22 апреля года какой христианский праздник. Календарь церковных праздников апреля

Неделя 5-я Великого поста. Глас 8-й.

. .
.
.
. .
Сщмч. Владимира Пиксанова пресвитера (1918) 22 ; сщмч. Василия Соколова диакона (1938).

Утр. – Ев. 8-е,
Лит. –
Прп.:
22 Имя сщмч. Владимира Пиксанова внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года.

Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа (см. приложение 1)Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8: В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// те́мже и со Áнгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3: Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ Áнгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́моны Креста́ ору́жием погубля́ет./ Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́,// Мари́е пресла́вная.

Сегодня мы воспоминаем память преподобной Марии Египетской. Тоже удивительная жизнь. Молодая женщина, проведшая греховную жизнь, уходит в пустыню. Она себя ни дня, ни минуты не готовила к этому подвигу; она не проходила через испытания своих возможностей и через физическую подготовку, а просто решила однажды перейти Иордан и уйти в пустыню, не имея ничего – ни запасов пищи, ни одежды. Мария провела там долгие годы, сподобившись того, что плоть ее изменилась, и она, как свидетельствует старец Зосима, перешла Иордан как по суше. Что же это за явление такое – святая Мария Египетская? Совершенно очевидно, что подобные люди победили самих себя. Они сумели овладеть самым важным искусством и постигли самую высокую мудрость полного управления самим собой, своей верой, своей волей, своей мыслью. Они управляли своим телом. Они подчиняли плотские стихии своей воле и своему разуму.

Богослужебные указания ожидаются

Начинается апрель 2019 года с Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемое 7-ым числом апреля . Данное празднество символизирует начало искупления человеческих грехов (как оно и называлось в определенный период времени). В этот день Дева Мария получила благую весть о том, что зачала и должна родить Сына Божьего. Всякая работа, физический ли то труд или же умственный, считается греховной в этот день. Все силы истинного христианина должны уйти на благодарность Деве Марии за то, что она помогла Иисусу Христу войти в этот мир.

Лазарева суббота

Суббота, которая идет предварительно Вербного Воскресенья, называется Лазаревой субботой. В 2019 году этот праздник выпадает на 20 апреля . В этот день всякий и каждый вспоминает о чуде воскрешения Лазаря Иисусом Христом. Лазарь – молодой человек, который был обязан погибнуть, дабы показать всему свету насколько же он греховен. Ужас от смерти Лазаревой затмил Иисуса Христа, и тот прослезился. Потому что каждый обязан помнить, что всякая тварь Божия обречена на вечную жизнь, и лишь человеческое существо греховною сущностью своей – на смерть. И потому был воскрешен Лазарь из своей гробницы-пещеры. Жил он далее еще три десятка лет, проповедовал христианство на Кипре.

Вербное Воскресенье

Продолжает череду православных праздников 21-е число апреля – вход Господень в Иерусалим или же Вербное Воскресенье. Был такой прекрасный обычай у древних евреев – въезжать на конях или же на ослах, символизируя победителя. В этот праздник все живущие вспоминают то, как взошел Иисус Христос в Иерусалим в качестве победителя всего греховного и преступного. И был Иисус волен в своих страданиях, избавляя землю от царства скверны.

Пасха (Светлое Воскресение Христово)


Тот самый религиозный праздник, когда каждая старушка кричит другой через всю улицу «Христос Воскрес!», а та отвечает ей «Воистину Воскрес», выпадает на 28-е число апреля .
Это событие считается самым великим праздником для каждого христианского человека. По истечении третьего дня своей смерти Господь воскрес, и тело его поддалось изменениям чудотворным, если верить Священному Писанию.
В этот день, по традиции, пекут куличи и идут освящать яйца. В этот же день Великий Пост приходит к концу.

Светлая Пасхальная неделя

Сплошная Светлая Пасхальная Седмица выпадает в 2019-ом году на 28-е число апреля . В первую неделю после пасхального праздника по средам и по пятницам отменяется пост и воспеваются Пасхальные часы вместо утренних и вечерних молитв.
Ежедневно, после литургических песен, совершается праздничный крестный ход и звонят во все колокола, выражая радость.
Вся неделя олицетворяет собой час ликования тому, что воскрес когда-то давно Иисус Христос и одновременно полностью вечный промежуток времени, который должен напомнить о том, что когда-то в Царствие Божьем время уже не будет существовать.

Праздники являются неотъемлемой частью нашей социальной жизни, многие из которых касаются лично нас, наших близких и друзей. Многим явлениям человеческого существования на земле посвящены праздники и особые дни. Наша профессия, работа, любовь, дети, отдых, медицина, окружающий мир - на все найдется свой праздник в российском и мировом календаре.

Наряду с государственными праздниками, тесно вошедшими в нашу жизнь, особое значение для многих имеют церковные, православные праздники. Ведь духовная составляющая нашей жизни гораздо более важна, чем телесная. Самые необходимые нам любовь, радость, счастье, душевное равновесие и покой - все эти чувства непосредственно связаны с нашей душей.

Почти каждый день церковь отмечает какой-либо важный православный праздник - будь то исторический день жизни Христа на Земле, жизни и деятельности его учеников и последователей. Безусловно, каждый церковный праздник важен для верующего человека.

Однако многие православные церковные даты не так распространены, как государственные, и чтобы о них узнать, этим нужно реально заинтересоваться и проникнуться. Мы собрали для Вас календарь церковных праздников в апреле. Узнайте, в какой день апреля происходило важное историческое религиозное событие.

Пособие для классного руководителя и не только

К весне в школах уже разгорается битва за годовые оценки, и учителям достается не только от учеников, но и от их родителей. По их поведению на родительском собрании опытный классный руководитель может догадаться, что именно в семейном подходе к воспитанию мешает (или помогает) ребенку хорошо себя вести и прилежно учиться. Для эффективного взаимодействия с мамами и папами «классные» со стажем делят их на условные группы, среди которых, как и среди их детей, есть отличники, хорошисты, троечники, прогульщики, ябеды и даже хулиганы.

Опасаясь репрессий, классные руководители воздерживаются от личных публичных высказываний, но вот в своем профессиональном чате общаются охотно. Проблемы у всех схожи - дети и их родители, которые не всегда адекватно проявляют себя в учебном процессе.

Родители-ябеды

«А кто это у вас Вася? - с любопытством спрашивали мои родители, вернувшись с родительского собрания. - Бедняжка его мама сквозь землю готова была провалиться, выслушивая про своего Васю! Только попробуй нас так же опозорить!»

Это было много лет назад, но проблема никуда не делась: классному руководителю по-прежнему хочется обсудить все проблемы в рамках родительского собрания, чтобы каждый родитель не дергал его по отдельности. Но сегодняшние мамы и папы не желают молча «проваливаться сквозь землю», выслушивая замечания своему ребенку, сделанные при других родителях.

«Вот уже четвертый год работаю со своим классом, это 10 девочек и 16 мальчиков, - делится в чате Альфуся Борисовна Бахова. - С конца прошлого года в классе организовалась группа из пяти человек, которым интереснее хамить учителям, отвлекаться, убегать с последних уроков. Долгое время говорила с ребятами, индивидуально вела беседы, вызывала родителей, с которыми тоже говорили один на один. Ребята вроде и неплохие, но их дисциплина не дает учителям проводить нормально уроки, ну и, естественно, они сами получают плохие оценки. Хотя трое из них с великолепной головой - и у меня на математике они лучшие. Но я же не только математик, но еще и классный руководитель! Полтора года были разговоры, беседы один на один. А сегодня на родительском собрании я не выдержала и при всех родителях сказала о ситуации, которая назрела в классе. Назвала фамилии всех пятерых мальчиков, рассказала о постоянных срывах уроков - в общем, выложила все начистоту. Но реакция одной из мам сразила меня наповал! Она стала на высоких тонах высказывать мне, что назвать имена этих пятерых при всех - поступок непедагогичный, что теперь «все в округе будут говорить о ее ребенке плохо». Заявила, что будет на меня жаловаться! Я была в шоке. За 25 лет работы в школе на меня ни один родитель не повышал голоса».

«Очень часто приходится лавировать между двух огней, - сетует классный руководитель 9 го «Б» одной из столичных школ Нина Валерьевна. - С одной стороны - ученики, мешающие всему классу, и их родители, которые вместо того, чтобы прислушаться к классному руководителю и призвать своих детей к порядку, строчат жалобы на педагогов директору школы, а на директора и на школу - в Департамент образования и так далее. А с другой стороны - родители «нормальных», старательных учеников, которые также строчат жалобы на то, что «школа не в состоянии создать нормальные условия для обучения их детей». «Родители-ябеды» есть почти в каждом классе. Вот коллеги и вертятся как ужи на сковородке, изобретая способы общения с ними и их детьми. Ведь их дети в свою очередь тоже ябедничают своим родителям на учителей, хотя сами же их и доводят».

Какие дети у «родителей-ябед»? По единодушному мнению педсостава, у «родителей-ябед» и дети ябеды. Это порождает порочный круг. Зная, что их родители склонны во всем обвинять школу, напортачив, такие дети с опережением жалуются дома на «придирки» и «несправедливость» учителей. Проблема в том, что такие родители чаще всего держат своих детей в строгости, и дома они действительно паиньки, а «пар выпускают» в школе. Поэтому «родителям-ябедам» действительно трудно поверить, что в классе их чадо преображается до неузнаваемости.

Как вести себя с «родителями-ябедами»? Педагоги полагают, что склонные к бесконечным официальным жалобам родители судят по себе - то есть любое прилюдное оглашение проступков их детей воспринимают как кляузу. С ними можно бороться их же оружием.

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро-бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе-ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав-ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соедине-нии с вечерней.

Утреня Великой Субботы

Утреня начинается по обычаю с двухпсалмия (псалмы 19, 20).

После шестопсалмия, великой ектении и Бог Господь с обычными стихами поются: , Слава - , И ныне - .

Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плаща-нице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совер-шает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются , т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы по-ются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или Славы , из которых каждая заканчивает-ся малой ектенией и особым возгласом.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропа-ри св. Иоанна Дамаскина:

После 50-го псалма поется Волною морскою , представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).

На 9-й песни вместо Честнейшую поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: Не рыдай Мене, Мати , хор продолжает: зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия .

После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом»

Затем возглас Премудрость, прости , и поется тропарь .

Затем следует , из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию, (о плодах смерти Спасителя), и о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются перед Святой Плащаницей).

После отпуста утрени - целование Плащаницы при пении стихиры , и читается 1-й час .

Утреня Великой Субботы. Запись 2010г. Хор Сретенского монастыря.

По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев через Чермное море - поется при открытых царских вратах песнь Моисея Поим Господеви, славно бо прославися . Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев Славно бо прославися , а чтец читает .

По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во веки , а чтец читает . Царские врата при этом открыты.

Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее - Литургия.

Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся ... - в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу.

Поется прокимен Великой Субботы, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его.

Далее чтение Апостола (читается перед Плащаницей), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней.

После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи 81-го псалма с припевом . Во время пения этого припева великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые.

Читается Евангелие Великой Субботы.

Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь

Задостойник .

Причастен Великой Субботы: Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются , Слава - , И ныне - , читается молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее.

Утреннее богослужение в Субботу Страстной седмицы Великого поста. Запись 2010г. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 156:46 мин. Размер 75.3 Mb)