Владислав ищенко последние статьи. Ищенко последние публикации. Гибридный обмен с украинским акцентом

Неделя высокого уровня, по традиции открывшая текущую 74-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН, похоже, определила результат события, инициированного американским «мещанством во дворянстве» и российским пинком зарвавшегося мещанина Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил мировому сообществу подумать о перенесении конференций высокого уровня и...

170 8

Демократы жертвуют Байденом в пользу Зеленского

Президентская избирательная кампания в США ещё не началась, но Трамп уже продемонстрировал, что его стратегические способности к ведению манёвренной информационной войны, в условиях превосходства противника в силах и средствах, не только не притупились за время президентства, но заиграли новыми краскамиТак обыграть на двух квадратных метрах, привыкших м...

235 9

Драма Трампа в интерьерах ООН

У президента США началась горячая пора. На носу очередная избирательная кампания. Демократы технологично блокировали его внешнеполитические инициативы в первые два года президентства и, опираясь на своих людей в Госдепе и в военных кругах, активно саботируют президентский курс до сих порПредъявить избирателю Трампу нечего, кроме жёсткого противостояния...

72 4

Операция «Ы» и другие приключения Лёши

Новое молодое украинское правительство ругают. О нём и о премьере Алексее Гончаруке говорят и пишут много плохого. Мол, образования у них профильного нет, опыта работы никакого, вообще они жалкие соросовские грантоеды, на протяжении своей никчемной жизни не научившиеся ничему, кроме второразрядного пиара для слаборазвитых народов. Всё это, конечно, правд...

208 5

Резолюция Европарламента угрожает будущему Европы

Европарламент (ЕП) принял резолюцию с красивым и, главное, почти правильным названием: "О важности европейской памяти для будущего Европы". То есть получается, что есть некая отдельная историческая "европейская память", которой обладают только страны ЕС Страшно даже подумать о том, что она может отличаться от памяти США и Канады. И уж вовсе непонятно, чт...

234 8

Украина уже в 2100 году

Официальные данные Государственной службы статистики Украины очень сложно использовать для реальной оценки ситуации в стране, слишком они оторваны от реальности. Но в отдельных случаях, например в том, что касается численности населения, они прекрасно отражают тенденциюВ среду, 18 сентября, Госстат зафиксировал падение численности населения Украины ниже...

127 1

«Формула Зеленского» против «формулы Штайнмайера»

Классика украинской «дипломатической игры» заключается в том, чтобы занять позицию, представляющуюся на данный момент выгодной (хоть и не обязательно такой являющейся). После чего тупо ждать, когда наконец звёзды сойдутся таким образом, что данная позиция станет выигрышной Главной проблемой всех постсоветских властей Украины является крайне однобокое и у...

191 5

Что им стоит Балтийско-черноморский канал построить

Польша не оставляет идею поставить Украину и Белоруссию под свой экономический, а затем и политический контроль Анджей Дуда и Владимир Зеленский: кто кого переиграет?На проходившем в Киеве форуме Пинчука «Ялтинская европейская стратегия» премьер-министр Украины Алексей Гончарук внезапно выступил с идеей соединить Балтийское и Чёрное моря водным путём чер...

139 2

Украина кончается там, где начинается Коломойский

Любой украинский олигарх хотел бы быть на месте Игоря Валерьевича. К нему ездят посланцы Трампа и Байдена. Одни просят отдать компромат, другие не отдавать. Игорь Валерьевич не даёт чёткого ответа ни одним, ни другим, поскольку не знает, кто же победит на выборах Но именно потому, что он не даёт чёткого ответа, он нужен обеим борющимся группировкам амери...

246 9

Макрон - тот же Трамп, только наоборот

И американский, и французский президенты делают ставку на Россию, как на паровоз, способный вытащить лично их в лидеры, а их страны в светлое будущее Президент Франции Эммануэль Макрон и президент США Дональд Трамп. Эммануэль Макрон при всей своей банкирской стандартности и внешней эмоциональной скупости (которую часто принимают за скромность и даже за...

163 3

О переходе газовой войны в ядерную

Современные войны не начинаются из-за того, что кто-то кого-то обидел или присмотрел себе лишний кусок землицы. Война - слишком дорогое занятие, чтобы развязывать её по абстрактным соображениямВ основе любого современного военного столкновения лежат экономические интересы. Собственно, так было и раньше, но средневековая экономика была столь же династиче...

350 16

Противоречивый Лукашенко

В пятницу Белоруссия отмечала тысячелетие Бреста. Мероприятие посетил президент Лукашенко. В процессе общения с журналистами, Александр Григорьевич сделал несколько заявлений, посвящённых белорусско-российским отношениям. На первый взгляд они могут показаться невнятным потоком сознания, но на деле очень точно отражают цели, состояние, приоритеты и смысл...

148 2

Гибридный обмен с украинским акцентом

Пять лет Украина жаловалась, что Россия ведёт с ней «гибридную войну». Позиция Киева заключалась в том, что агрессия против суверенной территории осуществлена, российские войска «остановлены» в Донбассе, где война приняла позиционный характер. Но их никто не видит, потому что война «гибридная»Кроме невидимости войск ничто больше не отличало «гибридную» ...

154 2

Измена идеалам украинства

Буднично прошёл на Украине день 3 сентября. Депутаты снимали неприкосновенность, правительство готовилось закрыть свои заседания от прессы, президент креативил очередную репризу, призванную заменить его благодарным избирателям хлебИгорь Валерьевич Коломойский увлечённо занимался делом - перераспределял в свою пользу всё, что плохо лежит, и готовил к пер...

166 1

Варшавские гастроли киевского цирка

Не знаю, на какой эффект рассчитывали поляки, когда совершенно хамским образом отказывались приглашать российского президента на годовщину начала Второй мировой войны. Получилось у них как в анекдоте об украинце-предателе, которому фашисты и корову не дали, и морду набили, и «с хлопцами невдобно получилось»Во Второй мировой войне участвовали все восемь...

317 4

Польский междусобойчик побеждённых во Второй мировой войне

Всё, как в 1939 году. Только вместо английских гарантий американские, и лишь бандеровцы, которые тогда были врагами Польши и союзниками Германии, теперь выступают ситуативными партнёрами Варшавы Торжественная церемония по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны в Варшаве. Поляки устроили торжества по случаю начала Второй мировой войны. Той во...

192 5

Банда Зелёного

В Киеве и окрестностях в годы советской власти была широко известна история о гибели в селе Триполье (недалеко от Киева) отряда комсомольцев, уничтоженных бандой Зелёного. Историю эту рассказывали в школах, и даже улица героев Триполья в Киеве была (ныне она называется Спасская) Атаман Зелёный (Даниил Ильич Терпило) был исключительно колоритной личностью...

154 6

Новый расклад сил в мире: что показал саммит G7 и споры вокруг России

На Западе начинают осознавать, что мир меняется, американская гегемония уходит в прошлое и надо договариваться с Россией, считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.В Вашингтоне рассматривают места для проведения саммита "Группы семи" в 2020 году - хозяином будет Дональд Трамп.На саммите этого года президент США выдви...

274 4

Зеленский. Начало

Не знаю, почему у политических экспертов вошло в моду отмечать первые сто дней каждого президентства. Говорят, что по аналогии с Бонапартом. Но «Сто дней» Наполеона были последними днями его правления. Далеко не самыми удачными - и с политической, и с экономической, и с военной точки зренияСражения при Линьи, Катр-Бра и даже при Ватерлоо не идут ни в ка...

90 3

Украина: воля в шапито на фоне концлагеря

В субботу, 24 августа, Украина отмечает День независимости. В принципе, дата случайна. Она приурочена к принятому в этот день, в 1991 году, Акту провозглашения независимости Украины. Но данный акт не был стартовой точкой в процессе обретения самостоятельности и не был конечной точкой этого процесса Формальным стартом процесса было принятие 16 июля 1990 г...

210 3

Макрон как де Голль, Ниинистё как Кекконен и Путин как Путин

Во время встречи с президентом России Владимиром Путиным его французский коллега Эммануэль Макрон внезапно выступил с инициативой восстановления "группы восьми", что означают попытки глубокой разморозки отношений Запада и РФ, рассказал Sputnik Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования.Президент России Владимир Путин 19 авгу...

222 9

«Плохая Россия»

В последний год, в связи с выступлениями озабоченных граждан в Екатринбурге (по поводу храма и сквера) и в Москве (сами не знают по поводу чего) столкнулся с логическим парадоксом, преследующим вполне лояльных и благонамеренных людей. С одной стороны они в большинстве своём согласны, что майдана в России не будет. Не будет при этой власти, поскольку нар...

132 9

Народ живёт в страхе. Боязнь войны больше, чем во время Карибского кризиса. И страх этот не проходит. Боялись войны в наиболее острый период украинского кризиса. Затем он отошёл на второй план, но почву для страхов стали создавать периодические обострения в Сирии (то турки самолёт собьют, то США не туда выстрелят). В последние недели ожидания войны усилились из-за американо-корейского конфликта. Можно с уверенностью сказать, что они не утихнут даже после того, как дискуссия Пхеньяна и Вашингтона вновь (в который уже раз) перейдёт в рутинную фазу.

Боязнь начала глобального конфликта с участием ядерных держав не является прерогативой российского общества. Страх войны нарастает по всему миру. Причём в Европе он больше, чем в России или США, а Восточную Европу поразил сильнее, чем Западную.

Возможно, именно этот европейский феномен сможет объяснить нам истоки и смысл этого страха, кажущегося на первый взгляд иррациональным, но захлёстывающего планету, как пандемия гриппа.

Характерной особенностью сегодняшней Европы является разочарование в своём главном проекте. Европейский Союз больше не является предметом зависти и вожделения. Толпы желающих присоединиться к «цивилизованному миру» не стучатся в его двери. Наоборот, Британия дала старт обратному процессу.

При этом один только пока не завершённый выход Лондона из ЕС уже привёл к возникновению нескольких неразрешимых проблем. Шотландия не желает покидать Евросоюз и планирует вновь провести референдум о независимости. При этом победят сторонники независимости или проиграют, даже в самой Шотландии, где голоса разделяются примерно 50 на 50, с небольшим преимуществом в чью-либо пользу, половина населения будет недовольна принятым решением.

Как делить британское ядерное оружие? Оно же не Англии принадлежит, а Соединённому Королевству Великобритании и Северной Ирландии. Кстати, база подводных лодок, носителей ядерных ракет, находится в Шотландии.

А есть ещё проблема Гибралтара. Гибралтар хочет остаться в ЕС. Испания желает вернуть Гибралтар. Гибралтар в Испанию не хочет. Британия никому не собирается передавать свои права на эту стратегическую скалу, контролирующую выход из Средиземного моря в Атлантику.

Евроскептики набирают силу в Западной Европе. В Италии и во Франции глобалисты ещё удерживаются у власти, но уже вынуждены прибегать к откровенным политическим аферам. И популярность националистов продолжает расти. Даже в Германии (которая, будучи мощнейшей экономикой ЕС, а с некоторых пор и его политическим гегемоном, получала наибольшие дивиденды от расширения Евросоюза) всё более широкие слои общественности начинают приходить к выводу, что «бремя белого человека», которое Западная Европа взвалила на себя по отношению к Восточной, стало излишне дорогостоящим. Причём выгоды получают большой бизнес и политики, а издержки несут простые граждане. В Западной Европе назрел спрос на национализацию политики. И решение Британии о выходе, в результате которого сводный бюджет ЕС сразу усохнет примерно на 13%, только подстёгивает остальных западноевропейцев думать быстрее.

Западная Европа уже не в силах финансировать политику «выравнивания потенциалов», в рамках которой восточноевропейцам предоставлялась поддержка на сотни миллиардов евро. Но именно на этой политике и базировалось единство Евросоюза. Без проводимого брюссельской бюрократией перераспределения средств ЕС становится бесполезным и затратным предприятием отнюдь не только для восточноевропейцев. Если начнётся сброс балласта, то не факт, что Италия, Греция, Испания и Португалия не покажутся новой Европе столь же (или даже более) обременительными, как Польша или Эстония.

Внутренние европейские противоречия между банкирами-глобалистами и промышленниками-националистами, между богатым (пока богатым!) севером и нищим югом, между донорами из Западной Европы и реципиентами из Восточной, между брюссельской наднациональной бюрократией и национальными правительствами разрывают Евросоюз. Примирить эти противоречия невозможно, можно только замедлить распад.

Но даже для торможения процессов дезинтеграции нужны согласованные действия. В то время, как пример Британии свидетельствует, что относительно успешные страны могут попытаться спрыгнуть с этого корабля первыми.

Между тем внутриевропейские противоречия, в том числе и территориальные, микшировались открытыми границами, свободой передвижения и постепенным движением Евросоюза к оформлению единого федеративного или конфедеративного государства. Сейчас нарастает тенденция к дезинтеграции, и, несмотря на осознание европейскими политиками опасности данного процесса, они ничего не могут ему противопоставить, поскольку исчерпана обеспечивавшая единство ЕС ресурсная база.

Нынешняя Европа не в состоянии даже навести порядок на Украине, где именно благодаря усилиям ЕС пришло к власти прозападное правительство. Между тем стабилизация Украины стоит относительно дёшево. Киеву хватило бы 10-15 миллиардов евро в год, что просто несравнимо с деньгами, затрачиваемыми на Грецию, Испанию, Италию. Причём по мере нарастания кризисных явлений Евросоюзу будет требоваться всё больше и больше денег на решение проблем своих ведущих членов.

Но Восточную Европу денег уже не хватает. С 2020 года ЕС однозначно собирается прекратить финансовую поддержку государств региона. При этом дебатируется вопрос о резком сокращении программ финансирования уже в 2018 году. Восточноевропейские страны уверенно вступают на путь Украины, разорвавшей экономические связи с Россией и не сумевшей адаптироваться к требованиям ЕС. Если депопуляция и деиндустриализация Польши ещё микшируются трудовой миграцией с Украины (до 1,5 миллиона трудовых мигрантов) и европейским финансированием, то в Прибалтике, Румынии, Болгарии эти проблемы критичны, системны и нерешаемы.

Восточноевропейцы попытались решить вопрос традиционно. Усилив накал русофобии, они обратились к США и НАТО за военной помощью. Американских военных на своей территории они получили. Отношения с Россией ухудшили. Чувство опасности только усилилось. Но вот ожидаемых денег вместе с базами восточноевропейцы так и не дождались. Наоборот, ещё пришлось понести затраты на обеспечение союзным войскам привычного комфорта.

Итак, на фоне процессов распада, которые не могут быть остановлены в рамках действующей политической и экономической системы, Западная Европа боится войны как внутриевропейского конфликта, возникающего в ходе обострения межнациональных противоречий в распадающемся ЕС. В то же время Восточная Европа больше опасается конфликта с Россией, который, впрочем, сама же и провоцирует, пытаясь за неимением других экспортных товаров выставить на продажу русофобию.

Более того, Восточная Европа пытается использовать конфликт с Россией для укрепления общеевропейского единства. Концепции существования вне ЕС восточноевропейские элиты не имеют. Исчерпание ресурсной базы Евросоюза вымывает из-под них европейскую финансовую поддержку. Национальные экономики давно и надёжно уничтожены согласно требованиям и рекомендациям того же ЕС. Обосновать свои претензии на внешнее финансирование можно, только создав в Европе ощущение общей опасности и позиционируя себя, как пионеров фронтира. Впрочем, Украина такую попытку уже сделала, и ей это не помогло.

Однако европейские проблемы не родились на пустом месте. Они возникли как составная часть системного кризиса созданного после распада СССР американского глобального мира. С аналогичными проблемами столкнулись и США. Там тоже идёт борьба глобалистов и изоляционистов, там также растёт популярность сепаратистских движений в отдельных богатых штатах.

Основное противоречие американской системы — ограниченность планетарных рынков при необходимости постоянного опережающего роста, достигающегося только за счёт освоения новых рынков.

После того как все доступные рынки были системой освоены, она должна была либо уступить место другой системе (посредством распада или реформы), либо найти новые, доступные рынки. Рынки можно было только отнять. При этом наиболее крупные сегменты мирового рынка после США контролировались Россией, Китаем и ЕС.

Поскольку Европа являлась американским союзником, а Китай — мастерской Запада, первоначальная ставка была сделана на контроль над Россией. Тем более, что он обеспечивал контроль над практически неисчерпаемыми природными ресурсами и континентальными транзитными путями. Этого было достаточно, чтобы контролировать остальной мир. Однако серия «цветных» переворотов, полтора десятилетия бушевавших вокруг российских границ, а также попытки раскачать ситуацию внутри страны, привели к консолидации российского общества и укреплению государства.

В результате, уже в ходе украинского кризиса, США были вынуждены использовать в своих интересах ресурсную базу ЕС, что привело к быстрому схлопыванию европейского проекта, утратившего рентабельность. Однако все усилия американских и европейских глобалистов не смогли существенно изменить ситуацию. Тогда возникла «концепция Трампа» о перенесении основных усилий на китайское направление.

Здесь речь идёт не столько о разрушении Китая, что было бы невыгодно самим США, сколько о лишении России стратегического союзника, надёжного тыла и разрушении интеграционного проекта Большой Евразии, который без Китая нереален настолько же, насколько и без Европы. Сменилась тактика, и Россию пытаются взять не штурмом, но осадой.

Собственно поэтому люди во всём мире интуитивно чувствуют военную опасность. Если благополучие крупнейшей ядерной державы (США) построено на отжившей своё системе, если при этом время на реформирование системы уже безвозвратно и бездарно утрачено, попытка продлить агонию системы требует притока внешних ресурсов, которые можно захватить только силой. Альтернативный вариант — неконтролируемый распад системы порождает хаос, поражающий административные и силовые структуры сверхдержавы. Неизвестно что опаснее.

Попытка избежать собственной хаотизации неизбежно влечёт за собой экспорт хаоса за пределы собственной территории. Именно поэтому мы видим, как США вначале хаотизировали своих второстепенных союзников на Ближнем Востоке, а затем начали экспорт хаоса в Западную Европу. Сегодняшние проблемы ЕС есть не что иное, как начало самопожирания системы. Её важнейшая часть — США, — не имея возможности поддерживать всю систему, пытается сохранить себя за счёт ресурсов более слабого звена, которым является ЕС. В свою очередь ЕС с целью экономии дефицитных ресурсов бросил на произвол судьбы Украину и готовится отсечь Восточную Европу.

Однако за счёт каннибализма по отношению к союзникам можно протянуть относительно недолго. Поскольку Россия и Китай не поддаются давлению, более того, начали создавать альтернативную систему международных отношений, проблема остаётся нерешаемой. Следовательно, на очередном витке спирали американское руководство вновь окажется перед выбором: отказ от амбиций или попытка сохранить глобальное первенство при помощи силы. Хорошо, если к тому времени США и коллективный Запад будут достаточно слабы, чтобы осознавать бесперспективность агрессии.

Пока же военная опасность остаётся крайне высокой.

На Западе начинают осознавать, что мир меняется, американская гегемония уходит в прошлое и надо договариваться с Россией, считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

В Вашингтоне рассматривают места для проведения саммита «Группы семи» в 2020 году - хозяином будет Дональд Трамп.

На саммите этого года президент США выдвинул предложение вернуться к формату «восьмерки», но мнения коллег разошлись. При этом Москва не только не проявила интереса к такому «заманчивому» предложению, а прямо заявила, что вообще-то не очень-то и хотелось, но если вы убедите, если предложите что-то интересное, то тему можно обсудить. Кремль дал понять, что восстановить формат можно, но Россию надо уговорить, предложив ей нечто заманчивое.

Уверен, что в Восточной Европе и особенно на постсоветском пространстве большинство, если не все политики, не поняли, что происходит. Большие белые люди приглашают этих русских дикарей с собой за один стол, а они кочевряжатся. Многоголосый хор: «Возьмите нас взамен!», - не раздался только потому, что знают - не возьмут. Но Украина все же успела поучить «семерку» жизни и объяснить, кого та имеет право приглашать к сотрудничеству, а кого нет.

Думаю, что на Западе ситуацию воспринимают более адекватно. По крайней мере, позиции итальянцев, французов, немцев, японцев и администрации Трампа свидетельствуют о том, что в этих столицах Запада (возможно, в разной степени) осознали, что мир меняется, американская гегемония уходит в прошлое и надо договариваться с Россией (в любом формате).

Эту позицию разделяют большинство политиков в Восточной Европе и в ближнем зарубежье, а также представители российской прозападной оппозиции.

Все эти люди совершенно искренне не понимают и не верят, что можно добровольно отказаться от такого «щедрого» предложения. Они ищут в российской позиции скрытый смысл. Кто-то утверждает, что Москва не может решить этот вопрос самостоятельно, будучи связанной союзом с Китаем, кто-то - что российское руководство просто не может моментально изменить курс запущенной пропагандистской машины и поэтому вынужденно тянет время, прежде чем, ошалев от счастья, броситься в объятия Запада. Они в это верят, потому что они так бы и поступили.

Но обратимся к фактам и ответим на два вопроса:

Нужно ли было России стремиться к «формату восьми» в 90-е годы?

Насколько актуален этот формат сейчас?

В 90-е это было оправданно

На первый вопрос многие сегодня отвечают отрицательно, справедливо указывая на то, что Москва не получила от членства ничего материального. Ей только читали нравоучения, глядя на нее, как вдова Дуглас на Гекльберри Финна: мальчика хорошего в душе, но настолько дикого и асоциального, что его требовалось держать в строгости и воспитывать сурово (для его же, разумеется, блага). Тем не менее рискну утверждать, что в конкретных условиях 90-х годов членство в «восьмерке» (даже в первоначальном формате «7+1») было для России серьезной дипломатической победой, хоть никаких материальных выгод действительно не принесло.


Надо помнить, что тогда Запад рассматривал Россию как страну, проигравшую холодную войну. Параллельно обсуждался вопрос реформирования системы международных отношений (включая ООН) исходя из новых реалий, требовавших институализации победы Запада. В этом не было ничего нового и ничего противоестественного. Каждый серьезный мировой конфликт завершался пересмотром системы международных отношений. После Первой мировой войны была создана Версальская система и Лига наций. После Второй мировой войны они были заменены Ялтинско-Потсдамской системой и ООН.

Вопрос реформирования ООН и прочих международных структур, в связи с тем, что Ялтинско-Потсдамская реальность канула в Лету, стоит до сих пор. Но в 90-е международные механизмы собирались реформировать без России и вопреки российским интересам. На Западе были в силе круги, считавшие необходимым закрепить за Россией статус страны, потерпевшей поражение в глобальном противостоянии.


Напомню, что после Второй мировой войны ООН первоначально была создана без Германии и Японии. В число же постоянных членов Совета безопасности ООН (обладающих правом вето) входят исключительно пять стран-победительниц. Причем когда писался устав ООН и создавалась организация, еще никто не знал, что именно эти пять государств станут ведущими ядерными странами. Так что ядерная мощь приложилась к их статусу постоянных членов Совбеза, а не статус к ядерной мощи.

Реальный политический статус страны в системе международных отношений оказывает незримое, но существенное (зачастую определяющее) влияние на ее дипломатические и военные позиции, а военно-политическая мощь не только подкрепляет заявления дипломатов, но и позволяет эффективно отстаивать свои финансово-экономические интересы.

России удалось избежать разделения постсоветского мира на победителей и побежденных, со всеми вытекающими неприятными последствиями. Ее признали равной, приняли в клуб ведущих мировых держав, пригласили обсуждать судьбы мира, вырабатывать глобальные политические и экономические решения. Большего тогда не требовалось, да и достичь было нельзя.

Предлагается формат «десятки»

Сегодня обстоятельства изменились. Фактически весь мир представлен в «Группе двадцати» - форуме двадцати наиболее развитых государств, реально контролирующих мировую экономику. «Семерка» ее давно не контролирует, и в военно-политическом плане также не способна диктовать свою волю миру.

Будучи одним из лидеров «двадцатки», Россия действительно не испытывает большой потребности в формате «восьмерки».

Она там оказывается одна перед лицом семи своих геополитических противников. При этом Москва ясно дала понять, что наиболее продуктивным в настоящее время считает формат «десятки» (это «семерка», расширенная за счет России, Индии и Китая).


Такой формат включает страны, реально контролирующие более 60% мировой экономики, примерно такой же процент населения планеты и абсолютно превосходящие остальной мир по военной мощи. Более того, формат «десятки» включает в себя как страны, бывшие бенефициарами старой (уходящей) политико-экономической системы, так и новых лидеров. Наконец, создаваемая Россией и Китаем общеевразийская политико-экономическая система не может быть полноценной без участия Евросоюза, а стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе требует урегулирования китайско-японско-российско-американского клубка противоречий.

Однако и от участия в формате «восьмерки» Кремль окончательно не отказался. Он лишь указал на его вторичность и на необходимость заинтересовать Россию чем-либо, кроме простого присутствия.

Поскольку Запад пока явно не готов к формату «десятки», одним из способов заинтересовать Россию может быть предложение Москве неформально представлять в «восьмерке» интересы государств, не вошедших пока в «десятку». Возможны и иные предложения, учитывающие реальность. Фактически Россия настаивает на повышении своего статуса в системе международных отношений, исходя из изменившегося расклада сил.

При этом ее устроит как особый статус в «восьмерке», так и сохранение status quo.

Еще по теме

Президентская избирательная кампания в США ещё не началась, но Трамп уже продемонстрировал, что его стратегические...далее

Седьмое заседание Стратегического совета высокого уровня, открытие в Анталье консульства Украины и культурного центра «Украинский дом», посещение Стамбульского университета, открытие выставки архивных документов, посвящённой столетию дипломатических отношений между Украиной и ТурциейОзвученная украинским внешнеполитическим ведомством программа визита не впечатляет: седьмое заседание Стратегического совета высокого уровня, открытие в Анталье консульства Украины и культурного центра «Украинский дом», посещение Стамбульского университета, открытие выставки архивных документов, посвящённой столетию дипломатических отношений между Украиной и Турцией

На этом фоне более-менее серьёзно смотрится только личная встреча Порошенко с Эрдоганом . И то, она явно пройдёт в формате того же Стратегического совета, то есть, это будет относительно короткая беседа один на один либо до, либо после общего заседания делегаций - своего рода дань дипломатической вежливости.

Это уже третья поездка Порошенко в Турцию за 2018 год. В первый раз, в апреле, Пётр Алексеевич внезапно прибыл в Стамбул, где в аэропорту: как умышленно подчеркнула турецкая сторона «на ногах» переговорил с Эрдоганом, который улетал в Анкару. Тогда турки, судя по всему, сами не очень поняли зачем прилетал и что хотел сказать украинский гость.

Затем, 12 июня Порошенко оказался шестым, среди лидеров государств, прибывших в Турцию на торжественную церемонию запуска газопровода ТАНАП, по которому, азербайджанский газ в обход Украины, через Турцию пошёл на Балканы. Тогда ситуация оказалась предельно комичной. Собрались руководители заинтересованных в газопроводе стран. Кто-то, как Азербайджан, экспортирует газ, по этому газопроводу. Кто-то, как Турция, является транзитёром 10 млр. куб. м, а также получателем 6 млрд, куб. м газа, (примерно одной трети, от общей мощности газопровода). Ещё 2/3 (10 млрд. куб. м) пошло по ТАНАП в Болгарию и Сербию, чьи руководители тоже были на открытии. Наконец, руководитель Турецкой республики Северного Кипра присутствовал потому, что возглавляет де факто турецкий протекторат. И только Порошенко, как ребёнок радовался, что через территорию Турции построен обходящий Украину газопровод, пусть немного, но снижающий зависимость Европы от украинской ГТС.

В этот раз Пётр Алексеевич собирается обсудить в рамках Стратегического совета и личной встречи с Эрдоганом широкий комплекс проблем (политических, экономических, военных, культурных, туристических и других) двустороннего сотрудничества. Подписание каких-то документов не запланировано. Значит будут просто общие разговоры. В лучшем случае украинские дипломаты догадаются и смогут выжать из турок какой-нибудь меморандум о взаимопонимании по итогам обсуждения проблем.

Почему я настолько скептичен в отношении этого визита?

Потому, что в дипломатии ничего не происходит без подготовки. Межу тем никаких серьёзных переговоров с Турцией, ни по линии МИД, ни по линии других ведомств Украина не вела. Очевидно в поисках повода для очередного визита, просто прошерстили базу данных о двусторонних отношениях и вспомнили о Стратегическом совете. В отличие от просто открыть консульство и сходить на выставку, звучит красиво, под это дело и президента в Стамбул свозить не стыдно. И Эрдоган не отвертится - придётся присутствовать - орган-то создавался на президентском уровне.

Далее, к вопросу о самом Совете. Его учредили Украина и Турция (Янукович и Эрдоган) 2011 году. Украина тогда ещё была достаточно субъектной, чтобы пытаться (пусть и неуклюже) маневрировать между Россией и ЕС. Для Турции она выглядела достаточно привлекательным экономическим и политическим партнёром, сотрудничество с которым позволяло играть более активную роль в восточноевропейской политике и повышать свою ценность в контактах с Россией и ЕС. Кроме того, у Украины тогда был Крым, в котором жили опекаемые Турцией крымские татары. Анкаре с Киевом было, что обсуждать и Совет, как двусторонний орган, обеспечивающий взаимодействие по широкому кругу вопросов вплоть до президентского уровня, представлялся весьма перспективной структурой для решения оперативных проблем.

С тех пор много воды утекло. Украина не представляет никакого политического или экономического интереса, крымские татары живут в России, а киевские власти способны только просить: денег, политической поддержки и экономических санкций против России. Ни то, ни другое, ни третье Турция им дать не способна - самой не хватает.

Отсюда простой вывод: Порошенко, накануне официального старта президентской избирательной кампании, которая неофициально давно стартовала, пытается изобразить себя государственным деятелем глобального масштаба, с которым считаются во всём мире. А тут ещё и повезло. Вначале удачно подвернулась Ангела Меркель , заглянувшая в Киев неофициально призвать к порядку местных политиков, чересчур расшалившихся со спичками и способных сжечь свой дом раньше, чем Германия примет все необходимые противопожарные меры, искры-то на всех понесёт. Теперь, вот, в МИДе вспомнили о Стратегическом совете - оно название чего стоит.

Народ, он ведь только и запомнит, что фамилии и названия. Если гости важные, а названия впечатляющие, то чем там Порошенко с ними занимался никого не интересует - «не нашего ума дело, не будут же такие уважаемые люди к кому попало ездить и с кем попало «стратегически» советоваться».

Вряд ли, конечно, это Порошенко поможет. Народ о таких встречах, в отличие от повышения стоимости газа и коммунальных услуг, забывает мгновенно. Но попробовать можно.

Меня удивляет, что в программе не указана встреча с Варфоломеем . Стамбульский патриарх, мечтающий о захвате контроля над украинским православием, от встречи с Порошенко не откажется. Этим двоим всегда есть, что обсудить, хотя бы упорствующего в нежелании подчиняться Константинополю, раскольника Филарета. И для Петра Алексеевича это - самая выигрышная по тематике и результату, включая информационный выхлоп, встреча из всех возможных в Стамбуле. Вряд ли он настолько торопится в Анталью открывать консульство, что не в состоянии найти пару часов для своего подельника по томосу.

Можно предположить, что турки настояли на том, чтобы Варфоломей в анонсах не упоминался, а чтобы встречался с ним Порошенко, если желает, в частном порядке. Эрдогану и с точки зрения его внутриполитических интересов, и с точки зрения его внешнеполитического курса неинтересно фигурировать с Варфоломеем в одном анонсе. Это не считая того, что Варфоломей ориентируется на США, с которыми Эрдоган конфликтует. Так что турецкая сторона вполне могла поставить вопрос ребром, по принципу, или встреча с президентом, или упоминание Варфоломея в официальных анонсах.

Гораздо хуже для Порошенко будет, если турки настояли, чтобы встречи вообще не было. Вряд ли они пошли так далеко, но, в принципе, могли. Конечно, Варфоломей не обидится, он к унижениям со стороны турецких властей привык - должность такая. Но самому Порошенко, если встречи с Варфоломеем не будет, лучше было бы в Стамбул и не ездить.

Внимательные, бдительные и пугливые украинские раскольники такой сигнал поняли бы однозначно - турки демонстрируют своё неудовольствие действиями Варфоломея на Украине и могут принять дальнейшие меры. Это ослабит их уверенность своей победе, подорвёт активность. Между тем именно автокефалисты составляют ударный отряд порошенковской избирательной кампании, которая формально ещё не началась, но реально давно идёт. Так что и позиции Порошенко на Украине окажутся под ударом.

Впрочем, как я уже сказал, более вероятна тихая встреча, которую уже потом, после визита, раструбят украинские СМИ, как очередную великую победу Порошенко и автокефалии. Во всяком случае я лично не вижу больше ничего, что Пётр Алексеевич мог бы извлечь толкового из своего полёта в Стамбул.

популярный интернет


Еще по теме

Е.Никифоров: - Ростислав Владимирович, что сейчас происходит на Украине? Произошли выборы, прошла инаугурация Зеленского. Надежды большие, ...далее