Баллада музыкальный жанр. Значение слова баллада в словаре музыкальных терминов

Термин “баллада” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.

Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.

Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759-1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.

В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада "Лесной царь" немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады ("Светлана" , "Эолова арфа", "Ахилл" и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.

Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как "Песнь о вещем Олеге" , "Жених", "Утопленник" , "Ворон к ворону летит", "Жил на свете рыцарь бедный...". Также к жанру баллады можно отнести его цикл "Песен Западных славян".

Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это "Воздушный корабль" из Зейдлица, "Морская царевна".

Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами ("Алеша Попович", "Илья Муромец", "Садко" и другие).

Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих "Опытах" Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: "Похищение Берты" и "Прорицание".

Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев ("Таинственный пономарь", "Осенняя прогулка рыцаря Ральфа" и другие)

События бурного XX века вновь вызвали к жизни жанр литературной баллады. Баллада Э.Багрицкого "Арбуз" хотя и не повествует о бурных событиях революции, но рождена именно революцией, романтикой того времени.

Особенности баллады как жанра:

наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка)

сочетание реального с фантастическим

романтический (необычный) пейзаж

мотив тайны

сюжет может заменяться диалогом

лаконичность

сочетание лирического и эпического начал

Жанр баллады в русской литературе

Баллада - один из любимых лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. К этому жанру обращались такие великие поэти, как Жуковский, Пушкин и Лермонтов.

В. А. Жуковский, которого по праву считают основоположником русского созерцательного романтизма, первым обратился к балладе. Развитие этого жанра было очень важным для самоопределения русского романтизма. Большинство баллад поэта переводные («Людмила», «Лесной царь», «Ивиковы журавли» и другие), но они производят впечатление оригинальных.

Для многих баллад Жуковского характерна поэтика ужасного, атмосфера тайны. В связи с этим возникают постоянные образы: луна, вороны, совы, гробы, саваны, мертвецы.

Тускло светится луна В сумраке тумана...

«Светлана»
Дом твой - гроб; жених - мертвец.

«Людмила»
Ворон каркает: печаль!
«Светлана»

Действие баллад часто разворачивается с полночь. Герои постоянно находятся в состоянии ужаса и страха.

Мир баллад строится на антитезе: добро - зло.

Ак, в «Светлане» добро одерживает победу над силами зла, все ужасы и кошмары оказываются лишь сном. А героиня другой баллады, Людмила, наказывается за роптание на судьбу. Здесь необходимо отметить, что в балладах Жуковского присутствует некоторый моралистический элемент, но дидактизм не уменьшает их романтический пафос.

Важным является мотив рока, проходящий через все творчество, поэта. Так, в балладах жизнь показана как постоянное противопоставление судьбе, как поединок человека и обстоятельств, мы видим неизбежность возмездия. Основой балладного сюжета является преодоление преграды между реальным и потусторонним миром.

Жуковский часто обращался к образам феодального Средневековья и античности, Они позволяли ему подняться над окружающей действительностью и перенестись в мир фантастики, таким способом он бежал от реальности, как и все романтики.

Переводя Баллады , Жуковский сохранял многие черты подлинника, но сосредоточивал свое внимание на важнейших этапах сюжета. Так, в балладе «Людмила» Жуковский передает большую степень задумчивости, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед судьбой. А в «Светлане» он еще дальше, уходит от оригинала («Леноры» Бюргера), усиливается национальный колорит, который создается деталями быта, картинами русской природы. В балладе «Лесной царь» перед нами предстает иной, чем у Гете, образ царя: «Он в темной короне, с густой бородой».

Характерной особенностью переводных Баллад Жуковского является то, что они русифицированы. Например, «Людмила» - это перевод «Леноры» Бюргера, но действие перенесено в Московское царство XVI-XVII веков, а главной героиней стала Людмила, русская девушка. В балладе «Светлана» мы видим еще больше русских черт: описание гадания «в крещенский вечерок», примет и обычаев, встречаются элементы фольклора («ворота тесовые», «кони борзые»). Позднее (в 1831 г.) Жуковский вновь обратится к этой балладе и напишет одноименную («Ленора»), но на этот раз достаточно близкую к оригиналу.

Итак, для балладного творчества Жуковского характерным является то, что большинство его произведений этого жанра являются переводными. Но он привносит в них национальные русские особенности. В балладах Жуковского важен не сюжет, а настроение, которое вызывают события.

Пушкин на определенном этапе своего творчества так же, как и Жуковский, был романтиком. Именно в этот период он пишет балладу «Песнь о вещем Олеге» (1822 г.). Материалом для произведения послужило событие, взятое из средневековой истории, так же как и многие сюжеты Баллад Жуковского. Сходен и главный мотив - мотив предопределенности судьбы. Но существуют и важные различия между балладами Пушкина и Жуковского. Прежде всего, стихотворения Александра Сергеевича написаны на русский исторический сюжет, в то время как материалом Баллад Жуковского является, как правило, европейское Средневековье. Важную роль играет то, что в основе сюжета «Песни о вещем Олеге» лежит летописный рассказ, и Пушкин старается быть исторически достоверным. Для этого он вводит исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда...

Поэт показывает древние обычаи и традиции, что придает пушкинской балладе вид подлинности. По сравнению с историческими Балладами Жуковского «Песнь о вещем Олеге» кажется более национальной и более народной.

В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея:
Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала...

Итак, Баллада Пушкина исторически достоверна, то есть можно сказать, что по сравнению с балладами Жуковского она наиболее приближена к реальности. Главным в этом произведении является то, что человек не способен изменить того, что ему предначертано.

Продолжая традиции Жуковского, Лермонтов Также обращается к Жанр баллады («Воздушный корабль», «Перчатка» и другие). Лермонтов редко обращается к сюжетам Средневековья. Баллада «Воздуш-
Ный корабль» посвящена Наполеону. Главным мотивом является мотив одиночества:
Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын, И долго, его поджидая, Стоит император один...

Так же как и в балладах Жуковского, мы видим мистический пейзаж: ночь, звезды, скалы - возникают романтические образы, любимые обоими поэтами (могила, гроб, мертвец), мы оказываемся в фантастическом мире, далеком от реальности.

Как и большинство Баллад Жуковского , «Воздушный корабль» является переводом (из Зейдлида).

Баллады в основном написаны на сюжеты, взятые из прошлого, и, чтобы передать соответствующее настроение, используются различные средства. Этому подчинен и язык баллад. Поэты используют различные эпитеты и метафоры, а в Балладах Жуковского и Пушкина встречаются архаизмы, фольклорные, сказочные элементы.

Таким образом, большинство баллад русской литературы начала XIX века являлись переводами баллад западноевропейских романтиков, но на русской почве они приобретали ряд особенностей. Жанр баллады играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Интегрированный урок (литература + музыка)

по теме "Баллада как жанр в литературе и музыке"

Демченко Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: интегрированный урок.

Цели и задачи урока:

Образовательные : Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия «литературный образ», «музыкальный образ», на примере баллады “Лесной царь”, подчеркнуть значение гениев (И. В.Гёте, В.А. Жуковский, Ф.Шуберт).

Развивающие : Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности. Расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся.

Воспитательные : Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание любви к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству – музыке.

«В балладе... главное не событие, а ощущение,

которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...»

В.Г. Белинский

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. ( 1 )

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

    Проверка домашнего задания.

Учитель : На предыдущих уроках литературы мы говорили о чудесном воздействии на человека произведений устного народного творчества, о зарождении русской письменности, познакомились с жанрами древнерусской литературы, окунулись в прошлое России, в жизнь Древней Руси.
А то, насколько вы усвоили этот материал, мы сейчас проверим: выполним небольшое тестовое задание. (Приложение 1)

2) А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу напарника

(Взаимопроверка) - Слайд № 1-4

    Запись темы, определение целей и задач урока.

Учитель ( Слайд № 5):

Тема сегодняшнего урока - «Баллада как жанр в литературе и музыке». Как вы думаете, о чем мы будем говорить, в связи с этой темой? (ребята предлагают вопросы для обсуждения:

Что такое баллада?

О чем рассказывается в балладах?

Попробуем ответить на эти вопросы в течение урока. Работать мы будем в группах и все вместе.

А эпиграфом к уроку будут слова известного русского писателя, критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского: «В балладе... главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...». В конце урока мы с вами и попытаемся ответить на вопрос: что же главное в балладе: событие, или ощущение?

Учитель : Обратимся к ключевому слову урока - баллада .

Что такое баллада ? Давайте разберемся откуда пришло к нам это слово.

Слово «баллада» В переводе с итальянского языка означает (ballare) - плясать. Так в старину назывались танцевальные песни. Изначально это были, наверно, авторские песни, но со временем они становились народными.

Баллады писались в стихотворной форме, куплетов было много, и исполняли их под какой-нибудь, инструмент. Со временем, когда под балладу перестали плясать, она стала носить серьезный, эпический смысл.

Слайд № 6

Баллада – это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением. В них рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.

Учитель :

А вот определение баллады как литературного жанра:

Слайд № 6

Баллада – небольшое стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер.

Главные жанровые особенности баллады: (составить кластер)

    Баллада имеет сюжет , который построен на узнавании некой тайны, она держит слушателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героев.

    Важную роль в раскрытии идеи играет диалог, который заставляет развиваться сюжет.

    Особая роль в балладе отводится повествователю , который дает лирическую оценку происходящему, выражая свои чувства и эмоции по отношению к разворачиваемым действиям.

    Баллада имеет зачин и концовку, как любое эпическое произведение.

    баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов, что сближает ее с лирическими произведениями.

    в балладе всегда остается тайна, загадка, раскрытие которой – задача слушателей либо читателей.

Сравните характеристики определения баллады . Отметили вы какие-либо закономерности этих двух определений? (Круги ВИЕТА)

Слайд № 7
И снова вы правы. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими происшествиями, с героическими поступками.

    Физкультминутка.

Учитель ( Слайд № 8) : Как мы уже говорили, слово «баллада» пришло к нам с итальянского языка (ballare) - плясать. На юге Франции издавна с наступлением мая существовал обычай встречать приход весны. Это был настоящий праздник. В этот день парни уходили в лес и возвращались с громадными охапками зеленых ветвей. Ими украшали окна и двери домов. А среди самых красивых девушек выбирали «майскую королеву» - хозяйку праздника. Все плясали и водили хороводы. Песни, под которые танцевали, прославляя весну, назывались балладами, что означало «танцевальные песни».
Со временем баллады утратили свой плясовой характер, и название «баллада» закрепилось за поэтическим произведением повествовательного характера, исполнение которого часто сопровождалось игрой на каком-либо инструменте.
Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами – жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие – прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.

Учитель :

Песня - баллада есть и в русском устном народном творчестве. Слайд № 9

Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский, а известный австрийский композитор Франц Шуберт положил музыку. Называется эта баллада «Лесной царь».

Вы спросите, а кто такой Гете? Шуберт? Жуковский?

Давайте обратимся к учебникам за справкой (работа учащихся с учебником).

1 группа: прочитает статью о Гете. (Гёте был многосторонне образованным человеком. Поистине универсальный гений – поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссёр, актёр, учёный, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель… Вот где образец для подражания!

2 группа: прочитает статью учебника «Литература» о Жуковском и выделит самые важные моменты, связанные с творчеством Василия Андреевича.

Ребята из 3 группы подготовили сообщение о творчестве Шуберта.

Слайд № 10-11

Презентация детей о Шуберте.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте и о его переводчике, и о композиторе, всех их объединяет произведение «Лесной царь».

    Слушание музыки. Шуберт баллада «Лесной царь».

Учитель : Познакомимся с самой балладой.

Я предлагаю вам послушать балладу Франца Шуберта. Уверена, что музыка не оставит вас равнодушными.

(слушаем музыку)

Ребята, какие ассоциации вызвала у вас музыка Шуберта? Выразите их одним прилагательным (Таинственная, особенная…….)

    таинственная,

    особенная,

    необыкновенная,

    яркая,

    волшебная;

    экзотическая,

    исключительная,

    необычная,

    страшная

    загадочная.

Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя.

Учитель: Поработаем в группах.

Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма

Поработаем в группах

I

( в балладе повествуется о событиях, Жуковский использует линейную композицию , мы видим :

В 1четверостишие – холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.

2 – малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.

3 - лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.

4 - сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.

5 - лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.

6 - испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.

7 - пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его.

8 - отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв. )

II

( во-первых баллада написана в стихотворной форме, состоит из 8 четверостиший с параллельным способом рифмовки:

мглой?

молодой.

приник;

старик.

Во-вторых, мы видим переживания героев и чувства автора.

Лирическое начало создается всем строем стихотворения, всем его содержанием. Как и в музыке с первых строк создает тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок.

III

(В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира.

Диалог отца с сыном принимает вид спора, в котором мы увидеть характеры героев, их взгляды и убеждения.

I

II

III

    Видит ли Лесного царя отец?

(Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)

3.

(

Он рассказывает о себе : Весёлого много в моей стороне:

Он очень таинственный, загадочный и волшебный, он говорит: в дуброве моей

Играя, летая, тебя усыплять )

2 (Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)

8. Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца. (Ездок запоздалый

Обняв, … держит и греет (сына) старик.

Ласковый, спокойный,

не верит сыну на видения отвечает:

- О нет, то белеет туман над водой. - О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

- О нет, всё спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне.

В конце баллады уже не так спокоен: Ездок оробелый не скачет, летит;).

4. (Это один из главных героев; он погубил мальчика).

5. Какое трагическое событие положено в основу сюжета? Смерть мальчика).

6. (Между отцом и Лесным царём, человеком и видением).

«дитя» «дитя»

«мой младенец» «мой младенец»

--------- «неволей иль волей, а будешь ты мой!»

7. (Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).

9 .Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим? (Смерть. Многоточие, глаголы – смена действия порождает тайну, неопределённость, неясность, а значит, и неоднозначность толкования баллады, даёт простор читательской фантазии).

Что можно сказать о музыкальной характеристике героев?

(рассказчик очень взволнован, отец встревожен, сын испуган и напряжен, интонации лесного царя напротив привлекательны и сладки).

10. Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»? (Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль)

    Подведение итогов. Слайд № 13

Учитель литературы:

Баллада прочитана, прослушана музыка, наступил момент, когда можно оглянуться назад и подвести итог.

1) О каком новом литературном жанре вы сегодня узнали?

2) Благодаря кому этот жанр пришёл в русскую литературу и получил достойное развитие?

3) Какие образы баллады «Лесной царь» отложились в вашей памяти?

4) Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка?

5) Давайте вернемся к эпиграфу урока, к словам Белинского, что же главное в балладе: событие, или всё - таки ощущение? (Конечно же, в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает» . )

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)

1) Иллюстрирование героев или эпизодов баллады (по желанию).

    Выразительное чтение по ролям – для работы в классе на следующем уроке (обязательно для всех).

    Термины «баллада» выучить (обязательно для всех).

    Написать отзыв о балладе «Лесной царь» В.А.Жуковского или Шуберта (по желанию).

    Рефлексия.

Продолжить предложение:

    На уроке самым интересным было…

    На этом уроке я научился…

    На этом уроке самым неинтересным было…

    Я буду вспоминать о…

    Теперь я хотел бы узнать о ….

Приложение 1

Тест, 6 класс

Древнерусская литература

а) IX XIII веков

б) XI XVIII веков

в) XI - XVII веков

а) роман

б) жития

в) слово

г) былины

д) стихотворения

е) летописи

    Назовите наиболее известный (из ранних летописных сводов) памятник древнерусской литературы:
    А) «Сказание о белгородском киселе»

б) «Повесть временных лет»
В) « «Повести о разорении Рязани Батыем» ».

а) князем Владимиром

б) Нестором

в) Александром Невским

5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) превосходство человека мирного труда над воином,

б) величие русского человека,

в) прославление находчивости русского человека.

6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа (простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов).

а) Повесть временных лет

б) Повесть о разорении Рязани Батыем

в) Сказание о белгородском киселе

а) анафора

б) гипербола

в) олицетворение

а) князь Владимир

б) Нестор

в) Кирилл

г) Мефодий

8 правильных ответов – оценка «5»

7-6 правильных ответов – оценка «4»

5-4 правильных ответов – оценка «3»

3 и меньше правильных ответов – оценка «2»

Ответы:

    Древнерусская литература относится к периоду:

в) XI - XVII веков

    Основными жанрами древнерусской литературы были:

б) жития

в) слово

е) летописи

    Назовите первый памятник древнерусской литературы: б) «Повесть временных лет»

4. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен

б) Нестором

5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) превосходство человека мирного труда над воином,

6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа

в) Сказание о белгородском киселе

7. Какой прием использован автором "Повести о разорении Рязани Батыем" в сточке: «..один рязанец бьется с тысячей, а два с десятью тысячами…»

б) гипербола

8. Назовите имена создателей славянской азбуки

в) Кирилл

г) Мефодий

Приложение 2

Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» (Перевод баллады Гёте, 1818)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в тёмной короне, с густой бородой.

- О нет, то белеет туман над водой.

«Дитя, оглянися: младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

- Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит.

- О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

- Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.

- О нет, всё спокойно в ночной глубине:

То вётлы седые стоят в стороне.

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

- Родимый, лесной царь нас хочет догнать:

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мёртвый младенец лежал.

Примечания:

Бирюз о вый – зеленовато-голубой цвет.

Жемч у жный – белый, как жемчуг.

Черт о ги – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

П е рлы – жемчуг а .

Сул и ть – обещать.

Дубр о ва (дубр а ва) – лес.

В ё тлы – ивы.

Плен и ться – очаров а ться, увл е чься.

«свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым.

«тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил.

Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме привычного для нас, - «слепой, заблуждающийся».

Приложение 3

Работа в группах

1)Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма

I группа – приведет доводы в пользу эпоса

II группа – представит примеры, указывающие на лирику, как род литературы

III группа – укажет основные средства драматического произведения, использованного в балладе

2) Давайте проследим за главными образами баллады

I группа – Проследит за образом отца

II группа - Проследит за образом Лесного царя

III группа - Проследит за образом Ребёнка

1) Видит ли Лесного царя отец?

2) Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца.

    Каким нам представляется Лесной царь?

    Почему баллада названа именем Лесного царя?

1) . Почему видение является только сыну?

2) Какое трагическое событие положено в основу сюжета?

    Между кем идёт борьба за душу малютки?

    Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?

Приложение 4

Информационная карта урока.

Учитель литературы: Демченко С.И

Дата : 10.10.13

Класс 6

Предмет: Литература+ музыка

Тема: "Баллада как жанр в литературе и музыке"

Целеполагание для ученика

(ЗУН-что надо знать, что уметь после 45 минут урока)

Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.

    Знать:

А) баллада - лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Б) баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением, в которой рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.

    Уметь (делать)

    1. Работать с текстом, извлекать информацию из текста.

      Выводы по предложенным вопросам для работы с текстом (сделать выводы, подтвердить словами из текста)

      Различать интонации действующих лиц баллады.

      Сравнить язык двух художественных произведений (литературного, музыкального), представлять, как средства выразительности каждого

составляют единый драматический образ.

1. Предметные цели:

Познакомить обучающихся с жанровыми особенностями баллады; Закрепить знание понятий «литературный образ», «музыкальный образ», подчеркнуть значение гениев И.В.Гёте, В.А.Жуковский, Ф.Шуберт.

2. Цели, отражающие ОУУН:

Организовать работу в парах, в группах и научить:

2.1 Методологическим умениям :

    формулирование выводов на основе имеющихся знаний;

2.2 Логическим умениям :

    работа с терминами и понятиями;

    поиск и выделение главного;

2.3 ИКД

    извлечение из текста информации, заданной в неявном виде;

    формулирование выводов;

    перефразирование мысли;

    решение практических задач, на основе имеющихся знаний;

2.4 Работа с информацией:

    работа с текстом, поиск информации в тексте;

3. Цели, развивающие личностную мотивацию:

Развивать творческие способности учащихся, формировать их духовные потребности, литературного и музыкального вкуса через организацию творческой учебной деятельности.

Опорные понятия: баллада; музыкальный образ; литературный образ;

Учебные действия: работа с текстом учебника, работа с дополнительной литературой, прослушивание музыки.

Диагностические задания:

    Тест в начале урока

(франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую) - первоначально у романских народов одноголосная танц. песня, ведущая происхождение от нар. хороводных песен (в Италии - ballata). В 12-13 вв. наряду с рондо и виреле представляла собой один из важнейших муз.-поэтич. жанров иск-ва трубадуров и труверов. Имела строфич. строение, при исполнении каждой строфы чередовались соло и хор.
В эпоху Возрождения Б. приобрела лирич. характер; сложилась её полифонич. разновидность. Наиболее развитые образцы полифонич. Б. (музыки и текста) создал во Франции Гильом де Машо. Итал. полифонич. Б. отличалась большой близостью к нар. иск-ву. В 15 в. Б. теряет прежнюю популярность; со стороны музыки во Франции она сближается с шансон.
Параллельно происходила эволюция нар. Б. - гл. обр. в Англии, где она, постепенно утрачивая связь с танцем, превратилась в повествоват. песню, исполнявшуюся попеременно соло и хором. Тексты таких Б. разнообразны - политич., сатирич., любовно-лирич., с элементами фантастики, характерными темами странствий, приключений и др. Нар. В. в виде сюжетно-повествовательных песен типичны для фольклора различных стран ("разбойничьи" песни на Руси, укр., венг., нем. Б. и др.).
В сер. 18 в. началось возрождение жанра Б. в проф. европ. иск-ве. Сборники шотл. нар. баллад Т. Перси (1765) и В. Скотта (1802-03) привлекли внимание нем. поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма (И. В. Гёте, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, Г. А. Бюргер), к-рые создавали собственные поэтич. Б. Эти произв. сразу же перекладывались на музыку для пения с сопровождением фп. Мн. поэтич. Б. послужили основой для вок. баллад (напр., Б. "Ленора" Бюргера положена на музыку И. Ф. Кирнбергером, Й. Ф. Рейхардтом, И. Андре, И. Р. Цумштегом). Расцвет вокальной Б. связан с австр. и нем. музыкой эпохи романтизма, прежде всего с творчеством Ф. Шуберта ("Лесной царь", 1815). Во многих его Б. проявляются характерные черты романтич. Б. - соединение реального и фантастического, живописного и драматического. Контрастность эпизодов, получавших в более ранних Б. несколько иллюстративную трактовку, сочетается у Шуберта с динамикой сквозного развития. Шуберту принадлежит и ряд строфич. Б. в нар. духе. Одновременно с Шубертом Б. создаёт К. Лёве, позднее - Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, X. Вольф. Хоровые Б. писали Ф. Мендельсон ("Первая Вальпургиева ночь"), Р. Шуман и др.
В рус. музыке Б. также связана с романтич. поэзией (первые рус. Б. созданы А. А. Плещеевым на сл. В. А. Жуковского, затем появились баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки). Разнообразное претворение жанр Б. получил у М. П. Мусоргского ("Забытый"), А. П. Бородина ("Море"), Н. А. Римского-Корсакова ("Гонец"), А. Г. Рубинштейна (""), П. И. Чайковского ("Корольки").
Вок. Б. стала одной из форм сольного пения в опере (Р. Вагнер, Ш. Гуно, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский).
В эпоху муз. романтизма сложилась инструментальная Б. Эпическая повествовательность соединяется в ней с остродраматическим, нередко сюжетным развитием, яркий лиризм - с картинной живописностью. Четыре баллады Ф. Шопена для фп. составляют вершину инстр. Б. В шопеновских Б. использованы одночастные свободные (смешанные) формы, насыщенные драматич. развитием. Известны также фп. баллады Ф. Листа, Э. Грига, И. Брамса, А. К. Лядова, баллада Г. Форе для фп. с оркестром, Б. и полонез А. Вьётана для скрипки и фп. и др.
В совр. музыке существуют разл. виды Б. Сольные и хоровые баллады Л. Яначека тесно связаны с чеш. фольклором, образами нар. жизни, нередко получающими остродраматич. трактовку. X. Эйслер в политич. балладах на сл. Б. Брехта отказывается от традиц. балладной формы "сквозного" муз. развития - они представляют собой краткие монологи и диалоги, сжатые драматич. сценки.
В сов. музыке жанр Б. часто получает героич. или героико-эпич. трактовку (" Витязя" из симф. кантаты "На поле Куликовом" Шапорина, "Героическая баллада" Бабаджаняна для фп. с оркестром и др.).
Термин "Б." иногда применяется в соединении с обозначением др. жанров, указывая на определённые черты содержания произв. (соната-Б. Н. К. Метнера для фп., симфония-Б. Н. Я. Мясковского, концерт-Б. А. К. Глазунова для виолончели с оркестром).

Литература: Панкратова В., М., 1963; Sрitta Ph., Ballade, в кн.: Musikgeschichtliche Aufsдtze, В., 1894; Ritter О., Die Geschichte der franzцsischen Balladenform, Halle, 1914; Graves R., The English ballad, Oxf., 1927; Кayser W., Geschichte der deutschen Ballade, В., 1936; Еntwistle J., European balladry, Oxf., 1939; Northсоte S., The ballad in music, Oxf., 1942; Pattison В., Music and poetry of the English Renaissance, L., 1948; Meierhans L., Die Ballata, Bern, 1956; Engelbrecht Chr., Zur Vorgeschichte der Chopinschen Klavierballade. The book of the First International musicological congress devoted to the works of F. Chopin, Warsz., 1960; Reeney G., The development of the Rondeau, Virelae and Ballad forms from Adam de la Hale to G. de Machaut (Festschrift К. G. Feilerer), Regensburg, 1962; Кatz I. J., Judeo-Spanish traditional ballads from Jerusalem, Ann Arbor, 1967 (Мф и Кс., дисс.); Ossenkop D. Ch., The earliest settlings of German ballads for voice and clavier, Ann Arbor, 1969 (Мф и Кс., дисс.); Bronson В. H., The ballad as song, Berkeley, 1969; Dцmling W., Die mehrstimmigen Balladen, Rondeaux und Virelais von G. de Machant. Untersuchungen, Tutzing, 1970 (Mьnchner Verцffentlichungen zur Musikgeschichte, Bd 16).

Е. М. Царёва.


Смотреть значение Баллада в других словарях

Баллада — балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии,........
Толковый словарь Даля

Баллада — баллады, ж. (ит. ballata). 1. Стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.). 2. Стихотворение из трех куплетов по восемь строк и четвертого,........
Толковый словарь Ушакова

Баллада Ж. — 1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему. 2. Отдельное произведение такого жанра. 3. Вокальное или........
Толковый словарь Ефремовой

Баллада — -ы; ж. [франц. ballade].
1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему; произведение в таком жанре.
2. Вокальное........
Толковый словарь Кузнецова

Баллада — (франц. ballade - от позднелат. ballo - танцую),во французскойлитературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф.Вийон).Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный........
Большой энциклопедический словарь

Баллада — (франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально - хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым........
Исторический словарь

Баллада — Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова: По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. Не гнутся........
Музыкальный словарь

БАЛЛАДА — БАЛЛАДА, -ы, ж. 1. Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему. 2. Сольное музыкальное произведение повествовательного........
Толковый словарь Ожегова

Баллада для композиторов эпохи романтизма являлась одним из любимых жанров. Через огромный арсенал художественно-образных средств, которым обладает баллада, музыканты могли выразить весь спектр чувств, от лирики, до эпики. Для гениального Шопена музыкальный жанр являлся олицетворением старинных преданий и легенд. Узнать, какое значение сыграли баллады Шопена в истории музыки, прочитать интересные факты и послушать музыкальные произведения можно на нашей странице.

Значение в истории музыки

Впервые балладный жанр был применен известным композитором Францем Шубертом в вокальной музыке. Первым произведением можно считать балладу «Лесной царь». В инструментальной музыке первооткрывателем жанра стал Фредерик Шопен .

Именно в творчестве музыканта были сформированы основные черты:

  • Сопоставление эпических и драматических образов;
  • Наличие косвенной или прямой литературной программы, яркая связь с эпосом;
  • Относительно свободная (смешанная) форма изложения музыкальной мысли;
  • Повествовательность, как способ изложения материала;
  • Стремительное развитие событий;
  • Одночастность;
  • Трагическое разрешение конфликта.

После Шопена баллада стала популярна в творчестве Ференца Листа , Иоганнеса Брамса и Анатолия Лядова .

Интересные факты

  • Жанр «Баллада» пришел в музыкальное искусство из литературы. Он относится к эпическому роду. Это повествование, сказание, легенда или предание, носящее в себе историческую подоплёку.
  • Четвертое сочинение в данном жанре изначально было написано в метре 6/4. Лишь потом Шопен усовершенствовал композицию и переписал ее в метре 6/8. Первый вариант авторской рукописи был продан на аукционе в Люцерне в 1933 году.
  • Первая баллада была написана в одно и то же время со знаменитым «Революционным этюдом». Так композитор хотел поддержать свою родную Польшу в сложный исторический период.
  • Вторая баллада посвящена Роберту Шуману .
  • Третью балладу нередко связывают с двумя литературными произведениями: «Свитезянка» Адама Мицкевича и «Лорелея» Гейне. Но трагичное содержание противоречит светлому образу композиции.
  • Роберт Шуман увлекавшийся творчеством польского композитора, после прослушивания первой баллады, написал письмо автору. По мнению Шумана, это самое лучшее произведение, которое было написано Шопена. Композитор ответил, что для него сочинение не менее значимо.
  • Многие исследователи утверждают, что баллада номер один создана после прочтения поэмы «Конрад Валленрод», автором которой является близкий друг Шопена Адам Мицкевич. Но точных сведений насчет данного факта нет.

Использование музыки в кинематографе

Произведения Фредерика Шопена часто можно услышать в фильмах. Баллады не являются исключением. Музыку можно встретить как в современном кино, так и в кинематографической классике.

Произведение Фильм
Баллада №1 «Багровый пик» (2015)
«Твоя апрельская ложь» (2015)
«Сердцеед» (2010)
«Коломбо: Убийство по нотам» (2000)
«Гармония» (1998)
«Экспромт» (1991)
Баллада №2 «Остановись и гори» (2014)
«50 лет аргументов» (2014)
«Внутри Льюина Дэвиса» (2013)
«Под небесами» (1998)
Баллада №3 «Любовь – странная штука» (2014)
«Играющая Мона Лиза» (2000)
«Шоу Рена и Стимпи» (1995)
Баллада №4 «Превосходство Борна» (2004)
«Западное крыло» (2003)