Библейские исполины. О происхождении исполинов. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Бытие (6:1–4): сказано о сынах Божиих, исполинах, и человеках. Почему идет такое разграничение? И откуда они появились. Сыны Божии понятно, а в остальном – нет.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Под «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным Ефремом Сириным, блаж. Феодоритом) принято понимать благочестивое потомство Сифа. Предположение, что здесь имеются ввиду ангелы, противоречит словам Иисуса Христа (Мк.12: 25). Дочерями человеческими названы потомки Каина.

«В то время были на земле исполины» (6:4). В еврейском тексте стоит "нефилимы". В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается еще только в книге Чисел (13:34). Здесь они названы "сынами Енаковыми, от исполинского рода". Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Предполагают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом "шесть локтей и пяди" (ок. 2 м. 92,5 см.) (1Цар.17:4).

Поскольку корень слова нефилим означает "разрушать, ниспровергать, развращать", то, возможно, что в тексте имеется в виду не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп.

Исполины («падшие, гиганты») были результатом союза между сыновьями Божьими и дочерями человеческими, как упоминается в книге Бытие 6:1-4. Ведется много споров относительно определения личности «сыновей Божьих». По нашему мнению, «сыновьями Божьими» были падшие ангелы (демоны), которые сочетались с человеческими женщинами и/или овладевали мужчинами для сочетания с женщинами. Эти союзы привели к потомству исполинов, которые были «сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:4).

Почему демоны делали это? Библия не дает нам конкретного ответа. Демоны являются злыми, испорченными существами, поэтому ничего удивительного в их поступках нет. Относительно определенной мотивации, наилучшим предположением является то, что демоны пытались повредить линию человеческого рода для предотвращения прихода Мессии, Иисуса Христа. Бог пообещал, что Мессия придет от рода Евы (Бытие 3:15) и растопчет голову змия, сатаны. Итак, вероятно, что демоны пытались предотвратить это, загрязняя человеческий род и делая невозможным рождение безгрешного Мессии. Опять-таки, данная теория не является однозначным библейским ответом, но она правдоподобна и не противоречит библейскому учению.

Кем были исполины? Согласно еврейским и другим преданиям (книга Еноха и другие небиблейские писания), они были расой гигантов и супергероев, творивших много зла. Их огромные размеры и сила, вероятно, возникли от смешения демонической «ДНК» с человеческими генами. Все, что Библия конкретно говорит о них, это то, что они были «сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:4). Исполины не были пришельцами, они были реальными, физическими существами, произошедшими от союза сыновей Божьих и дочерей человеческих (Бытие 6:1-4).

Что случилось с исполинами? Исполины были одной из главных причин великого Потопа во времена Ноя. Сразу после упоминания об исполинах, Божье Слово говорит нам: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Бытие 6:5-7). Поэтому Бог предал всю землю потопу, уничтожив всех (включая исполинов), кроме Ноя, его семьи и животных (Бытие 6:11-22).

Существовали ли исполины после потопа? Когда израильтяне отправили разведчиков в землю Ханаанскую, те сообщили Моисею: «Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Числа 13:34). Тем не менее, этот текст не говорит, что исполины на самом деле были там, а лишь то, что разведчики верили, что видели исполинов. Более вероятно, что они увидели очень больших людей в Ханаане, ошибочно приняв их за исполинов. Тем не менее, возможно, что после потопа демоны опять сочетались с человеческими женщинами, давая жизнь новым исполинам. Как бы ни было, эти «гиганты» были уничтожены израильтянами во время их вторжения в Ханаан (Иисус Навин 11:21-22) и позже в истории (Второзаконие 3:11; 1 Царств 17).

Что препятствует демонам «производить» новых исполинов сегодня? Вероятно, что Бог положил конец сочетанию демонов с людьми, изгнав всех демонов, совершавших это, в бездну. Послание от Иуды 1:6 говорит нам: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». Очевидно, что не все демоны находятся «в узах» сегодня, поэтому должна существовать группа совершивших более тяжкий грех, чем первоначальное падение. Вероятно, что демоны, сочетавшиеся с человеческими женщинами, являются теми, кто содержится «в вечных узах». Это прекратило попытки других демонов повторить это.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

От них родились гиганты. Существовала также версия, изложена в апокрифах, что это были существа, родившиеся от союзов ангелов («бней Элоким», сыновей Всевышнего) со смертными женщинами.

По другой версии, нифелимы были жестокими великанами, жившими в дни Ноя. Они рождались в результате половых связей злых ангелов с женщинами.

Версия Сада, говорит о том что исполины могли быть существа которые значительно отличались своей внешностью и ростом от других существ населявших землю в то время. Т.е. это могли быть динозавры и другие огромные существа не привычные для народа Иудейского живущего в то время. Новый Русский Перевод (NRT Рым 8:22) говорит о том что «Мы знаем, что все творение до сих пор стонет и мучается, как женщина при родах…» Здесь видно что в Библии используется оборот речи придающей человеческий образ для описания стенаний твари. Версия Сада гласит что следовательно и тварь необычная для того времени живущая в стае/племени могла быть записана в книге Еноха как что-то имеющее связь с человечеством и нечистым.

В Библии рассказывается, что «сыновья истинного Бога (ангелы, см. Иов. ; ; ) начали обращать внимание на человеческих дочерей, на то, что они красивы» (Быт. ). Этими сыновьями Бога были духовные создания, которые восстали против него. Они покинули «подобающее им жилище» на небе, облеклись в человеческие тела и «стали брать себе в жены всех, кого выбирали» (Иуд. ; Быт. ).

Вследствие таких противоестественных отношений на свет появлялись гибридные существа, которые не были обычными детьми (Быт. ). Нифелимы были огромными, злыми великанами, которые наполнили землю насилием (Быт. ). В Библии говорится, что это были «сильные люди, знаменитые в древние времена» (Быт. ). Они были известны своей жестокостью, и другие люди стали брать с них пример (Быт. ; Чис. ).

Этимология [ | ]

Бытие [ | ]

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Берешит раба [ | ]

Интерпретации [ | ]

О происхождении исполинов [ | ]

В книгах Библии нет прямых и однозначных указаний на то, кем именно были «Сыны Божьи» (

) В некоторых переводах Библии слово «нефилим» трактуется также как «гиганты » или «титаны ». Иногда отождествляются с рефаимами - доеврейским населением Палестины, отличительной особенностью которых был высокий рост.

Описание

Слово «исполины» упоминается в канонических и апокрифических книгах Ветхого Завета :

Бытие

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Берешит раба

В магии

Интерпретации

О происхождении исполинов

В канонических книгах Библии нет прямых и однозначных указаний на то, кем именно были «Сыны Божьи» (ивр. ‏בני האלהים ‏‎, бне́Й-элохи́м) и «дочери человеческие» (ивр. ‏את־בנות האדם ‏‎, эт-бнот адам). Существует несколько основных версий.

  • Существа, родившиеся от союзов ангелов («бней Элоким», сыновей Всевышнего) со смертными женщинами («бнот Адам», дочерями человеческими), красотою которых они пленились. Эта версия изложена в книге Бытия , книге Еноха и книге Юбилеев . Так считали Филон Александрийский и Иосиф Флавий .

И Уриил сказал мне: "Здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с жёнами и, принявши различные виды , осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам , как богам,- будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведён великий суд, пока не постигнет их конечная участь.

  • Сыны Божьи - это люди, мужские потомки праведного Сифа , а дочери человеческие - женские потомки Каина ; (так считали Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , блаженный Феодорит , Кирилл Иерусалимский , Иероним, Августин и др.);
  • В Талмуде есть вариант толкования, что «сыны Божьи» - сыновья господ, знатных людей, а «дочери человеческие» - это дочери простолюдинов, крестьян;
  • «Сыны Божьи» - это вообще любые праведные люди, верующие в Бога, а «дочери человеческие» - грешные женщины-язычницы.

О росте исполинов

Распространено мнение, что исполины были громадного роста . Косвенное указание на рост исполинов дано в книге Второзаконие (3:11): «одр железный», - ложе Ога (относящегося к исполинам) имело размеры в 9 локтей в длину и 4 локтя в ширину (4,05 на 1,80 м, если принять длину библейского «локтя» за 45 см). В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста: (Втор. , ; Нав. , ).

Отрывок, характеризующий Исполины

Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.

Описание

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Рост

Распространено мнение, что исполины были громадного роста. Это связано с тем, что слово «исполины» (нефелим) встречается в Библии всего два раза - книге Бытия (Быт. ) и книге Чисел (Чис. ). Если в первом случае имеются ввиду потомки «сынов Божьих» и «дочерей человеческих» и об их росте ничего не сказано, то во втором случае еврейские разведчики так называют встреченных ими сынов Енаковых, чей рост был очень велик - «мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их». Между этими племенами не может быть этническая связь, потому что нефилимы, описанные в книге Бытия, погибли в водах Великого потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Втор. , ; Нав. , ), но в оригинале употреблен другой этноним - рефаимы .

В апокрифической книге Еноха рост исполинов был невероятно огромен - «И женщины становились беременными и рождали великих исполинов ростом в триста локтей » (Книга Еноха 7:3-7).

Происхождение

В Библии прямо не говорится о природе «Сынов Божьих» и «Дочерей человеческих». Существует две основные версии о родителях исполинов:

Также существуют менее популярные или менее известные версии:

  • Еврейские богословы в Талмуде указывают, что эпитет «сыны Божьи» - означает на самом деле сыновья господ, знатных людей, а «дочери человеческие» - это дочери простолюдинов, крестьян.
  • «Сыны Божьи» - это вообще любые праведные люди, верующие в Бога, а «дочери человеческие» - грешные женщины-язычницы.
  • По мнению Свидетелей Иеговы «сыны Божьи» - это духовные создания (Иов. , ) в том числе демоны и ангелы. Что касается «сынов Божьих» про которых говорится в данной статье, то до того как «сыны Божьи» согрешили: сошли на Землю и вступили в интимные отношения с красивыми земными девушками (до этого в Библии описывается грехопадение только одной духовной личности: Сатаны) они были верными Иегове ангелами (Иуд. ).

Также нефилимы встречаются в серии книг «Джорджина Кинкейд» (автор Рейчел Мид) и в серии книг «Голубая кровь» (автор Мелиса де Ла Круз).

Еще их можно встретить в серии книг «Адские механизмы» (автор Кассандры Клэр).

В фантастической повести Джереми Робинсона «Демоны Антарктоса» нефилимы являются главными антагонистами. Обсуждаются их происхождение, мнимые упоминания о нефилимах в мифологии народов мира, роль нефилимов в истории человечества. Так же нефилимы встречаются в книге американской писательницы Тесс Герритсен «Клуб Мефисто»

Нефилим в кино

Нефилим можно увидеть:

В компьютерных играх

  • В онлайн-ролевой игре Aion Нефилим - неигровой персонаж, моб.
  • В игре Tomb Raider: The Angel of Darkness - ключевой персонаж, вокруг которого закручен сюжет игры.
  • В игре Lineage 2 большая часть монстров населяющих подземелья семи печатей относятся к войску нефилимов.
  • В серии игр Darksiders - 4 всадника апокалипсиса: Война, Смерть, Ярость и Раздор, последние представители расы Нефилим.
  • В игре Diablo 3 - игрока считают потомком «нефалемов».
  • В Wing Commander - насекомоподобная раса из древнего пророчества.
  • В DmC Devil May Cry - Данте и Вергилий нефилимы - дети ангела и демона. Кроме того, так называется высокий режим сложности.
  • В Magic the Gathering Нефилимы - пятеро сильнейших древних полубогов, погружённых в сон до событий Ravnica: City of Guilds. Каждый нефилим уникален и обладает разрушительными способностями. Глава гильдии Иззетов, Нив-Миззет ниспроверг двух нефилимов, прежде чем был вынужден отступить в неизвестном направлении, дабы восстановить силы. Оставшихся нефилимов убил демон Ракдос.

Нефилим в музыке

Примечания

Ссылки

  • Исполин и Циклоп (рус.)
  • Уничтожение нефилим (рус.)
  • Тайна Карельских исполинов (рус.)
  • (рус.)
  • О cемени падших и древних богах (рус.)