Как жилось поволжским немцам в ссср. Чем поволжские немцы отличались от обычных


В 1763 году Екатериной II был подписан манифест о дозволении всем иностранцам селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах.

Чтобы обозначить места, где колонисты могут спокойно селиться, был составлен реестр, находящихся в России свободных и удобных к населению земель. В перечень земель входили территории нынешней Саратовской области:
"В Астраханской губернии от Саратова вверх по реке Волге: в урочице Раздоры, где река Караман в течении имеет разделение надвое, при реке Теляузике, при довольной пахотной земле имеется сенокосу 5478, лесу дровянаго и к строению для дворов годнаго 4467 десятин."
"От Саратова ж вниз по реке Волге, ниже речки Мухар-Тарлика, при довольной же пахотной земле для сенокосов 6366, да лесу дровянаго и для строения годнаго 943 десятины."

История Немцев Поволжья

Земли, на которых предлагалось селиться колонистам, представляли из себя пустые степи, практически не пригодные для нормальной жизни. Переселенцев освободили от «всяких налогов и тягостей» на разные сроки. Манифест от 22 июля 1763 года обещал беспроцентную ссуду на десять лет на строительство домов, закупку продовольствия до первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов для ремесленников. Кроме того, разрешалось полное самоуправление в колониях, без вмешательства в организацию внутренней жизни поселений со стороны государственных чиновников.

29 июня 1764 года была образована немецкая колония Добринка, ставшая первой поволжской колонией. После чего, с 1764 по 1768 год в Поволжье на территориях современных Саратовской и Волгоградской областей было образовано 106 немецких колоний, в которых поселились 25 600 человек. Самая главная немецкая колония Поволжья Екатериненштадт (нынешний Маркс) была образована 27 августа 1766 года Бароном Борегардом.

В 1773 под Оренбургом началось восстание Пугачёва, дошедшее в 1774 году до Поволжья. Еще не ставшие на ноги поселения колонистов подвергались сильным разграблениям пугачёвскими отрядами.

4 июня 1871 года император Александр II подписал указ об отмене в Российской империи всех привилегий колонистов, и об их переходе под общее российское управление. Поволжские немцы получили статус поселян с теми же правами, что и русские крестьяне. Все делопроизводство в колониях стало переводиться на русский язык. Из-за этого началась иммиграция немцев Поволжья в Северную Америку и Аргентину.

В 1847-1864 произошло переселение части колонистов на новые выделенные земли, в результате чего произошло образование ещё 61 новой колонии.

В 1907-1914 годах во время проведение аграрной столыпинской реформы, немецкие колонисты стали частными собственниками своих участков. Безземельные и малоземельные же колонисты были переселены в Сибирь.

К началу 20 века колоний насчитывалось уже 190, население которых составляло 407,5 тысяч человек преимущественно немецкой национальности. Официально население всей этой территории с конца 19 века называли "немцы Поволжья" или "поволжские немцы" (die Wolgadeutschen).

6 января 1924 была образована АССР Немцев Поволжья на первом съезде Советов АССР Немцев Поволжья, в сентябре этого же года председатель СНК СССР А.И.Рыков посетил столицу АССР НП город Покровск.

АССР Немцев Поволжья просуществовала до 1941 года. Из-за нападения на СССР фашистской Германии, Советское правительство выпустило директиву о переселении немцев Поволжья в другие области, а также о расформировании АССР Немцев Поволжья. Территория Республики была поделена между Саратовской и Сталинградской областями.

После войны с переселённых немцев были сняты обвинения в "пособничестве агрессору", но о восстановлении автономной Республики было навсегда забыто.

Религиозные здания немцев Поволжья

У колонистов одной из основных льгот была возможность свободного вероисповедания. При этом, запрещалось ущемлять интересы православной церкви. Немецкие колонисты приезжали из различных областей Германии, в которых существовали различные направления каталичества, а также архитектурные стили религиозных зданий. Основные группы колонистов были лютеранами и католиками римского обряда. Колонистам разрешалось строить церкви только в тех поселениях, где иностранцы селились колониями, то есть преимущественно одной веры. На колонистов, расселенных в российских городах, такие привилегии данным правилом не распространялись.


История села Подстепное (Розенгейм)


Старые здания Энгельса (Покровска)

В Энгельсе осталось много старых кирпичных зданий, построенных в конце XIX, начале XX века. Пройдясь, например, по улице Нестерова, свернув на улицу Пушкина, а потом пройдясь по Телеграфной улице, можно увидеть дома, к архитектуре которых имеют прямое отношение поволжские немцы. В этих зданиях до сих пор живут люди, возможно, есть среди них есть и потомки немецких колонистов. Многие здания в очень плохом, можно сказать в аварийном состоянии. То есть в любой момент жители Энгельса могут потерять часть своего архитектурного наследия.

Между старыми зданиями сохранены внутренние дворики, в которые можно попасть через кирпичные арочные ворота. Подобные ворота характерны для зданий поволжских немцев.

У многих зданий от арочных кирпичных ворот остались только воспоминания.

Подобные здания строились не только в Энгельсе. Ниже фотография с ресурса wolgadeutsche.ru , на которой изображёно здание города Бальцер, фото 1939 года, времён существования АССР Немцев Поволжья. К зданию также примыкают арочные ворота.

Здание детских яслей (село Бальцер), 1939 год

Разглядывая некоторые двухэтажные здания, сразу обращаешь внимание на кирпичные колонны. Также из кирпича выполнены различные архитектурные узоры, сочетающиеся с лепниной.


Кирпичное немецкое здание на фото 1930 года. (фото с ресурса wolgadeutsche.ru).

Немецкий язык был разрешён для использования колонистами наравне с русским языком. Документация, вывески на зданиях печатались на двух языках.

Интересна история памятников у сегодняшней школы интерната. Перед фасадом школы изначально были установлена группа скульптур: Ленин, Сталин и пионеры, несущие факел. В начале 60-х годов ХХ века памятник Сталину снесли, впоследствии памятник Ленина постигла такая же участь. До сегодняшнего времени дожил памятник «Пионеры, несущие факел».

Немгоспединститут в Энгельсе, фото времён АССР Немцев Поволжья

В связи с ростом членов пионерской организации, в центре города рядом со строящимся зданием кинотеатра «Родина» с одной стороны, и Детским парком культуры и отдыха имени Горького с другой, началось строительство Республиканского Дворца пионеров и школьников, которое завершилось в 1940 году. В день открытия исполнялся «Интернационал» на трёх языках - русском, украинском и немецком.

Центр развития и творчества детей и юношества (бывший Дом Пионеров)

ЗАГС в Энгельсе

Многие старые здания Энгельса можно привести в порядок, восстановить исторический вид. Если не туристы, то сами граждане города с удовольствием смогут гулять по улицам прошлого. А в некоторых зданиях можно делать музеи. Например, в этом доме родился художник Алексей Ильич Кравченко.

Старых зданий в Энгельсе, а также на всей территории Саратовской области, относящихся к культуре немцев Поволжья, очень много. Это и старые мельницы, и полуразрушенные каталические кирхи, и обычные жилые дома. Многие из них в любой момент могут быть утрачены.

В 60-е годы XVIII века начались широкое переселение в Россию немцев и колонизация ими, главным образом, земель в Нижнем Поволжье. Вплоть до настоящего времени потомки немецких колонистов Поволжья составляют особую этнографическую группу.

Краткая история

Екатерина II, издав в 1763 году манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору», не имела в виду привлекать в Россию одних лишь немцев. Мероприятия по вербовке колонистов и предоставляемые им льготы были рассчитаны на любых культурных европейцев. Но так получилось, что большинство переселенцев составили именно жители разных государств Германии. К этому немцев побуждало растущее малоземелье на родине.

Условия для переселенцев давали преимущество тем из них, кто решал посвятить себя сельскому хозяйству. Земледельцы освобождались от всяких налогов на 30 лет, тогда как сроки льгот для лиц других занятий были намного меньше. Кроме того, будущие земледельцы могли рассчитывать на подъёмные и проездные до места поселения. Для поселения колонистов были предоставлены целинные земли, главным образом, в Новороссии и в Нижнем Поволжье.

Иностранцы, селившиеся целыми земледельческими колониями, получали право самоуправления. Они находились в особой юрисдикции «Канцелярии опекунства иностранных» в Петербурге. В 1833 году канцелярия была упразднена, и колонии немцев были включены общим порядком в существующие губернии и уезды.

Льготный режим для переселенцев в Россию действовал до 1819 года. После этого российское правительство оставило его только для протестантской общины меннонитов. Те приезжали в Россию до 1874 года. В тот год в России ввели всеобщую воинскую обязанность. Большинство уже переселившихся в Россию меннонитов, будучи пацифистами, уехало тогда в Америку.

Для самосохранения в событиях Октябрьской революции немцы Поволжья объявили себя лояльными советской власти и в 1918 году создали Трудовую коммуну немцев Поволжья (с 1923 года – АССР Немцев Поволжья). Это позволило им избежать многих негативных последствий большевистских экспериментов. Немцы Поволжья сами у себя проводили коллективизацию. Но в 1941 году им не удалось избежать поголовного принудительного выселения в Казахстан. Республика Немцев Поволжья была упразднена.

Особая нация

К началу ХХ века в Поволжье жило около 400 тысяч немцев. Их предки приехали в Россию из разных государств задолго до того, как немцы стали ощущать себя единой нацией. Благодаря этому у жителей колоний очень долго сохранялись диалекты тех областей Германии, откуда они происходили. Сами себя они долго называли не немцами (Deutschen), а швабами, гессенцами, силезцами и т.д. Осознание себя одним народом приходило главным образом через общение с окружающими русскими. Впрочем, оно до конца XIX века было очень ограниченным. Каждый немецкий сельский округ представлял собой самодовлеющий полузамкнутый мирок.

Саратовский присяжный поверенный из поволжских немцев Юстус писал в 1914 году, что «немецкий колонист Поволжья не являет собою тип германской нации, потомков древних тевтонов. Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях. Слово “немец”, коим называют колонистов, есть форма, лишённая всякого содержания. При этом слове следует представлять западноевропейского немца-германца: колонист не немец в этом смысле, однако и не русский. Колонисты это новая, самобытная, самодовлеющая нация, ничем абсолютно не похожая на немца-германца».

Особый склад немцев Поволжья выработался в борьбе с непривычной природой, при отсутствии многих культурных средств, которые были у них на исторической родине. «Колонисты, действительно, некультурны, – отмечал тот же публицист, сравнивая их с немцами Германии, – нравы их грубы и суровы».

Однако отличие немцев Поволжья от немцев Германии не означало их сближения с русскими. До 1871 года в школах немецких колоний Поволжья даже не преподавался русский язык, а все попытки властей насадить его в церковно-приходских школах при кирхах и костёлах встречали организованный саботаж местного духовенства. На практике это привело к тому, что в 1897 году только 18% поволжских немцев знали русский язык.

Сельская община

Многих колонистов привлекло в Поволжье не желание создать процветающую колонию, а льготный режим, предоставлявшийся для земледельцев. В результате среди первых поселенцев было до 40% людей, не занимавшихся сельским хозяйством. Серьёзные трудности создавал и суровый местный климат. Средняя температура января в заволжских степях доходит до минус 15 градусов (при нулевой на большей части Германии), нередки сорокаградусные морозы; летом обычное дело – жара за плюс 40, засухи, суховеи.

Традиционные навыки хозяйства в таких условиях не годились. Многое пришлось заимствовать у окружающего русского населения. Самым основным таким заимствованием стала сельская община. Большинство немецких колонистов на новой родине были вынуждены отказаться от частной собственности на землю и ввели периодические уравнительные переделы земли. Когда в 1906-1907 гг. царское правительство повсеместно начало разрушать общину и внедрять частную крестьянскую собственность на землю, то эта реформа проходила в немецких колониях с такими же трудностями, как и в большинстве великорусских селений.

Странные обычаи

В то время как в Германии на протяжении конца XVIII – XIX вв. происходила эволюция нравов и семьи, поволжские немцы в начале ХХ века сохраняли весьма патриархальный быт. Этнографы отмечали, что в семьях колонистов очень сильно развиты власть главы семьи, послушание младших старшим, весьма строги нравы. Это было заметно при сравнении не только с немцами Германии, но и с русским крестьянством пореформенной поры.

Современники наблюдали и большую религиозность поволжских немцев. При этом конфессиональный состав колонистов мало отличался от такового в Германии, за исключением того, что среди них была выше доля протестантов – до трёх четвертей, из которых больше половины лютеран. Примерно четверть составляли католики.

Примечательными были некоторые обычаи и привычки, обретённые немцами на новой родине. Основные праздники приходились на воскресенья осенью, когда заканчивались полевые работы. Эти праздники («кирмесы» по-местному) были спланированы так, чтобы жители соседних сёл могли за осень несколько раз побывать друг у друга в гостях. Кирмесы отмечались, как масленица у русских – с обилием еды и выпивки. Причём поволжские немцы налегали в основном на водку, а столь излюбленного на их родине пива здесь пили мало.

Среди поволжских немцев до середины ХХ века сохранялся обычай, давно исчезнувший в самой Германии – «венчание покойников» (Totenhochzeit). Суть его была в том, что любого умершего человека, не состоявшего при жизни в браке, хоронили в брачном наряде (женщин – в подвенечном платье). Этот обычай, в отличие от Германии, соблюдался независимо от возраста скончавшегося, даже в отношении маленьких детей.

Многие народы были ассимилированы русскими и практически полностью утратили национальную идентичность. Но этого нельзя сказать о поволжских немцах, сумевших сохранить свой язык и культуру. Этот народ не затерялся среди населения огромной державы, прожив более 250 лет вдали от исторической родины.

Почему поволжские немцы не ассимилировались с русскими?

Журнал: История от «Русской Семёрки» №3, март 2018 года
Рубрика: Народы
Текст: Орынганым Танатарова

Массовое заселение пустовавших земель

В XVIII веке наша страна существенно увеличила свои территории, превратившись в обширную империю. Земли Поволжья было необходимо заселить людьми, лояльными российской короне. Государыня Екатерина II решила, что трудолюбивые немцы как нельзя лучше подойдут для этой цели. Они-де займутся земледелием, различными ремёслами и тем самым посодействуют социально-экономическому развитию малолюдных территорий. Манифест
«О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу», который Екатерина II подписала в декабре 1762 года, дал старт массовому заселению Поволжья выходцами из германских земель. После окончания Семилетней войны (1756-1763 гг.) Пруссия переживала тяжёлый экономический кризис. Многие немцы лишились своих владений и возможности достойно зарабатывать, а в России им пообещали обширные сельскохозяйственные угодья, налоговые льготы и поддержку властей.
Переселение носило массовый характер. Более 30 тысяч иностранцев прибыло в нашу страну в 1763-1766 годах. Из них порядка 26 тысяч человек были выходцами из германских земель. Этих людей отправили в Поволжье, на территорию современной Саратовской области, где они вскоре основали 105 поселений.
Первый фактор, объясняющий, почему поволжские немцы не ассимилировались с русскими, - это то, что они массово заселили малолюдные земли, жили в своеобразных колониях, где общались преимущественно на немецком языке и лишь со своими земляками.

Семейственность немцев

Кроме того, немцы - люди, ценящие семью. Они перебирались в нашу страну вместе с жёнами, детьми и со всеми родственниками. Поэтому второй фактор заключается в том, что среди переселившихся практически не было холостых мужчин, которым нужно было бы брать в жёны местных жительниц. Они были семейными людьми, а их подрастающие дети вполне могли найти невест и женихов среди «своих», что поощрялось родителями.
Прибывшие немцы не разочаровали власти Российской империи. Они активно занялись земледелием, различными ремёслами, развитием мукомольной промышленности, а позднее наладили производство хлопчатобумажных и даже шёлковых тканей.

Другая религия

Немецких колонистов, по указанию императрицы Екатерины II, никто не стал насильно обращать в православие. Эти люди получили свободу вероисповедания. Но переселенцам сообщили, что любая попытка склонять русских к католицизму или лютеранству будет сурово наказана.
Таким образом, третьим фактором, препятствующим ассимиляции, стала религия. Немцы старались вообще не общаться с православными, дабы не вызвать подозрений в миссионерской деятельности.
Люди, исповедующие разные религии, имеют мало точек соприкосновения. Если они не встречаются с соседями хотя бы раз в неделю во время богослужения, то они полноценно не общаются, не обсуждают новости и сплетни, не заводят дружеских отношений, и у молодёжи нет возможности завести романтические знакомства. Принадлежность к разным религиозным общинам не даёт зародиться ассимиляционным процессам.

Своя автономная республика

Как известно, молодая советская власть предоставила поволжским немцам право на национальное самоопределение. 19 декабря 1918 года на части территорий Самарской и Саратовской областей решением Совнаркома РСФСР была создана Автономная область немцев Поволжья, которая через пять лет преобразовалась в республику, получившую сокращённое название АССР НП. Её столицей стал город Энгельс.
Четвёртый фактор, позволивший этому народу сохранить свою национальную идентичность, - это наличие собственной автономии.
Впрочем, ужасы насильственной коллективизации российского крестьянства и голод, свирепствовавший в Поволжье в 30-е годы XX века, сполна ощутили и местные немцы. Если, по данным переписи населения СССР за 1926 год, численность этого народа превышала 379 тысяч человек, то в 1939 году сотрудники советской статистической службы насчитали 366 685 поволжских немцев.

Язык, образование, газеты

Несмотря на общие с жителями всей страны беды, у населения автономной республики были возможности для развития своей культуры. Обучение в местных школах велось на немецком языке. На территории АССР НП работало 11 техникумов и 5 вузов. Кроме того, с 12 июня 1924 года вторым языком делопроизводства автономной республики официально являлся немецкий.
Пятый фактор - возможность учиться, работать и отдыхать по-своему. В автономии на наречии выходцев из Германии издавалась 21 газета. Клубы, дома отдыха, Немецкий национальный театр и ТЮЗ для ребятишек - всё это позволяло людям воспитывать детей и жить, не отрываясь от родной культуры и языка. Какая уж тут ассимиляция?

Депортация в Сибирь и Казахстан

Впрочем, в XX веке немцы Поволжья в силу объективных причин, таких как оторванность от исторической родины и соседство с русскими, неизбежно начали бы утрачивать национальную идентичность, если бы не Великая Отечественная война. Уже в 1935 году, после ухудшения отношений между СССР и Германией, многие жители АССР НП подверглись репрессиям. По приказу руководства НКВД в 1937 году были арестованы все немцы, трудившиеся на объектах военной промышленности, а служивших в Советской армии офицеров просто уволили.
После начала войны автономная республика была ликвидирована решением властей СССР, вынужденных защищаться от фашистской агрессии. 28 августа 1941 года был принят указ советского правительства «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Лишь по причине своей этнической принадлежности в Казахстан, Сибирь и республики Средней Азии было насильственно депортировано порядка 440 тысяч человек. Потомки переселенцев из Германии, прибывших в Россию ещё в екатерининскую эпоху, столкнулись с негативным отношением к ним со стороны миллионов жителей СССР, потерявших на войне своих родных.
Шестым фактором, исключившим саму идею ассимиляции, стали лишения, которые пришлось перенести поволжским немцам. Гонения вынудили их противопоставить себя всем остальным народам и ещё сильнее сплотиться. От депортации пострадали имевшие немецкое происхождение жители не только Поволжья, но и других регионов СССР. За годы Великой Отечественной войны было переселено около 950 тысяч человек, заподозренных советским руководством в неблагонадёжности.


Упоминания о первых немцах на Руси датируются 1199 годом. Речь идет о «немецком дворе», где осели ремесленники, ученые, купцы, лекари и воины. Однако о церкви Святого Петра, которая являлась центром этого места, сообщали еще раньше. Как же появились на территории России германские подданные, и какая судьба была уготована их потомкам.

Многие жители Германии переселились в Российское государство уже во времена правления князей Ивана III и Василия III. А на территории Поволжья «служилые немцы» появились в период правления второго русского царя из династии Романовых – Алексея Тишайшего. Часть из них становились воеводами и занимали высокие должности на государственной службе.


Колонисты из Германии в Нижнем Поволжье

После принятия Манифестов Екатерины II, нацеленных на освоение степей и малолюдных окраин, иностранцы стали прибывать в Российскую империю еще активнее. Им предложено заселять земли Оренбургской, Белгородской и Тобольской губерний, а также город в Астраханской губернии Саратов, который считался центром рыбного и соляного промыслов. С тех пор его торгово-хозяйственное значение начало возрастать еще больше.

Спустя год императрица создала особую канцелярию опекунства иностранцев, президентом которой назначен граф Орлов. Это помогло царскому правительству привлекать народ из разоренных войной германских княжеств не только за счет собственных агентов, но и при помощи «вызывателей» – уже обустроившихся в государстве немцев. Им были дарованы равные права, а также многочисленные привилегии и льготы.


Создание первых колоний

Первая партия прибывших колонистов состояла всего из 20 человек. Среди них присутствовали специалисты по разведению тутовых деревьев и ремесленники, которые сразу отправились в Астрахань. Позже приехало еще порядка 200 немцев, заселивших местность по берегам Волги возле Саратова. А с 1764 г. они стали прибывать на территорию государства тысячами.


Прибывших расселяли поначалу в квартирах горожан, потом для них начали строить специальные казармы. Под первые 5 колоний были выделены земли в Сосновке, Добринке и Усть-Кулалинке. Через год основано еще 8 коронных колоний и первая вызывательская, которая стала резиденцией Жана Дебофа. В итоге за 10 лет было создано 105 колоний, где обитали 23 200 колонистов. Последней волной эмиграции из Пруссии считается заселение меннонитов в Самарском и Новоузенском уездах. В период с 1876 по 1913 годы в Россию эмигрировало около 100 тысяч человек.


В итоге из-за перенаселенности колонисты столкнулись с нехваткой земли – на одного мужчину приходилось всего по 7-8 десятин земли. По этой причине часть из них самовольно расселялись в сторону Ставропольской губернии и на Кавказ, где создавали «дочерние» колонии. Сотни семейств переселялись из Поволжья в Башкирию, Оренбургскую губернию, Сибирь и даже в Азию.

Ускоренная ассимиляция с населением, вероисповедание и обычаи

Российским немцам было разрешено беспрепятственное культурно-национальное развитие. Вскоре они основали на новых землях знаменитую Немецкую слободу. Их обеспечили не только собственным жильем, но и сельхозинвентарем. Многие семьи получали скот – по 2 лошади и корову.

Немцы быстро освоились в чужом краю. Больше половины из них являлись хлебопашцами, остальные владели 150 различными профессиями. Поэтому в первую очередь колонисты начали распашку выделенных им плодородных земель – выращивали овощи, увеличили посевы льна, овса, ржи, конопли, а главное – ввели картофель и белотурку. Остальные занимались рыбным промыслом и скотоводством. Постепенно была организована настоящая колонистская промышленность: открывались салотопенные заводы, развивались кожевенное производство, изготовление муки на водяных мельницах, создание шерстяной материи, маслобойная промышленность, обувное дело. Но для русского правительства самыми важными стали специалисты военного дела и образованные лекари. Интерес вызывали также мастера горного дела и инженеры.


Что касается духовной жизни – большинство колонистов были католиками, остальные склонялись к лютеранству, а то и вовсе предпочитали атеизм. Рождество отмечали только религиозные люди. В этот праздник у них заведено наряжать елку, читать Библию и дарить детям сладости за прочтение стишка. На Пасху, по традиции, в корзину ставили пасхального зайца, который якобы приносил подарки малышам. А в октябре немцы отмечали Праздник урожая. Среди примечательных особенностей немецкой кухни были клецки, колбасы, шницель, картофельное пюре, гусь с тушенной капустой. В качестве десерта зачастую делали штрудель и сладкие гренки.

Современные поволжские немцы в России

Первая мировая война и новая политика правительства привели к массовому выселению немцев из Поволжья «в места компактного проживания». Около 60 тысяч депортированных поступило в Саратовскую и Самарскую губернии. В рамках антинемецкой кампании этим поселениям дали русские наименования, а жителям запретили публично разговаривать на родном языке. Их планировали выселить за пределы страны, однако этому помешала Февральская революция. С началом Великой Отечественной все-таки была проведена массовая депортация иностранного населения из Поволжья – исчезли сотни немецких поселений.


Возвращение немецких семейств в Россию началось в 1956 г. Поскольку действовал официальный запрет, переселение осуществлялось полулегально. Местные колхозно-совхозные руководители принимали чужеземцев в своих хозяйствах из-за нехватки рабочей силы. Широко распространенной стала подобная практика в Сталинградской области. После того как сняли запрет на возвращение иностранцев в районы прежнего обитания, их приток значительно усилился. Согласно переписи населения, на территории Волгоградской, Куйбышевской и Саратовской областей в 1989 г. насчитывалось около 45 тысяч немцев. Позже наблюдалась их миграция на родину, а также одновременная миграция из Казахстана и Азии в Поволжье.


В настоящий период в Поволжье создана целая структура районных и областных немецких национально-культурных автономий, которыми управляет Координационный совет, расположенный в Саратове. Действует также множество организаций: немецкие Центры культуры, Всегерманское объединение Heimat, Землячество немцев Поволжья и другие. Кроме того, функционируют католические и лютеранские общины, издаются немецкие журналы и газеты. Численность поволжских немцев составляет около 400 тысяч человек.

И ещё одна миграционная история о том, .

Хлынувший в Россию в 60-х годах XVIII века поток мигрантов из Европы изменил привычную картину русской жизни. Среди переселенцев были датчане, голландцы, шведы, но все же подавляющую их часть составляли немцы.

Великое переселение

4 декабря 1762 года Екатерина II подписала Манифест, разрешающий иностранцам беспрепятственно селиться на необжитых территориях России. Это был дальновидный шаг императрицы, позволявший осваивать свободные земли «вверенной от Бога пространной Империи», а также умножать «в оной обитателей». Наверное, не возникает сомнения, что Манифест был в первую очередь адресован немцам: кому, как не Ангальт-Цербстской принцессе знать о трудолюбии и хозяйственности этой нации. Почему же тысячи немцев так неожиданно стали переселяться с насиженных мест в необжитые степи Поволжья? На то были две причины. Первая заключалась в очень выгодных условиях, которые предоставляла переселенцам Екатерина II. А это снабжение колонистов путевыми деньгами, выбор на свое усмотрение мест для поселений, отсутствие запретов на вероисповедание и отправление обрядов, освобождение от налогов и военной службы, возможность брать у государства беспроцентную ссуду на обустройство хозяйства. Вторая причина связана с тем, что на родине многие немцы, в первую очередь жители Гессена и Баварии, подвергались притеснению и ограничению свобод, а местами испытывали хозяйственные нужды. На этом фоне условия, предложенные российской императрицей, казались решением насущных проблем. Не последнюю роль здесь сыграла и агитационная работа «вызывателей» – читай, вербовщиков, засылавшихся в германские земли. Трудный и долгий путь пришлось проделывать немецким переселенцам, чтобы открыть для себя русскую terra incognita, обещающую стать для них новым домом. Сначала по суше они добирались до Любека, оттуда на корабле до Петербурга, далее переезжали в Москву, и снова их ожидал водный путь – по Волге до Самары, и лишь затем дороги колонистов расходились по всему Поволжью.

Хозяйство

На новом месте немцы стараются воссоздать свой традиционный жизненный уклад и делают это с присущей им методичностью и обстоятельностью: строят дома, высаживают огороды, обзаводятся птицей и скотиной, развивают ремесла. Образцовым немецким поселением можно назвать Сарепту, основанную в 1765 году в устье реки Сарпы, что на 28 верст южнее Царицына. Селение было огорожено земляным валом, на котором возвышались пушки – защита в случае набега калмыков. Вокруг раскинулись пшеничные и ячменные поля, на реке были установлены пильные и мучные мельницы, а к домам подведен водопровод. Поселенцы могли использовать неограниченное количество воды не только для хозяйственных нужд, но и для обильного полива насаженных вокруг фруктовых садов. Со временем в Сарепте начало развиваться ткачество, которое распространилось и на другие поселения: помимо использования крестьянского труда там запустили и фабричное производство. Легкая хлопчатобумажная ткань сарпинка, пряжу для которой доставляли из Саксонии, а шелк из Италии, пользовалась огромным спросом.

Образ жизни

В Поволжье немцы привезли свою религию, культуру и быт. Свободно исповедуя лютеранство они, тем не менее, не могли ущемлять интересы православных, однако им разрешалось обращать в свою веру мусульман, и даже брать их в крепостные. Немцы старались поддерживать дружеские отношения с соседствующими народами, а часть молодежи с усердием изучала языки – русский, калмыцкий, татарский. Соблюдая все христианские праздники, колонисты, тем не менее, отмечали их по-своему. Например, на Пасху у немцев существовал забавный обычай класть подарки в искусственные гнезда – считалось, что их приносит «пасхальный заяц». Накануне главного весеннего праздника взрослые из чего могли, сооружали гнезда, в которые втайне от детей клали крашеные яйца, печенье, конфеты, а затем пели в честь «пасхального зайца» песни и скатывали с горки крашеные яйца – чье яйцо окажется дальше, тот и победил. Немцы легко приспособились к тем продуктам, которые им давала волжская земля, однако не смогли они обойтись без своей кухни. Здесь готовили куриный суп и шницель, пекли штрудели и поджаривали гренки, ну и редкое застолье обходилось без «кухена» – традиционного открытого пирога с плодово-ягодной начинкой.

Тяжелые времена

Более ста лет немцы Поволжья пользовались привилегиями, дарованными им Екатериной II, пока в 1871 году не произошло объединение Германии. Александром II это было воспринято, как потенциальная угроза для России – отмена привилегий русским немцам не заставила себя долго ждать. Разумеется, это не касалось великокняжеских семей, имевших немецкие корни. С этого времени немецким организациям запрещается публичное использование родного языка, все немцы получают те же права, что и русские крестьяне и переходят под общую российскую юрисдикцию. А введенная 1874 году всеобщая воинская повинность распространяется и на колонистов. Неслучайно последующие несколько лет отмечены массовым оттоком поволжских немцев на Запад, вплоть до Северной и Южной Америки. Это была первая волна эмиграции. Когда Россия вступила в Первую мировую войну усилились и без того популярные антинемецкие настроения. Русских немцев охотно обвиняли в шпионаже и пособничестве Германской армии, они стали удобным объектом для всевозможных насмешек и издевательств. После Октябрьской революции в Поволжье пришла коллективизация, особенно от ее последствий пострадали зажиточные немецкие хозяйства: отказывающихся сотрудничать жестоко наказывали, а многих расстреливали. В 1922 году в Поволжье наступил голод. Помощь Советского правительства не принесла ощутимых результатов. С новой силой голод обрушился в 1933 – это был самый страшный год для Поволжья, унесший, в том числе, жизни более 50 тысяч немцев.

В надежде на лучшее

Движение сторонников немецкой автономии, активизировавшееся с приходом Советской власти, принесло свои плоды 19 октября 1918 года. В этот день была образована первая в РСФСР автономная область немцев Поволжья, правда существовать ей суждено было недолго – 23 года. В скором времени подавляющему большинству немцев пришлось покинуть обжитые места. В конце 30-х годов поволжских немцев коснулись репрессии, а с началом Великой Отечественной войны их подвергли массовой депортации – в Сибирь, Алтай, Казахстан. Тем не менее немцы не оставляли надежды вернуться в родные земли. Практически все послевоенные годы вплоть до распада СССР они пытались восстановить свою автономию, однако у Советского правительства были свои причины не давать ход решению этого щекотливого вопроса. Казалось бы, налицо были предпосылки для безбедной жизни, но Великая Отечественная война спутала все карты: усилившиеся антигерманские настроения распространились и на российских немцев, не имевших никаких контактов с гитлеровцами и активно записывавшихся в ряды Красной армии (примечательно, что многим из них было отказано в праве защищать свою страну).

Решение о депортации

В августе 1941 года республику посетили Молотов и Берия, после чего вышел указ о депортации поволжских немцев. Ради этого даже была проведена специальная провокация: высадка лже-фашистского десанта, участников которого скрыли местные жители. Их клеймили как шпионов и пособников гитлеровцев, которых необходимо было выслать в отдалённые районы страны: Омскую и Новосибирскую области, Алтайский край и Казахстан. Саму же республику решено было расформировать. По разным данным, только оттуда было депортировано от 438 до 450 тысяч этнических немцев. Но их выселяли не только с территории их республики, но и из других районов страны: Кубани, Северного Кавказа, Украины, Москвы и Ленинграда.

В Казахстане и Сибири поволжские немцы были поселены в холодные землянки, овощехранилища и грязные бараки. Начиная с 1942 года, их мобилизовали в так называемые рабочие колонны. Призыву подлежали мужчины от 16 до 55 и женщины от 15 до 45 лет, имеющие детей старше 3-летнего возраста. Русские немцы строили дороги и заводы, жили за колючей проволокой, работали по 10-16 часов в сутки на рудниках, лесозаготовках и в шахтах. Для местных граждан немецкоязычные люди, плохо изъяснявшиеся на русском, часто ассоциировались с врагами, пленёнными советскими солдатами. Впрочем, отнюдь не все были агрессивно настроены к этому народу, не по своей воле оказавшемуся чужими среди своих.

Реабилитация

Самым тяжёлым для поволжских немцев стал период с 1942 по 1946 год. За это время, по разным данным, умерло около 300 тысяч человек. Но и после войны этому народу пришлось долго доказывать свою непричастность к гитлеровской идеологии: это касалось и детей ссыльных, вынужденных терпеть унижения со стороны неосведомлённых граждан, уверенных в том, что их родители были пособниками фашистов. На восстановление исторической справедливости понадобилось много времени не только на бытовом, но и на политическом уровне. Так, строгий режим принудительных поселений для поволжских немцев был отменен в 1955 году, а спустя почти 9 лет, специальным указом Президиума Верховного Совета СССР они были реабилитированы, хотя полностью все ограничения и запреты по выбору места жительства были сняты только в 1972 году. В середине 1960-х активно поднимался вопрос о возрождении республики, но это намерение так и не получило подкрепления со стороны властей. К идее создания немецкой автономии (правда, на этот раз на территории Казахстана, в городе Ерментау) вернулись в конце 1970-х, но и её отклонили во избежание возникновения прецедентов на национальной почве.

Эмиграционные процессы

Перестройка открыла поволжским немцам, лишённым права возродить свою республику, возможность покинуть территорию безнадёжно разваливающегося СССР. В 1993 году из страны выехало 207 тысяч человек. Впрочем, этот народ в большинстве своём так и не сумел органично влиться в реальность современной Германии. Будучи этническими немцами по крови, они вобрали в себя множество культурных черт, присущих своей первой родине, что отчасти помешало им стать своими в стране предков. В августе 1992 года в Саратовской области был проведен референдум, в котором большинство населения высказалось против создания немецкой автономии. Как нельзя вовремя подоспел немецкий «закон о возвращении», который позволял в кратчайшие сроки получить гражданство Германии – это открыло для немцев путь на свою историческую Родину. Кто мог предвидеть, что процесс великого переселения немцев в Поволжье, запущенный Екатериной II, будет обращен вспять.