детям иностранных государств, которые никогда не разговаривали по-русски. Причем эту науку они осваивали за рекордно короткий срок. Их родители, не зная ни одной буквы русского языка, уже через 30 минут занятий овладевали азами беглого чтения.

  • Положительные стороны:
    • Дети очень быстро осваивают чтение. На это потребуется: ребятишкам до трех лет - 8-9 месяцев, до четырех лет - 16 уроков, до пяти лет - 10 уроков, до шести лет - 6 уроков; взрослым иностранцам - до 40 минут.
    • Метод обучения чтению по кубикам Зайцева поможет найти общее увлекательное занятие взрослым и детям, сблизит их, поможет лучше понимать друг друга.
    • Этим способом можно учиться как индивидуально, так и группой. Можно использовать в детских садах и других дошкольных учреждениях.
    • В случае отъезда или болезни в занятиях можно сделать перерыв. Это не скажется негативно на пройденном материале.
    • Методикой могут воспользоваться, показав прекрасные результаты, "особые" дети с диагнозами ОНР, ЗПР, ММД, аутизм, алалия. Способ подойдет для ребят, которые имеют проблемы со слухом и зрением.
  • Отрицательные стороны:
    • Набор кубиков с таблицами стоит довольно дорого.
    • Метод предполагает использование таблиц и схем большого формата. Их развешивают на стене выше роста ребенка.
    • Не рекомендуется допускать перерывы в занятиях с ребенком.

У методики Зайцева есть свои противники. Это консерваторы, предпочитающие использовать традиционные методы в решении вопроса обучения детей чтению. Однако большой разницы между слогами и складами нет, поэтому проблемы в школе не возникнут. К сожалению, сберегающий здоровье детей метод Зайцева - как научить читать малыша, используется не повсеместно. Его, в большинстве случаев, применяют отдельные негосударственные организации. Но в Белоруссии эту систему планируют рекомендовать государственной системе образования.

Учим читать по карточкам Домана

Глен Доман был американским врачом. Он специализировался на лечении умственно отсталых детишек. Он не исследовал аспект, как научить читать ребенка. Его задачей было разбудить умственные способности в своих маленьких пациентах.

Естественно, что в оздоровительные программы входила задача обучения чтению. Но как научить читать по обычному букварю умственно отсталого ребенка? Даже здоровым деткам долго приходится объяснять принцип сложения букв в слоги, а слогов в слова. Со своими юными пациентами у доктора тем более ничего не получалось.

Тогда, в 40-е годы прошлого века, как и сейчас, повсеместно применялся метод обучения детей с помощью карточек. Доман применил следующий метод. Элементарные слова, написанные большими красными буквами, четко и громко повторялись много раз, пока ребенок не выучит их наизусть. Занятие продолжалось не более 10 секунд. В день подобные уроки нужно было провести 20-30 раз.

Результат был ошеломительный. Дети запоминали письменные обозначения букв и слов. Проблема, как научить читать таких детей, больше не стояла. Они научились, таким образом, скоростному чтению, причем это активизировало работу мозга, и лечение начало продвигаться успешнее. Тогда доктор таким же образом решил попробовать решить задачу обучения чтению здоровых детей. Этот способ срабатывал даже с грудными детьми!

  • Положительные стороны:
    • Все дети без исключения осваивают эту науку.
    • Кратковременные упражнения не утомляют.
    • Можно заниматься только индивидуально, налаживая тесный контакт с малышом.
    • Умственно отсталые дети быстро осваивают навыки чтения.
  • Отрицательные стороны:
    • Наборы карточек стоят дорого.
    • Ребенку нельзя отвлекаться во время урока.
    • Последовательность занятий нужно соблюдать неукоснительно.
    • Перерывы на несколько дней делать не рекомендуется, это может отразиться на полученных результатах.

Некоторое время назад на телевидении транслировалась передача на тему, как научить читать детей разного возраста. Рассматривались различные способы. В одной из передач выступал директор компании "Умница" Андрей Маниченко. Он является ярым приверженцем методики Домана. Его оппонент, Марьяна Безруких, профессор, академик, директор Института возрастной физиологии - убежденная его противница.

Спор разгорелся жаркий. В качестве доводов против этой методики приводился аргумент ее "срока давности". В те времена человеческий мозг был почти не изучен. Даже в наши дни в исследованиях мозга еще очень много белых пятен. Исследования влияния на человека методики Домана не проводились, поэтому утверждать что-то определенное по этому вопросу трудно.

Традиционный способ: «Букварь»

Как научить читать ребенка, советские люди знали точно. Все дети это делали по "Букварю" и "Азбуке". Некоторое время после перестройки не предлагалось никаких альтернативных методов. Большинство родителей сами постигали это умение по традиционным советским образовательным программам.

Это только нам, взрослым, представляется, что все так легко и просто. Такой метод обучения довольно сложен для ребенка. Буквы родного языка, которые пишутся совсем не так, как слышатся, вносят сумятицу в юную голову. Алфавит кажется им инопланетными надписями или китайскими иероглифами, в которых разобраться совершенно невозможно.

Николай Зайцев предлагает взрослым попробовать поставить себя на место малыша: маленькие черные буковки все на одно лицо, как букашки и козявки; там есть какие-то гласные, согласные, мягкие, твердые. Разве тут можно понять "что и почему"? Так малыш просто может испугаться всей этой абракадабры, и родителям потом долго придется придумывать, как научить читать своего наследника.

Даже Олеся Жукова, которая всю жизнь пишет "Буквари" для детей, говорит, что обучение чтению основывается на буквенно-звуковом сравнении слов, умении находить связь между звуками и буквами. Такой анализ не под силу маленьким детям. Этого можно добиться только в более осознанном возрасте.

  • Положительные стороны:
    • Как малыша учить читать по "Букварю", понятно всем без исключения. Особого изучения и подготовки родителей он не требует.
    • Так обучают детей уже много десятилетий. Метод является признанным государственными органами образования.
    • Можно сделать перерыв при необходимости. На полученные знания это сильно не повлияет.
  • Отрицательные стороны:
    • Способ не подходит для детей младшего возраста.
    • Этим методом невозможно обучить чтению умственно отсталых детишек.
    • Занятия скучные и утомительные, как морально, так и физически.

Как же эффективнее учить малыша?

Мы разобрали плюсы и минусы трех самых популярных систем, отвечающих задаче, как научить читать ребенка. Какую из них выбрать, нужно решить самим родителям. Это должно исходить из собственных возможностей, возраста и способностей малыша. Родители должны с удовольствием и интересом проводить обучение, иначе для ребенка эти занятия тоже не будут интересны. Он начнет воспринимать их как повинность, что однозначно отразится на его дальнейшем стремлении учиться. Мы желаем вам удачи и терпения!

Алексей Буров, генеральный директор ООО "Раннее развитие"

Давайте вкратце рассмотрим преимущества и недостатки систем обучения чтению по кубикам со складами (по методике Зайцева), по карточкам (по методике Глена Домана) и по традиционному букварю.

Как научить ребенка читать по системе Николая Зайцева

Кубики Зайцева - уникальное пособие для обучения чтению с двух лет. Вы задумывались над тем, почему дети скучают над азбукой и букварем? А почему они с таким интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева? Секрет прост - на занятиях малыши бегают, шумят, переносят кубики, тянутся на цыпочках к таблицам!

Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по методике Зайцева ребенок сидеть на одном месте просто не сможет (и не должен).

Вопреки распространенному мнению, основы такой системы обучения чтению заложил не Зайцев, а Лев Толстой. А если быть еще более точным, то Лев Толстой обучался сам и впоследствии использовал в работе букварь Федота Кузьмичева, вышедший еще в начале XIX века. Несомненная заслуга Николая Зайцева в том, что идею обучения чтению "по складам" он систематизировал и воплотил в виде кубиков, что сделало методику обучения чтению еще более простой в освоении.

Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по кубикам Зайцева - от 2,5 лет. Максимальный возраст не ограничен. А взрослые иностранцы, не знавшие ни одной русской бувы, показывают феноменальные результаты - через 30 минут они уже легко читают по-русски!

Преимущества обучения чтению по системе Зайцева:

  1. Быстрый результат (время, в течение которого ребенок научится читать, зависит от возраста (2-3 года: 6-9 месяцев, 4 года: 16 занятий, 5 лет: 5-10 занятий, 6 лет: 4-6 занятий, взрослые иностранцы: 30-40 минут).
  2. Веселые, подвижные и увлекательные занятия с ребенком.
  3. Возможность прерывать обучение на некоторое время (например, на время болезни).
  4. Очень хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.

Недостатки системы Зайцева:

Против методики Зайцева выступают некоторые "традиционные" педагоги. Они утверждают, что при обучении в начальной школе у некоторых детей возникают сложности при переходе от зайцевской системы чтения по складам к школьной системе чтения по слогам. Впрочем, отличия между складом и слогом минимальны.

Я уже давно знаю педагога Николая Зайцева. Это очень интересный, образованный, увлеченный человек. К сожалению, в России его методика остается востребованной лишь энтузиастами и негосударственными клубами для родителей с детьми. А вот в Республике Беларусь к Зайцеву проявляет интерес государственная образовательная система. Несколько лет назад мы провели семинар для всех желающих и во время него сняли фильм про Зайцева и его систему обучения чтению.

Как научить ребенка читать по системе Глена Домана

В 40-х годах XX века американский врач Глен Доман начал заниматься лечением детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Однако, перед Гленом Доманом стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Тем не менее, научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова (впрочем, даже здоровые дети этого не понимают до определенного времени).

Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Результат превзошел все ожидания! Глен Доман отмечал, что они не только продвинулись в обучении, а они научились читать! Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое.

Затем эту систему обучения чтению Глен Доман применил в работе со здоровыми детьми. И результат также был положительным.

Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по карточкам Глена Домана - от 3 месяцев до 3 лет.

Преимущества обучения чтению по системе Глена Домана:

  • Гарантированный результат.
  • Занятия очень короткие по времени.
  • Доказанные положительные результаты в работе с особыми детьми, имеющими серьезные трудности в обучении.

Недостатки системы Глена Домана:

  • Высокая стоимость наборов карточек.
  • Не допускается отвлечение ребенка на что-либо во время занятий, он должен сидеть и смотреть только на вас.
  • Необходимость четкого соблюдения порядка проведения занятий с ребенком.
  • Не рекомендуется допускать перерывы в занятиях с ребенком.

Несколько лет назад на канале "Домашний" у нас была серия передач по различным методикам обучения чтению. На очередную передачу мы пригласили Андрея Маниченко (генерального директора компании, российского последователя и пропагандиста методики обучения чтению по системе Глена Домана) и - в качестве оппонента - Марьяну Безруких (профессора, академика Российской академии образования, директора Института возрастной физиологии). У них получился довольно жаркий спор...

Как научить ребенка читать по классической системе, т.е. по букварю

По букварю учились все советские дети (и слегка постсоветские), к которым мы с вами относимся тоже. Поэтому ничего нового, наверно, сказать вам не смогу.

Умение читать приходит к ребенку совсем не от того, что он выучил все буквы. Разве вы будете читать по-китайски, даже если вам показать все иероглифы? Для маленького ребенка текст, хотя и написанный на родном языке, - такая же "китайская грамота".

Вот что говорит Николай Зайцев: "Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще оказывается, что они гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - вон сколько пород да видов с "научными" названиями. Не просто "бэ", как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Кого такое не отпугнет?"

А вот мнение Олеси Жуковой, автора многочисленных букварей: "Традиционная методика обучения ребенка грамоте строится на звуко-буквенном анализе слова - то есть на умении устанавливать взаимосвязь между звуками и буквами, анализировать последовательность и количество звуков в слове. Такие сложные аналитические операции по силам только ребенку сознательного возраста. Второй аргумент - начинать учить читать можно лишь, когда ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Однако сама жизнь зачастую опровергает мнение педагогов. Мы знаем детей, которые научились читать довольно рано, иногда до трех лет, не имея ни малейшего представления об анализе слова."

Увеличивающееся количество тяжело умственно отсталых детей, развитие которых зачастую осложнено еще и сопутствующими нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной педагогики. Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми указанной категории, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с тяжело умственно отсталыми детьми. Между тем, социальный заказ родителей, обучающих детей в коррекционных образовательных учреждениях, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), овладение навыками письма, чтения, счета.

Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных оказываются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Е.М. Бомбардирова, Е.Т. Лильин, О.И.Маслова, К.А.Семенова)

У всех детей, с которыми мне пришлось работать, (всего 6 чел.) по результатам медико-логопедического обследования на фоне тяжелой умственной отсталости выявлена средняя степень неврологической патологии. Это – синдром двигательных расстройств (6 чел.), эписиндром (4 чел.), ДЦП (1 чел.), церебрастенический синдром (6 чел.), речедвигательные расстройства (дизартрия) – 5 чел. Таким образом, все тяжело умственно отсталые дети (6 чел) имеют сложную структуру дефекта.

На первом месте по распространенности в ряду тяжелой речевой патологии у детей стоит дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Это происходит в результате органического поражения ЦНС, при котором нарушается двигательный механизм речи. При данной речевой патологии наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи и просодики, отмечаются нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, со стойким характером нарушений звукопроизношения (нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков). Ограничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации – усиленного слюнотечения.

У детей моей группы по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении.

Учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории тяжело умственно отсталых детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения, поскольку устраняются только “внешние” проявления речевого дефекта (произношение отдельных звуков), но не преодолеваются аграмматизм, недоразвитие связной речи, способность к фонетико-фонематическому анализу слов. Нужны другие подходы к организации логопедической работы. Меня заинтересовала публикация Н.Б.Лаврентьевой “Обучение чтению детей с аутизмом: создание “личного букваря” (журнал “Дефектология” № 6, 2008 год). Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ . Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Достоинства этой методики очевидны: – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

Процесс оказания логопедической помощи начался с тематического планирования, в котором использовался речевой материал, наиболее знакомый ребенку по темам: “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда”. Предполагалось, что в каждой теме будет использовано до 10 слов (см. фрагмент тематического планирования по темам: “семья, овощи”, Таблица № 1), с оформлением “Личного букваря” ребенка (картинка и печатное слово к ней). Параллельно с глобальным чтением слов дети учились произносить звуки {А, О, У, М, С, Х, Ш}, узнавать и печатать буквы А, О, У, М, С, Х, Ш. Графическое изображение каждого изученного звука (буквы) помещалось в кармашки разрезной азбуки. Узнавание, складывание, называние слогов и слов с изученными буквами позволило детям приблизиться к начальному навыку звукобуквенного анализа. Структура занятий выстраивалась с учетом соблюдения охранительного педагогического режима, повышения учебной мотивации, соблюдения динамических пауз, выбора наглядно-дидактического материала. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. В предлагаемой системе занятий реализовался основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Все занятия дублировались родителями в семейной обстановке. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям:
– развитие сенсорных и моторных функций;
– формирования кинестетической основы артикуляторных движений;
– развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
– развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве.

Соблюдение принципа “от простого – к сложному”, использование системы поощрений, создание ситуации успеха, дозировка речевого материала, работа с детьми в группе и индивидуально позволило увеличить объем изучаемого материала. Так дети запомнили и читали имена сверстников группы, имя и отчество педагога, названия некоторых предметов мебели.

Итоговый мониторинг по формированию навыка чтения глобальным методом показал положительную динамику: за период обучения с сентября по май 2009–2010 года дети запомнили и читали по карточкам от 13 до 78 слов из изученных 6 тем “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда, имена” (см. Таблица №2). В целом по группе процент усвоения материала составил 61,4%. Логопедическое обследование состояния речи по итогам работы с детьми показало расширение объема не только пассивного, но и активного словаря, освоение начального навыка звукового анализа слога, чистое изолированное произношение звуков {А, О, У, М, С, Х, Ш}, безошибочное нахождение и называние букв А, О, У, М, С, Х, Ш. Обучение чтению глобальным методом позволило детям в первый год работы запомнить и безошибочно называть дополнительно еще буквы: П, Р, Т.

В 2010–2011 учебном году логопедическая работа с детьми по исправлению недостатков речи с использованием метода глобального чтения продолжилась. В период с сентября по март месяц 2010–2011 года осуществлялась работа по закреплению навыка составления слов с изученными буквами с помощью разрезной азбуки. Продолжалась работа по изучению новых букв: Ы, Л, Н, К, И, З, Г, В и глобальному чтению слов по темам: “Квартира” (окно, дверь, лампа, стена, пол, потолок, звонок, зеркало, дом, квартира, комната, кухня, прихожая), “Продукты” (сыр, хлеб, колбаса, молоко, масло, мясо, конфета, вода, сок, суп, сушка, компот, кефир, творог, сметана, соль, сахар, отработки понятия “Молочные продукты”, “Мясные продукты”, “Напитки”). Для расширения объема речевых высказываний и формирования дальнейшего навыка чтения слов глобальным методом введены глаголы (копает, читает, собирает, накрывает, рисует, играет, украшает, катается, лепит, пьет, варит, наливает, ест, накрывает) и предлоги (в, на, у). Это позволяет детям уже прочитать глобальным методом простую фразу типа: Рома пьет сок. Бабушка собирает овощи.

В ходе обучения тяжело умственно отсталых детей чтению глобальным методом на каждом занятии в игровой форме проводилась артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика.

Результаты проведенного промежуточного мониторинга динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой психофизического и речевого развития показывают бесспорную эффективность логопедической помощи детям на основе обучения чтению глобальным методом (см. Таблица № 3).

Фрагмент тематического планирования логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у детей с использованием метода глобального чтения слов

Таблица № 1.

Время проведения Тема Словарь Предметно-практическая деятельность Лексическая тема
Сентябрь “Семья”

Звук и буква А(а)

Я (Сережа, Рома…), мама, папа, брат, сестра, бабушка, сын, дочь, дедушка, внучка, внук, семья , воспитатель, няня, врач, повар.

Произношение звука “А” в слогах (прямых и обратных), повтор простых предложений по теме совместно с логопедом.

Альбом с фотографиями детей, картинки членов семьи.
Сказка “Репка”, “Три медведя”.
Карточки с названием членов семьи.
Составление рассказа о семье с опорой на предметные и сюжетные картинки.
Оформление “личного букваря”.
Нахождение буквы А в словах.
Обобщающее слово – “семья”.
Глобальное чтение слов по теме: “Семья”.
Артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика
“Осень”.

Признаки осени в рисунках.
Лепка.
Экскурсии.

Работа по уточнению и обогащению словаря с использованием предметных и сюжетных картинок.

Пазлы, разрезные картинки.

Октябрь “Овощи”.

Звук и буква О(о).

Помидор, огурец, свекла, морковь, лук, чеснок, капуста, кабачок, картофель, салат, редис, сок.

Обобщающее слово – “овощи” .

Произношение звука “О” в прямых и обратных слогах, в начале слова. Артикуляционные упражнения.

Оформление “Личного букваря” ребенка по теме: “Овощи”.
Чтение слов по табличкам с названием овощей.
Нахождение буквы О в словах.
Раскрашивание букв А.О.

Исследование овощей на запах, вкус, цвет, форму.

“Осень”.
Признаки осени.
Составление рисуночного рассказа о признаках осени.
Экскурсия в парк, сбор листьев.
Игры-лото “Овощи”.
Лепка букв А,О из пластилина.
Прослушивание стихов.
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок “Репка”, “Три медведя”.

Мониторинг сформированности у детей навыка чтения глобальным методом за первый год обучения (май 2010 год)

Таблица № 2.

Название темы Итого
п/п семья овощи одежда игрушки посуда имена Кол-во слов % усвоения
Кол-во слов в теме 11 14 20 16 9 8 78 100%
Фамилия, имя ребенка
1 Женя К. 8 13 19 16 9 8 73 93,5
2 Рома З. 7 11 18 15 8 8 67 85,8
3 Наташа В. 8 8 13 10 7 8 54 69,2
4 Сережа П. 1 3 1 3 3 2 13 16,6
5 Кристина П. 11 14 20 16 9 8 78 100
6 Егор Д. 1 2 3 4 2 1 13 16,6

Мониторинг динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта при использовании метода глобального чтения слов

(Март 2011 год.)

Таблица № 3.

№ п/п 1 2 3 4 5
Фамилия, имя Наташа В. Рома З. Женя К. Кристина П. Сережа П.
Знает изученные буквы (17) 14 17 14 17 8
Печатает изученные буквы 10 17 10 14 6
Составляет из разрезной азбуки и читает слоги + + + + С помощью
Составляет из карточек предложения + + + + С помощью
Читает слова на карточках + + + + С помощью
Печатает по образцу слоги и слова С помощью С помощью С помощью С помощью С помощью
Сливает звуки в слоги С помощью С помощью С помощью С помощью
Строит фразы по вопросу или картинке + + + + +
Понимает смысл сюжета + + + + частично
Использует изученные слова в самостоятельной речи + частично + + частично
Оценка динамики речевого развития ребенка родителями Положительная Положительная Положительная Положительная Не удовлетворены
результатом

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “ Автоматизация звука {С}”.

Цель занятия:

  • Образовательная. Обогащать словарный запас детей; закреплять навык глобального чтения слов