Эффективное использование технологии фасилитации на родительских собраниях в доу. Фасилитативные технологии в работе с семьей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 г. Ангарска

Консультация для педагогов

«Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»

Выполнила: воспитатель 1 категории Давыдова Светлана Юрьевна

г. Ангарск, 2015год

Слайд - Дорогие коллеги, предлагаю Вам разобраться и узнать на моей консультации, кто такой фасилитатор и что такое фасилитация?

Слайд- Предлагаю Вам подумать и предположить, что это такое? (воспитатели высказывают своё мнение).

Слайд- Предлагаю Вам познакомиться с новыми словами их значением и откуда они появились.

Фасилитация - производное от английского глагола облегчать, помогать, способствовать.

План фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении, к друг другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее успешными учениками. Теперь мы можем сказать кто такой фасилитатор?(воспитатели высказывают своё мнение).

Слайд-Фасилитатор - это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.

Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.

Слайд-Педагог в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе.

Главные качества фасилитатора- способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении.

Опытные фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках, помогают выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.

Наша задача заключается в построении гармоничного взаимодействия с родителями и педагогами и стимулирующая родителей на потребностях ребёнка, интересах семьи. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия с семьёй.

Традиционным просвещением с семьёй является педагогическое просвещение родителей.

Какие мы можем создать просвещения для родителей? (педагоги отвечают).

Люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные специалистами ДОО. Они хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Наша задача заключается, чтобы вовлечь родителей и заинтересовать в НОД и предложить им участвовать в обучении, привносить собственный опыт и жизненные ценности.

«Эффективное использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического
развития воспитанников № 34 «Радуга»
И. о. заведующего МБДОУ № 34
Кисиль Наталия Юрьевна

К сожалению, большинство родительских собраний неэффективны, и даже те родители, которые проявляют определенный интерес к вопросам воспит

Родительские собрания
- это основа взаимодействия родителей и педагогов,
людей, которым предстоит действовать сообща в
вопросах воспитания и развития ребенка
Эффективность
Неэффективность
К сожалению, большинство родительских собраний
неэффективны, и даже те родители, которые проявляют
определенный интерес к вопросам воспитания детей, жизни
дошкольного учреждения, часто уходят с него
разочарованными, не получив ответа на какие-то свои
вопросы, послушав в очередной раз монолог педагога или
«невнятный» рассказ
о том или ином конкретном ребенке.

Моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

родительского собрания не было ясной цели (хотя она
была озвучена);
много людей говорили одновременно;
обсуждение часто уходило в сторону от существа
вопроса;
скучно и неинтересно;
не началось или не закончилось вовремя;
недостаточное количество людей высказалось или
приняло участие;
несколько человек полностью заняли время собрания;
по окончании собрания родителям не сказали, что
нужно делать;
одно и то же обсуждалось снова и снова;
было не так много людей;
бесполезно, не было никакой разницы, был я там или
нет.

Цель: улучшения качества проводимых
родительских собраний для активизации позиции
родителей, для вовлечения их в жизнь
дошкольного образовательного учреждения
Средство: использование технологии фасилитации
при организации родительских собраний
Фасилитация
(производное от
глагола «facilitate») –
облегчать, помогать,
способствовать,
ускорять,
стимулировать
Другими словами,
это совместная
деятельность, общение,
видимый результат
совместных усилий,
удовлетворяющий всех
участников,
отражающий вклад
каждого и достижения
всех

Условия, необходимые для эффективности родительских собраний:

Обеспечить комфортность участников собрания
Педагог не должен оценивать правильность или
неправильность родительских мнений и установок.
Особо следует отмечать ценность обратной
связи,
полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом
сказали». Некоторые родители при участии в играх или
дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая
маскируется смехом или оппозиционными реакциями.
Воспитателю лучше не заострять, на этом внимания, а
проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им
благодарность за участие.
Заинтересовать родителей
Нужно выяснить у родителей, какая тема является для
родителей актуальной и объяснить, что проведение
родительских собраний с использованием новых методов
помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации,
применить полученные знания и т.п.

Организовать пространство
Обязательно
нужно
подготовить
пространство.
Например, поставить столы буквой «П» или полукругом
или выбрать другое размещение. Можно использовать
модульные
столы,
которые
расставляются
по
необходимой вам схеме.
Рис. 1. Примеры расстановки модульных столов на родительском собрании.
Предупредить родителей заранее
Сообщить о том, что на собрании будут применяться
новые формы взаимодействия, можно различными
способами
(например,
подготовить
письменные
приглашения,
красочное
объявление),
Выбрать
оптимальное время на родительском собрании для
применения интерактивных форм взаимодействия.
Время это обычно ограничивается 30-40 минутами. Но
родители ранее не принимали участия в такой работе, то
имеет смысл начинать с небольших по времени заданий,
постепенно увеличивая их длительность.

При подготовке к родительскому собранию следует учитывать сигналы не вербальной коммуникации

Положительные сигналы
Отрицательные сигналы
Педагог, выступая перед родителями на собрании:
Использует пространство
Не использует пространство
Демонстрирует спокойствие
Демонстрирует нервозность
Удобно стоит
Крутит какие-то предметы
Имеет контакт глазами
Дотрагивается до лица
Держит ладони открытыми
Сжимает кулаки
Следует также уделить внимание
личностным установок педагога:
открытость, принятие и доверие,
эмпатическое понимание

1. Четко определите цель родительского собрания
(причины родительского собрания, актуальность темы,
цели собрания можно сочетать, повестка дня, состав
участников, выбор соответствующих форм работы или
технологии,
раздаточный
и
демонстрационный
материал)
2. Распространение информации о проведении
родительского собрания (информация за 2 недели,
письменное приглашение, красочное объявление с
интересной повесткой дня)
3. Родительское собрание должно быть организовано
так, чтобы все приглашенные были довольны (3
аспекта: время собрания, место собрания, создание
уютной атмосферы)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

4. Начинайте собрание в точно назначенный час
(уважение к тем, кто пришел вовремя)
5. Приветствуйте собравшихся и представьте их
друг другу (общение на уровне глаз, все видят всех,
дружеский тон, ценность участия родителей,
рассказ родителей немного о себе, своих детях,
использование бейджиков, эмпатия состояния всех
родителей – фон, каждого родителя отдельно)
6. Организуйте непродолжительное родительское
собрание (самое большое 90 минут, в объявлении
сколько продлится собрание, регламент, чаепитие)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

7. Правила для повестки дня (знакомство с
повесткой дня, придерживаться повестки дня,
управлять дискуссией в целях соблюдения
регламента)
8. Правила для проведения (знакомство родителей с
правилами, организация процесса с включением
участников в процесс обсуждения, следить за ходом
дискуссии, уважение к мнению любого участника,
направление обсуждения, если уходят от темы)
9. Получение результата (записать конкретные
решения – «реальные» с проговариванием и
распределением
ответственности,
ощутимый
результат)

Общие этапы технологий фасилитации:

Определение
актуальности
проблемы
Генерирование
альтернативных
решении
Оценка
решений
Выработка плана
действий по схеме: пункт
плана, его цель, начало и
конец работы по
выполнению, ресурсы,
ответственный за
выполнение
В какой срок
осуществляются
действия по
плану
Оценка
результатов
(где и когда)
Выбор лучшего
решения или
решений

Смотр-конкурс «Родительские собрания с использованием технологий фасилитации:

Мировое кафе
Круглый стол
Большой круг

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №5

Тема: Семья и семейные традиции

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №6

Тема: Как развить речь ребёнка дома?

Современные воспитатели нередко используют в педагогической практике традиционные методы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на , контроль их действий, указание на недостатки практикуемого метода воспитания. Такой подход нередко вызывает непонимание как со стороны родителей, практикующих деятельностное семейное воспитание, так и у семей, готовых делегировать свои права детскому саду или уже сделавших это. Осознание трудностей процесса взаимодействия с семьями воспитанников заставляет педагогов сферы дошкольного воспитания брать на себя все больший объем обязанностей, что нередко имеет негативные последствия. Поэтому воспитателям детских садов для активного важно осознать современные реалии и освоить новые приемы работы, позволяющие выстроить партнерские отношения с семьями дошкольников.

Технология фасилитации в ДОУ

Новая философия взаимодействия с родителями в системе дошкольного образования позволит решить эти задачи. Ее суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого, инициируемого родителями (педагогами), но стимулирующего других субъектов, центрированного на потребностях ребенка, интересах семьи и возможностях педагогов. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия ДОО с семьей .

Традиционный прием работы воспитателей с родителями — педагогическое просвещение, которое в реалиях нового времени следует воспринимать не как конечную цель, а лишь как средство, помогающее взрослым найти взаимопонимание с ребенком, осознать роль дошкольной образовательной организации.

Безусловно, воспитание дошкольников предполагает наличие у членов их семей определенных компетенций. Но даже самые ответственные родители редко готовы тратить время на посещение лекций и докладов, подготовленных для них педагогами детского сада. Современные мамы и папы готовы учиться основам процесса воспитания только в случае осознания того факта, что полученные данные помогут им упростить свою жизнь и облегчить процесс общения с малышом. Характерное для многих взрослых желание деятельностно участвовать в процессе обучения, доносить ребенку свою жизненную позицию, выработанные жизненным опытом ценности, добиваться поставленных педагогических задач может быть реализовано через активные методы обучения (АМО) которые связаны c переводом обучающихся в позицию субъекта осмысленного, спонтанного учения. В результате участники образовательного процесса становятся заинтересованными лицами. Среди наиболее популярных АМО Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая выделяют:

  • проведение круглых столов, тренингов, креативных игр, мозговых штурмов;
  • использование технологии проблемного обучения в ДОУ;
  • игровое моделирование способов родительского поведения, анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания.

В отличие от традиционных педагогических подходов, отводящих членам семьи воспитанников роль пассивных слушателей, АМО позволяет донести всем участникам образовательного процесса практические приемы выхода из сложных ситуаций, повысить общий уровень родительской компетенции.

Фасилитация (производное от англ. глагола facilitate) - облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация как условие обеспечивает эффективное взаимодействие в образовательно-воспитательном процессе, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры.

Фасилитация как результат - зона потенциального развития человека при условии развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).

Фасилитация как процесс - развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновение, актуализация, инициация и поддержка.

Фасилитация как результат - устранение воспитателем ограничений, препятствующих проявлению творческих экспериментов дошкольника (родителя), помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права человека на ошибку, предоставление свободы выбора и действий.

Фасилитация как продукт - накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две - лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Фасилитация как прием - искусство задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Технологии фасилитации помогают решить множество проблем

Использование АМО в педагогической практике, как и технологии проблемного обучения в ДОУ, позволяет на каждом образовательном этапе достичь решения актуальных проблем в категории «здесь и сейчас», стимулировать овладение всеми участниками образовательного процесса универсальными приемами поиска оптимальной стратегии поведения в трудных ситуациях.

Интерактивные методы организации взаимодействия, ориентированные на охват широкой аудитории и ведение открытого диалога, определяются как модификация АМО. В этом контексте использование интерактивных методов предполагает не только взаимодействие как условие и средство освоения материала, но и результат взаимных изменений субъектов.
Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Но сами по себе эти возможности не могут быть реализованы. Требуется особая организация образовательного процесса, взаимодействия по решению различных задач, проблем. Для того чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации, а также технологии проблемного обучения в ДОУ.

Особенности технологии фасилитации

Суть технологии фасилитации заключается в невозможности оптимального решения задач без использования фасилитатора.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на образ действий и мышления других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Можно считать, что эффект фасилитации возникает при условии положительного отношения одного человека к другому: примером тому служат дружеские отношения, чувство привязанности, возникающее между членами дружной семьи, воспитателями и наиболее послушными воспитанниками.

Фасилитацию следует использовать для решения конкретных задач. В условиях дошкольного образования данный прием помогает максимально эффективно наладить взаимодействие между семьями детей и педагогами, быстро разрешать конфликтные ситуации.

Итог фасилитации - это совместно принятые участниками образовательного процесса решения и предложения, влекущие за собой качественные изменения организационного и образовательно-воспитательного процесса.

Функции фасилитации - поиск новых возможностей взаимопомощи, инициирование открытых отношений, выражение взаимоподдержки.

Формы фасилитации - взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации - это различные процедуры, в процессе которых участники делают определенные выводы.

Можно выделить следующие процедуры фасилитации:

  • советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем);
  • разработка и внедрение решений;
  • помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;
  • консультирование, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;
  • снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;
  • готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
  • посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;
  • содействие презентации субъекта;
  • выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;
  • инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации - принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям), конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Применение технологии фасилитации в ДОУ позволяет привлечь как можно большее количество лиц к совместному поиску оптимальных решений актуальных проблем дошкольного образования, повысить уровень ответственности родителей за воспитание детей, а также позволяет создать условия для конструктивного общения родительского коллектива.

Зачем нужны технологии фасилитации

Применение технологий фасилитации, отвечающих современным целевым установкам взаимодействия семьи и ДОО, требует освоения воспитателями соответствующих ролевых позиций.
На первый план выходят такие характеристики педагога, как умение строить конструктивный диалог с родителями, поддерживать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, раскрывать потенциал всех участников образовательного процесса. Доверие, открытость, умение трезво воспринимать критику и решать конфликтные ситуации позволяет воспитателю упростить процесс обучения детей, выступая в роли фасилитатора.

По определению А. Довбах, фасилитатор - это особая позиция человека, направляющего групповую деятельность и обеспечивающего эффективность совместной работы. Фасилитатор упрощает процесс взаимодействия, позволяет всем участникам группам открыто высказывать свою позицию и искать взаимовыгодные решения для устранения проблем, возникающих перед родительским коллективом.

Воспитатель, выступающий в роли фасилитетора, должен уметь поступиться своими убеждениями в угоду общим интересам, инициировать ведение совместной деятельности, поддерживать атмосферу дружелюбия, выступать за принятие конструктивных и взаимовыгодных решений. Цель деятельности фасилитатора заключается в раскрытии лучших качеств участников образовательного процесса по отношению друг к другу, педагогам дошкольного воспитания, посторонним людям.

Главные качества фасилитатора - способность открыто выражать собственные суждения и переживания в межличностном общении, толерантность, эмпатия, развитая рефлексия.
Для фасилитатора характерно несколько «не»:

  • не заинтересован в итогах обсуждения;
  • не представляет интересы ни одной из групп;
  • не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему (фасилитатор облегчает другим принятие решений, продумывает процедуры и формат мероприятий, которые дают возможность накопить и структурировать знания, выбрать курс действий, который поддерживался бы совместными и о
  • боюдными решениями, а также обязательствами по отношению друг к другу);
  • не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки дня (фасилитатору необходимо наблюдать со стороны за происходящим и анализировать процесс, чтобы повысить его эффективность, обеспечить выполнение поставленной задачи);
  • не дает ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение (посредством фасилитации обеспечиваются освоение знаний, новой информации, выработка решений).

Фасилитатор обязан вести себя особым образом, что становится возможным при овладении набором особых приемов и методов общения. Для достижения конструктивного общения педагогу, выступающему в роли фасилитатора, следует четко придерживаться повестки дня, выдерживать временные рамки организуемых мероприятий, открыто выступать с заявлениями и стимулировать всех участников группы толерантно высказывать свою точку зрения, подводить итоги, оглашать принятые решения, беспристрастно высушивать аргументы сторон.
Педагог-фасилитатор должен придерживаться следующих правил взаимодействия с родителями:

  • внушать и демонстрировать доверие;
  • помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них;
  • исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию;
  • выступать для них источником опыта;
  • проявлять эмпатию - способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его;
  • быть активным участником группового взаимодействия;
  • открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию;
  • владеть стилем неформального общения с родителями;
  • обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Статус фасилитатора определяется тем, насколько он авторитетен, референтен, признан группой. Необходимое условие возникновения фасилитативных эффектов - построение открытых и доверительных отношений в общении педагога с родителями в ДОУ. Хороший фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии, от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы, и решения, способствующие достижению поставленных целей. Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором. Предлагаем рассмотреть вариант построения практикума «Развитие фасилитативных способностей педагогов (родителей)», ориентированного на выявление и развитие у педагогов (и родителей воспитанников ДОО) соответствующих способностей. Для его проведения с учетом образовательных потребностей педагогов и родителей создается учебная группа (группа самообразования). Работа начинается с выявления уровня способностей выступать в роли фасилитатора. Обучаемым предлагается пройти тест «Готов ли педагог (родитель) к фасилитации?» (приложение).

Итоги тестирования по технологиям фасилитации

По итогам тестирования (самодиагностики) составляется программа и определяются роли в групповом образовательном процессе для педагогов (родителей), продемонстрировавших I (недопустимый), II (критический), III (допустимый) и IV (оптимальный) уровни развития фасилитативных способностей.

Основные усилия при организации начального этапа обучения (самообразования) тех, чьи показатели соответствуют низким уровням, направлены на выявление причин их неудовлетворенности результатами общения с детьми, родителями (педагогами), коллегами.

Тем, кто продемонстрировал высокий уровень, предоставляется возможность актуализации и осмысления накопленного опыта, его систематизации для последующей трансляции в учебных группах и осознанного использования в повседневной жизни и для профессионального совершенствования. Обучающая составляющая практикума связана с проведением тренингов по развитию навыков фасилитации и практикумов по разработке сценариев различных мероприятий на основе технологий фасилитации. Освоенные педагогами знания и навыки находят применение и развитие в повседневной работе. Осмысление результатов обеспечивается в ходе решения стандартных профессиональных задач или в рамках специально организованной опытно-педагогической работы.

По итогам образовательного цикла педагогам и родителям предлагается повторно ответить на вопросы анкеты «Готов ли педагог (родитель) к фасилитации?», отметить в себе точки роста, которые свидетельствуют об успехах в обучении, саморазвитии, об улучшении качества общения и повышении его результативности. Полученные результаты стоит представить наглядно в форме таблицы достижений, графика «Кривая успеха» или использовать другие способы визуализации достижений. Выявленные в ходе диагностики особенности фасилитации послужат основой для педагога и родителя в процессе планирования собственной деятельности и демонстрации поведения, которое способствует развитию всех участников общения, становлению партнерских отношений.

Вложенные файлы

  • Документ №1.doc

Слайд 1. «Интеллект-кафе «Эрудит»

Проектировочный компонент

Слайд 2. Цель: Формирование у родителей компетентностей в вопросах организации и проведения совместной образовательной и досуговой деятельности взрослого с детьми.

Формы организации работы:

Подгрупповая – практическая.

Материалы:

  • ЭОР: Презентация: «Деловая игра с элементами фасилитации»
  • Лента атласная;
  • Песня «Любознайки» Н.Гном;
  • Шарики – гирлянда;
  • Бейджики: хозяин кафе – 1 шт., хозяин стола – 5 шт., официанты – 3 шт., спонсор – 1 шт.
  • Раскраски «Посмотри и раскрась» – признаки весны, карандаши, фломастеры, музыкальный фон;
  • Ребусы «Признаки весны» ;
  • Стих-перевёртыш «Черёмуха» С.Есенина о весне;
  • Меню с перечнем блюд для каждого стола;
  • Материал для опытов;
  • Конструктор для моделирования «Начальный уровень» ;
  • Подносы 2 шт.;

Оборудование: Мультимедиа проектор, экран, столы, стулья, магнитные мольберты, двое ножниц.

Слайд 3. План деловой игры:

1. Введение в игровую мотивацию. Представление участников:

  • Спонсор кафе (человек заинтересованный в проведении) – заведующий детским садом
  • Хозяин кафе (фасилитатор) – воспитатель группы;
  • Команда дизайна (помощники – официанты) – педагоги;
  • Участники (посетители кафе) – ролители.

Открытие кафе.

2. Начало работы кафе:

  • Разделение на группы – рассаживание за столы;
  • Утренний коктейль. Формулировка - постановка поисковой задачи. Игровое упражнение «Разминка для ума» ;
  • Выбор «хозяина» стола.

3. Основная часть.

  • Дегустация блюд: Родители пробуют блюда - выполняют творческие познавательные задания;
  • «хозяин» стола знакомит посетителей с заданиями и решением предыдущей группы, фиксирует идеи.

4. Возвращение участников за свой стол.

  • Обобщение идей хозяевами стола;
  • Создание галереи знаний;
  • Консолидация основных знаний.

5. Рефлексия. Синквейн.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители познакомятся со способом активизации познавательной активности детей в условиях семьи;
  2. Родители пополнят семейную копилку приёмом организации совместной деятельности с детьми с учётом сферы предпочтительных интересов.

Организационный компонент

Ход деловой игры:

Ведущий: Уважаемые родители и гости нашей встречи, всё шире мы в своей практике используем приёмы и методы, получившие название «интерактивные методы обучения» (метод, построенный на межсубъектном взаимодействии и общении всех участников обучения) .

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию ещё один нехитрый способ, который поможет нам создать благоприятные условия для интеллектуального развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и природными склонностями. Нам предстоит посетить открытие моего интеллект-кафе «Эрудит» для детей и их родителей. Итак, приглашаю вас поддержать нас и стать участниками деловой игры.

Введение в игровую мотивацию:

Хозяйка кафе: Вас в кафе я приглашаю,

Угостить я всех желаю,

Познавательной пусть будет встреча,

Интересные пусть льются речи.

Добро пожаловать в интеллект-кафе «Эрудит» !

Разрешите представить вам спонсора нашего кафе – это заведующий детского сада Надежда Викторовна Крылова. А вот и команда дизайна – это мои коллеги Наталья Чернова и Светлана Чугунова. И наконец клиенты кафе – это вы – родители наших воспитанников.

Слайд: 5. Звучит песня «Любознайки» Натальи Гном. Спонсор и хозяйка кафе разрезают символическую ленточку. Родители проходят и занимают места за столиками с табличками Ч-Ч, Ч-ЗС, Ч-П, Ч-Т, Ч-ХО (раздел на группы) .

Хозяйка кафе: Для налаживания интерактивного контакта клиентам кафе надо выбрать «хозяина» стола, который будет знакомить посетителей с блюдами-заданиями, фиксировать ответы-идеи, консолидировать их и оценивать.

Родители совещаются и выбирают «хозяина» стола.

Хозяйка кафе: Я рада приветствовать вас в стенах нашего интеллект-кафе «Эрудит» . Надеюсь вы приятно проведёте время. Чтобы наш отдых был плодотворным с насыщенным полезным послевкусием мои помощники предложат вам наш утренний коктейль.

Слайд 6. Помощники-официанты выносят на подносах и раздают на каждый стол ребусы.

Ввод в игровую мотивацию:

Хозяйка кафе: Попробуйте наши непревзойдённые по занимательности и любознательности утренние коктейли - ребусы, решив которые, вы узнаете название основного ингредиента блюд нашей кухни - игры.

Хозяйка кафе открывает на экране ребусы, кликая по ним. Родители решают ребусы. Звучит фоновая музыка.

Хозяйка кафе: Как вы уже успели заметить, в меню представлены блюда в соответствии с природными склонностями детей, поэтому вам предстоит сегодня попробовать все блюда нашего кафе в состав которых входят…Обращается к хозяевам столов. Хозяева столов дают решение ребусов: Капель, почка, ручей, половодье, подснежник. Хозяйка кафе открывает ответы на ребусы, кликая по ним.

Хозяйка кафе: Объединим картинки и назовём одним словом основной ингредиент наших блюд…

Сдайд7. Вы абсолютно правы, основной ингредиент сегодняшних блюд составляет время года - весна! А теперь я прошу вас отведать наши блюда. Слайд 8.

Включается музыкальный фон. Помощники-официанты на подносах выносят блюда-игровые задания, объясняют правила выполнения.

Дегустация:

Посетители кафе – родители «дегустируют блюда» - выполняют игровые задания (на столиках кафе официанты-помощники раскладывают «блюда» - игровые задания в соответствии со сферами предпочтительных интересов) :

  • 1 столик – (Ч –ХО) – Салат «Весеннее ассорти» - Игровое упражнение «Посмотри и раскрась» . Игроки раскрашивают картинку по образцу с признаками весны. / 1 группа – 1 признак.
  • 2 столик – (Ч – ЗС) – Яичница «Глазунья» - Игровое упражнение «Найди отличия» Игроки ищут 7 отличий на части картинки / 1 группа – одна часть.
  • 3 столик – (Ч – П) – Лапшевник - Опытно-экспериментальная деятельность. / 1 группа – один опыт: «Ищем воздух» , «Почему перо не мокнет» , «Почва» .
  • 4 столик – (Ч – Т) – Напиток «Дачный удачник» . Посетители моделируют один садовый инструмент/ 1 группа – 1 предмет.
  • 5 столик – (Ч – Ч) «Руляда» – Посетители восстанавливают стихотворение-перевёртыш / 1 группа – 1 четверостишие.

По мере завершения «дегустации» одного блюда, посетители переходят к следующему столику, хозяева столиков остаются принимать следующих клиентов, рекламируют (описывают) блюдо (задание) , знакомят с результатом предыдущих клиентов, фиксируют идеи, консолидируют для заключительного вердикта. Блюда – задания в приложении.

Слайд 9. Во время выполнения задания хозяйка кафе предлагает посмотреть видеоролик о весне и выпить стаканчик сока.

Хозяйка кафе: Я рада, что все блюда нашего меню на сегодня не остались без вашего внимания. Мне, как хозяйке кафе, интересно знать, пришлись ли они вам по вкусу? Я приглашаю «хозяев» столов выставить в галерее вкусов (идей) и представить плоды вашей интеллектуально-творческой деятельности.

Слайд 10. «Хозяева» столов выходят с продуктами дегустации:

Ч – ЗС» – одинаковые весенние картинки с отличиями (показывают отличия) ;

Слайд 11. «Ч–Ч» - стихотворение о весне (зачитывает восстановленное стихотворение) ;

Слайд 12. Ч – ХО – картина «Весна идёт» (выставляет раскрашенные картинки, представляя название работы каждой группы) .

Ч – Т – садовый инвентарь (представляют модели инструментов) ;

Ч – П – результаты экспериментально-опытнической деятельности;

Рефлексивный компонент:

Хозяйка кафе: А теперь я хочу предложить вам наш фирменный десерт. Вас ждёт коктейль - Синквейн (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии) . Слайд 13, вкус которого вы выберете себе сами.

Хозяйка кафе рассказывает клиентам об основных ингредиентах десерта. Слайд 13 кликнуть по слайду.

  1. строчка – существительное;
  2. строчка – два прилагательных;
  3. строчка – три глагола;
  4. строчка – предложение из 4-х слов;
  5. строчка – что главное?

Посетители вносят ингредиенты в коктейль в соответствии с рецептурой:

«Хозяева» столов консолидируют идеи и оглашают синквейн для всех посетителей.

Хозяйка кафе: Итак, открытие интеллект-кафе «Эрудит» состоялось. Благодарю вас за участие и плодотворное интерактивное взаимодействие.

Я: Уважаемые родители, сегодня вы имели возможность принять участие в работе интеллект-кафе «Эрудит» с учётом сферы предпочтительных интересов.

Продуктом нашей совместной деятельности стало обобщение знаний о весенних явлениях в природе выполнения игровых заданий, применить которые вы сможете в условиях семьи.

Групповая работа и возможности фасилитации

Феномену групповой работы посвящено большое количество работ. Наиболее очевидными преимуществами групповой работы являются:

  1. Группа обеспечивает более разнородное социальное окружение, в котором индивидуальные знания и навыки могут быть изучены, усовершенствованы и интегрированы. Если между двумя людьми возникает один тип взаимоотношений, то в группе поддерживается и развивается целая совокупность различных взаимоотношений между членами, включая неприятие и исключение. В паре индивид может рассчитывать на поддержку только одного человека, а в группе – на поддержку большего числа людей. Различные люди вызывают различные чувства и реакции. В паре человек ограничен возможностями сравнения себя, своих моделей поведения и результатов только с одним человеком. В то время как в группе эти возможности неизмеримо больше. Индивидуальные различия членов группы по личностным качествам, компетентности, работоспособности, честолюбию, инновации и другим критериям обеспечивают многогранность сравнения, самооценки и взаимной оценки членов группы. Таким образом, многообразие взаимоотношений в группе обеспечивает членам значительные возможности для познания и развития, которые нереальны в условиях отсутствия группы.
  2. Группа создает атмосферу общности, причастия, помощи и поддержки, что является немаловажным фактором индивидуальной готовности к дополнительным усилиям и риску в выполнении поставленных задач. Определенный уровень поддержки обеспечивается каждому члену на основании принадлежности к группе и благодаря особому климату взаимопомощи. Члены группы проявляют в отношении друг друга публичное уважение и одобрение поведением, что служит основой для развития самоуважения и самоуверенности людей. Члены группы также могут рассчитывать на поддержку и поощрение их усилий по развитию компетентности и изменению в соответствии с новыми целями.
  3. Группа влияет на модели поведения и позиции своих членов. В группе более заметно проявление социального давления на индивидов, также как и социального одобрения, которые стимулируют индивидуальные усилия. Как правило, поощрение и наказание индивидуального поведения в группе оказывают большее влияние на индивидов, чем поощрение и наказание руководства.
  4. Группа может контролировать эмоциональные проявления своих членов за счет стимулирования и ослабления силы эмоциональных переживаний. В группе происходит неосознанный взаимный обмен, «заражение» и многократное усиление эмоциональных переживаний. При этом в группе осуществляется четкий контроль над проявлением эмоциональных переживаний, которые группой поощряются и тех, которые группой осуждаются. Таким образом, группа может корректировать эмоциональные проявления своих членов.
  5. Группа требует от своих членов компетентности в межличностном взаимодействии и использования навыков общения. При индивидуальном размышлении над проблемой и ее разрешении не используются навыки межличностного взаимодействия. Обсуждение проблемы с одним человеком требует некоторых навыков общения, а обсуждение проблемы в группе требует большей компетентности и использования широкого набора навыков межличностного общения. Умения слушать и слышать других, понимать то, что стоит за словами, совместно искать наиболее оптимальное решение проблемы необходимы для работы в группе.
  6. Группа обеспечивает возможность нахождения понимания и помощи друг другу в исправлении деструктивных поведения и позиций. Подражая друг другу, члены группы способствуют развитию более конструктивных моделей поведения и способов мышления. Помогая и стараясь понять других членов группы, человек постепенно отказывается от эгоистических привычек и учится проявлять альтруизм.
  7. Группа обеспечивает широкие возможности для самопознания и понимания личностных проблем. Давая оценку мыслям, поведению и эмоциональным проявлениям индивида, группа помогает ему адекватно само выражаться и находить понимание своим поступкам. В группе легче развивается проницательность и способность к поиску и достижению консенсуса.
  8. Группа обеспечивает широкие возможности осуществления обратной связи. Внутри группы идет постоянный процесс обмена мнениями относительно поведения членов, их вклада в общее дело, личностных проявлений и так далее на основе общения и наблюдения. Каждый член группы делится своими соображениями относительно других членов и получает от них соответствующую информацию.
  9. Группа позволяет налаживать и поддерживать взаимоотношения равных по статусу людей. Это равенство статуса может быть признано только членами группы, вне группы ее члены могут иметь различный социальный статус. Подобная практика благотворно влияет на развитие индивидуального опыта и эмоционального состояния людей. Наличие взаимоотношений, основанных на признании равенства членов группы характеризует здоровую организацию и способствует более эффективному решению проблем.
  10. Группа создает благоприятные условия для решения проблем. Групповое обсуждение проблемы позволяет обеспечить более широкий набор альтернатив, включая инновационные решения, и найти наиболее оптимальное решение.
Согласно Мак Лэйша, Матерсона и Ванд Парка, взаимодействие членов группы в рамках групповой работы включает в себя следующие элементы:
  • аффективные или эмоциональные компоненты поведения;
  • познавательные или интеллектуальные компоненты;
  • невербальные или многоязыковые компоненты;
  • компоненты содержания общения;
  • социологические или сегменты поведения, определяемого личностными связями.
В контексте управления инновациями повышается значение вовлечения большего числа сотрудников в процесс разработки и принятия решений, а также привлечения их опыта, знаний и идей для поиска улучшений и решения задач, что за собой влечет увеличение количества групповых форм работы в организациях. В этой связи применение инновационных методов организации групповой работы будут определять эффективность совещаний, собраний и других групповых форм работ в организациях и влиять на групповую и организационную производительность.

В управленческой деятельности совещания, планерки, встречи рабочих и проектных групп и другие формы групповых обсуждений занимают много времени, а у топ-менеджмента на это уходит более 50% рабочего времени. Как обстоят дела с групповыми формами работы и обсуждений в российских организациях в настоящее время?

Проведенное нами исследование показало, что большинство сотрудников и менеджеров различных компаний при ответе на вопрос «Как вы оцениваете эффективность совещаний и других групповых форм обсуждений в которых вы участвуете?», оценивали эффективность как низкую или ниже среднего. А на вопрос «С какими трудностями сталкиваются участники групповых обсуждений и совещаний в организации?» получили очень похожие списки ответов, включающие следующие пункты:

  • время тратится в пустую (повторяемся, много говорим, неподготовлены, меня все эти вопросы не касаются, время затягивается...)
  • забалтывается программа, участники переключаются на смежные или отвлеченные вопросы
  • некоторые люди доминируют как в обсуждении, так и в принятии решений
  • часть людей отсиживаются, отмалчиваются
  • происходит выяснение отношений между участниками
  • решения не принимаются
  • не понятно зачем нас позвали, если все решения уже известны
  • встреча и участники не подготовлены …

После таких совещаний и обсуждений люди часто чувствовали неэффективность и неудовлетворенность.

Попробуйте представить себе другую картину: на совещании все включены и активно участвуют в обсуждении, быстрое движение по повестке дня, участники активно перемещаются по помещению и фиксируют решения на доске или флипчарте, почти совсем не задерживаются от запланированного времени окончания. При выходе с совещания люди идут энергично, активно общаясь друг с другом, улыбаются… Как достичь такого эффекта? Что необходимо сделать, чтобы совещания были эффективными: достигали своих целей и участники были бы удовлетворены как результатом, так и процессом и с радостью шли реализовывать решения?

Сегодня в ходе совещаний и групповых обсуждений основной акцент делается на целях и задачах, а самому процессу совещаний и обсуждений уделяется слишком мало внимания. Все говорят о задачах, что нужно решить, какие вопросы рассмотреть, но практически никто не предлагает формы, процесс – как будем исследовать проблемы, каким способом будем создавать, выбирать и принимать решения.

И здесь хочется сравнить процесс совещания с производственным процессом на заводе. На производстве для получения продукции берется сырье и в ходе определенного производственного процесса мы получаем продукцию. Менеджеры на производстве в первую очередь контролируют процесс, который если отлажен – то дает стабильные результаты. В производстве продукции акцент ставится на эффективности процесса. В производстве решений на совещаниях ситуация очень похожая. Мы берем сырье-идеи, мнения и перерабатываем их в решения. И производство решений является тем же самым процессом, и чтобы получить решения, предложения, планы, нужно создавать разные процессы для их получения. И менеджеры ведущие совещания и обсуждения также должны фокусироваться на процессе для получения хороших результатов.

И как на производстве продукции, при производстве и принятии решений у нас есть исходный материал (сырье) – идеи, мнения, которые потом приводят к решениям, и также имеются отходы (растраты ресурсов). Пустая растрата – это когда сидят люди, сказать им нечего, и они знают, что не нужны на этом совещании, но по долгу службы – обязаны быть здесь. И они присутствуют и не вносят никакого вклада, таким образом мы впустую тратим наши ресурсы (выброшенные идеи, время и энергия). Люди позволяют очень много отходов при производстве решений и недостаточно отдают себе отчет, сколько они теряют.

Отличие между производством продукции и производством решений состоит в том, что каждый раз разные проблемы и задачи стоят перед встречами и совещаниями, разные наборы людей участвуют, и соответственно нам нужно использовать разные процессы, методы и форматы групповой работы.

В идеале, при производстве решений мы берем сырье (идеи и мысли) перерабатываем в завершенный продукт с минимумом растраты усилий (отходов) и с максимальной эффективностью имеющихся человеческих и временных ресурсов. Встают вопросы, как отладить процесс создания решений, сделать его эффективным и без отходным? И какие формы и методы процесса использовать, чтобы получать лучшие решения различного типа задач?

Для создания эффективных процессов групповых обсуждений и принятий решений применяют современная технология фасилитации.

Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитация необходима там, где люди стремятся достигнуть общей цели в командной работе, проектной группе, в ходе совещания. Другое определение фасилитации дал Роджер Шварц, по его мнению «Групповая фасилитация это процесс, в котором человек, выбор которого приемлем для всех членов группы, который достаточно нейтрален и у которого нет достаточной власти для принятия решений, диагностирует необходимость и вмешивается, чтобы помочь группе в выявлении и разрешении проблем и в принятии решений для увеличения эффективности группы»

Таким образом, чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения и групповой работы необходимо управлять и координировать действия участников совещания, встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом, вовлекает участников и структурирует работу группы. Фасилитатором (от англ. facilitate – делать действие или процесс более простым) часто называют ведущего, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации, принятии решений участниками групповой работы. Фасилитатор – это не тот, кто сам выполняет определенное задачу, а тот, кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми и владеет специальными техниками, которые позволяют группе принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки.

Фасилитатор отвечает за процесс, группа – за содержание. Содержание - фактические идеи, предложения и решения, которые рождаются во время группового обсуждения. Это то, над чем работают участники, чтобы достигнуть цели. Процесс - ход совместной работы группы, это то, как группа решает проблему.

Выделяют различные виды фасилитации:

  1. Фасилитация при проведении рабочих совещаний (meeting facilitation).
  2. Фасилитация рабочих групп и команд (team facilitation).
  3. Фасилитация организационных изменений (organisational facilitation).
  4. Фасилитация изменений на уровне макроэкономических, политических и социальных систем и сетей (system/network facilitation).
В настоящей главе мы рассматриваем в большей степени процесс, методы и техники, относящиеся к первому и второму видам фасилитации.

Организация эффективного процесса обсуждения и принятия решений

Для создания эффективного процесса выработки решений нам необходим фасилитатор, который будет управлять всем процессом. В зону его влияния входят следующие аспекты:

  • учет этапов совещания;
  • фокусировка группы на теме и цели;
  • сбор информации и мнений;
  • фиксация результатов группового обсуждения и визуализация для понимания;
  • достижение консенсуса и принятие решений;
  • управление групповой динамикой (создание рабочей атмосферы, вовлечение каждого участника, управление неконструктивным поведением, поддержание энергии в группе).

Остановимся поподробнее на вышеперечисленных аспектах.

Основные этапы процесса совещания и группового обсуждения просты, как и в любом художественном произведении в совещании есть этапы: Подготовки, Открытия, Основной рабочей части, Завершение. Мы здесь не будем говорить о подготовке, открытии и завершении, хотя все это очень важные и необходимые части для процесса. Поговорим о рабочей части, где разворачиваются основные техники фасилитации, происходит обсуждение и формирование решения.

Фокусировка группы

Задача фасилитатора – установить в начале курс, маршрут по которому пойдет группа и избегать отходов от него. По ходу всего обсуждения напоминать о цели и обозначать как данная активность и техника приближает нас к достижению результата; проводить промежуточные итоги; четко давать инструкции каким способом сейчас группа будет обсуждать, работать и контролировать время и выполнение заданий. При отклонении группы от заданной темы важно возвращать ее обратно к цели, а возникающие побочные вопросы перенаправлять и фиксировать для отдельного обсуждения

Фиксация результатов обсуждений, работы

Фиксируйте обсуждение и делайте мысли и высказывания достоянием все группы, это поможет общему пониманию и продвижению группы по обсуждаемым вопросам. Существуют разные способы фиксации – фасилитатор или один из участников пишет на карточках или флипчарте, участники сами фиксируют свои мысли на карточках и затем их вывешивают на модерационных досках. Здесь существует правило, что важно писать ближе к высказыванию – то что сказал человек, а если уточняете, то попросите человека самого это сделать. Используйте визуализацию (картинки, образы), один из современных развивающихся методов – визуальные графические шаблоны, которые подготавливаются заранее, а по ходу совещания в них вносится результаты обсуждений.

Визуализация дискуссии и ее результатов способствуют лучшему общему пониманию, фокусировки внимания участников, возможности в любой момент обратиться в написанному, а также созданные визуальные картинки являются якорями и позволяют лучше запоминать.

Сбор информации и мнений

На этапе сбора информации и мнений мы выявляем индивидуальные мнения по обсуждаемой теме, собираем все аспекты, которые значимы для участников по вопросу. И на этом этапе очень важно вовлечь каждого участника в действие и обсуждения для получения от каждого вклада. Ведь по исследованию, проведенному в Гамбургском университете, оказалось, что чем выше качество индивидуального вклада, касательно рассматриваемой темы в начале группового взаимодействия, и чем более разносторонен и независим индивидуальный вклад, тем выше будет групповая производительность. Таким образом, высококачественный индивидуальный вклад оказывает влияние на конечное решение группы.

Существует много различных техник для сбора информации: использование разного типа вопросов, мозговой штурм (разные техники брейнсторминга), сбор индивидуальных мнений с помощью модерационных карт и их группирование, чтобы разбить на категории, ранжирование – для выявления важности. Для менеджеров и фасилитаторов, ведущих совещания и групповые обсуждения важно знать различные методы и техники фасилитации, и когда и как их использовать.

Создание консенсуса

Задача фасилитатора создать процесс, который будет фокусироваться на достижении консенсуса. Консенсус, это не тогда когда все соглашаются, но когда участники согласны согласиться («я могу с этим жить и поддерживаю это»).

Многие люди приходят на обсуждение в разными взглядами по обсуждаемому вопросу. Необходимо создать такой процесс и условия, чтобы люди друг друга услышали, осознали что стоит за разными мнениями и позициями, поняли аргументы друг друга, проанализировали альтернативы и другие возможные решения. Фасилитатор контролирует процесс достижения консенсуса, и если в ходе обсуждения возникает спор, обсуждение становится эмоциональным, слишком много времени теряется, то нужно использовать техники вмешательства и помогать группе.

Чтобы помочь группе достичь консенсуса фасилитатор будет:

  • Выявлять моменты согласия
  • Переформулировать высказывания, чтобы подчеркнуть общность идей
  • Исследовать цели отдельных участников
  • Подталкивать людей исходить от идей других
  • Проверять истинность консенсуса, не является ли он конформизмом (действительно и все согласны)
  • Проверять соответствует ли консенсус задаче

Управление динамикой группы

Поскольку мы и имеем дело с группой индивидов, то мы сталкиваемся и работаем с двумя реальностями: индивиды (со своими личностными особенностями, мотивацией, интересами) и внутригрупповые процессы и эффекты (позиционирование, лидерство, коммуникация, группирование, конформизм, конфликты и др.).

Фасилитатор будет работать с неконструктивном поведением отдельных участников и группы. Неконструктивное поведение – это любое действие участника, осознанно или неосознанно проявляющее неудовольствие используемым процессом, содержанием совещания или внешним фактором, не относящимся к сессии. И здесь действия фасилитатора: осознанное предотвращение, раннее выявление, четкое разрешение! Ведь задача фасилитатора создать конструктивный процесс обсуждения, а любое неконструктивное поведение разрушает его, отвлекает группу и не дает возможности двигаться к решению вопросов. В арсенале фасилитатора должны иметься техники вмешательства и возвращения группы и отдельных участников к работе, причем верх мастерства – когда из неконструктивного участника вы делаете вовлеченного и активного.

Еще один аспект управления групповой динамикой – поддержание высокой энергии на совещании. Высокая энергия заряжает тему и вовлекает участников в активную работу. Поэтому вы как фасилитатор задавайте темп и ритм дискуссии, делайте перерывы в работе, а также учитывайте естественные провалы энергии по времени (середина утра, после обеда, середина вечера). В периоды спада энергии в группе проводите интерактивные действия – командообразующие упражнения, работу в малых группах, в парах, высоко динамичные методы фасилитации с перемещениями. Избегайте монологов, презентаций, творческих упражнений.

Существует множество различных методов и техник, которые можно использовать в совещаниях и обсуждениях для организации правильного процесса выработки решений и получения качественных результатов. Эти методы нужно знать и подбирать в соответствии с целью предстоящего совещания, условий (времени, места, специфики), участников.

Существуют разные классификации методов, приведем примеры нескольких:

  • Методы и техники для решения определенных задач (Сбор информации, Анализ проблем, Генерация идей, Выработка и оценка вариантов решения, Достижение консенсуса и принятие решений, Планирование действий)
  • Методы для работы с малыми группами (от 3-15 чел.) и большими группами (от 15 чел. и до 1000)
  • Методы с четко-структурированным процессом (пошагово прописаны активности в методе и получаемые результаты) или методы с неструктурируемым самоорганизующимся процессом (например, Open Space или Динамическая фасилитация).
  • Методы по типу выполнения техник и методов фасилитации (как людей применяем к процессу) (ВСЕ; ГРУППА; ВСЕ ОДНОМУ; ОДИН ВСЕМ)
Последняя классификация требует большего пояснения, остановимся на ней. Классификация предложена Тони Манном:

«Все » – каждый человек работает самостоятельно, выполняет задание и использует заданную технику/метод

«Группа »– группа работает вместе, делая задание и используя заданную технику/метод

«Все одному » – все адресуют свой вклад одному человеку, который использует заданную технику/метод

«Один всем » – один выполняет задание для или от имени всех остальных (таб.17.1).

Таб. 17.1. Сравнение типов фасилитаций по типу выполнения техник

Типы фасилитаций

Преимущества

Недостатки

Все У каждого есть возможность вложить свои идеи, мысли, восприятие Требуется больше времени, чтобы собрать вклад со всех, и группировать или анализировать его
Группа Может быть выработано иное, или «общее» мнение, перемешанные группы могут произвести смесь идей, восприятий, взглядов Групповой формат все равно нуждается в еще одном формате, чтобы стать эффективным – например – все (для согласования)
Все одному Есть возможность отбирать мысли других и требуется меньше времени для выражения идей, мыслей Мнения отдельных людей может потеряться и мнения одного или двух человек может возобладать
Один всем Есть возможность сберечь усилия, получив мнение эксперта Если эксперт ведет себя не правильно, все может превратиться в сольную самоориентированную презентацию.

На сегодняшний день существует большое разнообразие методов и техник фасилитации, эксперты из международной ассоциации фасилитаторов IAF насчитали более пятисот различных методов фасилитации.

При этом в практике организации групповой работы и повышения эффективности групповых решений наиболее популярными являются методы и техники для сбора информации с целью исследования проблем или генерации идей, и техники, связанные с созданием и принятием решений. Приведем примеры таких методов и техник:

  • Сбор мнений/идей с помощью модерационных карт
  • Ментальные карты
  • Ранжирование с помощью меток
  • «В это же время в следующем году»
  • Двумерная матричная диаграмма
  • «Важное и желаемое»
  • Анализ поля сил Курта Левина
  • Мировое кафе

Опишем некоторые из обозначенных методов более подробно:


Сбор мнений/идей с помощью модерационных карт

Цель: сбор мнений и идей. Этот метод позволяет выставить мнение/идеи участников группы на общее рассмотрение для изучения и использования затем в процессе.

Когда используется: Можно использовать в тех областях, где нужно исследовать проблему, принимая во внимание большое количество факторов и задач, некоторые из которых могут быть не проявлены. Метод хорошо подходит для проведения сбора мнений, мозгового штурма, анализа проблемы или поиска решения.

Как применять:

1 фаза. Сбор идей с помощью карточек. Озвучиваете обсуждаемый вопрос или проблему (например: Что вас демотивирует на работе?) и вывешиваете написанный четкими буквами вопрос на доску. Затем просите каждого участника молча и индивидуально ответить на вопрос, может быть несколько вариантов ответа. При этом каждая идея должна быть написана на отдельной карточке, маркером и крупно. Раздаете участникам сессии модерационные карточки и маркеры, просите писать печатными буквами. Собираете карточки и перемешиваете.

2 фаза. Группирование идей (рис.17.1). Фасилитатор знакомит с правилами этой фазы. Он озвучивает и показывает по очереди карты. Если группе не понятно содержание карты, то запрашиваем пояснение у автора, если все понятно, то сразу размещаем. Время на пояснения ограничено 30 секунд. Карточки, близкие по смыслу, размещаем в одну группу. Если мнение группы разделилось по поводу карты, то пишем копию карты и размещаем в их в две группы. Последнее слово за автором. Все конфликты визуализируются.


3 фаза. Присваиваем названия группам. Фасилитатор озвучивает карточки группы и просит придумать общее название этой группы, при этом группа должна прийти к общему решению. Избегайте семантики, если все понимают, что подразумевается под названием, то не спорьте о словах. Если трудно придумать название группы, то разбейте содержимое на две или более частей, и придумайте им названия. Название пишется на карточке круглой или овальной формы и прикрепляется сверху группы карточек. В итоге у вас получится несколько факторов - ключевых ответов на поставленный в начале встречи вопрос. Затем можно провести ранжирование с целью выявления важности выявленных факторов, проблем, решений.


Ментальные карты (Mind-map)

Цель : сбор информации, генерация и структурирование идей

Когда используется: метод Mind-map (ментальные карты) применяется для углубленного изучения конкретной темы, для выявления связей и отношений. Можно применять в начале проекта, чтобы составить первое представление о том, что нужно учитывать во время подготовки и реализации проекта.

Как применять:
  1. В центре доски рисуется большой круг или другая форма с ключевой темой обсуждения.
  2. По команде группа начинает дополнять схему. Фасилитатор фиксирует идеи на доске или это делают участники на картах, а затем их размещают на доске, при этом важно найти сначала главные подтемы, основные линии, исходящие от главной темы. Карта развивается от общего к частному.
  3. К каждой из найденных главных подтем подсоединяют частные аспекты и вопросы. Таким образом, развиваются ветви с побегами.
В другом варианте проведения метода, можно сначала попросить каждого участника самостоятельно создать свою карту по вопросу обсуждения, а затем создается общая карта (рис.17.2).

Другой вариант работы: использовать ноутбук, проектор и специальную программу, помогающую создавать ментальные карты. Участники обсуждают, а один человек весь ход обсуждения сразу отражает в компьютере, рисуя карту.



Голосование/ранжирование

Цель : Эта техника представляет форму консенсуса, воспринимаемую зрительно. Используется для того, чтобы позволить группе визуально идентифицировать те идеи или проблемы, которые некоторым из участников группы кажутся важными, а также используется при принятии решений.

Когда используется: голосование метками лучше всего использовать, когда требуется взгляд на консенсус. Это может быть когда есть ряд проблем, имеющих различную важность для разных членов группы. В таком случае вам нужен простой метод выявить согласие по общим областям. Голосование используется для принятия решения группой или для получения экспресс - статистики по исследуемому вопросу (рис.17.3).

Как применять:
  1. Расположите на доске названия факторов, за которые будете голосовать, списком или в виде матрицы.
  2. Раздайте участникам клейкие метки для голосования. Количество меток может быть разным, в зависимости от формы и целей голосования. Если голосуем за самые важные проблемы/ факторы, которые были выявлены на предыдущем этапе обсуждения, то часто такое правило: количество факторов деленное на 2.
  3. Озвучьте вопрос и попросите каждого участника принять решение. Когда все ответили, что уже выбрали, приступайте к голосованию.
  4. Подсчитайте результаты голосования и зафиксируйте места/ рейтинг. Результаты можете вынести на отдельную доску и расставить в порядке убывания, или просто обозначить цифрами мета рейтинга.
  5. Попросите участников проанализировать полученную статистику.

«В это же время в следующем году»

Цель : создание вариантов решений

Когда используется : полезно использовать данную технику когда барьеры для изменений кажутся непреодолимыми или когда у группы низка уверенность.

Как применять:
  1. Просим участников представить, что сейчас – то же время, только через год. И все наши желания осуществились. Каждый из бизнес- планов реализован и миссия стала реальностью. Давайте взглянем назад и опишем как мы этого добились. Что произошло в это время, что позволило нашим планам осуществиться. Используйте прошедшее время.
  2. Распределитесь на малые группы и проведите обсуждение этих вопросов.
  3. Попросите каждую группу презентовать свою историю, как мы это сделали остальным.
  4. Зафиксируйте варианты решений, прозвучавшие в каждой истории и оцените их.

Двумерная матричная диаграмма

Цель : оценка вариантов и принятие решений

Когда использовать: метод служит для наглядного представления ситуаций, которые определяются двумя решающими факторами. Прекрасно подходит для сравнения, расстановки приоритетов или оценки вариантов идей, решений. Примеры осей:
  1. Возможность применения/ важность для организации - при анализе предложений, разработок.
  2. Цена/качество – при сравнительном анализе конкурентов
  3. Реализуемость/ эффективность – оценка идей
  4. Дальность эффектов/ качество эффектов (позитивные/негативные) - прогнозирование вторичных эффектов (матрица последствий).
  5. Анализ риска – уровень награды/ уровень риска и другие.
Как применять:
  1. Группе представляется диаграмма, объясняется смысл ее осей.
  2. Ставится задание для группы оценить по предложенным факторам и разместить все выявленные ранее проблемы или предложенные решения на данной диаграмме.
  3. Обозревается и анализируется полученный результат, отбираются факторы, проблемы или решения для дальнейшей работы.

«Важное и желаемое»

Цель : оценка вариантов и принятие решения. Помочь группе оценить применимость потенциальных решений, сценариев.

Когда использовать: обычно технику применяют когда уже выявлены самые важные проблемы или сформированы варианты решений.

Как применять:
  1. Попросите группу перечислить критерии, которым бы они хотели чтобы соответствовал идеальный сценарий/вариант. Здесь важно отслеживать, чтобы участники не занимались поиском решений, а выписывали критерии.
  2. Попросите группу распределить выписанные критерии на важные (должны быть выполнимы) и желаемые (хорошо бы, чтобы были выполнены).
  3. Создайте таблицу критериев (Таб. 17.2) и впишите в нее возможные предложения/варианты.
  4. Попросите группу оценить каждое предложение по всем критериям и отметить в таблице «+» - если предложение удовлетворяет критерию, «х»- если предложение не удовлетворяет критерию.
  5. Уберите те варианты предложений/ решений, где есть крестик по какому-либо важному критерию.
  6. Попросите группу суммировать галочки и крестики по каждому предложению и прийти к итоговому решению.
Таб. 17.2. Оценка предложений по важным и желательным критериям.

Анализ поля сил Курта Левина

Анализ силового поля – техника управления, разработанная Куртом Левиным для диагностики ситуации.

К. Левин полагал, что в каждой ситуации одновременно действуют движущие и сдерживающие силы, которые влияют на любое изменение (рис.17.4). Движущие силы стремятся начать изменения, поддерживают их. Сдерживающие силы – силы, стремящиеся ограничить воздействие движущих сил.


Цель : выявление сил, которые помогают и мешают изменению, проблеме, ситуации или решению.

Когда использовать : при оценка изменений, принимаемых решений, при планировании реализации решений, программ изменений. Полезна при оценивании легкости или сложности выполнения конкретных действий, помогает в планировании по преодолении барьеров внедрения.

Как применять:
  1. Обозначьте вопрос для анализа (конкретное изменение, происходящее в Вашей организации или решение, которое планируется внедрять. Например: «Внедрение электронно документооборота в компании»)
  2. Проанализируйте изменения, отвечая на вопросы:
    1. Что содействует изменениям?
    2. Что мешает проведению изменений?
    3. Как уменьшить силы сопротивления?
    4. Как увеличить силы содействия изменениям?
  3. Выберите, что вы будете реализовывать. Можно использовать способ ранжирования.
  4. Создайте план действий.
Мировое кафе (The World Café)

Цель : сбор информации, обмен мнениями большого числа людей.

Когда использовать: «The World Café» – способ создать живую дискуссию, касающуюся вопросов основной темы совещания или конференции. Метод применяется для больших групп для обсуждения комплексного вопроса, актуального для организации (например, принятие корпоративных ценностей или разработка программы «Управление талантами»).

Как применять:
  1. Заранее определены и согласованы основная тема обсуждения и подтемы/вопросы обсуждения на столах (3–5 подтем).
  2. Участники распределяются по группам, представляются основная тема обсуждений и вопросы, которые будут обсуждаться на столах.
  3. Предлагается отдельным участникам взять на себя роль «хозяина» круглого стола, к которому будут приходить в гости группы (кому тема интересна и он готов все время в ней работать).
  4. Участники расходятся по круглым столам и обсуждают обозначенный там вопрос. «Хозяин» – фиксирует все озвученные идеи на листе флипчарта. Затем участники встают и идут за другой стол, а «хозяева» остаются за своим столом постоянно.
  5. При приходе следующей группы за круглый стол, хозяин кратко рассказывает, что было и какие идеи озвучила предыдущая группа (ы). Дальше участники беседуют на заявленную тему, а хозяин все фиксирует.
  6. Проходит несколько раундов работы со сменой столов группами (3-5 раундов).
  7. Подведение итогов – «хозяева» круглых столов резюмируют дискуссии за своими столами на всех участников. Возможен дополнительный этап с отбором и оценкой идей.
Итак, динамика современного рынка требует от организаций высокой гибкости и постоянных внутренних изменений, готовности к саморазвитию, что влечет за собой привлечение все большего числа сотрудников для решения проблем и создания новых идеи. Групповые формы работы, такие как совещания, митинги, стратегические сессии, рабочие и проектные группы все больше рабочего времени занимают у сотрудников и менеджеров организаций. И поэтому современным лидерам и руководителям просто необходимо уметь создавать процессы производства решений в ходе групповой работы для получения качественных результатов и разработки инновационных продуктов. Изучение технологии фасилитации и инновационных методов групповой работы позволит современным лидерам и руководителям создавать эффективные процессы исследования проблем, создания и принятия решений, получать максимальную производительность от своих групп, а также использовать широкий арсенал методов и техник фасилитации групповой работы для решения различных типов задач, а не зацикливаться на привычных или «любимых» методах групповых обсуждений.

С внедрением технологии фасилитации и института фасилитаторов в организациях совещания и групповые формы обсуждений и работы становятся более качественными: быстрыми, эффективными, креативными и приносящими удовольствие участникам как от процесса, так и от результата. Это сильно влияет на групповую производительность и качество групповых решений, и как следствие на эффективность организации в целом. При этом в организации происходит изменение корпоративной культуры, от вертикальной и иерархичной переход к более горизонтальной, так как фасилитация это демократичный подход, позволяющий вовлекать сотрудников к исследованию проблем и выработке решений. В организациях, использующих фасилитацию групповой работы, активно развивается культура участия и диалога, что является неотъемлемой предпосылкой создания инновационной среды в организации и будущей прибыли.

Список литературы:

Brown J., Isaacs D., «The World Café», San Francisco: Berrett-Koehler Publishers Inc., 2005

Burgoon M., Heston J.K., McCroskey J. «Small Group Communication. A Functional Approach». Holt, Rinehart & Winson, Inc., 1974

Buzan Т., «Mind Maps for Business: Revolutionise Your Business Thinking and Practice», Prentice Hall, 2010

Girdham M. «Interpersonal Skills at Work. 2d ed». London: Prentice Hall, 1990

Jaques D. (1996) «Learning In Groups», London, Kogan Page, 1996

McLeish J. Matherson, Wand Park J. «The Psychology of the Learning Group», Hutchinson, London, 1973.

Mann T. «Facilitation – a Manual of Models, Tools and Techniques for effective group working», Resource Productions, 2007

Schwarz R. «The Skilled Facilitator: A Comprehensive Resource for Consultants, Facilitators, Managers, Trainers, and Coaches», Jossey-Bass, 2002

Townsend J., Donovan P. «The facilitator’s pocketbook», Management Pocketbooks Ltd, 2009

Wilkinson M. «The Secrets of Facilitation: The S.M.A.R.T. Guide to Getting Results With Groups», Jossey-Bass, 2004

Эдмюллер А., Вильгельм Т., «Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров», Омега-Л, Москва, 2007 г.

Дудорова Л.Ю., статья «Фасилитация корпоративных мероприятий» в журнале «Корпоративная культура» 05/ 2009