Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе. Курсовая работа: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации педагогической работы в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем .

В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, в связи с этим мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников .

Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы .



Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока в школе и выполнение домашних заданий). Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего школьника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении .

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.

Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста .

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). В связи с этим при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста .

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 г на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека .

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт. ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста .

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла .

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

В связи с этим, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам необходимо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, в связи с этим дети гораздо лучше развиваются физически. Перед Вами учебный материал, опубликованный на сайте реф.рф

Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка.

Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма .

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. В связи с этим осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

В связи с этим при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей .

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.

К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.) .

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученный материал недолго удерживается в памяти .

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реаᴦирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями . Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. В связи с этим у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием .

Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением .

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки

у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.

Переход ребенка в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с дру­гими людьми.

Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности.

Физиологические особенности младшего школьника:

û замедляется рост, заметно увеличивается вес;

û скелет подвергается окостенению;

û интенсивно развивается мышечная система;

û появляется способность выполнять тонкие движения;

û все ткани находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис­тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотно­шение процессов возбуждения и торможения: процесс торможе­ния становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степе­ни возбудимы.

Повышается точность работы органов чувств.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учи­теля постепенно приучают школьников целенаправленно слу­шать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференци­рующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функ­циями и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответст­венности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня по­нимания причинно-следственных связей. Исследования пока­зали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, ме­тодики организации познавательной деятельности можно по­лучить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.


Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло­варный запас нынешних четвероклассников насчитывает при­мерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего, в приобретении исключительно важ­ного умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики; его мозг обладает такой пластичностью, которая по­зволяет ему легко справляться с задачами дословного запоми­нания.

Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу. Начало школьного обучения совпадает с периодом второго физиологического кризиса. В организме семилетнего ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Таким образом, кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма.

На протяжении младшего школьного возраста происходят значительные изменения и в психическом развитии ребенка. Качественные изменения заключаются в том, что преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со взрослыми и сверстниками. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

· рефлексия, анализ, внутренний план действия;

· развитие нового познавательного отношения к действительности;

· ориентация на группу сверстников.

Учебная деятельность является ведущей для младшего школьника. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка, так и отдельных психических процессов. Отношение к себе, к другим людям, к миру, к обществу формируется в учебной деятельности младшего школьника, но и, что самое главное, эти отношения реализуются в основном через нее как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Становление полноценной учебной деятельности, формирование у школьника умения учиться являются самостоятельными задачами школьного обучения. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Для полноценного формирования учебной деятельности младшего школьника требуется овладение всеми ее компонентами:

· учебной мотивацией;

· выделением и решением учебных задач;

· учебными действиями;

· контролем;

· оценкой.

Критерием овладения компонентами учебной деятельности младшим школьником может служить возникновение позиции учащегося . Это новый тип отношения младшего школьника к учению, который делает его субъектом учебной деятельности. Становлению младшего школьника как субъекта учебной деятельности способствует овладение им новыми способами анализа, синтеза, обобщения, классификации в процессе учебной деятельности. Младший школьник сам развивается и формируется в ней как субъект.

Еще одно условие становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности выделяет Г. А. Цукерман. Она пишет, что проект нормального развития младшего школьника может быть выражен словами: «Умею и хочу учиться». Это произойдет, если учебная деятельность будет не только строиться на взаимодействии со взрослым (учителем), сверстниками, но и с самим собой. Для этого необходимо, по мнению Г. А. Цукерман, придерживаться двух принципов:

† обучение детей предельно дифференцированной самооценке;

† предоставление ребенку возможно большего количества равно достойных выборов аспекта оценок.

Главный выбор, который должен научиться делать субъект учебной деятельности – это выбор собственной содержательной точки зрения.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в ра­зумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.

Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслу­живания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых макси­мально проявляются инициативность, самодеятельность, со­ревновательность самих ребят.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, же­лание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность - все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

В детском развитии проявляется общее и особенное:

общее свойственно всем детям определенного возраста;

особенное отличает отдельного ребенка. Особенное еще назы­вают индивидуальным , а ребенка с ярко выраженным особен­ным − индивидуальностью .

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллекту­альных, волевых, моральных, социальных и других черт, кото­рые заметно отличают данного ребенка от других детей.

Индивидуальность выражается в конкретных особенностях (от­личиях). Возникновение их связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной дея­тельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств.

К индивидуальным особенностям относятся:

ü ощущения,

ü восприятие,

ü мышление,

ü память,

ü воображение,

ü интересы,

ü склонности,

ü способности,

ü темперамент,

ü характер.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех ка­честв.

В процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей для достижения воспитательных целей.

Индивидуальный подход − принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигает­ся педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, осно­ванное на знании его черт личности и условий жизни.

В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников педагог:

Создает себе ясное представление о характере каждого из уча­щихся, его интересах и способностях, о влиянии на него семьи и ближайшего окружения;

Получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственные педагогические задачи, направленные на преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются дети

«трудные»,

Малоспособные,

С задержкой развития,

Высокоодаренные,

Вундеркинды.

Индивидуальный подход является одним из принципов гума­нистической педагогики.

Вопросы и задания

1. Назовите физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста.

2. Охарактеризуйте основные психические процессы младшего школьника.

3. Какими компонентами учебной деятельности необходимо овладеть младшему школьнику?

Возрастная психология имеет противоречивые взгляды на период развития человека, названный младшим школьным возрастом. Сам временной период определен достаточно четко: от момента поступления в первый класс (6-7 лет) до момента перехода в среднюю школу (9-11 лет). Суть противоречивых взглядов в определении сути этого возрастного этапа. Его можно рассматривать как вершину детства, признавая ведущим видом деятельности игру, а можно рассматривать как начало подросткового возраста.

Социальная ситуация развития

Важнейшей особенностью этого периода является освоение ребенком новой роли – ученика. Новая социальная роль связана с освоением нового вида деятельности – учебной, которая становится ведущим видом деятельности.

В школе ребенок получает не только знания и умения, но и осваивают новую систему отношений, учится быть ответственным и самостоятельным, примеряет на себя новый социальный статус. Ребенок меняет восприятие своего места в жизни. Претерпевают изменение интересы, желания, ценности, уклад жизни.

Изменяется и отношение к ребенку. Он непросто должен принимать решения, но и получать за это оценки. Жизнь ребенка вращается вокруг учебной деятельности. Круг общения, отношения с взрослыми — все зависит от учебного процесса.

Ведущий вид деятельности

Главными характеристиками учения, как ведущего вида деятельности являются:

  • результативность;
  • произвольность;
  • самостоятельность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в данный период. Учебная деятельность должна соответствовать возрасту ребенка, с одной стороны, а с другой стороны, она должна обеспечивать зону развития, то есть требовать от ребенка напряжения сил.

Компоненты учебной деятельности:


Этими компонентами в обязательном порядке должны овладеть младшие школьники. Если упустить хоть один компонент, то учебная деятельность не будет иметь правильного формирования.

Новообразования младшего школьного возраста

  1. Ведущим видом деятельности является учебная.
  2. Завершается процесс формирования словесно-логического мышления.
  3. Усваивается социальный статус учения.
  4. Формируется мотивация достижений.
  5. Появляется смена группы общения.
  6. Формируется самооценка, зависящая от достижений ребенка.
  7. Происходит приспособление к новому распорядку дня.
  8. Появляется способность к рефлексии.
  9. Формируется внутренний план действий.

Развитие психических процессов

Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.

  • Мышление

У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.

  • Память

Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях:

  • произвольность
  • осмысленность.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.

  • Внимание

В начале младшего школьного возраста у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому учебный процесс строится с учетом этой особенности. Со временем внимание стабилизируется, и время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.

  • Восприятие

Этот процесс также недостаточно произволен и слабо дифференцирован. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны.

  • Воображение

Развитие воображения происходит в двух направлениях:

  1. Репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы;
  2. Продуктивное (новые образы).

С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.

  • Самосознание

Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).

Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.

Проблемы психического развития младшего школьника начинаются, если ситуация школьного обучения предъявляет к ребенку завышенные требования. Самой уязвимой частью является нервная система, которая дает «сбой» при адаптации к условиям школьной жизни. Это может проявляться в частых проявлениях аффекта, усталости, раздражительности. Если во время не принять меры, то подобная ситуация может привести к неврозам, эмоциональной неустойчивости, психозам, которые требуют вмешательства врача-специалиста.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением отдельных предметов

Особенности развития детей

младшего школьного возраста

Учитель: Барсукова

Елена Евгеньевна

г. Одинцов

Особенности развития детей

младшего школьного возраста

Переход к школьному обучению не легок даже для хорошо подготовленных детей. С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребёнок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Привыкание маленького ученика во многом к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко и обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.

Прежде всего, меняется режим жизни. Теперь каждый день нужно вовремя вставать по будильнику, чтобы успеть сделать зарядку, умыться, одеться, поесть и не опоздать в школу к началу уроков. Надо научиться считать и ценить время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки. Причем отдыхать он сможет после того, как сделает главное – подготовится к завтрашнему учебному дню.

Происходит и перестройка ценностных ориентаций. Раньше ребенка хвалили за то, что он быстро ест, умывается, одевается. Теперь оказывается, что все это нужно для того, чтобы успеть выполнить, прежде всего, учебные обязанности. Часто его начинают ругать за то, за что раньше хвалили: «Опять играешь, вместо того, чтобы заниматься». И отношение к нему взрослых и сверстников будет во многом определяться его успехами в учении.

Главным делом ребенка становится учеба. О ней нельзя забыть, отложить, занявшись чем-либо более интересным, отказаться, если нет настроения. Изменяется и степень регламентированности поведения: на уроке: нельзя заниматься посторонним делом, быть невнимательным, требовать особого отношения к себе, задавать вопросы без разрешения учителя, обижаться на его замечания.

Уже этот далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается ребенок, показывает, что готовность к школе прямо не зависит от уровня его знаний.

Почему-то взрослые часто убеждают детей в том, что учиться в школе будет легко, и у них складывается представление об учебе как о новой увлекательной игре. Это серьезный труд, который требует напряжения всех внутренних сил о самого способного ученика. Не подготовленный к такому напряжению ребенок начинает впадать в отчаяние и испытывать отвращение к учебе, как только столкнется с первыми трудностями. Этого бы не произошло, если бы он знал, что они закономерны и не только вполне преодолимы, но и необходимы, нужны для того, чтобы научиться быть учеником.

Нужно объяснить ребенку, что с трудностями встречаются все люди, в том числе и взрослые, что любой труд (и учеба – тоже!) предполагает трудности, только тогда он и интересен. Более того, трудности должны привлекать ребенка, а их преодоление – доставлять радость, удовлетворение.

Очень важно, чтобы ученик одинаково ответственно относился ко всем школьным предметам.

Хочется предостеречь родителей от распространенного заблуждения – ориентации на отличные отметки. Родители часто говорят ребенку о том, что в школе они должны получать только хорошие отметки, так как плохие ставят нерадивым и неспособным. В результате у ребят складывается впечатление, что главная задача школьника – получение отличных отметок. Происходит подмена целей: главное – получить хорошую отметку, всячески избежать плохую, а не стремление к знаниям. Ребенок должен понять, что главное не сама отметка, а то, для чего она поставлена. Ведь сама по себе она ни хороша и ни плоха: отметка дает возможность увидеть свои промахи, ошибки и достижения. Двойку, полученную за неусвоенный учебный материал, необходимо обсудить с ребенком и постараться объяснить, что она подсказывает, чего он не знает, какое правило не применил. За «2» нельзя наказывать. Тут нужен особенно спокойный, доброжелательный, конструктивный подход, с тем, чтобы наметить конкретные меры преодоления отставания.

С пятерками дело иногда обстоит сложнее, чем с двойками. Ведь хорошие отметки могут быть обеспечены тем, что некоторые родители заранее проходят с детьми часть школьной программы. В таком случае «5» достаются легко, но они не будут связаны с открытием новых знаний, с преодолением трудностей. Если хорошая отметка – результат больших усилий ребенка, нужно обязательно помочь ему увидеть свое продвижение в знаниях и умениях, порадоваться тому, чему он научился, что узнал.

Воспитанный еще в дошкольном детстве интерес к окружающему, стремление узнать, как можно больше становится основой формирования потребности в учении, желания преодолевать трудности на этом пути. Однако нередко мы сталкиваемся с таким парадоксом: активный познавательный интерес, проявляемый ребенком в повседневной жизни, как бы гаснет в условиях обязательного и организованного школьного обучения, он не захватывает главную сферу его жизни – учебную, цель которой и состоит именно в ежедневном познании, открытии нового, неведомого ранее. Важно знать об этой опасности и сделать все, чтобы ребенок активно относился к учению, был лично заинтересован в приобретении знаний, испытывал удовольствие и радость от учебного труда, т.е. нужно превратить обязательное «надо» в «хочу».

Не менее важно неподдельное и постоянное внимание ко всем школьным делам маленького ученика, к его учению.

Цели, которые мы ставим перед ребенком, должны быть конкретными, понятными, вызывать стремление во что бы то ни стало их достичь. Ребенка мало воодушевляют отдаленные, расплывчатые перспективы. Например, мы говорим: «Научишься читать, сможешь сам читать книжки». Ребенок, который еще еле-еле умеет читать по слогам, может при этом испытать не радость, а разочарование: ему кажется, что он лишится того огромного удовольствия, которое доставляет ему чтение взрослого. Так стоит ли к этому стремиться? Когда же перед ребенком ставит цели доступные, и он убеждается, что изо дня в день с ними справляется, это вселяет в него веру в свои возможности, наполняет осмысленным содержанием его учение и способствует развитию познавательного интереса. Пусть при решении той или иной возникшей проблемы ребенок рассуждает вслух. Попробуем показать ему, что к одной и той же цели можно прийти разными способами. Тем самым мы обратим его внимание на способы деятельности и пробудим интерес к ним.

Предъявляют свои требования даже сверстники. Ребёнок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию: сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не будут ли они его обижать словами или действиями. Возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым (он отстаивает свое право на симпатию к другому ребенку и может свое мнение противопоставить мнению взрослого, если он его выбор не одобряет). В этот период взрослым стоит обратить внимание, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения.

Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в то же время он стремится к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребенок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые. В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим желаниям, а часто и здравому смыслу. При этом он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Поведение следования за сверстниками является типичным для данного возраста. Это подтверждается и на уроках: ребенок поднимает руку вслед за всеми, хотя не знает ответа на вопрос, не готов к ответу.

Ребенок пытается утвердить себя среди сверстников, быть лучше, чем все остальные. Это проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, прочитать текст. Если же ребенок не способен или же затрудняется выполнить то, что от него ожидают, то возникают детские капризы. Капризы – это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, взять верх над взрослыми асоциальными формами поведения.

Родителям во избежание их возникновения стараться предъявлять посильные для каждого ребенка требования, чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.

При всех этих произошедших существенных изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням.

Необходимо развивать самостоятельность ребенка, пробуждать в нем чувство ответственности за дело, желание самому искать и исправлять свои ошибки. В тех случаях, когда он затрудняется, ему надо помочь, подсказать путь поиска, вместе найти его.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации детей, то есть современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности. Несмотря на отбор, очень многие дети по-прежнему пропускают буквы и путают таблицу умножения. Но самым неприятным является то, что большинство современных детей не любят и не хотят учиться и что, даже окончив школу и сдав с помощью репетиторов экзамены в ВУЗ, они испытывают колоссальные трудности в процессе дальнейшего обучения и нередко так и не получают заветное высшее образование. Помимо этого, они почти так же, как и учащиеся начальной школы, неграмотно пишут и не всегда верно помнят таблицу умножения.

Это положение дел ни для кого не секрет. Не зря почти каждый новый министр образования пытается реализовать новую реформу образования, которая всегда затрагивает учащихся начальной школы. Однако если посмотреть на все сказанное выше глазами психолога, то одной из самых главных причин возникновения проблем и трудностей начального образования является то, что педагоги и учителя слабо себе представляют психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Выдающиеся психологи двадцатого века Л.С.Выготский и Ж.Пиаже настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, восприятие окружающего мира. Поэтому никакие инновации и новые оригинальные предметы ничего качественно изменить не могут, если только они неориентированы на особенности современных младших школьников.

Психологи связывают решение проблемы психологической готовности с кризисом семи лет.

Исходя из понимания кризиса как результата плавного накопления изменений, можно сказать, что 7 лет – очередной возрастной кризис. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках. Он осознает свое место в мире общественных отношений.

Стремление ребенка занять новое социальное положение приводит к образованию его внутренней позиции школьника. Значимой деятельностью становится учеба. В школе ребенок приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус, изменяется его самосознание (рождение социального «Я»). Происходит переоценка ценностей, интересы и мотивы связаны с учебой.

В это же время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности детей 7 лет, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирование, выполнение программ действий, осуществление контроля).

Кризис происходит и в эмоционально-мотивационной сфере ребенка. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы.

В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания «хочу» и мотив долженствования «надо». Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

В зависимости от того, какое влияние окажут родители и окружающие взрослые на ребенка во время данного кризиса, будет зависеть дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, формирование его самооценки, наполнение новыми ценностными ориентациями.

Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет, научился обобщать свои эмоции – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.

Младший школьник отличается от дошкольника (в этом и есть суть проблемы психологической готовности детей к школьному обучению ) тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, то он научается намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций.Т.е., во-первых, он начинает осознавать свои эмоции. Во-вторых, учится ими управлять. Он приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций и одновременно продуцировать ситуации, которые имеют положительный характер.

Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.

Способность ребенка к произвольному поведению говорит о психологической готовности к школьному обучению, т.к. произвольное поведение обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Исходя из практики, именно недостаточная развитость произвольности лежит за многими собственно учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать и т.д.

В зависимости от уровня психического развития ребенка, т.е. от того, насколько развиты произвольная сфера (умение слушать, точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти), речевая сфера, сформированы определенные виды мышления, насколько социально развит ребенок и т.д. и будет зависеть уровень психологической готовности к школе. Т.е. психологическая готовность к школе является определенным уровнем психического развития ребенка.

Что же определяет психологический возраст ребенка? Психологический возраст ребенка и его характеристики определяются центральным психологическим новообразованием.

По мнению Л.С.Выготского, центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является психическая функция, которая определяет специфику развития всех других психических функций и процессов – произвольное внимание.

Дети младшего школьного возраста могут реализовать произвольные формы общения в том случае, если они вышли из кризиса 7 лет , если способны строить свои отношения с окружающими не непосредственно, а руководствуясь определенным смысловым контекстом ситуации.

Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках. Он осознает свое место в мире общественных отношений. Ребенок в данный период начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении.

Миновав кризис семи лет, ребенок психологически становится младшим школьником. При этом он уже обладает способностью по-разному видеть одну и ту же ситуацию в зависимости от того, какую «фигуру» и какой «фон» он выделяет в ней. Однако эта способность так и останется нереализованной возможностью, если её целенаправленно не развивать. Поэтому важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания.

Произвольное внимание возникает только в целенаправленной деятельности. Человек ориентируется на конечный результат своей работы, проявляет волю, сознательно удерживает это внимание на выполнение этой работы. Возникновение произвольного внимания обязательно предполагает целеполагание. Возможно, что именно процесс целеполагания и «включает» внимание для эффективного управления протеканием деятельности.

Никакие призывы и инструкции не приведут к актуализации внимания, если ученик не испытывает настоящего интереса к выполняемому заданию. Заставить ребенка быть внимательным могут и другие мотивы: получить хорошую оценку или одобрение взрослых, добиться признания в классе, избежать наказания за плохую оценку и др. Но наиболее ценный мотив в данном случае, конечно, познавательный. Он проявляется в виде интереса ребенка к учению. Увлеченность делом приводит к возникновению произвольного внимания.

К.Д.Ушинский писал: «… Помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не то, что занимает,- делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Л.С.Выготский называет память центральной психологической функцией младшего школьного периода развития.

Память младшего школьника по сравнению с памятью дошкольника более сознательна и организованна. Происходит переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Л.С.Выготский настоятельно подчеркивал, что центральная психологическая функция становится произвольной, то есть управляемой, сознательно контролируемой и опосредованной. Данные характеристики нельзя отнести к памяти дошкольников. Дошкольник запоминает непосредственно и, чаще всего, эмоционально.

При переходе к младшему школьному возрасту в памяти ребенка происходят качественные изменения. Она, прежде всего, становится опосредствованной – ребенок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания.

Два важных закона развития памяти в младшем школьном возрасте:

Во-первых , для развития и успешного использования опосредствованного запоминания лучше иметь не очень хорошую механическую память.

Механическая память мешает развивать высшие, опосредствованные формы памяти.

Ребенку с хорошей механической памятью нужно, в первую очередь, понять смысл. Не запоминать слова, не воспроизводить материал, а понять смысл того или иного текста, фильма, содержания. В этом случае ребенок уже становится не зависящим от конкретных слов и предложений, формул и моделей. При этом важно, чтобы средство играло второстепенную роль и не отвлекало ребенка от содержания запоминаемого материала.

Нельзя засорять, забивать память бессистемным чтением, запоминанием подряд любого материала. Организуя запоминание, важно выработать у учащихся не просто стремление запоминать как можно больше, а умение запоминать материал в определенной системе, что достигается работой по осмыслению текста.

Не все требует длительного сохранения в памяти, материал нужно анализировать и с этой точки зрения. Если правописание слов, исторические факты требуют запоминания «на всю жизнь», то сюжет и числовые данные математической задачи, ряд текстов для чтения не нужно сохранять длительное время, и не будет беды, если они скоро забудутся.

Во-вторых, память в младшем школьном возрасте тесно связана с вниманием.

Магистральная линия развития памяти в младшем школьном возрасте – она превращается из механической в смысловую.

Для развития смысловой памяти необходимо приучать детей к запоминанию логически связанных значений. Для этого учителю необходимо научить детей правильно организовывать процесс запоминания, разбивать материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. Не только учитель, но и родители, должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить.

Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное заучивание пересказу. Поэтому, следующим условием развития смысловой памяти является способствование выработки уверенности детей в себе и собственных силах. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания. Еще одно условие – постоянная опора на наглядно-образный материал (при составлении плана в виде последовательного ряда картинок), т.е. на наглядно-образную память, которая в данном возрасте развита достаточно хорошо.

Почему дети, имеющие по данным психологических исследований высокий уровень развития умственных способностей, уже в начальной школе проявляют негативное отношение к школе, низкую успеваемость.

Оказывается, главной причиной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие вообще. Большинство неуспевающих детей – это дети «интеллектуально- пассивные», т.е. дети, которые не приучены активно мыслить, не имеют интереса к мыслительной деятельности. Роль же интересов очень велика. Только ребенок, имеющий интерес к мыслительной деятельности, способен полученные знания превратить в глубокие и прочные. Интересы развивают и повышают качество мыслительной деятельности, влияют на общее развитие ребенка, на активность в учении, создают благоприятные условия для развития всех психических процессов.

Родителям в домашних условиях нужно стараться поддерживать любознательность ребенка посредством выполнения домашних заданий с элементами творчества, т.е. дополнение обязательной части задания своими находками, взятыми из дополнительной литературы.

Творческий потенциал даже 7-летнего значительно выше, чем у взрослого. Но необходимо не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться. Творческий потенциал сам по себе не обеспечит ребенку реальных достижений в будущем.

Поэтому нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для развития творческого мышления.

Сегодня мы поговорим и о приготовлении домашних заданий. Домашняя учебная работа – дело трудное.

Во-первых , большинство учащихся не владеют навыками самостоятельной работы. Здесь речь идет не только об учебном умении, но и об отсутствии навыка действовать самостоятельно.

Во-вторых , дети нерационально используют время (дети, которые совершенно самостоятельно делают уроки, без контроля родителей, обычно расходуют до 70% времени нерационально).

Родители, которые предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, также не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебник и тетради. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Научить детей учиться – значит научить их организовывать не только свою умственную учебную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё внешнее поведение (чтобы умственная работа происходила как можно более успешно). Нам предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

Помощь взрослых должна проявляться в том, чтобы создать ребенку условия для достижения самостоятельного успеха. Откажитесь от постоянной опеки и контроля – иначе ребенок просто не научиться действовать без вашей помощи.

Ребенок привыкает к тому, что ему все разжевывают, «подают на блюдечке», и сам не проявляет никакой инициативы. Постоянной опекой родители как бы блокируют, парализуют действия ребенка. По сути дела мама или бабушка помогают ребенку удержаться на детской позиции неумелого и беспомощного.

Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай как я». Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений. Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность.

Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, именно в преодолении трудностей осуществляется развитие ребенка.

Приучайте ребенка к лимиту времени, внушайте, что задание надо сделать за определенное время. За течением времени можно наблюдать на песочных часах.

Готовность взрослого прийти на помощь и стремление всегда быть рядом – это не одно и то же.

Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.

Ребенку задание нужно выполнить самостоятельно, но при этом он должен постоянно чувствовать, что его работа взрослым не безразлична, ему нужна от вас добрая и умная помощь (время от времени, по сути дела, и всегда – эмоциональная психологическая поддержка).

Итак, доброжелательность, терпение, вера в силы маленького школьника, убежденность в том, что он хороший и способный – вот основные советы, которые помогут организовать домашнюю работу детей.

Ошибки, которые могут допустить и родители, и дети.

1. Родители ограничиваются вопросом: «Ты сделал уроки?» Это не проверка. И дети вскоре это понимают.

2. Дети выполняют упражнение, а потом учат правило, а не наоборот!

3. Взрослые чрезмерно контролируют школьника или стремятся сделать все за него сами.

4. Родители забывают хвалить ребенка за удачно выполненное задание.

5. Если ребенок не усвоил тему, родители начинают объяснять по-своему. Ребенок теряется, не знает, кого слушать: учителя или родителей.

Как избежать ошибок?

1. Если ребенок пропускает гласные буквы, хорошо записать его в хор. В пении гласные протягиваются и не теряются при письме. Ритмический рисунок песни научит его слушать, а значит, грамотно писать диктанты.

2. При чтении не торопите ребенка. Следует, чтобы он точно проговаривал слова. Изредка задавайте вопросы: «как ты это понимаешь?» Обязательно читайте на ночь вслух, по очереди. Обязательно хвалите ребенка!

3. Выполняя задания по русскому языку, обращайте внимание на выполнение задания полностью. Правила старайтесь объяснить своими словами.

4. Хорошо над столом повесить памятку по приготовлению уроков.

5. Памятка нужна не только детям, но и родителям!

Не стойте за спиной!

Не злите ребенка и не сердитесь на него.

Будьте терпеливы!

Пусть качество выполнения работ оценивает сам ребенок, а вы помогите отыскать причины неудач, скажите, что завтра получится лучше, вселите в него уверенность в своих силах.

6. Займите позицию доброжелательного советчика.

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня

НЕЛЬЗЯ:

    Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

    Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

    Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.

    Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

    Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.

    Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.

    Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.

    Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 - 45 минут в день.

    Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

    Ругать ребенка перед сном.

    Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.

ФИЗИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Особенности возраста

Как сказываются в развитии ребенка

Как использовать в работе с ребенком

Мозг

По весу на 50 г меньше, чем у взрослого человека, но существенно отличен по структуре: преобладает деятельность подкорки, но лобные доли не сформированы

(лобные доли ответственны за сложные виды деятельности, речь, контроль за движениями тела)

Затруднения в выполнении логических задач, сложных видов деятельности

Сложное действие разбивать на более простые; в решении логических задач показывать путь решения (способ); использовать различные схемы, рисунки-подсказки

Кости

Находятся в процессе активного роста

Позвоночник, пальцы, фаланги, запястья не окостенели, а следовательно, дети не могут долго сидеть ровно и долго писать

Регулярно напоминать о правильной осанке, делать зарядку для пальцев, рук и позвоночника

Мышцы

    Хорошо развиты крупные группы

    Плохо развиты мелкие группы

Удобно делать крупные движения, при этом движения неточны (можно наблюдать, когда ребенок торопится, все у него падает, валится из рук)

Невозможность делать мелкую, ювелирную работу

Лояльно относиться к падающим ручкам, другим школьным принадлежностям

Развивать мелкую моторику, а вместе с ней и речь (развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием не только речи, но и мышления, письма)

Нервная система

    Неустойчива

    Возбуждение и торможение нервной системы связано с ее малой подвижностью

    Баланс между нервным возбуждением и торможением не сложился

Быстрая утомляемость, невозможность долго выполнять монотонную работу, быстро отвлекаются, неумение переключаться с одного вида деятельности на другой

Торопливость в действиях, неточность, неаккуратность

Организовывать безопасный, активный отдых; использовать разнообразные динамические паузы; чаще использовать смену вида деятельности

Внимание

  • Непроизвольное, избирательное

    малоустойчивое

Сосредоточено на объектах в силу их привлекательности

Быстро отвлекаются

Использовать яркий, наглядный, необычный и неожиданный материал; подключать и аудиальную, и кинестетическую, и визуальную системы восприятия

Мышление

    конкретное

    не дифференцирует признаки предмета на существенные и несущественные

    обобщает по принципу назначения

    часто затрудняются в установлении причинно-следственных связей

    анализ и синтез наглядные

    очень развито воображение

Ребенок мыслит преимущественно наглядными представлениями, на которые он опирается в ходе рассуждений

Использовать наглядно-бытовой материал, схемы, символы; конкретизировать вопросы

Память

    механическая

    непроизвольная

Часто дети заучивают текст дословно

Запоминается легко и просто то, что само по себе связано с эмоциями, действиями, с тем, что вызывает улыбку, заинтересованность

Развивать логические способы запоминания; очень важно научить способам получения результата (научить слушать, наблюдать, запоминать, думать); использование нестандартных заданий и вопросов; создание неординарных ситуаций, чтобы привлечь внимание детей

Ощущения и восприятие

    нецеленаправленно

    целостно

    непосредственное

Лучше воспринимается то, что ярче окрашено

Не может расчленить на единицы

Использовать избирательно яркость в наглядности; учитывать индивидуальные особенности ребенка

Отношение со взрослыми

Учитель – носитель требований, социальных норм, оценки

Значимая фигура для ребенка, отношение эмоциональное; внушаемость

Отношение со сверстниками

Определяется учебной деятельностью и оценкой учителя

Отношение к себе

Нет личностной самооценки, есть оценка действий, зависящая от оценки взрослых и связанная с учебной деятельностью

Больше справедливо поощрять; больше знать индивидуальных особенностей ребенка

Поведение

Импульсивное, непосредственное

Не сдержан в эмоциях; выполнение сиюминутных желаний; велика потребность в одобрении и тактильном контакте

Регулировать поведение через нагрузку, поручения, решение конкретной задачи

Сензетивный период

(период наиболее благоприятный для развития определенных психических функций)

Для развития трудовых и бытовых навыков; для развития гуманных чувств (внимание, забота, жалость)

Развивать трудовые и бытовые навыки

Литература для учителя:

    Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996

    Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003

    Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. – М., 1998

    Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006

    Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2002

    Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004

    Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007

    25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002

    Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006

    Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007

    Родительские собрания в 1 классе. Проверяй все сердцем. Автор- составитель В.Н.Максимочкина. – Волгоград: Учитель, 2008

    Родительские собрания: 1класс. – М.: ВАКО, 2011

    М.М.Безруких. Трудности обучения в начальной школе. - М., АСТ: Астрель, 2004

    О.В.Перекатьева, С.Н.Подгорная. Современная работа с родителями в начальной школе. – Издательский центр «МарТ», Москва – Ростов-на Дону, 2005

    М.М.Безруких, С. Ефимова, Б.Круглов. Почему учиться трудно?. Семья и школа. Москва, 1995

    М.М.Безруких, С.П. Ефимова, Б.С.Круглов. Как помочь первокласснику хорошо учиться. - М., АСТ: Астрель, 2003

    М.М.Безруких, С.П. Ефимова. Ребенок идет в школу. – Москва, Академия, 1996

Литература для родителей:

    Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. _ Донецк: БАО, 1998

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –М., АСТ: Астрель, 2010

    Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? –М., АСТ: Астрель, 2010

    И.А.Барташникова, А.А. Барташников. Учись, играя. – Харьков. «Фолио», 1997

    Л.Машин, Е.Мадышева. Развивающие игры. Загадочные истории. - Харьков. «Фолио», 1996Е.Н.Корнеева. Почему они такие разные? – Ярославль. Академия развития. -2002

    Е.Н.Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. - Ярославль. Академия развития. -1999

    Л.Б.Фесюкова. Воспитание сказкой. - Харьков. «Фолио», 1996

    Б.С.Волков, Н.В.Волкова. Как подготовить ребенка к школе. – М.: «Ось- 89», 2004

    А.И.Баркан. Его Величество РЕБЕНОК.- М.: «Столетие», 1996

    Г.Монина, Е.Панасюк. Предшкольный бум. Екатеринбург: У-Фактория, 2007

    Е.Н.Корнеева. Детские капризы. - - Ярославль. Академия холдинг. -2002

    А.Л.Коробейникова, И.М.Еналеева. Умная книга для умных родителей. – Издательство Возякова. Екатеринбург, 2004

Вопрос № 19

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка .С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Центром жизни младшего школьника становится система «ребенок – учитель» , определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизниучебного труда в виде постоянных обязанностей.

Развитие произвольности идет по двум направлениям:

    формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;

    формируется умение ставитьцели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.

Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.

Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. Для дошкольников характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие.

Память. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес; процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Ребенок во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

Внимание. В младшем школьном возрасте преобладаетнепроизвольное внимание. Внимание младшего школьника отличаетсянеустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженныйпроизвольный, преднамеренный характер.

Мышление. Мышление характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; развивается теоретическое мышление благодаря усвоению научных понятий.

Воображение. Формируется произвольность воображения.

В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Отметка - реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

Познавательная мотивация . Развитая познавательная мотивация, обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Мотивация достижения. Если, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Если взрослые люди, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который сопровождается тревожностью, страхом и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

К третьему классу у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация . Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Престижная мотивация, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Самосознание.

Типы самооценки . У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

От результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Развитие адекватной самооценки . Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника

В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными.

Сдержанность, как черта характера, появляется именно в младшем школьном возрасте и быстро закрепляется. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

Настойчивость, как черта характера, особенно обнаруживается вIIклассе Благодаря ей учащиеся добиваются значительных, успехов.

В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются.

Все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

В младшем школьном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.

Осознанность нравственных чувств к III классу проявляется в том, что дети выбирают друга, товарища не по случайным внешним обстоятельствам (рядом живут, вместе идут домой), а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты, которые способствовали сближению с одноклассником.

Одновременно с чувством товарищества развивается и чувство коллективизма. Коллективизм как черта характера формируется у ребенка постепенно. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что любое дело лучше выполнять всем вместе.

Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью.