Как складывать и отнимать десятичные дроби. Вычитание десятичных дробей

Дробью будем называть одну или несколько равных между собой долей одного целого. Дробь записывается с помощью двух натуральных чисел, которые разделены между собой чертой. Например, 1 / 2 , 14 / 4 , ¾, 5 / 9 и т.д.

Цифра, которая записана сверху над чертой, называется числителем дроби, а цифра записанная под чертой, называется знаменателем дроби.

Для чисел, у которых знаменатель равен 10, 100, 1000, и т.д. условились записывать число без знаменателя. Для этого сначала пишут целую часть числа, ставят запятую и пишут дробную часть этого числа, то есть числитель дробной части.

Например, вместо 6(7 / 10) пишут 6,7. Такую запись принято называть десятичной дробью .

Разберемся, как выполнять простейшие арифметические действия с десятичными дробями.

Сложение десятичных дробей в смешанной форме

Допустим нам нужно сложить десятичные дроби 2,7 и 1,651.

Первым делом необходимо уравнять количество цифр после запятой. Для этого нужно приписать к десятичной дроби 2,7 справа два нуля, получим: 2,7 = 2,700.

  • 2,700 = 2 * (700 / 1000);
  • 1,651 = 1 * (651 / 1000).

Для сложения воспользуемся правилом, целые части складываем отдельно, дробные отдельно, и результаты складываем между собой.

  • 2 + 1 = 3;
  • 700 / 1000 + 651 / 1000 = 1351 / 1000 = 1 * (351 / 1000);
  • 3 + 1 * (351 / 1000) = 4 * (351 / 1000).

А теперь, записываем это число в десятичной форме, имеем: 4,351.

Получаем в итоге, 2,7 + 1,651.= 4,351.

Сложение десятичных дробей в столбик

Еще одним способом сложения десятичных дробей, является сложение чисел в столбик.

Снова, уравниваем количество цифр после запятой, приписывая нули. Записываем одно число над другим и складываем.

3,700
+
2,651
_____
6,351

Со сложением разобрались, теперь найдем разность тех же чисел.

Вычитание десятичных дробей в смешанной форме

Опять, же повторяем первый пункт и уравниваем количество цифр после запятой, дописывая нули.

  • 2,7 = 2,700.

Запишем эти числа в смешанной форме.

  • 2,700 = 2 * (700 / 1000);
  • 1,651 = 1 * (651 / 1000).

Для нахождения разности воспользуемся правилом, работаем отдельно с целыми и с дробными частями, а потом складываем полученные результаты.

  • 2 - 1 = 1;
  • 700 / 1000 - 651 / 1000 = 49 / 1000 = 49 / 1000 ;
  • 1 + 49 / 1000 = 1 * (49 / 1000).

А теперь, записываем это число в десятичной форме, имеем: 1,049.

Получаем в итоге, 2,7 - 1,651.= 1,049.

Вычитание десятичных дробей в столбик

Такой же результат моно было бы получить и при вычитании столбиком.

3,700
-
2,651
_____
1,049

Общее правило сложения и вычитания десятичных дробей

1. Уравнять в дробях количество знаков после запятой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сумма и разность десятичных дробей. 5 класс

Цель урока: познакомиться с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; развивать мышление, внимание, интерес и память; воспитывать трудолюбие, честность, аккуратность, точность, прививать навыки самоконтроля. совершенствовать навыки грамотной речи.

Восстановите запись 6,413>6,4 _ 8 1,892

сравните числа **,512 … *,9* 0,342 … 0,341 ** *,*** … **,* 4,3** … 4,7**

Заполни пропуски. 8м3дм = … м 6м8см = … м 2т2ц = … т 54ц = … т 7,2 … = 7т2 ц 11м7дм= … м

Решим задачу. Белоснежка решила сшить себе новое платье и попросила своих верных гномов посчитать сколько всего ткани ей нужно купить,если на юбку нужно 3,25м, а на блузу – 1,2м? «Это легко!» - закричали Гномы. Нужно 3,25м + 1,2м. Но как это сделать? Помогите гномикам!

Совершенно верно! 3,25 + 1,2 = Тот же результат получим, если запишем числа в столбик, как при сложении натуральных чисел: разряд под разрядом, уравняв количество цифр после запятой. В записи окажется запятая под запятой.

Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой. Выполнить сложение или вычитание, не обращая внимания на запятую. Подставить в ответе запятую под запятой.

Сложение

Выполнить сложение десятичных дробей:

9,03 +7,4= 9,03 – 7,4= 9,4 + 7,004= 9 + 7,2= 9 -7,2 = Выполнить сложение и вычитание десятичных дробей.

Глава 2 ДРОБНЫЕ ЧИСЛА И Действия С НИМИ

§ 37. Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичные дроби записывают по тому же принципу, что и натуральные числа. Поэтому сложение и вычитание выполняют по соответствующим схемам для натуральных чисел.

Во время сложение и вычитание десятичные дроби записываются «столбиком» - друг под другом так, чтобы одноименные разряды стояли друг под другом. Таким образом, запятая будет стоять под запятой. Далее выполняем действие так, как и с натуральными числами, не обращая внимания на запятые. В сумме (или разности) запятую ставим под запятыми слагаемых (или запятыми уменьшаемого и вычитателя).

Пример 1. 37,982 + 4,473.

Объяснение. 2 тысячных плюс 3 тысячных равна 5 тысячных. 8 соток плюс 7 соток равна 15 соток, или 1 десятая и 5 соток. Записываем 5 соток, а 1 десятую запоминаем и т. д.

Пример 2. 42,8 - 37,515.

Объяснение. Поскольку уменьшающееся и вычитаемое имеют разное количество знаков после запятой, то можно приписать в уменьшающемся необходимое количество нулей. Разберись самостоятельно, как выполнено пример.

Заметим, что при сложении и вычитании нуля можно и не дописывать, а мысленно представлять их на тех местах, где нет разрядных единиц.

При сложении десятичных дробей сбываются изученные ранее переставная и соединительная свойства сложения:

Начальный уровень

1228. Обчисли (устно):

1) 8 + 0,7; 2) 5 + 0,32;

3) 0,39 + 1; 4) 0,3 + 0,2;

5) 0,12 + 0,37; 6) 0,1 + 0,01;

7) 0,02 + 0,003; 8) 0,26 + 0,7;

9) 0,12 + 0,004.

1229. Обчисли:

1230. Обчисли (устно):

1) 4,72 - 2; 2) 13,892 - 10; 3) 0,8 - 0,6;

4) 6,7 - 0,3; 5) 2,3 - 1,2; 6) 0,05 - 0,02;

7) 0,19 - 0,07; 8) 0,47 - 0,32; 9) 42,4 - 42.

1231. Обчисли:

1232. Обчисли:

1233. На одной машине было 2,7 т песка, а на другой - 3,2 т. Сколько песка было на двух машинах?

1234. Выполни сложение:

1) 6,9 + 2,6; 2) 9,3 + 0,8; 3) 8,9 + 5;

4) 15 + 7,2; 5) 4,7 + 5,29; 6) 1,42 + 24,5;

7) 10,9 + 0,309; 8) 0,592 + 0,83; 9) 1,723 + 8,9.

1235. Найди сумму:

1) 3,8 + 1,9; 2) 5,6 + 0,5; 3) 9 + 3,6;

4) 5,7 + 1,6; 5) 3,58 + 1,4; 6) 7,2 + 15,68;

7) 0,906 + 12,8; 8) 0,47 + 0,741; 9) 8,492 + 0,7.

1236. Выполни вычитание:

1) 5,7 - 3,8; 2) 6,1 - 4,7; 3) 12,1 - 8,7;

4) 44,6 - 13; 5) 4 - 3,4; 6) 17 - 0,42;

7) 7,5 - 4,83; 8) 0,12 - 0,0856; 9) 9,378 - 8,45.

1237. Найди разницу:

1) 7,5 - 2,7; 2) 4,3 - 3,5; 3) 12,2 - 9,6;

4) 32,7 - 5; 5) 41 - 3,53; 6) 7 - 0,61;

7) 8,31 - 4,568; 8) 0,16 - 0,0913; 9) 37,819 - 8,9.

1238. Ковер-самолет за 2 ч пролетел 17,4 км, причем за первый час он пролетел 8,3 км. Сколько пролетел ковер-самолет за второй час?

1239. 1) Приумножь число 7,2831 на 2,423.

2) Уменьшить число 5,372 на 4,47.

Средний уровень

1240. Реши уравнения:

1) 7,2 + х = 10,31; 2) 5,3 - х = 2,4;

3) х - 2,8 = 1,72; 4) х + 3,71 = 10,5.

1241. Реши уравнения:

1) х - 4,2 = 5,9; 2) 2,9 + х = 3,5;

3) 4,13 - х = 3,2; 4) х + 5,72 = 14,6.

1242. Как удобнее добавить? Почему?

4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 8,93) + 0,8 или

4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 0,8) + 8,93.

1243. Обчисли (устно) удобным способом:

1) 7 + 2,8 + 1,2; 2) 12,4 + 17,3 + 0,6;

3) 3,42 + 4,9 + 5,1; 4) 12,11 + 7,89 + 13,5.

1244. Найди значение выражения:

1) 200,01 + 0,052 + 1,05;

2) 42 + 4,038 + 17,25;

3) 2,546 + 0,597 + 82,04;

4) 48,086 + 115,92 + 111,037.

1245. Найди значение выражения:

1) 82 + 4,042 + 17,37;

2) 47,82 + 0,382 + 17,3;

3) 15,397 + 9,42 + 114;

4) 152,73 + 137,8 + 0,4953.

1246. От металлической трубы длиной 7,92 м отрезали сначала 1,17 м, а потом еще 3,42 м. Какова длина оставшейся трубы?

1247. Яблоки вместе с ящиком весят 25,6 кг. Сколько килограммов весят яблоки, если пустой ящик весит 1,13 кг?

1248. Найди длину ломаной ABC , если АВ = 4,7 см, а ВС на 2,3 см меньше АВ.

1249. В одном бидоне есть 10,7 л молока, а в другом на 1,25 л меньше. Сколько молока в двух бидонах?

1250.Обчисли:

1) 147,85 - 34 - 5,986;

2) 137,52 - (113,21 + 5,4);

3) (157,42 - 114,381) - 5,91;

4) 1142,3 - (157,8 - 3,71).

1251. Обчисли:

1) 137,42 - 15 - 9,127;

2) 1147,58 - (142,37 + 8,13);

3) (159,52 - 142,78) + 11,189;

4) 4297,52 - (113,43 + 1298,3).

1252. Найди значение выражения а - 5,2 - b , если а = 8,91, b = 0,13.

1253. Скорость лодки в стоячей воде 17,2 км/ч, а скорость течения 2,7 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

1254. Заполни таблицу:

Собственная

скорость,

км/ч

Скорость

течения,

км/ч

Скорость по течению, км/ч

Скорость против течения, км/ч

13,1

17,2

18,5

12,35

10,85

13,5

1,65

12,95

1255. Найди пропущенные числа в цепочке:

1256. Измерь в сантиметрах стороны четырехугольника, изображенного на рисунке 257, и найди его периметр.

1257. Начерти произвольный треугольник, измерь его стороны в сантиметрах и найди периметр треугольника.

1258. На отрезке АС обозначили точку В (рис. 258).

1) Найдите АС, если АВ = 3,2 см, ВС = 2,1 см;

2) найдите ВС, если АС = 12,7 дм, АВ = 8,3 дм.

Рис. 257

Рис. 258

Рис. 259

1259. На сколько сантиметров отрезок AB длиннее отрезка CD (рис. 259)?

1260. Одна сторона прямоугольника равна 2,7 см, а другая - на 1,3 см короче. Найди периметр прямоугольника.

1261. Основа равнобедренного треугольника равна 8,2 см, а боковая сторона на 2,1 см меньше основы. Найди периметр треугольника.

1262. Первая сторона треугольника равна 13,6 см, вторая на 1,3 см короче первой. Найди третью сторону треугольника, если его периметр равен 43,1 см.

Достаточный уровень

1263. Запиши последовательность из пяти чисел, если:

1) первое число равно 7,2, а каждое следующее на 0,25 больше, чем предыдущее;

2) первое число равно 10,18, а каждое следующее на 0,34 меньше предыдущего.

1264. В первом ящике было 12,7 кг яблок, что на 3,9 кг больше, чем во втором. В третьем ящике яблок было на 5,13 кг меньше, чем в первом и втором вместе. Сколько килограммов яблок было в трех ящиках вместе?

1265. Первого дня туристы прошли 8,3 км, что на 1,8 км больше, чем второго дня, и на 2,7 км меньше, чем третьего. Сколько километров прошли туристы за три дня?

1266. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

2) 6,335 + 2,896 + 1,104;

3) 4,52 + 3,1 + 17,48 + 13,9.

1267. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

2) 7,335 + 3,896 + 1,104;

3) 15,2 + 3,71 + 7,8 + 4,29.

1268. Поставь вместо звездочек цифры:

1269. Поставь в клетки такие цифры, чтобы образовались правильно выполненные примеры:

1270. Упрости выражение:

1) 2,71 + х - 1,38; 2) 3,71 + с + 2,98.

1271. Упрости выражение:

1) 8,42 + 3,17 - х; 2) 3,47 + y - 1,72.

1272. Найди закономерность и запиши три наступление них числа последовательности:

1) 2; 2,7; 3,4 ... 2) 15; 13,5; 12 ...

1273. Реши уравнения:

1) 13,1 - (x + 5,8) = 1,7;

2) (х - 4,7) - 2,8 = 5,9;

3) (у - 4,42) + 7,18 = 24,3;

4) 5,42 - (в - 9,37) = 1,18.

1274. Реши уравнения:

1) (3,9 + х) - 2,5 = 5,7;

2) 14,2 - (6,7 + х) = 5,9;

3) (в - 8,42) + 3,14 = 5,9;

4) 4,42 + (у - 1,17) = 5,47.

1275. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

1) (14,548 + 12,835) - 4,548;

2) 9,37 - 2,59 - 2,37;

3) 7,132 - (1,132 + 5,13);

4) 12,7 - 3,8 - 6,2.

1276. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

1) (27,527 + 7,983) - 7,527;

2) 14,49 - 3,1 - 5,49;

3) 14,1 - 3,58 - 4,42;

4) 4,142 - (2,142 + 1,9).

1277. Обчисли, записав данные величины в дециметрах:

1) 8,72 дм - 13 см;

2) 15,3 дм + 5 см + 2 мм;

3) 427 см + 15,3 дм;

4) 5 м 3 дм 2 см 4 м 7 дм 2 см.

1278. Периметр равнобедренного треугольника равен

17,1 см, а боковая сторона - 6,3 см. Найди длину основы.

1279. Скорость товарного поезда 52,4 км/ч, пассажирского 69,5 км/час. Определите, удаляются или сближаются эти поезда и на сколько километров за час, если они вышли одновременно:

1) из двух пунктов, расстояние между которыми 600 км, навстречу друг другу;

2) из двух пунктов, расстояние между которыми 300 км, и пассажирский догоняет товарный;

1280. Скорость первого велосипедиста 18,2 км/ч, а второго 16,7 км/час. Определите, удаляются или сближаются велосипедисты и на сколько километров за час, если они выехали одновременно:

1) из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, навстречу друг другу;

2) из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, и первый догоняет второго;

3) из одного пункта в противоположных направлениях;

4) из одного пункта в одном направлении.

1281. Обчисли, ответ округли до сотых:

1) 1,5972 + 7,8219 - 4,3712;

2) 2,3917 - 0,4214 + 3,4515.

1282. Обчисли, записав данные величины в центнерах:

1) 8 ц - 319 кг;

2) 9 ц 15 кг + 312 кг;

3) 3 т 2 ц - 2 ц 3 кг;

4) 5 т 2 ц 13 кг + 7 т 3 ц 7 кг.

1283. Обчисли, записав данные величины в метрах:

1) 7,2 м - 25 дм;

2) 2,7 м + 3 дм 5 см;

3) 432 дм + 3 м 5 дм + 27 см;

4) 37 дм - 15 см.

1284. Периметр равнобедренного треугольника равен

15,4 см, а основа - 3,4 см. Найди длину боковой стороны.

1285. Периметр прямоугольника равен 12,2 см, а длина одной из сторон - 3,1 см. Найди длину стороны, не равной данной.

1286. В трех ящиках 109,6 кг помидоров. В первом и втором ящиках вместе 69,9 кг, а во втором и третьем 72,1 кг. Сколько килограммов помидоров в каждом ящике?

1287. Найди числа a , b , с, d в цепочке:

1288. Найди числа а и b в цепочке:

Высокий уровень

1289. Поставь вместо звездочек знаки «+» и «-» так, чтобы выполнялось равенство:

1) 8,1 * 3,7 * 2,7 * 5,1 = 2;

2) 4,5 * 0,18 * 1,18 * 5,5 = 0.

1290. У Чипа было 5,2 грн. После того как Дейл одолжил ему 1,7 грн., у Дейла стало на 1,2 грн. меньше, чем у Чипа. Сколько денег было у Дейла сначала?

1291. Две бригады асфальтируют шоссе и движутся друг другу навстречу. Когда первая бригада заасфальтировала 5,92 км шоссе, а вторая - на 1,37 км меньше, то до их встречи осталось 0,85 км. Какова длина участка шоссе, которую необходимо было заасфальтировать?

1292. Как изменится сумма двух чисел, если:

1) одно из слагаемых увеличить на 3,7, а другой - на 8,2;

2) одно из слагаемых увеличить на 18,2, а другой уменьшить на 3,1;

3) одно из слагаемых уменьшить на 7,4, а другой - на 8,15;

4) одно из слагаемых увеличить на 1,25, а другой уменьшить на 1,25;

5) одно из слагаемых увеличить на 7,2, а другой уменьшить на 8,9?

1293. Как изменится разность, если:

1) уменьшающееся уменьшить на 7,1;

2) уменьшающееся увеличить на 8,3;

3) вычитаемое увеличить на 4,7;

4) вычитаемое уменьшить на 4,19?

1294. Разность двух чисел равна 8,325. Чему равна новая разность, если уменьшающееся увеличить на 13,2, а вычитаемое увеличить на 5,7?

1295. Как изменится разность, если:

1) увеличить уменьшающееся на 0,8, а вычитаемое - на 0,5;

2) увеличить уменьшающееся на 1,7, а вычитаемое - на 1,9;

3) уменьшающееся увеличить на 3,1, а вычитаемое уменьшить на 1,9;

4) уменьшающееся уменьшить на 4,2, а вычитаемое увеличить на 2,1?

Упражнения для повторения

1296. Сравни значения выражений, не выполняя действий:

1) 125 + 382 и 382 + 127; 2) 473 ∙ 29 472 ∙ 29;

3) 592 - 11 и 592 - 37; 4) 925: 25 и 925: 37.

1297. В столовой есть два вида первых блюд, 3 вида вторых и 2 вида третьих блюд. Сколькими способами можно выбрать обед из трех блюд в этой столовой?

1298. Периметр прямоугольника равен 50 дм. Длина прямоугольника на 5 дм больше ширины. Найди стороны прямоугольника.

1299. Запишите наибольшую десятичную дробь:

1) с одним десятичным знаком, меньше 10;

2) с двумя десятичными знаками, меньше 5.

1300. Запишите наименьшую десятичную дробь:

1) с одним десятичным знаком, больше 6;

2) с двумя десятичными знаками, больше 17.

Домашняя самостоятельная работа № 7

2. Какое из неравенств верное:

A ) 2,3 > 2,31; Б) 7,5 < 7,49;

B ) 4,12 > 4,13; Г) 5,7 < 5,78?

3. 4,08 - 1,3 =

А) 3,5; Б) 2,78; В) 3,05; Г) 3,95.

4. Запиши десятичную дробь 4,0701 смешанным числом:

5. Какое из округления до сотых выполнено правильно:

A ) 2,729 ≈ 2,72; Б) 3,545 ≈ 3,55;

B ) 4,729 ≈ 4,7; Г) 4,365 ≈ 4,36?

6. Найди корень уравнения х - 6,13 = 7,48.

А) 13,61; Б) 1,35; В) 13,51; Г) 12,61.

7. Какая из предложенных равенств правильная:

А) 7 см = 0,7 м; Б) 7 дм2 = 0,07 м2;

в) 7 мм = 0,07 м; Г) 7 см3 = 0,07 м3?

8. Названия наибольшее натуральное число, что не превышает 7,0809:

А) 6; Б) 7; В) 8; Г) 9.

9. Сколько существует цифр, которые можно поставить вместо звездочки в приближенной равенства 2,3*7 * 2,4 чтобы округление до дестих было выполнено правильно?

А) 5; Б) 0; В) 4; Г) 6.

10. 4 а 3 м2 =

А) 4,3 а; Б) 4,003 а; В) 4,03 а; Г) 43.

11. Какое из предложенных чисел можно подставить вместо а, чтобы двойное неравенство 3,7 < а < 3,9 была правильной?

А) 3,08; Б) 3,901; В) 3,699; Г) 3,83.

12. Как изменится сумма трех чисел, если первое слагаемое увеличить на 0,8, второй - увеличить на 0,5, а третий - уменьшить на 0,4?

A ) увеличится на 1,7; Б) увеличится на 0,9;

B ) увеличится на 0,1; Г) уменьшится на 0,2.

Задания для проверки знаний № 7 (§34 - §37)

1. Сравни десятичные дроби:

1) 47,539 и 47,6; 2) 0,293 и 0,2928.

2. Выполни сложение:

1) 7,97 + 36,461; 2) 42 + 7,001.

3. Выполни вычитание:

1) 46,63 - 7,718; 2) 37 - 3,045.

4. Округли до:

1) десятых: 4,597; 0,8342;

2) сотых: 15,795; 14,134.

5. Вырази в километрах и запиши десятичной дробью:

1) 7 км 113 м; 2) 219 м; 3) 17 м; 4) 3129 м.

6. Собственная скорость лодки равна 15,7 км/ч, а скорость течения - 1,9 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

7. Первого дня на склад завезли 7,3 т овощей, что на 2,6 т больше, чем второго, и на 1,7 т меньше, чем третьего дня. Сколько тонн овощей завезли на склад за три дня?

8. Найди значение выражения, выбирая удобный порядок действий:

1) (8,42 + 3,97) + 4,58; 2) (3,47 + 2,93) - 1,47.

9. Запиши три числа, каждое из которых меньше 5,7, но больше 5,5.

10. Дополнительное задание. Запиши все цифры которые можно поставить вместо *, чтобы правильной была приближена неравенство:

1) 3,81*5 ≈3,82; 2) 7,4*6≈ 7,41.

11. Дополнительное задание. При каких натуральных значениях n неравенства 0,7 < n < 4,2 и 2,7 < n < 8,9 одновременно являются правильными?

Такие арифметические вычислительные действия, как сложение и вычитание десятичных дробей , необходимы для того, чтобы, оперируя дробными числами получать искомый результат. Особая важность проведения этих операций состоит в том, что во многих сферах деятельности человека меры многих сущностей представлены именно десятичными дробями . Поэтому для осуществления определенных действий со многими предметами материального мира требуется складывать или вычитать именно десятичные дроби . Следует заметить, что на практике эти операции используются практически повсеместно.

Процедуры сложения и вычитания десятичных дробей по своей математической сути осуществляется практически точно так же, как аналогичные операции для целых чисел. При ее осуществлении значение каждого разряда одного числа нужно записывать под значением аналогичного разряда другого числа.

Подчиняется следующим правилам:

Сначала необходимо произвести уравнивание количество тех знаков, что располагаются после запятой;

Затем нужно произвести запись десятичных дробей друг под другом таким образом, чтобы содержащиеся в них запятые располагались строго друг под другом;

Осуществить процедуру вычитания десятичных дробей в полном соответствии с теми правилами, которые действуют для вычитания целых чисел. При этом не нужно обращать никакого внимания на запятые;

После получения ответа запятую в нем нужно поставить строго под теми, которые имеются в исходных числах.

Операция сложения десятичных дробей осуществляется в соответствии с теми же правилами и алгоритмом, которые описаны выше для процедуры вычитания.

Пример сложения десятичных дробей

Две целых две десятых плюс одна сотая плюс четырнадцать целых девяносто пять сотых равняется семнадцать целых шестнадцать сотых.

2,2 + 0,01 + 14,95 = 17,16

Примеры сложения и вычитания десятичных дробей

Математические операции сложения и вычитания десятичных дробей на практике используются чрезвычайно широко, причем они нередко касаются многих предметов окружающего нас материального мира. Ниже приводится несколько примеров таких вычислений.

Пример 1

Согласно проектно-сметной документации, для строительства небольшого производственного объекта требуется десять целых пять десятых кубометров бетона. Используя современные технологии возведения зданий, подрядчикам без ущерба для качественных характеристик сооружения удалось использовать для проведения всех работ всего девять целых девять десятых кубометров бетона. Размер экономии составляет:

Десять целых пять десятых минус девять целых девять десятых равно ноль целых шесть десятых кубометра бетона.

10,5 – 9,9 = 0,6 м 3

Пример 2

Двигатель, устанавливаемый на старую модель автомобиля, потребляет в городском цикле восемь целых две десятых литра топлива на сто километров пробега. Для нового силового агрегата этот показатель составляет семь целых пять десятых литров. Размер экономии составляет:

Восемь целых две десятых литра минус семь целых пять десятых литра равно ноль целых семь десятых литра на сто километров пробега в городском режиме движения.

8,2 – 7,5 = 0,7л

Операции сложения и вычитания десятичных дробей применяются чрезвычайно широко, и их осуществление не составляет никаких проблем. В современной математике эти процедуры отработаны практически идеально, и ими практически все хорошо владеют еще со школьной скамьи.

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 5 класс на тему:

  • § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей:
    32. Сложение и вычитание десятичных дробей
  • 1211 На пальто израсходовали 3,2 м ткани, а на костюм 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе? Решите задачу сложением десятичных дробей и путем перехода к сантиметрам.
    РЕШЕНИЕ

    1212 Масса автомобиля Нива 11,5 ц, а масса автомобиля Волга 14,2 ц. На сколько масса Волги больше массы Нивы? Решите задачу с помощью десятичных дробей и переводом данных в килограммы.
    РЕШЕНИЕ

    1213 Выполните сложение: а) 0,769 + 42,389; б) 5,8 + 22,191; в) 95,381 + 3,219; г) 8,9021 + 0,68; д) 2,7 + 1,35 + 0,8; е) 13,75 + 8,2 + 0,115.
    РЕШЕНИЕ

    1214 Выполните вычитание: а) 9,4 - 7,3; б) 16,78 - 5,48; в) 7,79 - 3,79; г) 11,1 - 2,8; д) 88,252 - 4,69; е) 6,6 - 5,99.
    РЕШЕНИЕ

    1215 С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,8 т больше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков?
    РЕШЕНИЕ

    1216 Один тракторист вспахал 13,8 га земли, что оказалось на 4,7 га меньше, чем вспахал второй тракторист. Сколько гектаров земли вспахали оба тракториста вместе?
    РЕШЕНИЕ

    1217 От куска провода длиной 30 м отрезали 4,75 м. Сколько метров провода осталось в куске?
    РЕШЕНИЕ

    1218 Груз, поднимаемый вертолетом, легче вертолета на 4,72 т. Какова масса вертолета вместе с грузом, если масса груза 1,24 т?
    РЕШЕНИЕ

    1219 Выполните действие: а) 7,8 + 6,9; б) 129 + 9,72;в) 8,1 - 5,46; ж) 0,02 - 0,0156; г) 96,3 - 0,081; д) 24,2 + 0,867; е) 830 - 0,0097; з) 0,003 - 0,00089; и) 1 - 0,999; к) 425 - 2,647; л) 83 - 82,877; м) 37,2 - 0,03
    РЕШЕНИЕ

    1220 Собственная скорость катера (в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
    РЕШЕНИЕ

    1221 Скорость теплохода по течению равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.
    РЕШЕНИЕ

    1222 Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость пешехода на 9,7 км/ч меньше. На сколько уменьшится расстояние между ними за 1 ч, если они движутся навстречу друг другу? На сколько увеличивается расстояние между ними за 1 ч, если они движутся из одной точки в противоположные стороны?
    РЕШЕНИЕ

    1223 Расстояние между городами 156 км. Из них навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один проезжает в час 13,6 км, а второй 10,4 км. Через сколько часов они встретятся?
    РЕШЕНИЕ

    1224 Веревку разрезали на пять кусков. Первый кусок больше второго на 4,2 м, но меньше третьего на 2,3 м. Четвертый кусок больше пятого на 3,7 м, но меньше третьего на 1,3 м. Какова длина веревки, если длина четвертого куска 7,8 м?
    РЕШЕНИЕ

    1225 Найдите периметр треугольника ABC, если AB = 2,8 см, BC больше AB на 0,8 см, но меньше AC на 1,1 см.
    РЕШЕНИЕ

    1226 Используя буквы x и у, запишите переместительное свойство сложения и проверьте его, если x = 7,3, а у = 29. Используя буквы a, b и c, запишите сочетательное свойство сложения и проверьте его при a = 2,3; b = 4,2 и c = 3,7.
    РЕШЕНИЕ

    1227 Используя буквы a, b и c, запишите свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа. Проверьте эти свойствапри a = 13,2; b = 4,8 и c = 2,7.
    РЕШЕНИЕ

    1228 Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом значение выражения: а) 2,31 + (7,65 + 8,69); б) 0,387 + (0,613 + 3,142); в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109); г) 14,537 - (2,237 + 5,9); д) (24,302 + 17,879) - 1,302; е) (25,243 + 17,77) - 2,77.
    РЕШЕНИЕ

    1229 Выполните действия: а) 9,83 - 1,76 - 3,28 + 0,11; б) 12,371 - 8,93 + 1,212; в) 14,87 - (5,82 - 3,27); г) 14 - (3,96 + 7,85)
    РЕШЕНИЕ

    1230 Сколько единиц в каждом разряде числа: 32,547; 2,6034?
    РЕШЕНИЕ

    1231 Разложите по разрядам число: а) 24,578; б) 0,520001
    РЕШЕНИЕ

    1232 Запишите десятичную дробь, в которой: а) 15 целых, 3 десятых, 7 сотых и 9 тысячных; б) 0 целых, 3 десятых, 0 сотых и 4 тысячных.
    РЕШЕНИЕ

    1233 Выразите длину отрезка AB = 5 м 7 дм 6 см 2 мм: а) в метрах; в) в сантиметрах; б) в дециметрах; г) в миллиметрах. Выразите длину отрезка СМ в метрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах, если СМ = 4,573 м.
    РЕШЕНИЕ

    1234 Отметьте на координатном луче точки с координатами: 0,46; 0,8; 1,25; 0,36; 0,77; 1,47. Единичный отрезок равен 1 дм.
    РЕШЕНИЕ

    1235 Найдите координаты точек A, B, C, D и К (рис. 146).
    РЕШЕНИЕ

    1236 Зная, что 11,87 - 7,39 = 4,48, найдите значение выражения или решите уравнение: а) 7,39 + 4,48; б) 11,87 - 4,48; в) х- 7,39 = 4,48; г) 7,39 + у = 11,87; д) 4,48 + z = 11,87; е) 11,87 - р = 7,39.
    РЕШЕНИЕ

    1237 Прочитайте показания термометров (рис. 147). Сколько градусов будет показывать каждый из них, если его столбик: а) поднимется на 4 малых деления; на 2 больших деления; на 0,5°С; на 1,3°С; б) опустится на 7 малых делений; на одно большое деление; на 0,3°С; на 1,4°С?
    РЕШЕНИЕ

    1238 Решите уравнение: а) z + 3,8 - 8; б) y - 6,5 12; в) 13,5 - x = 1,8; г) ,15,4 + k = 15,4; д) 2,8 + l+ 3,7 - 12,5 е) (5,6 - r) + 3,8 = 4,4
    РЕШЕНИЕ

    1240 Восстановите цепочку вычислений
    РЕШЕНИЕ

    1241 Назовите какое-либо число, расположенное на координатном луче: а) между числами 0,1 и 0,2; б) между 0,02 и 0,03; в) левее 0,001, но правее 0.
    РЕШЕНИЕ

    1242 Какую часть квадратного метра составляет: а) 1 дм2; б) 1 см2; в) 10 дм2; г) 100 см2?
    РЕШЕНИЕ

    1243 Стороны треугольника 3/7, 4/7, 5/7. Найдите его периметр.
    РЕШЕНИЕ

    1244 Найдите число, если 3/10 его равны: 30; 15; 6.
    РЕШЕНИЕ

    1245 Какая часть периода хоккейного матча сыграна, если с начала матча прошло: 5 мин; 10 мин; 15 мин; 1 мин 20 c; 20 с? (Период продолжается 20 мин.)
    РЕШЕНИЕ

    1246 Сколько Буратино заплатил за арбуз, который стоил 20 сольдо и еще пол-арбуза?
    РЕШЕНИЕ

    1247 Сравните числа: а) 12,567 и 125,67; б) 7,399 и 7,4.
    РЕШЕНИЕ

    1248 Между какими двумя соседними натуральными числами находится число: а) 5,1; б)6,32; в) 9,999; г) 25,257
    РЕШЕНИЕ

    1249 Расставьте в порядке убывания числа: 0,915; 2,314; 0,9078; 2,316; 2,31; 10,45.
    РЕШЕНИЕ

    1250 Расставьте в порядке возрастания величины: 8,09 км; 8165,3 м; 8 154 257 мм; 815 376 см.
    РЕШЕНИЕ

    1252 Выразите: а) в метрах: 17 м 8 см; 8 м 17 см; 4 см; 15 дм; б) в тоннах: 3 т 8 ц 67 кг; 1244 кг; 710 кг.
    РЕШЕНИЕ

    1253 Решите задачу: 1) На машину погрузили 7 одинаковых мешков с мукой и 12 одинаковых мешков с крупой. Масса мешка с мукой в 2 раза больше массы мешка с крупой. Найдите массу мешка с мукой и мешка с крупой, если всего на машину погрузили 780 кг. 2) Масса индюка меньше массы овцы в 3 раза, а масса трех таких овец больше массы пяти индюков на 60 кг. Какова масса одного индюка и какова масса одной овцы?
    РЕШЕНИЕ

    1254 Разгадайте чайнворд, помещенный на форзаце в конце учебника.
    РЕШЕНИЕ

    1255 Выполните сложение: а) 395,486 + 4,58; б) 7,6 + 908,67; в) 0,54 + 24,1789; г) 1,9679 + 269,0121; д) 23,84 + 0,267; е) 0,01237 + 0,0009876.
    РЕШЕНИЕ

    1256 Выполните вычитание: а) 0,59 - 0,27; б) 6,05 - 2,87; в) 3,1 - 0,09; г) 18,01 - 2,9; д) 15 - 1,12; е) 3 - 0,07; ж) 7,45 - 4,45;з) 206,48 - 90,507; и) 0,067 - 0,00389.
    РЕШЕНИЕ

    1257 Одна из сторон треугольника 83,6 см, вторая на 14,8 см длиннее первой, а третья на 8,6 см длиннее второй. Найдите периметр треугольника.
    РЕШЕНИЕ

    1258 Трубу длиной 9,35 м разрезали на две части. Длина одной части 2,89 м. На сколько метров вторая часть длиннее первой?
    РЕШЕНИЕ

    1259 Воздушный шар состоит из оболочки, гондолы для пассажиров и газовой горелки для нагрева воздуха внутри оболочки. Масса гондолы 0,24 т, и она меньше массы оболочки на 0,32 т, но больше массы газовой горелки на 0,15 т. Какова масса воздушного шара?
    РЕШЕНИЕ

    1260 Автомашина в первый час прошла 48,3 км, во второй час на 15,8 км меньше, чем в первый, а в третий час на 24,3 км меньше, чем за первые два часа вместе. Какой путь прошла автомашина за эти три часа?
    РЕШЕНИЕ

    1261 Собственная скорость теплохода 40,5 км/ч, а скорость течения 5,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения.