Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники. Философская мысль неоплатонизма

Христианство родилось на Ближнем Востоке, и первоначально распространялось оно среди людей, живущих в восточном Средиземноморье. Здесь издавна в головах варился странный компот, зачастую, из идей взаимно противоположных. Например, из мысли о покорности судьбе, бессилия перед лицом Создателя жизни и из отчаянного желания в этой земной жизни разобраться и что-то сделать по своему усмотрению. В одном учении соединилась и пронзительная история мученической смерти пророка, об этой смерти знающего заранее, навык толкования древних законов, установлений и правил, приспосабливающий их к новым реалиям, принятый у еврейских мудрецов, и разработанная древними греческими философами логика, позволяющая любое явление и любую мысль разделить на составляющие части, разложить по полочкам, и обо всем в мире иметь собственное мнение.

При этом все составляющие были и взаимно противоречивы, и взаимно необходимы. История, изложенная в Евангелии, воздействовала на чувства, привлекая новых сторонников. Связь с древними законами обеспечивала авторитет новой религии у тех, кто почитал прежнюю традицию. А логика обеспечивала правильную передачу нового учения от поколения к поколению.

Три источника и три составные части неоплатонизма

Неоплатонизм – это философия, объединяющая восточные учения с античными логическими системами. Неоплатонизм возник в 3 – 4 веках на территории Восточной Римской империи, Византии, как раз тогда, когда христианство формировалось, как единое и всеобъемлющее учение. Неоплатонизм стал философской основой христианства, сохраняя преемственность с такими гигантами философии, как Платон и Аристотель. Во многом благодаря тому, что философия этих ученых-язычников стала фундаментом христианской философии, их имена всегда почитались в христианстве, а труды изучались.

Основателем неоплатонизма является римский философ Плотин (204 - 270) . То, что он был уроженцем Египта, но исповедовал древнегреческую философию, весьма характерно. Ведь, как уже было сказано, неоплатонизм – это синтез мистических учений Востока с древнегреческой логикой. Продолжателем Плотина был его ученик Порфирий (232 - 306) , который, как и его учитель, родился на Востоке, в городе Тире (нынешний Ливан) воспринял как халдейскую мистику, так и древнегреческую логику, и пытался объединить их в одном учении. То есть разумно рассуждать о сверхъестественном. Ученик Порфирия, Явмлих (280 -330) развил именно учение о сверхъестественном.

Обсуждая и классифицируя мистическое учение халдейских мудрецов и Пифагора, Явмлих серьезно разработал эзотерику, положил основание «научному» рассмотрению астрологии, магии, гадания и «сверхчувственным» практикам. То есть применил научный метод (аристотелеву логику) даже к таким областям, которые научными вряд ли назовешь. Христианские и средневековые эзотерические практики так или иначе базируются на учении Явмлиха, хотя сам Явмлих был язычником. Его достижения в эзотерике вполне оправдывают его имя, которое в переводе с арамейского означает «он – царь». Ученики обращались к Ямвлиху «Божественный учитель». В качестве рассказов о практических его достижениях в общении с потусторонними силами распространялись легенды, о том, что он летал, поднимаясь в высоту до 5 метров. При этом его окружало золотистое сияние, «хашмаль», описанное в книге пророка Иезекииля (Иез 1:4). Кстати, от этого слова впоследствии произошло новое слово в иврите, обозначающее «электричество».

Три этапа развития учения

В развитии учения неоплатоников различают 3 этапа:

1. Во 2-3 веке развивался научный подход, основанный на идеалистическом учении Платона (отсюда и все название учения). Именно в этот период работали Плотин и Порфирий, логически обосновавшие процесс общения человека с божеством. Надо сказать, что основатели неоплатонизма были язычниками, но сам их подход к теологии не зависел от того, с одним или с многими богами происходит общение. Более того, все боги рассматривались, как схожие, а значит, вполне допускалась замена всего античного пантеона одним, единым Богом. Каковую замену в последствии произвело христианство.

2. В 3-4 веках неоплатонизм развивается в направлении объединения всех языческих богов и древних культов на общей основе единого эзотерического учения. В это время развиваются практическая теургия, прикладная мистика и мантика (гадания). Неоплатоники систематизировали античную мифологию, за что им от нас отдельная благодарность. Именно в это время развил свое учение Явмлих.

3. В 4-6 веках идеи неоплатоников начинают распространять на все мистические, теологические и эзотерические учения. В том числе, их начинают применять в христианском богословии.

Неоплатонизм представляет собой синтез идей Платона о «чистых» сущностях материальных предметов с логикой Аристотеля и систематизацией реального мира, проведенного им же. Кроме того, неоплатоники освоили идеи Пифагора, о математической сущности мира, которые предшествовали идеям Платона и достаточно успешно включили в свою красивую систему идей египетские и халдейские религиозные практики, персидскую магию и даже идеи философии индуизма. То есть можно сказать, что они, воспользовавшись философией Платона, объединили все известные им эзотерические учения.

Основа неоплатонизма – диалектическая триада, возникшая в работах Плотина. Это триада «Единое – Ум – Душа». Над всем миром царит единый, неизреченный и непредставимый Бог – Благо – Единое. Этот Бог во многом совпадает с еврейским Богом-Создателем сущего. Единое потому и не представимо, что оно Единое и его не с чем сравнить. Но на более низкой ступени, на стадии Ума, Единое разбивается на множество идей. В совокупности эти идеи есть Единое, то есть непредставимое и непознаваемое. Но порознь и в совокупностях эти идеи вполне постигаемы и отличимы от других идей. Это – царство чистого разума, в котором действует логика Аристотеля и математика Пифагора. Здесь, в царстве Ума все величественно и красиво. Об этом Вам скажет любой математик.

Отражение Ума в чувственном, материальном, мире порождает все разнообразие объектов этого мира. Отражение мира Ума в мир чувств, образует мир Души. Именно в этом мире существуют люди.

Но не только люди существуют в мире Души. Неоплатонизм различает здесь также животных, астральных существ и даже демонов. Каждому из этих существ отводится в мироздании своя область, своя сфера.

В результате развития в течение нескольких последовательных столетий неоплатонизм преобразовался в хорошо организованную строгую философскую систему, хорошо подходящую для описания самых разнообразных сторон жизни. Людей с философским складом ума завораживала эта стройность, строгость и всеобщность. Людей склада чувственного, поэтического, поражали тайны и загадки, скрытые в системе мира неоплатоников. В сферах скрывались таинственные существа, с которыми можно было взаимодействовать, приказывать им совершать те или иные действия, а эти действия сказывались на ходе событий в нашем мире. Волшебство! Колдовство!! Магия!!!

Поношение и вознесение

Неоплатонизм оставался философией языческой. Поэтому в 529 году император Юстиниан запретил изучение и преподавание языческой философии. Платон, платонизм и неоплатонизм были преданы проклятию на очередном Вселенском церковном соборе. О, как это понятно, и я бы даже сказал, близко людям, выросшим при советской власти!

Впрочем, неоплатонизм выжил, потому что, как уже было сказано, он хорошо вписывался в идею монотеизма. Или вернее, идея монотеизма следовала из этой философской системы. А система, как тоже было сказано получалась величественная и красивая. Поэтому все монотеистические религии стали использовать неоплатонизм в качестве строительного материала для своих философских систем. Таким образом неоплатонизм оказал большое влияние на развитие арабской и христианской философии.

Христианский неоплатонизм получил свое развитие в трудах таких философов, как Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Блаженный Августин. Уже в 9-м веке неоплатонизм оказался хорошо вписанным в структуру христианской онтологии и догматики. В рамках христианской догматики неоплатонизм выжил до конца средневековья, оставаясь не только одним из идеологических источников христианства, но и воспламеняя сознание многих мыслителей и ученых.

В 19-м веке на базе неоплатонизма произошел скачок в развитии немецкой идеалистической философии. Собственно говоря, Гегель первым последовательно и адекватно изложил содержание неоплатонизма в своей «Истории философии». А те, кому – не дай Бог – довелось изучать диалектику того же Гегеля, мог убедиться на своем горьком опыте, что дело товарища Плотина живет и побеждает.

Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой западной античности является неоплатонизм. Основоположника неоплатонизма - Плотин (204/205 - 270 гг.). Философия неоплатонизма возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.

Плотин написал 54 опуса на различные темы. Он не претендовал на оригинальность. На Плотина оказал значительное влияние Платон. На его мировоззрение также повлияли многие другие греческие, и даже римские философы, в том числе Сенека и Аристотель. Характерно, что возврат к идеям Платона и потребность в их переосмыслении возникают в период, когда античный способ философствования подходит к концу, постепенно уступая новому и радикально отличному от него, философствованию, основывающемуся на христианском мировоззрении. Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения разнообразных учений, пытающихся сочетать в себе несоединимые элементы древних философских систем. Подобно тому, как стоицизм был характерен для теоретического мировоззрения Ранней Римской империи, так для Поздней Римской империи характерен неоплатонизм. Он возникает в вакууме между империями. Этот вакуум продолжался полвека: с 235 г., до 284 г.

Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Вся деятельность души такого человека обусловлена его пребыванием в теле, целиком зависит от тела. Но это потому, что душа такого человека заужена, ведь он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того.

Иной, возвышенный человек поднимается от низшего состояния существования к высшему его состоянию. Он переносит центр тяжести своего бытия с телесного на душевное. Он развивает в себе способности к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины своей души и находит там истину, покой и безмятежность, которые столь недоступны низменному человеку. Возвышенный человек отворачивается от чувственной красоты, презирает ее и ищет красоту истинную. Прежде всего, он способен увидеть то, что не видит низменный человек: красоту добродетели, благоразумных действий, добрых нравов, красоту величия характера, справедливости сердца и т.п. На этой ступени человеческого бытия душа в своей деятельности все еще пребывает в теле, но она от тела независима.

Эту относительную независимость души от тела возвышенного человека Плотин обосновывает идеей о предсуществовании души.

Мир в представлении Плотина строго иерархичен, он образует ступени нисходящего бытия, начинающегося в сверхбытии. Существование чувственного телесного мира самоочевидно, он дан нашим чувствам, наше тело - часть этого мира, мы его часть. Но относится Плотин к этому миру, как говорилось выше, отрицательно и не считает его единственным, исчерпывающим все возможное бытие. Даже лучшее в этом мире, его несомненная красота, лишь слабый и тусклый отблеск истинной, сверхтелесной и сверхприродной красоты.

Источником красоты является объективный мировой разум. Ведь красота - это гармония и форма. Но в природе форма разделена пространственно на части, и в этой разделенности очень легко утратить единство формы. Красота в природе, красота телесной вещи - в единстве ее частей, а это единство - от разума. Следовательно, разум есть нечто иное, чем природа, высшее по отношению к ней начало. В природе есть как одушевленное, так и неодушевленное. Материальное не может породить душевное. Следовательно, надо допустить иное, чем природа, начало, а именно, мировую душу. Мировая душа не тождественна мировому разуму, потому что душа равно одушевляет и прекрасное, и безобразное, душа равнодушна к красоте. Поскольку прекрасного меньше, чем одушевленного, то разум дальше от природы и выше, чем мировая душа, ведь его проявление в природе более избирательно. Один мировой разум не может быть источником красоты, в основе которой лежит единство вещей. Сам по себе разум не содержит в себе единства, он может быть и хаотической совокупностью содержащихся в нем идей. Поэтому Плотин выдвигает в качестве начала еще и единое.

Наиболее значимым моментом в философии неоплатонизма является учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. В лице Плотина античная философия приходит к тому, с чего начала индийская философия в «Упанишадах» с их непознаваемыми разумом атманом и брахманом. Неоплатонизм выходит даже за пределы философии, если под философией понимать разумное мировоззрение. Неоплатонизм сверхразумен. В нем наблюдается возврат к мифологии или ре мифологизация. Философия неоплатонизма является последовательным монистическим идеализмом и даже сверхидеализмом. В отличие от бога Платона, который доступен разуму, бог неоплатоников ускользает от мысли. Это уже мистика. Согласно учению неоплатонизма, во главе иерархии сущего стоит одно начало, единое как таковое, сверхбытийное и сверхразумное, постижимое только в состоянии экстаза и выразимое только средствами апофатической теологии. Мировая система является строго иерархичной, она строится не снизу вверх, а сверху вниз.

Неоплатонизм радикально отличается от своего первообраза - философии Платона. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в учении Платона, так и в философии его лучшего ученика, Аристотеля.

17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (III–IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое - ум - душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную материю».

Основатель школы неоплатонизма - Плотин (ок. 205 - ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма - душа, как отмечает А.Ф. Лосев, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем - определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.

Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному - экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего иного: она - «одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Так что оно есть и все сущее, взятое в абсолютной единичности, включая жизнь Космоса и человеческого ума, являясь принципом всего сущего. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все «из него изливается». Свет - основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям. «Единое - свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум - солнце, имеющее свой собственный свет; душа - луна, заимствующая свет от солнца; материя - мрак».

В основе этой, по мнению А. Бергсона, «первичной философской интуиции» Плотина лежит, возможно, его личный психологический опыт эпилептика.

Напомним описание припадка эпилепсии в романе «Идиот»: «Затем вдруг что-то разверзлось перед ним: необычайный внутренний свет озарил его душу» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 188, 195).

Нечто аналогичное пришлось испытать и мне во время операции над глазом (устранение катаракты). Во время этой операции (ее проводил академик с «золотыми» руками Б.Н. Алексеев) передо мной вдруг засиял свет какими-то удивительными красками причудливой, несказанной, неземной красоты. Не испытывая никакой боли, я, лежа на операционном столе, удивлялся и наслаждался этой неземной красотой, точно описать которую мог бы разве что только И.В. Гете - великий знаток природы и символики цветов. Ничего подобного в жизни я более не испытывал…

Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233 - ок. 304) привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина (заметим, что «Введение в «Категории» Аристотеля» - главный источник знакомства с аристотелевой логикой в средние века). Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410–485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А.Ф. Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию .

Ученик Порфирия - сириец Ямвлих (ок. 280 - ок. 330) анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического восхождения в сверхъестественный мир.

Мы кратко рассмотрели историю античной философии. В заключение нужно сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых, оригинальных, мудрых идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. И каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

Из книги Философия символических форм Э. Кассирера автора Свасьян Карен Араевич

НЕОПЛАТОНИЗМ Если учение Плотина, по словам крупнейшего знатока его философии, - «не обычная система эманации, но имматериалистический энергизм», т. е. «субстанции суть энергии; как таковым им присуще действовать; их действие - порождение в объекте действия «подобия»

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

10. Неоплатонизм Школы эпикуреизма и стоицизма, получившие широкое распространение в республиканском, а затем и в императорском Риме к III в., незадолго до падения последнего, практически сошли на нет, за исключением платонизма. Вобрав в себя мистические идеи

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Неоплатонизм Неоплатонизм (Плотин, Plotinus 205–270) претендует на выражение этой религиозности. В этом учении индивид помещается в гигантский космологический порядок, а зло понимается в качестве изъяна бытия, его отсутствия, как небытие, наподобие рассмотрения тела (материи)

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

XII. Неоплатонизм Образование огромной Римской империи, сильной своей военной мощью и административной организацией, сопровождалось глубокими изменениями в сознании общества и угнетенных масс населения. Это была эпоха крушения поглощенных и покоренных Римом древних

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Плотин и неоплатоники Философским синтезом всей этой эпохи стал неоплатонизм Плотина, последняя великая философская система античности. В противоположность системе Филона, в ней философские элементы преобладали над элементами религии, дух Греции преобладал над духом

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II автора Коплстон Фредерик

Из книги Объективное знание. Эволюционный подход автора Поппер Карл Раймунд

5.1. Платонизм и неоплатонизм Всем известно, что Платон был первооткрывателем третьего мира. Как заметил Уайтхед, вся западная философия состоит из примечаний к Платону.Я сделаю только три кратких замечания о Платоне, два из них - критические.(1) Платон открыл не только

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Глава III. Третий период: Неоплатоники

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

3. Неоплатоники кроме Плотина Учение Плотина о душе настолько ясно и подробно представлено, что для нас сейчас, пожалуй, отпадает необходимость говорить на эту тему о других неоплатониках. Разные интересные подробности мы находим, прежде всего, у Порфирия, трактат

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

1. Неоплатонизм Плотин дает окончательное и яснейшее определение софии. Этому он посвящает свой замечательный текст V 8, 3 – 6 с дальнейшими подробностями в главах 7 – 13. Весь этот трактат нами переведен (ИАЭ VI 452 – 465) и проанализирован (465 – 482).Основным является здесь та

Из книги автора

4. Плотин и другие неоплатоники а) Неоплатоники в буквальном смысле слова не называют природу мифом. Но, как это можно подтвердить разнообразными текстами, природа у них именуется душой. А ведь одушевленная природа – это и есть миф.Уже Плотин говорил, что душу можно

Из книги автора

§6. То же. Неоплатонизм Характерный для позднего эллинизма неоплатонизм, как и во всех основных проблемах вообще, отличается напряженно–синтетическим характером, который, конечно, требует специального рассуждения. Что касается Плотина, то необходимые для его изучения

Из книги автора

5. Неоплатоники а) Если мы будем иметь в виду предложенное у нас учение Платона о добродетелях, то в основном это учение придется констатировать и для неоплатоников. Однако – и это мы уже много раз наблюдали выше – у Плотина, основателя неоплатонизма, большой новостью

Из книги автора

8. Неоплатонизм Именно представление о мире как средоточии символов заставило философов-неоплатоников с необычайной последовательностью и упорством толковать бесконечное многообразие космической и человеческой жизни в плане чисто символическом. Правда, неоплатонизм,

НЕОПЛАТОНИЗМ –завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269).

Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел.

Античный неоплатонизм существовал как школьная философия и был ориентирован на комментирование диалогов Платона и систематическую разработку его учения. К школе Плотина в Риме принадлежали Амелий и Порфирий .

Уже в этот ранний период были разработаны основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум, содержащий в себе все идеи, живущая во времени и обращенная к уму мировая душа, и порождаемый, организуемый ею видимый космос. Внизу мировой иерархии – бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия. Система Плотина была изложена им в ряде трактатов, изданных после смерти Плотина Порфирием под названием Эннеады . Зафиксированная в Эннеадах антиаристотелевская позиция Плотина в дальнейшем развитии неоплатонизма сменяется признанием роли Аристотеля как последователя Платона, философия Аристотеля, в особенности его логика, понимается как введение в философию Платона. Начиная с Порфирия, в неоплатонизме начинается систематическое толкование сочинений Платона и Аристотеля.

У Порфирия учился Ямвлих – основатель Сирийской школы неоплатонизма. Ямвлих известен как разработчик системы изучения и комментирования Платона (т.н. канон Ямвлиха из 12 диалогов Платона), как поклонник теургии – мистической практики общения с богами и духами посредством ритуальной магии. Завершающим этапом изучения философии при Ямвлихе становится толкование орфических текстов и халдейских оракулов, обязательным элементом замкнутой от внешнего интереса школьной жизни становится отправление религиозного культа. Учениками Ямвлиха были: его преемник Сопатр Апамейский, Дексипп, Феодор Асинский и др.

Один из учеников Ямвлиха Эдесий основал Пергамскую школу неоплатонизма, продолжавшую традиции сирийской. Ее представителями были Хрисанфий, Саллюстий, автор сочинения О богах и о мире , Евнапий, автор ценного описания философии Пергамской школы Жизни философов и софистов , император Юлиан (Отступник). В обстоятельствах жизни последнего в полной мере отразилось характерное для 4 в. противостояние в интеллектуальной жизни империи христианства и язычества.

Двумя основными школами позднего неоплатонизма были Афинская и Александрийская. Афинская школа была основана при Плутархе Афинском как продолжение платоновской Академии, виднейшими ее деятелями были Сириан, Прокл, последний глава Академии Дамаский . В Афинской школе продолжали разрабатывать проводимое Ямвлихом систематическое описание нематериальных уровней мира (классификацию богов, духов, идеальных сущностей), прибегая при этом к детальным и утонченным логическим построениям. С 437 Академию возглавлял Прокл, который подвел итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма, составил множество комментариев к диалогам Платона и написал ряд фундаментальных трудов, некоторые из которых сохранились (напр., Теология Платона ). Продолжением афинской стала Александрийская школа. К ней принадлежали Гиерокл, Гермий, Аммоний, Олимпиодор, Симпликий, Иоанн Филопон. Эта школа прежде всего известна своей комментаторской деятельностью, причем главным объектом внимания в ней стали сочинения Аристотеля. Александрийцы проявляли большой интерес к математике и естествознанию, многие из них обратились к христианству (Филопон). Последние представители школы (Элий, Давид) известны как составители учебных комментариев к логике Аристотеля.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).

Мария Солопова

Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи.

Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля.

Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой размышление о надличностном, признание иррациональной сущности.

Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.

Основные положения:

Проповедь искупления греха.

Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности – Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной интуиции, направленной на познание единого.

Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко многому→ проблема универсалий.

Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):

  1. Единое в себе

Неоплатонизм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Неоплатонизм" 2017, 2018.

  • - СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

    Ренессанс - эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался... .


  • - Неоплатонизм.

    Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Крупнейшими представителями неоплатонизма были Плотин,Порфирий (III в. н.э.), сириец... .


  • - Неоплатонизм

    Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи. Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля. Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это подлинный предвосхититель христианства, так как представляет... .


  • - Неоплатонизм

    Существовала еще одна область мысли, стремившаяся преодолеть эллинистический раскол между рационалистическими философиями и мистериальными религиями. В течение нескольких столетий после смерти Платона (середина IV в. до Р.Х.) многие философы постоянно обращались к его... .


  • - Вопрос № 9 Философия неоплатонизма и стоицизма

    Стоицизм.Основателем его былЗенон из Китиона (ок. 333- 262 гг. до н. э.), который находился на Кипре. Школа получила название от слова&... .


  • - Неоплатонизм

    Глава 10. ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и фи­лософии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в. важнейшим центром еврейской философской мыс­ли стала Кордова (Испания). Развитие еврейской... .


  • - Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия – направления философии эпохи Возрождения.

    Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV-середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: ü антицерковная и антисхоластическая направленность; ü стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать... .


  • - Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения

    1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое. Последние три течения принято объединять... .


  • - Философия позднего эллинизма: неоплатонизм

    Стоицизм: основные идеи и представители Схема 45. Стоицизм Схема 46. Основные идеи философии киников Схема... .