Реформация и ее причины. Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в

Была одной из самых богатых и могущественных организаций в Европе. Но эта сила была только кажущейся: среди прихожан и простых, и знатных, все больше зрело недовольство всевластием духовенства, которое, в конце концов, вылилось в движение за перестройку церкви - Реформацию.

К концу XV века во многих странах Европы сформировалась сильная королевская власть. Короли, опиравшиеся на армию и бюрократический аппарат, были недовольны вмешательством Пап в их дела. Их ценные указания монархам были не нужны. Не давало покоя королям и богатство которая была одним из крупнейших землевладельцев в Европе. Да если бы только это! На десятине, плате за богослужения и продаже индульгенций духовенство зарабатывало немаленькие деньги, которые «уплывали» в далекий Рим. А это монархам, само собой, не нравилось.

Простых людей не устраивало в церковных порядках другое. Во-первых, дороговизна обрядов и различные поборы. Во-вторых, язык богослужения - далеко не все понимали, что там говорит священник на своей латыни. Но еще больше не устраивало то, что церковь освящала существующее неравенство. Получалось, что человек незнатного происхождения должен был всю жизнь оставаться никем, даже если и выбился в люди, разбогатев. Или терпеть издевательства над собой со стороны власть имущих только потому, что так, мол, предсказано свыше.

Начало Реформации

Наибольшее недовольство католическая церковь вызывала в раздробленной Германии. Поэтому именно с нее и началась Реформация в Европе. В 1517 г. молодой профессор богословия Мартин Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов - свои взгляды на церковные порядки. Причиной стала безудержная торговля индульгенциями. Эти документы представляли собой, говоря современным языком, справки об отпущении грехов. Они продавались монахами, разъезжавшими по Германии. За счет индульгенций Папа планировал перестроить церковь св. Петра в Риме. Лютер осуждал все эти порядки. Он считал, что Папа никаких прав издавать индульгенции. Также Лютер выступал против пышных обрядов, монашества и даваемого священниками. Чтобы Библия была понятнее для простых немцев, не знавших латыни, он перевел ее на родной язык.

Смелые проповеди Лютера заставили Льва X забеспокоиться. Он призывал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, объявил его еретиком и отлучил от церкви. Но Лютера это не испугало - наоборот, получив папскую буллу, он порвал ее в клочья. У вчерашнего профессора появилась масса сторонников, в том числе и довольно влиятельных. Один из германских князей спрятал его в своем замке, где Лютер писал богословские труды. Тем временем Реформация в Европе развивалась все активнее. У Лютера появились последователи, которые предлагали пойти еще дальше, установив всеобщее равенство. Их предводитель Томас Мюнцер возглавил восстание, переросшее в крестьянскую войну. Германские князья быстро разбили плохо вооруженных повстанцев, не владевших военным делом. Восстание было жестоко подавлено. После этого Реформация в Германии окончательно перешла в руки светской знати.

Борьба между двумя церквями

Правда, далеко не вся аристократия восприняла идеи Лютера положительно. Между католиками и протестантами (так стали называть приверженцев нового учения) завязалась вооруженная борьба. Длилась она довольно долго и завершилась установившим, что каждый князь сам имеет право определять, какой будет религия в его владениях. Идея перестроить церковь оказалась заразительной, и вскоре Реформация в Европе распространилась на юг Германии, Швейцарию, Францию, В Нидерландах местные протестанты вообще подняли восстание против испанского господства и добились независимости.

Своеобразно развивалась Реформация в Англии. Король Генрих VIII потребовал от Папы, чтобы тот разрешил ему развестись с очередной женой. Тот отказался, и монарх объявил, что английская церковь больше не зависит от Рима. Так, в 1534 г. главой духовенства в этой стране, а заодно и хозяином всего церковного имущества, стал король. Понятно, что отказ Папы был для него лишь поводом прибрать к рукам все, что принадлежало церкви. И это очень быстро было сделано. В остальном англиканская церковь, как ее теперь стали называть, еще долго была похожа на католическую.

Впрочем, уже к середине XVI века католическое духовенство пришло в себя, и Реформация в Европе начала встречать серьезное сопротивление. Авангардом борьбы против протестантов стал основанный в 1540 г. Его последователи создали в европейских странах сеть школ, дававших отличное образование и прививавших учащимся верность католической церкви. Иезуиты не гнушались и шпионажем, опутав своей агентурой все королевские дворы. Эти меры во многом позволили остановить Реформацию. Но прежнего могущества католическая церковь уже не имела.

Начало Реформации в Европе связано с именем Мартин Лютер. Мартин Лютер бросил вызов католической церкви в Виттенберге в Саксонии. Это произошло после прибытия в этот район германского проповедника Иоганна Тетцеля, который продавал индульгенции, чтобы собрать деньги для папы Льва X. Индульгенции уже долгое время подвергались критике со стороны католических теологов (ученых в области религии), но их финансовый успех обеспечивал существование этой практики, поскольку она была слишком выгодна, чтобы прекратить ее.

В ответ Лютер 23 октября 1514 г. поместил документ с 95 тезисами (заявлениями) на дверь городской церкви. Тезисы Лютера не были радикальными, но привлекли обширную аудиторию, и, благодаря последним достижениями в области развития печатного дела, они широко разошлись и их повсюду читали.

Первоначальная критика церкви со стороны Лютера была направлена против продажи индульгенций, но он продолжил нападать на суть католического учения о пресуществлении (вера в то, что хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа во время причастия), безбрачии священников и главенства пап. Он также призывал к реформе религиозных орденов, монастырей и возвращению простоты более ранней церкви.

Лютеранская церковь

Реформация в Европе распространилась после вызова, который Лютер бросил официальной церкви. Он завоевал множество последователей, но первоначально Лютер хотел только реформировать существующую церковь, а не создать совершенно новую систему.

Было сделано несколько попыток примирить Лютера с религиозными властями. В 1521 году он был вызван представить свои взгляды перед имперским парламентом в Вормсе в присутствии императора Священной Римской империи Карла V, который правил большей частью Европы. Лютер отказался отречься от своих взглядов и, будучи уже отлученным от церкви папой, он теперь был объявлен императором вне закона.

В ответ он основал независимую церковь и начал переводить Библию на немецкий язык.Предшествующие издания Библии выходили на латинском языке. Издание Лютера впервые позволило людям читать Библию на их родном языке.

Часть силы учения Лютера заключалась в его призыве к германской идентичности. Германия в этот момент состояла из множества независимых государств, которые номинально подчинялись императору Карлу V. Германские князья хотели сохранить свою власть, и они увидели в учении Лютера способ одновременно избавиться и от императорского, и от церковного контроля над Германией. То, что началось как религиозный диспут, скоро стало политической революцией.

В 1524 году в юго-западной части Германии в результате экономических трудностей в регионе разразилась крестьянская война. Лига германских князей, поддержанная Лютером, жестоко подавила восстание в 1526 году. Восстание привело Лютера в ужас, равно как и светских лидеров, против которых оно было направлено.

Один за другим северные германские государства – Саксония, Гессе. Бранденбург, Брауншвейг и другие – принимали лютеранство. Каждое государство захватывало контроль над церковью, усиливая власть правителя над его народом.

Всемирный отклик

Призыв лютеранства не был ограничен только Германией. В 1527 году король Швеции Густав Ваза, который добился независимости от Дании и Норвегии в 1523 году, захватил церковные земли, чтобы обеспечить средства для своего нового государства. Затем он реформировал новую государственную церковь в соответствии с лютеранскими правилами.

Аналогичный процесс адаптации лютеранства произошел в Дании и Норвегии в 1536 году. В Англии разрыв с Римской церковью произошел после того, как папа отказался утвердить развод Генриха VIII с его женой Екатериной Арагонской. Генрих заменил папу в качестве главы английской церкви.

Политические последствия

Политический ответ на лютеранскую реформацию возглавлял император Карл V, однако его обширные владения в Европе привели его к конфликту, в т.ч. и с Францией. Война между этими двумя державами, а также между Карлом и растущим могуществом мусульманской Османской империи в Средиземноморье и на Балканах, означала, что он не мог посвятить все свои ресурсы уничтожению лютеранства в Германии.

Карл победил лютеран в битве при Мюльберге в 1547 году, но не смог политически уничтожить их. Религиозный и политический компромисс были, наконец, достигнуты после мира в Аугсбурге в 1555 году, по которому император дал указ каждому князю в своей империи выбирать между католицизмом и лютеранством, и распространять эту веру среди своих подданных.

Сам Лютер был консервативным теологом и уважал порядок. Но многие из тех, кто последовал за ним, были настроены гораздо радикальнее.

Цвингли и Кальвин

В Цюрихе У. Цвингли обратил город в лютеранскую веру. Его 67 тезисов в 1523 году были приняты городским советов в качестве официальной доктрины. Однако он был не согласен с Лютером относительно природы евхаристии (хлеб и вино, которые принимают во время причастия) и начал вести швейцарскую церковь по более радикальному, не признающему иерархию направлению. Его смерть в 1531 году во время защиты Цюриха от католических кантонов (провинций) Швейцарии замедлила импульс реформации в Швейцарии.

Жан Кальвин, который начал создавать новый религиозный центр в Женеве, в последующем стал ключевой фигурой, связанной с протестантской реформой в Швейцарии. Кальвин перешел в новую реформированную веру в 1533 году и поселился в Женеве в 1536 году. Там он разработал более суровую форму протестантизма, основанную на его собственном прочтении Писания и его глубокой академической подготовке, где подчеркивалось предназначение – власть Бога над всеми действиями человека.

Хотя сам Кальвин не разработал какой-либо практической теории сопротивления нечестивой власти, подобной власти католической церкви или католических правителей, многие из его последователей были готовы отстаивать свои взгляды с помощью силы на основе его учения. Как и Лютер, он подчеркивал прямую связь индивидуума с Богом без посредничества папы или священников и первенство Библии в качестве основы всего проповедования и учения. Библия теперь уже широко распространялась на современных языках, а не на латинском – языке церкви.

В отличие от Лютера, однако, который верил в политическую подчиненность церкви государству, Кальвин проповедовал, что церковь и государство должны действовать вместе, чтобы создать божественное общество, в котором религиозные верования и строгий кодекс поведения должны определять каждый аспект повседневной жизни.

Кальвинизм распространился в Шотландии, Нидерландах и во многих частях Франции, где его последователи были известны, как гугеноты, а также в различных районах германских государств, в Богемии и Трансильвании. Кальвинизм также вдохновил пуританское движение в Англии, а позже в Северной Америке, где его приверженцы хотели очистить англиканскую церковь от остающихся в ней католических элементов, в частности, от власти епископов и прочих «папистских» украшений – церковных одеяний, утвари и музыки.

Ответ католиков

Первоначальным ответом католиков на Реформацию было отлучение от церкви тех, кто восставал против нее. Когда стало ясно, что это не поможет победить Реформацию, католическая церковь начала реформировать себя на основе внутренних призывов к церковной реформе, которые намного предшествовали выступлению Лютера.

После трех встреч в Триденте в Итальянских Альпах в 1545-1563 гг. католическая церковь начала Контрреформацию. Католическая Контрреформация развивалась успешно, усилив католицизм и теологически, и политически, хотя была установлена более авторитарная ортодоксия.

Польша, Австрия и Бавария стали полностью католическими, но в то время, как в Германии в основном царил мир, сильное кальвинистское (гугенотское) присутствие во Франции вызвало длительные религиозные войны, которые закончились только после того, как Нантский эдикт в 1598 году провозгласил религиозную терпимость. В конце века, видимо, 40% населения Европы следовали одному или другому реформированному верованию.

Введение………………………………………………………………………………2

1. Причины зарождения реформационного движения в Европе………………….4

2. Основные течения Реформации……………………………………………...….10

3. Контрреформация и ее результаты……………………………………...………15

Заключение…………………………………………………………………………. 18

Список использованных источников………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на территории Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства – протестантизма.

Реформационное движение имело большое значение как для истории Европы, так и для мировой истории в целом. В Средние века вся жизнь общества была строго подчинена Церкви, которая к началу 16 в. исчерпала всю святость. Засилье католической церкви не давало никаких шансов полноценному развитию личности, науки, искусства, рыночных отношений. Но благодаря Реформационному движению изменилась психология средневекового человека. Идеи Реформации (в особенности кальвинизма), заставлявшие человека усердно трудиться и развиваться, чтобы заслужить милость божью, дали толчок развитию капиталистических отношений и науки, которую католическая церковь часто называла «ересью».

Религия, являвшаяся основой средневекового общества, не утратила своей значимости и по сей день. Поэтому знание и понимание процессов ее становления и развития необходимы современному человеку. Реформация в свою очередь является неотъемлемой частью истории христианства, поэтому заслуживает изучения. Она во многом воспитала основы деятельной, активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение Реформации как исторического процесса.

Задачами исследования являются: выявление причин возникновения Реформационного движения в Европе; изучение его этапов, течений, идейных лидеров; анализ результатов Реформации.

Основным источником является «История средних веков: Учебник для студентов исторических факультетов педагогических институтов» под редакцией Н.Ф Колесницкого. Оттуда была взята информация о реформационных идеях М. Лютера и Т. Мюнцера; учении Ж. Кальвина; католической контрреформации и ордене иезуитов. Другие использованные источники: «История Европы» Н. Дэвиса (материалы о Вормском рейхстаге; анабаптизме; англиканстве и других течениях Реформации в европейских странах), «Советская Историческая Энциклопедия» под редакцией Е.М. Жукова (информация о причинах Реформации), «Католичество» А.А. Грицанова (сведения о Варфоломеевской ночи во Франции).

1. ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – широкое, сложное по социальному составу участников, социально-политическое и идеологическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви и носившее в своей основе антифеодальный характер; охватило в XVIв. большинство стран Западной и Центральной Европы.

Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Реформацию, связаны с разложением феодального способа производства в Зап. Европе, с зарождением в недрах феодализма новых капиталистических отношений и новых классов, с обострением в этих условиях социальных противоречий и феодальной борьбы. Реформация представляла собой первый удар по феодализму. В силу религиозного характера средневековой идеологии он оказался направленный еще не непосредственно против феодального государства, политической надстройки феодального общества, а против его религиозной надстройки – католической церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью феодальной системы и дававшей религиозную санкцию существовавшему феодальному строю.

Гуманистическое движение эпохи Возрождения с его рационалистической критикой средневекового мировоззрения и утверждением принципов буржуазного индивидуализма наносило существенный удар по средневековому католическому мировоззрению и во многом подготовило реформационное движение. Большое значение имели обращение гуманистов к источникам первоначального христианства, применение ими правил исторической критики к текстам Священного писания, прямое и рациональное толкование этих текстов.

Не менее важным источником идей Реформации были средневековые еретические учения, уже задолго до XVIв. содержавшие критику католической церкви .

Религиозное возрождение, ясно различимое уже в конце XV в., воодушевлялось в основном народным недовольством, в связи с вырождением духовенства. Церковь, заявлявшая о своем намерении созывать Собор каждые 10 лет, на самом деле не созывала соборов с 1430-х годов. Канонизация множества святых, от св. Винченцио Феррера (1455 г.) и св. Бернардина Сиенского (1450 г.) до св. Казимира Польского (1484 г.), не смогла скрыть того факта, что в Церкви в целом святость истощилась. Европа была полна рассказов о епископах, придававшихся симонии, о папах, погрязших в кумовстве, о развратных священниках и негодных монахах, но главное – о мирском богатстве Церкви . Также недовольство вызывали поборы и вымогательства папской курии, которые в условиях роста товарно-денежных отношений постоянно увеличивались. Бюргерская оппозиция, выражавшая на первых порах чаяния широких масс населения, ставила своей целью упразднить католическую церковь как феодальное учреждение и создать вместо нее «дешевую церковь» без поборов и платы за обряды. Идеологи народных масс вкладывали в понятие Реформации более широкий смысл – преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства.

Толчком к массовому движению за Реформацию послужило выступление Лютера против индульгенций. Мартин Лютер (1483–1546) родился в городе Эйслебне (Саксония) в семье состоятельного горнодобытчика. В 1508 г. Лютер окончил Эрфуртский университет и получил степень магистра, а затем доктора богословия . 31 октября 1517 г. в канун Праздника всех святых он предпринял решительный шаг и прибил листок с 95 Тезисами, или аргументами, против индульгенций к дверям Виттенбергской крепостной церкви.

Из-за этого знаменитого акта неповиновения проистекло несколько последствий. Во-первых, Лютер был вовлечен в серию публичных диспутов, в том числе и в знаменитый диспут в Лейпциге с доктором фон Эком, за чем последовало отлучение Лютера от Церкви (июнь 1520 г.) Готовясь к этим диспутам, Лютер набросал первые тезисы лютеранства: Резолюция, О свободе христианина, К христианскому дворянству немецкой нации, О вавилонском пленении Церкви Божьей; затем он публично сжег папскую буллу о своем отлучении ExsurgeDomine. Вторым следствием явилось разделение Германии на сторонников и противников Лютера. В 1521 г. император Карл V вызвал Лютера на рейхстаг в Вормсе. Лютер стойко защищался: «Я покорен Писанием, которое только что привел; мое сознание в плену Слова Божья. Я не могу ничего взять назад и не буду, потому что поступать простив совести небезопасно и нечестно… Если не докажут мне из Священного Писания, что я заблуждаюсь, то совесть моя Словом Божьим останется связанной… Нет, я не могу и не хочу отречься ни от чего, потому что небезопасно и нехорошо делать что-либо против совести

Hier stehe ich. Ich rann nicht unders. [Натомястою. Я не могу иначе.] » .

Католическая церковь учила, что человек может спастись от грехов и избежать ада по милости божьей и заступничеству святых. Но для этого он должен выполнять обряды, приобщаться к священным таинствам и творить богоугодные дела. Одним из таких дел была купля индульгенций. Лютер объявил отпущение грехов за деньги кощунством и отверг внешнекультовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем к спасению истинную веру в искупительную жертву Христа. Вместо католического учения о «воздаянии за заслуги» Лютер утверждал, что спасение можно получить только благодаря божественной милости, дарованной людям через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а «благодать» – как силу, постоянно пребывающую в живущем праведно человеке, помогающую ему одолевать грехи и достигать «спасения». Тезис о том, что «спасение» даруется человеку непосредственно от Бога, подрывал устои католической церкви и духовной иерархии, так как из него логически следовало, что получить «благодать» и «прийти к Богу» можно и без посредничества церкви и духовенства. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри – наставники верующих в «слове божьем», которые ничем иным не выделялись из толпы верующих, как только знанием Евангелия. По учению Лютера, «слово божье» заключено только в священном писании, которое он признавал единственным источником веры, отвергая священное предание – сочинения отцов церкви, папские буллы и постановления соборов как творения людей, которым присущи человеческие заблуждения. Тем самым низвергался весь внешний католический культ – почитание святых, иконы, алтари, осенение крестным знамением, коленопреклонение, учение о чистилище. Но Лютер не пошел до конца в утверждении религиозного индивидуализма, он не допускал свободного толкования священного писания верующими и оставлял некоторые из таинств (крещение, причащение и покаяние). Причем в толковании таинства евхаристии (причащения) он недалеко ушел от католического догмата о «преосуществлении», утверждая, что хотя хлеб и вино не превращаются в тело и кровь Христа, но Христос якобы присутствует в таинстве причащения.

В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Вартбург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартсбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно.

С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. (Приложение №) В итоге сторонники лютеранства составляли большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Протестанты преобладали в Шотландии и Нидерландах, а также нескольких кантонах Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии, Центральной Германии и Франции. В Англии утвердилась Англиканская Церковь.

Кроме того, Реформация привела к кровопролитным гражданско-религиозным войнам. Крупные церковные общины в протестантском мире не замедлили установить крепкие связи с государственным аппаратом. Эти связи доходили до того, что церковь оказывалась под пятой владетельных князей, становясь частью бюрократического управления. Весьма показателен в этом отношении пример Англиканской церкви, которая возникла по королевской инициативе, короли и королевы официально являются главами этой церкви.

Как естественный результат слияния церкви и государства, многие страны охватили так называемые религиозные войны, в которых под флагом религии шла борьба за политические и экономические интересы. Известна своим печальным опытом Тридцатилетняя война, швейцарские войны, междоусобицы во Франции, крестьянская война в Германии.

С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей многих стран Западной Европы, - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

К важнейшим последствиям этого широкого общественно-политического движения следует отнести следующее:

· Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые - капиталистические.

Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

· Реформация содействовала развитию демократии не только в Церкви, но и в государстве.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.

· Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Личности человека придаётся особая роль в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность.

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен .

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис . Во всех странах Европы широко распространилось движение , которое подготовило взрыв Реформации.