«Несение креста» Иеронима Босха. Несение Креста (Christ Carrying The Cross)

Когда мы, паломники ко Гробу Господню, оказались на Голгофе, мы увидели место, где находился Крест Господень, а слева и справа от него были кресты двух разбойников. Всего три креста.

Когда мы спустились в одну из пещер за Голгофой, нам показали место, где царица Елена обрела кресты: Крест Христов, крест покаявшегося разбойника и крест нераскаянного разбойника. Всего три креста.

Дорогие мои братья, и сейчас существует три креста, которые носят люди. Крест праведника, крест кающегося грешника и крест нераскаянного грешника. Какой из них легче?

Крест символизирует страдание. Страдание праведника, страдание кающегося грешника и страдание нераскаянного грешника. Какое из них легче?

Легче тот крест, который несешь с верой и надеждой. Легче то страдание, которое держится на крыльях веры и надежды.

Двое знают, за что страдали, а третий не знает. Праведник знает, что страдает по воле Божией ради блага других людей и ради собственного совершенства (так же как металл бросают в огонь, чтобы сделать из него закаленную сталь). Кающийся грешник знает, что страдает за свои грехи, страдает ради своего очищения (так же как полотно мнут и бьют, чтобы сделать его белым), страдает на этом свете, чтобы не страдать на том. А нераскаянный грешник не знает, за что страдает. Он обвиняет всех и вся, только не самого себя, и он страдает без веры и надежды, поэтому его страдание самое мучительное, а крест самый тяжкий.

Вы знаете слова Господа Иисуса: иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11: 30). Поистине, вера в Бога легче, чем неверие. Пост легче объедения, а трезвость – пьянства. Жизнь легче с молитвой, чем без нее, прощение легче сутяжничества, давать милостыню легче, чем отнимать чужое. Поддерживать кого-то слаще, чем унижать. Взаимная любовь радостней, чем самолюбие и ненависть. Путь правды может кому-то показаться трудным, но каждому нужно знать, что путь неправды много труднее.

Посмотрите и увидите, как труден путь неправды. Неправедный ест и никак не насытится. Отнимает и похищает, и ему всегда мало. Мстит и не находит удовлетворения. Ненавидит Бога и людей и всегда несчастлив, а когда добьется в жизни всего, что хочет, пропадает и гибнет, а его дети оказываются нищими или попадают на каторгу или в тюрьму.

Нелегок и путь праведника, но он легче. Возьмите в пример праведного Иова. Он претерпел великие страдания за правду, но вера и надежда на милость Божию не оставили его и он не посрамился. Господь вернул ему утраченное здоровье, потерю детей возместил новым потомством, вернул и потерянное имение и весьма умножил. А праведный Иов равно прославлял Бога и когда Он отнимал, и когда давал.

Вспомните пример кающегося царя Давида. Он тяжко согрешил Господу, но покаялся. Постигло его страдание за совершенные им грехи. Умирали его дети. Сын восстал на брата и убил его. Сын поднял оружие и на отца, народ постиг голод, потом эпидемии, потом война, потом предательство друзей. Все это обрушилось на голову кающегося царя. Но он терпел все это с верой и надеждой и претерпел все до конца, воспевая своего Господа в псалмах, и конец его жизни был мирным и благословенным. Бог все простил ему. И Бог прославил его больше всех царей и людей тем, что судил родиться Спасителю мира, Господу нашему Иисусу Христу из его рода.

Священное Писание Божие полно примеров страданий праведников, кающихся грешников и нераскаянных грешников, и во всех этих примерах в дно, что страдание праведника венчается великой славой, страдание кающегося завершается прощением грехов и спасением, а страдание нераскаянного остается бессмысленным, тщетным и без награды от Господа.

Вот, братья. Три пути перед вами. По одному из них нужно пойти, вот вам три креста, один из них нужно нести по жизни. Или Крест Христов, или крест благоразумного разбойника, или крест нераскаявшегося разбойника. Всего три креста существует в человеческой жизни.

Движение богомольцев, возникшее в нашем народе, движение покаянное. Поэтому члены его не должны считать себя слишком праведными и еще меньше гордиться своей праведностью. Но пусть каждый возьмет крест покаяния и радостно идет с ним вперед к Царству Божию. Пусть вооружится терпением и исполняет Божии заповеди с верой и надеждой. И заповеди Его не тяжки (1 Ин. 5: 3). Взаимная любовь смягчит страдания каждого из вас. Держи одной рукой крест, а другой крест брата своего, и обоим будет легче. И оба смотрите на святой Христов Крест, и еще легче вам будет. Ибо от Креста Христова сойдет сила и благословение, и благословенны будете и на этом свете и на том, и с легкостью пройдете этот краткий путь земной жизни и войдете в Царство жизни вечной, в Царство бессмертное, в котором царит Отец ваш Небесный.

Одно из величайших откровений, дарованных миру Господом Иисусом Христом, – откровение о значении служения и страдания в этой жизни ради вечного спасения – было изречено Его устами и подтверждено Его жизнью и делами. Служение и страдание – два неотъемлемых и отличительных состояния Иисуса Христа. Призывая всех обремененных этого мира следовать за Собой, Он сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11: 30). Иго означает служение, а бремя означает страдание. Точнее: служение с любовью всегда легко, а страдание с надеждой всегда благо. Горько служение без любви, и тяжко страдание без надежды.

Эту горечь чувствовал и древний языческий мир до прихода Христа. Наилучшим образом она отразилась в жизни древних римлян. Служение считалось страшным злом, а страдание – злом еще худшим. Каждый пытался избежать служения и избежать страданий. Существовали сословие слуг и сословие господ, но не существовало моста между ними. Все, кто учился, кто обогащался или стремился к власти, делали это из страха перед служением и страданием. Слуги ненавидели господ, а господа презирали слуг. Слуги бунтовали против господ, а господа бросали их на съедение зверям. Самоубийства из-за страданий происходили так же часто, как и убийства из-за служения. Число самоубийц почти равнялось числу умиравших естественной смертью.

В дохристианском мире понятие рая сводилось только к удовольствиям земной жизни. Служение и страдание считались чем-то бессмысленным и презренным, их можно было бы сравнить с отношением людей к углю. Тысячелетиями люди пренебрегали им, считая ненужным, и каждый старался не запачкать свои белоснежные одежды и холеные руки этим черным, грязным веществом, и всего лишь сто лет назад произошел неожиданный переворот. Ученые открыли ценность угля, его не просто стали использовать для отопления жилищ, он оказался буквально во главе угла всей технической цивилизации нового времени. Уголь согрел и осветил мир, дал ему возможность развиваться.

Подобно той революции, которую произвел уголь в материальном мире, в области духовно-нравственной произвели переворот служение и страдание, две ценности, которыми прежде пренебрегали, которых избегали, которые открыл Господь Иисус Христос. Добровольным служением и терпеливым страданием Он обогрел, осветил мир и дал ему возможность развиваться. Его примером вдохновилась целая армия Его первых последователей. Цари начали называть своих рабов братьями, принцессы – приходить к больным и нищим, чтобы послужить им. Легионы мучеников Христовых, закованных в кандалы, сидя в узилищах, пели и радовались, когда их вели к месту казни. Рабы служили с любовью, а больные переносили страдания с надеждой на Бога. Христос стер печать позора, лежавшую на служении, вырвал жало ужаса у страдания. И все христиане стали считать себя слугами и рабами, а все рабы и слуги – сыновьями и дочерьми Царя Небесного, царскими детьми. Личность человека стала оцениваться не по занимаемому месту или роду занятий, а по состоянию духа, по способности добровольно служить и страдать: служить с любовью и страдать с надеждой. А любовь и надежда рождались от веры в откровения Христа, веры в Живого Бога, в вечную правду Божию, в последний праведный Суд, в бессмертие человеческой личности и небесный рай.

С таким духовным устроением мы вошли в современный период истории народов белой расы. Заблуждение, которое в наше время овладело белым континентом, смутило и наш народ. Это заблуждение заключается в том, что некоторые общественные слои Европы и Америки начали верить в возможность рая на земле. Но это не что иное, как возврат к античному языческому пониманию мира, которое привело к самоубийству некоторых из самых могущественных, образованных и богатых представителей Римской империи.

Обманывается каждый, кто говорит о новом духе Европы. Единственное новое, что появилось в Европе, это техническая культура. Дух, который вызвал смущение в Европе и выбил ее из колеи, это все тот же древний, бородатый дух язычества.

Если кто хочет идти за мной, пусть возьмет крест свой и следует за Мною (ср. Мф. 16: 24). Я слышал, что у нас, на Балканах, есть одно поле, оно называется Крестное поле. Когда я спросил крестьян, почему оно так называется, они объяснили мне название притчей. Легенда это или правда, я не могу сказать. Когда завоеватели Балкан по Божьему указанию пришли на наши земли, чтобы очистить человеческие души от многих болезней, которые укоренились в них, и покрыть их черным покрывалом на целых пятьсот лет, когда они пришли сюда, то в окрестностях этого поля они захватили первых своих пленников и убили на этом поле. Народ похоронил тела убитых и установил им памятники, люди часто приходили на их могилы и тайно ухаживали за ними. Захватчики заметили это, и, чтобы прекратить посещения могил, они выломали памятники и перекопали поле. Но Господь сотворил чудо, и на поле том стали расти крестообразные ели, каких нет больше на всем белом свете. Все ели как одна в форме креста, словно надгробия, и поэтому назвали поле Крестным.

Но вся наша земля такое Крестное поле, и каждый несет по нему свой крест, чей-то крест легче, чей-то тяжелее, но все мы должны нести его с терпением.

Три креста предназначены на этом свете, и четвертого нет. В прошлом году мы были на кровавой Голгофе, где был распят Сын Божий. Посередине стоит Его Крест, с одной стороны крест покаявшегося разбойника, с другой – крест не покаявшегося, и четвертого нет.

Каждый должен нести свой крест по этому Крестному полю земному, ибо крест символизирует страдание ради правды, страдание кающегося грешника за грехи или страдание нераскаянных грешников. Четвертого страдания нет.

Почему люди стали убивать себя? Почему не хотят нести свой крест? Почему каждый хочет изменить свой крест и взять чужой? Но не дается ему. Ибо Господь каждому идущему по Крестному полю определил свой крест. Он знает, для чего Он дал именно такой крест каждому, знает и то, заменит ли его и нужно ли его менять. Он хочет, чтобы Его воля была, а не наша, по молитве «Отче наш… да будет воля Твоя…» Пусть мы умрем под тяжестью креста, да будет воля Твоя. Пусть распнут меня на этом кресте, да будет воля Твоя, ибо грешна моя воля, а Твоя – свята!

Молчал Господь во время крестных Своих страданий. В унижениях до распятия и в крестных муках Он произнес лишь несколько слов, эти слова были необходимы не для того, чтобы облегчить Его страдания, но чтобы научить нас. Не учит ли нас Его полное достоинства молчание в страдании и муках спокойно и молчаливо нести свой крест, зная, что Господь с надеждой смотрит на нас, и Он не позволит нам страдать больше, чем мы способны вынести.

Есть три ступени восхождения к истине. Первая – познание, вторая – явление, третья – страдание, эта ступень самая высокая. За наши страдания нет другой награды, кроме Божией награды назваться Его сынами, это величайшая награда, которую Он дает человеку. В нынешние времена человек может страдать и терпеть гонения от всех: от жены, от друзей, от всей семьи, всего дома, всего села, всего города.

Да приносим плод Богу (Рим. 7: 4). Этот плод зависит от нашей веры в воскресение. Для тех, кто надеется на будущую жизнь, и для тех, кто считает смерть победительницей жизни, он будет различным. Для первых – это Царство Божие, праведность и мир и радость, для вторых – пища и питие. Те, кто верит, что Христос в Воскресении – пример для них, должны брать с Него пример и в поведении; тот, кто знает силу воскресения Его, должен стать участником и в страданиях Его, должен жить, подражая Ему, чтобы после смерти разделить и славу Его. На основании веры в непреходящую ценность человека, в то, что жизнь человека не как цветок, который выходит и опадает; убегает, как тень, что в ней таится росток бессмертного будущего, – на этом основании апостол Павел строит все правила поведения. Земная жизнь для него лишь один из этапов жизни вообще.

Сын Божий Единородный, Возлюбленный преклонил небеса и сошел на землю «нас ради и нашего ради спасения». Не перешел Он с престола на престол, но сошел с престола на холодный камень. Много пострадал Он ради нас. Когда произносим только эти слова – «много пострадал» – уже достаточно, чтобы испытать стыд за себя и радость от любви Его. Но чтобы истина была полной, должно сказать больше. Мессия рода человеческого вынес клевету, злобу, заговор, оплевания, заушения, издевательства, бичевание. И этим еще не все сказано. Осуждение с разбойниками, распятие на кресте, крестные муки, мучительную смерть, погребение. Не отверг Он переполненную чашу страданий, не снял с главы Своей терновый венец, тяжкого Креста не сложил с рамен Своих. Так повенчал Он веру православную со страданием и любовь с жертвой.

Иисус Христос - Бог, ставший Человеком, - спасает человеческий род Своей жертвенной смертью на Кресте и Своим Живоносным Воскресением. Эти мысли прекрасно отражены в столь любимом верующими православном песнопении: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Крест Христов - это подвиг и служение Христово делу нашего спасения. Началось это несение спасительного для нас Креста с события Боговоплощения, когда Сын Божий стал Сыном Человеческим во чреве Девы Марии. Вся Его жизнь на земле - непрерывное служение и постоянный подвиг самоотверженной любви. Завершение этого подвига в земной жизни Господа - несение на Своих плечах орудия Своего страдания и мучительная, но и спасительная Крестная смерть на Голгофе.

Нестеров М.В. "Несение креста". 1912. Х., м. ГРМ

На Голгофе было три креста: Спасителя мира и двух разбойников, справа и слева от Креста Христова. Все трое несли на своих плечах кресты, все трое страдали и мучились на крестах. Но какое разное действие произвели эти кресты! Крест Христов стал орудием победы над грехом, смертью и дьяволом. Его страшатся все демонические силы, он по вере христиан освящает души и жизни людей.

Крест разбойника слева мучителен, но те страдания, которые он принимал на этом кресте, бессмысленны - они привели только к смерти физической в состоянии отчаяния и озлобления.

Крест разбойника справа произвел совсем иное действие. Покаявшийся разбойник обрел счастливую и блаженную Вечную Жизнь, и первым из всех людей вошел в светлый райский мир. Почему? Потому что этот разбойник обрел веру во Христа, почувствовал Его святость и искренне принес Распятому Спасителю мира свое покаяние в неправедно прожитой жизни: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 41-43).

Казалось бы, как легко далось спасение благоразумному разбойнику: покаялся и сразу в рай! Но не все так просто. Иисус Христос принял покаяние раскаявшегося разбойника, очистил и освятил его душу. В его сердце вошел мир Христов. Но Иисус умер на кресте около трех часов дня (по нашему исчислению времени), а разбойник в страшных физических муках остался висеть до шести часов вечера, пока его не добили воины. Эти страшные три часа на кресте были равноценны всей прожитой жизни. В диких страданиях, один, всеми оставленный и забытый на земле, он сумел сохранить верность Христу в смирении, терпении и победе над злом в собственном сердце. Можно сказать, что, вися на кресте, благоразумный разбойник пошел в самых страшных мучениях в духовный путь вслед за Христом.

Вскоре после исповедания апостолом Петром Иисуса Мессией - Христом и Сыном Божиим (Мф. 16, 16) - Господь призвал всех Своих последователей определить свой жизненный путь: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Что означают эти слова? Куда идет Сам Господь? Он идет открыть для людей Свое Небесное Царство. Кто хочет его наследовать и вечно в нем жить, тот и направляет свой жизненный путь к своему Господу в это славное Небесное Царство. А что означает "идти за Господом"? Идти за Иисусом Христом в своей земной жизни - значит с любовью и усердием исполнять Его заповеди, прикладывать все силы, чтобы жить по Евангелию и достойно выполнять свое жизненное призвание.

А что значат слова "отвергнись себя"? Мы всегда ставим себя в центр мира. К примеру, известно, что любая женщина хочет хорошо выглядеть, быть привлекательной и находиться в центре внимания. Но вот она становится матерью, и в центре внимания уже не она, а ее ребенок. Потому что, став матерью, женщина становится качественно другой. К такому же перелому души призывает человека Христос. Если раньше в центр жизни ты ставил самого себя, то теперь это место занимает Господь и другие люди. Такой перелом в жизни кардинально меняет человека. Он становится светлее и богаче духовно и не боится страданий и лишений ради близких, если их придется ему испытать на жизненном пути. Не на себя смотреть надо, не на свои желания, а на Бога и ближнего. Только тогда мы увидим всё в настоящем свете, а увидев, сможем сделать то, что нужно. Чтобы явились мы глазами Христовыми, руками Христовыми, ушами Христовыми, чтобы мы как члены Церкви пришли туда, где ждут Христа, где Он нужен, и сделали то, что пожелал бы сделать Сам Христос.

Взять свой крест - значит добровольно принять подвиг служения Богу и близким, не боясь лишений и трудностей. Нести крест - значит совершать свое служение. Ведь Христос, говоря о несении креста, имел в виду не то, что нам, в прямом смысле, вынесут приговор на суде и возложат на плечи тяжеленный крест. И наше служение - не только трудности, скорби и болезни, это есть у всех. Наш крест - это служение Богу, несение тягот жизни и трудов ради ближних. Тому, кто хочет так жить и с терпением нести свой крест, Христос говорит: Следуй за Мною и живи по Моей воле, а не по своей, эгоистической. Иди туда, где царствует Христос и тем путем подвига любви, которым шел Он. Однако чаще человек готов продать душу дьяволу, преступая через свою совесть, предавая своих друзей, идя по головам ради того, чтобы достигнуть желаемого материального благополучия и карьеры. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26) - говорит Господь. Душа бесценна, потому что она бессмертна.

Кто хочет жить только для себя самого и сберечь себя и свою душу от трудностей христианского подвига жизни, явно или тайно отрекаясь от Христа и своего христианского служения, тот потеряет себя для Вечной Жизни и потеряет всю радость жизни. Кто же всю жизнь свою отдает служению Богу, тот обретет полноту радости Царства Небесного.

Закончил Господь Свою беседу словами: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Но мы знаем, что все апостолы умерли. О чем же здесь сказал Спаситель?

Царствие Божие открылось Воскресением Христа. Царствие Божие, пришедшее в силе - это Церковь Христова, которая родилась в день Сошествия Святого Духа - Пятидесятницу. Через нее и в ней действует Господь на земле и спасает людей.

Каждый православный христианин во время совершения Таинства Крещения одевает на себя нательный крестик и носит его на груди. Этот образ Креста Христова является символом его личного служения Богу - несения своего личного креста и следования в своем жизненном пути за Христом и вместе с Ним. По вере православного христианина этот нательный крестик и крестное знамение, совершаемое рукой, являются безмолвной молитвой к Распятому и Воскресшему Господу и призыванием Его Божественной силы и помощи.

Следование в жизни за Господом нашим Иисусом Христом и несение своего личного креста - христианского служения в земном мире - делают человеческую жизнь полноценной и содержательной и открывают путь к бессмертию в Небесном Царстве Христовой радости и любви.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Потомственный художник Иероним Босх считается одним из самых загадочных и мистических художников Нидерландов. Живший в 15-м веке, он оставил миру не так много картин. Картина "Несение креста", написанная в период 1490-1500 гг., является воспроизведением библейской истории "Крестный путь Иисуса Христа". Работа вызывает сильные эмоции. Босх написал три картины с одноименным названием, каждая из которых многое может нам рассказать.

Искусство Нидерландов 15-16-го веков

В истории искусств 15-16-й вв. в Голландии называют Северным Возрождением. Этот период можно приурочить к европейской эпохе Возрождения, но с северным акцентом. В искусстве все так же правил готический стиль, только с сильным религиозным подтекстом. Творчество Босха затрагивает более поздний период эпохи Возрождения, но также следует его основным канонам.

Картину "Несение креста" Иероним Босх написал по всем правилам готического стиля той эпохи, вложил в ее создание ужас жестокости своего времени и мрачность окружающей действительности.

Ерун ван Акен родился примерно в 1450-х годах в герцогстве Брабант в Нидерландах. Его отец и дед были художниками, неудивительно, что Босх решает продолжить семейное ремесло.

После смерти отца в 1478 году Иероним получает в наследство его художественную мастерскую. Однако признание как художник он получает только после удачной женитьбы на девушке из богатой купеческой семьи.

В 1486 году художник вступает в религиозное братство, посвященное Деве Марии. Это в значительной степени отразится во всех его работах. Одними из таких работ станут известные произведения Иеронима Босха - "Несение креста".

Библейская история

В Новом Завете историю Иисуса Христа описывают достаточно подробно. "Крестный путь" - один из эпизодов четырнадцати библейских стояний. После того как Иисуса приговорили к смерти, он взял крест, на котором его должны распять, и понес на место казни. Дальше описывается тяжелый путь Христа, где под тяжестью креста он не выдерживает и падает несколько раз. В дороге он встречает свою мать и сострадающих людей, помогающих ему нести свой крест. Святая Вероника протирает лицо Христу, что также будет отображено на картине Босха. После третьего падения его лишают одежды. Жестокие надзиратели избивают и унижают Иисуса. Эта жестокость будет запечатлена в уродливых лицах на картине художника. После того как Иисуса Христа пригвождают к кресту, он умирает в страшных муках. Дальше его тело положат в гроб и похоронят.

Описание картины

Босх написал три картины "Несение креста", но все они посвящены одному эпизоду библейской истории. Путь Христа на Голгофу был тяжелым не только физически, но и прежде всего эмоционально. Люди, окружавшие его, разделились на два лагеря - те, кто злорадствовал, и те, кто искренне сочувствовал своему учителю.

Описание картины "Несение креста" стоит начать именно с изображения этих людей, чьи образы, совершенно отвратительные, перемешаны с немыслимо прекрасными и грустными. Лица персонажей картины больше карикатурные, чем реалистичные, они будто восстали из ада и в своих насмешливых выражениях напоминают больше чертей, чем людей.

На всех картинах в центре Иисус Христос. Он наклонился под тяжестью креста, также ему тяжело под тяжестью гнева, направленного на него со стороны окружающих людей.

Подробнее о картинах "Несение креста" и описание ниже.

Стиль маньеризм

Стоит вкратце рассказать о стиле, в котором были написаны все три картины. Маньеризм переводится как "манерный". Отличительная особенность - искаженные люди и лица. Для этого стиля свойственны нереалистичные фигуры, манерные образы и религиозные мотивы. Перегруженные деталями эпизоды картин, отсутствие четких форм, скомканная стилистика и сюжетная линия. Но в то же время яркость образов, погружение в детали и вычурность изображенных объектов.

Босх писал "Несение креста" в таком стиле и был первым в своем роде, кто использовал это художественное решение для такой тонкой библейской интерпретации.

Картина в Мадриде

Одна из трех картин "Несение креста" находится в Королевском дворце в Испании. В центре картины кажущийся безмятежным образ Христа. Взгляд устремлен на нас, выражает свою отстраненность от происходящего. Тело Иисуса падает под тяжестью креста, но на лице нет выражения муки. Терновый венец обрамляет его голову, но также не кажется мучительным.

Престарелый мужчина в белой одежде - Симон Киринеянин, тот самый знаменитый библейский персонаж, что помогал Иисусу нести его крест часть пути до Голгофы. Именно он, влиятельный и богатый ученик Христа, уговорит Понтия Пилата дать ему захоронить учителя по-человечески в гробу.

Множество людей, окружающих Христа в левой части картины, - его враги и охрана, ведущая его на казнь. Лица их выражают злорадство и презрение. В то же время художник изображает их уродливыми и страшными. Озлобленные души как бы отпечатываются на их лицах.

На заднем плане можно увидеть мать Иисуса Христа - Марию, которая плачет на руках апостола Иоанна. Это страдание матери художник изобразил в правом верхнем углу картины, двух людей нельзя не заметить на общем плане происходящего хаоса.

Картина в Вене

Еще одна из трех картин Босха находится в столице Австрии, в музее истории искусств. Предположительно, именно эта работа была только левой створкой не сохранившегося триптиха. Также есть мнение, что картина была значительно уменьшена сверху. Сегодня мы можем только догадываться о полной версии художественного произведения, но многие эксперты полагают, что справа должно быть продолжение. Это либо "снятие с креста", либо "оплакивание".

В центре этой картины также находится Иисус Христос. Однако от предыдущей версии он отличается. Здесь Иисус не смотрит на нас, он сосредоточен на своей ноше. Страдания Христа художник обостряет и изображением на его ногах терновых колодок, которые в 15-м веке использовались как средство пыток. Несмотря на то что в картине нет крови, ужас этого мучительного изобретения вызывает огромное сострадание.

Симон Киринеянин изображен на картине уже не в белых одеждах, и он явно не помогает нести крест учителю, а только касается его. В выражении его лица можно увидеть непонимание, немой вопрос застыл в выражении его глаз.

Огромное количество разъяренных людей также злорадствует и насмехается над тяжкой участью осужденного. Их образы совершенно разные, молодые и старые, богатые и бедные, всех объединяет радость от казни, но никак не сострадание. В этих выражениях и разношерстности публики вся боль этого произведения.

Стоит сказать о палаче, который за веревку ведет Христа на казнь. В его руках щит, в центре которого изображена жаба. Именно жаба является символом сатанинского общества.

Картина лишена правильных пропорций, объединяя в себе две основные сюжетные линии. Христа распяли как разбойника, вместе с двумя другими бандитами, осужденными за разбой. Распятие на кресте - страшная казнь, которая применялась к самым низшим и опасным преступникам. В библейской истории один из преступников раскается и попросит у Бога спасения. Иисус пообещает ему рай вместе с ним после смерти. Именно эти два разбойника были запечатлены живописцем внизу картины. Один из них, справа, раскаялся в своих злодеяниях и просит Бога отпустить ему его грехи. Другой же, слева, наоборот, жаждет мести, он не раскаивается, а только гневит судьбу.

Картина в Генте

Одна из картин "Несение креста" Босха находится в Бельгии, в городе Генте, в Музее Изящных искусств. Самая агрессивная из трех картин художника. Нигде он с таким уродством не изображает героев своих произведений.

В центре несчастное лицо Иисуса Христа, выражающее невыносимую душевную муку. Еще одним заметным персонажем является Святая Вероника. Именно она дала Иисусу чистый платок, дабы утереть пот и кровь на его лице. На этом платке позже появится лик Бога, на указанной картине он уже есть в виде полноценного изображения.

Все остальные участники картины поражают своим уродством. Как и в предыдущих версиях, они выражают всю человеческую мерзость, но именно на этой картине их внутреннее уродство так явно отображается на чудовищных выражениях лиц.

Несение Креста (Christ Carrying The Cross)
Картина
Годы создания: 1510 - 1535
Местонахождение: Музей изящных искусств, Гент (Museum Voor Schone Kunsten, Ghent)
Материалы: масло, дерево
Размеры: 83,5 x 76,7 см.
заказать † скачать

"Несение креста" - картина Иеронима Босха, которая ноходится в Музее изящных искусств Гента. Известно три произведения Босха с названием «Несение креста». Первое находится в Музее истории искусств в Вене, второе - в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух работ сохранилась боковая панель от несохранившегося триптиха с этим же названием, хранящаяся в Королевском дворце в Мадриде. Относительно возраста картины есть некоторые противоречия. В качестве наиболее вероятного периода её появления на свет назывался сперва 1490-1500, затем 1515 - 1516. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к более позднему периоду творчества Босха. В 2001 году на выставке в Роттердаме указывалось, что картина могла быть написана с 1510 по 1535 год, причем, не самим Босхом, а одним из подражателей. В 1902 году она была приобретена для музея Гента. В 1927 году голландский художник Арнольд ван де Лаар сделал копию картины для Музея Северного Брабанта.

Босх воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно придает лицам гротескные черты. Ни в одной из своих работ Иероним Босх не придавал человеческому лицу столь гротескно-уродливые черты. У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Крупный план помогает добиться максимального эффекта в показе той безжалостной злобы, которая искривляет лица людей. Это монстры, кровожадные и греховные. Лишь двое - Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Они словно не хотят видеть торжества Сатаны, который, кажется, вселился в каждого из изображенных людей, обезобразив их лица. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит плат (в христианстве нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника дала Иисусу Христу, когда он нёс свой крест на Голгофу, чтобы он вытер лицо) с каноническим ликом Христа.

При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу нераскаявшийся, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу - другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник. В отношении человека, ухватившегося за крест обеими руками, также существуют разные версии: кто-то считает его Симоном Киринеянином, которого солдаты заставили помогать Христу нести крест, кто-то - солдатом, специально повисшим на Кресте, чтобы утяжелить ношу.

Перед лицом своей участи Христос бесстрастен и непоколебим, тогда как благочестивый разбойник, тоже осужденный на казнь, бледен от ужаса. Каждый участник этой сцены поглощен своими мыслями или страстями, и только нерукотворный образ Сына Божьего, запечатленный на плащанице, смотрит прямо на зрителя, свидетельствуя о возможности спасения. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Фьеран писал об этой вещи: «Все человеческое здесь атрофируется, все скотское гипертрофируется. В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Тем самым он создает почти клинические образы глупости, ипохондрии, жестокости, трусости, идиотизма, кретинизма и т. п. Скотская сущность налицо».

Реферат на тему:

Несение креста (картина Босха, Гент)



Название «Несение креста» (нидерл. Kruisdraging ) нидерландский художник Иероним Босх дал как минимум трём своим картинам. Первое произведение на известную библейскую тему находится в Музее истории искусств в Вене, второе - в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух работ сохранилась боковая панель от несохранившегося триптиха с этим же названием, хранящаяся в Королевском дворце в Мадриде.


«Несение креста» из Гента

Картина напоминает кинематографический крупный план. Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Лишь двое - Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало, и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа.

При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу - другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Над ним насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.

У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник.


Литература

  • Тревин Коплстоун . Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. - М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини - М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти - М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг - М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай . Босх. М., 1992
  • Г. Мартин . Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова . Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе . Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 14.07.11 05:36:24
Похожие рефераты: Несение креста (картина Босха Мадрид) , Несение креста (картина Босха Вена) , Несение креста (картина Тициана) , Блудный сын (картина Босха) , Св Христофор (картина Босха) ,