Расселение славян в восточной европе. Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII вв Восточные славяне и места их расселения

Расселение славян

Замечание 1

Необходимо отметить, что во всех письменных источниках, дошедших до нашего времени, упоминание славян относится к $V-VI$ векам. Но археологические данные показывают, что славянская культура зародилась и распространилась по территории современной России намного раньше. Киевскую археологическую культуру относят к началу $II$ века н.э. Академик В.В.Седов сообщает подклешевых погребениях в междуречье Одера и Вислы, которые датируются $400-100$ годами до нашей эры. Существуют и более древние находки: археологами на берегах Дона были найдены останки человека и прочие артефакты возрастом в пределах $45$ тыс. лет.

Все племена, проживавшие к западу от верховьев реки Днепр, в междуречье Одера и Вислы, классифицировались как венеды до $IV-VI$ веков. После указанного времени их стали различать по ещё одному названию - склавинов либо славян. Тацит, оставивший после себя подробные описания всевозможных племён и народов писал, что в отличие от сарматов-кочевников, венеды вели скорее оседлый образ жизни, промышляли ремёслами, возводили долговечные здания, занимались земледелием, скотоводством и др. Эти племёна продолжали оставаться на стадии общинного строя, где отсутствовало общественное неравенство и при котором все члены сообщества принимали равное участие в трудовой деятельности . Но, как уже было сказано, к $V$ веку данный строй начал потихоньку сноситься, ибо ему начал противопоставлять себя экономический строй, в котором правит тот, кто богаче, сильнее и у кого больше власти. Кроме этого, к славянам относились также племена антов. Хоть славян и антов распознавали и относили к различным племенам, это разделение носило исключительно территориальный характер. У антов и славян были одни и те же язык, верования и обычаи. Историки считают, что некогда они были одним большим племенем, но после расселения по Руси на большие расстояния, их стали отличать. Есть сведения, что анты были полностью уничтожены в $602$ году аварами. О той войне сохранилось очень мало информации, но потом сообщения об антах больше ни у кого не встречаются.

Восточнославянские племена

Историки славянской культуры выделяют несколько племён, существовавших на территории нашей державы в период с $VI$ по $XI$ века: Дулебы. Считаются одной из самых древних групп восточных славян. Проживали в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи считают, что от дулебов позже произошли древляне и волыняне. Нужно указать, что дулебы приняли участие в походе в $907$ году на Константинополь князя Олега.

Волыняне. Ряд исследователей разделились во мнениях на счёт волынян и бужан. Одни заявляют, что это два различных племени, иные признают, что это различные наименования одного племенного союза. Волыняне проживали на берегах западного Буга и у истока реки Припять. По имеющимся сведениям у волынян было от $70$ до $231$ городов.

Вятичи. Альянс племён, которые проживали по берегам верхнего и среднего течения Оки и по берегам реки Москва. В Повести Временных Лет указывается, что родоначальником вятичей был Вятко, урождённый поляк либо лях. Вятичи чрезвычайно длительное время сопротивлялись насаждаемому христианству. Владимир Мономах в начале $XII$ века воевал с предводителем вятичей князем Ходотой. Длительное время они сберегали языческие верования.

Древляне. По объяснению одного летописца, название относится непосредственно к тому, что древляне проживали в лесах. Они жили на правом берегу Днепра, на территории Полесья, около таких рек, как Тетерев, Уборт, Уж, Ствига. Судя по данным археологии, древляне жили мирной жизнью. Основным их занятием было хлебопашество, скотоводство, разный промысел. Хотя древляне фактически не вели войн, с ними связана одна весьма известная история о том, как в $945$ году они убили киевского князя Игоря, которому не хотели заплатить большую дань. После убийства всё племя древлян сильно поплатилось за преступление. Ольга, вдова Игоря, спалила их столицу Искоростень, почти все были убиты, иные были отданы в рабство.

Дреговичи. Судя по раскопкам, дреговичи, проживали в середине реки Припять, в верховьях реки Неман, а также в водоразделе рек Друть и Березина.

Рисунок 1.

Кривичи. Племенной союз пребывал на землях Витебской, Псковской, Могилёвской, Смоленской и Брянской обл. Кривичей помимо прочего разделяют на две группы: Псковскую и Полоцко-Смоленскую. В Повести Временных Лет говорится о том, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Частью племенного союза кривичей были Полочане (Полоцк), которых некоторые исследователи относят к отдельной группе.

Поляне. Поляне проживали на территории современного Киева и на Днепре. С полянами связана одна из самых актуальных гипотез о происхождении Руси. По некоторым данным, поляно-русская легенда считается значительно древнее, чем варяжская. Поляне, которые пришли из Норика на Дунае впервые называться Русь: «Поляне яже нынче зовомая русь ».

Поляне были чрезвычайно развитой культурой, вследствие чего древляне, дреговичи и другие племена уже к $IX$ веку стали подвластны полянам. Их городами считаются Киев, Белгород, Вышгород, Звенигород, Василев (Васильков), Треполь (с.Триполье).

Радимичи. Союз племён, проживавших в восточной части Верхнего Поднепровья, а также на реке Сож и её притоках. Согласно Повести Временных Лет, родоначальником радимичей был Радим и его брат Вятко (который позднее основал племя вятичей), которые были польского происхождения. Археологи указывают на некоторые схожие черты между племенами радимичей и вятичей. В частности и те и другие пользовались женскими украшениями - височными кольцами, оба племени хоронили останки погибших в срубе. В Повести Временных лет говорится, что в $984$ году воевода киевского князя Владимира Святославовича разбил войско радимичей. В этой же летописи они упоминаются в последний раз в $1169$ году. После этого времени территория радимичей вошла в состав Черниговского и Смоленского княжеств.

Северяне. Северяне - восточнославянский союз племён, которые проживали в бассейнах реки Десна, Сула и Сейм вплоть до $IX-X$ вв. С названием этого племени связаны определённые проблемы. Северяне не являлись самым северным народом. К примеру, вятичи и радимичи жили гораздо севернее, потому название не принято отождествлять с географическим положением племени. Исследователь В. В. Седов, занимавшийся данным вопросом, выдвигает следующую версию происхождения: слово "Северяне" может нести в себе скифско-сарматские корни и, следовательно, переведено, как " Чёрный ". Доказательством этого служит Чернигов – центральный город северян.

Ильменские словене. Ильменские словене являлись соседями кривичей и проживали на территории Новгородской Земли, около озера Ильмень, откуда и пошло их название. Повесть Временных Лет упоминает ильменских словен как одно из нескольких племён, которые призвали варягов.

Тиверцы. Тиверцы проживали в междуречье Прута и Днестра, Дуная, Буджакского побережья Чёрного моря, на землях Украины и Молдавии. Возможно, что название тиверцы восходит к древнегреческому слову Тирас, которым те называли реку Днестр. Из-за постоянных набегов печенегов и половцев, в начале XII века тиверцы ушли со своих земель, а потом смешались с другими славянскими племенами.

Уличи. Жили в нижних течениях Буга, Днепра и по берегам Чёрного моря (ПВЛ. - "Раньше уличи посиживали в низовьях Днепра, но в последующие дни переселились на Буг и Днестр"). Центральным городом племён был Пересечен. Вероятно, что этноним уличи проиходит от слова " Угол". Известно, что в $885$ году с уличами воевал Олег Вещий. Киевский воевода Свинельд в $X$ веке $3$ года держал Пересечен в осаде.

Чудь. Легендарное племя, проживавшее на севере европейской части Руси и Приуралья. В основном, о данном племени известно лишь из преданий народностей Коми. В настоящее время считается, что чудь - это предки современных эстонцев, карелов, вепсов, коми и коми-пермяков. Название связано с их отождествлением в Древней Руси, как племени с чудными обычаями и дивным языком, которые в значительной степени отличались от других славянских племён.

Вопрос о происхождении восточных славян в историографии воз­ник давно. Но отсутствие прямых письменных источников чрезвычайно затрудняет решение этой проблемы. Наиболее важным из дошедших до нас летописным сводом является «Повесть временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор (конец 1113 года). Но и эта летопись не дает точных данных о происхождении славянства. Поэтому большое значение для решения данной проблемы имеют археологические данные и лингвистика, а также этнографи­ческий материал. Анализ фольклора, народного изобразительного ис­кусства показал, что эволюция первобытного сознания происходила не путем смены старого новым, а путем наслаивания нового на сох­ранившуюся старую форму, сберегая пережитки всех предшествующих веков.

Лингвистика XVIII – XIX веков условно подразделила все наро­ды, населяющие Землю, на 13 больших групп или семей – это индоев­ропейская, финно-угорская, тибето-китайская, тюрко-монгольская, семи­тическая и т.д. В каждую входят родственные по происхождению язы­ки. В индоевропейскую включены славянский, германский, летоли­товский, индоиранский, греческий, армянский и т.д. В далекой древности они были очень близки. Наиболее древними среди извест­ных в XIX веке считались мертвые древнеиранские языки – санскрит и язык древних гимнов Авесты. Родину индоевропейцев стали перво­начально искать в пределах Иранского плоскогорья. Заселение Евро­пы, по их представлению, шло волнами, вследствие чего раскалыва­лась индоевропейская общность. Сначала – на несколько частей, ко­торые дали основу деления на индоевропейские языки, а они, в свою очередь, также продолжали делиться и приобретать отличия. У славян шел тот же процесс расчленения племени-носителя единого языка. В России эту теорию поддерживал видный историк Шахматов. Он полагал, что славяне после распада индоевропейской общности входили в славяно-литовскую семью, жили на Немане и Даугаве, пос­ле обособились от литовцев и перешли в бассейн Вислы. Там они пе­режили общеславянский период своей истории. Затем произошло их расселение на запад, юг и восток. Родиной восточных славян он считал область Прикарпатья и территорию в пределах Русской равни­ны. Не ранее I тысячелетия, двигаясь на восток и северо-восток, они заняли Поднестровье и вытеснили автохтонные (местные) племе­на, захватив северные области. К VIII – IX векам они достигли верховьев Днепра, Волхова и древнего Поволжья.

Теория переселения славян была пересмотрена советскими исто­риками: восточные славяне – местные жители Восточной Европы. По их мнению, процесс образования народов есть следствие укрупнения этноса, а не дробления. Расчленение индоевропейцев действительно характерно для первобытно-общинного строя, а с переходом к классовому об­ществу начинается процесс укрупнения на базе языка народности, формируется язык нации.

Советские историки сначала определяли родину индоевропейцев в Азии, так как считали их скотоводами, которые кочевали к восто­ку от Азовского моря и занесли индоевропейские языки в Азию. В дальнейшем данная точка зрения изменилась; в связи с археологи­ческими открытиями основным занятием стали считать земледелие. Самые ранние земледельческие хозяйства возникли на Балканах, в Малой Азии, поэтому и родину индоевропейцев стали искать там.

Ясно одно – родина индоевропейцев – юго-восток Азии. Счита­ется, что они обитали в Европе в конце каменного века, были ско­товодами и земледельцами, к концу I тысячелетия до н.э. рассели­лись с юга по всей Европе. Их соседями на западе были носители протобаского языка на Пиренеях и финно-угорского – на северо-вос­токе Европы. В I тысячелетии до н.э. из индоевропейских племен выделилась группа протославянских племен, они заняли территорию Чехии, Польши и вплоть до Днепра. Для них характерны общности: 1) территории; 2) языка; 3) культуры; 4) полей погребений.

Славяне разделились на три группы: западные (венеды), южные (славены на Дунае) и восточные (анты). Они были известны древнегречесческому ученому Геродоту. Он писал: «На севере живут энеты, ...поступает янтарь».

Плиний говорит о венедах, живущих от Дуная на север. Соседя­ми венедов на севере были финно-угры, на юге – сарматы (I – II вв.). Двигаясь на восток, славяне ассимилировали со скифами и сарма­тами. Источники тех лет называли их великим народом.

К VI – VII векам славяне заселили территорию от Эльбы (Лабы) и Рейну к Ладожскому озеру, Неве, Нарве до Волги. В «Повести вре­менных лет» Нестор указывает территории расселения восточных сла­вян. По летописи первые славянские поселения на нашей земле – это поселения полян и древлян.

Поляне занимались земледелием и отличались большой культурой в быту по сравнению с древлянами. Нестору также было хорошо из­вестно расселение еще тридцати крупных племенных образований, на основе которых сложилось государство Русь. Он считает, что госу­дарство получило такое название потому, что в его время полян на­зывали русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по реке Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу. В низовьях Днепра, юж­нее полян, жили уличи; на западе были земли волынян, бужан и ду­лебов. На Днестре (Тирасе) и на Дунае – тиверцы; белые хорваты – в Закарпатье; по левому берегу Припяти находились земли дрегови­чей; а на востоке от них, по реке Со – радимичи; на реке Оке и Москве-реке – вятичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины – криви­чи; вокруг озера Ильмень – полочане и словене. Некоторые из них представляли собой племенные союзы и территориальные объединения (полочане, бужане).

Племенной союз – это федерация племен. Племя – совокупность родственных родов, занимавших территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных походов; существовала дружина из молодежи и ополчение.

Племя имело свой центр (град), в котором собиралось вече, вершился суд и был торг. В граде имелось общеплеменное святили­ще.

Процесс распада первобытно-общинных отношений в племенных со­юзах начался у восточных славян давно, но шел неравномерно. Эко­номически более развитыми были племенные объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге создания го­сударства. Появление и развитие новых орудий труда способствовало распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и территориальные. Родичей помнили и чтили, но в облас­ти прав хозяйственная связь между ними распадается. В соседской общине прогрессирует процесс социального и имущественного рассло­ения и дифференциации, вызванной появлением излишков жизненно важных продуктов, являвшихся результатом более производительных орудий труда (металлических) и наличием в семье рабочих рук, тру­довых и практических навыков в земледелии и скотоводстве.

В VI – IX веках в хозяйственной жизни восточных славян переп­лелись производящие и непроизводящие виды деятельности. Еще в древности они пережили первое общественное разделение труда, то есть отделение земледелия от скотоводства. До VII века занятиями славян были охота, рыболовство, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие.

В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная систе­ма земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха.

На рубеже VIII – IX веков у восточных славян произошло вто­рое общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от земледелия и возникли центры ремесла – города.

Существовали следующие виды ремесла: ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Часто славяне отправлялись в западные земли, так при Карле Великом (768 – 814 гг.) во французском государстве побывали торговые славяне. К IX веку у восточных славян сложились этнические объединения-протого­сударства, в которых существовала частная собственность и ранние формы эксплуатации.

Цит. по: Расселение восточных славян в VI – IX вв. Общественный строй и занятия // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие /Под ред. В.Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 8 – 11.

Восточнославянские племена

Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно единовременных перемещений больших племенных групп, так и путем постепенного «расползания» отдельных родов и семей. В отличие от южного и западного направлений славянской колонизации, освоение большей части восточноевропейской территории (ее лесной зоны) осуществлялось большей частью мирно, без каких-либо серьезных столкновений с туземным финским и балтским населением. Основным противником человека в этих местах был не враждебно настроенный чужак, а безлюдные дремучие леса. Лесную часть страны на протяжении многих столетий приходилось не столько завоевывать, сколько заселять.


В южной, лесостепной зоне, напротив, славянам пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. Так, по меткому замечанию одного историка, русская история с самого своего начала как бы раздвоилась: в ней, наряду с собственно европейской историей, всегда являвшейся подлинной основой национально-государственной и культурной жизни русского народа, возникла навязанная и неотвязчивая азиатская история, изживать которую русскому народу пришлось на протяжении целого тысячелетия ценой неимоверных усилий и жертв (Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 43 ). Но сам этот труд по изживанию азиатской истории был подлинно европейским трудом — медленным, упорным и крайне тяжелым преодолением варварства посредством цивилизации и культуры.

«Повесть временных лет» перечисляет следующие восточнославянские племена, расселившиеся во второй половине I тысячелетия между Балтийским и Черным морями: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, бужане (или волыняне, осколки племенного объединения дулебов), белые хорваты, северяне, угличи и тиверцы. Некоторые из этих племен известны под их собственными именами и другим средневековым авторам. Константин Багрянородный знает древлян, дреговичей, кривичей, северян, словен и лендзян (видимо, выходцев из района современного Лодзя); Баварский географ сообщает о бужанах, волынянах, северянах и угличах; арабские историки, отдавая предпочтение в своих сообщениях общему термину «славяне» («ас-сакалиба»), особо выделяют среди них волынян-дулебов. Большая часть восточнославянских племен, населивших Русскую землю, принадлежала к «склавенской» ветви славянства, за исключением северян, угличей и тиверцев — «антов» византийских хроник.

В заселении земель древней Руси участвовали подчас те же славянские племена, которые колонизовали Балканы и западноевропейские территории. Археологически это подтверждается, например, находками в лесной зоне Восточной Европы (в Днепровско-Двинском и Окском бассейнах) так называемых лунничных височных колец, чье происхождение прочно увязывается со Среднедунайскими землями, где они были весьма распространенным украшением местных славян — дрогувитов (дреговичей), северян, смолян (являвшихся, вероятно, родственниками древнерусских кривичей, чьим главным городом был Смоленск), и хорватов, которые первоначально обитали в Верхнем Повисленье и на землях современных Чехии и Словакии (Седов В. В. Лунничные височные кольца восточнославянского ареала. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 255 ).

С продвижением на север носителей лунничных височных колец, скорее всего, связана популярность «дунайской темы» в русском фольклоре, особенно удивительная в былинном эпосе севернорусских земель. Дунай, на берегах которого славяне осознали свою этническую самостоятельность и самобытность, навсегда остался в народной памяти колыбелью славянства. Летописное известие о расселении славян по Европе с берегов Дуная, по-видимому, следует рассматривать не как ученую, литературную, а как народную, долетописную традицию. Слабые отголоски ее слышатся в некоторых раннесредневековых латинских памятниках. Анонимный Баварский географ IX в. упоминает некое королевство Zerivani (Сериваны) на левом берегу Дуная, откуда «произошли все славянские народы и ведут, по их словам, свое начало». К сожалению, это название несоотносимо ни с одним из известных государственных образований раннего Средневековья. Еще более ранний Раввенский аноним поместил прародину славян «в шестом часу ночи», то есть опять же в Подунавье, к западу от сарматов и карпов (жителей Карпат), которые, согласно этой географо-астрономической классификации, обитали «в седьмом часу ночи». Оба автора писали свои сочинения в то время, когда у славян еще не было письменности, и, следовательно, почерпнули свои сведения из их устных преданий.

Реки вообще привлекали к себе славян — этого поистине «речного» народа, — как это отмечали еще византийские писатели VI в. «Повесть временных лет» свидетельствует о том же. Общие контуры расселения восточнославянских племен всегда соответствуют в ней речным руслам. Согласно известию летописца, поляне осели по среднему Днепру; древляне — к северо-западу от полян, по реке Припяти; дреговичи — к северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной; бужане — к западу от полян, по реке Западный Буг; северяне — к востоку от полян, по рекам Десне, Сейму и Суле; радимичи — к северу от северян, по реке Соже; вятичи продвинулись на восток дальше всех — к верховьям Оки; поселения кривичей протянулись вдоль верховьев Днепра, Волги и Западной Двины; озеро Ильмень и река Волхов, занятые ильменскими словенами, обозначили северную границу расселения, а Днестр и Южный Буг, освоенные тиверцами и угличами, — южную.

Арабские источники и Прокопий Кесарийский сообщают о продвижении славян еще дальше на восток — в Донской бассейн. Но закрепиться здесь им не удалось. В XI - XII столетиях, когда создавалась «Повесть временных лет», эти земли (за исключением Тмутороканского княжества) давно и безраздельно принадлежали кочевым племенам. Память о пребывании на них славян была утрачена, поэтому летописец и не включил Дон в число рек, по берегам которых «сели» наши предки. В целом летописное свидетельство о расселении восточных славян отличается высокой степенью достоверности и в главных чертах подтверждается другими письменными источниками, археологическими, антропологическими и лингвистическими данными.

Два миграционных потока в древнерусские земли

Итак, восточнославянский этнос не знал ни племенного, ни диалектного единства, ни общей «прародины», каковой вплоть до недавнего времени безоговорочно признавалось Среднее Поднепровье. В сложном процессе расселения восточных славян выделяются два основных потока, берущих свое начало на обширных территориях от низовьев Вислы до северодунайских земель. Направление одного из них пролегало через Южную Прибалтику в междуречье Днепра и Западной Двины, где он раздваивался: северо-восточный его рукав (ильменские словене и, отчасти, кривичи) ответвлялся в псковско-новгородские края, а юго-восточный (кривичи, радимичи и вятичи) «загибался» в бассейны Сожи, Десны и Оки. Другой поток устремлялся по Волыни и Подолии в Среднее Поднепровье (поляне) и, разветвляясь, уходил на север, северо-запад и северо-восток (древляне, дреговичи, северяне).

Рассмотрим каждый из этих потоков, присвоив им условные названия «северный» и «южный».

В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V в. — именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера, рек Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чадогощи. Ее археологический облик (вещевой инвентарь, погребальная обрядность и т. д.) резко отличается от местных балто-финских древностей и, напротив, находит прямые аналогии в славянских памятниках на территории Польского Поморья. С этого времени славяне становятся основным населением этого региона (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 213 - 216 ).

Следующая волна «северного» потока славянского переселения археологически представлена браслетообразными височными кольцами — характерными женскими украшениями, не свойственными ни одной из финно-угорских и балтских культур. Очагом этого миграционного движения было Повисленье, откуда славянские племена, носители браслетообразных колец, заселили западную часть ареала культуры псковских длинных курганов, продвинулись в Полоцкое Подвинье, Смоленское Поднепровье и далее на восток в междуречье Волги и Клязьмы, достигнув в IX - X вв. южных берегов Белоозера. Местное финское и балтское население было довольно быстро подчинено и отчасти ассимилировано пришельцами.

Почти одновременно в эти же земли пришли дунайские смоляне, чьим отличительным признаком являются лунничные височные кольца. Эти разные группы славянского населения объединились в мощный племенной союз кривичей. Летописец отметил, что кривичи обитали «...на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск»; они же были «первии насельници... в Полотьски», в их земле стоял Изборск. О том, что кривичи были пограничным населением всего древнерусского Северо-Запада, свидетельствует, в частности, латышское название русских — krievs («криевс»).

Другим местом оседания славян, участников «северного» колонизационного потока, было северо-западное Приильменье и исток Волхова. Наиболее ранние славянские памятники (культура новгородских сопок) датируются здесь VIII в. Большая их часть сосредоточена по берегам Ильменя, остальные рассеяны в верховьях Луги, Плюссы и бассейне Мологи.

Что касается радимичей и вятичей, то современные данные полностью подтверждают летописное известие об их происхождении «из ляхов». Но если радимичи, подобно ильменским славянам и западным кривичам, сохранили южнобалтийский антропологический тип, то вятичи унаследовали некоторые расовые черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины.

«Южный» поток хлынул на Среднерусскую равнину несколько позднее. Заселение славянами Среднего Поднепровья и лесостепной полосы с ее черноземными просторами началось в последних десятилетиях VII в. Два обстоятельства способствовали этому: во-первых, уход из Северного Причерноморья булгар и, во-вторых, образование в степях между Волгой и Доном Хазарского каганата, который временно перекрыл воинственным заволжским кочевникам — печенегам и венграм — дорогу на запад; в то же время сами хазары почти не беспокоили славян на протяжении всей первой половины VIII в., так как были вынуждены вступить в длительную войну с арабами за Северный Кавказ.

Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII в. здесь возникает раннеславянская роменская культура. В следующем столетии славянские поселения продвигаются еще дальше в глубь степей, как это можно видеть по памятникам боршевской культуры на Среднем и Нижнем Дону.

Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (высокий лоб, узкое лицо), так и к среднеевропейскому (низкий лоб, широкое лицо).

Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Столкновения были вызваны покушениями на соседнюю территорию, прежде всего на охотничьи угодья.

Конфликты этого рода были, вероятно, повсеместным явлением, но «Повесть временных лет» запомнила только один из них: поляне, по словам летописца, «быша обидимы древлянами и окольними». Обидеть племя или народ — значит, нарушить добрососедские отношения. Следовательно, речь идет о каком-то попрании прав полян на занимаемую ими территорию со стороны соседних племен.

Похоже, суть конфликта проясняет одна из былин киевского цикла, сохранившая реалии «докиевской» эпохи. Однажды, во время очередного «почестного пира» в Киеве, к князю Владимиру явились его слуги — и в каком виде?

Все они избиты-изранены.
Булавами буйны головы пробиваны,
Кушаками головы завязаны.

Оказалось, что они «наехали во чистом поле» на толпу неизвестных «молодцов» — «за три ста и за пять сот», которые «избили-поранили» княжьих людей, «повыловили» всю «белую рыбицу», «повыстрелили туров-оленей» и «повыхватали ясных соколов». Обидчики назвались «дружиною Чуриловою». В дальнейшем выясняется, что этот Чурила Плёнкович живет «не в Киеве», а «пониже малова Киевца» (на Нижнем Дунае), причем своим могуществом и богатством он превосходит князя Владимира — двор у него «на семи верстах», обнесен «железным тыном», а «на всякой тынинке по маковке, а и есть по земчужинке». Эта былина как будто является фольклорным вариантом летописного известия о нападении «древлян и окольних» на угодья полян.

Два независимых друг от друга миграционных потока, вобравшие в себя разные группы славянских племен, обусловили «двуполюсное» развитие ранней русской истории. Русский юг и русский север долгое время шли если не совсем различными, то вполне самостоятельными путями. Охотно подчеркивая свои отличия друг от друга, они слишком часто забывали о том, что их объединяло. И в конце концов историческая задача достижения государственного и народного единения оказалась не по силам ни одному, ни другому. Поэтому можно сказать вслед за С. М. Соловьевым, что Новгородская и Киевская земли были не двумя центрами, а двумя главными сценами нашей древней истории. Подлинное средоточие Русской земли находилось не там и обнаружило себя не сразу. Зерно ее государственности — Владимиро-Суздальская Русь — медленно вызревало в стороне от кипучей жизни древнерусского пограничья.

По исследованиям многих ученых, на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII-VIII в.в. н.э. Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север - с Побережья Балтийского моря. В последнее время, высказано аргументированное предположение, что заселение Севера (будущей Новгородской земли) славянами относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V в. Но и эта точка зрения не стала общепризнанной. Окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело будущего.

Восточные славяне независимо от того, являются ли Восточной Европы или пришельцами, в VII -VIII в.в. они уже составляли значительную часть населения этой территории. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми, почти таежными лесами пространства Восточной Европы. Проникновение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленной инфильтрацией. Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением приводило постепенно к ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

Но отношения славян с другими соседями были не столь идиллическими. IV-VIII в. - время, когда из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами (IV-V вв.) в середине VI в. возникает Аварский союз кочевых племен. Сами авары были тюрками, но в состав их союза входили также монгольские и угро-финские племена. Авары подчинили тюрков - болгар, кочевавших в Приазовье и в Прикаспии, и двинулись на Дунай. Образовав свою державу - каганат, авары вступили в борьбу с Византией, однако в 626 г. потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат распался.

Аварский каганат одно время подчинил себе и славянский племенной союз дулебов, живших в Прикарпатье. Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" сохранил предание о насилиях аваров над дулебами и во времена "Ираклия царя" (византийского императора, царствовавшего в 610-641 г.г.). "Обры", так называет аваров летописец, впрягали в телеги славянских женщин и заставляли себя возить, были они "телом велици и умомъ горди", но исчезли бесследно. С тех пор сохранилась, говорит летописец, и поговорка - "погибшая аки обре". Разумеется, это историческое припоминание, вряд ли можно понимать буквально, но в нем, есть реальное ядро.

Внутренние противоречия были главной, но не единственной причиной распада государства болгар. На юге появился другой тюрский народ - хазары. Первоначально Хазарский союз племен располагался на территории нынешнего Дагестана, однако во второй половине VII в. хазары начали теснить болгар. Они создали свой каганат (хазарский царь именовался каганом), расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и частично в Крыму. В VII-VIII в. здесь интенсивно развивалась феодальные отношения. Языческая религия, характерная для родоплеменного строя, сменяется сначала мусульманством, затем - частично христианством. Однако, боясь распространения вместе с христианством политического влияния Византии, хазарская верхушка принимает в VIII в. иудаизм, заимствованный у еврейского населения Крыма.

Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили им дань вплоть до конца IX в. восточнославянский хазарский индоевропейский

В VII - VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Из Начальной летописи мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах - полянах, живших на Днепре возле Киева, их соседях древлянах (Искоростень), словенах, или ильменских славянах у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах (Смоленск), полочанах, сселявшихся на берегах реки Полоты (г. Полоцк), северянах, радимичах (р. Сож), вятичах (р. Оки) и др. речь здесь не идет о племенах, а о племенных союзах, образование которых предшествует возникновению государства.

Первые отрывочные сведения о славянских племенах, живших на берегах Вислы и Дуная, дают римский писатель Плиний Старший и историк Тацит. До Великого переселения народов славяне жили в отдалении от границ Римской империи, и в миграционный процесс они включились лишь в VI в. В VI -VIII в.в. происходило расслоение славян по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную.

Во второй половине 1 тысячелетия до н.э. и в первой половине 1 тысячелетия н.э. в лесостепной зоне этой территории обитали племена, известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников, и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на кладбищах. Они жили первобытнообщинным строем, в первой половине 1 тысячелетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (Черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия, а с другой - о начале разложения родоплеменного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.

В среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочные экономические и культурные связи, и шел процесс этнической дифференциации.

В ходе его к концу бронзового и в период раннего железного века возникли своеобразные по культуре группы племен, в том числе на востоке племена Поднепровских культур, а на западе - племена лужицкой культуры. Этим было положено начало образованию восточного и западного славянства.

В эпоху расселения родовой строй оставался господствующей формой быта у восточных славян. По крайней мере, "Повесть временных лет" отчетливо изображала эту форму общности: "живях у каждо с своим родом и на своих местех, владеющее кождо родом своим". Отсюда ясно, что родственники жили особыми поселками, не вперемежку с чужеродцами. Но в ходе расселения и колонизации родовой союз ослабевает, совместная жизнь родичей разрушается. Расселение ускоряет разложение родоплеменного строя. В VI-VIII в н.э. в результате дробления и смешивания племен складываются новые славянские общности, которые теряли кровнородственные черты и приобретали территориально-политический характер. Восточные славяне занимали обширное пространство к востоку от Днепра, по Днепру и Дону, в т.ч. покрытое лесами и непроходимыми болотами. Названия племен чаще всего образовались от местности обитания: особенностей ландшафта (поляне) или названия реки (мораване - от р. Моравы.

С признанием или непризнанием расселения славян на Русской равнине в VI-VIII вв. связано появление двух различных взглядов на начало нашей истории. Сторонники первого взгляда (норманисты) - это немецкий ученый Шлецер, член русской Академии наук XVIII в., исследовавший древнерусскую историю, а также наши историки, придерживавшиеся его взглядов: Карамзин, Погодин, Соловьев. Они считали, что до половины IX в. т.е. до прихода варягов, в обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии - варягами, около середины IX в.

В.О. Ключевский считал, что описанная картина нравов восточных славян соответствует тому, как рассказано о начале Русской земли в "Повести временных лет". Ее составитель писал, что восточные славяне до принятия христианства жили "зверинским образом, скотски" в лесах, как все звери, убивали друг друга, если все нечистое, жили уединенными, разбросанными и врожденными один другому родами. Ключевский из всего этого делает обоснованный вывод, что "нашу историю следует начинать не раньше половины IX в. изображением тех первичных исторических процессов, которыми везде начиналось человеческое общежитие, картиной выхода из дикого состояния"

Другой взгляд на начало нашей истории, прямо противоположно первому, представлен в трудах историков Беляева и Забелина. Они полагали, что восточные славяне искони обитали в пределах Русской равнины, они переселились, может быть, еще до н.э. исторический процесс они описывают вне времени и конкретных исторических условий. К тому же среди народов, обитавших на территории страны до VI в. присутствие славян не было замечено, не отражено в источниках. Напротив, источники указывают, что славяне в VI в. находились на Карпатах.

Начиная с VII- VIII века происходит интенсивное продвижение славян и в центр и в северные зоны Восточной Европы. Славяне шли в Восточную Европу разными путями и в разное время на протяжении VI -X века.

Этот процесс расселения славян - процесс земледельческой колонизации в пределах, прежде всего балто-славянского континуума - был во все времена, от "дунайской прародины" до "освоения целины" характерен для славянской и особенно восточнославянской культуры.

Процесс расселения, однако, был связан не столько с прогрессом земледельческого хозяйства, сколько с быстрым истощением почв при подсечно-огневом земледелии: "гнезда" славянских поселений, открытые археологами, свидетельствуют не о "гнездовом" сосредоточении деревень, а о вынужденном перемещении поселков на новое место. "Подвижность" славян отмечали и древние историки, но в самосознании самой славянской культуры "оседлость", стремление к оседлому быту, были, естественно, доминирующими.

На восточной окраине Европы в то время жили финские, балтские и ираноязычные племена - земледельцы, охотники и рыболовы. В таежных степях и лесостепях места хватало всем, и судя по всему, ославянивание этих краев произошло не в результате завоевания, а в ходе постепенной диффузии. За несколько веков земледельческие племена Восточной Европы слились в народ, который мы ныне называем древнерусским.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями - Белым, Балтийским, Черным и Каспийским - и тремя горными хребтами - Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.

Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины.

Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками - они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народа и страны. Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

Ко времени прихода славян территорию страны занимали финно-угорские, балтийские, тюркские и иранские племена. Но огромные просторы и малая плотность населения позволила избежать серьезных военных конфликтов. Постепенно балтийские племена (голядь, ятвяги, летты, литовцы) были поглощены или оттеснены, финно-угорское население (чудь, весь, меря, мурома, мордва) наряду со славянами приняло участие в создании Древнерусского государства.

Выделяются из индоевропейской группы приблизительно к первой половине первого тысячелетия В этот же период можно судить о начавшемся расселении этих племен и заселении ими постоянных территорий. Происхождение и расселение славян - вопрос дискуссионный среди большинства историков. Изучался он на протяжении многих лет, причем на основании самых различных источников. По некоторым версиям славяне являются автохтонным, то есть местным населением. Иная часть историков придерживается мнения о том, что они - пришлый народ.

Основным историческим произведением, из которого можно проследить происхождение и расселение восточных славян, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. По своему стилю это летопись, которая по хронологии описывала события, происходящие в те времена. В самом начале повествования монах определяет и ареал расселения - племена восточных славян, по его мнению, первоначально жили в бассейне реки Дунай. Вследствие того, что на наступали так называемые «волохи», они были вынуждены переменить место проживания, и продвинулись на восток, к реке Днепр. Археологические источники, однако, подтверждают пребывание славян и в бассейне реки Одер, что ставит под сомнение теорию Нестора, хотя на данный момент она является наиболее приемлемой.

Расселение восточных славян в бассейне приводит к оседлости их на этой территории. Однако «Повесть временных лет» Нестора - не единственный источник, откуда можно узнать эти данные. Так, византийские летописи также свидетельствуют, что к моменту славяне занимали территорию центра и востока Европы, причем уже тогда византийцы выделяют три ветви славян - склавины, анты и венеды. Всего к этим ветвям причисляют более ста пятидесяти различных племен, которые проживали на указанной территории. К сожалению, на сегодня большинство названий этих племенных союзов утрачено, а до наших дней дошли лишь упоминания о полянах, древлянах, волынянах, тиверцах, северянах, вятичах, дулебах, радимичах, бужанах, кривичах, уличах и других племенах.

О расселении славян писали также римляне и арабы. Упоминания об этих племенах встречаются в трудах Тацита, Плиния Старшего, Птолемея. О славянах, как о храбрых воинах, писали готские вожди, а именно Германарих, разбитый славянскими бойцами. Несмотря на одиночные победы, славяне были мирным населением, неприспособленным к войне. Об этом свидетельствуют источники, описывающие казнь семидесяти славянских представителей Винитаром, племянником Германариха.

Расселение восточных славян на территории Дуная подтверждалось такими выдающимися российскими историками, как Карамзин, Ключевский, Соловьев. Однако для Ключевского версия об оттеснении славян менее приемлема - историк говорит о медленном их расселении в сторону Днепра, что исключает вынужденность этого процесса. К примеру, Борис Рыбаков предпочитает объединять эти две теории и не выделять бассейн Дуная и Днепра. На сегодня синтез этих двух точек зрения является наиболее приемлемым, хотя в последнее время ведутся исследования в сторону северных регионов. Возможно, через некоторое время эти теории также будут изменены.

Стоит сказать, что расселение восточных славян не ограничилось бассейном Дуная и Днепра. Уже к девятому веку нашей эры у них начинают появляться первые города, которые все более отдаляются от первичного места расселения. Одними из первых форпостов стали следующие: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Муром. И если возле Днепра консолидирующим центром стал Киев, то ближе к северу таковым становится Новгород.