Развитие культурной политики. Культурная политика. Культурная политика: история вопроса

Попытки решения социокультурных проблем в современной России разнородны: их предпринимают всевозможные малые группы, институциональные и общественные организации, по-разному относящиеся к происходящим изменениям. В таких условиях решающая роль принадлежит государственной культурной политике. Как уже сказано, ее приоритетное направление сегодня — помощь членам общества в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни средствами культуры (прежде всего массовой), совершенствование технологического, кадрового, организационного обеспечения этой сферы. Иными словами, в России должна быть сформирована современная индустрия культуры, которая обеспечивает массовую аудиторию качественной культурной информацией и помогает ей применить полученные сведения с пользой для каждого члена общества и для общества в целом. Эта задача должна решаться на основе максимально эффективного использования существующих учреждений культуры и средств массовой информации. Конечной целью является формирование в России современного информационного общества, достойно вписывающегося в мировое информационное пространство.

В условиях переходного общества культурная политика должна быть социально ориентированной и опираться на межотраслевое взаимодействие. Следует также отказаться от устаревшей практики строить культурную политику на основе усредненных показателей. Она должна быть дифференцированной.

Во-первых, необходимо четко разделять стратегии поддерживающие (сохранение и развитие существующих институтов и объектов культуры) и модернизирующие (продвижение организационных, технологических, культурно-информационных нововведений). Это поможет лучше организовать функционирование соответствующих учреждений культуры и органов отраслевого управления.

Стратегические решения дифференцируются в зависимости от степени готовности регионов к модернизационным преобразованиям. Учет специфики регионов с «зонами роста», с «точками роста» и «депрессивные» - позволяет строить адресные программы.

Рационализация государственной культурной политики тем более важна, что в стране сегодня систематическим комплексным решением представленных выше проблем не занимается ни одно ведомство. Чтобы они эффективно решались, прежде всего следует отказаться от порочной практики пренебрежительного отношения к сфере культуры и ее финансирования «по остаточному принципу». Следует уделить особое внимание разработке критериев отбора приоритетных стратегических направлений в решении социально значимых культурных проблем. Это поможет преодолеть сложившуюся сегодня практику принятия случайных, бессистемных, несогласованных друг с другом решений.


Исходя из этих целей, основными стратегическими направлениями культурной политики Российской Федерации в ближайшие пять лет (до 2012года) представляются следующие.

Оптимизация имущественных отношений в сфере культуры, прежде всего в области культурного наследия (повышение эффективности его использования и усиление мер по его сохранению).

Оптимизация применения в сфере культуры законодательных норм, разграничивающих полномочия федерального центра и субъектов Российской Федерации и регулирующих деятельность органов местного самоуправления; иными словами — обеспечение реального единства культурного пространства страны.

Поддержка деятельности общественных структур , способствующих созданию механизмов саморегуляции творческих и общекультурных процессов, постепенный отказ от прямого участия государства в освоенных этими структурами сферах деятельности, использование их в качестве экспертного ресурса при подготовке решений на государственном уровне.

Последовательное увеличение роли и удельного веса программных методов управления и финансирования отрасли, что позволит придать реализации культурной политики системный характер и повысить эффективность бюджетного финансирования, ориентируя его на конкретный результат.

Необходимая адаптация норм бюджетного, налогового, земельного кодексов, а также таможенного законодательства к специфике деятельности учреждений культуры и творческих организаций с целью избежать избыточной коммерциализации культуры , обеспечить социальную доступность основных услуг в сфере культуры и поддержать некоммерческие инновационные проекты.

Создание и развитие на всей территории России сети базовых центров и учреждений культуры и массовых коммуникаций , соответствующих по своим техническим параметрам европейским стандартам и способных обеспечить единый уровень обслуживания во всех регионах страны.

Одним из основных пунктов государственной культурной политики на современном этапе должно быть также четкое понимание соотношения рыночных и нерыночных принципов функционирования культуры в нашей стране. Представление о возможности перевода всей культуры на рыночные «рельсы» должно быть решительно отвергнуто как иллюзорное: чем заметнее будет влияние рынка на отдельные виды культурной деятельности, тем большим будет становиться участие (и финансовое, и организационное) государства во втором, нерыночном секторе культуры. Иначе гарантировать свободу творчества и доступ к культурным ценностям невозможно. Иными словами: чем больше рынка в культуре, тем больше здесь и государственных обязательств.

Новый подход должен определять и международные приоритеты. Поддержка конкурентоспособности в сфере культуры и массовых коммуникаций предполагает не только проведение соответствующих мероприятий за рубежом, но и, в первую очередь, интеграцию деятелей отечественной культуры и художественного производства в мировую систему разделения творческого труда. Первоочередными становятся задачи продвижения на мировой рынок российских компонентов глобальной массовой культуры.

Все это имеет прямое отношение к имиджу России и ее культуры в других странах. Он сегодня не лишен позитивного характера, однако в нем преобладают мотивы, связанные с традицией и наследием. Между тем нужно дополнить этот имидж чертами современной российской культуры — смелой, актуальной, восприимчивой к новациям и эксперименту. Такая культура непременно включает современное искусство, дизайн, современные формы интерпретации наследия и новые высокотехнологичные отрасли (компьютерные, медиа и др.).

В этом контексте особенно важна наша деятельность по поддержке и распространению русского языка в других странах. Мы уже проводим целый ряд мероприятий, присуждаем литературные премии русскоязычным писателям, организуем конкурсы дикторов, обмен студентами и летние школы для славистов разных стран. Однако эта деятельность нуждается в расширении и большей нацеленности на конечный результат — повышение международного престижа России.

Культурная политика в реформирующимся российском обществе

В период сохраняющей транзитивности, проблемы культурной политики, стоящие перед российским обществом, могут быть сформулированы следующим образом:

  • во-первых, это расхождение между значительным объемом накопившихся культурных изменений и неадекватным уровнем институционального развития. Социально значимой проблемой стало ослабление индивидуальных и общественных стимулов, побуждающих людей к освоению новых знаний и навыков, необходимых для нормальной, полноценной жизни в меняющихся условиях, для упорядочения культурно-информационной среды. Возможности государственной социально ориентированной культурной политики — в более эффективном использовании существующих и создании новых ресурсов, способствующих такому освоению, в разработке и распространении соответствующих социокультурных технологий;
  • во-вторых, это расхождение между характерными для развитых обществ высокими материальными запросами и медленным накоплением предпосылок для всесторонней модернизации в стране. Социально значимой проблемой стала массовая привычка претендовать на государственную помощь без особой затраты усилий на создание новых и сохранение прежних общественных благ.

Эти проблемы не могут решаться чисто экономическими методами. Именно в сфере культуры, на уровне массового сознания нужно стимулировать мотивации и наращивать потенциал модернизации России.

Совершенно очевидно, что современная Россия в немало степени ориентирована на образцы и ценности развитых западных стран, в широком смысле — постиндустриального общества, нежели на сохранение раннеиндустриальных или доиндустриальных моделей общественных отношений. В этих условиях государственная политика предполагает, с одной стороны, целенаправленное и несравненно более активное укрепление модернизационных тенденций, без чего сегодня невозможны ни партнерские, ни конкурентные отношения в геополитическом контексте; с другой — контролируемые социокультурные изменения, обеспечивающие максимально бесконфликтное сосуществование модернизационных и традиционных элементов культуры.

Еще раз подчеркнем: подобного рода преобразования не могут быть осуществлены только экономическими средствами. Нужны также серьезные меры культурного (социокультурного) характера на государственном уровне. Предложения экономистов, направленные на формирование современных рыночных отношений, не имеют успеха у значительного большинства членов общества, поскольку они разрабатываются без оценки степени готовности различных социокультурных групп к таким преобразованиям. Можно даже сказать, что при разработке государственной экономической политики, в отличие от развитых стран, социальные, демографические и, прежде всего, культурные факторы у нас часто просто не принимаются во внимание, хотя воплощать в жизнь принимаемые решения должны не абстрактные экономические единицы, а вполне конкретные члены общества, с их социальными и культурными различиями. Соответственно, соотношение социальных выгод и затрат при принятии экономических решений не оценивается.

Именно поэтому сегодня России нужна рациональная и последовательная культурная (даже социокультурная) политика , которая должна быть органично увязана с главными целями развития страны. Она не может опираться на механическое заимствование даже самых удачных образцов из развитых и развивающихся стран. Модернизационные процессы во всех сферах российской жизни могут быть успешно осуществлены только при глубоком понимании культурных особенностей современного проблемного поля России в его внутренней и международной обусловленности.

В политике такого рода неизбежно сочетание разумной охранительной ориентации (поддержание эффективных наличных культурных форм и институтов) и ориентации инновационной (распространение необходимых для страны модернизационных образцов).

Социально ориентированная культурная политика предполагает:

  • разработку специальных форм и технологий социального участия для повышения качества жизни членов общества собственными силами;
  • обновление программ образования, просвещения, приобретения практических навыков, помогающих решать сегодняшние личные проблемы социально приемлемыми способами.

Для решения этих задач в стране существует огромный, слабо используемый, а точнее, практически не используемый потенциал. Однако сегодня, как уже сказано, налицо расхождение между содержанием культурной информации, передаваемой институциональными средствами (учреждениями образования, культуры, СМИ), и сведениями, действительно необходимыми гражданам для социальной адаптации в меняющихся условиях. Есть все основания говорить, что информация, которая в наши дни предоставляется институциональными средствами, не соответствует реальности — она может создать лишь искаженное, невнятное представление о современном состоянии российского общества и культуры, о причинах текущего кризиса и возможностях выхода из него. С помощью социально ориентированной культурной политики можно и нужно организовать распространение адресно направленной информации нуждающимся в ней социальным группам, содействовать формированию механизмов для эффективного социального взаимодействия, которое только и может обеспечить преодоление кризиса.

Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня необходимой и приоритетной составляющей государственной социокультурной политики является организация массового просвещения . Разработка современных адресных просветительских программ позволит в широких масштабах распространять образцы рациональной организации общественной жизни, способствовать созданию новых, социально полезных форм организации информационного общества, помогающих решить ряд приоритетных социокультурных задач. Прежде всего нужно свести к минимуму мифологические и не всегда соответствующие действительности объяснения положения дел в современной России.

При этом надо учитывать, что просвещение масс сегодня осуществляется преимущественно в формах массовой аудиовизуальной культуры — по таким каналам, как радио и телевидение, кино и видео, Интернет. Значительную роль здесь призваны сыграть и традиционные виды искусств — литература, музыка, живопись. Огромное значение в современных условиях имеет формирование жизненной среды человека: архитектура, промышленный дизайн, ландшафтный дизайн и многое другое.

Культурная политика, в широком понимании - это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества.

Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями государство должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, государство обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять задачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально-значимых групп и слоев общества. И главная задача при этом в том, что на государство возлагается ответственность за развитие культуры, когда государство выступает главным гарантом реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и равного доступа к ценностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для доступа к культурным благам.

Государство осуществляет управление обществом и ему как единственному субъекту принадлежит право законодательного регулирования культурной жизни. С этих позиций, суть культурной политики можно представить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Следует выделить два больших блока приоритетных направлений культурной политики:

Одним из главных направлений культурной политики - сохранение потенциала культурного наследия. Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, который требует бережной защиты т передачи следующим поколениям. При этом главная задача состоит в том, чтобы создать прочную связь между сохранением культурного наследия и социально-экономическими стратегиями развития города, региона и т.д. Одним из самых эффективных средств доступности культурных ценностей и источником сохранения наследия становится туризм. = другим важным направлением культурной политики является поддержка творчества не только как самовыражения человека в области искусства, но и решение проблем в создании нового образа жизни, поддержку культурных инноваций. Для реализации этих направлений важное значение приобретает анализ возможностей индустрии культуры.

Индустрия культуры активнее других секторов экономики развивается в последние 20 лет так называемой постперестроечной России. Сфера индустрии культуры характеризуется интенсивным развитием, здесь создаются тысячи рабочих мест, во многих странах мира продукция индустрии культуры составляет крупную долю национального продукта. Кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей развиваются на коммерческой основе, что, конечно же, накладывает отпечаток на качество продукции индустрии культуры. Поэтому в этом процессе большую роль должно играть государство.

Одним из главных направлений культурной политики как на международном, так и на национальном уровне является сохранение потенциала культурного наследия. Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта и культурных достижений общества. Культурное наследие – это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной идентичности.

Интенсивные изменения в обществе порождают все новые и новые проблемы сохранения и возрождения культурного наследия. В условиях динамичного мира оно подвергается угрозам от загрязнения окружающей среды, уничтожается в результате военных действий, разрушается при ограниченных ресурсах, недостатке знаний, страдает от неконтролируемого туризма.

К сожалению, во всем мире существуют проблемы, связанные с использованием культурного наследия для достижения экономических целей, с незаконной торговлей произведениями искусства, нечестной продажей изделий народных промыслов, манипулированием деятельностью музеев. Нуждаются в проработке вопросы доступности архивов и музейных коллекций, развития исследований по интерпретации культурного наследия и т.д.

Главная задача состоит в том, чтобы использовать культурное наследие в интересах развития. Стратегии такого рода должны складываться прежде всего на региональном уровне с учетом социально-экономических особенностей территорий, интересов и запросов населения, культурного потенциала региона в целом, но не замыкаться на этом. Богатства культуры различных народов могут и должны быть основой для их взаимодействия.

Эффективным средством, повышающим возможности доступа к культурным ценностям, фактором сохранения наследия становится туризм. С его помощью возможно ускорить реализацию проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Выполняя функции социальную, культурную, эстетическую, туризм вместе с тем выступает важнейшим фактором самофинансирования наследия, источником инвестиций в его сохранение.

Туризм не должен развиваться только внутри себя, как это часто происходит сегодня, – необходимо, чтобы доходы от использования культурных ресурсов возвращались в сферу культуры и употреблялись для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании этого процесса заметная роль принадлежит государственным органам, которые выполняют координирующую функцию при взаимодействии заинтересованных сторон, способствуют созданию правовой среды, обеспечивающей развитие туристической отрасли.

Другое приоритетное направление культурной политики можно охарактеризовать как «поддержка творчества» в широком значении этого слова – имеются в виду не только самовыражение человека посредством искусства, поддержка культурных инноваций, но и разрешение проблем в любой области, создание нового образа жизни.



Важнейшие задачи культурной политики, которые можно отнести к сфере преобразования окружающей действительности на основе творческого воображения и инициативы, связаны не только с поддержкой развития профессионального творчества и профессионального художественного образования, но и с усилением роли деятелей и институций культуры в решении социально-политических задач, в формировании социально активной личности *.

Среди современных аспектов продвижения коллективного и индивидуального творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации культурного диалога следует назвать анализ возможностей индустрии культуры. Этот сектор характеризуется феноменом одновременного присутствия и отсутствия государства, особенно в отраслях, которые совсем недавно были неизвестны и по отношению к которым до последнего времени не было каких-либо стратегий управления (диски, компакт-диски, видео)*.

* См.: Культурная политика России. С. 218.

Сфера индустрии культуры в мире интенсивно развивается, в ней создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную долю национального производства в каждой стране* . В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способствующая распространению соответствующей продукции той или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в общественном развитии, в генерации культурного достояния.

* См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. 4.1. М., 1994. С. 339-340.

То, что такие формы культуры, как кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей, развиваются преимущественно на коммерческой основе, не может не накладывать отпечаток на качество продукции. При этом, если рынок будет единственным арбитром качества продукции индустрии культуры, то творчество в этой сфере может быть скомпрометировано, и решения, которые здесь принимаются преимущественно на основе коммерческого критерия, могут наносить вред культурной составляющей. В первую очередь это касается малоизвестных творцов и новых форм эстетического выражения. В то же время продвижение действительно конкурентоспособной продукции – залог предотвращения опасности монокультуры. Создатели, художники, антрепренеры должны обладать возможностями для полноценной деятельности в национальной индустрии культуры, создавать ту продукцию, которая была бы конкурентоспособна на глобальных рынках. Для этого в сфере культуры необходимы усиление взаимодействия между государственным, бизнес-секторами, различными организациями гражданского общества, осуществление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению культуры и ее распространению в средствах массовой информации.

В условиях, когда мир движется к взаимозависимости, в сфере индустрии культуры более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество между правительствами разных стран. Вот направления, по которым оно могло бы развернуться: содействие развитию общих рынков; создание сетей для обмена информацией, развитие телекоммуникаций; совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов; защита прав художника, актера; обмен актуальным опытом; обучение.

В 90-х гг. индустрия культуры в России развивалась довольно быстрыми темпами, несмотря на экономический спад. Государство пытается регулировать некоторые процессы в области производства кинофильмов, телевизионного вещания, радиовещания, в выпуске аудио- и видеозаписей, массовой литературы. Вместе с тем многие сферы пока остаются без его влияния, развиваясь по рыночной парадигме. Внимания требует и российское кино как средство проведения политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям.

Развитие кино, которое воплощает в себе и искусство, и производство, диктует необходимость создания слаженного организационно-правового и экономического механизма, обеспечивающего «достижение социокультурных задач государства в сочетании с нормализацией рыночного товарного оборота в сфере производства и проката кинопродукции»*.

* Федеральная программа «Культура России». 2001-2005 гг. // Культура. 2000. 7-13 сент. С. 10.

Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями оно должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, оно обязано проводить собственную культур­ную политику, а с другой, выполнять сверхзадачу согласования культурных по­требностей и интересов всех социально значимых групп и слоев общества.

Среди главных культурных приоритетов нового века справедливо называется задача государства не снимать с себя ответственность за развитие культуры. Госу­дарство главный гарант реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, равного доступа к цен­ностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для дос­тупа к культурным благам.

Одним из главных приоритетных направлений культурной политики россий­ского государства становится сохранение потенциала культурного наследия. Ус­тойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его культурных достижений. Культурное насле­дие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной иден­тичности. Высокая значимость культурного наследия и его уязвимость делают его охрану одним из основных направлений культурной политики на международном и национально уровнях.

Со­хранение культурного наследия сегодня должно быть тесно увязано с социальными, экономическими стратегиями развития города, региона, улучшени­ем качества потребительских услуг.

Самым эффективным средством доступности культурных ценностей и источ­ником сохранения наследия сегодня становится туризм. С его помощью возможно выполнение сложных проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Туризм интегрирует в себе различные состав­ляющие - не только социальную, культурную, эстетическую, но и экономиче­скую. Он важнейший фактор самофинансирования наследия, источник инвестиций в его сохранение. Туризм не должен развиваться только внутри себя, как это часто происходит сегодня. Доходы от использования культурных ресурсов должны воз­вращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране культурных ценностей.

Другое важнейшее приоритетное направление культурной политики - как поддержка творчества в широком значении этого слова - включает не только са­мовыражение человека в области искусства, но и решении проблем в других об­ластях, в создании нового образа жизни, поддержку культурных инноваций. Важ­нейшие задачи культурной политики, которые можно отнести к сфере преобра­зования окружающей действительности на основе творческого воображения и инициативы, связаны не только с поддержкой развития профессионального твор­чества и профессионального художественного образования, но и усилением роли деятелей и институций культуры в решении важнейших социально-политических задач, формировании социально активной личности.

Среди современных аспектов продвижения коллективного и индивидуального творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации культурного диалога важное значение приобретает анализ возможностей индуст­рии культуры.

Индустрия культуры - активнее других секторов культуры развивается в постперестроечной России - отличается сложным процессом одновременного присутствия и отсутствия в ней государства, особенно в отраслях, которые были совсем в недавнее время неизвестны и по отношению к которым до последнего времени не было выработано каких-либо стратегий управления (диски, компакт-диски, видео).

В сфере культуры необходимо усиление взаимодействия между государственным сектором и бизнес-секторами, различными организациями гражданского общества, осущест­вление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению куль­туры и ее распространения в средствах массовой информации.

В условиях, когда мир движется к усиливающейся взаимозависимости, в сфере индустрии культуры более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество между правительствами разных стран. Направления, по которым могло бы происходить это взаимодействие: содействие развитию общих рынков; создание сетей для обмена информацией; развитие телекоммуникаций; совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мульти­медийной продукции, фильмов; защита прав художника, актера; обмен актуальным опытом; обучение.

Государство пытается регулировать некото­рые процессы в области производства кинофильмов, телевизионного вещания, ра­диовещания, выпуск аудио- и видеозаписей, массовой литературы. Тем не менее многие сферы остаются без его необходимого влияния, развиваясь по рыночной парадигме.

Попытки решения социокультурных проблем в современной России разнородны: их предпринимают всевозможные малые группы, институциональные и общественные организации, по-разному относящиеся к происходящим изменениям. В таких условиях решающая роль принадлежит государственной культурной политике. Как уже сказано, ее приоритетное направление сегодня -- помощь членам общества в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни средствами культуры (прежде всего массовой), совершенствование технологического, кадрового, организационного обеспечения этой сферы. Иными словами, в России должна быть сформирована современная индустрия культуры, которая обеспечивает массовую аудиторию качественной культурной информацией и помогает ей применить полученные сведения с пользой для каждого члена общества и для общества в целом. Эта задача должна решаться на основе максимально эффективного использования существующих учреждений культуры и средств массовой информации. Конечной целью является формирование в России современного информационного общества, достойно вписывающегося в мировое информационное пространство.

В условиях переходного общества культурная политика должна быть социально ориентированной и опираться на межотраслевое взаимодействие. Следует также отказаться от устаревшей практики строить культурную политику на основе усредненных показателей. Она должна быть дифференцированной.

Во-первых, необходимо четко разделять стратегии поддерживающие (сохранение и развитие существующих институтов и объектов культуры) и модернизирующие (продвижение организационных, технологических, культурно-информационных нововведений). Это поможет лучше организовать функционирование соответствующих учреждений культуры и органов отраслевого управления.

Во-вторых, стратегические решения дифференцируются в зависимости от степени готовности регионов к модернизационным преобразованиям. Учет специфики регионов -- с «зонами роста», с «точками роста» и «депрессивные» -- позволяет строить адресные программы.

Рационализация государственной культурной политики тем более важна, что в стране сегодня систематическим комплексным решением представленных выше проблем не занимается ни одно ведомство. Чтобы они эффективно решались, прежде всего следует отказаться от порочной практики пренебрежительного отношения к сфере культуры и ее финансирования «по остаточному принципу». Следует уделить особое внимание разработке критериев отбора приоритетных стратегических направлений в решении социально значимых культурных проблем. Это поможет преодолеть сложившуюся сегодня практику принятия случайных, бессистемных, несогласованных друг с другом решений.

Исходя из этих целей, основными стратегическими направлениями культурной политики Российской Федерации в ближайшие пять лет (до 2010 года) представляются следующие.

· Оптимизация имущественных отношений в сфере культуры, прежде всего в области культурного наследия (повышение эффективности его использования и усиление мер по его сохранению).

· Оптимизация применения в сфере культуры законодательных норм, разграничивающих полномочия федерального центра и субъектов Российской Федерации и регулирующих деятельность органов местного самоуправления; иными словами -- обеспечение реального единства культурного пространства страны.

· Поддержка деятельности общественных структур, способствующих созданию механизмов саморегуляции творческих и общекультурных процессов, постепенный отказ от прямого участия государства в освоенных этими структурами сферах деятельности, использование их в качестве экспертного ресурса при подготовке решений на государственном уровне.

· Последовательное увеличение роли и удельного веса программных методов управления и финансирования отрасли, что позволит придать реализации культурной политики системный характер и повысить эффективность бюджетного финансирования, ориентируя его на конкретный результат.

· Необходимая адаптация норм бюджетного, налогового, земельного кодексов, а также таможенного законодательства к специфике деятельности учреждений культуры и творческих организаций с целью избежать избыточной коммерциализации культуры, обеспечить социальную доступность основных услуг в сфере культуры и поддержать некоммерческие инновационные проекты.

· Создание и развитие на всей территории России сети базовых центров и учреждений культуры и массовых коммуникаций, соответствующих по своим техническим параметрам европейским стандартам и способных обеспечить единый уровень обслуживания во всех регионах страны.

Одним из основных пунктов государственной культурной политики на современном этапе должно быть также четкое понимание соотношения рыночных и нерыночных принципов функционирования культуры в нашей стране. Представление о возможности перевода всей культуры на рыночные «рельсы» должно быть решительно отвергнуто как иллюзорное: чем заметнее будет влияние рынка на отдельные виды культурной деятельности, тем бoльшим будет становиться участие (и финансовое, и организационное) государства во втором, нерыночном секторе культуры. Иначе гарантировать свободу творчества и доступ к культурным ценностям невозможно. Иными словами: чем больше рынка в культуре, тем больше здесь и государственных обязательств.

Новый подход должен определять и международные приоритеты. Поддержка конкурентоспособности в сфере культуры и массовых коммуникаций предполагает не только проведение соответствующих мероприятий за рубежом, но и, в первую очередь, интеграцию деятелей отечественной культуры и художественного производства в мировую систему разделения творческого труда. Первоочередными становятся задачи продвижения на мировой рынок российских компонентов глобальной массовой культуры.

Все это имеет прямое отношение к имиджу России и ее культуры в других странах. Он сегодня не лишен позитивного характера, однако в нем преобладают мотивы, связанные с традицией и наследием. Между тем нужно дополнить этот имидж чертами современной российской культуры -- смелой, актуальной, восприимчивой к новациям и эксперименту. Такая культура непременно включает современное искусство, дизайн, современные формы интерпретации наследия и новые высокотехнологичные отрасли (компьютерные, медиа и др.).

В этом контексте особенно важна наша деятельность по поддержке и распространению русского языка в других странах. Мы уже проводим целый ряд мероприятий, присуждаем литературные премии русскоязычным писателям, организуем конкурсы дикторов, обмен студентами и летние школы для славистов разных стран. Однако эта деятельность нуждается в расширении и большей нацеленности на конечный результат -- повышение международного престижа России.