Как звали апостола петра до крещения. Миссионерское служение апостола Павла. Апостол в церковных преданиях

С вятой апостол Петр - старший брат апостола Андрея Первозванного- до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1,29- 31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41 - 56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15 -17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13 - 20; 5, 27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5 -10), а мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1 - 8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32 - 34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

П очитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI - XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Апо́стол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве - один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. В христианстве почитается первым папой римским.

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми, недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Апостол в Евангелиях

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого» . В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
(Мф. 16:18-19)

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48)
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18)
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17)
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21)

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет - Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако, взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию апостол Пётр проповедовал евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Эрнест Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. 2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн - среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).. Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу".

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Почитание

Апостол Пётр почитается в христианстве, как один из главных апостолов Христа. В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня. В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого Папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Житие апостола Петра исполнено святостью и служению Богу. Благодаря этому обычный рыбак, поверивший в истинность существования Господа, становится апостолом Иисуса Христа.

Жизнь до Мессии

Апостол Петр, некогда имевший имя Симон, родился в Палестине, в городе Вифсаида. Он имел жену и детей, занимался рыбной ловлей на Геннисаретском озере. Работа Симона была поистине опасной: спокойствие вод могло в одночасье смениться бурей. Таким образом, будущий апостол мог дни на пролет ловить рыбу, тем самым зарабатывая на пропитание для своей семьи. Подобный труд воспитал в нем волю и упорство, что впоследствии ему очень пригодилось: после воскресения Иисуса Христа голодный и уставший Петр бродил по земным просторам, распространяя истинную веру.

Дорога к Господу была открыта Симону благодаря его брату Андрею. Пламенная любовь к Христу зажглась в нем на всю его оставшуюся жизнь. За его преданность и верность Господь более всех апостолов приблизил его к себе.

По правую руку от Христа

С апостолом Петром связано много библейских сюжетов. Один из них повествует о том, как Симон и его товарищи занимались всю ночь рыболовством, но так и не смогли ничего поймать. И лишь под утро, когда Господь вошел в лодку будущего апостола, приказав вновь закинуть рыболовные сети, тот получил большой улов. Рыбы было настолько много, что часть улова пришлось расположить в соседнем судне его товарищей. Симонбыл объят ужасом от небывалого количества рыбы. С сердечным трепетом он обратился ко Господу и, упав на колени, попросил Его покинуть лодку, считая себя недостойным находится рядом с Иисусом Христом. Но Господь, избрав для себя Симона в качестве своего верного ученика, поднял его с колен и провозгласил не только «ловцом рыбы, но и людей». Под грузом улова обе лодки начали тонуть, но Господь помог рыбакам вытащить судна на берег. Оставив все, мужчина последовал за Христом, став приближенным учеником наряду с Иоанном Богословом и Иаковом.


Почему Симон заслужил особое расположение Господа?

Как-то раз, находясь со своими учениками, Христос спросил их, кем они считают его. Апостол Петр, не раздумывая, ответил, что Он есть истинный Сын Господень и Мессия, о котором говорил За это признание Иисус Христос провозгласил его достойным Царствия Небесного, вручив ему ключи от рая. Не следует понимать эти слова Господа буквально. Иисус Христос имел в виду, что отныне святой апостол Петр является помощником и заступником людей, которые «потерялись» ввиду человеческой немощи, творя беззаконие, но покаялись и исправились. Петр, ученик Иисуса, грешил более всех апостолов, но всегда исповедовался в своих проступках, о чем и свидетельствуют страницы Священного Писания.

Однажды, когда Господь ступал по воде, Петр захотел приблизиться к своему учителю и попросил ему помочь совершить такое же чудо. Ступив на морскую гладь, апостол пошел по воде. Внезапно, почувствовав сильный ветер, он испугался и начал тонуть, призывая Господа спасти его. Иисус упрекнул Петра в маловерии и, подав ему руку, вытащил из морской пучины. Тем самым Сын Божий избавил апостола от смерти и отчаяния, которое было следствием маловерия.

Великое согрешение

Еще будучи верным Иисусу, святой апостол Петр услышал от Сына Божьего горькое предсказание о том, что он отречется от Христа прежде, чем на заре пропоет петух. Не веря этим словам, Петр всегда клялся в своей верности и преданности Богу.

Но однажды, когда после предательства Иудой Христа арестовали, апостол и еще один ученик последовали за Господом до самого двора первосвященника, где собирались допрашивать Сына Божьего. Множество обвинений услышал Иисус в свой адрес. Лжесвидетели избивали Его и плевали Ему в лицо, но Христос сносил все мучения. В этот момент Петр находился во дворе и грелся у огня. Одна из служанок дома приметила его и сказала, что апостол был с Иисусом. Страх, обуявший сердце Петра, не позволил ему сознаться в этом. Апостол, испугавшись за свою жизнь, отрекся от Господа и сказал, что не знает этого человека. Другая служанка, увидевшая уходившего Петра, подтвердила, что видела его с Иисусом. Поклялся апостол, что никогда Его не знал. Находившиеся рядом рабы первосвященника сказали с уверенностью, что Петр один из учеников Христа, но тот в страхе продолжал это отрицать. Услышав петушиный крик, святой вспомнил пророческие слова Сына Божьего и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Данный библейский сюжет очень аллегоричен в отношении человеческой души. Так, некоторые богословы считают, что уличение Петра служанкой - есть ни что иное, как проявление немощи духа человеческого, а крик петуха - есть глас Господа с небес, не позволяющий нам расслабляться и помогающий нам непрестанно бодрствовать.

В Богослова Иисус Христос полностью восстанавливает Петра как своего ученика, трижды спрашивая о его любви к Богу. Трижды получив утвердительный ответ, Сын Божий поручает апостолу впредь пасти «овец своих», то есть научать народ христианской вере.


Преображение Господне

До того как Иисус Христос был арестован, а затем распят на кресте, он явился трем своим ученикам (Петру, Иакову и Иоанну) в Божьем обличии на В тот момент апостолы также узрели пророков Моисея и Илию и услышали глас Бога-отца, наставляющего учеников. Увидели святые Царство Небесное, еще не будучи телесно мертвыми. После чудесного Преображения Господь запретил своим ученикам говорить об увиденном. И вновь апостол Петр был призван узреть величие Божье, тем самым еще более приблизившись к Царству Небесному.

Пропуск в рай

Апостол Петр - хранитель ключей Царства Божьего. Согрешивши перед лицом Господа не один раз, он стал проводником между Богом и людьми. Ведь кто, как ни он, познал всю немощь человеческой сущности и сам был когда-то ввергнут в это бессилье. Только благодаря христианской вере и покаянию Петр смог постигнуть Истину и войти в Царство Божие. Господь, видя преданность Своего ученика, позволил ему быть стражником Небесного Рая, наделив его правом впускать те души людей, которых он посчитает достойными.

Некоторые богословы (например, Августин Блаженный) уверены, что врата Эдема охраняет не только апостол Петр. Ключи от рая также принадлежат и другим ученикам. Ведь Господь всегда обращался к апостолам в лице Петра как главного среди своих братьев.

После воскрешения Христа

Главному из апостолов Иисус явился первым после своего воскрешения. А через 50 дней Святой Дух, посетивший всех учеников, наделил Петра небывалой духовной силой и возможностью проповедовать слово Божие. В этот день апостол смог обратить 3000 людей в веру Христову, произнеся пламенную речь, исполненную любовью ко Господу. Через несколько дней по воле Божией Петр смог исцелить человека от хромоты. Весть об этом чуде разнеслась среди иудеев, после чего еще 5000 человек стали христианами. Сила, которой Господь наделил Петра, исходила даже от его тени, которая, осеняя лежащих на улице безнадежных больных, исцеляла.

Побег из темницы

Во время правления Ирода Агриппы святой Петр был пойман гонителями христиан и заточен в тюрьму вместе с апостолом Иаковом, которого впоследствии убили. Верующие во Христа непрестанно молились за жизнь Петра. Господь услышал глас народа, и Ангел явился в темницу к Петру. Тяжелые кандалы спали с апостола, и он незаметно для всех смог покинуть тюрьму.

Каждый из учеников избрал свой путь. Петр проповедовал в Антиохии и на Средиземном побережье, творил чудеса и обращал людей в веру христианскую, а затем ушел в Египет, где также рассказывал о пришествии Иисуса Христа.

Смерть ученика

Апостол Петр заведомо по воле Божией знал, когда придет его кончина. В то время он смог обратить в христианскую веру 2 жен чем вызвал небывалый гнев правителя. Христиане, которых гнали и истребляли в тот период, уговорили апостола покинуть город во избежание гибели. Выходя из ворот, Петр встретил на своем пути самого Христа. Удивленный апостол спросил у сына Божьего, куда Он направляется, и услышал ответ: «Чтобы вновь быть распятым». В тот момент Петр осознал, что пришла его очередь пострадать за веру и войти в Царство Небесное. Он смиренно вернулся в город и был схвачен язычниками. Смерть апостолаПетра была мучительной - он был распят на кресте. Единственное, что ему удалось - это уговорить палачей казнить его вниз головой. Симон считал, что не достоин умереть той же смертью, что и сам Мессия. Именно поэтому перевернутое распятие - это крест апостола Петра.

Распятие апостола

Некоторые путают данную символику с сатанинскими течениями. В антихристианских учениях используется именно как некая насмешка и непочтение вере православных и католиков. На самом деле распятие апостола Петра не имеет с этим ничего общего. Как таковое оно не используется в богослужении, но имеет место быть в качестве исторического факта. Кроме того, крест Петра вырезан на спинке трона Папы Римского, так как этот апостол считается основателем католической церкви. Тем не менее более широкое распространение данного распятия вызывает у многих, в основном неверующих и несведущих в церковных делах, много споров и разногласий. Так, например, когда папа Римский прибыл с визитом в Израиль с Петровским (перевернутым) крестом, многие расценили это как его скрытую принадлежность к сатанизму. Изображение этого распятия на епитрахили (церковном одеянии) главы католической церкви также вызывает двусмысленные ассоциации у атеистов, осуждающих поступок ученика Христова. Тем не менее простому человеку невозможно справедливо судить о Петре, который смог оправиться от человеческой немощи и духовно возвыситься. Будучи "нищим духом", апостол Петр, биография которого сложна и многогранна, не дерзнул встать на место Христа. Но, отстаивая свою веру, он умирает в мучениях так же, как некогда Сын Божий.

Петрово говение

В честь Петра православной церковью был установлен период поста, начинающийся через неделю после Троицы и заканчивающийся 12 июля - в день Петра и Павла. Пост провозглашает "твердость" апостола Петра (его имя в переводе значит "камень") и благоразумие апостола Павла. является менее строгим, нежели Великий - в пищу можно употреблять как растительную пищу и масло, так и рыбу (за исключением среды и пятницы).

Петр, ученик Христов, есть великий пример многим заблудшим, но желающим покаяния душам. Для тех, кто исправляет свою грешную жизнь, апостол Петр обязательно откроет врата Эдема теми ключами, которыми ему заповедовал владеть Господь.

12 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых апостолов Петра и Павла – двух удивительных проповедников Евангелия, ставших символами первого века христианской Церкви, двух людей, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, двух людей, слишком разных по своему происхождению и характеру, но объединенных единой верой во Христа и любовью к Нему.

Апостолы Петр и Павел. Икона кисти архимандрита Зинона (Теодора)

Святой апостол Петр был родом из небольшой иудейской провинции Галилея и вместе со своим отцом Ионой и братом Андреем зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Именно во время своей обычной работы на берегах солнечного Тивериадского озера он впервые услышал тот призыв, который отозвался в его сердце и, ворвавшись в его жизнь, полностью изменил ее. К нему обратился Христос Спаситель, призывая его вместе с братом на подвиг служения Богу и людям. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры.

Апостол Петр. Фрагмент иконы. Византия. VI век

С этой поры он неотлучно следует за Спасителем мира, слушает Его наставления, поучения, исполняет Его поручения, вместе с другими учениками Христа отправляясь в города и села, проповедуя о Христе, исцеляя болящих и помогая всем ищущим найти свой путь, свою дорогую к вечной Истине. Ему вместе с Иаковом и Иоанном было дано пережить явление великой славы Божией на горе Фавор, когда лик его Учителя и наставника осиял нетварный Божественный свет, когда Господь показал своим ученикам свою Божественнную славу настолько, насколько они смогли ее воспринять. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Он становиться свидетелем позорного предательского поцелуя Иуды и надругательства над Христом. И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Но Петр, в отличие от предателя Иуды, сумел найти в себе силы покаяться – и воскресший Господь принял его покаяние, как и ныне принимает покаяние каждого, желающего исправить свою жизнь и отвернуться от греха.

После преславного вознесения Господня святой апостол Петр отправляется на проповедь о Христе, несмотря на всевозможные скорби и трудности, которые он претерпевал в миссионерских трудах. Его письма и послания в первенствующей Церкви в первые годы развития христианства обладали непререкаемым авторитетом. Он завершил свою проповедь мученической смертью – во время правления императора Нерона был распят на кресте, причем его последней волей было весьма необычная просьба. Не считая себя достойным умереть так же, как и Его учитель, апостол попросил палачей распять его вниз головой и так завершил свой подвиг, предав душу в руки своего Бога и Учителя.

Апостол Павел. Мозаика. Италия. XII век

Святой апостол Павел родился в богатом и знаменитом городе Тарсе и хоть и происходил из иудейской семьи, но уже при рождении получил права римского гражданства, которое в то время давало обладателю огромные привилегии. Воспитанный в строгости следования ветхозаветному обрядовому закону, он получил блестящее образование в столице Иудеи – Иерусалиме в школе знаменитого мудреца и книжника Гамалиила. Во время земной жизни Христа Спасителя Савл, как тогда звали Павла, был еще очень мал и, конечно, не мог видеть Господа. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству. Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди. С момента призвания Савл, в чудесном свете увидевший Христа и услышавший его Божественный голос, становится ревностным проповедником христианства. Он неоднократно предпринимает миссионерские путешествия, возвещая истину о Христе воскресшем, оставляет в наследство Церкви четырнадцать Посланий, в которых содержатся как высокие вероучительные истины, так и ответы на практические вопросы. Свою проповедь апостол Павел закончил мученическим подвигом – он был усечен мечом в Риме во времена правления Нерона.

Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Италия. V век

А на следующий день после праздника первоверховных апостолов мы будем вспоминать всех двенадцать учеников Христовых. Для многих людей, живущих в современном, далеком от христианских идеалов мире, может показаться непонятным, почему так много внимания Церковь уделяет прославлению апостолов, почему так значим для каждого живущего в XX веке подвиг нескольких неученых людей рубежа I века, почему мы должны их прославлять и молиться.

Но если мы более внимательно рассмотрим суть их подвига, то осознаем, насколько велик и важен плод, возросший из малого семени такой, казалось бы, слабой, тихой, но могущественной и властной апостольской проповеди. Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника? Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике? Почему римские патриции, блиставшие изяществом и роскошью, и нищие и презираемые всеми рабы, богатые матроны и жестокие легионеры, утонченные греческие философы и полудикие варварские племена, повинуясь власти Слова, принимали учение, до этого казавшееся таким непонятным и абсурдным, и начинали именоваться дотоле неведомым именем – христиане.

Во-первых, тут сыграла роль их бесконечная уверенность в проповедуемых и возвещаемых истинах. Они действительно видели воплощенную Божию Любовь, они вправду стали свидетелями Воскресения из мертвых и не могли не возвещать эту радостную и благую весть, весть об избавлении всех людей через Воскресение Христово от власти греха, проклятия и смерти.

Во-вторых, слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. И античная среда не устояла, созерцая среди разврата, обмана, лжи и ненависти их чистую, нравственную жизнь. Задыхающийся от смрада греха языческий мир искал святости и нашел ее, обрел эту святость в христианстве, видя чистое и безгрешное житие его проповедников.

В-третьих, и этот пункт, наверное, самый главный, святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Сила их проповеди заключалась не в убедительности риторики, не в софистических философских изысках, а в откровении Божественной силы, в наполняющем их проповедь дыхании Благого Утешителя Святого Духа. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог. И сердца людей, сотворенных по образу и подобию Божию, слышали это божественное веяние, которым дышали богодухновенные слова апостольской проповеди, и отзывались на него. Отблеск небесного света, горевший в глазах апостолов, зажигал человеческие души – и многие, оставляя безрассудную привязанность ко греху, стремились к святости, к осуществлению в своей собственной жизни христианских идеалов, пытались исполнять заповеди Божии, приближались ко Христу.

Апостолы Петр и Павел. Донце ритуального сосуда. Стекло, золото. Римская империя. IV век

Если бы не эта благодатная помощь, то не смогли бы несколько необразованных галилейских бедняков завоевать для своего Распятого Учителя весь мир, не смогли бы некогда прятавшиеся от страха перед злобой и завистью иудейской старшины апостолы с таким бесстрашием обличать могущественных вельмож и всесильных правителей, призывать к покаянию грешников, исцелять немощных и дарить здоровье больным, наставлять и утешать свою многочисленную паству. Господь всегда помогал апостолам, и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас.

Протоиерей Андрей Николаиди