Структура методов активизации творческого мышления. Методы активации творческого мышления

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Вот перечень методов организации творческого процесса:

Метод мозгового штурма,

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),

Метод синектики,

Морфологический метод.

Все они были разработаны в указанном порядке:

1) метод мозгового штурма - изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в 1930 году;

2) морфологический метод - разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;

3) метод синектики - предложен В.Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;

4) ТРИЗ - начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.

Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте // Вестник Международного Университета. Серия "Менеджмент". - М., 2005. - Вып. 3..

Мозговой штурм - это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:

Спонтанная генерация любых идей (обычно 60 - 80 идей за 40 мин);

Экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).

Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.

Синектика - это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:

Прямая аналогия - анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

Личная аналогия - вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;

Символическая аналогия - краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

Фантастическая аналогия - поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

Недостаток метода: для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.

Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей, вот некоторые их них:

ТРИЗ - эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач. Консалтинговая фирма ТРИЗ-шанс, 2003 г..

Алгоритм ТРИЗ

Шаг 1: Условия задачи

Система для:

(основная функция)

с помощью:

(принцип действия)

состоит из:

(состав системы)

В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект №1:

Логическое противоречие:

ЛП: ОФ - НЭ1 - СУ - НЭ2

Шаг 2: Постановка изобретательской задачи

Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:

СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат

Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ):

Шаг 3: Дополнительные

Определение оперативной зоны конфликта (проблемы):

ОЗ - зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ:

Определение оперативного времени конфликта (проблемы):

ОВ - сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:

Шаг 4: Противоречие на макроуровне

Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть:

В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:

Шаг 5: Противоречие на микроуровне

Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:

Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть:

Шаг 6: Идеальный конечный

результат

Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:

Шаг 7: Формулировка требований

Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы:

Шаг 8: Анализ возможностей системы

Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:

Примечания:

Система - объединение разнородных элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов.

ОФ - действие, для осуществления которого создана некая система.

ПД - закон, посредством которого система осуществляет основную функцию.

СС - элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции.

НЭ - вредное для пользователя системы действие, возникающее при выполнении ОФ; чаще всего возникает в случае изменения системы пользователем или предъявлении к ней повышенных требований.

СУ - изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию.

ЛП - свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: «если… - то… - но…». При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений.

Х-элемент - некий идеальный элемент, помогающий устранить НЭ и привести к идеальному конечному результату. На первом этапе Х-элемент является фантастическим допущением, психологически снижающим сложность задачи, при этом данный элемент должен обладать вполне конкретными полезными свойствами.

ОЗ - зона, в которой происходит конфликт, приводящий к ЛП, она может совпадать или не совпадать с зоной, в которой выполняется основная функция системы.

ОВ - состоит из времени выполнения системой основной функции - Т3, предконфликтного периода - Т2 и времени конфликта Т1: Т = Т1 + Т2 + Т3.

Противоречие на макроуровне - это противоположные требования к свойствам оперативной зоны, где необходимо указать, в какой период и с какой целью ОЗ должна иметь данное свойство.

Противоречие на микроуровне - это противоположные требования к частицам (деталям) свойств ОЗ, обеспечивающим выполнение условий деятельности системы.

Идеальный конечный результат (ИКР) - достигается в том случае, когда система сама обеспечивает присутствие между элементами таких деталей, которые способствуют выполнению ОФ системы без появления НЭ.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент. 3/5/2004. www.ovsem.com:

1) Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею - «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».

2) Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.

3) Революция - метод действует по принципу: лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.

4) Повторное использование - данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

5) Смена направления - заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.

Содержание:

Существует множество различных методов активизации мышления. В этой статье мы рассмотрим три наиболее действенных:

  • физиологический;
  • социальный;
  • подсознательный.

И начнем с самого простого, который вы можете использовать хоть сейчас.

Физиологический метод активизации мышления

Этот метод активно использовал Аристотель, и его философская школа даже получила название по имени этого метода. Как это ни странно, столь простой и эффективный, он не получил дальнейшего развития, хотя его эффективность может проверить любой желающий.

Этот метод использовали практически все великие умы. Хотя приходили к нему стихийно. Сам Аристотель считал этот метод настолько очевидным, что специально не заострял на нем внимания. Исследователи творческого мышления нашли массу экзотических вариантов активизации мышления, но не заметили столь простого способа, не требующего практически никаких усилий. Простота метода послужила прекрасной маскировкой.

Насколько метод оказался скрытым, видно по книге бригадного генерала армии США Вашингтона Плэтта «Стратегическая разведка». В этой книге профессиональный разведчик учит замечать самые мелкие детали и подробности при анализе разведданных. И он же приводит пример своего исследования, посвященного активизации мыслительной деятельности. В этом исследовании нескольким крупнейшим американским ученым была разослана анкета с вопросами о том, как они приходят к научному открытию и что этому способствует. Далее Плэтт приводит массу конкретных примеров, характерных для каждого ученого. В том числе, он указывает и на метод Аристотеля, но… не придает ему никакого значения. А теперь посмотрим внимательно на ту фразу, которую пишет Плэтт: «Ряд научных работников заявили, что самые лучшие мысли приходят в голову, когда они утром идут пешком из дома в лабораторию или вечером, когда они возвращаются домой».

Обратите внимание, мысли приходят в голову не в лаборатории, которая собственно и предназначена для научных исследований, а вне ее.

Аристотель первым заметил это, поэтому, когда организовал свою философскую школу Ликей, то предусмотрел в ней крытую галерею для прогулок (peripatos), которая и дала название философской школе. Последователей Аристотеля стали называть перипатетиками - прогуливающимися.

А физиологический метод состоит в том, что если вам нужно решить проблему, то лучше всего прогуляться, раздумывая над этой проблемой.

Затруднились с ответом?
Тут же вставайте и начинайте ходить. В голове сразу прояснится.

Почему же прогулка так влияет на мышление? Одна из причин состоит в улучшении кислородного снабжения мозга. Около половины всего кислорода, который мы вдыхаем, потребляет головной мозг. Кровь протекает через мозг в 5-7 раз скорее, чем через расслабленные мышцы. Как только участок нервной ткани мозга активизируется, ему требуется больше кислорода. Поэтому прогулка на свежем воздухе столь важна. Как только мозг начинает думать, ему нужен кислород, а прогулка дает возможность поставлять кислород в больших количествах.

Другим важным фактором является ритмичность движений. Мышление - это ритмический процесс, поэтому ходьба в ровном темпе позволяет подчинить работу мозга нужному ритму. Сочетание ритмических движений мышц и свежего воздуха дают мгновенный эффект активизации мышления.

Метод кажется очень простым, но дает совершенно поразительные результаты. Гельмгольц совершил самые известные открытия во время ночных прогулок. Ганс Селье, открывший явление стресса, писал, что «хорошие идеи нередко приходили ко мне во время пеших прогулок от дома до гаража». Джон Стюарт Милль с детских лет и буквально до последних дней жизни предавался умственным занятиям во время длительных пеших прогулок. Карл Маркс за время работы над «Капиталом» протоптал дорожку на ковре своей комнаты.

Столкнувшись с трудной проблемой, попробуйте неспешно прогуляться по городскому парку, и вы заметите, насколько более ясным стало ваше мышление.

Существует и прямо противоположный вариант физиологического метода. Его придумал доктор Еширо Накаматс, автор более двух тысяч изобретений, включая дискету, жесткий диск и цифровой дисплей часов. Когда Накаматс раздумывает над очередным изобретением, он ныряет в бассейн с ручкой и пластиковой карточкой. Сидя под водой, он записывает приходящие идеи, пока хватает воздуха. По словам Накаматса лучшие идеи посещают его перед самым всплытием. Врач Роберт Доман объясняет этот эффект тем, что в ответ на повышение содержания углекислого газа в крови сонные артерии, питающие мозг кровью, расширяются, обильно подавая в мозг кислород.

Можете попробовать и вариант Накаматса, хотя, согласитесь, прогулка все же более легкий и приятный для использования метод.

Социальный метод активизации мышления

Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить».
Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив. ..
Николай Некрасов

Этот вариант активизации мышления хорошо знаком преподавателям, лекторам и иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его секрет состоит в том, что диффузные понятия не могут быть основой мышления. Для того чтобы перевести диффузные понятия в стереотипные, нужно мысленно подобрать термины, которые описывают ситуацию. Но это очень трудно сделать именно потому, что в голове каша.

Самый простой выход в этой ситуации - рассказать проблему другому человеку. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда начинали объяснять кому-либо свою проблему - и в этот момент приходило решение. Это и есть социальный вариант активизации мышления.

Теперь вы уже знаете, в чем секрет, и можете использовать этот вариант сознательно. Данный метод очень хорошо помогает в тех случаях, когда вы разбираетесь в новой и незнакомой проблеме. В вашем сознании появляется масса новых, а потому диффузных понятий. Вам кажется, что вы все понимаете, но сформулировать свое понимание не можете. Обычно так и говорят: «Все понимаю, а сказать не могу». Это иллюзия. Понимание — это умение объяснить, а если вы объяснить не можете, значит, и не понимаете.

Для применения этого метода ваш собеседник совершенно не обязан быть экспертом и даже может совсем не разбираться в ситуации. Вы можете говорить о вашей проблеме школьнику, детсадовцу, грудному младенцу и даже котенку. Вопрос не в том, кому вы это говорите, а в самом процессе объяснения.

Говорить нужно обстоятельно и подробно, тщательно формулируя те затруднения, с которыми вы сталкиваетесь. Стараясь по мере возможности избегать заумных терминов. Вы увидите насколько проблема становится проще, когда описываете ее простыми словами.

Если проблема не слишком занудна, то лучше рассказать о ней не одному человеку, а нескольким. С каждым новым рассказом проблема будет становиться все более простой, пока ее решение не станет практически очевидным. Это хорошо знают преподаватели, что выражено в старой шутке, когда лектор жалуется: «Что за тупые студенты мне попались. Один раз объясняю - не понимают. Второй раз объясняю - не понимают. Третий раз объясняю - уже сам понял, а они все равно не понимают».

Усилить действие данного метода можно письменным описанием проблемы. Этот вариант можно использовать в том случае, если проблема громоздка и ее решение займет продолжительный срок: месяцы или годы. Письменное изложение требует от человека, чтобы он описал все стороны проблемы. И часто получается, что, только начав писать, он понимает, что знает о предмете точно, а что - туманно. И большую ошибку совершают те, кто не любит писать, объясняя это тем, что у них нет способности к писательству. Никаких особых способностей здесь не нужно. Это легко видеть по форумам в Интернете, где самые разные люди легко пишут сообщения по десятку предложений в каждом. А результаты переписки могут занимать десятки страниц.

Хитрость - в том, что человек легко пишет о тех вещах, которые понимает.
Хотите хорошо писать — хорошо поймите, о чем пишете.

Жак Барзун советовал начинающим писателям: «Заставьте поверить, что вы хотите склонить кого-нибудь к вашей точке зрения; иными словами, придумайте тезис и начните его излагать… При небольшом первоначальном усилии - вызов дару слова - вы заметите, что ваша скованность исчезает и вы по-настоящему втягиваетесь в дело. Тема захватывает вас, как это происходит со всеми писателями, у которых работа вошла в привычку».

Студенты часто удивляются, насколько хорошо преподаватель владеет предметом. Но удивительного ничего нет. Он этот предмет не только постоянно объясняет, но и постоянно готовит письменные материалы: лекции, контрольные, методические указания.

Социальный вариант можно сочетать с физиологическим. Математики Гильберт, Гурвиц и Минковский обсуждали математические проблемы во время долгих прогулок.

Активация подсознания

Наиболее эффективным методом активизации мышления является активация подсознания. Его преимущество в том, что интеллект будет работать на вас днем и ночью. А так как интеллект - это мощная штука, то существует очень мало задач, которые не поддаются данному методу.

Собственно, этот метод и есть визитная карточка гениев. Их поразительные интеллектуальные достижения кажутся непостижимыми. «Как так, я задачку по арифметике полдня решаю, а он открыл дифференциальное исчисление!» Поэтому очень распространена отговорка, что у гениев особый интеллект и они не такие, как все.

Но все значительно проще. Мозг гениев устроен так же, только они им постоянно пользуются. Вот и вся разгадка.

В чем суть метода? Решать задачи на сознательном уровне не всегда получается. У человека масса житейских забот, которые требуют внимания, поэтому он вынужден постоянно отвлекаться. В результате мозг постоянно простаивает. Мы используем его всего на несколько процентов. Разные исследователи называют разные цифры, но вполне очевидно, что большую часть времени наше сознание занято полной ерундой типа «Сколько стоит вот та блестящая штучка» или «Куда подевались мои тапочки». Но даже если мы сядем и возьмем чистый лист бумаги с намерением сделать гениальное открытие, то непременно зазвонит телефон и ваше сознание опять будет забито всяким мусором. Открытие опять не состоится.

А ведь к нашим услугам всегда действующее подсознание. Почему знание о том, как завязывать шнурки, мы в подсознание кладем, а что-либо более серьезное - нет? Ведь подсознание столь же разумно, как и сознание, нужно только правильно им пользоваться.

Методика активации подсознания очень проста и состоит из трех простых этапов.

  • Сначала сформулируйте тот вопрос, который вас сейчас интересует. Формулировка должна содержать не более семи слов и подразумевать точный ответ.
  • Запишите этот вопрос и приблизительно раз в день останавливайте на нем взгляд. Читать его даже не обязательно. Подсознание само его заметит.
  • Прекратите сознательно обдумывать этот вопрос, но продолжайте внимательно наблюдать и собирать информацию по этой теме.

Что же будет происходить с вашими мыслями? Как только вы четко сформулировали вопрос, в подсознании тут же образовалась комната, куда мышление будет тащить всякую всячину. Краткая формулировка сформирует детектор ответа. И теперь подсознание готово к работе. Каждое вновь принесенное знание будет проверяться детектором, и если он сработает, то подсознание тут же закричит: «Эврика!» - и потащит готовый ответ в сознание.

Реально это будет выглядеть так, что вы совершенно неожиданно сообразите, в чем дело. Это произойдет в любой бытовой ситуации. С Архимедом это произошло в ванне, а с Ньютоном - под яблоней. В обоих случаях подсознание уже имело детектор ответа, а дополнительная информация только дорисовала недостающую деталь.

У этого метода есть очень важное ограничение. Интеллект будет работать только в том случае, если задача вам действительно интересна. В противном случае ваша задачка тут же будет заброшена в самый дальний угол памяти, и интеллект забудет о ней.

Сила этого метода заключается в том, что число вопросов, которые вы можете задавать подсознанию, не ограничено. Именно поэтому гении столь многого добивались. Им было все интересно, и их мозг днем и ночью работал над всё новыми проблемами.

Если вы задали мышлению очень трудную задачу, то оно может решить ее не сразу (иногда это может занять несколько лет) - но рано или поздно все равно решит, поэтому не расстраивайтесь. Альберт Эйнштейн сформулировал очень простой вопрос: «Можно ли определить, что лифт движется, находясь в нем?» Проблема долго не поддавалась решению, но когда все-таки решилась, то Эйнштейн создал теорию относительности. Так что не бойтесь задавать сложные вопросы. Интеллект именно для них и создан.

Через творческие занятия человек способен выражать себя, демонстрируя свои личностные качества, таланты и навыки. Также при помощи творчества можно проявить свою индивидуальность и степень значимости. Развитие творческих способностей во многом способствует глубокому познанию окружающей действительности, а также своего внутреннего мира.

Рис. Методы активации творческого мышления

Особенности творческого мышления

Способность к адаптации

Заключается в умении и моделировать будущие ситуации, выстраивая обстоятельства так, как это необходимо в конкретный момент. Человек способен легко переключать свое внимание на другую точку зрения и обрабатывать большой объем поступающей информации.

Гибкое восприятие

Люди, обладающие гибким восприятием окружающего мира, могут без труда изменить свой взгляд на тот или иной объект (явление). Они всегда готовы к всестороннему рассмотрению обстоятельств. Благодаря этому люди с гибким восприятием могут повысить степень уникальности любого объекта (явления), а также найти для него новые области применения.

Многогранность

Подразумевает широкий кругозор и стремление к рассмотрению ситуаций с необычных и не свойственных им сторон. Например, человек будет считаться многогранной личностью, если способен создавать лайфхаки - маленькие хитрости, с помощью которых можно облегчить какую-либо работу.

Нетривиальность

Это качество заключается в желании и умении создавать уникальные вещи. И неважно, что это будет. Возможно, стихотворение, картина или какое-нибудь устройство. Смысл остается одинаковым. Человек способен раскрывать свой потенциал, создавая уникальные идеи и/или предметы. Но есть одной условие: созданная в процессе творчества вещь должна обязательно представлять ценность.

Опытные психологи разработали массу уникальных методик, при помощи которых можно . Созданные методы позволяют изменить устоявшийся взгляд на определенные вещи, «потеснить» репродуктивное мышление, освободив в сознании место для «рождения» новых идей.

Наиболее популярными методиками развития творческих качеств являются:

  • «Изменение условий задачи»
    Позволяет активизировать мыслительный процесс и сформировать принципиально новое восприятие определенной ситуации. Человек учится видеть поставленную перед собой цель по-иному. Сначала он меняет временные и/или размерные показатели цели, после чего появляются свежие идеи относительно достижения желаемого
  • «Активная фантазия»
    Попробуйте немного пофантазировать. Задавайте себе безумные вопросы и старайтесь подробно на них ответить. Например, как изменилась бы жизнь, если бы все растения были красного цвета? А что произойдет, если у людей будет не две, а четыре руки? А какие глобальные последствия имел бы тот факт, что люди могут летать?
  • «Мозговой штурм»
    Пожалуй, самый распространенный способ активизировать творческое мышление, а также повысить степень его продуктивности. Суть методики, разработанной и впервые примененной в Америке более 70 лет назад, заключается в коллективном поиске решений с целью выполнения определенных задач. При этом все участники «мозгового штурма» должны быть распределены на тех, кто предлагает варианты решений, и тех, кто критикует их. Кстати,

Кто-то пишет замечательные картины, кто-то с помощью зарифмованных строк создает настоящие поэтические шедевры. Искусство живет в каждом. человек способен делать поистине поразительные вещи!

05.05.2017 3408 +6

Сегодня новаторская работа рассмат­ривается как организованная деятельность, а инновация рассмат­ривается как процесс, которым обязательно нужно управлять. Более 90 процентов всех эффективных нововведений составляют нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде. Основой инновационной деятельности, безус­ловно, является творческое мышление. Как и любое мышление, творческое мышление лучше всего рабо­тает, если оно дисциплинированно. Таким образом, чтобы быть эффективным, творческое, инновационное мышление должно быть поставлено на службу четко определенной цели, и работать по четко установленным правилам. Рассмотрим основные приемы организации творческого мышления.

Первым из вышеназванных приемов по праву считается метод мозгового штурма (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), который также называют отцом всех приемов творческой деятель­ности.

Его создателем является Алекс Осборн. Будучи капитаном одного из американских кораблей во время второй мировой вой­ны, он выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказы­вать свои варианты решения задачи противодействия торпедным атакам японских эсминцев. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, - сказал он, - мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она отклонится от цели, то есть от корабля. Несмотря на то, что, на первый взгляд, это предложение кажется совершенно абсурдным, но на его основе позже был сконструирован силовой гидравличес­кий аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся торпеды. Торпеда по мере при­ближения к кораблю теряла скорость, и струя воды изменяла ее траекторию, что давало возможность избежать попадания торпе­ды в корабль.

После войны Осборн стал инженером. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение». Благодаря колоссальному та­ланту Осборна продавать идеи у мозгового штурма в 50-60-х го­дах появились многочисленные последователи как в США, так и в других странах.

Суть мозгового штурма как методики состоит в следующем. Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться пре­доставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться напра­вить их по заранее определённому руслу. Такое мышление назы­вается свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам и само­му себе всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Установлены четыре простых правила для проведения успешного мозгового штурма:



1) Критика исключается. Идеи критикуются после, а не во время штурма.

2) «Езда без правил» приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую.

3) Мы хотим еще! Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи.

4) Сочетайте и улучшайте. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, соче­тания или изменения идей других членов команды.

Помимо есть четыре основных принципа.

· Беритесь за дело - не ждите, пока на вас снизойдет вдохнове­ние.

· Сосредоточьтесь на цели занятия, на том, чего вы хотите до­биться.

· Будьте внимательны - убедитесь, что вся команда думает в одно и то же время в одном и том же направлении.

· Сконцентрируйтесь - держитесь и не сдавайтесь, даже если идеи не приходят в голову.

Из этого видно, что, несмотря на свободу и отсутствие ограни­чений в процессе генерации идей, сам мозговой штурм должен быть хорошо спланирован.

Другим методом активизации творческого мышления посред­ством использования свободных ассоциаций является метод бисоциации Артура Кестлера. Он исследовал то, что он назвал «бисоциативным мышлением», ассоциации, которые создает разум, воспринимая одну и ту же ситуацию или идею «в двух внутренне согласованных, но обычно не совместимых между собой системах координат». Простейший пример бисоциации - игра слов, когда разум воспринимает оба значения слова одновременно. Специально создавая бисоциации, активно исполь­зуя для этого метафоры, мы можем стимулировать творчество.

Примерно в то же самое время, что и Кестлер, свои основные идеи опубликовал другой ученый - Эдуард де Боно. Он предло­жил идею так называемого, «всестороннего подхода». В мыслительных процессах Де Боно различает «вер­тикальный подход» и «всесторонний подход».

«Вертикальный подход» - это обычное логическое мышле­ние. Оно постепенно идет от проблемы к решению. С помощью вертикального подхода ищут правильный ответ. Чтобы получить его, правильным должен быть каждый этап решения. Класси­ческий пример вертикального подхода - решение арифметической задачи.

«Всесторонний подход» - это когда мысль скачет с одного на другое. Его цель найти не правильный ответ, а новую идею. Сле­довательно, правильность действий на каждом этапе для всесто­роннего подхода не важна. Его цель не решить, а найти нечто новое. Классический пример всестороннего подхода - видеть, что два не похожих на вид предмета на самом деле похожи.

Хотелось бы отметить, что мыслительные процессы, описан­ные Де Боно как «вертикальный подход», отражают работу лево­го полушария человеческого мозга, которое формально-логичес­ки упорядочивает информацию и функционирует на основе уста­новления однозначных связей между предметами и явлениями. А «всесторонний подход» - работу правого полушария, отвечающего за образное мышление, для которого характерны многозначность и многогранность связей, свобода от альтернатив, приводящих к неразрешимым конфликтам, свободное ассоциирование. Благо­даря перечисленным характеристикам активность правого полушария открывает новые возможности для поиска и решения за­дач. Таким образом методика, предложенная Де Боно, является реалистичной стратегией для повседневного применения и направ­лена на активизацию деятельности правого полушария.

Некоторые техники пытаются использовать принцип мозгово­го штурма «больше, значит лучше». Они исходят из того, что большое количество идей, возникших более или менее механи­чески, даст хоть какое-нибудь сырье для производства действи­тельно интересных, новых идей. К методиками подобного рода относятся морфологический анализ и его разновидность ТРИЗ. Морфологический анализ как техника творчества был впервые разработан в 40-х годах 20 века швейцарским астрономом и аст­рофизиком, работающим в области ракетных исследований - Фри­цем Цвики. Суть морфологического анализа состоит в следую­щем. Он обычно означает создание сетки или матрицы из трех или более переменных и изучение всех комбинаций. Инновацион­ная команда, ищущая возможности запуска на рынок нового про­дукта, могла бы установить переменные, например, производствен­ные процессы, рынки, сырье и поместить их друг против друга на сетке или модели. Какие-то комбинации дали бы уже существую­щие продукты, другие могли бы предложить новые идеи: возмож­ную или еще неопробованную комбинацию, процесс, сырье или рынок, которые могли бы привести к успеху продукта. Хотя это не совсем творчество, но оно придает упорядоченность творческо­му мышлению.

В 40-50-е годы необычный вид морфологического анализа (ТРИЗ) был разработан в СССР. После окончания «холодной войны» он начал приобретать все большую известность.

Его автором был Генрих Саулович Альтшулер - советский ин­спектор-патентовед. На основании постоянных исследований ты­сяч патентов он объявил об открытии моделей, лежащих в основе всех изобретений. В 1948 он написал письмо Сталину, в котором критиковал неспособность советского государства стимулировать изобретательскую активность, и сразу же был приговорен к 25 годам лагерей. В лагере он продолжал обдумывать свою идею и создал систему ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач»). В 1954 году, после смерти Сталина, его освободили, и он начал публиковаться. Однако в 1974 году он снова поссорился с властями, ТРИЗ ушел в подполье, и Альтшулеру пришлось зарабаты­вать на жизнь научно-фантастической литературой. ТРИЗ пере­шел на легальное положение только с началом перестройки. Но с тех пор он неуклонно завоевывает все большую аудиторию по все­му миру.

В основе ТРИЗа лежит диалектический материализм. В каж­дой системе происходит борьба противоположностей; противоре­чия разрешаются по мере развития системы. Поиск новых идей - это постоянный процесс выявления конфликтующих противопо­ложностей в ситуации и последующее обнаружение способа их примирения. Метод систематизирован на основе принципа поме­щения исследователем проблем в матрицу или сетку, чтобы ис­следовать по ней любую из множества парных противоположнос­тей. Альтшулер заявляет, что открыл принципы, управляющие таким диалектическим развитием; их можно освоить, и творче­ство станет менее спонтанным и более систематическим.

Еще одна методика, порожденная правилами мозгового штур­ма - это синектика . Но синектика начинает работать тогда, ког­да заканчивается мозговой штурм. С одной стороны, она развива­ет идеи Алекса Осборна, а с другой - она более систематизирова­на. Синектику разработали Уильям Гордон и Джордж Принс. Гор­дон записывал на пленку процесс работы инженеров-конструкто­ров и обнаружил, накануне прорыва к открытию команда входит в совершенно особое психологическое состояние. Так холодный объективный анализ проложил путь увлекательному и метафори­ческому стилю работы, который Гордон назвал «пылким».

Гордон ввел ряд правил для стимулирования «пылкого» стиля мышления. Наиболее существенное из них - использование ме­тафоры. Важным элементом в занятии по синектике является «эк­скурсия», которая уводит команду от «цели как ее понимают», то есть желаемой инновации, на метафорический ландшафт, где эта цель может предстать в новом неожиданном свете. Например, лидер группы может взять какой-нибудь пример из исходной ситуации и попросить свою команду привести примеры того же рода, но в абсолютно другом контексте. Мост может стать жестом дружбы; автомобильный двигатель может превратиться в местный празд­ник или производить деньги вместо того, чтобы обеспечивать дви­жение вперед.

Суть синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:

1) отождествления самого себя с каким-либо элементом про­блемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;

2) поиска сходных, похожих явлений и процессов в совершен­но иных, часто весьма неожиданных областях знания и практи­ки;

3) использования поэтических образов и метафор для форму­лирования задач;

4) фантастической аналогии, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.

Синектика остается одним из самых систематических подхо­дов к творческому мышлению. Она получила большую поддерж­ку в промышленных и деловых кругах.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что за десятки лет, прошедшие со времени изобретения метода мозгового штурма, было разработано множество других методик для творческого мышле­ния. Все они в той или иной мере посвящены специальному сти­мулированию ассоциативного мышления. В основном они действу­ют по трем направлениям:

1) конструирование ассоциаций;

2) использование переносов, метафор;

3) оспаривание или выворачивание наизнанку предвзятых мне­ний, которые лежат в основе нашего мышления.

Теперь обратимся к тому, как можно содействовать развитию мышления.

В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - важнейшие факторы продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение ведет к неправильному использованию полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, возникает тенденция к появлению стереотипов. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

  • косность, стереотипность мышления;
  • излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому;
  • страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;
  • психическая и мышечная напряженность и т. д.

Чтобы активизировать мышление, можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм » (метод, предложенный А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе).

Основные правила проведения «мозгового штурма»:

  1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно, чтобы они обладали разными профессиями (для избежания стереотипности в подходах); в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
  2. «Запрет критики»: чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате «мозгового штурма» идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, чтобы отобрать наиболее ценные идеи. Как правило, их оказывается примерно 10%. Участников в состав «жюри» экспертов не включают.

Эффективность этого метода высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» было выдвинуто 15 тысяч идей, и 1,5 тысячи из них были незамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», проводимый группой, постепенно накапливающей опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектпики. Она предложена американским ученым У. Гордоном.

При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:

  • прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);
  • личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);
  • символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
  • фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что сначала выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты (элементы).

Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д. Элементами же для оси «источники энергии» будут аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва бы пришли в голову.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов , который предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?»

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Развивать и стимулировать мыслительную деятельность человека можно посредством различных задач. Так, для развития способности отделять главное от второстепенного используются задачи с избыточными данными, уводящими от правильного решения. Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивают задачи с частично неверными данными, В этом случае требуется скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. Умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивает мышление человека. Проанализировав решение творческих задач, ученые установили ряд закономерностей.

Сначала используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем они реализуются, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается их причина, а именно несоответствие средств задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (третий этап, средний уровень), вырабатываются программы «поисковой доминанты». Затем на низшем (неосознанном) уровне отыскивается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходят логическое обоснование, вербализация и формализация решения.