Что такое войска мто и какие задачи они решают. Мто вооруженных сил российской федерации

Лицам, имеющим поверхностное понятие о структуре вооруженных сил, армия представляется тривиальным набором военнослужащих, распределенных по родам войск. На самом же деле, это обособленный институт, функционирующий в разных режимах, в зависимости от внешнеполитической ситуации. Нередко посредством привлечения вооруженных сил решаются и внутренние дела государственного значения. Для обеспечения такого бесперебойного функционирования необходима служба, которая бы занималась вопросами состояния материально-технической базы, причем не только в военное, но и в мирное время.

Служба материально-технического обеспечения (МТО), являясь составной частью вооруженных сил РФ, организует регулирование поступлений и расходов средств, необходимых для поддержания постоянной боеготовности всех подразделений.

Можно классифицировать задачи, которые решает материально техническое обеспечение ВС РФ, разбив их по принципу однородности:

  • Планирование расходов бюджетных средств на реализацию гособоронзаказа, работу государственных программ и прочие целевые направления.
  • Мониторинг оснащенности всех подразделений вооружением, экипировкой, техникой, средствами материального характера.
  • Контроль за соблюдением норм довольствия для солдат, а также организация поставок продукции.
  • Решение юридических вопросов относительно снабжения средствами.
  • Обеспечение деятельности собственных служб.
  • Подготовка внутренних кадровых резервов для функционирования службы МТО.

Состав службы МТО

Прообразом современной службы материально-технического обеспечения является образованное Петром I интендантское управление, осуществлявшее ведение военного хозяйства. Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция. В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых. В российской армии образованы бригады, полки и батальной автомобильных войск, подчиняющиеся непосредственно начальнику департамента транспортного обеспечения.

Транспортного сообщения не существовало бы в полном объеме, если бы не деятельность дорожных войск. В их задачу входит строительство, обслуживание, прикрытие и восстановление военных дорог. Некоторые задачи дорожно-транспортного обеспечения тоже в их компетенции. Структура войск довольно сложная, так как в их состав входят разные части, но подчиняются они все начальнику дорожного управления при Министерстве обороны.

Железнодорожные войска обеспечивают строительство или восстановительные работы железнодорожных путей, их техническое прикрытие и эксплуатацию. Мало кто знает о существовании трубопроводных войск. Эти подразделения реализуют транспортировку горюче-смазочных материалов на склады для хранения, при перекачке или для поставки в части. В их ведомстве находится не только личный состав, но и соответствующая строительная техника. Общая протяженность всех веток трубопровода составляет 2000 километров.

В качестве отдельной службы МТО выделена вещевая служба, которая занимается приведением в норму личного вещевого имущества военнослужащего. Для этого производится ремонт, химчистка, закупаются моющие и гигиенические средства, организуются банные услуги для солдат. В российской армии есть части, в которых собственное хозяйство не ведется. В таком случае они состоят на довольствии в других, более крупных частях.

Продовольственная служба, как составная часть МТО, обеспечивает личный состав питанием. Для этого организуется поставка продовольствия в части, нормирование продуктов, контроль. Данная служба технически оснащена, ведь поставку необходимо осуществлять во все армейские части.

Служба обеспечения ГСМ включает в себя объединения, занимающиеся транспортировкой ракетного топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей, горючего. Сюда же относятся и места складирования, базы, трубопроводы.

Поддержка боеспособности армии будет полноценной только при должной медицинском обслуживании, которое реализует Медслужба ВС РФ. В функционал медицинской службы входит не только оказание помощи, но и проведение профилактических мероприятий. Подчиняется служба Главному медицинскому управлению МО.

Первоочередные задачи

Учитывая представленную структуру, а также сгруппированные задачи, приведем конкретные примеры, поясняющие, для чего необходимо содержать такое сложное образование, как служба материально-технического оснащения. Для этого достаточно вспомнить, с чем армия сталкивается в тылу, какие работы приходится проводить для поддержания боеспособности подразделений и организации жизнедеятельности военнослужащих.

  • Поставка вооружения осуществляется для непосредственного обеспечения обороноспособности государства.
  • Доставка горючего производится в целях поддержания боеготовности всех военной техники.
  • Оснащение военнослужащего, одежда и экипировка.
  • Питание солдат и офицеров.
  • Банно-прачечные процедуры.
  • Строительство и обслуживание автомобильных дорог, железнодорожного полотна и трубопроводов.
  • Обслуживание зданий, ремонт помещений, ведение коммунального хозяйства.
  • Подготовка собственных кадров. Никаких курсов или краткосрочных программ для подготовки кадров в штате службы МТО не предусмотрено. Следовательно, вопросами подготовки приходится заниматься самостоятельно.

Армейский принцип единоначалия реализуется и в управлении МТО. Выше упоминалось про составные части всей структуры, которые были представлены департаментами. Но по вертикали подчинения вся служба находится в ведомстве Министерства обороны. Непосредственное руководство осуществляет один из заместителей Министра. Далее полномочия распределяются между главнокомандующими войск, с последующей передачей начальникам департаментов и управлений.

Тому, кто не особо задумывался о структуре ВС РФ, армия может казаться банальным набором служащих, которые распределены по разным войскам, однако, это далеко не так. Армия представляет собой отдельное формирование, способное работать в различных условиях, исходя из сложившегося внешнеполитического положения.

Иногда ВС помогают решать дела внутригосударственного значения. Для исправной работы в любых ситуациях должна быть служба, занимающаяся вопросами материально-технического обеспечения (коротко, МТО). Она признана организовывать поступление и трату денег, которые выделяются для пребывания в боевой готовности подразделений.

В рамках своей деятельности МТО войска решают следующие задачи:

  • планируют расход денег на государственный оборонный заказ, функционирование госпрограмм и назначения иного целевого характера;
  • проверяют оснащенность вооружением, техникой, экипировкой и другими средствами;
  • контролируют получение солдатами довольствия, организуют его поставку;
  • решают вопросы касательно снабжения;
  • обеспечивают работу своих служб;
  • готовят резервистов.

Состав службы материально-технического обеспечения

Еще во времена Петра I был организован интендантский управленческий орган, который вел военное хозяйство, и стал некой моделью сегодняшнего материально-технического обеспечения. В настоящее время эта структура охватывает каждую деятельность в ВС РФ.

Организация управления осуществляется в штабе. Здесь выполняется мобилизационная и тыловая подготовка, сбор данных, обеспечение войск, охрана и оборона. Сюда относится и отделение по обеспечению транспорта, регулирование ж/д войск, услуг ЖКХ, обеспечения продовольствием и координирование метрологии.

При этих ведомствах закрепляются определенные войска, которые реализуют разноплановые задачи. Автомобильные войска являются самостоятельными подразделениями, они занимаются транспортировкой, как материалов, так и служащих, раненых и тому подобное. В армии существуют бригады и батальоны, которые подчиняются начальнику отдела обеспечения транспортом.


Если бы ни дорожные войска, такого транспортного сообщения, известного сегодня, не существовало бы. Они занимаются строительством, техобслуживанием и восстановлением военных дорог. Эти войска имеют сложную структуру, но находятся в подчинении Минобороны РФ.

Цели и задачи ж/д войск заключаются в строительстве и восстановлении путей сообщения на железной дороге, в ее прикрытии и эксплуатации. Немногие знают о том, что существуют еще и трубопроводные войска. Они перевозят ГСМ на склады или в ВЧ. Помимо личного состава за ведомством числится строительная техника и вооружение.

Вещевая служба занимается вещимуществом служащего, при этом выполняются ремонтные работы и химчистка, предоставляются бани, закупаются средства гигиены. Бывают армии без наличия своего хозяйства, тогда этим занимаются крупные части.

В задачу службы продовольственного снабжения входит обеспечение личного состава питанием. Она имеет соответствующее техническое оснащение, так как при организации питания нужно поставлять его в части.

Важное значение отводится и вопросам медицинского обслуживания, решаемым Медслужбой ВС РФ. Здесь не только оказывают необходимую помощь, но и проводят профилактику.

Назначение войск МТО

Учитывая цели и задачи формирования, становится понятно, зачем нужно столь сложное подразделение, как МТО.

К главным задачам службы ВС РФ относятся следующие:

  • поставка вооружения для поддержания оборонной способности страны;
  • доставка ГСМ для сохранения боевой готовности и военной техники;
  • обеспечение служащего всей необходимой экипировкой;
  • питание;
  • прачечные и гигиенические процедуры;
  • строительство, техобслуживание авто и ж/д дорог, трубопроводов;
  • техническое обслуживание, ремонт, обеспечение услугами ЖКХ зданий и помещений;
  • подготовка кадрового состава.

В управлении МТО, как и в целом, в армии действует принцип единоначалия, поэтому в управлении центральным органом является Минобороны РФ, а непосредственное руководство возлагается на одного из заместителей Министра. Далее полномочия передаются главнокомандующим, начальникам управлений и департаментов.

– система организации обращения и использования средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределение по структурным подразделениям и бизнес-единицам и потребление в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям. Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы. Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс. Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.

Таким образом, система МТО имеет ряд функций, следуя которым, она поддерживает производительность труда и эффективность производства:

1) планирование потребности в материальных ресурсах. Это значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких показателях производства, как материалоемкость и фондоотдача, определяет оптимальное количество ресурсов, которые необходимы для осуществления одного производственного цикла и выпуска определенной партии товаров и услуг;

2) заготовительная функция. МТО ведет на предприятии оперативно-заготовительные работы в соответствии с планами потребностей, контролирует процесс заключения договоров, обрабатывает все «ошибки» производства;

3) хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. организация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми хранение и использование запасов должны осуществляться;

4) осуществление учета и строгого контроля над выдачей сырья и материалов производству и пр.

Материально-техническое обеспечение производства – довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.

1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.

2. Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.

3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.

4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

5. Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.

6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.

7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.

2. План МТО

План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Исходным моментом планирования является определение структуры потребности, т. е. номенклатуры материальных и природных ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид справочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер, форма и марки каждого вида сырья и материала. Стоимость необходимых для потребления ресурсов определяется планово-заготовительными ценами, состоящими из следующих элементов:

1) цен оптовых поставщиков. Они определяют величину предложения первичных продавцов – владельцев ресурсов и стоимость единицы сырья, по которой сделка купли-продажи может быть осуществлена;

2) железнодорожных тарифов, которые играют немаловажную роль при определении фактической цены приобретаемого сырья. Они также находят свое отражение в конечных ценах и определяют величину себестоимости доставки;

3) снабженческо-сбытовой организации, которая перекупает у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их по завышенным ценам. В них она включает стоимость собственных услуг посредничества. Таким образом, ее прибыль составляет разницу между оптовой ценой ресурсов и ее собственной;

4) издержек по таре, которые включают все денежные затраты, связанные с упаковкой;

5) расходов по доставке на предприятие – это денежные средства, которые организация оплачивает за доставку непосредственно на склад предприятия или непосредственно в его подразделения (цеха) для последующей обработки.

Таким образом, можно сказать, что планово-заготовительные цены включают в себя все расходы организации по покупке и доставке запланированного объема необходимых ресурсов. В соответствии с этим номенклатура сырья и материалов также дополняется данными об их планово-заготовительных ценах и приобретает вид номенклатуры-ценника, т. е. содержит не только виды материалов, но и их фактическую стоимость. Номенклатура-ценник – наиболее полный документ предстоящих расходов. Благодаря его наличию организация соотносит необходимое с возможным и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет удовлетворить потребности производства и в то же время будет оптимальной по цене. Условиями разработки обоснованных планов материально-технического обеспечения являются прогрессивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода оборотных средств – это наибольшая цена, ее максимально допустимая величина, которая устанавливается в соответствии с определенными производственными условиями материальных затрат на производство единицы продукции.

Существует несколько классификаций планов МТО.

1. По длительности планового периода:

1) текущие планы, которые составляются на ближайшее время;

2) перспективные, которые организация планирует осуществить в будущем в зависимости от сложившейся на производстве ситуации.

2. По стадии разработки:

1) предварительные планы – разрабатываются в соответствии с экономическими и производственными ожиданиями;

2) окончательные планы – определяются путем изменения предварительных с учетом динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

3. По масштабу действия:

1) планы предприятий;

2) планы структурных подразделений, цехов.

3. Методы определения потребности в МТО

Материально-техническое обеспечение – это способ контроля и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья и материалов для производства наиболее рациональным способом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в соответствии с чем составляются планы на долгосрочный период. Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, поскольку сокращаются производственные издержки.

Само по себе материально-техническое обеспечение одной из своих задач имеет покупку необходимых предприятию материальных ресурсов, а также их централизованное распределение по производственным подразделениям – цехам, где они проходят дальнейшую обработку. Посредством этого, определяя структуру собственной потребности в факторах производства, организация делает вывод о том, насколько необходимо наличие МТО.

Потребность и необходимость создания системы МТО для осуществления хозяйственных и производственных функций могут быть определены следующими методами.

1. Нормативный. Данный метод основан на применении прогрессивных и технически обоснованных норм расхода. Таким образом,

где Р м – существующая потребность в сырье и материалах;

Н р – норма расхода;

V – объем производства товаров и услуг.


Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой зависимости от масштабов производства. Норма расхода устанавливается каждым предприятием в отдельности на основе данных о его финансовой стабильности и развитости. В любом случае фирма, минимизирующая издержки, всегда стремится установить минимальную величину расхода ресурсов, которая определяет максимальную цену, которую организация готова заплатить за производство единицы продукции.

2. Статистический метод – метод динамичных коэффициентов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем необходимость в МТО определяется через учет фактического потребления и его изменения по отношению к будущему периоду.

Р м = Р ф? К пр? К н,

где Р ф – фактическое потребление ресурсов в процессе производства в текущем периоде;

К пр – коэффициент, показывающий изменение плана на будущее потребление по сравнению с предыдущим;

К н – коэффициент, который характеризует снижение норм расхода на перспективу, т. е. он рассчитывается на будущий период.


Данный метод определения потребности в МТО применяется исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать потребность в материалах при массовом производстве и продукции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.

3. Метод прогнозирования основан на изучении статистических рядов потребления материальных ресурсов за определенный промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамичности. Это позволяет создать практико-математическую модель изменения потребности, посредством которой составляется прогноз потребления.

Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов зависит исключительно от направления и структуры расходования сырья и материалов при производстве определенного набора благ, а также от периода, на который осуществляется планирование, типа материала, его качества, обмена и характера.

4. Организация оперативной работы по МТО

Оперативная работа по материально-техническому обеспечению включает несколько элементов. Во-первых, она подразумевает получение и учет фондовых извещений на центрально-распределяемую продукцию. Это характерно главным образом для государственных предприятий. Во-вторых, посредством МТО организация составляет заказы на получение материалов от поставщиков факторов производства, заключает с ними соответствующие договоры на поставку и осуществляет контроль за их исполнением. Кроме того, к оперативной работе относятся специфицирование производственных фондов и выбор форм поставок. Специфицирование представляет собой определение потребности предприятия в материалах и сырье по номенклатуре-ценнику, в котором все материальные ресурсы распределены по типам, профилям, размерам и другим детальным характеристикам. Таким образом, оптимальная структура и объем поставок определяются именно посредством специфицирования.

Существуют следующие виды поставок сырья и материалов и других необходимых производственных фондов.

1. Транзитная, или прямая. При такой форме поставки материальные ресурсы в соответствии с потребностями в них предприятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредников, поэтому отношения «продавец – покупатель» характеризуются прямыми хозяйственными связями. Положительным аспектом здесь является то, что процесс поставки значительно ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют промежуточные (посреднические) операции, и, как следствие, сокращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки целесообразна при больших объемах потребления на постоянной основе.

2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье и материалы потребляются в небольшом количестве. Материальные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам посредниками, поступают на склады, а затем продаются конечному потребителю. При этом производственные запасы снижаются, а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, предприятия получают возможность завозить материалы в удобное для них время и в нужном количестве, которое будет соответствовать норме потребности. В свою очередь, поставщики-посредники могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке, что позволяет доставить его по первому требованию организации. Однако сами потребители несут дополнительные расходы за услуги посреднических организаций – так называемые складские наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она значительно увеличивает общие издержки производства.

В оперативную работу МТО, помимо всего вышеперечисленного, входит количественный и качественный прием нужных материалов, а также процесс организации снабжения ими производственных подразделений – цехов. Управление доставкой ресурсов в цеха основано на соответствии лимитам и планам-графикам. Лимит – строго ограниченное количество (минимум или максимум) материалов, которые могут быть доставлены непосредственно на производство за определенный период времени. Соответственно, доставка материалов в цех может быть осуществлена двумя способами:

1) децентрализованным . Иными словами, цеха сами получают и вывозят сырье с производственного склада цеховым транспортом. Данный способ, как правило, характерен для предприятий, осуществляющих индивидуальное или мелкосерийное производство;

2) централизованным , который больше подходит для предприятий, нацеленных на массовое производство. Склады по графику подают цехам требующиеся в определенном количестве материальные ресурсы. Это дает возможность заранее подготовиться к доставке и позволяет более целесообразно использовать рабочий транспорт и вспомогательные рабочие предприятия, которые непосредственно и занимаются развозкой сырья по цехам. Кроме того, посредством централизованной доставки система учета и контроля за прохождением сырья и материалов от центрального склада до рабочего места значительно упрощается.

Таким образом, каждое предприятие выбирает оптимальные для себя способы покупки и доставки фондов на производство и делает это на основе специализации и масштабов производства.