"русская природа в лирике фета" - сочинение. "русская природа в лирике фета" - сочинение Каким предстает мир природы в лирике фета

«У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления... Поэзия его состоит из ряда картин природы... из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей... Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин...» - писал о поэте А. В. Дружинин.

И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки...

Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда («Под липой»).

Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы тайный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».

В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.
(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде - все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.

Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени...
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(«Пчелы»)

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.
(«Весенние мысли»)

Одновременно весенние стихотворения Фета - это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
(«Я пришел к тебе с приветом»)

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью.

Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.
(«Первый ландыш»)

Весна у поэта - это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».

Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же - с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи - снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.
(«Ночь светла»)

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла...
(«Никогда»)

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной...
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов - в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета - это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. “Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлитá по всему мирозданию…”, – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: “любо мне”, “рад я”. Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: “зари осенней след”, “густая крапива шумит под окном”.

Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:

“зеленая ива повисла шатром”,

“весны душистой нега”,

“ароматные цветы” и т.д.

По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: “грезы”, “сны”, “бред неясный”, “мечты”, “фантазии” и т.д.

Стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета приподнято оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.

В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Второй план частный, интимно-человеческий. Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение. Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка. Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил.

План сочинения
1. Вступление. Особенности пейзажа Фета.
2. Основная часть. Тема природы в творчестве поэта.
— Разнообразие картин природы у Фета.
— Конкретность и многоплановость пейзажа.
— Фет и .
— Импрессионизм Фета.
— Весенняя тема в лирике поэта.
— Зимняя тема в лирике поэта.
3. Заключение. Первый русский поэт-импрессионист.

«У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления…Поэзия его состоит из ряда картин природы…из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…», – писал о поэте А.В. Дружинин . И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта. Природа у Фета – всегда объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Причем в центре внимания поэта – самые обыденные явления, а вовсе не эффектные, колоритные картины. И каждое мимолетное впечатление имеет для Фета собственную привлекательность. Он безотчетно радуется жизни, не задумываясь над ней. Ему свойственен какой-то простодушный взгляд на явления жизни, храрктерный для незамутненного сознания.
В произведениях поэта представлены все наши времена года: нежная весна – с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с тонкими клейкими листочками распустившихся берез; жгучее, знойное лето – со сверкающим терпким воздухом, с синим полотном неба, с золотыми колосьями раскинувшихся вдали полей; прохладная, бодрящая осень – с пестрыми косогорами лесов, с птицами, потянувшимися вдаль; ослепительная русская зима – с ее неуемной метелью, свежестью снегов, замысловатыми узорами морозов на оконном стекле. Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы праздный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:

Исследователи отмечали, что в произведениях поэта явления природы описываются «детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж…» . Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

(«Еще майская ночь»)

Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г. Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым. Вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Поэт здесь как будто остается один на один со Вселенной. Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность, какую-то торжественность этой минуты:

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Он не просто ощущает свое родство с этой «бездной полуночной», – он переживает необычайное состояние погружения души в космическую глубину:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

(«На стоге сена ночью южной…»)

Здесь ощущения человека, глядящего на небо, ассоциируются у поэта с ощущениями растворения души в космосе. Тютчевские мотивы, философские мысли звучат у Фета в таких стихотворениях, как «Осень», «Ласточки», «Есть ночи зимней блеск и сила…», «Я рад, когда с земного лона…».
Во многих пейзажах Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Как замечает Б.Я. Бухштаб, «поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом» . Вот, например, стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:

Ярким солнцем в саду пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник ;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, качается ельник.

В последней строфе его мы узнаем, что деревья лишь кажутся качающимися в неверных отблесках костра. Внешний мир как бы окрашивается душевными настроениями поэта. С этим связан антропоморфизм, одухотворение природы в лирике Фета. Так, роза у него «странно улыбнулась», «звезды молятся, пруд грезит», «тополь сонный дремлет». Мир природы у него очеловечивается, человек же, наоборот, является гармонической частью этого мира. Как отмечают исследователи, здесь сказывается явное влияние на творчество поэта лирики Гейне.
В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханью, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.

(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой. Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени…
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

(«Пчелы»)

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

(«Весенние мысли»)

Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

(«Я пришел к тебе с приветом»)

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.

(«Первый ландыш»)

Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя – с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

(«Ночь светла»)

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла…

(«Никогда»)

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и , он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной…
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.

(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу» .

1. Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983, с. 88–89.

2. Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 95.

3. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 102.

4. Там же, с. 84.

5. См.: Бальмонт К. О поэзии Фета. М., 1934.

Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими "в каждый гвоздик душистой сирени", с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Можно, конечно, сказать, что все это - естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов .

Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

В ранних стихах Фета основная тема - наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:

…Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки…

"Трепет жизни" - вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть "весь солнца лик", в душевных движениях конкретного человека - "все мирозданье". Он был убежден, что человек носит в своей груди "огонь сильней и ярче всей вселенной". Огонь, который "ни времени не знает, ни пространства".

Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения - все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического "Я", объединяя мир настроением поэта.

Особенная манера Фета - одушевлять всю природу чувствами этого лирического "Я" .

Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет ("устал и цвет небес"), а с другой стороны - в тех же целях выражения лирической эмоции - живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.

Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, "где воздух, свет и думы заодно", где

…в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Характерные эпитеты Фета, такие как "мертвые грезы", "серебряные сны", "благовонные речи" и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.

Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, - у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка - "кроткий серафим", глаза ее - "как цветы волшебной сказки", георгины - "как живые одалиски", небеса - "нетленные как рай" и т. п.

В стихотворении "Глубь небес опять ясна…" признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под "невестой" прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста - символы оживающей весенней природы .

А в стихотворении "Пчелы" я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в "гвоздик душистой сирени". Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом "пышет все боле и боле". Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять "на цветах ли, в ушах ли звенит".

У Фета "цветы глядят с тоской влюбленной", "звезды молятся", "грезит пруд" и "дремлет тополь сонный". Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении "Сентябрьская роза", например, речь идет о розе и о женщине одновременно.

Во многих стихах А.А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души .

В стихотворении "Узник" человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:

Бывалое горе

Уснуло в груди,

Свобода и море

Горят впереди.

В другом стихотворении молодость - это "новый, ранний снег всегда и чист и свеж!" Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества - всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.

Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета "Вечерних огней" - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом - чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета.

У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А.К. Толстой: "Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…" Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения - "пахучая страсть", "устало все кругом: устал и цвет небес…" и т. п.

Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета "трепету природы" отвечает согласный "трепет души". Поэт зорко наблюдает "человечное" в природе и "природное" в человеке и полную гармонию человека и природы.

Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый "звездный цикл": так много писал он о звездах. Вот одна из вершин "звездной лирики" Фета:

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал…

Поэт не передает своих "диалогов со звездами" (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью - он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:

…Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. "Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант..." - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность .

А.А.Фет был представителем тех поэтических сил, которые заявляли о своей приверженности теории «чистого искусства». Они провозглашали своё особое отношение к поэзии и считали, что стихи должны уводить читателя от треволнений повседневной жизни в мир «чистого созерцания». Их идеологические и эстетические позиции не были однозначными, а творения поэтов не всегда укладывались в рамки провозглашённой ими теории. Но в предисловии к сборнику «Вечерние огни» А.А.Фет писал: «Мы... постоянно искали в поэзии единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Многие произведения поэта-романтика подтверждают эти стремления, так как посвящены они теме природы и любви. Автору удалось не только запечатлеть прекрасные пейзажи, но и отразить своё восприятие мира, мимолётные ощущения и настроения, вызванные созерцанием природы. Примером такой констатации факта встречи с тем, что очаровывает душу, стало стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...».

Лирический герой, будто художник-наблюдатель, рисует чудные картины, перечисляя те моменты, которые видит и слышит. Это «трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». Ему дороги все мгновения и звуки ночи, которые отражают

Ряд волшебных изменений
Милого лица...

Казалось бы, ничего необычного не может быть в описании зари, но Фет соединил этот пейзаж с чувствами влюблённых, которые и встречают восход:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Поэт очень тонко чувствует связь психологического состояния человека с изменениями в природе. В каждом времени года есть свой посыл для душевных перемен:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях...

И потому приходят особые, весенние мысли:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Песни-стихи рождаются невольно, ими переполняется душа:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Совсем иные чувства появляются в предчувствии, например, зимы:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Поэт отмечает мрачность мысли, которая соответствует тем сумеркам, когда тёмное время суток по продолжительности превышает день, свет:

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом...

Однако жизнеутверждающие силы сильнее грусти и тоски, и лирический герой отмечает, что «надежда в сердце тлеет...».

В стихах Фет стремился передать те чувства и переживания, которые наполняют душу человека при встрече с прекрасным, ведь его лирический герой способен жить в гармонии с окружающим миром.
Одним из лучших можно назвать стихотворение «Заря прощается с землёю...».

А.А.Фет, обладая даром живописца, увлечённо рисует пейзаж заката, как будто наносит кистью всё новые краски, воспроизводя увиденное детально: лес, покрытый мглою, и огни на вершинах, то есть отблески солнечных лучей на макушках деревьев. Поэт замечает, как незаметно потухают они и «гаснут под конец». А деревья будто стараются поймать своими венцами ласку тёплых лучей уходящего солнца. Глазу поэта видны те изменения, которые мог бы не увидеть другой человек, не обладающий таким чутким восприятием мира, не умеющий ценить красоту природы и радоваться минутам общения с нею.
А.А.Фет говорит о таинственном и великом смысле наступления ночи, когда и у деревьев своя, другая жизнь:

И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт, как сон;
Как тонко на заре вечерней
Их легкий очерк вознесён!

Эти легкие очертания деревьев в сумерках кажутся поэту волшебными, одухотворёнными, ведь деревья, по его мнению, чувствуют вечность жизни – на земле и на небе. Философская тема Земли и Неба отражена в стремлении ввысь, в желании испытать полноту жизни, и в том, что можно понежиться под солнышком, и в том, что после заката появляется устремлённость к звёздам:

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Такая космическая, вселенская гармония не должна пугать человека. Это нормально и хорошо, если «заря прощается с землёю» до утра, а деревья (природа вообще) и человек, купаясь в золотом сиянии, пользуясь даже прощальной теплотой и светом, отдохнут немного в темноте и дождутся утренних лучей, встретят новую зарю.

Очень многим людям нравится стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...», так как в нём поэт обратился к теме общности человека и природы. А.А.Фет произносит свой монолог, рассказывая любимой о состоянии своей души. Его стихи очень эмоциональны, потому что всё, что происходит в окружающем мире, вызывает у него восторг, воодушевление и желание нарисовать словами эти прекрасные картины просыпающейся весенней природы:

Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

Автор признаётся, что его душа готова служить счастью дорогого человека, а это состояние соответствует тому, что происходит и с природой:
...отовсюду на меня весельем веет...
Солнце, которое «горячим светом по листам затрепетало», разбудило не только лес и птиц, но и поэта, вызвало у него желание петь, потому что «песня зреет». Это удивительное состояние может испытывать тот человек, который умеет ценить красоту природы, кто способен испытывать чувство любви.
Такие одухотворённые стихи о природе и особое мироощущение можно увидеть в творчестве А.А.Фета, и потому многие ценители поэзии считают его великим стихотворцем.

Рецензии

Дорогая Зоя,
Очень давно от Вас ничего не было слышно!
Надеюсь, все хорошо.
Хотела Вас поздравить с Днем учителя -
неутомимого труженика на ниве народного образования)))!
И пожелать Вам самого-самого доброго.
P.S. Вам не хотелось бы заглянуть ко мне и прочитать
новое эссе о Смердякове Достоевского "Вынести себя - нет сил"?
Мне всегда интересно Ваше мнение.

С искренним уважением,

Дорогая Зоя,
Спасибо большое, что Вы прочитали и поделились со мной Вашими мыслями.
Поделюсь и я с Вами своими мыслями. Но только заранее чувствую, что как бы не смею говорить о христианстве и православной церкви в силу того, что стою я только на пороге, но благодарна уже и за это.
Да весь "бунт" Ивана (не Смердякова!) Достоевского именно о том, что не может он смириться с несправедливостью этого мира, который "лежит во зле". Но веди Сам Господь отдает на смерть и муки своего единородного Сына. Даже Христос на кресте перед смертью "возопил громким голосом: "Боже Мой,Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"(Евангелие от Матфея, 27.46)
Этот мир и мы в этом мире - это СТРАШНАЯ ТАЙНА, и уж, конечно, она так просто логически не решается - "покаялся" - "спасёшься", а главное, - "будешь жить хорошо". Ходишь в церковь - значит всё в твоей жизни будет "отлично".
Этот мир давно отпал от Бога и мы в нём. Но Господь, всё равно присутствует в нашей жизни, и спасает нас... Но только это вопрос Веры, а не логики и математики.
Зоя, простите, но я чувствую, когда пишу это, то превышаю свою МЕРУ. Поэтому хотелось бы замолчать.
Недавно я закончила книгу Юрия Лощица "Дмитрий Донской".
Меня просто потрясло описание Куликовской битвы, через какие муки и сомнения прошел святой князь Дмитрий Донской и русские люди того времени. Сколько сил отдал Преподобный Сергий Радонежский, чтобы смирить распри между русскими князьями и вдохновить их на служение Руси. Книга написана на основе документов и автор очень осторожно работает с историческими источниками. Когда я читала её, то даже плакала, так это всё близко и созвучно нашему времени. Очень рекомендую.
Ещё раз простите и спасибо за разговор.
С искренним уважением,