Древние названия городов и стран. Самые древние города мира



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель представленного альманаха – сформировать образное представление о возникновении, росте и усилении Москвы, которая в течение веков из маленького безвестного городка на окраине Владимиро-Суздальской земли превратилась в столицу самостоятельного сильного княжества, центр объединения Руси.

В мероприятии показана столица Русского государства как центр ремесла, торговли, культуры. Для этого подобран материал истории строительства Московского Кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения (крепости). Одновременно Кремль и памятники архитектуры на Красной площади представлены как замечательные произведения русского зодчества.

Задачи альманаха – довести до сознания учащихся, что своим усилением Москва обязана созидательному труду народа.

Представленные картины жизни и труда древних москвичей воспитывают у учащихся уважение к славному прошлому нашей Родины.

Оформление: компьютерная презентация.

Музыкальное М.П. Мусоргский. “Рассвет на Москве-реке”; оформление: П.И. Чайковский. Музыка из балета “Щелкунчик”.

Звучит музыкальное вступление “Рассвет на Москве-реке”.

Москва – река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться.
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрёстке всех дорог.

2 чтец. Город начинает существовать для нас с того времени, как мы впервые услышали его имя, хотя он мог существовать задолго до того, как мы о нём узнали. Так было и с Москвой. Никому не известно, с каких времён она существует, известно только, когда название “Москва” впервые упомянуто в летописях.

1 чтец. Как показывают археологические раскопки, поселения людей на той территории, где сейчас расположена Москва, существовали уже с середины I тысячелетия до н.э. Причём такие поселения были обнаружены по всему бассейну реки Москвы. А когда же появилось вполне определённое поселение, которое потом станет известным под именем “Москва”?

2 чтец. Впервые это название упомянуто в летописи под 1147 годом, где сообщается о том, что Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости, в Москву своего союзника – князя Новгород-Северского Святослава Олеговича с сыновьями Святославом и Олегом. Святослав послал к Юрию вперёд себя сына Олега с подарком для князя – шкурой барса. Юрий очень обрадовался прибытию дорогих гостей и принял их с большими почестями: устроив для них богатое угощение, и одарил ценными дарами и Святослава с сыновьями, и их дружину. А когда гости уезжали, он даже отправили с ними своего сына.

1 чтец. Начиная с 1147 года Москва упоминается уже практически во всех летописях. В 1176 оду в Москву принесли на носилках заболевшего в пути из Чернигова князя Михалка, в “Повести временных лет” под 1177 годом описано трагическое событие, когда рязанский князь Глеб по наущению своего тестя сжёг Москву.

В другой, тверской летописи, под 1156 годом сообщается, что “Князь Великий Юрий Владимирович заложил Москву в устье Неглинной выше реки Яузы”.

Судя по сохранившимся историческим документам, сведения из которых подтверждаются и археологическими раскопками, Москва как крепость существовала гораздо раньше того времени, когда здесь начал расти город. Когда археологи делали раскопки на территории Кремля и Зарядья, то обнаружили здесь остатки древней мостовой, которая относилась к XI веку. А это означало, что крепость, которая потом стала называться Кремль, существовала на 100 лет раньше Москвы и в ней уже были улицы.

3 чтец. Археологи узнают о многих сторонах жизни москвичей в древности, в том числе и о том, что было у наших предков на столе.

Рожь, ячмень, пшеница, овёс, гречиха – из их зёрен мололи муку, делали крупу. Главной пищей москвичей были каши. Ячмень шёл на изготовление пива, из ржи делали квас.

Трудно поверить, но в те далёкие времена москвичи ничего не знали о чае, который появился гораздо позднее. Пили квас и сбитень – горячий напиток на меду и травах.

“Перебиваться с хлеба на квас” – так издавна говорили о бедняках. А ещё на их столе часто бывала “тюря” – в квас крошили лук, хлеб, солили, добавляли масло.

В Москве было много садов, в которых выращивали фрукты. Очень любили горожане овощи. “Проще пареной репы” – это выражение подсказывает, какое овощное блюдо готовили чаще всего. Кроме того, на огородах москвичей росли морковь, горох, лук, тыква, свёкла. На зиму капусту квасили, а огурцы солили в больших деревянных кадках.

А вот картошка, как и чай, до Москвы тогда ещё не дошла.

Конечно, были в Москве и мясо, и молоко. Из последнего делали творог, сыр, масло, сметану.

Не забудем и о рыбе, которой была полна Москва-река. Блюда из неё были любимыми на столе любого жителя древнего города.

4 чтец. Многие слободы Москвы XVI в. ничем не отличались от деревень. Улицы пролегали то меж покосившихся деревянных заборов, то меж простецких ивовых плетней. Из курных изб вырывались сизые столбы дыма. Избушки крыли тёсом, дранью, соломой…

Многими слободами была окружена главная, центральная часть Москвы.

И каждую слободу населяли люди по преимуществу одного ремесла.

В Серебрянической слободе мастера выделывали золотую и серебряную посуду для великокняжеского стола.

В Кожевниках ремесленники мяли кожи. Там купцы закупали сапожный товар: подошвенную кожу, сафьян.

Хамовники и Кадаши готовили для дворцового обихода тонкое полотно на бельё, скатерти, полотенца.

В Садовниках каждый дом был окружён фруктовым садом, а за садами, у берега Москвы-реки, раскинулись огороды.

Москва не была княжеской вотчиной, хотя многие тысячи её жителей обслуживали государевы нужды. Москва была столицей обширного государства, которому она дала своё имя (иностранцы называли русское государство Московией). Москва устанавливала порядок в стране, обеспечивала ей безопасность. В Москве были приказы, ведавшие государственными делами; московские гости торговали со всеми областями большого царства и с другими странами.

5 чтец. В старину Москву называли белокаменной. Это поэтичное название столицы России пришло к нам из глубины веков, и теперь уже точно никто не скажет, кто первый назвал Москву белокаменной. Известно, что великие князья и бояре любили строить свои дома и церкви из белого камня или украшать их белокаменными фигурами. Так что в древней Москве сооружения из белого камня были не редкостью. Свою лепту в это название мог внести и Московский Кремль. В начале кремлёвская стена представляла собой обычный частокол, в 1389 году Кремль был обнесён рубленой дубовой стеной, которая при великом князе Дмитрии Донском с 1363 года была заменена невысокой каменной стеной, а впоследствии – мощной белокаменной.

6 чтец. Со временем город разрастался, и, чтобы защитить его от набегов вражеских соседей, необходимо было строить новые укрепления. С этой целью вокруг города копали глубокие рвы. Один из них проходил от Кучкова поля до реки Неглинной, которая теперь полностью находится под землёй.

В XVI веке вдоль всего рва была возведена стена, её основание тоже частично было сложено из белого камня, а постройки внутри неё именовались Белым городом. Спустя 200 лет стена Белого города была снесена, и сам Белый город перестал существовать. На его месте было разбито десять бульваров, которые полукольцом огибают Москву до сих пор. Теперь о бывшей стене Белого города напоминают современникам только названия ворот, которые в те времена находились в местах пересечения города с главными дорогами, ведущими от Кремля. Сейчас ворот никаких нет, а названия остались – Никитские ворота, Покровские, Мясницкие…

5 чтец. Приверженность к белому камню сохранилась в Москве и в более поздние времена. Так, при строительстве шатрового верха Спасской башни Кремля в 1625 году её украсили белокаменными человеческими фигурами.

Сейчас в Москве зданий из белого камня не строят, но название “Москва белокаменная” живёт и, надо полагать, останется навсегда, как память о прошедшем.

Звучит музыка из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. На её фоне

6-й чтец читает:

Москва! Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

7 чтец. Московская Красная площадь. Это место знает каждый человек на земле. Красная площадь – центр нашей столицы, центр России. Вся история Москвы неразрывно связана с Красной площадью.

Почему же эта площадь называется Красной? По этому поводу существует несколько мнений. Одно из них: “Красная” – значит “красивая”. Другое мнение разделяют люди, что Красная площадь получила своё название по торговым рядам, которых было много в древние времена и которые назывались красными.

Большинство историков сходятся в одном: эта площадь называется Красной потому, что была она всегда самой красивой, большой и главной в жизни Москвы.

В древнерусском языке слово “красный” употреблялось, когда говорили о чём-то красивом, лучшем. До сих пор всем знакомы такие выражения, как “красная девушка” – красивая девушка, “красный угол” – лучший угол, убранный иконами.

8 чтец. Красная площадь появилась в конце XV века, а точнее в 1493 году, когда великий князь Иван III приказал снести деревянные постройки вокруг Кремля. Они часто горели и представляли большую опасность. С тех пор эта территория с восточной стороны Кремля становится торговой площадью. Со временем вокруг неё построили большие красивые здания, и она стала называться Троицкой площадью, по названию церкви Святой Троицы, которая стояла на том месте, где сейчас находится Собор Василия Блаженного.

Здесь мятежники собирали недовольный властями люд, здесь же и великие князья московские, а позже и цари, чинили расправы над мятежниками. Так, в 1698 году на Лобном месте по указу Петра I были казнены мятежные стрельцы. На Красной площади зачитывались царские указы, собирались бояре для решения государственных вопросов. На Красной площади проходили различные мероприятия, связанные с коронацией царей, сюда возвращались воины, чтобы отпраздновать победу. Так, в 1612 году, сюда, на Красную площадь, во главе народного ополчения въехали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – руководители освободительной войны русского народа против польских захватчиков.

9 чтец. Подлинным украшением Красной площади является Собор Василия Блаженного, который был построен в 1551 – 1561 годах русскими архитекторами Бармой и Постником по велению царя Ивана Грозного в честь победы русского войска над Казанским ханством. Барма и Постник возвели по-народному яркий и торжественный памятник, который должен был увековечивать память о тех, кто погиб в этом военном походе.

Сказочно затейливый силуэт, невиданно нарядный убор давно создали легенды о строителях собора. Вот одна из них.

После того, как собор был закончен, царь Иван Грозный призвал к себе зодчих и спросил их, могут ли они построить храм ещё лучше, ещё краше этого. Барма и Постник ответили, что они могут это сделать. Грозный царь не захотел, чтобы ещё где-нибудь было здание, которое затмило бы Покровский собор. Он приказал ослепить замечательных мастеров. Эта легенда послужила темой для прекрасной поэмы Дмитрия Кедрина “Зодчие”.

(Отрывок из поэмы звучит на фоне музыки из балета

П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье своё
Приходить мастерам.
И велел благодетель, –
Гласит летописца сказанье, –
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых!
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых, молодых.
– Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И, тряхнув волосами, ответили зодчие:
– Можем!
Прикажи, государь! –
И ударились в ноги царю.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, – работой своею горды, –
Купол золотом жгли,
Кровли крыли глазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились учёные люди, –
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была.

И спросил благодетель:
А можете сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
– Можем!
Прикажи, государь!
И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова.
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их
Тёмных,
На стылое лоно земли.
И стояла их церковь
Такая, что словно приснилась,
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
На широкой Руси
Гусляры!

(Выходят 11-й, 12-й, 13-й чтецы).

11 чтец. Испокон веков русский народ называл Москву матушкой. Когда с огнём и мечом на Русь надвигался враг, собирала Москва войско – шли к ней ото всюду отряды и полки. Сюда, к Москве, к Кремлю, спешили они, чтобы вместе ударить по иноземным захватчикам.

Давным-давно стоит Кремль. Многое видели его стены, которым уже более 500 лет. А вот башни Кремля появились при Иване III.

Во все времена главной башней была Спасская . Бой её курантов слышит по радио каждый день вся планета. В 1625 году на Спасскую башню установили часы с циферблатом небесно-голубого цвета. Стрелка была неподвижна, а сам циферблат вращался. Затем Пётр I заказал в Голландии другие часы, с “колокольной музыкой”. Те часы, которые мы видим сейчас, были изготовлены в Москве в середине XIX века.

Следующая башня Кремлёвской стены – Сенатская . До 1917 года в здании за этой башней размещался Сенат – высший суд.

Мощная угловая башня – Арсенальная . Стены у неё плоские, восьмигранные. За ней находился арсенал (здание, где хранили оружие и воинское снаряжение). Стены её очень толстые – 4 метра. В 1812 году французы попытались взорвать башню вместе с арсеналом, но сама башня устояла.

Самая высокая башня Кремля – Троицкая . Её высота вместе со звездой –

80 метров. К воротам башни ведёт арочный мост. Сохранилась здесь и Кутафья башня. Она обороняла вход на мост. Кутафью башню окружал ров, а с берега на неё можно было попасть по подъёмным мостам – они спускались с боковых сторон башни.

12 чтец. Позади Оружейной башни расположен один из музеев Кремля – Оружейная палата. Многое в этом музее связано с русской историей. Боевой шлем князя Ярослава Всеволодовича (XIII в.); кольчуга Ермака Тимофеевича (дар Ивана Грозного); сабли Минина и Пожарского.

Высокая проездная башня – Боровицкая . Она напоминает ступенчатую пирамиду. Построена башня в 1490 году. Когда-то здесь рос сосновый бор – отсюда и название башни.

А вот круглая угловая башня. Стоит она на берегу Москвы-реки, называется – Водовзводная . В 1633 году в ней установили машину, которая подавала в Кремль воду. По свинцовым трубам текла вода к царскому дворцу.

Южная сторона Кремля проходит вдоль берега Москвы-реки. Здесь расположены Благовещенска , Тайницкая , первая и вторая Безымянные башни, Петровская . За ними стоит круглая угловая башня – Беклемишевская . Она отважно защищала брод через реку и переправу, первая давала отпор врагу. В её подвале имелся тайник. Из него можно было совершать неожиданные для неприятеля вылазки, наблюдать за подкопами.

13 чтец. Через Константино-Еленинскую башню в 1380 году на битву с Золотой Ордой выступило войско Дмитрия Донского.

В Набатной башне висел колокол весом в 150 пудов. Его отлил в 1714 году Иван Моторин, мастер, отливший и знаменитый Царь-Колокол.

Последняя Кремлёвская башня – Царская . Она самая “молодая”. Выстроена она в 1680 году. Точнее сказать, это не башня, а каменный теремок, поставленный прямо на стену. Маленький восьмигранный шатёр опирается на четыре каменных столба, схожих с кубышками.

Вот и закончился наш путь. Мы совершили путешествие в старинную Москву: заглянули вглубь веков, побывали на Красной площади, обошли вдоль стен весь Кремль. Недолго длилось путешествие, но в какие давние времена мы смогли сегодня заглянуть!

Выходят 14 и 15 чтецы.

14 чтец. Наверное, нет такого человека, который бы, приехав в Москву, не побывал на Красной площади.

Эта площадь у всего мира на виду, и каждый день можно встречать здесь людей, говорящих на разных языках, живущих за многие тысячи километров друг от друга. Как же не взглянуть на таинственный Кремль, как не побывать у этих древних стен, о которых писали великие мастера слова – Пушкин и Толстой, Ромен Роллан и Лермонтов.

Но с особым чувством приходят сюда русские люди, приходят, чтобы ощутить её простор, подышать её воздухом, постоять рядом с ковровыми кремлёвскими стенами, услышать серебряный перезвон курантов Спасской башни.

У нас должна быть хорошая, крепкая память. Обязательно крепкая. Мы должны помнить всё: и хорошее, и плохое. Если мы забудем хорошее, не сможем добиться лучшего в жизни. Если забудем плохое, то обязательно повторим ошибки прошлого.

15 чтец. Мы только начинаем входить в эту жизнь. И нам предстоит многое узнать, многое построить, создать, изобрести. Но каждому дому нужен фундамент, каждой ракете – стартовая площадка. Каждому человеку в жизни – твёрдая опора.

Мы не первыми появились на этой земле. И до нас много лет назад люди жили, мечтали, строили, растили детей, сражались с врагами. Мы приняли у них недоделанные дела, неосуществлённые проекты. Но мы взяли у них и всё, чего они достигли, получили готовыми знания и опыт, которые достались им великим трудом в многолетних поисках.

И после нас будут жить люди, будут продолжать наши дела и нас вспоминать добром, если сделаем мы это добро.

В этом вечном неиссякаемом потоке творчества, поисков, в заботе о будущем – смысл человеческой жизни.

14 чтец. Мы не случайно рассказали о Москве, о Красной площади. Ведь именно здесь сегодня в тугой узел сплетаются история с современностью, бьётся сердце нашей прекрасной России. Ведь именно здесь можно разговаривать с древними камнями о прошлом, настоящем и будущем.

Выходят участники “Альманаха” и исполняется стихотворение

Ф.Н. Глинки на фоне музыки.

Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!

Исполинскою рукою
Ты как хартия развит,
И под сильною рукою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка-Москва!

Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе;
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град старинный, град сердечный,
Коренной России град!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  2. Три века Русской поэзии. Составитель И.В. Банникова, М.: Просвещение., 4-е изд. 1987.
  3. Чернявская Я.А., Регушевская Г.В. Детская литература: Хрестоматия. – М., Просвещение, 1980.
  4. Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1 (История России и её ближайших соседей). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1995.
  5. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. ч.1/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1997.
  6. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург /Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001.
  7. А.А. Данилов. Электронное приложение к учебнику “История 6 класс. Россия с древнейших времён до конца XVI века”. Издательство “Просвещение”, 2009.

Которой была очень красивым городом, имела высокий авторитет в мире. Началом первого государства восточных славян принято считать Киевскую Русь, а посему первой столицей именуется славный город Киев. Однако стольный град князя Кия не был единственным, который носил этот титул. Их было намного больше, о них и причинах их существования мы поговорим в нашей статье.

Немного о государстве

Прежде чем говорить о столицах славянского средневекового государства, уделим ему немного времени и места на странице. Древняя Русь - это государственное образование восточных племен с централизованной княжеской властью, существовавшее с 862 года по 1240 (монгольское нашествие). Оно отличалось высоким развитием культуры, во многом заимствованной из Византии. Зодчие, книгописцы, переводчики, богословы, стекловары прибывали из Константинополя и принадлежащих ему земель. Но многие ремесла также были знакомы славянам (ювелирное дело, ковка, гончарство, художественное дело, деревообработка и так далее), они усовершенствовали свое мастерство, перенимая опыт мира, но сохраняли свою самобытность. На Руси писались летописи, закладывались монастыри, которые становились духовными центрами государства, чеканились монеты, существовал собственный свод законов. Также великими князьями практиковались династические браки, помогавшие укрепить репутацию Руси и благоприятствующие внешнеполитическим отношениям с другими высокоразвитыми странами.

Зачем несколько столиц?

Если следовать официальной версии истории, то первая столица Древней Руси - это, конечно же, Киев. Мать городов русских стала главной в 882 году, когда на берег Днепра высадился с Игорем и, убив Аскольда и Дира, захватил власть. Именно он, согласно летописи, предрек городу большое будущее. Зачем же могущественному государству нужна была другая столица? Древняя Русь, как известно, пережив расцвет при Владимире-крестителе и Ярославе Мудром, пришла в упадок. В первую очередь из-за распрей и междоусобиц. Многочисленные сыновья и внуки, братья и дяди великих князей получали свой удел - город с соседними деревнями, в котором правил каждый из них. Вскоре правителей оказалось больше, нежели земель, также некоторые из них были недовольные тем, какой удел ему назначили. Вот между ними и начиналась борьба за лучшее место под солнцем, за киевский престол, который давал больше прибыли и влияния. Но одни княжества (уделы) были сильнее, другие послабее, князья заключали между собой сделки и нередко шли войной друг на друга.

Пропасть между княжествами росла, Киев постепенно утрачивал свое значение столицы. Зато на арену выходили и другие поселения, которые были главными городами сильных древнерусских княжеств. Это и Великий Новгород, и Чернигов, и Владимир, и Суздаль, и Галич, а позже и Москва. Поэтому в государстве восточных славян была не одна столица: Древняя Русь имела их много, не зря именовалась «Гардарикой», то есть Страной городов.

Первый стольный град

Так какой город считала главным Древняя Русь? Столица под номером один - это Киев, величественный город на Днепре, резиденция митрополита с десятого века. Основанный легендарным князем Кием (или только усиленный им), он стал главным городом Вещего Олега, его преемника Игоря и его потомков до Владимира Мономаха. После этого он считался главным лишь формально и передавался великим князем только второстепенным родственникам. А после вторжения монголо-татар превратился в провинцию, которой потом овладели сначала а затем Речь Посполитая, Московское царство.

Древняя Русь, столица которой, как известно, Киев, заботилась о развитии городов. В главном граде возводились каменные храмы (после принятия христианства), укреплялись крепостные стены, возводились новые ворота, действовали школы и книгохранилища. Многие достопримечательности золотой эпохи государства и сегодня можно увидеть в украинской столице. Это в первую очередь Золотые ворота, Софийский собор, Успенский и Златоверхий Михайловский собор, Троицкая церковь,

Ладога Старая

Есть еще один город, заслуживающий внимания историков - Старая Ладога. Древняя столица Руси номер два возникла в середине восьмого века, а в 862 - 864 годах была резиденцией Рюрика. Согласно летописям, после этого легендарный князь отбыл в Новгород, город, который в будущем получил титул «Великий». Сегодня здесь можно увидеть Успенский собор и Георгиевскую церковь, возведенные во второй половине двенадцатого века.

Старая Ладога сегодня - это небольшая деревня, возраст которой около двенадцати веков. Последние археологические исследования дают возможность предполагать, что поселение основали выходцы из североевропейских стран. Это была стоянка, где ремонтировались суда и строились новые корабли,

Рюриково городище в Новгороде

Столица Древней Руси Ладога утратила свой титул, поскольку Рюрик уехал в новый град, расположенный примерно в двух километрах от центральной части современного города. Сейчас он привлекает уникальными памятниками архитектуры княжеских времен, ведь не был тронут монгольской ордой, а, следовательно, не был разграблен и разрушен. Это Николо-Дворищенский, Софийский, Георгиевский соборы, Антониев монастырь, церкви Спаса, Рождества Богородицы, Благовещенья, Петра и Павла, Параскевы-Пятницы.

Расцвет града пришелся на период Новгородской республики, когда все важные решения о жизни государства принимались не вече. Существовала она с 1136 по 1478 год, а ее территория простилалась на сотни километров - от Уральских гор до Балтийского (или Варяжского) моря. В нем развивались ремесла, велась оживленная торговля, строились каменные здания, писались летописи и книги.

Сегодня Новгород (столица Древней Руси и Новгородской республики) можно смело называть туристической Меккой России, поскольку сохранил свое лицо сквозь тысячелетие.

Владимир-на-Клязьме

Еще одной столицей древнерусского государства считается Владимир, который был главным в период 1243 - 1389 годов. Град основал Владимир Мономах в 1108 году, а через полвека в него перенес свою резиденцию Андрей Боголюбский. Расцвет поселения пришелся на правление Всеволода Большое гнездо, которому подчинялись все земли, кроме Полоцка и Чернигова. О той славной эпохе во Владимире напоминают Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

Заключение

Под ударами нукеров хана Батыя, к сожалению, прекратила свое существование Древняя Русь. Столица ее утратила свое влияние и на много лет оказалась в руинах, забывались ремесла, которые были невостребованными в Золотой Орде. Но страна постепенно оправлялась от тяжелого удара, росли новые поколения людей, которые сначала подчинялись монгольскому игу, а потом и сбросили его. Таким образом, Русь снова возродилась и вошла в новое время с новым лицом.

Измерить культурное значение того или иного города достаточно сложно. Некоторые города оставили свой след в искусстве или архитектуре, другие имели влияние на политическую ситуацию своего региона или страны в целом. Есть города, которые имеют важное значение для всех творческих натур или занимают особое место в истории литературы. В некоторых случаях, города оказывали огромное влияние на целый регион в свое время, но это влияние уже не ощущается сегодня.

Если принять во внимание все перечисленные факторы, то можно выделить следующие десять городов в качестве наиболее важных культурных столиц древнего мира.

✰ ✰ ✰
10

Куско, который сейчас находится на территории Перу, когда-то был столицей империи инков, которая достигла своего расцвета в XV веке. Использовав Куско в качестве основной базы, инки завоевали территорию от Кито до Сантьяго, что сделало эту империю крупнейшей в мире на то время. Всего лишь 40 тысяч человек контролировали около десяти миллионов поверженного населения, что было явно выше их возможностей, чем позже и воспользовались в своих интересах испанские конкистадоры.

Сам город Куско является одним из старейших городов в Западном полушарии. Наиболее древние сохранившиеся постройки находятся в крепости Саксайуаман. Она построена из камней, которые весят суммарно около 300 тонн, и потребовалось 80 лет, чтобы 20 тысяч рабочих смогли закончить ее строительство.

Куско пришел в упадок даже до того как сюда прибыли первые европейцы. Это произошло из-за эпидемии некоторых европейских болезней, например, оспы (в результате погибло 65-90% населения).

✰ ✰ ✰
9

Ксанаду (Занаду, Шанду)

«В стране Ксанад благословенной
Дворец построил Кубла Хан»

Так начинаются бессмертные строки Кольриджа, написанные, как и многие хорошие произведения, в разгар опиумного сна. Но когда мы лишим Ксанаду этой романтической привлекательности, что нам останется? Шанду, Китай.

В конце XIII века Хубилай, внук Чингисхана, сделал Шанду своей резиденцией. Поэма Кольриджа и длинное описание города, которое сделал Марко Поло после того как посетил его в 1275 году, сделали Шанду олицетворением богатства. Это, вероятно, преувеличивает настоящую историческую важность города. Хубилай вскоре перенес свою резиденцию в Жонгду, хотя еще некоторое время Шанду оставался летней столицей монгольских императоров Китая.

«Ксанаду» как романтическая идея, тем не менее значительно повлиял на западную культуру.

✰ ✰ ✰
8

Бухара

Регион вокруг Бухары, в настоящее время это место современной столицы Узбекистана, был заселен, по крайней мере, в течение 5000 лет, а сам город просуществовал около половины этого времени. Он стал известен благодаря своему стратегическому положению на Шелковом пути, движение торговцев по которому началось около 2000 лет назад.

Бухара, наряду с близлежащими городами — Самаркандом и Ташкентом, была главным перевалочным пунктом на этом торговом маршруте. В эпоху саманидов, Бухара стала центром арабского образования, с которым мог соперничать только Багдад. С 900 г. н.э. и далее сюда массово съезжались художники, поэты и ученые. Один ученый, который был свидетелем той эпохи, назвал город «местом встречи уникальных фигур всей эпохи, местом взращивания литературных звезд мирового значения, а также форумом для выдающихся деятелей того времени».

Тем не менее, вкусы путешественников отличались даже 1000 лет назад. Другой поэт того периода назвал Бухару «анусом мира».

✰ ✰ ✰
7

Хотя его историю можно проследить, по крайней мере, до 2000 до н.э., Вавилон не был действительно важным культурным центром, пока не пришло время правления Навуходоносора II (605-561 до н.э.). В это время Вавилон был самым крупным городом в мире.

Сердцем города был Эсагила, храмовый комплекс, посвященный богу Мардуку, и Этеменанки — зиккурат, который, вероятно, стал основой для библейской истории о Вавилонской башне. Висячие сады Семирамиды считались одним из семи чудес света (хотя некоторые недавние исследования показывают, что сады находились в соседнем городе Нинивех).

Во времена правления персов город потерял свое влияние и пережил кратковременное возрождение при Александре Великом, который сделал его образовательным и торговым центром своей недолгой империи.

✰ ✰ ✰
6

Багдад

Багдад не был значимым городом пока в 762 г. до н.э. Аббасид халиф аль-Мансур не сделал его своей столицей. Аббасид контролировал огромную империю, которая простиралась от современного Марокко на западе до Афганистана на востоке, и Багдад быстро стал самым богатым городом в мире.

Багдад был также культурным и научным центром. Здесь на арабский язык переводились древнегреческие тексты, произведениям Аристотеля, Галена, и многих других обеспечивалась сохранность. Такие ученые, как Рази и аль-Кинди сделали существенный прорыв в области медицины, философии и астрономии. Обсерватория, созданная халифом Мамуном была, по всей видимости, первым в мире крупномасштабным научным проектом, финансируемым государством.

Если бы не было Багдада, вполне возможно, что связь между древним миром и нами была бы гораздо менее прослеживаемой.

✰ ✰ ✰
5

Основанная Александром Македонским в 331 г. до н.э в дельте реки Нил, Александрия в свое время считалась самым крупным городом в мире.

Огромный маяк, построенный на острове Фарос в Александрии, имел высоту более 110 метров и смог простоять почти тысячу лет. Мусейон, в котором разместились знаменитая библиотека Александрии, часто посещали величайшие ученые той эпохи. Среди них были Евклид (отец геометрии), Птолемей (знаменитый географ), Плотин (философ) и Архимед, человек, известный своим восклицанием «Эврика!».

После падения Западной Римской империи, многие древние тексты сохранились в Александрии в оригинале до их перевода на арабский язык. В этот мрачный период упадка Рима и подъема ислама, Александрия была островом здравомыслия в море фанатизма.

Кстати, именно в Александрии был сделан перевод Ветхого Завета с еврейского на греческий язык — Септуагинта.

✰ ✰ ✰
4

Этот список был бы неполным без Рима, который, несомненно, был огромной частью западного культурного развития. Все мы знаем историю Республики, ее завоевания Европы, и ее постепенного погружения в декаданс под управлением, в основном, жестоких и бездарных императоров.

Едва ли существует такая отрасль знаний, которая не испытала бы на себе влияния римских мыслителей. Искусство, архитектура, право, политика, языки – ничего из этого не было бы таким как сейчас, если бы Рима не существовало.

✰ ✰ ✰
3

Афины

Если бы вы родились в аристократической афинской семье в 480 г. до н.э., вы бы провели свои юношеские годы, смотрели пьесы Эсхила в исполнении самого «отца трагедии». В зрелом возрасте вы бы встретили двух молодых драматургов Софокла и Еврипида. Король комедии Аристофан, а также историки Геродот и Фукидид, присутствовали бы на ваших попойках. Сократ приставал бы к вам на рынке. Вся карьера Перикла, великого полководца, который всего на 15 лет старше вас, прошла бы перед вами.

И, наконец, в старости вы бы увидели, как Афины потерпели поражение от Спарты и ее союзников, а Сократ был умерщвлен своими согражданами. В одной жизни вы бы смогли увидеть всю золотую эру этого города и развитие западной цивилизации.

✰ ✰ ✰
2

Кносс

Кносс был образован около 2000 г. до н.э. минойцами, которым в конце концов удалось образовать единую цивилизацию на острове Крит. Минойцы были отличными торговцами и художниками, их достижения в керамике и архитектуре вскоре распространились и в другие регионы в Средиземноморье. Это была самая ранняя цивилизация такого типа в Европе, и можно утверждать, что Кносс является родиной европейской «высокой культуры».

Кносс также является местом рождения нескольких важных этапов в истории письменности. Линейное письмо А (система записи) было изобретено минойцами. Микенцы, которые впоследствии вторглись на Крит, приспособили этот режим записи в линейное письмо B, о чем свидетельствуют самые ранние документы на древнегреческом языке.

✰ ✰ ✰
1

Этот город может быть спорным выбором для первого номера подобного списка, но кто сможет отрицать влияние Варанаси на культурную и религиозную историю Азии?

Один из старейших непрерывно населенных городов в мире (начиная, по крайней мере, с 2000 до н.э.),

Варанаси является религиозной столицей индуизма. Он также является одним из самых важных мест для буддистов: Гаутама Будда, как говорят, провел свою первую в истории проповедь недалеко от этого города. Джайны почитают Варанаси как место паломничества, и город также играет важную роль в развитии сикхизма.

Культурное влияние Варанаси продолжается и по сей день. Многие индусы предпочитают умереть здесь, в надежде, что такой конец жизни, встреченный на берегах Ганга, освободит их от нового цикла перерождений. Также Варанаси остается важным центром искусства и музыки.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья 10 культурных столиц древнего мира . Спасибо за внимание!

Ежели кто знает, герб какого города изображён на этой иллюстрации,

тот пусть сидит молча со скучающим видом или же читает пост дальше. Вдруг тоже из хорошо забытого старого, откроет для себя нечто новое.
А ежели на этот пост обратит внимание потомок гордых укров, то оному,
тем паче необходимо сидеть и вникать в то, о чем написано ниже..

В прошлые выходные отмечались дни рождения городов Москвы и Тулы. Обратил внимания на тот факт, что моя родная Тула, оказывается на год старше Москвы. В этой связи мне захотелось узнать, как самые старые города в нашей стране. Надо сказать, что Тула и Москва в десятку старейших не попали.


10. Рязань. Население: 532 772 человек


Рязань открывает наш Топ самых древних городов страны. Название города произошло от территории княжества, в начале 11 века располагавшегося на правом берегу Оки. Туризм в Рязани широко развит, ведь земля, на которой она построена — древнейшая территория России. Здесь есть на что посмотреть: Свято-Иоанно-Богословский монастырь, Троицкий монастырь, Рязанский исторический музей-заповедник и многое другое.

9. Ярославль. Население: 603 961 человек


Один из самых старых городов России ведет свою историю с 1010 года. В прошлом, Ярославль гордо носил звание «город ста церквей». Сейчас их осталось всего тридцать. Посмотреть все церкви можно за один день. В Ярославле сохранилось множество старых соборов и памятников архитектуры, что не удивительно, ведь он входит в Золотое кольцо России. Самой главной достопримечательностью в историческом центре города является Спасо-Преображенский собор (не путать с одноименным монастырем), построенный в 1516 году.

8. Казань. Население: 1 205 651 человек


Казань была основана в 1005 году как форпост на границе Волжской Булгарии. Один из самых древних городов России имеет многовековую богатую историю и уникальное культурное и историческое наследие. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одной из главных достопримечательностей в городе является Казанский Кремль, построенный из белого кирпича. А мечеть Кул Шариф считается главным символом республики Татарстан.

7. Владимир. Население: 362 581 человек


Город-музей основан в 990 году. Является одним из самых древних в стране, входит в Золотое кольцо России. Про Владимир говорят: «даже больницы города, магазины и аптеки являются памятниками архитектуры, построенными нашими предками». И никакого преувеличения в этом описании нет. Многим домам в городе более 300 лет. А всемирно известные Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы входят в список ЮНЕСКО.

6. Муром. Население: 110 746 человек


Первые упоминания о Муроме проскальзывают в «Повести временных лет». Именно из этого древнего источника удалось установить происхождение названия города. В древние времена на этой территории жило одно из племен финно-угорского происхождения под названием «муромы». Князь Владимир в 988 году отдал город в управление своему сыну Глебу. Именно он и стал первым правителем Мурома. Туристам будет интересно посмотреть на Спасо-Преображенский монастырь, являющийся самым старым в стране.

5. Суздаль. Население: 9978 человек


В древних источниках есть несколько упоминаний об этом городе. Одно датируется 1024 годом. В нем описывается восстание волхвов. Второе, 999 годом, в котором говорится, что Суздаль был основан в результате слияния нескольких поселений. В настоящее время один из самых старых городов входит в Золотое кольцо России. На его территории расположено огромное количество памятников, равных которым нет нигде в стране.

4. Смоленск. Население: 330 049 человек


Город-герой впервые упоминается в 946 году в «Повести временных лет» как поселение племени кривичей. А через двадцать лет князь Олег захватил Смоленск и присоединил его к Древней Руси. Князем города он сделал своего сына Игоря, но тот, по малолетству не мог выполнять управленческие функции, поэтому Смоленск контролировался из Киева. Из главных достопримечательностей древнего города России стоит отметить Борисоглебский монастырь, церковь Иоанна Богослова, и Успенский собор.

3. Великий Новгород. Население: 221 954 человек
Этот древний город был построен в 859 году. Его по праву можно назвать уникальным, ведь таких памятников архитектуры не встретить ни в одном другом городе мира. А атмосферу Новгорода, получившего бронзу рейтинга самых старых городов страны, не спутать ни с чем. Связано это с тем, что город был построен на месте, где происходили многие важные события Руси. Туристам стоит посмотреть на главную достопримечательность Великого Новгорода — Софийский собор. Его часто называют религиозным центром страны. А Новгородский кремль является одним из самых красивых строений в стране.

2. Старая Ладога. Население: 2012 человек


Старая Ладога, занявшая в рейтинге самых старых городов России второе место, была основана в 753 году. Но исторические свидетельства показывают, что еще до основания города, здесь жили люди. Интересно, что первый князь Древней Руси — Рюрик, был выходцем из Старой Ладоги. Так как город находился близко к территориям враждебных государств, он был первым форпостом на пути иноземцев. Его не раз разрушали и отстраивали заново. Деревянную крепость Старой Ладоги в 9 веке заменили на каменную, что позволило ей стать первой крепостью в стране из этого материала.

1. Дербент. Население: 121 251 человек


Дербент по праву считается самым старым городом России. Ведь его история насчитывает целых 5 000 лет! Он был основан тогда, когда Древней Руси еще в проекте не существовало. Самые ранние упоминания о городе датированы источниками 6-го века до нашей эры. Но тогда он носил название Каспийские ворота. В состав Российской империи Дербент вошел лишь в 1813 году, после того, как был подписан договор о перемирии с Персией. Обладая столь длительной историей, было бы удивительно, если бы город не имел древних памятников. Из самых известных: построенная в 8 веке мечеть Джума, и крепость Нарын-Кала, возрастом 2500 лет.

Ну, думаю, кто не знал, тот уже догадался, что на иллюстрации к этому посту изображён герб города...


Не знаю, с каких буёв потомки юпитерианских дельфинов, кои в наши века заселили Киев и его округи, решили присвоить образ столицы древней Руси - Ладоги.
И почему Киев считается матерью, городов русских. Ведь по сути, столицей он стал только третьим по счёту.

Теперь о столицах Руси

Замечено, что на тему «столица Руси», к сожалению, происходит немало спекуляций. К примеру, на Украине поддерживается теория о том что главной, исторической и чуть ли не единственной легитимной столицей Руси (имеются в виду и границы древнерусского государства, и его современные «наследницы»: Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев. Аргументы этому приводятся разнообразные, основными из которых можно назвать, наверное, два:


  • Киев — это исконная и первоначальная столица Руси.

  • Киев очень долго был столицей.

  • Ну, что ж...

1. Ладога (862 — 864) это 2 года.

Возникшая в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно данной версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Великий Новгород.

Ладога - не только один из самых древних городов в России, это еще и один из самых древнейших славянских форпостов, который постоянно подвергался атакам северных соседей. Крепость сжигалась, разрушалась, но снова и снова восставала из пепла, ставя заслон захватчикам. В IX веке деревянные стены ладожской крепости были заменены на каменные, выложенные из местного известняка, и Ладога стала первой каменной крепостью на Руси.

2. Новгород (862 — 882) — это 20 лет.

Согласно другим летописям, первой столицей Древнерусского государства стал Великий Новгород.

Великий Новгород — один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».
3. Киев (882 — 1243) это 361 год.

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. С принятием Русью христианства в конце X века Киев становится резиденцией русского митрополита.

Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени.

В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня «стольный город» и эпитет «первопрестольный». Киев получил наименование «Матери городов русских», что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю.

Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель.

С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси». Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица.

В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир.
После монгольского (а затем литовского) нашествия происходила массовая миграция русского населения из Киева и близлежащих земель на неосвоенные и малоплодородные земли Залесья (участка Владимиро-Суздальской Руси), куда нечасто доходили татары. Фактически, русские (не все, конечно, а те, у кого хватало на это воли и сил) ушли из захваченного Киева и на чистом месте создали новое государство, а Москва из княжеской охотничьей заимки за сто лет превратилась в его столицу. Поэтому же, кстати, согласно относительно недавним исследованиям, у нынешних великороссов и тюркских народов нет общих генов
В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство.

4. Владимир (1243 — 1389) — это 146 лет.

Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский.

Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям.

Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка, и отныне владимирские князья стали именоваться «великими».

Панорама Владимира — Золотые ворота и Троицкая церковь Фото: bestmaps.ru

После Монгольского нашествия (1237—1240) все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла — Улуса Джучи или Золотой Орды. И именно великие князья Владимирские были номинально признаны в Орде старейшими во всей Руси. В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси».

5. Москва (1389 — 1712) + (1918 н. в.) = 421 год


Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского — Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы.

В 1325 году в Москву из Владимира переехал митрополит.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства — Государства Российского.

6. Санкт-Петербург/Петроград (1712 — 1918) — это 206 лет.
В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город.


Таким образом, ни по исконности, ни по продолжительности Киев не имеет права именоваться «единственно правильной» столицей Руси, ровно как и любая другая столица за всю историю Руси.

Замечено, что на тему «столица Руси», к сожалению, происходит немало спекуляций. К примеру, на Украине поддерживается теория о том что главной, исторической и чуть ли не единственной легитимной столицей Руси (имеются в виду и границы древнерусского государства, и его современные «наследницы»: Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев. Аргументы этому приводятся разнообразные, основными из которых можно назвать, наверное, два:

  • Киев — это исконная и первоначальная столица Руси.
  • Киев очень долго был столицей.

Ну что ж… Давайте проверим хотя бы элементарно по Википедии:

Ладога (862 — 864) — это 2 года.

Возникшая в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно данной версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Великий Новгород.

Ладога – не только один из самых древних городов в России, это еще и один из самых древнейших славянских форпостов, который постоянно подвергался атакам северных соседей. Крепость сжигалась, разрушалась, но снова и снова восставала из пепла, ставя заслон захватчикам. В IX веке деревянные стены ладожской крепости были заменены на каменные, выложенные из местного известняка, и Ладога стала первой каменной крепостью на Руси.

Новгород (862 — 882) — это 20 лет.

Согласно другим летописям, первой столицей Древнерусского государства стал Великий Новгород.

Великий Новгород — один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».

Фото: strana.ru
Киев (882 — 1243) — это 361 год.

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. С принятием Русью христианства в конце X века Киев становится резиденцией русского митрополита.

Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени.

В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня «стольный город» и эпитет «первопрестольный». Киев получил наименование «Матери городов русских», что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю.

Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель.


С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские - чаще правили лично. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси». Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица.

В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир. В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство.

Владимир (1243 — 1389) — это 146 лет.

Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский.

Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям.

Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка, и отныне владимирские князья стали именоваться «великими».


Панорама Владимира — Золотые ворота и Троицкая церковь Фото: bestmaps.ru

После Монгольского нашествия (1237-1240) все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла - Улуса Джучи или Золотой Орды. И именно великие князья Владимирские были номинально признаны в Орде старейшими во всей Руси. В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси».

Москва 1.(1389 — 1712) — это 323 года

Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского - Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы.

В 1325 году в Москву из Владимира переехал митрополит.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства - Государства Российского.