Древнее царство. Роспись гробницы в Медуме

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Стела фараона Джета

Царя змей Известняк. Ок. 3000 г. до н. э.

Позже украшение гробниц рельефами становится обязательным. От Древнего царства дошло большое число росписей и рельефов из гробниц. В это время складываются тематика, схемы расположения, основные композиции. Сюжеты связаны с потребностями культа; все изображения на рельефах и росписях строятся строго по канону.

Тронная статуя Хефрена

Статуя фараона Хефрена относится ко времени IV династии (Древнее царство), была найдена в зауаокойном храме фараона Хефрена в Гизе. С момента своего возникновения египетская скульптура подчинялась определенному канону - ряду правил и законов, важнейшими из которых были фронтальность и симметрия. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Данная скульптура являет сидящую модель фараона. Части туловища фараона соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, причем зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Торс фараона обнажен; на нем надета лишь плиссированная юбка. Голова фараона украшена клафтом - полосатым платком со спускающимися на плечи концами. Особое внимание уделяется выразительному взгляду. Он был инкрустирован хрустелем или рельефно обведен по контуру век.

Великий Сфинкс

В долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе, недалеко от Каира, восседает громадное существо с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя - первая истинная колоссальная царская скульптура в истории Египта - известна как Великий Сфинкс, и является национальным символом Египта, как древнего, так и современного. Лицо Сфинкса обращено к восходящему солнцу. Лев был символом Солнца не только в Древнем Египте, но и во многих ближневосточных культурах. Человеческая голова царя на теле льва символизировала силу и мощь, которую контролировал разум фараона - хранитель мирового порядка, или маат. Такой символизм просуществовал два с половиной тысячелетия, и присутствовал в изобразительном искусстве египетской цивилизации.

Искусство Древнего Египта
«Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу»…(Из древнеегипетского папируса)
Египет - страна, население которой проживало в районе Сахары еще с неолита, т. е. было автохтонным. Глубинная связь с породившей ее первобытностью пронизывает всю египетскую культуру. Так, идея пирамиды могла родиться из представления о священной горе. Мысль о сакральном значении отдельно стоящего камня реализуется в форме обелиска. Египетская культура медленно вырастала из первобытности, сохраняя связь с такими первобытными верованиями, как анимизм, фетишизм и тотемизм. Анимизм проявлялся в создании статуй-дворников, мумификации тел фараонов, в росписях пирамид и скальных гробниц, темой которых являлось путешествие души умершего в царстве Аида. Основы иконографии и стилистики египетского искусства сохранятся на протяжении тысячелетий.

Искусство в Египте имело своей целью утверждение идеи о всевластии «бога благого», таков был официальный титул фараона. Еще одна отличительная черта искусства Древнего Египта - связь с заупокойным культом, вызванным желанием продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, не только мумифицировать тело, но и создать подобие - статую. Именно поэтому ваятель в Древнем Египте именовался «санх» - «творящий жизнь».
Искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)
Более десяти тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей - номов, постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.
Скульптура

Хатхор богиня неба, изображаласась в облике коровы, позднее с коровьими рогами, между которыми помещен солнечный диск.

Согласно представлениям египтян, каждый человек имел Сах - тело, Шунт - тень, Рен - имя, Ах - привидение, Ба - проявление сущности и Ка - душу, являющуюся бессмертным двойником. Основное условие загробной жизни - сохранение тела, для чего стало использоваться мумифицирование. Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин - желтым, волосы - черным, одежды - белым. Тела изображали чрезвычайно развитыми. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. В гробницу помещались статуэтки, изображавшие разнообразных слуг фараона. В отличие от статуй вельмож, позы которых каноничны, статуэтки слуг передавали различные моменты их деятельности, что обусловило большое разнообразие положения их тел.

Скульптура, имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Значительная часть дошедших до нас скульптурных изображений фараонов показывает владык Египта сидящими на троне, завернутыми в погребальную пелену. Эти скульптуры были объектами особого ритуала, в основе которого лежал известный с древности и ныне практикуемый у некоторых африканских племен обряд ритуального убийства вождя. Другой тип египетской скульптуры - культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. На теле - набедренная повязка, на голове - убор. Лицо бесстрастно. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» - ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов - всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти.

Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Египетский художник показывал не то, что видел с определенной точки зрения, а то, что знал о фигуре, стремясь выявить самое выразительное - глаза, показанные в фас на данном в профиль лице, развернутые прямо на зрителя плечи и показанные сбоку ноги. Фигуры опираются на землю всей ступней. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Каждая сцена представляет собой законченное целое и одновременно часть общей композиции. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим. Рельефы и росписи гробниц знати посвящены идее снабжения умершего всем необходимым для загробного существования.

С давних времен перед скульпторами вставала задача создания портретных изображений, необходимых для того, чтобы душа вернулась в сохраненное тело. Сложившийся тип статуи Древнего царства представляет статуя фараона Снофру: шея имеет правильные пропорции, глаза слегка углублены в орбитах. В статуе фараона Микерина показаны полные щеки, прямой, слегка вздернутый нос, прекрасно очерченный, своеобразный рот. Скульптуры сына Снофру Рахотепа и его жены Неферт относятся к числу совершеннейших памятников древнеегипетского искусства. Рахотеп и Неферт изображены сидящими на кубообразных тронах. Руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. Волосы и усы - черные, глаза инкрустированы. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье, на голове пышный парик, поверх которого повязана лента. Писец Каи изображен сидящим поджав ноги, развернув на коленях свиток папируса. У него плотно сжатые губы, слегка плоский нос и выдающиеся скулы.
Таким образом, в гробницах Древнего и Среднего царства обнаружены как идеализированные изображения, так и реалистические. На статуях реалистических всегда свободные передники, а на головах плотно облегающие повязки, на статуях идеализированных - пышные парики, туго обтягивающие бедра передники, широкие ожерелья. Точные ритуальные функции двух различных статуй не выяснены.

В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Рельефы были низкие и врезанные (т.е. контр рельефы). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. Настенные росписи были также двух видов: темперой по сухой штукатурке и такой же техникой в сочетании с вкладками из цветных наст. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вход оформлялся двумя фигурами владельца гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Над нишей с изображением статуи умершего располагалось его же изображение за жертвенным столом. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Главное положение занимает фигура царя или вельможи, намного превышающая все остальные, с посохом или жезлом - символами власти.

Рельеф — один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры располагающийся на плоскости и ориентирующийся на нее.

Время правления V-IV династий - период наивысшего расцвета гробничных рельефов и росписей Древнего царства.
Особенность искусства Древнего Египта - выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Первоначально погребение имело форму мастабы. Мастаба - современное название гробниц Древнего царства - наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами. Происходит мастаба от холма из земли и песка, возникающего при рытье могилы. Мастаба включала в себя подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в наземную часть, а также прямоугольную в плане постройку из кирпича-сырца или камня, которая в разрезе имеет форму трапеции. Наземная часть мастабы имела высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту - стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, и каменный жертвенник, установлений перед ложной дверью. В зависимости от знатности умершего мастаба имела такие дополнительные элементы, как сердаб, в котором помещались стелы, в надземной части могли находиться молельни и верхние камеры, куда захоранивали родственников умершего. Комплекс мастаб сохранился до нашего времени на западном берегу Нила в районе Мемфиса.

Мастаба — наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой

Следующий этап оформления заупокойного храма - создание зодчим Имхотепом ступенчатой пирамиды Джосера в XXVIII в. до н.э. Она представляла собой поставленные друг на друга шесть сложенных
из камня и уменьшающихся в размерах мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что говорит о следовании традиции строительства мастаб. Пирамида Джосера достигала 62 м в высоту. Первоначально вход в нее находился с северной стороны и вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкавшего к пирамиде также с ее северной стороны. У восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка. Под пирамидой были подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами и 30 тысячами каменных сосудов. Весь погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 550 на 280 м и был окружен расчлененной выступами стеной. К югу от пирамиды Джосера обнаружена постройка с такой же планировкой погребальных камер, ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр, здесь также находился комплекс молелен, посвященных царскому юбилею. Здания ансамбля в камне воспроизводили формы деревянной и кирпичной построек: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий. В ансамбле впервые встречаются капители полуколонн в виде стилизованной раскрытой метелки папируса, капители в виде стилизованного цветка лотоса, а также протодорические - с каннелюрами, на самом деле повторяющими в камне связки тростника.

Полуколонны еще не отделились от кладки стен. Стены залов были декорированы алебастровыми плитами, в некоторых - панно из зеленых фаянсовых плиток, воспроизводящих плетенку из тростника. Решающее значение создание Джосера имело в том смысле, что здания стали расти вверх и камень был определен как главный материал монументального зодчества. Возле пирамиды Джосера ученые нашли обломки его статуи и пьедестал с именем Имхотепа.
В период IV династии в XXVIII веке до н.э. произошло дальнейшее развитие формы монументального надгробия - от ступенчатой пирамиды к классической. Переходный период отмечен возведением пирамиды Снофру, первого фараона IV династии в Дахшуре, имевшей в высоту более 100 м. При Снофру окончательно сложилась геометрическая форма пирамиды, наклон ее стен чуть более 46 градусов, еще довольно пологий по сравнению с классическими. Формирование канона завершилось созданием пирамид классического типа. Пирамида Хеопса, сына Снофру, - самая известная из них. Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей пирамиды и вели подготовительные работы. Одна только дорога, по которой на специальных салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась около 10 лет. По наклонному въезду шириной в 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, строители затаскивали полозья с каменными блоками. Верхний блок - «пирамидон» высотой в 9 м завершил строительство, которое велось 20 лет. Затем ступени пирамиды были заложены камнями и под конец грани пирамиды были облицованы плитами из белого известняка. Полированный саркофаг из красного гранита был помещен в небольшом помещении, находившемся на высоте 4,5 м от основания пирамиды. Ниже находилась еще одна камера, возможно, для супруги царя. Вызывает удивление и не имеет объяснения тот факт, что погребальная камера не имеет украшений, саркофаг лишь грубо отесан, не имеет крышки и шире прохода в камеру, т.е. не мог быть занесен в нее после строительства пирамиды. В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов, ведущих в камеры, и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов камней, над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих разгрузочных камер. Пирамида представляет собой часть грандиозного погребального ансамбля. От нижнего заупокойного храма вел крытый коридор, по которому участники процессии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора и центрального двора. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. С четырех сторон в углублениях скалы помещались 4 деревянные ладьи, предназначенные для путешествия фараона по потустороннему миру. Вблизи пирамиды находился огромный могильник с масштабами знати и высших сановников. В отношениях высоты и основания пирамиды содержалось число «пи», при высоте в 318 локтей и основании 500 локтей отношение удвоенного основания к высоте отвечало священному для египтян числу. На площади основания могли бы разместиться пять крупнейших соборов мира: собор св. Петра в Риме, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на ее возведение, можно было построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Еще одна пирамида классического типа, пирамида Хефрена - сложившаяся форма заупокойного храма Древнего царства, состоящего из двух частей - первой, доступной для верующих, и второй, куда допускались лишь избранные. Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Посередине храма возможно находилась статуя фараона, от обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипостиль с монолитными гранитными столбами. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. Пирамида Микерина, как и две предыдущие, имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Достигала в высоту 66,5 м, а угол наклона ее стен составил 51 градус. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды. В пирамидах Гизы впервые встречаются свободно стоящие колонны с круглыми стволами и четырехгранные.

Пирамиды фараонов IV династии никогда не были превзойдены. Именно в классических пирамидах колонна отделяется от стены. Складывается тип пальмовидной, папирусовидной и лотосовидной капители колонн. Основу Сфинкса из Гизы составила известняковая скала, недостающие части были вытесаны из известковых плит.
На голове Сфинкса надет царский платок, на лбу высечен урей - священная змея, под подбородком видна искусственная борода. Лицо Сфинкса было выкрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные, лицо передавало черты фараона Хефрена.

Еще один канон египетского храма - «Солнечный храм».
Огромные затраты на строительство пирамид ослабили страну. Начались смуты, войны с соседями. После распада Египта около XXIII в. до н.э. начинается долгая борьба за его воссоединение. Фиванские правители Юга завершили объединение страны, однако подчинить номархов Среднего Египта им не удалось. В это время возникли местные художественные центры.

Искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.)
Расцвет Среднего царства связан с правлением XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними народами и сооружали крепости на границах с Нубией. В эпоху Среднего царства на видные места в государственном управлении
начинают выдвигаться незнатные люди. Развивается бронзовое производство, возникает производство стекла. Значительные изменения произошли в области архитектуры.
Происходит переоценка ценностей. В заупокойном культе сильнее ощущается моральных! аспект. Вступающий в мир мертвых должен предстать перед Осирисом.

В период Среднего царства появляется оформление входа в виде двух пилонов - башен с проходом между ними. Создается новый тип капители - с головой богини Хатхор. В строительной практике первой половины Среднего царства вырабатывается новый тип заупокойного храма, примером которого служит усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль Бахри. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. По фасаду и бокам храма, возвышавшегося двумя террасами, проходили портики, на террасы вели пологие подъемы - пандусы. Колонны были четырехгранными. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. За основной частью храма находился вырубленный в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. От заупокойного к нижнему храму вела дорога, огражденная стенами, вдоль которой были установлены раскрашенные статуи царя.

Перед фасадом заупокойного храма был расположен огромный парадный двор, а сбоку от пандуса, ведшего на крышу нижней террасы, - два водоема. Снова возродилось возведение пирамид, но не таких огромных, как прежде. Строительным материалом теперь служил кирпич-сырец. Основу пирамиды составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки между которыми заполнялись обломками камня, кирпичом и песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами. В отличие от пирамид Древнего царства эти пирамиды оказались недолговечными.
При Аменемхете III была завершена ирригационная система в Фаюме и был сооружен погребальный комплекс, включавший кирпичную пирамиду, облицованную известняковыми плитами, и грандиозный по размерам заупокойный храм площадью в 72 тыс. кв. м, состоявший из множества залов и молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Колоннады исполняли ведущую роль в оформлении и являлись его характерной особенностью. Архитекторы применяли и новый тип колонн с каннелюрами и прямоугольными абаками. Этот храм греки позднее назвали «Лабиринтом» (по тронному имени Алиенемхета III - Ни- матра, по-гречески - Лабира).

С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи с этим усилилась объемная моделировка черт лица правителей, большее внимание стали уделять передаче возраста. Скульптурные изображения фараонов приобретают реалистические черты. Так, скульптурные изображения фараонов Сенусерта III и Аменемхета III реалистичны: глаза уже поставлены наклонно и глубоко сидят в орбите, лица проработаны. Произошли изменения и в построении рельефов. Их темы стали разнообразнее, так, в рельефах номарха Среднего царства Сенби в Меире в сценах охоты звери изображены среди холмистых пространств пустыни. В рельефах переданы сцены повседневной жизни - сбор папируса, работа ремесленников и т.д.
Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.)

После изгнания гиксосов столицей Египта вновь стали Фивы, где развернулось колоссальное строительство. Зодчеству этой поры свойственна пышность и декоративная изысканность. Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону, почитание которого объединяло в себе и поклонение солнечному божеству Ра. Наибольшее распространение получает тип храма с четким прямоугольным планом, включающим открытый двор,
обнесенный колоннадой, колонный зал и святилище. Фасадом храмы обращались к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или баранами. Вход окаймляли каменные пилоны - сужающиеся кверху в форме трапеции стены, разделенные узким проходом посередине. Перед пилонами возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Каменная колоннада в центре двора по главной оси намечала прямую линию пути в колонные залы, к молельням и кладовым. Стены храмов покрыты монументальными рельефами.
Архитектура

К началу Нового царства храм отделяется от гробницы. Храмы Нового царства строятся у подошвы скальных массивов. Особое значение приобретают святилища главного бога Амона-Ра, называемые греками Карнак и Луксор. Карнак был официальным египетским святилищем. На его стенах помещались выдержки из летописей, описания походов и побед. Луксор представлял собой образец храма Нового царства: вход в виде пилона, двор, окруженный портиками, обилие колонн с капителями в виде распустившихся цветков папируса.
Из всех храмов фараонов XVIII династии выделяется заупокойный храм женщины-фараона Хатшеп- сут. Храм стоял на трех террасах и поражал обилием колонн. Рельефы храма изображали путешествие в Пунт, откуда египтяне вывозили экзотических животных.

Еще один скальный храм Нового царства - заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, созданный в первой половине XIII в. в Нубии, на западном берегу Нила. Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма. С обеих сторон от входа размещались четыре двадцатиметровые портретные статуи Рамсеса II из песчаника. Над входом - вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке - небо со звездами.

Скульптура претерпела ряд изменений. Женские статуи стали более мягкими и пластичными.
Особый период древнеегипетского искусства представляет время правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Этот период получил название Телль-аль Амарна.
Фараон Аменхотеп IV произвел религиозную реформу и ввел поклонение богу Атону. Имущество жрецов было конфисковано, царский двор был перенесен в новую столицу - Ахетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами (папирусовидными, лотосовидными и пальмовидными), статуи фараона, храм - Дом Атона.

Пилон — в архитектуре древнего Египтамонолитное трапецевидное сооружение с сивволическомифилогическими композициями и прямоугольным вертикальным входом.

Для стиля Амарны характерны: экспрессивная манера изображения фараона и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам. Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение царя в кругу семьи. Лучшее, что создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Нефертити показана в высокой короне из раскрашенного известняка, со слегка вытянутым подбородком, плотно сомкнутыми, слегка улыбающимися губами, высокими дугами бровей. Еще один портрет Нефертити, выполненный из кристаллического золотистого песчаника, остался незавершенным.
В конце эпохи наблюдается возвращение к каноничности.

Искусство позднего периода (1085-332 гг. до и.э.)
К концу 1 тыс. до н.э. в Египте начинается спад экономической и культурной жизни, что приводит к сокращению храмового строительства и уменьшению количества декоративных рельефов.
В этот период усиливается власть фиванского жречества, ослабляется централизованное управление. Устанавливается власть сначала представителей ливийской знати, затем династий Куша, Эфиопии и Ассирии. Борьбу с ассирийцами вели правители западной Дельты. Изгнав захватчиков, они образовали XXVI династию со столицей в городе Саисе.
Во всех областях культуры этого периода намечается поворот к древности. Статуи воспроизводят древние образцы, но вместе с тем, отходя от канонов, мастера создают замечательные скульптурные портреты. Постройки позднего периода ориентируются на канон древности. Скульптура становится условной.
Завоевания Александра Македонского положили начало эллинистическому периоду развития искусства Египта.



Искусство Древнего Египта было наиболее совершенным и передовым среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым создал монументальную каменную архитектуру, реалистический скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Среди многих достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем прежде. Египетское искусство впервые стало изображать человека в связи и сопоставлении с другими людьми, открыло и утвердило интерес к индивидуальности. Искусство с самого начала образования классовых отношений стало мощным средством воздействия на сознание народных масс с целью укрепления и возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества.

Греки и римляне обратили внимание на одну из самых характерных особенностей египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам, т.к. религия приписывала священный смысл художественным образцам древности. Из-за этого в искусстве рабовладельческого Египта сохранился ряд условностей, восходящих к доклассовому обществу и закрепленных в качестве канонических. Например, изображение предметов, фактически невидимых, но присутствующих; таких как рыбы, гиппопотамы, крокодилы под водой; изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей; сочетание в одном изображении различных точек зрения. Также целый ряд художественных принципов, возникших и сложившихся уже в раннеклассовом обществе Египта, в свою очередь стали каноническими для последующих периодов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Также известно, что в Древнем Царстве стоящая человеческая фигура делилась на 6 клеток, в Среднем и Новом - на 8, в Саисское время - на 26, причем определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Также канонические образцы существовали для фигур зверей, птиц и т.п. Несмотря на положительные стороны, каноны сковывали развитие искусства, а позднее играли уже только тормозящую консервативную роль, мешающую развитию реалистических направлений.

Сложение Древнеегипеетского искусства

(4 тыс. до н.э.)

Сравнительно цельное представление о древнеегипетском обществе памятники дают с 5 тыс. до н.э. Они говорят о первобытно-общинном характере общества, основанного на примитивном земледелии и скотоводстве. Плодородие почвы, образованной из наносного ила, обеспечивало пропитанием большое число людей, несмотря на примитивность орудий труда. В отдельных общинах начало появляться земледелие, основанное на орошении. Применялся труд рабов, вначале еще немногочисленных. Развитие имущественного неравенства внутри общины привело к зачаточным формам государственной власти. Постоянные междоусобные войны из-за земель, каналов и рабов завершились лишь в середине 4 т. до н.э. образованием двух больших государственных объединений - северного и южного. Примерно в 3200 г. до н.э. юг одержал победу над севером, что означало образование единого египетского государства.

Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры, из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивали навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. Далее для постройки жилья стали использовать кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позже стеной. Древнейший вид жилья - яма - послужил образцом для погребений, которые имели овальную форму и были выстланы циновками.

Отсутствие знаний о подлинной связи явлений придало фантастический характер представлениям о мире, сложившиеся уже в этот период обряды и верования определили характер художественных изделий, находившихся в древнейших гробницах. Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины. Постепенно менялись как форма, так и исполнение. Изображались заупокойные и земледельческие обряды, причем главную роль играли женские фигуры, что связано с ведущей ролью женщины в период матриархата. Изготавливаются грубые схематические статуэтки. Пример росписей того времени - роспись из гробницы вождя в Иераконполе. В подобных изображениях художник рисовал предметы не с натуры, а условно воспроизводил наиболее важные признаки. Центральная роль Жрицы или Богини выражалась бОльшими по сравнению с другими размерами.

Постепенно искусство меняется и образы становятся четче. Примерами нового этапа являются рельефные изображения битв между общинами, которые привели к образованию крупных объединений на юге и севере. Особенно в рельефе выделяются предводители: они изображаются в виде быка или льва, поражающего врагов. Со сложением нового общественного строя искусство становится идейным оружием. Ярким примером является плита фараона Нармера (64 см). Сцены изображены поясами, так в дальнейшем будут решаться все настенные росписи и рельефы. В дальнейшем искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов чаще всего применялось к изображению людей низших сословий.


Искусство Древнего Царства

(3200 - 2400 гг. до н.э.)

Египет Древнего Царства - первое рабовладельческое государство, где наравне с эксплуатацией рабов существовала эксплуатация свободного земледельческого населения. Во главе государства стоял фараон, но постоянно происходила борьба между номами (областями), между знатью и фараоном. Также период Древнего Царства является периодом сложения всех основных форм форм египетской культуры.

С ранних времен ведущее положение в египетском искусстве занимала архитектура, основные монументальные сооружения: гробницы, царей и знати. Для их сооружения применялся камень, в то время как жилища «живых» строились из кирпича и дерева. По древним представлениям умерший также нуждается в доме и еде, как живой. Из этих убеждений родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы его голову; постепенно были выработаны сложные приемы мумификации. Также в гробницу ставили статуи умерших на замену в случае порчи тела. Считалось что душа может войти в нее и оживить, тем самым обеспечивалась посмертная жизнь человека. Гробницы знати - «мастаба» - состояли из подземной части, где хранился гроб с мумией, и массивной надземной постройки, первоначально имевшей вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносили жертвы. Дом представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати применялся известняк. Большое значение имело строительство царских гробниц, где применялись все передовые технологии и изобретения. На культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что дух предводителя будет охранять свое племя. Нередко на верхушках пирамид изображали глаза.

Важным этапом в развитии царских гробниц является идея увеличения зданий по вертикали - впервые эта идея возникает при постройке усыпальницы фараона III династии Джосера (~3000л лет до н.э.), так называемой ступенчатой пирамиды. Имя ее строителя, Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как мудреца, строителя и ученого-астронома, а позднее он был обожествлен как сын бога Птаха, а греки его сопоставили со своим богом-врачевателем Асклепием.

Усыпальница Джосера открывает путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница царя I V династии Снофру в Дашуре (~2900 г. до н.э.) - предшественница знаменитых пирамид в Гизе (29-28 вв. до н.э.)

Самые известные пирамиды, находящиеся к Гизе, были построены для фараонов IV династии Хуфу, которого греки называли Хеопс; Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). Наиболее грандиозной из трех является пирамида Хуфу (Хеопса), она является самым большим каменным сооружением в мире: 146,6 м в высоту, а длина стороны основания 233 м. Сложена пирамида из точно обтесанных известняковых блоков весом около 2,5 тонн каждый (всего насчитывается более 2 300 000 штук).

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем: иногда рядом находились маленькие пирамиды цариц. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединенный крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и т.к. к востоку зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти.

Наиболее четкое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра (прямоугольное здание с плоской крышей). В этих храмах впервые встречаются свободно стоящие столбы. Сами здания декорируются сочетанием отполированных плоскостей различных камней.

Иной характер носят усыпальницы фараонов V и VI династий (2700-2400 гг. до н.э.) Сооружение колоссальных пирамид для IV династии сильно повлияло на экономику страны, примерно в 2700 г. до н.э. произошла смена власти. Теперь бОльшее внимание стало уделяться оформлению храмов: стены покрывались рельефами, прославлявшими фараона. Именно в это время появляется характерные для египетской архитектуры пальмовые колонны и колонны в форме папирусов. Возникает и третий тип египетских колонн: в виде связки бутонов лотосов.

Появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмы. Важным элементом которых был колоссальный обелиск, верхушка которого обивалась медью. Пример: Солнечный храм Ниусер-ра. Он также соединялся крытым проходом с воротами в долине.

Скульптура этого времени представлена заупокойными статуями в нишах молелен или в закрытых помещениях позади молелен, исполненных в однообразных сидячих или стоячих позах. Сакральное назначение скульптуры, как замены физическому телу, обусловило раннее возникновение египетского скульптурного портрета. Пример: статуя вельможи Ранофера из его гробницы в Саккара.

Тем не менее, некоторые скульпторы сумели в рамках жесточайших канонов создать истинные шедевры:

Статуя зодчего Хемиуна


Статуя Царевича Каапера из гробницы в Саккара


Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома


Статуя фараона Хафра из его гробницы в Гизе



Статуя писца Каи

Скульпторы постепенно пришли к необходимости дорабатывать маски лиц умерших, особенно при изготовлении голов или бюстов знати, фараоны же изображались преувеличенно: со сверхмощными телами, бесстрастным взглядом. Особенным воплощением фараона был образ сфинкса - тело льва, а голова фараона. Самый известный из всех - Большой Сфинкс находится у монументальных ворот пирамиды Хафра. Его основу составляет естественная известняковая скала, которая напоминала фигуру лежащего льва. Недостающие части добавлялись из известняковых плит.

Отдельно нужно рассмотреть статуи и статуэтки рабов и слуг, помещавшиеся в гробницы для «обслуживания» умерших. Эти скульптуры изображали людей, занятых разными работами, притом без всяких канонических норм.


Девушка, готовящая пиво. Статуэтка из Саккара, IV династия

Большое место в искусстве Древнего Царства занимали рельефы и росписи, покрывающие стены гробниц и храмов. Применялись две техники рельефа: обычный барельеф (разновидность рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема) и свойственный египетскому искусству врезанный, где поверхность камня остается нетронутой, а врезаются контуры изображений.


Зодчий Хесира. Рельеф из его гробницы в Саккара

Использовалось также две техники настенной росписи: темпера по сухой поверхности и вкладка цветных паст в углубления. Краски были минеральные. Росписи и рельефы изображали не только сцены прославления вельмож и царей, они повествовали о сельских и ремесленных работах, рыбной ловле и охоте, но в то же время присутствовали сцены избиения неплательщиков, тут же сменяемые сценами увеселения знати. Именно в неподдающихся канонам изображениях простых людей можно проследить изменение в мировоззрении, в художественном творчестве.

В период Древнего Царства большое значение и развитие получило художественное ремесло: различные сосуды, мебель, украшения; сохранилась связь с реальными жизненными явлениями.

Искусство Среднего Царства

(21 в. - нач. 19 в. до н.э.)

Частые грабительские войны, гигантские строительные работы привели к ослаблению царской власти. Как следствие, в 2400 г. до н.э. Египет распался на отдельные области. В 21 веке до н.э. началось новое объединение страны, шла борьба между номами, победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Они образовали XI династию фараонов. Но борьба за власть все еще продолжалась среди подданных. Аменемхет I и его преемники сумели сохранить единство страны, была построена новая ирригационная сеть (фаюмские ирригационные сооружения). Общий хозяйственный подъем способствовал развитию искусства, возобновилось строительство пирамид. Предшественники Анемхета I прибегнули к новому оформлению своих гробниц - сочетание пирамиды с обычной скальной гробницей. Наиболее значимая из таких - усыпальница Ментухотепов II и III в Дейр-эль-Бахри.

Планировка пирамид и храмов XII династии полностью совпадает с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий, но из-за изменения экономический условий сооружение гигантских каменных пирамид было невозможно, поэтому размеры новых сооружений значительно меньше, а строительным материалом служил кирпич-сырец, изменивший способ кладки. Статуи заупокойных храмов подражают примерам Древнего Царства, но есть некоторые отличия в местных центрах, в частности в среднем Египте, где номархи еще ощущали себя правителями своих областей и подражали обычаям царских дворцов. Так складывается новое направление в искусстве Среднего Царства, формируются художественные центры. Во время междоусобиц были периоды, когда не было власти фараона. Вера в сложившиеся устои и в частности в загробную жизнь пошатнулась, также этому способствовали новые научные открытия. Это отразилось в литературе (повесть о Синухете) и искусстве, наблюдается бОльшее тяготение к реализму.

Ярким примером новых тенденций служат рельефы и росписи на стенах скальных гробниц номархов. Особенно примечательны рельефы из Меира, изображающие простых людей.

Особых успехов в изображении животных мастера достигли в росписях гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II в Бени-Хасане. Постепенно этот опыт был положительно воспринят в официальном искусстве и нашел свое отражение в царских портретах.

В целях своего прославления фараоны-фиванцы начали широкое храмовое строительство. Они старались установить как можно больше своих изображений в храмах, внутри и снаружи, причем необходимо было максимальное сходство, чтобы закрепить облик фараона в сознании народа.

Статуя Санурсета III, обсидиан, 19 в. до н.э.




Статуя Аменемхета III, черный базальт , 19 в. до н.э.


Статуя Аменемхета III из Хавара, желтый известняк , 19 в. до н.э.

К моменту правления Сенурсета III укрепилась царская власть, знать стремилась занять должности при дворе. Огромную роль стали играть придворные мастерские. Местное творчество стало следовать за их творчеством, более каноническим. Наблюдается рост строительства, в том числе и пирамид. Пример: усыпальница Аменемхета III в Хаваре, особенно прославился заупокойный храм, особенно в Греции.

Художественное ремесло получило широкое развитие из-за роста городской жизни. По прежнему изготовлялось много посуды из камня и фаянса, обрабатывался металл, появлялись бронзовые сосуды. В ювелирном деле появилась новая техника - зернь.

Среди открытий искусства Среднего Царства - трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи вне здания. Особенно важен рост реалистических тенденций, в частности в портретных статуях.

Искусство I половины Нового Царства. Искусство времени XVIII династии

(16-15 вв. до н.э.)

В 18 веке до н.э. наблюдалось ослабление центральной власти. Последовавшее длительное завоевание Египта кочевниками явилось периодом экономического и культурного упадка. В 16 в. до н.э. борьбу с кочевниками и за объединение страны начали Фивы. Фараон Яхмес I был первым царем XVIII династии.Победоносные войны в Сирии и Нубии способствовали приливу денежных средств и увеличению роскоши и грандиозной архитектуры. В искусстве этого периода увеличивается роль пышности и декоративности, а также роль реалистических стремлений.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства этого времени: Храм времени XVIII династии, храм бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский. В Луксоре приобрел свою законченную форму новый тип храма Нового Царства. Центральная колоннада была в виде гигантских каменных цветов папируса.


Храм Амона в Луксоре

Храм Амона в Карнаке

Большое место в архитектуре XVIII династии занимают заупокойные царские храмы, находящиеся в Фивах на западном берегу Нила. Гробницы отделялись от заупокойных храмов, они высекались в ущельях скал,а храмы возводились внизу, на равнине. Эта идея принадлежит зодчему Инеи. Храмы становятся все более монументальными.(Храм Аменхотепа III от которого сохранились только 2 гигантские статуи фараона:


Особое место занимает храм царицы Хатшепсут в Дель-эль-Бахри. Скульптуры внешнего оформления наименее индивидуальны, передаются лишь наиболее характерные черты лица царицы. Статуи, находящиеся в главной молельне больше воспроизводят ее образ.

С середины периода XVIII наметилось наступление нового этапа: на смену строгости форм приходит декоративность, иногда переходящая в чрезмерную нарядность. Наблюдается общий интерес к объему, передаче портретных черт. Каноничность царских статуй не позволила отразить в полной мере всех новшеств, это ярче проявилось в статуях частных лиц.


Аналогичными путями шло развитие стиля в фиванской стенной живописи. Наиболее интересны гробницы знати, т.к. царские содержат узко религиозные сюжеты, за исключением храма Хатшепсут в Деир-эль-Бахри. Основные изображения - это сцены из жизни и религиозные сюжеты, появляются военные темы, темы пира. Большое внимание уделяется движению в композиции. Фигуры обычных людей странно контрастируют с фигурами знати.



В это же время возникает египетская графика, рисунки на папирусах с текстами «Книги Мертвых». Наблюдается расцвет ремесла, многоцветные инкрустации. Применение вертикального ткацкого станка позволило изготовлять ткани с узорами гобеленовой техники. Особенно популярны растительные мотивы.

Искусство времени Эхнатона и его преемников. Искусство Амарны

(конец 15 - начало 14 в. до н.э.)

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии и обогащения знати и жречества стало нарастание внутреннего противостояния, которое вылилось в открытый конфликт в начале 14 в. до н.э. при фараоне Аменхотепе IV, который решил этот конфликт религиозной реформой. Он выдвинул учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Фараон покинул Фивы и построил себе столицу в среднем Египте - Ахетатон, сам он принял новое имя - Эхнатон, что означает «Дух Атона». Он активно показывал разрыв с традиционным прошлым, что сильно сказалось на искусстве. Отказ от канонических форм изменил не только форму памятников, но и их содержание. Стали чаще изображать царя в повседневной жизни, особое внимание стали уделять окружающей обстановке. Потребовалось заново создавать художественные образы, новые типы святилищ. Первые художественные опыты были весьма необычными, т.к. мастерам приходилось переучиваться. Тем не менее, отсутствие канона сказалось в положительную сторону.

Время правления XIX Династии было годами нового политического и экономического подъема. Усилился приток богатств и рабов из-за внешних войн, но внутри все еще шла борьба между фараоном, жречеством и знатью. Фиванское искусство хранит реакционное стремление вернуться к старым традициям, правители старались придать бОльший блеск и пышность столице.

Главным объектом строительства в Фивах был, конечно же, храм Амона в Карнаке, грандиознейшего масштаба. Монументальностью отличался и заупокойный храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум в Абу-Симбел, в первом дворе которого стояла колоссальная статуя царя (~20м в высоту).

Скульптура возвращается к каноническим образам древности, все больше и больше увеличивается внешняя нарядность. Тем не менее, появляются светские изображения фараона и царицы. Фараон изображается без преувеличения мускул, как раньше, образ могучего правителя передан более реалистическими средствами - правильные пропорции, мускулы, выглядывающие из-под одежды.

Также наследие XVIII династии видно в рельефах: интерес к пейзажу, к индивидуальным чертам, особенно этническим типам. Но все эти новые черты не нарушали основных традиционных условностей.

Среди фиванских росписей стоят особняком росписи гробниц мастеров, живших в изолированном поселении в горах Фиванского некрополя и представлявших собой замкнутый коллектив, передача положения в котором шла от отца к сыну. Также это было религиозное общество, т.к. участвовали в религиозных обрядах, в т.ч. и культе смерти. Их называли «слушающими зов».

На дальнейшем развитии искусства конца Нового Царства тяжело сказались длительные войны и ослабление экономики, а также междоусобицы. XX династия фараонов ненадолго удалось объединить страну, но с потерями прежних иноземных владений. Чуть позже страна распалась на северную под правлением номархов Таниса и южную со столицей в Фивах. Крупное строительство прекратилось после смерти второго фараона XX династии Рамсеса III. В его время были построены храм Хонсу в Карнаке и заупокойный храм с дворцом в Мединет-Абу. Гробницы постепенно уменьшались в размерах, росписи становились стандартными, положение художников падало, что существенно повлияло на качество работ.

Искусство Позднего Времени

(11 в. - 332 г. до н.э.)

Войны, которые вели фараоны Нового Царства задерживали развитие. В течение I т. происходили постоянные восстания населения, борьба рабовладельцев. Начиная со 2 в. до н.э. государство распалось. В 671 г. до н.э. Египет покорили ассирийцы, борьбу возглавил правитель западной дельты, выступивший в союзе с греческими городами, Малой Азией и Лидией. После изгнания ассирийцев Египет был объединен под властью XXVI династии со столицей в Саисе.

Во времена длительных распадов не велось крупное строительство, оно возобновлялось лишь в недолгие периоды объединения. В такое время, при ливийском правителе Шешанке и эфиопском фараоне Тахарке, были произведены дополнения Карнака - строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном.

В течение 11 - 8 вв. до н.э. художественным центром оставались Фивы и Танис. Фиванское искусство продолжало традиции Нового Царства, в Танисе процветало художественное ремесло. Скульптура этого времени - внешне нарядные памятники. Получили распространение бронзовые статуэтки взамен дорогостоящего камня.

Во времена правления эфиопской династии в художественном мире началось оживление. Пример: скульптурный портрет фараона Тахарки (Эрмитаж) и эфиопских царевен (ГМИИ им. Пушкина).

Статуя Монтуэмхета, градоначальника Фив

Стремление к идеализации своей истории только усилилось в последующие годы, особенно когда Египет объединился под властью победителя Ассирии, фараона Псамтика I. Наладились и расширились торговые пути, вновь развернулось строительство, в основном сосредоточенное в Саисе. Строители, как и все остальные, подражали древнему искусству. Архаизация затронула все области: литературу и в религию, политику.

Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания (525 г. до н.э.) и недолгий период борьбы за независимость, египетские художники создавали прекрасные памятники. Пример, голова жреца из Мемфиса.

После вторичного завоевания персами, а потом и греко-македонцами (332г. до н.э.), Египет сохранил политическую самостоятельность под управлением эллинистической династии Птолемеев, и нашел силы для поъема искусства. Храмы в Эффу, Эспе, Дендера, на о. Филэ. Однако эти архитектурные памятники уже стоит рассматривать в контексте эллинизма.

Значение египетской культуры велико: это богатая литература (возникла сказка, повесть, любовная лирика), египетская наука дала нам календарь и знаки зодиака, основы геометрии и первые открытия в области медицины, географии и истории. Эти знания пользовались высоким авторитетом в античном мире, а позже и на Востоке. Первое греческое искусство формировалось под воздействием искусства Древнего Египта и оказывало влияние на умы молодых греческих мастеров.


Огромную роль в искусстве Древнего Царства играла скульптура. Поминальные храмы и гробницы заполняли культовые статуи, исполненные согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Изваяния представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой ногой вперед или сидящие на троне с сомкнутыми ногами; руками, прижатыми к груди или лежачими на коленях. Статуи - олицетворения умерших, вместилища их души Ка - отличились портретным сходством. Оно достигалось, по-видимому, с помощью масок и их последующей переработкой в духе общего закона: с его спокойствием, симметрией и равновесием величественных и застывших поз, однообразием жестов, бесстрастием лиц. Статуи высекались по ранее прочерченной разметке из прямоугольного блока камня и затем тщательно обрабатывались в деталях.

Образы созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности: из них изгонялось все случайное, суетное и второстепенное. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего Царства уникален.

В портретных изображениях фараонов, как, например, в статуе фараона Хефрена (XXVII в. до н.э.), охраняемого богом-соколом Гором (из заупокойного храма в Гизе), воплотилось стремление к значительному. великому, совершенному.

Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тыс. до н.э.) - дородного, степенного пожилого египтянина с посохом в руке - так поразила нашедших ее при раскопках рабочих сходством с их деревенской старостой, что навсегда сохранила название "Сельский староста".

Завораживает писец Каи (середина III тыс. до н.э.), сидящий с поджатыми ногами; на коленях у него - развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слова властелина.

В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыс. до н.э.), восседающих на кубических тронах, передано состояние младенчески наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Тела окрашена согласно традиции: у Рахотепа - в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - светло желтый. Нофрет изображена в белой облегающей одежде, в коротком черном парике и цветном ожерелье. Плотная фигура молодой женщины, ее круглое, несколько тяжеловатое лицо, глаза, инкрустированные прозрачным голубоватым кварцем, подкупают непосредственной жизненностью.

Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVII в до н.э.), создатель великой пирамиды Хеопса - тучный мужчина с оплывшим телом, властным, холодным, надменным лицом. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.

Высокого совершенства достигли приемы совмещения изображения в фас и профиль в рельефе на дереве. На одном из них представлен зодчий Хесира (XXVIII в до н.э.). Неподвижная поза стройной мускулистой фигуры с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль наполнены внутренней энергией.

Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом, возник так называемый углубленный рельеф, в котором врезанное изображение, заполненное краской, создает впечатление цветного силуэта.

Рельефы развертывались один над другим; каждый представляет собой повествовательный ряд. Фигуры расположены вереницами - в схожих позах и с одинаковыми жестами; на светлом фоне четко выделяются кирпично-красные тела мужчин и желтые - женщин. На рельефах представлены сельские работы и мастерские ремесленников, охота и рыбная торговля, процессии носителей даров, погребальные шествия и загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Владелец гробницы наблюдает за всем происходящим.

Фараон, вельможа хозяин поместья всегда изображены более крупными, чем их окружение. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н.э.) огромная фигура вельможи помещена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги ютится изящная Херватенхет, которая едва достигает колена супруга.

Окружающие человек мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструмент, одежда и украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы: урей (эмблема власти) - вставшая на хвост египетская кобра, скарабей (солнечный талисман) - африканский навозный жук; и другие - навеяны самой природой.