Использование игровых приемов для обучения детей продуктивным видам деятельности. Дидактические игры: определение, структура, виды

Региональный чемпионат «Молодые профессионалы Новосибирской области – 2018»

по компетенции «Дошкольное воспитание»

Конкурсное задание «Разработка и проведение занятия с подгруппой детей с использованием развивающих (дидактических)материалов или ИКТ оборудования»

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»

МДК 02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Кирсанова Александра Валерьевна, преподаватель Методики обучения продуктивным видам деятельности детей, 1 квалификационная категория

Соколова Ирина Юрьевна, преподаватель Методики обучения продуктивным видам деятельности детей, высшая квалификационная категория

Тема: «Пейзаж»

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Цель: закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства – пейзаж.

Задачи:

    Закреплять представления детей о том, из каких элементов состоит пейзаж; о цветах и их оттенках.

    Развивать умение составлять композицию в жанре пейзаж, гармонизировать цвета.

    Воспитывать желание работать в коллективе, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

    Воспитывать умение работать, соблюдая правила дидактической игры в соответствии со словесной инструкцией педагога.

Ожидаемые результаты: умеют составлять пейзажную композицию из предложенных элементов, отображают свои впечатления и представления об окружающем мире.

Ход фрагмента занятия:

Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «пейзаж».

Об этом стало известно в стране Изобразительного искусства. Кисточка, Палитра с Красками и Альбомный Лист пришли сегодня к нам в гости для того чтобы узнать, действительно ли мы знаем, что такое пейзаж, какие элементы в нем изображают, умеем ли составлять из них композицию. А чтобы это узнать они приготовили для нас задания. Готовы ли вы приступить к их выполнению?

Первое задание для нас приготовила Кисточка.

Дидактическая задача 1

Дидактическая задача. Закреплять представление детей о том, из каких элементов состоит пейзаж.

Игровая задача. Посмотрите, сколько разных предметов Кисточка для нас нарисовала, и просит, чтобы мы определили какие из представленных элементы относятся к пейзажу.

Игровые действия. Для того чтобы справиться с заданием вам необходимо перетянуть изображения с элементами пейзажа в нижнюю часть рабочего поля. Если вы выбрали неверный элемент, то он вернется на свое прежнее место.

Игровое правило. Каждый из вас по очереди может перенести по одной картинке в нижнюю часть рабочего поля.

Результат. Ребята давайте внимательно посмотрим на изображения, которые мы выбрали и сформулируем понятие «пейзаж». (Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа).


Следующее задание для нас приготовила Палитра.

Ребята, вы знаете, что такое палитра и для чего она нужна художнику? (На палитре художник смешивает краски). Сегодня Палитра хочет проверить знаете ли вы какие цвета красок нужно использовать для того, чтобы написать пейзажи разных времен года.

Вы уже знаете ответ? (Ответы детей). Приступим к выполнению задания?

Дидактическая задача 2

Дидактическая задача. Закрепить представления детей о цветах и их оттенках. Формировать чувство цвета, цветовых гармоний.

Игровая задача. Посмотрите внимательно на рабочий стол, что вы на нём видите? Действительно это изображение пейзажей разных времен года. Все краски разбежались с палитры и вам нужно их вернуть на места – к картинам, которые были написаны с их помощью.


Игровое действие. Вам нужно переместить краски на палитру.

Игровое правило. Каждый из вас по очереди должен перенести цвет на палитру рядом с пейзажем, назвать этот цвет.

Результат. Ребята, что мы можем сказать о цветах пейзажей разных времен года? (Теплые, холодные, родственные и т.д.).

Ребята, а вы помните, кто еще приготовил для нас задание? Конечно же, это Альбомный Лист.

Он любит, когда на нем изображают разные картины. Все альбомные листы знают правила, по которым располагаются элементы пейзажа.

И Альбомный Лист сегодня проверит, знаете ли вы последовательность рисования пейзажа.

Дидактическая задача 3

Дидактическая задача. Закреплять представления детей к последовательности выполнения пейзажа, основных композиционных приёмах.


Игровая задача. Из представленных элементов составить пейзаж, соблюдая технологическую последовательность (порядок – что за чем располагается – плоскость земли, неба, элементы дальнего плана, элементы ближнего плана).

Игра-занятие “В гостях у волшебной кисточки”

Задачи:
Познакомить детей с волшебной кисточкой и красками.
Учить детей правильно пользоваться кисточкой.
Учить узнавать и называть цвет.

Материалы:
большая кисть для воспитателя – “волшебная кисточка” (кисточка похожа на девочку)
кисти по количеству детей
наборы гуашевых красок (по количеству детей)

клеенка

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель готовит на столе материалы для рисования, сопровождая свои действия речью.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!
Какая интересная девочка-кисточка.
Девочка-кисточка здоровается с детьми, показывает и рассказывает какая она необычная, и что она больше всего любит рисовать. Девочка-кисточка приглашает всех ребят посмотреть, как она будет это делать. Педагог показывает детям, как с помощью волшебной кисточки можно рисовать и что получается.
Воспитатель: Сейчас девочка – кисточка наберет вот так желтую краску и опустит ее в стаканчик с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво!
Педагог называет цвет, просит детей повторить - какого цвета получилась водичка. Таким образом, на глазах у детей разводят краски нескольких цветов. Девочка-кисточка побуждает ребят сделать также самим. Дети садятся на стульчики, и берут в руки кисточки (показ – как правильно надо держать кисточки).
Воспитатель: Сейчас вы будете разводить сами краску в воде.
Педагог уточняет у детей, какого цвета они хотят взять краску.
Воспитатель: Катя, ты какую краску выбрала? Красную? (ответы детей, предположения)
Ваня, а ты какую выбрал краску? Вот эту? А как называется цвет этой краски?
Не помнишь? (Педагог вместе с детьми уточняет цвет красок, закрепляет их названия в речи).
Воспитатель: Все выбрали краски? Намочите кисточки – опустите их в стаканчик с водой.
(Показ и объяснения, как правильно держать кисточку). А теперь возьмите на кисточку краску – вот так. Педагог отмечает, что краску нужно набирать на кисточку аккуратно, а последнюю каплю оставлять на краю баночки с краской.
Опустите кисточку с краской в воду и осторожно помешайте. Вот какая красивая цветная вода получается! (уточнить какого цвета вода)
В ходе проведения игры-занятия, если ребенок пролил воду на стол, необходимо попросить вытереть воду тряпочкой. После того как все дети развели краску в воде, обыгрывается ситуация “Кукольный обед”: ребенок ставит стаканчик, усаживает куклу (мишку, зайчика) и угощает различными напитками (как будто это газированная вода, сок, морс…) После игры-занятия в свободной деятельности детям рассказывается сказка
В. Сутеева “Петушок и краски”.

Игра-занятие “Колобок”

Цель: развивать речевую активность детей, желание рисовать красками.

Задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников, рассказывание педагогом сказки.
Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из сказки.
Учить простейшему способу изображения в рисунке “от пятна”; техническим навыкам рисования красками (аккуратно брать краску, правильно держать и промывать кисть).
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
настольный театр по сказке “Колобок”
мольберт
большая девочка-кисточка для воспитателя
3 листа ватмана, тонированного зеленым цветом с фигурками героев сказки
кисточки по количеству детей
краска желтого цвета
стаканы с водой
салфетки

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Педагог ставит на стол домик из сказки “Колобок”.
Воспитатель: Дети, а вот домик, в котором живут дедушка и бабушка. Хотите, я вам расскажу сказку? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель, рассказывая эмоционально сказку “Колобок”, показывает настольный театр по одноименной сказке. Побуждает детей помогать Колобку петь его песенку, проговаривать слова героев, узнавать их.
Воспитатель: Дети, лисичка съела Колобка. Дедушка с бабушкой очень огорчились. Как же нам им помочь? (предполагаемые ответы детей)
После того, как дети решили нарисовать Колобка, воспитатель создает все условия для продуктивной деятельности.
Воспитатель: Детки, посмотрите, какую я вам волшебную дорожку приготовила!
Дети рассматривают вместе с воспитателем заранее приготовленную дорожку с аппликативными картинками по сказке (три листа ватмана с фигурками героев сказки). Дети высказываются по поводу увиденного, воспитатель не навязчиво помогает рассмотреть дорожку.Используя игровой прием с девочкой-кисточкой, воспитатель, показывает детям прием рисования “от пятна”.

Воспитатель: Дети, с девочкой-кисточкой пришли ее подружки кисточки. Кисточка для Лены, кисточка для Геры... Девочка кисточка дает каждому ребенку кисточку. На столы ставится краска желтого света, дети рисуют колобков.
В процессе рисования проводится индивидуальная работа с детьми по овладению техники рисования красками “от пятна”.
Воспитатель игровыми приемами побуждает детей обыгрывать своих “колобков”. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что после рисования нужно промыть свою кисточку, и обязательно аккуратно положить ее в коробочку.

Игра-занятие “Зайка любит рисовать”

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками

Задачи:
Продолжать знакомить детей с волшебной кисточкой
Познакомить с техникой рисование “по мокрой бумаге”
Учить детей правильно пользоваться кисточкой. Учить техническим навыкам в рисовании краской.
Учить узнавать и называть основные цвета, дать понятие оттенков.
Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы:
наборы красок
большой лист ватмана (или обои)
кисти по количеству детей
кисть для воспитателя – “волшебная кисточка”
стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей)
клеенка
игрушка “Зайка”

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель кладет на стол большой лист ватмана, проговаривая свои действия.
Воспитатель: Какую я полянку большую зимнюю для Зайчика нашла. А вот и сам Зайка.
Воспитатель рассказывает потешку про зайчика побуждает подговаривать слова потешку:
Заинька, заинька,
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, заинька,
Заинька, трусишка.
Зайка прыгает и нечаянно проливает воду на лист ватмана, плачет.
Воспитатель: Зайка, ты что плачешь, не плачь. Зайка говорит, что он нечаянно пролил воду и ему стыдно очень.

Воспитатель вместе с детьми утешает зайчика. Педагог выясняет у детей, как можно еще утешить зайчика. На помощь приходит волшебная кисточка и предлагает поиграть с красками – это его утешит. Воспитатель помогает волшебной кисточке: распределяет воду губкой по всему листу ватмана, просит помочь детей (губки по количеству детей).
Дети вместе с воспитателем буками смачивают весь лист ватмана. Волшебная кисточка набирает на ворс оранжевую краску и проводит линию по листу.
Воспитатель: Зайка, смотри, что получилось? На, что похоже?
Зайка смотрит и говорит, что похоже на мокрую морковку и успокаивается, прыгает вокруг морковки и радуется. Затем прощается с детьми и убегает.
Воспитатель: Спасибо тебе, волшебная кисточка, что помогла утешить Зайку. Ребята, волшебная кисточка говорит, что она любит, когда всем весело и хорошо. Она предлагает всем детям нарисовать на мокром листе бумаги краской все, что вы захотите.
Воспитатель помогает детям взять кисточки и напоминает, что краску нужно набирать всем ворсом, а последнюю капельку нужно оставить на краю баночки. Дети рисуют.
Педагог обращает внимание детей, что изображения на листе бумаги получаются, словно размытые под дождем или как в тумане. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор. В процессе рисования воспитатель уточняет, какой краской будет рисовать каждый ребенок. Когда краски высохнут, можно вместе с детьми попытаться представить, что бы это могло быть. Дети с воспитателем останавливаются на том, что это похоже на лесную полянку после дождя.
Воспитатель побуждает детей рассказать потешку про дождик:
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.
Брызни в поле пуще –
Будет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Во время чтения потешки дети показывают пальчиками имитацию дождя.
Воспитатель: Вот, детки, какие молодцы! Дождик закончился, и выглянуло солнышко и на нашу полянку прибежали зайки играть. Давайте вместе с зайками поиграем.
Проводиться игра “На лесной лужайке”
После игры дети берут игрушку зайки и прыгают им по нарисованной полянке.

Игра-занятие “Перышки для Петушка”

Задачи:
Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму.
Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый...
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; учить приему “скатывания” между ладонями округлых форм.
Учить развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
картинка “Петушок”
игрушки: петушок, курочка, цыплятки
пластилин желтого цвета
необходимый материал для лепки (доски, тряпочки и др.) на каждого ребенка.

Ход игры-занятия

В групповой комнате оформлена театральная ширма.
Воспитатель: Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок)
Воспитатель с детьми рассматривают петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).
Воспитатель: Как поет петушок? Пожалуйста, изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплятки, как пищат? Громко?
Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки.
Проводится игра “Вышла курочка гулять...” (2 р.)
Воспитатель: Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да, это же петушок.
Воспитатель ставит мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.
Воспитатель: Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить (красное) Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет в прорезь и говорит: “Вот тебе петушок красное перышко!”
Петушок: “Пусть Саша мне подарит перышко…” - просит петушок. Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: “Хочу, другое перышко! Хочу перо зеленое!” В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом.
“Красивый у меня хвост! - радуется петушок”.
“Очень красивый, - радуются дети.”
Воспитатель: Петушок доволен! Он хочет, чтобы вы прочитали про него стихотворение:
Петушок, петушок Золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Насте спать не даешь?
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение. Петушок дарит им шоколадные яйца.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовая работа

2007

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по – новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, в изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства.

И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию – обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме

  • Накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
  • Развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
  • Совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, сенсорного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. А так как в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, то важнейшим средством сенсорного воспитания и развития детей будет дидактическая игра, выполняющая обучающую и развивающую роль. Поэтому в настоящее время, при подготовке ребенка к школьному обучению, этот вопрос особенно актуален. В связи с этим мы выбрали тему исследования – дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания дошкольников.

ЦЕЛЬ. Изучить влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

ОБЪЕКТ. Процесс воспитания детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ. Дидактическая игра в сенсорном воспитании дошкольников.

ГИПОТЕЗА. Если целенаправленно использовать дидактическую игру на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду, то эффективность сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста увеличится.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить имеющуюся литературу по данной теме;
  2. Раскрыть понятие – дидактическая игра дошкольника;
  3. Показать влияние игры на сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
  4. Определить взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности;

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ – систематизация всей имеющейся литературы и подходов к проблеме влияния дидактических игр на сенсорное воспитание дошкольников.

СТРУКТУРА: Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

  1. ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др. справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомиться с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к их внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошко л ьную педагогику благодаря работам М . Монтессори. Однако она считала, чт о для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувст в ребенка в различении формы, цвета, величины и дpyгих свойств предметов . Такая точка зрения б ыл а ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в от л ичие от нас л едования биологического, предпо л агает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной че л овечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни ста л кивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, да же без целенаправденного воспитания, так и л и иначе воспринимае т все это. Но ес л и усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрос л ых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит, и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение.

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти преставления были достаточно разнообразными. А значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть, «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет, ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойства ми предметов, выработать устойчивые представления об этих свойств ах, целесообразно орг анизовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя паложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами) .

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктив ные действия (выкладывание мозаики, нанесение цвето вых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отобража е мых вещей и используемого материала, так как не понимают их зн ачения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малы ш ей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо д обиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цв ет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту зав ершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и д алее начинается организация систематического усвоения им сен сорно й культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые , закрепленные в речи представления о цветах , геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большег о количества предметов .

Одновременно с формированием эталонов необходимо учит ь детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазоме рных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Основным средством сенсорного воспитания детей, как показало изучение литературы, посвященной данной теме, выступают дидактические игры и упражнения. Они помогают не превращать занятие в сплошное обучение, и одновременно увлекая своей занимательностью, несут обучающий характер.

1.2 СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленённо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка.

Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании (а для слухового восприятия – в пении, выполнении движений под музыку, речевом общении). Поэтому педагоги – исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении и развивалась дальнейшая разработка вопросов сенсорного воспитания в детском саду.

Работы А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

Особо важным является вопрос об увязке сенсорного воспитания с воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности только начинают складываться на третьем году жизни ребенка, обучение этим видам деятельности еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои особые требования к детскому восприятию и по – своему способствует его развитию.

Таким образом, определив значение сенсорного воспитания для гармонического развития ребенка, и изучив влияние дидактических игр на сенсорное развитие, далее мы рассмотрим взаимосвязь игр и изодеятельности детей в детском саду, т.е. какое значение имеет использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности для сенсорного воспитания ребенка.

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

2.1 ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

б) знания о разных видах труда и его роли в жизни
людей; в) знания о природных предметах и явлениях,
временах года; г) пространственные ориентировки.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребенка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической

игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение

дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать их связную речь. Игровая задача — узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребенок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая о находившейся под ним игрушке (например, матрешке), дает образец ее описания. Если играющий ребенок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова еще мало рассказал о том, что колпачок прятал».

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровыми действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. Например, в игре «Прокати шар в воротца» дидактическую задачу составляет обучение детей координации движений, развитие пространственной ориентировки (далеко, близко и т. п.). Игровая задача для детей — прокатить с определенной дистанции шарик в воротца так, чтобы зазвенел колокольчик, подвешенный в них. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны. Например, в игре в «магазин» игровые действия покупателей иные, чем у продавцов, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок различны игровые действия у загадывающих и у отгадывающих и т.д.

Различен и объем игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших — уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и с воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает ее, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Приведем пример.

В игре в «магазин» (старшая группа) дети должны были покушать игрушки только из бумаги. На полочках магазина оказался белый резиновый зайчик. Мила взяла его и этим нарушила условие игры — покупать игрушки только из бумаги. Нужно было или указать на нарушение правила, или ввести дополнительное. Но при этом возникла опасность нарушить ход игры огорчить девочку. Воспитательница доброжелательно сказала: «Ты купила зайку, а теперь купишь для него корзиночку, если скажешь, из какого она материала».

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируюсь на них, они оценивают правильность своих действий и действий товарищей, взаимоотношения в игре. Протестуя против нарушения правил, дети говорят: «Он играет не по правилам».

Результат дидактической игры — показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этик составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.

Педагогическая ценность дидактических игр. В дидактических играх, перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Известно значение игры в жизни ребенка: «… В игре, как в фокусе, собираются, проявляются в ней и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно – ролевые, игры – драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее продумать, какие игровые приемы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации. Так, по его предложению одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие – народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т.п. Необычная атмосфера создает радостное настроение, повышает интерес к занятию, способствует тому, что дети более эффективно овладевают изобразительными навыками и умениями. Другой прием – «участие» в занятии какой – либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно воспримут предложение взрослого нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается кукла. Есть и третий прием: воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями (с лисенком, зайкой, бельчонком), которые собрались в гости к куклам, а вот ехать им не на чем. Педагог предлагает нарисовать вагончики синего, красного, желтого и зеленого цвета; затем выставляет их рядами на доске за соответствующим по цвету паровозом (нарисован заранее), быстро «рассаживает» в вагончики (приклеивает на окошки мордочки зверюшек) животных. Ситуаций подобного рода множество: так, педагог может дать задание построить новый дом. Как это выглядит на практике? Дети – архитекторы, строители – из заранее нарисованных блоков – квартир составляют общий дом, благоустраивают территорию, рисуют улицу, транспорт и т.д., или строят сказочный дом для новых кукол, или оформляют уголок природы на большом листе бумаги; совместно с педагогом обсуждают, какие «высадить» комнатные растения, каких птиц «обустроить» в клетках, где «разместить» аквариум. Вырезанные объекты «высаживаются», «заселяются» попугайчиками, «наполняются» рыбками и по мере готовности размещаются на большом листе.

Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым – положительным – отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребенок выполняет посильное для себя изображение.

В старших группах тема «Изготовление игрушек» по – прежнему актуальна, однако содержание занятий должно стать более разнообразным. Так, одни дети на выбор могут рисовать какую – то одну игрушку – Петрушку, Неваляшку, Буратино; другие – свою любимую игрушку; третьи – вырезать и наклеивать игрушки для «магазина». Работы объединяются в общую композицию, т.е. расставляются на полках «магазина».

Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она

  • Увеличивает его привлекательность для детей;
  • Способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, аппликации их характерные черты и детали);
  • Совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Дидактическая игра может проводиться непосредственно перед занятием изобразительным творчеством, например, рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра «От какого дерева лист»: играя, дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов, их переходы из одного в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) целесообразно организовать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства.

Дидактическая игра может стать содержанием изображения. Дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликациях): домино, лото, парные картинки. Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда, Городецкие доски), природные объекты (вершки и корешки, радуга и др.). В процессе рисования, лепки, аппликации дети также создают и настольно – печатные игры по мотивам произведений детской литературы («Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка» и т.д.)

Игры, создаваемые самими детьми, как и любые дидактические игры, но еще в большей степени, способствуют развитию когнитивных структур мозга благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, уподобления, сравнения, обобщения в процессе создания игр и в процессе самой игры, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства. Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно значение игры в жизни ребенка: «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по – новому. Это соединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра, выполняя обучающую роль, является главной деятельностью при подготовке ребенка к школьному обучению, так как одним из важнейших аспектов готовности ребенка к школе выступает его интеллектуальное развитие. Таким образом, являясь одним из компонентов умственного развития, сенсорное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем обучении ребенка в школе. Как показали изучение и анализ литературы по данной теме, в процессе дидактической игры ребенок приобретает сенсорный опыт, уточняются представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развиваются умения выделять сходство и различие между предметами. Ведь чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать дети и т.д. Также, игры в процессе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании и т.д.) позволяют детям развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. При этом совершенствуются психические процессы ребенка: эстетическое восприятие, память, как произвольная, так и непроизвольная, образное мышление и формируется эмоционально – положительное отношение к объектам окружающей действительности.

Исследование проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание дошкольников, в частности на занятиях по изобразительной деятельности, показало, что дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Та или иная умственная задача, а сенсорное – это, прежде всего умственное развитие, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития детей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры (дидактические, настольно – печатные). Она увеличивает привлекательность изодеятельности для детей и способствует совершенствованию детского творчества.

Подводя итог данной работы, хотелось бы отметить, что использование дидактической игры на занятиях по изобразительной деятельности предоставляет огромные возможности для сенсорного воспитания и развития дошкольников. Как показало исследование, игра в процессе продуктивной деятельности детей способствует более эффективному развитию детей, не только в плане сенсорного, но и вообще в плане всестороннего и гармонически развитого ребенка. Таким образом, из этого следует вывод о том, что игра, являясь ведущим типом деятельности, может быть включена во все виды деятельности дошкольников, в том числе и изобразительную. Более того, широкое использование дидактической игры в различных видах деятельности в дошкольном возрасте, способствует более эффективному формированию и полноценному развитию будущего школьника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М: Просвещение, 1986 г.
  2. Ребенок открывает мир. Е.В. Субботский. М: Просвещение, 1991г.
  3. Дошкольное воспитание. №3/97. М, 1997 г. С. Новоселова «О новой классификации детских игр»
  4. Дошкольное воспитание. №3/93. М, 1993 г. Н. Михайленко, Н. Короткова «Взаимодействие взрослого с детьми в игре»
  5. Дошкольное воспитание. №10/65. М, 1965 г. Усова А.П. «Роль игры в организации жизни и деятельности детей»
  6. Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. В.М. Изгаршевой. М: Просвещение, 1978 г.
  7. Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. В.М. Изгаршевой. М: Просвещение, 1982 г.
  8. Н.К. Крупская. Дети – наше будущее. Сборник статей и речей о дошкольном воспитании. М, Просвещение, 1984 г.
  9. Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., Педагогика, 1976 г.
  10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978 г.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение, 1985 г.
  12. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н. Аванесовой. М., Просвещение, 1981 г.
  13. А.И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. М., 1982 г.
  14. Н.К. Крупская. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. Изд. 2-е, доп. М., Просвещение, 1973 г.
  15. Игра и ее педагогическое значение. Р.И. Жуковская. М, Педагогика, 1975 г.
  16. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М., Просвещение, 1966 г.
  17. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. М., 1948 г.
  18. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в I классе. Изд. 2-е. М, 1964 г.
  19. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. (от рождения до 6 лет) М., «Просвещение» 1988 г.
  20. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С. Комаровой. Изд.2-е доработ. М., «Просвещение» 1985 г.
  21. Дошкольное воспитание. №8/90 Г. Григорьева «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью» М., 1990 г.
  22. Дошкольное воспитание. №6/97 Т.С. Комарова «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности» М., 1997 г.
  23. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» изд. 3-е допол. М., 1991 г.
  24. Р.Ж. Аубакирова, И.Б. Абремская «Изобразительная деятельность» методическое пособие. Алматы кітап 2003 г.
  25. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 1992 г.
  26. Дошкольное воспитание. №4/2005 Т.С. Комарова «Игра и изобразительное творчество» М., 2005 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактическая игра для I младшей группы.

рис. 1. рисование красками

Рисование красками – «Огоньки ночью».

Дидактическая задача: способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал: лист черной бумаги размером 21 30 см (альбомный). Каждому ребенку приготовляется в розетках краска гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. Кисточка беличья или колонковая № 8-12.

Руководство: воспитатель напоминает детям, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывает лист черной бумаги и наносит по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. «Такого цвета (синего, зеленого и красного) огоньки плохо видны ночью, а вот такого (желтого) хорошо видны». Затем каждый ребенок получает краску четырех цветов, и ему предлагают показать, какого цвета огоньки видны лучше всего.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель каждому дает кисть и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе, акцентируя внимание на моменте прикладывания и отрыва кисти. Затем ребенок самостоятельно наносит 2 – 3 мазка на листе воспитателя. Далее ребенок выполняет все задание самостоятельно на своем листе бумаги.

(см. рис 1.) Воспитатель следит, чтобы ребенок рисовал огоньки по всему листу бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество огоньков, воспитатель сразу забирает работу и кисть.

Длительность и повторность: занятие длится 6-8 мин., проводится 1 раз.

Дидактическая игра для II младшей группы.

Красивый букет.

Дидактическая задача: познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Материал: перфорированная панель из набора мозаики, окрашенная в зеленый цвет, - «лесная полянка». На ней расположены цветы, вырезанные из бумаги (все цвета спектра) и нанизанные на проволоку. Семь лепестков, окрашенных в цвета спектра. Небольшая вазочка для «сорванных» цветов. (см. рис 2.).

Руководство: воспитатель предлагает детям подойти к столу и посмотреть, как много красивых цветов распустилось на «лесной полянке». Рядом лежат лепестки. Один ребенок собирает лепестки в корзиночку и дает ее воспитателю.

«Я буду давать вам лепесток какого–нибудь цветка, растущего на полянке, и называть его окраску, а вы должны будете по лепестку найти и сорвать точно такой же цветок, - говорит воспитатель. – Если окраска лепестка и цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно «срывать»». Воспитатель показывает, как это делается. Затем он дает кому-либо из детей красный лепесток, просит назвать его цвет и найти по этому лепестку цветок на «лесной полянке».

В ходе занятия дети знакомятся с названием всех цветов спектра. Когда все цвета будут собраны в букет, их ставят в вазочку и дети еще раз называют тона каждого цветка.

Длительность и повторность: длительность игры – 10-15 минут. Если дети без труда отыскивают нужный цветок на «полянке», игра в следующий раз усложняется за счет увеличения количества этих цветков (по 28, по 4 на каждый цвет спектра). Как и в первом варианте игры, дети по лепестку – эталону выбирают на «полянке» по одному цветку. Игра проводится в каждом варианте 1 раз.

Дидактическая игра для средней группы.

«Чайный сервиз» (аппликация)

Дидактическая задача: познакомить детей с теплыми и холодными цветами спектра.

Материал: красные и синие листы бумаги (20×34 см) с наклеенным изображением цветных силуэтов чайника и чашки. Конверт с набором разноцветных кружков или форм цветка из бумаги (теплые и холодные цвета спектра). Дидактическое пособие «Радуга». Клей, кисточки, салфетки (см. рис 3.).

Руководство: воспитатель рассматривает с детьми изображение радуги. Вспоминает названия всех цветов спектра. Объясняет детям, какие цвета в радуге называются теплыми, какие холодными. Предлагает детям повторить эти названия и показать их на радуге. Затем детям раздает листы (каждому по одному) красной или синей бумаги с наклеенными на них чайником и чашкой, а также конверты с набором цветных кружков их бумаги. «Все вы видели чашки и чайники, разрисованные яркими, веселыми красками. Сегодня вы сами украсите чашки и чайники разноцветными кружками, и они будут красивыми». Детям, у которых чайник и чашка приклеены на красном листе, воспитатель предлагает подобрать и наклеить кружки теплых цветов, а тем, у кого на синих листах, - приклеить кружки холодных цветов. При выполнении задания воспитатель вновь напоминает детям, какие цвета называются теплыми, а какие – холодными. «Будьте внимательны, - говорит воспитатель, - выбирайте кружки только нужного цвета, аккуратно их наклеивайте». Некоторым детям помогает советами, указаниями. В конце занятия дает оценку выполненной детьми работы.

Длительность и повторность. Продолжительность упражнения – 10-15 мин., проводится 1-2 раза.

Дидактическая игра для старшей группы

Цветочный магазин.

Дидактическая задача: учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и по цветовому тону.

Материал. Листья и цветы.

Руководство: листья и цветы размещают на столе – прилавке. В начале игры роль продавца берет на себя воспитатель. Дети по очереди подходят и подробно описывают цветок или листочек, который хотят купить. Воспитатель задает наводящие вопросы, которые помогают отличить один объект от другого, похожего на него, например: «какой овал, длинный? А на кончике есть заострение?», «какой оттенок желтого?» и т.п.

Получив подробное описание цветка или листочка, продавец продает его покупателю.

В дальнейшем продавцами могут становиться все дети поочередно.

Елена Гирдзияускас

Думаю, никто не будет спорить со мной с тем, что изобразительное искусство оказывает благотворное влияние на всех людей, особенно на детей. Чтобы познакомить детей с искусством, мы, конечно, подбираем репродукции, фотографии, но этого оказывается мало для того, чтобы ребенок понял тему и ему было интересно. Поэтому в своей работе, как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, для ознакомления детей с искусством я использую ИГРЫ. Хочу предложить их Вашему вниманию.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ.

«Жанры живописи»

Цель: Закрепить знания детей об изображении пейзажа (портрета, натюрморта, сказочного жанра) и его признаках. Найти этот жанр среди других и обосновать свой выбор.

«Собери пейзаж»

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о

признаках времени года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний,

«Времена года и краски»

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, которые подходят осени, зиме, весне, лету.

«Части суток и краски»

Цель: Определить к какой части суток относятся предложенные пейзажи. Выбрать цветные карточки, с которыми ассоциируется та или иная часть суток.


«Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта. Составить композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)


«Семейный портрет»

Цель: Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры.

«Придумай и собери портрет»

Цель: Составить портрет из отдельных частей лица по собственному выбору и воображению.



«Портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей.



Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Сопоставь»

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.