Собор в память александра ii крыму. Малоизвестный древний храм в крыму. В память о спасении семьи императора Александр III

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым - хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

Древнейший храм Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира - Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи - многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, - единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи - действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению - он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря - особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.

Место почитания самого известного крымского святого

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука - великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, - стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

Крымское чудо света

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем - скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

Любимые места царской семьи

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии - Ливадийский дворец, большой живописный парк - более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый - больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

Царская семья в Ливадии. 1911

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории - князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес - это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Александр 2 в Крыму

«Война молчит и жертв не просит;

Народ, стекаясь к алтарям,

Хвалу усердную возносит

Смирившим громы небесам.

Народ - герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца;

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца!»

Некрасов.


Несколько дней горел Севастополь. Только к тридцатому августа стали понемногу утихать пожары и взрывы. Союзники, занявшие Малахов курган и Корабельную сторону, не решались первые дни заглядывать в город. Он представлял из себя пустыню и груды развалин.


При занятии Севастополя союзники нашли там около 4 000 пушек, которых, к сожалению, не могли увезти наши войска, 600 000 ядер, бомб и картечи, 630 000 патронов и около 16 000 пудов пороху. Этим порохом они взорвали наши замечательные сооружения, сухие доки, - нашу гордость и украшение.


Доки эти находились в конце Корабельной бухты. В камне иссечен был бассейн, в 400 футов длины, в 300 - ширины и 24 фута глубины. Для поправки разного ранга кораблей сделано было пять отдельных доков, отделявшихся шлюзами. Три главных шлюза были в 58 футов ширины. Вода в доки проведена была из Черной речки. Постройка этих замечательных доков стоила более пяти миллионов рублей.


Разгуливая по городу, победители уничтожили и испортили все более дорогое и ценное. Но они не захотели устроиться в Севастополе, а остались на своих прежних биваках, оставив в Севастополе несколько батальонов.


С отступлением наших войск на Северную сторону и с занятием союзниками развалин Севастополя обе воюющие стороны стали укрепляться на новых местах. Как мы, так и союзники строили новые укрепления и батареи, изредка поддерживали перестрелку. Между тем, шли переговоры о мире.


В это время славная армия была обрадована пролетевшим по ее рядам известием о скором прибытии в Крым государя императора Александра II. Неприятель в это время намеревался двинуться со своим флотом и осадить Николаев. В Николаев прибыл государь император и лично следил за ходом оборонительных работ; Город энергично и быстро укреплялся.


Высокое, неоцененное внимание выказывал государь на каждом шагу крымской армии. Ежедневно посещал он госпитали и лазареты, как отец заботился о раненых и больных воинах, награждал отличившихся, и никому не было отказа в просьбах. Желая видеть поскорее войска славной армии, государь приказал все морские экипажи и некоторые полки двинуть в Николаев. И не было самой маленькой команды, к которой сам царь не выезжал бы навстречу, при вступлении в город. Это были трогательные, незабвенные минуты. Государь встречал со слезами на глазах защитников Севастополя. Необыкновенно милостивыми, задушевными словами он благодарил войска за их славную службу престолу и отечеству. Въезжая в средину рядов, государь разговаривал и ласкал почти каждого солдата, каждого матроса.

28 октября государь в сопровождении Великих Князей-севастопольцев и огромной свиты посетил крымскую армию. Император прежде всего проехал в Бахчисарай.


В два часа дня колокольный звон бахчисарайской церкви и радостные крики собравшейся толпы народа возвестили о прибытии Государя. У входа в церковь государь встречен был духовенством с крестом и святой водой.


Из Бахчисарая его величество изволил выехать для осмотра десятой дивизии. Войска, только что пришедшие из Севастополя, ожидали государя.

Я горел нетерпением видеть мою храбрую крымскую армию! - воскликнул растроганным голосом государь.


Неумолчным, перекатным криком раздалось восторженное «ура!» Государь пронесся по рядам и, остановясь посреди войск, махнул рукой. Музыка и крики восторга замолкли.

Благодарю, ребята, за службу! - воскликнул царственный полководец. - Благодарю! Именем покойного государя, именем отца моего и вашего... благодарю вас.

Ура! Ура! - загремело снова.

Государь продолжал со слезами на глазах:

Я счастлив, что имею возможность лично благодарить вас за вашу геройскую службу. Давно это было моим желанием!


Не пересказать словами, что произошло после этих слов: крики восторга, благодарности и готовности умереть. Государь сошел с лошади и пошел по батальонам. Много сердечных слов участия, внимания, благодарности было произнесено милостивым царем. Подойдя к камчатскому полку и заметив, что в строю всего один батальон, государь спросил о причине. Командующий полком ответил, что другой батальон - на аванпостах.


Один батальон камчатцев стоит четырех.

Осчастливленные камчатцы отвечали радостными криками.


«Тут же его величество изволил заметить под знаменем двоих унтер-офицеров, - пишет очевидец. - Один был старик, другой - молодой. Высоченного роста, с георгиевскими крестами, с французскими саблями у пояса, вместо тесаков, и с пистолетами за поясом, эти богатыри были как две капли воды похожи друг на друга».


Как фамилия? - спросил их государь.

Михайловы. Отец и сын, ваше величество, - в голос ответили унтер - офицеры.

Отчего вы так вооружены? - снова спросил император.

Нам пожалованы сабли князем Васильчиковым за храбрость нашу, - отвечали Михайловы.

Вы волонтеры? - опять спросил государь.

Так точно, ваше величество. Мы добровольно пришли из новгородских поселений в Севастополь, желая умереть за ваше величество и за веру православную.

Спасибо вам, ребята, за хороший пример! - сказал император. - Спасибо вам! Не забуду вас. Приходите ко мне в Петербург.

Благодарим покорно, ваше величество, - отвечали молодцы.


Великие Князья удостоили особенного внимания Михайловых, рассматривали их сабли, пистолеты, расспрашивали о последнем штурме, в котором оба героя принимали участие и оба были легко ранены и не вышли из строя.


После церемониального марша государь вызвал всех офицеров и сказал:

Благодарю вас за то, что вы всегда впереди!

Не пощадим себя, государь! - кричали со всех сторон офицеры.

Затем император обращался ко всем начальникам и для всех находил милостивое слово.

Благодарю тебя за третий бастион, - сказал государь генералу Павлову и протянул ему руку.


Осмотрев войска, расположенные на Алме, Каче, Бельбеке и в Байдарской долине, государь со всеми говорил ласково, милостиво всех благодарил. Он принял от офицеров их скромное угощение - завтрак, и все были так счастливы. Казалось, что отец находится между своими детьми.


По отъезде из Крыма, государь осчастливил войска новым милостивым приказом и установил медаль. «В память знаменитой и славной обороны Севастополя я установил для войск, защищающих укрепления, серебряную медаль на георгиевской ленте для ношения в петлице. Да будет знак этот свидетельствовать о заслугах каждого и вселять в будущих сослуживцах ваших то высокое понятие о долге и чести, которое составляет непоколебимую опору престола и отечества».


В начале 1856 года начались мирные переговоры. Заключено было перемирие.


Долина Черной реки ожила после заключения перемирия. Везде виднелись красные мундиры, английские, французские, и наши родные серые шинели.


Французы, англичане и наши солдаты сходились в долине Черной реки и мгновенно заводили знакомство, смеялись, тараторили, менялись деньгами, кольцами, различными мелкими вещами. Союзников занимали наши деньги: каждый хотел иметь на память о России монету. Наших же солдатиков более занимали какая-нибудь уморительная глиняная трубка в виде головы, в исторической шляпе, или беленькая носогрейка (известное изделие сент-омерских фабрик, десятками миллионов в год расходившееся но белому свету).


По всей долине бродили охотники: дичи было множество, и поминутно раздавались выстрелы. Вот упала убитая утка в нашу сторону; услужливый русский солдатик тотчас отыскал ее и перебросил убившему, показывая при этом разные любезные жесты и говоря на французском языке собственного изобретения.


Толпы французов и англичан гуляли по берегу, высматривая русских и все русское. В этих толпах бродили сотни корреспондентов разных газет, подмечая каждый шаг, улавливая всякую фразу, изучая всякое движение.


Многие приезжали сюда верхом, в одноколках и в других экипажах. Лишь только остановятся и перекинутся словечком француз и русский, сейчас около них соберется толпа. Все так любезны, вежливы.


18 марта 1856 года были подписаны в Париже мирные условия. По этим условиям русские не имели права держать флот на Черном море. После ужасной, кровопролитной войны мир принят был с восторгом.


Союзники обнимались, целовались, поздравляли друг друга и не мало выпивали.


В Камыше загремели выстрелы с флота, и на кораблях развевались флаги французские, английские, турецкие, сардинские и. даже русские. Салютовала артиллерия, гремели выстрелы повсюду.


Союзники положительно наводняли русский лагерь: приходили толпами, чуть ли не целыми полками, конечно, без оружия, лезли к русским с любезностями, звали к себе. Приходилось их угощать.


Тяжело было вернуться русским в родной, дорогой сердцу Севастополь. Особенно горестно было ступить на землю Корниловского бастиона.


«Горько было на сердце, - пишет участник войны, - когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, облитую кровью моих друзей и собратий. Всюду валялись обломки оружия, обрывки амуниции, туры, фашины. Привидением казался мне Малахов курган. Ноги дрожали, дух замирал. Мне казалось святотатством безопасно проходить по этому месту. Во многих местах наружный ров кургана обвалился. На месте, где взбежал на курган Мак-Магон, перекинут через ров мостик. По тому месту, где соединена с курганом «куртина» и по которому проникли в курган первые неприятельские войска, проложена дорога. Мы поехали по этой дороге и опять-таки с крестным знамением вступили в лабиринт полуосунувшихся траверзов, покрывающих курган. Малахов курган со стороны Севастополя трудно узнать, в такой степени он изменил наружный вид свой: его прежние укрепления, ныне обращенные к нашей стороне, совершенно переделаны. О, какое ужасное чувство наполняло грудь при этом посещении! Прошлое казалось тягостным сном. Давно ли мы сюда прибегали на тревогу?.. Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулев?.. Давно ли здесь повсюду были видны русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и думать не мог, что будут здесь другие властители и сами явимся здесь гостями. Нет, здесь невыносимо тяжело. Скорее домой, чтобы не видать французского флага на истерзанной башне Истомина, свидетельнице стольких подвигов нашей славы и стольких смертей наших героев...»

Пошли и наши полки домой. Наступили дни радостных свиданий тех счастливцев, которые остались в живых. Но каково было тем несчастным матерям, женам, которые издали смотрели на счастье других и сами рыдали о далеких могилах в Севастополе!


Много было этих могил, и не было уголка в России, где бы не проливались горькие слезы.


Во всех городах севастопольцам устроили торжественные встречи; встречали с крестами, с хлебом-солью, с колокольным звоном. Особенной торжественностью отличалась встреча Москвы;

Черноморцы вступили в Москву через Серпуховскую заставу, разукрашенную флагами, лентами, зеленью.


Еще накануне в Москву собрались сотни тысяч народа. Пришли, приехали из соседних сел, деревень, из всех ближних городов.

Накануне из Петербурга приехали морские офицеры, чтобы раздавать солдатам медали. В восемь часов утра показались черноморцы, славные защитники Севастополя. В старых, истертых шинелях, с загрубевшими, черными лицами, с грудью, украшенной медалями и георгиевским крестом, медленно двигались они усталые, измученные.


Встрепенулись все русские сердца при виде этих родных героев. Никто не мог быть в эти минуты спокоен. Что-то неотразимое влекло всех к ним, выстрадавшим свою лучезарную славу... Хотелось пожать их руки, обнять, плакать... Все волновались.


Голубчики наши родимые! Мученики, - пробегало шепотом в толпе.

Загремело громовое: «Ура! Ура!»


Черноморцы остановились. Вперед вышли уполномоченные от Москвы: Кокорев и Мамонтов. Они держали на серебряном блюде огромный каравай хлеба.


Все смолкло. Настала мертвая тишина. Кокорев передал хлеб-соль офицерам и громко воскликнул:


Служивые! Благодарим вас за ваши труды, за кровь, которую вы проливали за нас, в защиту веры православной и родной земли! Примите наш земной поклон!


Кокорев стал на колени и поклонился в землю. Мамонтов и все сопровождающие их сделали то же. И весь народ упал на колени и кланялся севастопольцам. Восторженно, радостно, шумно и величественно встречала Москва героев-защитников. И вся Русь сливалась во единую радость с Первопрестольной и покрывала неувядаемой славой защитников Севастополя.


К.В. Лукашевич


Фото красивых мест Крыма

В Ялте стоит прекрасный собор во имя Александра Невского. Он вызывает неподдельное восхищение у всех, кто его видит.

В 80-х годах XIX века по всей Руси строились храмы в память царя-мученика Александра II, погибшего 1 марта 1881 года от бомбы, разорвавшейся у его ног. Их освящали в честь Александра Невского, который был небесным покровителем русских царей. В Крыму в честь этого святого были построены храмы в Симферополе и Феодосии. Решили и ялтинцы возвести большой собор, тем более что город рос и храм Иоанна Златоуста стал тесен. Намерение горожан поддержал император Александр III.


Портрет императора Александра II

1 марта 1890 года учредили строительный комитет, который возглавил известный инженер, ученый, краевед А.Л. Бертье-Делагард. В состав комитета вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер, сын архитектора, построившего дворец в Ореанде.

Комитет обратился к Ялтинской городской управе с просьбой отвести для строительства место у Ливадийского моста. Но оказалось, что это место приносило городу хороший доход, поэтому предложили другое, в центре города, на пересечении улиц Садовой и Морской у подножия горы Дарсан. Большой участок земли, расположенный рядом, пожертвовал барон А.Л. Врангель. На храм жертвовали разные люди: городская управа выделила на строительство 6000 рублей, такую же сумму пожертвовал генерал-майор Богдан Васильевич Хвощинский, винопромышленник И.Ф. Токмаков 1000 рублей. А простые ялтинцы приносили кто сколько мог.


Первый проект храма разработал в 1889 году архитектор К.И. Эшлиман, но он не был утвержден. Новый проект поручили сделать Н.П. Краснову, который работал в соавторстве с П.К. Теребеневым. 1 марта 1891 года в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II состоялась торжественная закладка фундамента нового храма. Архиепископ Мартиниан отслужил молебен прямо на строительной площадке. Первый камень в основание будущего храма положила императрица Мария Федоровна.

Для храма архитектор выбрал древнерусский стиль, применив множество декоративных архитектурных элементов: пилястров, порталов, киотцев, сердечек. Собор построили двухъярусным, с открытыми галереями и шатровым крыльцом. Окрасили в бело-розовые тона, что сделало его нарядным, праздничным. Иконы для храма изготовили в Мстере Владимирской губернии.

11 колоколов для трехъярусной колокольни собора отливали в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Все колокола храму подарил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев.

Собор Александра Невского. Ялта

Освящение собора состоялось 4 декабря 1902 года архиепископом Николаем, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов. Новый храм поразил своей оригинальностью: «Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение комиссии, принимавшей храм.

В одиннадцать часов из Ливадии прибыла императорская семья. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, она прислала телеграмму: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе. Провозгласили многолетие и строителям храма и всем православным христианам.

Пышность и необыкновенная красота внешнего облика храма должны были сочетаться с внутренним оформлением. Поэтому в 1901 году провели всероссийский конкурс, победитель которого смог бы оформить интерьер Александро-Невского собора. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. По проектам Н.П. Краснова киевский художник И. Мурашко расписал иконостас, им же выполнена сплошная роспись купола и стен в византийском стиле. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Мозаика была выполнена учениками венецианского мастера Антонио Сальвиати.





Храм двупрестольный: верхний престол освящен во имя святого Александра Невского, а нижний - во имя святого Артемия, этого святого церковь чествует 20 октября, в этот день умер император Александр III. Все купола собора покрыли золотом. А особенной гордостью являлись одиннадцать колоколов, их малиновый перезвон разливался над Ялтой, окрестными горами и морем.


В одном из писем А.П. Чехов так отозвался о новом соборе: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию".

В едином стиле с храмом позже был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908 годах построили еще один дом в три этажа, здесь находился большой актовый зал для Александро-Невского братства. В этом доме разместилась церковноприходская школа и приют для слабогрудых больных. Школу назвали именем цесаревича Алексея.

Православное братство святого благоверного князя Александра Невского было создано по указу императора Александра III и Таврической Духовной консистории при симферопольском кафедральном соборе 23 ноября 1868 года. Основателем братства стал архиепископ Гурий (Карпов). Задачи братства были разнообразны: создавать церковно-приходские школы, оказывать им и храмам материальную помощь, возводить новые церкви, заботиться о бедных, престарелых и сиротах, бороться с расколами и сектантством. Во время Первой мировой войны Александро-Невское братство и община сестер милосердия Красного Креста собирали подарки, лекарства, лекарственные травы для солдат, устраивали лазареты и санатории для раненых. Братство пользовалось заслуженным авторитетом, его отличал дух милосердия и благочестия.


Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, прежде служивший в храме Иоанна Златоуста. Собор стал любимым храмом ялтинцев. Сюда приходили в праздничные дни и в дни горя. Храм разделил с прихожанами тяготы революции и гражданской войны, здесь не только поддерживали веру в людях, собор охранял, оберегал жизни людей. В 1918 году во время обстрела Ялты красногвардейцами в его стенах укрывались жители города.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Ф.М. Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Аутке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский.

В 1938 году собор закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку. В храме организовали спортивный клуб.

Богослужение в Александро-Невском соборе было возобновлено в 1945 году и с тех пор не прекращалось. Храму возвратили здание церковно-приходской школы, где раньше находился дом учителя. Теперь здесь вновь священники ведут беседы с детьми, при школе есть детский хор.

Достопримечательности

11635

Множество культур оставили свой след в истории и архитектуре Крыма, в том числе и религиозных памятников. От места крещения Руси до малого Иерусалима Евпатории сохранились уникальные работы зодчих и архитекторов разных вероисповеданий.


Центральная мечеть Евпатории расположена недалеко от парка имени Караева. Это здание имеет большую культурную и историческую ценность - заложена была еще в 1552 году. Естественно, с тех пор она пережила множество реконструкций и трагических событий, но с 1990 года опять стала главной мечетью города. Архитектор - известный турецкий зодчий Ходжа Синан, плоды его труда остались и в Стамбуле - там более 300 зданий было построено по его проектам. Мечеть также называют Хан-Джами за ее важную роль в политике во время Крымского Ханства. Сейчас в этой, пожалуй, самой красивой в Крыму мечети, проводят экскурсии по выходным за небольшое пожертвование.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Центр религиозной жизни всех караимов Крыма, караимские кенаcсы находятся в начале улицы Караимской в старом городе. Этот комплекс включает в себя две кенасcы, религиозную школу, внутренние дворики, музей культуры караимов и библиотеки. К наследию древнего народа сейчас может прикоснуться каждый, приняв участие в экскурсии по этим удивительным строениям XVIII века. В экспозиции музея имени С.И. Кушуль можно познакомиться с предметами караимского национального быта. В интерьере представлена мебель из домов зажиточных караимов, фотографии известных караимских деятелей, национальные костюмы.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот храм находится в начале Набережной Евпатории и входит в число главных архитектурных доминант города, определяя узнаваемый силуэт Евпатории с моря. Храм был построен в 1911–1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом. Здание храма отделано красивым ракушняком песочного цвета, сама церковь построена в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план здания имеет вид креста. Особую привлекательность строению придают три витражных арочных окна, отражающие вечером свет изнутри храма и трёхъярусная колокольня, которая значительно выше купола храма.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот белоснежный собор c голубыми куполами является вторым по масштабности в Крыму, он был заложен во имя событий Крымской войны в 1893 году. Внутри здания могут одновременно находиться до 2000 прихожан. Архитектурно этот собор создавался по подобию Святой Софии в Стамбуле, главные его изюминки - огромный 18-метровый купол и квадратная колокольня с 14 колоколами, а также план здания в форме восьмиугольника. К сожалению, первоначальные украшения не сохранились. Однако храму повезло в другом - его не взорвали во время Великой Отечественной войны, только окна были выбиты. Собор находится рядом с мечетью и, выбрав удачный ракурс, можно сделать фото двух памятников разных религий одновременно.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Еврейский молельный дом был заложен в 1911 году на пожертвования ремесленников, поэтому его и называют иногда «ремесленный». Первые служения здесь провели уже через год, однако работала синагога недолго, в 1930 году ее уже закрыли. Это единственная культовая иудейская постройка в Евпатории, сохранившаяся до наших дней. Здание прямоугольной формы расположено таким образом, что алтарь ориентирован на Иерусалим. Центральный вход под витражом в форме шестиконечной звезды предназначен для мужчин, а боковые входы - для женщин. В синагоге проводят экскурсии, перед входом внутрь обязательно надо надеть особый головной убор. Благодаря тесному соседству сооружений различных религий: синагоги, караимских кенасс, мусульманского монастыря Текие Дервишей и мечети Джума Джами, Евпатория получила название «Малый Иерусалим».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм Севастополя стоит прямо в центре города на улице Большая Морская. Здание собора возводили 13 лет из местного инкерманского камня. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден бомбежками, был утрачен целый придел, погибло много людей, так как там был организован госпиталь. Эта необычная церковь украшена пятью куполами, которые были позолочены только в 1992 году. Центральный купол окружен четырьмя двенадцатигранными башенками, которые увенчаны маленькими луковками.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Считается, что Киевскую Русь крестили именно в Херсонесе, во время правления Владимира Красно Солнышко называвшемся Корсунью. В летописи упоминался даже храм, в котором это произошло. Когда археологи нашли его фундамент, было решено воздвигнуть здесь новую церковь, которой было суждено стать самым крупным храмом Крыма. Строительство завершили в 1891 году, а первый камень будущего храма заложил император Александр II за три десятилетия до этого. Этот храм теперь является главным символом крещения Руси, несмотря на то, что большую часть времени он простоял в развалинах и был восстановлен только в 90-е годы прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

На Центральном городском холме находится еще один собор в византийском стиле, названный в честь князя Владимира. Этот храм объединен с важным памятником истории города - усыпальницей адмиралов, отдающим должное героям севастопольской обороны 1854–1855 годов. Могилы четырех адмиралов, отцов города, не оставивших Севастополь во время осады, были соединены общей гробницей. Сверху на ней установлен плоский черный мраморный крест на четырех сторонах которого бронзой выгравированы имена и даты смерти адмиралов. Позднее у храма захоронили еще командующих флотом и участников первой обороны города.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Эта церковь давно является одним из узнаваемых символов Крыма. Строительством церкви с необычными черными куполами было отмечено чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Место выбрано действительно уникальное - скалистый утес, нависающий над южнобережьем. Церковь построена на высоте 412 метров над уровнем моря и привлекает огромное количество свадебных церемоний своим живописным расположением. Вокруг церкви просторная смотровая площадка, кафе и сувенирные ларьки.

Читать полностью Свернуть


Церковь в византийско-грузинском стиле выполнена по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. У церкви есть особенность - попарно параллельно расположенные арочные двери, которые придают ей особую легкость и влияют на акустику. Мозаики в церкви были созданы с привлечением итальянского мастера, одна из них изображает такую редкую тему, как Иисуса в отрочестве. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться царская семья, все Великие князья и княгини, отдыхавшие на Южнобережье. Здесь используют особый вид византийского пения, который невозможно услышать более нигде на полуострове.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Этот новый храм построен на живописной территории у подножия скалы Ай-Никола в месте, где найдены археологические останки древнего монастыря. Скалы вокруг создают прекрасную акустику, что используется мужским хором во время службы. Храм был построен в рекордные сроки благодаря местному меценату и сейчас привлекает множество посетителей. Здесь совершаются регулярные богослужения, есть крестильня.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Часовня этого храма в старом центре города лучше всего видна с моря, и ее можно лицезреть на всех открытках и картинах XIX века. Первый православный храм был построен на Поликуровском холме, когда Ялта была еще буквально рыбацкой деревней. Изначально он был возведен по чертежам итальянского архитектора. Но позже знаменитый городской архитектор Николай Краснов расширил храм. Однако в советский период храм был утерян, осталась только колокольня, и то лишь благодаря своему международному значению - она внесена во все международные лоции по Черному Морю. И только к 1998 году храм был заново отстроен согласно найденным в Воронцовском дворце чертежам Торичелли.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры