Эффективное использование технологии фасилитации на родительских собраниях в доу. Условия самореализации детей и молодежи и компетенция «наставник-фасилитатор»: что нужно знать начинающему наставнику

«Эффективное использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического
развития воспитанников № 34 «Радуга»
И. о. заведующего МБДОУ № 34
Кисиль Наталия Юрьевна

К сожалению, большинство родительских собраний неэффективны, и даже те родители, которые проявляют определенный интерес к вопросам воспит

Родительские собрания
- это основа взаимодействия родителей и педагогов,
людей, которым предстоит действовать сообща в
вопросах воспитания и развития ребенка
Эффективность
Неэффективность
К сожалению, большинство родительских собраний
неэффективны, и даже те родители, которые проявляют
определенный интерес к вопросам воспитания детей, жизни
дошкольного учреждения, часто уходят с него
разочарованными, не получив ответа на какие-то свои
вопросы, послушав в очередной раз монолог педагога или
«невнятный» рассказ
о том или ином конкретном ребенке.

Моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

родительского собрания не было ясной цели (хотя она
была озвучена);
много людей говорили одновременно;
обсуждение часто уходило в сторону от существа
вопроса;
скучно и неинтересно;
не началось или не закончилось вовремя;
недостаточное количество людей высказалось или
приняло участие;
несколько человек полностью заняли время собрания;
по окончании собрания родителям не сказали, что
нужно делать;
одно и то же обсуждалось снова и снова;
было не так много людей;
бесполезно, не было никакой разницы, был я там или
нет.

Цель: улучшения качества проводимых
родительских собраний для активизации позиции
родителей, для вовлечения их в жизнь
дошкольного образовательного учреждения
Средство: использование технологии фасилитации
при организации родительских собраний
Фасилитация
(производное от
глагола «facilitate») –
облегчать, помогать,
способствовать,
ускорять,
стимулировать
Другими словами,
это совместная
деятельность, общение,
видимый результат
совместных усилий,
удовлетворяющий всех
участников,
отражающий вклад
каждого и достижения
всех

Условия, необходимые для эффективности родительских собраний:

Обеспечить комфортность участников собрания
Педагог не должен оценивать правильность или
неправильность родительских мнений и установок.
Особо следует отмечать ценность обратной
связи,
полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом
сказали». Некоторые родители при участии в играх или
дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая
маскируется смехом или оппозиционными реакциями.
Воспитателю лучше не заострять, на этом внимания, а
проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им
благодарность за участие.
Заинтересовать родителей
Нужно выяснить у родителей, какая тема является для
родителей актуальной и объяснить, что проведение
родительских собраний с использованием новых методов
помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации,
применить полученные знания и т.п.

Организовать пространство
Обязательно
нужно
подготовить
пространство.
Например, поставить столы буквой «П» или полукругом
или выбрать другое размещение. Можно использовать
модульные
столы,
которые
расставляются
по
необходимой вам схеме.
Рис. 1. Примеры расстановки модульных столов на родительском собрании.
Предупредить родителей заранее
Сообщить о том, что на собрании будут применяться
новые формы взаимодействия, можно различными
способами
(например,
подготовить
письменные
приглашения,
красочное
объявление),
Выбрать
оптимальное время на родительском собрании для
применения интерактивных форм взаимодействия.
Время это обычно ограничивается 30-40 минутами. Но
родители ранее не принимали участия в такой работе, то
имеет смысл начинать с небольших по времени заданий,
постепенно увеличивая их длительность.

При подготовке к родительскому собранию следует учитывать сигналы не вербальной коммуникации

Положительные сигналы
Отрицательные сигналы
Педагог, выступая перед родителями на собрании:
Использует пространство
Не использует пространство
Демонстрирует спокойствие
Демонстрирует нервозность
Удобно стоит
Крутит какие-то предметы
Имеет контакт глазами
Дотрагивается до лица
Держит ладони открытыми
Сжимает кулаки
Следует также уделить внимание
личностным установок педагога:
открытость, принятие и доверие,
эмпатическое понимание

1. Четко определите цель родительского собрания
(причины родительского собрания, актуальность темы,
цели собрания можно сочетать, повестка дня, состав
участников, выбор соответствующих форм работы или
технологии,
раздаточный
и
демонстрационный
материал)
2. Распространение информации о проведении
родительского собрания (информация за 2 недели,
письменное приглашение, красочное объявление с
интересной повесткой дня)
3. Родительское собрание должно быть организовано
так, чтобы все приглашенные были довольны (3
аспекта: время собрания, место собрания, создание
уютной атмосферы)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

4. Начинайте собрание в точно назначенный час
(уважение к тем, кто пришел вовремя)
5. Приветствуйте собравшихся и представьте их
друг другу (общение на уровне глаз, все видят всех,
дружеский тон, ценность участия родителей,
рассказ родителей немного о себе, своих детях,
использование бейджиков, эмпатия состояния всех
родителей – фон, каждого родителя отдельно)
6. Организуйте непродолжительное родительское
собрание (самое большое 90 минут, в объявлении
сколько продлится собрание, регламент, чаепитие)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

7. Правила для повестки дня (знакомство с
повесткой дня, придерживаться повестки дня,
управлять дискуссией в целях соблюдения
регламента)
8. Правила для проведения (знакомство родителей с
правилами, организация процесса с включением
участников в процесс обсуждения, следить за ходом
дискуссии, уважение к мнению любого участника,
направление обсуждения, если уходят от темы)
9. Получение результата (записать конкретные
решения – «реальные» с проговариванием и
распределением
ответственности,
ощутимый
результат)

Общие этапы технологий фасилитации:

Определение
актуальности
проблемы
Генерирование
альтернативных
решении
Оценка
решений
Выработка плана
действий по схеме: пункт
плана, его цель, начало и
конец работы по
выполнению, ресурсы,
ответственный за
выполнение
В какой срок
осуществляются
действия по
плану
Оценка
результатов
(где и когда)
Выбор лучшего
решения или
решений

Смотр-конкурс «Родительские собрания с использованием технологий фасилитации:

Мировое кафе
Круглый стол
Большой круг

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №5

Тема: Семья и семейные традиции

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №6

Тема: Как развить речь ребёнка дома?

Избираете стимулирующие, косвенные методы контроля, способствующие самоизменению родителей

Предвидите близкие и отдаленные результаты общения и выстраиваете в связи с этим взаимодействие с родителями

Оцениваете и коррегируете поступки и действия родителей, а не их личностные особенности

Собственная оценка и коррекция выступает ориентиром для самооценки родителей

Ставите широкий спектр коммуникативных задач и варьируете их с учетом интересов и потребностей родителей

Охотно поддерживаете инициативу,создаете условия для самореализации родителя

Учитываете потребность родителей в общении, умело поддерживаете и направляете их эмоции, сохраняете непосредственность и сопереживание в общении

Меняете стратегию и тактику взаимодействия в зависимости от эмоционального настроя, интересов родителей

Ориентируетесь на раскрытие потенциала родителей, создаете психологическую безопасность

Способны к эмпатии, рефлексии относительно опыта своего общения, демонстрируете открытость и заинтересованность в родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №190»

Семинар

«Фасилитативные технологии в работе с семьей»

Подготовил воспитатель:

Воротынцева О.С.

г.Оренбург,2018г.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Моей педагогической находкой стало знакомство с книгой Майера Алексея Александровича, профессора кафедры дошкольного и начального Московского государственного областного гуманитарного института.

Алексей Александрович выступал на семинаре с темой «Фасилитативные технологи в работе с семьей». Работа с семьей – тема достаточно актуальная. И мы уже не знаем, что придумать и чем завлечь родителей в образовательный процесс.

Проблемы, постоянно встречающиеся при работе с родителями:

    Нехватка времени, занятость, некомпетентность в вопросах воспитания;

    Снижение воспитательного потенциала семьи;

    Отстраненность от воспитательно-образовательного процесса;

    Перекладывание ответственности на педагогов;

В то же время ФГОС требует от нас создания единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, привлечения родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса.

Вот почему меня очень заинтересовала данная тема. И так, что же такое фасилитация?

Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры.

Фасилитировать – сделать легким.

Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.

Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.

Основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.

Зачастую преобладают родительские собрания– секты, по словам Майера: все молча слушают одного человека, потом безропотно сдают деньги и в задумчивости, под покровом ночи, поодиночке расходятся по домам.

Анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

    не было ясной цели;

    много людей говорили одновременно;

    обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;

    скучно и неинтересно;

    одно и то же снова и снова;

    бесполезно, не было разницы, был я там или нет:

В результате большинство родителей просто подходят к воспитателю и спрашивают: «Скажите сколько, за что и кому нужно сдавать денег, я не смогу прийти на собрание»

Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь дошкольного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

Некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:

«Большой круг»

Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.

В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Например:

Ситуация 1:

Родители часто жалуются на то, что дети просят купить им игрушку, которую почти сразу же разбирают, ломают. Когда же взрослые ругают детей, те, оправдываясь, говорят, что хотели посмотреть, из чего она сделана? Укажите возможные причины такого поведения? Назовите основной мотив поведения детей.

Решение: Возможных причин много. Среди них можно выделить познавательный интерес и неумение обращаться с игрушкой. Такое поведение может быть и результатом неправильного воспитания: у ребенка не сформировано бережное отношение к вещам! Отличайте привычку от навыка! Навык- это автоматизированное действие (он формируется). Привычка- это отношение к чему-то (воспитывается).

«Аквариум»

Технология «Аквариум» - разновидность дискуссии. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать способы украшения участка детского сада в зимний период», «как отказать ребенку в просьбе купить очередную игрушку» и т.д. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы. По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время работы: 10-15минут.

Коллеги, мы сейчас с вами станем участниками родительского собрания, организованного методом «Аквариум». Для этого мы разделимся на две команды. Первая команда займется решением проблемы: Мама увидела у сына Вовы (5 лет) игрушку, которую она ему не покупала. На вопрос о том, где он ее взял, Вова ответил, что «нашел». Должна ли мама уличать сына в воровстве? Как поступить в данной ситуации маме? Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.

Решение: Если ребенок отрицает свою вину, то не следует обвинять его во лжи, воровстве. Нельзя обыскивать его. Разумно провести разговор о пользовании своими и чужими вещами и рассказать, к чему приводит воровство. Нужно подсказать ребенку, чем можно компенсировать то, что ему очень хочется, но нет возможности иметь. Например, хочется иметь машинку «скорой помощи», а у него есть легковая. Можно предложить подумать, как из нее сделать машинку санитарную (поставить красный крест). Не снижая самооценки ребенка, необходимо дать ему возможность обдумать и озвучить свое состояние и состояние того, кто эту вещь потерял.

Что дает этот прием родителям?

Возможность увидеть родителей со стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.

«Круглый стол»

Он похож с методом «Большой круг». Помогает участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.

«Вечер вопросов и ответов»

«Меня зовут…Я люблю своего ребенка за то, что…»

Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается поочереди произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то, что …». Как правило, родители пытаются не повторять предыдущие высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других, следить за происходящим на собрании.

«Прогнозируем мир будущего»

Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они видят будущее своего ребенка.

Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа: фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик), социальных институтов (школа, банк, больница, офис), предметы быта, автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего.

Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.

Целью оценки родительского собрания является повышение эффективности, а главное – результативности родительских собраний. Родительские собрания, которые не обеспечивают желаемых результатов, являются потенциально вредными для ДОО, подрывающими авторитет его руководства. Эффективность собрания следует оценивать с точки зрения педагога, родителей и общих результатов работы.

Алексей Александрович предлагает 4 блока родительских собраний

1 собрание «Мы их……» (учим)

2 собрание «Мы с ними...» (педагоги совместно с родителями готовят и проводят собрание)

3 собрание «Они с нами...» (родители совместно с педагогами подготавливают и проводят собрание)

4 собрание «Они без нас…» (родители самостоятельно проводят собрание, без участия педагогов, подводят итоги, анализируют, что за год произошло, что так, что не так, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т.д.)

Какие еще приемы вы можете применить на родительском собрании, узнаете из буклета, который мы для вас приготовили. Здесь и упражнения для знакомства, приемы начала родительских собраний, игры и игровые ситуации на родительских собраниях, а также приемы завершения родительских собраний и правила проведения эффективных родительских собраний.

5 этапов необходимых для успешного взаимодействия педагогов и родителей:

    Узнавание (выявление затруднений и постановка проблем)

«Родители глазами педагога»

«Педагог глазами родителей»

    Ознакомление (детский сад должен в силу договора, родители обязаны в силу статуса)

«Родители обязаны»

«Педагоги должны»

    Родительская почта

«Почта родительского гнева», «Почта родительских идей», «Почта родительского недоверия», «Адресная почта», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему…» и др.

    Проект «Приемная»

Приемная/педагоги (персональная информация, должностные обязанности, обращения, объявления) и т.д.

Приемная/родители (персональная информация, обязанности, новости и события, задания и просьбы) и др.

Приемная/дети (персональная информация,девиз, хобби,права ребенка, новости, события в группе и т.д.)

Проект приемная оформляется после обсуждения и получения от всех родителей разрешения, использовать ту или иную персональную информацию.

    Применение

«Помощь группе»

«Роль в группе»

21 век принес новые формы взаимодействия с родителями. Раньше педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Родительское собрание - это монолог педагога, включающий в себя, как правило оценку ребенка. Значение и мнение семьи полностью игнорировалось. В новом Законе об образовании мы видим, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных организаций обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Технологии фасилитации позволяют по- другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе.

Если мы проводим собрание как фасилитатор, то мы меняем авторитарного руководителя, на координатора, который помогает родителям из «просто слушателей» стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для ребенка мероприятий.

Притча «Когда нужно говорить?»

Один человек пришел к Сократу и спросил:

А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

Подожди, - остановил его Сократ.-Просей сначала то, что собираешься сказать через три сита.

Три сита?

Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

Нет, просто я слышал…

Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда,это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

Нет! Напротив!

Значит, - продолжал Сократ-ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет необходимости.

Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда это говорить?

Желаю вам, коллеги, всегда, прежде чем говорить, просеивать то, что хотите сказать через три сита.

Спасибо за внимание!

Использованная литература:

    Давыдова О.И. Майер А.А., «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», Москва, 2014г

    Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008г.

Автор: Яркина Елена Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида г. Заринска.
Описание работы: данный материал будет полезен педагогам детского сада для построения конструктивного взаимодействия с субъектами ДОУ через использование инновационных методик. На основе метода фасилитации педагогам можно организовывать родительские собрания, строить выступления на педагогических советах, методических объединениях.

Методическая разработка практикума для педагогов «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ»

«Если вы всегда делаете то,
что вы всегда делали.
Вы будете получать то,
что всегда получали»
А. Эйнштейн

В начале практикума необходимо разделить педагогов на 3 подгруппы, ведущий - фасилитатор раздаёт участникам педагогического совета эмблемы, согласно которым педагоги занимают свои места за столами.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для записи комментариев членов группы по ходу обсуждения (или доска с мелом), 3 стола, стулья по количеству участников, бумага, ручки, буклеты, звонок.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации мероприятий на основе метода фасилитации.
Задачи : совершенствование качества работы ДОУ при сотрудничестве с родителями, развитие коммуникативных, фасилитативных умений педагогов.

Ход мероприятия:

Ведущая: Уважаемые коллеги, я рада видеть Вас на практикуме «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ». Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество ДОО с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления развития детей.
Современный педагог должен обладать компетентностями необходимым для установления сотрудничества с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Педагог должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.

Родительское собрание - это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада. Но даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранными для них педагогами детского сада.
Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют методы фасилитации. Главное их предназначение - развивать способность самостоятельно анализировать различные проблемы, находить пути для их решения, а также умение работать с информацией.
Скажите, как можно определить тему совместного мероприятия с родителями, учитывая их потребности?
Вы заняли места, согласно своим эмблемам. И работа наша будет проходить по подгруппам.


Неслучайно эмблемы нашей встречи сегодня символичны:
- белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- синий - цвет веры и верности, постоянства;
- красный цвет символизирует энергию, силу.
Сейчас, возьмите по одному листочку от «Дерева вопросов», на котором запишите вопрос, интересующий вас по теме нашего практикума (3-4 минуты).


Фасилитатор проводит работу по методу «Дерево вопросов», определяя интересующие вопросы педагогов по теме мероприятия. Далее готовые листочки развешиваются на «дереве». Фасилитатор учитывает запрос педагогов, структурирует вопросы, выстраивает проведение практикума исходя из запланированной деятельности.
Ведущая: Вот и определены те вопросы, над которыми мы сегодня будем работать.


Уважаемые коллеги, сегодня вы заняли места за тремя разными столиками. А форма работы наша сегодня необычная, называется «Мировое кафе», это один из методов фасилитации, который могут использовать педагоги для организации родительских собраний, методических мероприятий. И на примере нашей работы сегодня мы постараемся разобраться в организации таких мероприятий. Все вы сейчас находитесь в своем «кафе». Сейчас вам необходимо выбрать «хозяина столика», это тот человек, который будет оставаться за «столиком» все время и фиксировать результаты обсуждения вопросов, а также знакомить следующую группу с принятыми вами решениями. На обсуждение вопроса дается время 2-3 минуты, затем группа, кроме хозяина столика, переходит за следующий «столик». По завершению обсуждения «хозяин столика» знакомит с результатами по данному вопросу.

Давайте познакомимся с правилами работы нашего кафе:
1. Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
2. Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
3. Говорите открыто и от всего сердца.
4. Слушайте, чтобы понимать.
5. Связывайте и соединяйте идеи.
6. Получайте удовольствие от общения!

Принципы работы:
1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны.
2. Чтобы ни случилось – это единственное, что может произойти.
3. Когда бы это ни началось – это правильное время.
4. Когда это закончится – тогда и закончится.
Закон: если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научится или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другое кафе!
Фасилитатор предлагает вниманию участников собрания вопросы, сформулированные ими в качестве проблемных на этапе подготовки к мероприятию.
Вопрос № 1. Какие формы работы с родителями применимы в ДОУ и почему?


По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор вместе с участниками приходит к единому мнению, что: дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Родители, дети, воспитатели – это субъекты дошкольного образования, и от их взаимодействия зависит микроклимат группы.
Использование педагогами укоренившихся в практике детских садов методы ориентированные на традиционное понимание задач взаимодействия с семьей: просвещение, контроль действий родителей, указание на их ошибки и недостатки в воспитании, вызывают сопротивление у многих родителей. Кроме того, даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады специалистов ДОУ.
В эпоху компьютеризации многие современные родители достаточно информированы в вопросах дошкольного образования и имеют потребность обмениваться этой информацией, обсуждать, делиться собственным жизненным опытом. Следовательно, педагогам необходимо выбирать такие методы и технологии организации групповых мероприятий, чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений и основными действующими лицами при принятии решений, касающихся воспитания и развития ребенка.
Массовые мероприятия педагогов и родителей
родительские собрания
конференции
вечера для родителей
кружки для родителей
школа для родителей
клубы по интересам
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
Дни открытых дверей
КВН
совместное творчество
праздники
выпуск Газеты
концерты
соревнования
Индивидуальные
беседы
посещения на дому
выполнение индивидуальных поручений
Наглядно-информационные
информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

Вопрос № 2. Какие активные методы, способствуют продуктивному взаимодействию с родителями?


Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор обобщает информацию:
круглый стол (это форма организации обмена мнениями);
тренинг (это форма обучения, где мало теории и разговоров и много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему);
креативные игры (творческие игры, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей);
мозговой штурм (выбирается, задаётся тема). Каждый участник предлагает свой вариант ответа. Затем отбрасываются ненужные варианты ответов и подходят к окончательному решению, доказывая, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и найти правильное решение.
интерактивные методы «inter –это взаимный, act- действовать», означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Одним из которых является метод фасилитации.
Ведущая: Фасилитация (от англ.) – облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Актуальность проблемы использования технологии фасилитации обоснованна тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживать необходимый настрой, создавать доброжелательную атмосферу в группе.
Задачи фасилитации - решение конкретных вопросов, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, раз решение сложных и конфликтных ситуаций.
Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения зафиксированные в протоколе мероприятия, которые повлекут те или иные изменения.
Вопрос № 3. Кто такой фасилитатор? Какими характерными чертами он обладает?
Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками ведущий вместе с участниками определяет характерные черты фасилитатора:
Фасилитатор - нейтральный лидер, который делает процесс более легким и эффективным, не заинтересованный в и тогах обсуждения, не представляющий интересы не одной из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист.


Характерные черты:
умеет управлять содержанием и динамикой мероприятия;
умеет слушать и слышать;
умеет точно и полно обобщать информацию;
умеет правильно задавать вопросы;
готов принимать чужие мнения, не навязывая свое;
умеет структурировать время;
умеет строить открытые, доверительные отношения с участниками образовательных отношений.
Для фасилитатора характерно несколько «не»:
не заинтересован в итогах обсуждения;
не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему;
не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки;
не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.
Вопрос № 4. Какова роль фасилитатора при организации и проведении мероприятий? Как стать эффективным фасилитатором, способствующему совершенствованию взаимоотношению с родителями воспитанников?
Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор обобщает информацию:

Современные воспитатели нередко используют в педагогической практике традиционные методы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на , контроль их действий, указание на недостатки практикуемого метода воспитания. Такой подход нередко вызывает непонимание как со стороны родителей, практикующих деятельностное семейное воспитание, так и у семей, готовых делегировать свои права детскому саду или уже сделавших это. Осознание трудностей процесса взаимодействия с семьями воспитанников заставляет педагогов сферы дошкольного воспитания брать на себя все больший объем обязанностей, что нередко имеет негативные последствия. Поэтому воспитателям детских садов для активного важно осознать современные реалии и освоить новые приемы работы, позволяющие выстроить партнерские отношения с семьями дошкольников.

Технология фасилитации в ДОУ

Новая философия взаимодействия с родителями в системе дошкольного образования позволит решить эти задачи. Ее суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого, инициируемого родителями (педагогами), но стимулирующего других субъектов, центрированного на потребностях ребенка, интересах семьи и возможностях педагогов. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия ДОО с семьей .

Традиционный прием работы воспитателей с родителями — педагогическое просвещение, которое в реалиях нового времени следует воспринимать не как конечную цель, а лишь как средство, помогающее взрослым найти взаимопонимание с ребенком, осознать роль дошкольной образовательной организации.

Безусловно, воспитание дошкольников предполагает наличие у членов их семей определенных компетенций. Но даже самые ответственные родители редко готовы тратить время на посещение лекций и докладов, подготовленных для них педагогами детского сада. Современные мамы и папы готовы учиться основам процесса воспитания только в случае осознания того факта, что полученные данные помогут им упростить свою жизнь и облегчить процесс общения с малышом. Характерное для многих взрослых желание деятельностно участвовать в процессе обучения, доносить ребенку свою жизненную позицию, выработанные жизненным опытом ценности, добиваться поставленных педагогических задач может быть реализовано через активные методы обучения (АМО) которые связаны c переводом обучающихся в позицию субъекта осмысленного, спонтанного учения. В результате участники образовательного процесса становятся заинтересованными лицами. Среди наиболее популярных АМО Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая выделяют:

  • проведение круглых столов, тренингов, креативных игр, мозговых штурмов;
  • использование технологии проблемного обучения в ДОУ;
  • игровое моделирование способов родительского поведения, анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания.

В отличие от традиционных педагогических подходов, отводящих членам семьи воспитанников роль пассивных слушателей, АМО позволяет донести всем участникам образовательного процесса практические приемы выхода из сложных ситуаций, повысить общий уровень родительской компетенции.

Фасилитация (производное от англ. глагола facilitate) - облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация как условие обеспечивает эффективное взаимодействие в образовательно-воспитательном процессе, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры.

Фасилитация как результат - зона потенциального развития человека при условии развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).

Фасилитация как процесс - развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновение, актуализация, инициация и поддержка.

Фасилитация как результат - устранение воспитателем ограничений, препятствующих проявлению творческих экспериментов дошкольника (родителя), помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права человека на ошибку, предоставление свободы выбора и действий.

Фасилитация как продукт - накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две - лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Фасилитация как прием - искусство задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Технологии фасилитации помогают решить множество проблем

Использование АМО в педагогической практике, как и технологии проблемного обучения в ДОУ, позволяет на каждом образовательном этапе достичь решения актуальных проблем в категории «здесь и сейчас», стимулировать овладение всеми участниками образовательного процесса универсальными приемами поиска оптимальной стратегии поведения в трудных ситуациях.

Интерактивные методы организации взаимодействия, ориентированные на охват широкой аудитории и ведение открытого диалога, определяются как модификация АМО. В этом контексте использование интерактивных методов предполагает не только взаимодействие как условие и средство освоения материала, но и результат взаимных изменений субъектов.
Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Но сами по себе эти возможности не могут быть реализованы. Требуется особая организация образовательного процесса, взаимодействия по решению различных задач, проблем. Для того чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации, а также технологии проблемного обучения в ДОУ.

Особенности технологии фасилитации

Суть технологии фасилитации заключается в невозможности оптимального решения задач без использования фасилитатора.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на образ действий и мышления других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Можно считать, что эффект фасилитации возникает при условии положительного отношения одного человека к другому: примером тому служат дружеские отношения, чувство привязанности, возникающее между членами дружной семьи, воспитателями и наиболее послушными воспитанниками.

Фасилитацию следует использовать для решения конкретных задач. В условиях дошкольного образования данный прием помогает максимально эффективно наладить взаимодействие между семьями детей и педагогами, быстро разрешать конфликтные ситуации.

Итог фасилитации - это совместно принятые участниками образовательного процесса решения и предложения, влекущие за собой качественные изменения организационного и образовательно-воспитательного процесса.

Функции фасилитации - поиск новых возможностей взаимопомощи, инициирование открытых отношений, выражение взаимоподдержки.

Формы фасилитации - взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации - это различные процедуры, в процессе которых участники делают определенные выводы.

Можно выделить следующие процедуры фасилитации:

  • советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем);
  • разработка и внедрение решений;
  • помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;
  • консультирование, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;
  • снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;
  • готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
  • посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;
  • содействие презентации субъекта;
  • выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;
  • инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации - принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям), конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Применение технологии фасилитации в ДОУ позволяет привлечь как можно большее количество лиц к совместному поиску оптимальных решений актуальных проблем дошкольного образования, повысить уровень ответственности родителей за воспитание детей, а также позволяет создать условия для конструктивного общения родительского коллектива.

Зачем нужны технологии фасилитации

Применение технологий фасилитации, отвечающих современным целевым установкам взаимодействия семьи и ДОО, требует освоения воспитателями соответствующих ролевых позиций.
На первый план выходят такие характеристики педагога, как умение строить конструктивный диалог с родителями, поддерживать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, раскрывать потенциал всех участников образовательного процесса. Доверие, открытость, умение трезво воспринимать критику и решать конфликтные ситуации позволяет воспитателю упростить процесс обучения детей, выступая в роли фасилитатора.

По определению А. Довбах, фасилитатор - это особая позиция человека, направляющего групповую деятельность и обеспечивающего эффективность совместной работы. Фасилитатор упрощает процесс взаимодействия, позволяет всем участникам группам открыто высказывать свою позицию и искать взаимовыгодные решения для устранения проблем, возникающих перед родительским коллективом.

Воспитатель, выступающий в роли фасилитетора, должен уметь поступиться своими убеждениями в угоду общим интересам, инициировать ведение совместной деятельности, поддерживать атмосферу дружелюбия, выступать за принятие конструктивных и взаимовыгодных решений. Цель деятельности фасилитатора заключается в раскрытии лучших качеств участников образовательного процесса по отношению друг к другу, педагогам дошкольного воспитания, посторонним людям.

Главные качества фасилитатора - способность открыто выражать собственные суждения и переживания в межличностном общении, толерантность, эмпатия, развитая рефлексия.
Для фасилитатора характерно несколько «не»:

  • не заинтересован в итогах обсуждения;
  • не представляет интересы ни одной из групп;
  • не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему (фасилитатор облегчает другим принятие решений, продумывает процедуры и формат мероприятий, которые дают возможность накопить и структурировать знания, выбрать курс действий, который поддерживался бы совместными и о
  • боюдными решениями, а также обязательствами по отношению друг к другу);
  • не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки дня (фасилитатору необходимо наблюдать со стороны за происходящим и анализировать процесс, чтобы повысить его эффективность, обеспечить выполнение поставленной задачи);
  • не дает ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение (посредством фасилитации обеспечиваются освоение знаний, новой информации, выработка решений).

Фасилитатор обязан вести себя особым образом, что становится возможным при овладении набором особых приемов и методов общения. Для достижения конструктивного общения педагогу, выступающему в роли фасилитатора, следует четко придерживаться повестки дня, выдерживать временные рамки организуемых мероприятий, открыто выступать с заявлениями и стимулировать всех участников группы толерантно высказывать свою точку зрения, подводить итоги, оглашать принятые решения, беспристрастно высушивать аргументы сторон.
Педагог-фасилитатор должен придерживаться следующих правил взаимодействия с родителями:

  • внушать и демонстрировать доверие;
  • помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них;
  • исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию;
  • выступать для них источником опыта;
  • проявлять эмпатию - способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его;
  • быть активным участником группового взаимодействия;
  • открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию;
  • владеть стилем неформального общения с родителями;
  • обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Статус фасилитатора определяется тем, насколько он авторитетен, референтен, признан группой. Необходимое условие возникновения фасилитативных эффектов - построение открытых и доверительных отношений в общении педагога с родителями в ДОУ. Хороший фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии, от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы, и решения, способствующие достижению поставленных целей. Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором. Предлагаем рассмотреть вариант построения практикума «Развитие фасилитативных способностей педагогов (родителей)», ориентированного на выявление и развитие у педагогов (и родителей воспитанников ДОО) соответствующих способностей. Для его проведения с учетом образовательных потребностей педагогов и родителей создается учебная группа (группа самообразования). Работа начинается с выявления уровня способностей выступать в роли фасилитатора. Обучаемым предлагается пройти тест «Готов ли педагог (родитель) к фасилитации?» (приложение).

Итоги тестирования по технологиям фасилитации

По итогам тестирования (самодиагностики) составляется программа и определяются роли в групповом образовательном процессе для педагогов (родителей), продемонстрировавших I (недопустимый), II (критический), III (допустимый) и IV (оптимальный) уровни развития фасилитативных способностей.

Основные усилия при организации начального этапа обучения (самообразования) тех, чьи показатели соответствуют низким уровням, направлены на выявление причин их неудовлетворенности результатами общения с детьми, родителями (педагогами), коллегами.

Тем, кто продемонстрировал высокий уровень, предоставляется возможность актуализации и осмысления накопленного опыта, его систематизации для последующей трансляции в учебных группах и осознанного использования в повседневной жизни и для профессионального совершенствования. Обучающая составляющая практикума связана с проведением тренингов по развитию навыков фасилитации и практикумов по разработке сценариев различных мероприятий на основе технологий фасилитации. Освоенные педагогами знания и навыки находят применение и развитие в повседневной работе. Осмысление результатов обеспечивается в ходе решения стандартных профессиональных задач или в рамках специально организованной опытно-педагогической работы.

По итогам образовательного цикла педагогам и родителям предлагается повторно ответить на вопросы анкеты «Готов ли педагог (родитель) к фасилитации?», отметить в себе точки роста, которые свидетельствуют об успехах в обучении, саморазвитии, об улучшении качества общения и повышении его результативности. Полученные результаты стоит представить наглядно в форме таблицы достижений, графика «Кривая успеха» или использовать другие способы визуализации достижений. Выявленные в ходе диагностики особенности фасилитации послужат основой для педагога и родителя в процессе планирования собственной деятельности и демонстрации поведения, которое способствует развитию всех участников общения, становлению партнерских отношений.

Вложенные файлы

  • Документ №1.doc