Святые праведные иоаким и анна

Святая праведная Елисавета и святой пророк Захария и были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк. 1, 5 - 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк. 1, 17):
Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.
Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила в Горнее навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?” Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: “Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.” Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.
Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Считается что дом, где жил Захария и где родился его сын Иоанн Креститель был расположен в предместье Иерусалима Эйн-Кареме. На этом месте в настрящее время построен францисканский монастырь «Святой Иоанн на го́рах».
Память Святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы празднуется 5/18 сентября. Этим святым молятся об исцелении от бесплодия.

Тропарь, глас 2:

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Кондак, глас 4:

Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Молитвы пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям Иоанна Предтечи

Молитва первая:

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая:

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва третья:

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая:

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

(days.pravoslavie.ru; www.hotey.nm.ru; www.orthomama.ru; иллюстрации - www.otechestvo.org.ua; www.eparhia-saratov.ru; www.eva.ru; www.newsvm.com; www.pravoslavie.ru; yanao.ru; www.rusmodern.com; www.cirota.ru; www.pravpiter.ru; ricolor.org; www.dionisy.com).

Восемь могучих демонов, и каждого она знает по имени. А вот ангелам здесь места нет. Ни в светлом монастырском дворе, где бесноватые сёстры кружат в экстатическом танце, ни в белых залах, осквернённых прикосновением закопчённых рук, ни в ясных глазах матери Иоанны, затягивающих в тёмный водоворот. Нет святости в святой обители, всё от лукавого. И для ксёндза Юзефа Сурина, присланного изгонять бесов из настоятельницы, всё тоньше грань, что отделяет от грехопадения его самого. Сможет ли он противостоять козням нечистого и сохранит ли собственную душу?

В основу фильма легла одноимённая повесть Ярослава Ивашкевича, опирающаяся на реальные события. В 17 веке два французских монастыря урсулинок прославились массовыми «эпидемиями» одержимости. В каждом случае историками отмечены симуляция симптомов и политическая подоплёка: когда духовные отцы не гнушались физическими радостями общения с монашками, церковь могла замять скандал эффектным процессом с аутодафе. Перенеся действие в родную Польшу, писатель мудро ушёл от двусмысленных толкований: его героиню на самом деле одолевают демоны, а чувства героя далеки от чувственности. Экранизация, — кстати, довольно бережная к первоисточнику, — не столь однозначна. Тщательно следуя сюжету, режиссёр Ежи Кавалерович одновременно оставляет немало смысловых пустот; и эта недосказанность, использованная в качестве художественного приёма, открывает широкий простор для трактовок.

С точки зрения современной науки одержимость — болезнь, все признаки психического расстройства налицо. Впрочем, и средневековые учёные знали, что девушек, наглухо запертых в монастырских стенах, часто поражала жестокая немочь: унылая скука, переходящая в апатию или яростное неистовство. Иоанна, с её резкими и демонстративными метаморфозами поведения, в эту картину укладывается. А святотатственная любовь к Дьяволу внушена обычной гордыней: настоятельницу не прельщает тоскливая безвестность, и раз уж святой стать не суждено, лучше быть проклятой, в любом случае внимание обеспечено. Заинтересованной стороной показывает себя и духовенство: если есть Сатана, то существует и Бог, и, значит, больше веры в прихожанах, что собираются на публичные акты экзорцизма как на развлечение. Проблема ксендза Юзефа сложнее: он выходит против демонов на священный бой, в котором враг хитёр, а боец уязвим и деморализован. Если долго смотреть в бездну, бездна посмотрит в тебя; и в самой невинной душе найдётся маленькое чёрное пятнышко. Юзеф, подошедший к краю слишком близко, чувствует, как в нём прорастает и расцветает зло, которое он бессилен победить, но отступать уже поздно. На войне все средства хороши. Пусть сделка, даже с Дьяволом, ведь высшая доблесть христианина — самопожертвование ради спасения ближнего.

Классическое польское кино — самобытная и загадочная «вещь в себе». Лаконичная композиция кадра, внимание к внутренней жизни персонажей, множественность смыслов и символов — всё имеет значение. Картина снята в добрых традициях старой школы, ставившей акцент не на зрелищность и событийность, но на эмоциональность и мастерство актёров. Люцина Винницкая неподражаема во всех проявлениях своей героини, от умиротворённого спокойствия до театральных припадков бесноватости. Мечислав Войт очень хорош в образе человека, предчувствующего, но неспособного остановить своё падение. Эту слабину чувствуют и другие: проницательная трактирщица, её чудаковатые гости и набожные слуги, старый еврейский ребе, олицетворённое альтер-эго Юзефа. Лишь улыбчивая Маргарита, единственная из монахинь, кого не коснулась бесовская напасть, верит святому отцу, но причиной тому её собственная, тоже предсказуемая жертвенность. Атмосфера безнадёжности преследует с первого кадра, когда молящийся ксёндз лежит перевёрнутым крестом, до последнего, с перевёрнутым колоколом, не оставляющим сомнений, по ком он звонит. Символичны и топор, ставший «выстрелившим ружьём», и религиозные беседы героев, полные афоризмов, и замкнутое пространство фильма, ограниченное двумя точками действия — окрестностями монастыря и постоялым двором, — и, конечно, чёрно-белая плёнка, с такой мнимой простотой разделяющая мир на светлое и тёмное, на доброе и злое.

Есть у ленты ещё одна важная особенность: условность временных рамок, ведь поднятые картиной вопросы актуальны всегда. Бог есть любовь, но если он сотворил мир, отчего в нём столько зла? Насколько оправдана жертва, несущая избавление через преступление? Существует ли допустимая мера зла, совершаемого во благо?.. Готовых ответов фильм не даёт. Ангелы не явились, демоны так и остались за кадром, ибо только человек ответственен за собственные поступки.

По возвращении из Египта семья снова поселилась в Назарете. Иосиф продолжил свои занятия плотника, «питаясь трудами рук своих». Подрастающий Иисус разделял труды его и притом с таким старанием, что люди не только называли его сыном плотника, но и просто плотником.

Жизнь Матери Марии текла в тех же занятиях и при том же смирении и благочестии, как и прежде. Есть предание, что она учила грамоте детей обоего пола, усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. В рукоделиях она была неутомима по-прежнему, тщательно занималась ими, делая одеяния для себя и для сына. И впоследствии, среди других занятий, Мать Мария для Иисуса соткала замечательный по работе красный полотняный хитон без швов, который и был постоянной его одеждой.

После возвращения из Гималаев, где Иисус обучался под руководством своего гуру – Господа Майтрейи, он вышел на общественную арену для заключительных трех лет служения. Это время стало большим испытанием для Марии. Об этих годах ее жизни известно, в основном, в связи с событиями жизни ее сына. Ее любовь и вера побуждали быть всегда, сколь можно, близко к нему в его непрерывных странствованиях. Возле дома Пилата, под самою аркою, показывают небольшое углубление в стене, повествуя, что в этом месте стояла Мать Мария, во время судилища над Иисусом. Предание дополняет, что Пресвятая Дева, при начале крестного шествия Христа, обращалась к Пилату с молением о пощаде сына. Присутствовала она и при распятии Иисуса…

После вознесения Иисуса Мать Мария собрала учеников и друзей и сформировала колонию в Вифании , где они получали наставления от Господа. В сопровождении Иоанна Возлюбленного и других пятерых апостолов Мать Мария посещала различные области мира. Сначала они отправились в Луксор в Египте, а затем по Средиземному морю совершили путешествие на остров Крит. Пройдя через Гибралтарский пролив, останавливаясь в Фатиме в Португалии, Лурде в Южной Франции, Гластонбери на Британских островах и в Ирландии, подготавливая путь для тех, кто придет после нее, чтобы расширить Христосознание. Эти посещения заложили основание для работы апостола Павла в Греции и явлений Матери Марии в Фатиме и Лурде; побудили Короля Артура основать орден Рыцарей Круглого Стола и отправиться на поиски Святого Грааля; позволили Святому Патрику принести христианскую веру на территорию Ирландии.

Святой Иоанн из Дамаска описывает, как по завершении своей выдающейся жизни Мария вознеслась из гробницы, в которую ее положили апостолы после успения. Открыв гробницу через три дня, они нашли только двенадцать белых лилий.

" ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ"

27
Елисавета

Наша высокая оценка Елисаветы исходит главным образом из того, что она была матерью Иоанна Крестителя, о котором Иисус сказал: «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11). Лука в своей первой главе открывает нам прежние годы Елисаветы. Отсюда мы узнаём, что она была из семьи священника и потом стала женой священника Захарии. Если бы нам больше нечего было сказано о Елисавете, то и тогда мы должны бы понять, как соответствует она выбору быть матерью Иоанна.
То были мрачные дни для еврейской нации: материально они были доведены до бедности из-за господства римлян, и духовно – из-за своего небрежения к их вере. Из этого соображения они болезненно нуждались в одном, как сказал Исайя, чей голос звучал для них: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Исайя 40:3).
Но даже в пустыне жизнь должна продолжаться. В Израиле, нашлись люди, чья жизнь была ещё связана с верой Богу, и чьи сердца стремились к спасению и святому. Среди таких были Захария и Елисавета.
Можно глубже обдумать рассказ Луки, вдохновенно поместившего в Писании это вечное свидетельство о них: «Оба они были праведны пред Богом, поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лука 1: 6).
Легко быть праведным в своих собственных глазах или даже в глазах кого-нибудь из друзей, но Захария и Елисавета получили величайшую похвалу: « они оба были праведны пред Богом». Этим великолепным заявлением нам было сказано, что они шли во всём по заповедям и законам Господа «беспорочно». Ясно, что Елисавета была под стать своему мужу в набожности, и без сомнения была рядом с ним в его преданности и нежно пеклась о его службе священника.
О них написано, что они были преклонных лет, и в Луке 1:18 Захария восклицает: « Я стар». Нам также известно, что Елисавета была бесплодна и у неё не было детей. Бесплодие у евреев вызывало сильные нарекания и многие бездетные женщины крайне страдали от душевной боли из-за высокомерного отношения к ним их знакомых. Елисавете, как набожной жнщине, нужна была милость и покоронсть, чтобы выносить это и, пребывая в заботе, никогда не позволять себе быть раздражительной, раздосадованной или озлобленной.

Праведная и безупречная

Мы знаем, что Елисавета превозмогла боль, которая довлела над ней долгое время, иначе не заслужила бы похвалы как «праведная и безупречная». И хоть она тосковала о материнстве, как нам сказано, это было сутью её молитвы (Лука 1:13), но когда оно не наступало, она конечно принимала бездетность как свою долю от Бога, удерживая себя от разлагающего действия скорби и подавленности. Как сочувственно она, должно быть, разделяла выражение Давида: «Если бы не закон твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моём» (Псалом 118:92).
Если жизнь Елисаветы считалась бесплодной у её современников, то не так это было в Божьих глазах. Когда Бог смотрит на людей, он видит все тайники их душ, и мы можем быть уверены, что в Елисавете он нашёл духовное семя, ростки, питаемые ежедневно, ежемесячно из года в год... пока не разовьётся плод, носящий имена: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, Вера, кротость и воздержение» (Галатам 5:22).
Без забот материнства Елисавета была спсобна дать «вере» и «труду» более высокое место, доказав, что недостаток в жизни чего-то желаемого может способствовать чему-то лучшему скорее, чем худшему. Она не знала ни о своей будущей роли, не знала, что слой за слоем те годы служили ей для становления полного роста женщины, которая достойна принести «Пророка Всевышнего». Когда настало время для Божьего чуда наделить её этим ребенком, к её мужу, когда он был один в храме, Богом был послан архангел Гавриил. Захария обессилел и оцепенел от страха, когда увидел ангела, стоящего справа от алтаря и ладана. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются» (Лука 1:13,14).
Пока ангел продолжал своё вещание, у Захарии не осталось сомнения, что предсказанный ребенок должен стать посланцем, который пойдёт впереди обещанного мессии, чтобы подготовить ему пути. Бог заботился, чтобы навестить и искупить свой народ, и Захария первым узнал об этом.

Неверие мужа

Хотя Захария понял широту ангельских слов, он всё же сомневался в обещании участия своего и Елисаветы в исполнении их. «По чему я узнаю это? – спросил он, - ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лука 1:18). После этого восклицания он не мог говорить несколько месяцев, как объяснил ангел в своём ответе: «И вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется за то что, ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время». По крайней мере немота Захарии постоянно служила ему напоминанием, что всё, чему он не верил, сбудется так же точно, как весна приходит после зимы.
Не пришлось ему долго ждать, пока немота станет мешать ему. Когда он появился из храма перед ожидавшей его толпой, он должен был бы взорваться словами радости и ликования, но вместо того он мог только кивать людям, чтобы объяснить, что не может говорить. К счастью, дома его немота в общении их с Елисаветой выглядела по-другому. Когда двое годами живут рядом, вместе работая, вместе гуляя, вместе молясь, фактически соединённые на каждом шагу, то им не составляет труда даже внутреннюю мысль передать без единого слова, сказанного вслух. Вряд ли нужно сомневаться, что скоро по возвращении Захарии она узнала о случившемся в храме и разделила его удивление и переполняющую его радость. Так как они хорошо были знакомы с законом и пророками, можно представить, что Захария мог привлечь много отрывков из Писания, чтобы облегчить общение, и Елисавета приняла его сообщение с готовностью и быстро поняла. Она приняла свою участь в грядущих событиях с глубокой благодарностью:
«Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лука 1:25).

Предвестник Мессии

Рядовая израильская женщина может задуматься, почему обещание сына было дано Захарии одному, а не обоим им? Ведь вся прежняя жизнь Елисаветы, её родство с духовенством, давали ей право знать обо всём самой. Она бы хотела знать, как это получилось, что ангельский визит имел место в храме, поскольку это было уже не первое сообщение, что старый договор подходит к концу, а начинается новый договор. Даже место, где стоял ангел, - справа от алтаря, где священик воскуривал фимиам, чтобы он восходил от имени людей к Богу,- значило, что Бог снизошёл к людям. Так ангел объявил: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лука 1:19).
Девять месяцев ожидания дали Елисавете и Захарии время проникнуться подробностями касательно их будущего сына: «...И наречёшь ему имя Иоанн,- сказал ангел,- и будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются». И в самом деле они были счастливы в высшей степени в ожидании рождения своего ребенка, ибо знали, что он должен стать предвестником Спасителя и Господа. Им даже не пришлось ждать, пока Иисус скажет об их сыне: «...Не восстал больший Иоанна Крестителя», потому что ангел заранее сказал Захарии; «И будет он велик перед Господом».
Последние три месяца ожидания не были для Елисаветы так томительны, потому что она разделила их с Марией, ожидавшей рождения Иисуса. Как совершенно Божье провидение, что он свёл вместе будущих матерей Иисуса и Иоанна!
И случилось точно так же. На шестом месяце беременности Елисаветы Бог послал ангела Гавриила к Марии, которая ждала свадьбы с Иосифом-плотником. Как великолепны были его слова приветствия, что сотни лет мужчины и женщины, взрослые и дети заучивали их наизусть:
«Радуйся, благодатная! Господь с тобою. Благословенна ты между женами» (Лука 1:28). Когда Мария показала своё изумление и удивление Божьему намерению использовать её как сосуд для рождения Мессии, тогда ангел открыл ей чудо, касающееся Елисаветы: «Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц» (Лука 1:36). Тогда Мария поверила, что для Бога всё возможно и ответила замечательными словами: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (стих 38).
Так как Марию потянуло к Елисавете, она поспешно оставила дом в Назарете и предприняла путешествие, чтобы достичь дома Захарии.

Привязанность и братство

Ангел сказал о ребенке Елисаветы: «...и духа святого исполнится ещё от чрева матери своей», но до прихода Марии в её дом этого ещё не произошло. И вот после приветствия Марии вдруг зашевелился плод в чреве Елисаветы, и она узнала, что исполнилась Святого Духа. Она сразу поняла, что Мария избрана родить Спасителя, и как эхо ангельского приветствия прозвучали её слова: «Благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего! И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём» (Лука 1:42-44).
Если Мария внесла в жизнь Елисаветы момент почести, то Елисавета дала Марии новое чувство принадлежности к братству, которое не мог ей дать в то время даже Иосиф, собиравшийся стать ей мужем. И старая женщина похвалила молодую за её веру: «Блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа» (стих 45).
Можно только вообразить полную степень общности Елисаветы и Марии: молитвы, пение, общие раздумья о будущих деяниях их сыновей, которые им предназначено сделать. Приходило ли им на ум, что Иоанн объявит народу: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь его» (Матф.3:11). Или, как Мария пришла к Елисавете, так же Иисус придёт к Иоанну, чтобы креститься от него, несмотря на возражение Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?» (Матф. 3:14). Иисус сказал своё мнение: «Так надлежит нам исполнять всякую правду» (Матф. 3:15).
Для Иоанна этот акт должен быть источником огромного вдохновения, поддерживающего его в его работе. И конечно, Иисус и Иоанн глубоко уважали и любили друг друга, и эта привязанность, может быть, выросла частично из содружества их матерей в течение тех трёх месяцев.

«Что за ребенок сей»

Прошли девять месяцев и когда родился Иоанн, радость захлестнула Елисавету. Её соседи и родственники, прослышав об огромной милости Божьей, радовались вместе с ней. Они ещё больше изумились, когда определилось имя ребёнка Иоанн вместо Захарии: «Назвать его Иоанном» - настаивала Елисавета. «Иоанн имя ему» - написал и Захария на дощечке. И сразу к нему вернулась речь, не как неуверенный звук его последних слов сомнения в храме, а как поток, хлынувший после девяти месяцев молчания: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой... И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидёшь пред лицем Господа – приготовить пути Ему» (Лука 1:68, 76).
Слушая радостную, вдохновенную проповедь Захарии, слушатели изумлялись и страшились, ибо знали, что это Бог вмешался, чтобы совершились такие события и был дан такой ребёнок, чтобы «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лука 1:77 – 79).
На этом мы расстанемся с Елисаветою, Божьей дочерью, женой Захарии, матерью Иоанна Крестителя, радуясь за неё вместе со всеми другими, кто читал её историю, стараясь следовать её примеру любви и веры. Мы знаем, что всегда должен быть «Иоанн Креститель», чья задача – дать свет тем, кто пребывает в темноте и под сенью смерти. Пусть будет много таких Елисавет, с лучшими своими способностями они будут питать, лелеять и воодушевлять тех, кто поверит им.

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится его предтеча, который укажет на его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ожидали и явления его предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елизавета, беспорочно соблюдавшие заповеди господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы он даровал им дитя.

Женщины с именем Елизавета и в Ветхом, и в Новом Заветах принадлежали мужьям-священникам. Священник имел право брать в жёны девушку только безукоризненной репутации. Он не должен был жениться на опороченной или отвергнутой мужем своим, так как посвящён Богу, и через это осквернилось бы его священство. Захария был священником в Иерусалимском храме. Елизавета, жена его, была женщиной безукоризненной репутации. Они оба «были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно».

Елизавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Елизавета в духовном отношении не просто следовала за своим благочестивым мужем, как это наблюдается у многих жён, но она имела личное призвание от Бога и вела самостоятельную духовную жизнь. Это видно из её пророческого озарения при появлении в её доме Марии, Матери Иисуса. Елизавета служит Богу больше духом своим, своей духовной жизнью, нежели по обрядовой форме. У неё истинная духовная жизнь, руководимая Духом Святым.

Евангелист Лука отмечает, что Елизавета была бесплодной и уже в летах преклонных. Для неё самой её бесплодие было печальной загадкой. Как и всякая иудейская женщина, она хотела бы быть матерью, так как у евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников. Но проходят годы, уходят её молодость и сила, а ожидаемого ребёнка нет и нет. И Елизавета сама чувствует себя униженной, лишённой благословения, и сама себе задаёт вопрос: «За что и почему Бог немилостив ко мне?»

Для неё пока было закрыто то, что Бог готовил её особым образом к рождению необыкновенного сына, того, о котором впоследствии Христос скажет: «Из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя».

Точно так Господь приготавливал некогда матерей праотцов Исаака и Иакова. Когда для великого дела Божия нужен соответственно человек с великим духом, то Бог готовит прежде его родителей. То же самое случилось и с матерью Иоанна. Все эти женщины после долгих лет ожидания, подготовленные Духом Святым, подарили миру славных сыновей, которым от Бога предназначалась высокая задача.

Конечно, Елизавета вместе с мужем не один раз обращались к Богу, умоляя, чтобы он помиловал их и послал им сына. Ей так хотелось посвятить его Богу, хотелось, чтобы позор бездетности был снят с неё.

Однажды, когда Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу святилища, он увидел ангела божия. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Захария не поверил словам небесного вестника, и тогда ангел сказал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. Ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим».

Господь определил его быть предтечей Мессии, и в его задачу входило приготовить ему путь, то есть подготовить сердца людей к принятию Евангелия. Елизавету не смутило то, что Захария потерял дар речи. Ведь ангел благовестил не ей, а её мужу. Она довольствовалась словами, которые муж написал ей на дощечке. Но верой она была крепка и не сомневалась в том, что сказанное ангелом Захарии будет исполнено.

Елизавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев. Елизавета умеет сдерживать себя: она спокойна и владеет собой. Её самообладание под стать мужскому, это редкий дар для женщин преклонного возраста. В ней нет и превосходства над мужем, как нет и слова упрёка в его адрес. Она, как подобает благочестивым жёнам, по-прежнему заботлива и покорна. Их праведность и непорочность не нарушаются. Елизавета очень самостоятельна и благородна не только по своему происхождению из священнического рода, но и по своему характеру и поведению. Её кротость и смирение достойны подражания.

Три месяца обе женщины, обе знаменитых матери, сыгравшие величайшую роль в истории человечества как на земле, так и для вечности, находились вместе. Многие искренне радовались, принимая живейшее участие в этом событии.

Настало время, и святая Елизавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены. Но Елизавета настояла на том имени, каким Господь повелел назвать его, а именно: Иоанном. Все жители Иудеи удивлённо говорили: «Что будет младенец сей?»

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Услышав об этом, святая Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елизавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла.

Только великая мать способна родить великого пророка. Своим служением Иоанн доказал, что Елизавета – уникальная женщина, сильная в благочестии, преданная жена и мужественная мать.

Иоанн сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Жизнь Елизаветы, образ её поведения, её скромность, её смирение – замечательный пример для всех женщин.