Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе. Служебная этика и служебный этикет

Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной морали. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

    Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

    Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

    Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Требования последней группы делятся на две подгруппы:

1. Одна из них включает в себя требования к межличностным контактам по вертикали (подчинённый – руководитель). Одним из главных выступает требование к подчинённому – признание самого права и обязанности руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

2.3. Этика управления.

Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властных, распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления.

Все нормы этики управления можно условно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали). (См. примечание) 1

Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы:

    Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения.

Все решения руководителя должна пронизывать ответственность, при этом едва ли не главным должно быть наличие гражданской смелости нести ответственность за принимаемые под его руководством решения. Требования этики управления распространяются на все уровни управления, от низового до самых высоких, и варьируются в зависимости от уровня управления. Объём этических требований изменяется в зависимости от уровня управления, на верхних уровнях он выше. На низовых уровнях требования не очень существенно различаются в различных видах деятельности, а на верхних – специфика вида деятельности накладывает существенные различия на нравственные требования. Управленец не всегда отдаёт себе отчёт в сложности тех механизмов, которые мешают принятию решения.

На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются: продолжительностью достижения желаемого результата;

материальными затратами; количеством привлекаемых средств и структур;

особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении.

Следующее необходимое качество руководителя – умение предвидеть последствия принимаемых решений и прогнозировать получаемые результаты. Наличие воображения помогает в принятии решения. Особенностью предвидения и прогнозирования является необходимость просчитывать нравственные следствия принимаемых решений. Решений, которые бы не имели нравственных последствий, нет вообще, только следствия эти могут быть более или менее глубокими. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут менять значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот.

Общество становится всё более раздробленным. Это касается и конкретной организации, в которой отражаются процессы, происходящие в обществе. Из-за наличия большого числа различных групп появляется раздробленность интересов, что меняет само понятие профессионализма. Под профессионализмом управленца (в особенности в сфере государственной службы) всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремится удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).

    Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения.

На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения.

При подготовке экспертиз и обзоров каждого из вариантов решения, необходимо, чтобы были представлены аргументированные позиции «за» и «против» каждого варианта решения во всём, что касается материальных затрат, необходимых ресурсов, вовлечённости различных структур и специфики возможных позитивных и негативных следствий.

Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он. В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость.

Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало.

Противоположный тип людей среди управленцев получает характеристику «обучаемых», «внушаемых» и т.д.

    Исполнение и контроль за исполнением решения.

Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

В результате освоения данной главы студент должен:

Знать

Общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя;

Основные требования к этике руководителя, этике приказов и поручений;

Уметь

Различать основные (органические) и неосновные функции руководителя для обеспечения эффективности руководства и управления;

Ставить задачу на определение факторов, обусловливающих модель отношений руководителя и подчиненного в конкретной ситуации;

Владеть

Навыками создания в коллективе благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания;

Навыками эффективного руководства, соблюдения этики приказов и поручений, организации коллективной работы.

Место и роль руководителя в системе государственного и муниципального управления. Понятие "органических функций" руководителя

На эффективность работы и моральную устойчивость сотрудников организации влияет, как уже отмечалось, множество факторов как субъективных, так и объективных. Это и уровень нравственного развития работников, нравственное воспитание, и условия труда и быта, и уровень материального благосостояния, и многое другое. Однако определяющее значение все же имеет характер взаимоотношений, которые складываются в коллективе. Особое значение здесь имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя.

Любая организация сильна прежде всего своим руководителем. Более того, специфика управленческой деятельности, связанная с иерархией и субординацией отношений, обезличиванием бюрократического аппарата, придают роли руководителя особую важность. Именно от руководителя в определяющей степени зависит создание благоприятного нравственного климата в коллективе. С другой стороны, успех самого руководителя всецело зависит от его способности создать нравственно здоровый коллектив.

В научном смысле слова руководство как частный случай управления, включающий в себя совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненными, представляет собой деятельность, направленную на побуждение работников к достижению поставленных целей путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.



Считается, что хороший руководитель – это руководитель, который:

1) умеет строить отношения с коллективом;

2) знает типичные ошибки руководителей и старается не допускать их.

В литературе по менеджменту даются следующие советы по реорганизации взаимоотношений в коллективе:

Первейшая задача – четкое разграничение обязанностей (каждый сотрудник должен знать круг своих полномочий);

Необходимо разработать схему взаимоотношений в организации и схему потоков информации (на верх управления должно поступать не более 30% информации о состоянии дел внизу);

Не делать работу за других (с этой целью важно с самого начала разработать должностные инструкции для всех сотрудников);

У каждого работника должен быть один начальник (лучший способ быть справедливым начальником – не вмешиваться в дела нижестоящего руководителя, который сам может спросить со своих подчиненных и отвечать за свои действия);

Не следует контролировать действия своих подчиненных (необходимо контролировать только результаты их работы, для чего рекомендуется иметь график промежуточных результатов, карточки взаимных заданий для себя и подчиненных);

Оценивать следует обстоятельства, а не людей (при оценке результатов работы подчиненных не следует переходить на личность).

Исследования указывают на целый ряд типичных ошибок руководителей, связанных с их неадекватным поведением, нарушающих их нормальные отношения с подчиненными, приводящих к внутригрупповым конфликтам. К ним относят такие ситуации, когда:

За ошибки одного отвечает другой;

Решение принимается без участия сотрудника;

Критика и разбирательства происходят в присутствии третьих лиц или в отсутствии работника;

Руководитель не способен признать свои ошибки и пытается найти виновных среди подчиненных;

От сотрудника скрывается важная для него информация;

Руководитель жалуется на своих подчиненных вышестоящему начальству;

Работник, профессионально пригодный для занятия более высокой должности, не продвигается по службе;

К разным членам коллектива предъявляются разные требования (у руководителя есть приближенные и отверженные);

Поощрения за труд предоставляются несправедливо (не в соответствии с заслугами).

Одним из определяющих факторов в деятельности руководителя является стиль руководства. Как социально-поведенческая категория он не сводится только к манере воздействия руководителя на управленческие отношения. Это более широкое, качественное понятие, предполагающее высокий уровень культуры личности руководителя, наличие у него необходимых нравственных качеств. В основе стиля руководства лежит соответствие целей и средств, формы и содержания. В конечном счете – это качество мышления и действия, подразумевающее знания, умение субъекта управления анализировать ситуацию, использовать субъективные и объективные факторы для взаимодействия с объектом управления, выбора методов достижения целей, гармонизации взаимодействия участников управленческих отношений.

На стиль руководства оказывают влияние различные факторы. Это могут быть и особенность конкретной ситуации, и характер решаемых задач, и особенности организации.

Определяющее влияние на стиль руководства оказывают черты личности самого руководителя. Практика управления знает два наиболее распространенных типа руководителя : 1) руководитель, сосредоточенный на работе; 2) руководитель, сосредоточенный на человеке. Руководитель первого тина использует преимущественно технократические методы управления. Он посвящает все свое время тому, что скрупулезно распределяет производственные роли между подчиненными, расписывает задания, планирует и составляет графики работы, разрабатывает подходы к их выполнению, постоянно сообщает подчиненным свое беспокойство о выполнении задания. Для руководителя второго типа характерны другие приоритеты: он всегда участвует в двустороннем общении, обеспечивает участие подчиненных в принятии решений, общается с ними в одобрительной и неугрожающей манере, даст людям возможность удовлетворить свои потребности, связанные с работой.

Существуют различные точки зрения по вопросу об оптимальном стиле руководства. Немецкая школа управления суть оптимального стиля руководства сводит к формуле: приводить сотрудников к успеху и самореализации. С точки зрения немецких авторов В. Зигерта и Л. Ланга, стиль руководства формируется в зависимости от взаимодействия трех факторов: 1) характера (структуры) личности руководителя; 2) компетентности сотрудников; 3) ситуации, в которой находятся руководитель и сотрудники.

Американские исследователи Р. Блейк и Дж. Мутон на основе использования двух параметров (внимания к человеку и внимания к производству) предложили известную сегодня в науке управления классификацию стилей руководства ("управленческая решетка"), выделив в качестве основных пять стилей руководства (рис. 10.1).

На рисунке по оси х представлена степень учета интересов производства, по оси у – степень учета интересов личности.

Рис. 10.1. Пять стилей руководства Р. Блейка и Дж. Мутона

1. (1.1) – стиль руководства "невмешательство" (обедненное управление). Для этого стиля руководства характерен низкий уровень заботы руководителя как о результатах работы коллектива, так и людях. Главная цель руководителя – сохранить должность.

2. (1.9) – стиль руководства "теплая кампания" (управление в духе загородного клуба, "дома отдыха"). Такой стиль руководства характеризуется высоким уровнем заботы о людях, вниманием к их интересам, стремлением к установлению дружеских отношений, приятной комфортной атмосферы, удобных темпов работы. Результатам работы не придается особого значения.

3. (9.1) – стиль руководства "задача" (власть – подчинение). При этом стиле руководства руководитель целиком сосредоточен на решении производственных задач, использует преимущественно принудительные методы управления. Человеческий фактор недооценивается либо игнорируется.

4. (5.5) – стиль руководства "золотая середина" ("организация"), Руководитель стремится сбалансировать интересы персонала и производственные интересы, не требуя слишком многого от сотрудников, но и не занимаясь попустительством.

5. (9.9) – стиль руководства "команда" (групповое управление). Лучший стиль руководства, основанный на оптимальном соединении интересов производства и коллектива. Производственные успехи обусловлены преданностью людей своей работе, доверие и уважение достигается через взаимозависимость от общей цели.

Известный в Европе польский ученый Станислав Ковалевский в блестяще написанном исследовании "Руководитель и подчиненный" считал очень важным для руководителя ставить себя в положение подчиненных для более эффективного руководства ими.

Одна из самых сложных проблем для руководителя (кроме известного конфликта между срочным и важным) – определить то, что он должен сделать сам, а что может поручить своим подчиненным, делегируя им некоторые свои полномочия. Осуществляя руководство организацией, руководитель не только должен знать свои основные функции, но и уметь отделить их от второстепенных своих обязанностей с тем, чтобы проверить, не упущено ли что-либо в руководстве и не тратит ли он время на постороннее. Ст. Ковалевский назвал эти функции "органическими", подчеркнув тем самым, что их руководитель не должен передавать кому бы то ни было, должен оставлять за собой, осуществлять лично и постоянно. По мнению ученого, перечень органических функций не только позволяет лицу, занимающему ту или иную руководящую должность, уменьшить свою нагрузку и сосредоточить внимание на главном, но и определяет эту должность. Отсутствие органических функций руководящей должности указывает на бесполезность этой должности и необходимость ее реорганизации.

Ст. Ковалевский выделил следующие типовые органические функции руководителя.

1. Забота о повышении квалификации персонала организации, создание для этого необходимых условий и соответствующей атмосферы.

2. Согласование интересов в коллективе.

3. Обеспечение мотивации работников, включающей как мотивацию общего характера, так и мотивацию в области обмена опытом и знаниями, информирование подчиненных о результатах их работы.

4. Обеспечение стабильности организации.

5. Формирование ценностей организации, корпоративной культуры на благо всего коллектива.

По мнению Ковалевского, руководитель, вступая в должность, должен прежде всего определить последовательность своих действий.

Первым его шагом должно стать составление перечня своих органических функций; вторым – сопоставление органических функций с официально установленным кругом задач и устранение расхождений, передача подчиненным тех функций, которые выходят за рамки органических функций; третьим – определение важности каждой функции, позволяющее избежать одностороннего внимания к какой-то одной стороне управленческого процесса; четвертым – точное распределение задач (кто должен выполнять эти задачи).

Важная составляющая действий руководителя – поиск стратегического или ограничивающего фактора (слабого звена в работе руководителя), мешающего в полной мере использовать и рабочую силу, и материальные ресурсы. Часто сам руководитель ставит себя в ситуацию, когда вынужден откладывать важные дела ради решения сиюминутных проблем, разрываясь между срочным и важным. Однако практика показывает, что если реагировать только на то, что в данный момент необходимо, легко потерять контроль над своим временем.

В литературе по менеджменту сформулировано несколько вопросов, ответив на которые, руководитель может определить качество осуществляемого им руководства:

Развивают ли подчиненные мне люди свои способности?

Растет ли их способность принимать решения и брать на себя ответственность?

Учатся ли они сотрудничать со своими коллегами?

Участвуют ли они в принятии решений?

Чувствуют ли они мое поощрение и поддержку?

Помогает ли им мое руководство стать лучше и работать более производительно?

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы.

Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали(подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель).

Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека. Знание этикета – необходимое деловое качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Служебный этикет основывается на тех же нравственных нормах, что и светский. Известный исследователь И.Браим, отме-чая взаимосвязь делового и светского этикетов, выделяет сле-дующие общие для них нравственные нормы:

Вежливость, которая является выражением уважитель-ного отношения к человеку. Проявлять вежливость – значит, же-лать добра человеку. Суть вежливости – доброжелательность, корректность или умение держать себя всегда в рамках прили-чий, даже в конфликтной ситуации;

Тактичность – чувство меры, превысив которое мож-но обидеть человека или не дать ему «сохранить лицо» в затруд-нительной ситуации;

Скромность – сдержанность в оценке своих досто-инств, знаний и положения в обществе;

Благородство – способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды;

Точность – соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении.

4. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА. О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ОБЛИК» И «ЛИЧИНА». УДАЧНЫЙ ИМИДЖ. СТИЛЬ. ОСАНКА.

Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека: внешний облик (манера одеваться), тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.), деловой этикет и протокол, этика делового общения.

Нравственный облик - отличительные черты человека, его характер, миропонимание и поведение и их соответствие нравственным законам. Нравственный облик включает в себя полный перечень положительных нравственных качеств и присутствие отрицательных в данном человеке.

Нравственный облик – это целостная характеристика личности, в единстве ее сознания и поведения, внутреннего и внешнего. Иногда в личности эта целостность проявляется через доминирующую черту характера, например, «моралист», «агнец Божий», «чистая душа» и т.д. Нравственный облик описывается в характеристиках на личность.

Личина - внешний вид, манеры, посредством которых скрывается истинная сущность кого, чего либо.

Удачный имидж помогает выглядеть привлекательно, профессионально, успешно, позволяет обрести чувство уверенности и свободы, повысить свой авторитет среди коллег, получить признание окружающих людей мимикой, жестами, движением.

ОДЕЖДА

Это строгий, консервативный, выдержанный стиль, относящийся к разряду международных стандартов. В деловом костюме предпочтение отдается классическим моделям одежды хорошего качества, сдержанных цветовых сочетаний, классической обуви. Лучше воздержаться от использования в вашем деловом костюме ярких, бьющих в глаза цветовых сочетаний.

Полностью отказываться от всего женственного в вашем облике не стоит. Ваш коллега или партнер должен воспринимать вас как женщину (так как общение с мужчиной идет по одним правилам, а с женщиной - по другим, и это вовсе не означает, что вас рассматривают как сексуальный объект), а для этого ему требуются какие-то внешние ориентиры.

ПОЗА
Во время деловых переговоров и встреч ваша поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой. Съежившаяся на краешке стула женщина, судорожно вцепившаяся в свою сумочку, всем своим видом показывает скованность, стеснение, неуверенность в себе. Слишком свободная поза может быть воспринята как свидетельство вашей развязности. Лучше сидеть прямо и свободно жестикулировать в пределах так называемой интимной зоны радиусом около 45 сантиметров вокруг вашего тела. Сумку лучше не держать на коленях, а положить или поставить рядом с собой.

ВЗГЛЯД
Необходимо доброжелательно и внимательно смотреть в лицо своему собеседнику, показывая, что вам интересно то, что он говорит. При этом, если у вас с собеседником деловые отношения, то свой взгляд направьте в верхнюю часть лица, чуть выше бровей, а для обозначения внимания - эпизодически смотрите в глаза (долгий пристальный взгляд в глаза, может вызвать у вашего собеседника чувство дискомфорта). При эмоциональном общении взгляд автоматически перемещается от глаз в нижнюю часть лица - это сразу чувствуется.

ГОЛОС
Особенности вашего голоса тоже имеют значение в общении. Если у вас высокий голос, постарайтесь хотя бы, чтобы он не был визгливым, так как в этом случае вы можете вызвать у собеседника непреодолимое желание зажмуриться и заткнуть уши. Высокий тембр голоса очень раздражает и утомляет, он ассоциируется с напряжением или с зависимостью. Поэтому постарайтесь сделать свой голос грудным и приятным, понизив его насколько это возможно. Но не говорите слишком тихо и неуверенно. Неужели вы так боитесь соего собеседника! Также плох слишком громкий, оглушающий собеседника голос.

ТЕМП РЕЧИ

Лучше всего воспринимается размеренный темп речи, когда вы позволяете себе делать небольшие паузы, показывая, что прежде чем что-то ответить, обдумываете услышанное. Сразу появляется ощущение, что вы «человек разумный».

РУКОПОЖАТИЕ
В деловых и политических кругах принято здороваться за руку. Рукопожатие - традиционно мужской способ приветствия. У большинства женщин он вызывает легкий дискомфорт, поскольку ей неизвестно заранее, будут ли ее руку энергично трясти как товарищу по партии или попытаются поцеловать. Во избежании путаницы и неловкости, лучше подать руку ни в вертикальной плоскости (как для пожатия), ни в горизонтальной (как для поцелуя), а в промежуточном положении под углом к плоскости: хотите целуйте, хотите жмите.

ПОВЕДЕНИЕ
Никогда не суетитесь - это производит плохое впечатление в любом случае. Если, приходя на деловую встречу, вы быстренько просачиваетесь в кабинет, скороговоркой здороваетесь, суетливо вручаете какие-то важные документы, при этом что-то роняя, то считайте - вы пропали. Гораздо лучше войти, не торопясь, спокойно поздоровавшись, осведомиться, куда можно сесть. Все делать без суеты, излишней частоты в пластике, речи, мимике. Одним словом, вести себя так, как будто вы - шикарная, роскошная женщина и можете себе позволить не торопиться. Плавно садиться, не спеша брать предметы, поднимая их так, как будто они живые, спокойно говорить - этим вы, несомненно, произведете на собеседника приятное впечатление. Будьте доброжелательны, открыты, сдержанны в эмоциональных проявлениях, не демонстрируйте излишнюю напористость и самоуверенность.

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
Здесь, как и во многом другом, хороша золотая середина. Жестикуляция должна быть соразмерна ритму речи и примерно соответствовать тому, о чем вы говорите. Чем более формально общение, тем более сдержанной должна быть жестикуляция. Но в то же время полное ее отсутствие воспринимается как скованность. Избегайте невротических жестов, свидетельствующих о вашем стеснении и нервозности.

ДИСТАНЦИЯ
Теперь поговорим о дистанции, устанавливающейся между людьми в любой деловой беседе. Каждый человек в зависимости от личной эмоциональности сам определяет подходящую для данного случая дистанцию. Эмоциональные люди кажутся более близкими и понятными, скованные и сдержанные отодвигают собеседника на большее расстояние. О сокращении дистанции говорит живая мимика, когда играют бровями, щурятся, улыбаются, живые интонации, раскованные позы. Как только собеседник хочет увеличить дистанцию, он сразу натягивается, превращая лицо в непроницаемую маску, и начинает вещать бесстрастным голосом репродуктора или диктора телевидения.
Если вы сознательно хотите увеличить дистанцию, начните просто чаще, чем нужно, величать собеседника по имени и отчеству. Вообще время от времени упоминать имя собеседника в разговоре необходимо. Если вы, беседуя с человеком два часа подряд, ни разу не назвали его по имени, он может заподозрить, что вы вообще забыли, с кем разговариваете.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Служебная этика

2. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем

3. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы

4. Основные понятия профессиональной этики государственной службы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием "этикет".

Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. "Ледяная" или "хамская" вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

1. Служебная этика

Служебная этика Этика государственной службы.//Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005. -С. 22. - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый - подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель).Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

2 . Этика гос ударственной службы как единство профессио нальной и управленческой систем

Государственная служба Этика государственной службы.//Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005. -С. 31. - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до н.э. в Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия "власть", "взаимодействие с обществом", "роль права".

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно - распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

Её территориальное устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы;

Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

3 . Роль права в формировании и развитии этики гос ударственной службы

Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д.

Таким образом, в государственной службе право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.

Цель права Налбадян Ж.. Роль права в формировании этики государственной службы. -М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 3-5. - унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

4 . Основные понятия профессиональной этики гос ударственной службы

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы "приспосабливает" уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека. этика нравственный поведение

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие "профессионального долга", в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как "профессиональная честь" и "профессиональное достоинство". В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия "честь" и "служба" как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. Честь1 ОболонскийА.В / Государственная служба. Учебное пособие. -М.: Дело, 2005. С. 30. - это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, "служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие "профессиональной справедливости". Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению "свыше", мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках "своих" и "чужих", удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как "профессиональный такт".

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется "плотью и кровью" в различных житейских ситуациях.

Ф ункции эт

Требования к го сударственным служащим

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые "Эффектом аквариума" Байтов Г.Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ "Питер", 2003, с. 9. Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов государственной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Основные функции эт икета на государственной службе

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.

На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Этикет на государственной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета Байтов Г.Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ "Питер", 2003, с. 19 информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

Основные принципы эти кета государственного служащего

Основу этикета государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотемлемой частью организационной культуры.

В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонам сохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и "почтить" вниманием подчинённого без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием в чиновной среде.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека - деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Вежливость в служебных отношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здорового морально - психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности. Она помогает предупреждать возникающие недоразумения и делать общение более приятным.

Вежливости всегда сопутствует тактичность - то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она всё-таки возникает - не заметить её. Тактичный руководитель не станет "распекать" подчинённого за совершённую им ошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать непрошенные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство. К сожалению, это понятие в общественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживёшь.

Таким образом, принцип гуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утончённая речь, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям - признак отсутствия самоуважения.

Принцип гуманизма Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: "Феникс",2006 С. 159. - основополагающий, но не единственный принцип, лежащий в основе этикета государственного служащего. Нестандарстные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение государственного служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.

Третий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им - ещё один принцип современного делового этикета. Сегодня, в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях, этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания между представителями разных культур. Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, которую вы посетили или с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок - от чистого сердца - американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона - принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: "сверху вниз" и "снизу вверх" (между руководителями и подчинёнными) и "по горизонтали" (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативным стилем), отличительные черты которого - открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.

Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений государственных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентность государственных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

Заключение

Традиционная структура госслужбы, с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в относительно неизменном виде существовала до второй половины ХХ века. Проблемы возникли с вступлением мира в цивилизацию индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации. Страны Западной Европы и Америка достигли индустриальной стадии развития к 30-м годам ХХ века, но за время второй мировой войны были отброшены в своём развитии назад. К 50-м гг. большинство стран восстановили свой потенциал, и начался переход к постиндустриальному обществу. Процессы, происходящие в мире, усложнились. Преобразования не просто ускорились, а спрессовались. Существенно осложнило положение и проявление глобальных проблем человечества (экологический кризис, накопление запасов оружия массового поражения и т.д.). Традиционная этика государственной службы, сформировавшаяся за предшествующую историю, во многом перестала работать, выполнять свои функции регулятора отношений как внутри госслужбы, так и в отношениях государственной службы с населением. Она перестала успевать за быстро меняющейся ситуацией.

В изменении этики госслужбы оформилось несколько тенденций, которые являются предметом осмысления, как учёными, так и практиками, занимающимися проблемами развития морали в сфере государственного управления.

Основные направления, по которым происходили изменения в традиционной системе государственной службы:

Изменения в организационной стороне госслужбы:

Появление штабных подразделений (в администрации президента есть социологический центр). Появление института советников.

Появление вне традиционной структуры государственного управления подразделений, организованных по матричному типу, для работы над проектами.

Перераспределение функций между уровнями управления в сторону увеличения прав и возможностей на уровне территорий (децентрализация управления). Эта тенденция стала проявляться с 70-х гг.

Нарастание глобальных проблем и необходимость объединения усилий по их решению привело к ускоренному процессу создания разнообразных международных организаций и структур, координирующих деятельность государств по тем или иным вопросам. Появление таких организаций заставило задуматься о необходимости сближения как правовых норм функционирования государственных аппаратов, а это в свою очередь привело к появлению базовых образовательных центров, готовящих управленцев высших звеньев, так и о постепенном сближении этических кодексов госслужб. Это было веянием времени.

Постепенный перевод государственной службы на рельсы умеренной либерализации. В одних странах это произошло резко (Великобритания - Маргарет Тэтчер), в других более плавно (страны восточной Европы). Россия тоже провозглашает переход на умеренную либерализацию. Государства постепенно освобождают себя от заботы о потребностях людей и от выполнения взятых ранее на себя социальных гарантий населению. Это связано с нарастанием кризисных явлений в мировой экономике с постоянным удорожанием всего процесса функционирования государства.

Значительное и очень быстрое преобразование технической оснащённости деятельности государственной службы (компьютеризация деятельности, образование единых коммуникативных систем, связь), изменение всей системы канцелярских предметов, оснащения. Такое преобразование, с одной стороны, труд упростило, а с другой - поставило перед большими отрядами госслужащих совершенно новые проблемы, в том числе переосмысление характера ответственности, необходимость приобретения новых навыков в принятии решений, в понимании своего долга и т.д.

Сращивание этики госслужбы и этики (морали) политики.

Основными причинами перечисленных изменений служат прежде всего цивилизационные изменения, такие, как глобализация экономики и потеря малыми и средними городами развитых стран налогооблагаемой базы при переводе предприятий в страны с развивающейся экономикой и дешёвой рабочей силой; процессы дефедерализации и децентрализации управления в системе государственной службы и муниципального управления и формирование большей автономности деятельности органов управления на местах; продолжающееся в условиях перехода в постиндустриальную цивилизацию расслоение общества на всё меньшие по численности и существенно различающиеся по интересам слои и группы населения и т.д.

Список использованной литературы

1. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. 2005, №2.

2. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 2006.

3. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Издательский центр "Март Т", 2000.

4. Этика государственной службы.//Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2, 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Специфика формирования этики государственной службы. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы. Функции этикета на государственной службе.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Сущность профессиональной этики, отражающей взаимосвязь моральных требований и рабочего процесса. Особенности формирования общих норм и правил поведения для представителей различных профессий. Роли архитектора в отношениях с начальником и заказчиком.

    реферат , добавлен 06.10.2012

    Этика замкнутых и профессиональных систем. Основные категории профессиональной морали. Изучение норм профессиональной морали и определение на этой основе нравственных принципов деятельности сотрудников органах внутренних дел с учетом ее специфики.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2014

    Исследование совокупности правил поведения работников юридической сферы деятельности, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений. Характеристика ценностных установок, основных принципов и норм профессиональной этики юристов Республики Беларусь.

    реферат , добавлен 09.12.2011

    Нравственные основы адвокатской деятельности. Кодекс профессиональной этики адвоката - совокупность правил поведения, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений. Нравственные особенности поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Причины возникновения института профессиональной этики. Основные этапы и направления развития этики. Профессиональная этика различных сфер деятельности человека: политическая, деловая. Этика бизнеса и партнерских отношений-"кодекс чести".

    контрольная работа , добавлен 07.11.2007

    Совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения. Соблюдение правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики доходов. Нормативные правовые акты. Соблюдение дисциплины и норм этики в здании Жогорку Кенеша.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Характеристика понятия, основных принципов и социальных функций профессиональной этики или норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение специалистов или организаций. Этика деловых отношений. Работа американского социолога Л. Хосмера.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Государственная гражданская служба как особый вид службы. Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Пути совершенствования правового регулировании профессиональной этики.

Научно доказано, что в основе большинства конфликтных ситуаций в организациях лежат три основных группы причин.

  • 1. Недостатки, связанные с организацией труда (недостатки нормирования труда, начисления заработной платы, морального и материального стимулирования).
  • 2. Недостатки в управлении.
  • 3. Недостатки, связанные с межличностными отношениями в коллективе.

Третья группа причин имеет не меньшее значение, чем первые две и на нее, как показывают исследования, приходится не менее 1/3 всех конфликтов в организациях.

Именно поэтому важнейшая задача любого коллектива – поддержание здоровой морально-психологической атмосферы внутри себя, создание обстановки благожелательного отношения к коллегам по работе, обстановки доверия и взаимопонимания.

От здорового психологического климата в организации, взаимного уважения, равно как и от строгой требовательности (не только к другим, но и в первую очередь к себе) зависит не только работоспособность сотрудников, но и стабильность организации в целом, моральная устойчивость ее коллектива.

Созданию такой атмосферы во многом способствует знание и соблюдение норм служебной этики, правил служебного поведения. Как и при любом человеческом общении главное назначение этих норм и правил – гуманизировать и облагородить отношения между членами коллектива, коллегами и сотрудниками.

По общему мнению, нормы служебной этики облегчают и упрощают взаимоотношения между членами коллектива или организации, служат определенной гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга. Это объясняется тем, что, предписывая определенный стиль поведения и взаимоотношений, нормы служебной этики позволяют человеку правильно ориентироваться в обстановке и, зная как поведет себя тот или другой коллега в данной ситуации, вести себя соответственно и чувствовать себя комфортно. В отличие от норм, регулирующих отношения людей в частной жизни, нормы служебной этики требуют от людей, занимающих то или иное положение в обществе, вести себя адекватно этому положению.

Сразу оговоримся, что речь в данном случае мы ведем о служебной этике (этике служебных отношений), а не о служебном этикете. Эти понятия, как мы уже отмечали во введении к учебному курсу, не следует смешивать и отождествлять. В отличие от служебного этикета, представляющего собой внешнее соблюдение норм служебного поведения и общения (часто мы поступаем в соответствии со служебными правилами, не задаваясь вопросом об их правильности и истинности), служебная этика – более широкое понятие, непосредственно связанное с необходимостью нравственной оценки отношений внутри коллектива и моральным выбором. Вряд ли, например, требование к руководителю не повышать голоса на подчиненного, не жаловаться на своих подчиненных вышестоящему начальнику, можно отнести к требованиям обычного служебного этикета. Здесь, очевидно, речь уже идет об уровне внутренней культуры руководителя, предполагающей внутреннюю нравственную убежденность в правильности своих поступков.

Служебная этика – совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной деятельности.

Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых состоят люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом, чем больше дистанция между людьми, занимающими различные служебные ступени, тем бо́льшую силу имеют принципы и нормы служебной этики. Строгое соблюдение норм служебной этики и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общих задач и планов.

В основе служебной этики независимо от вида профессиональной деятельности всегда лежит служение делу, общественным интересам, а не отдельной личности. Огромное значение здесь имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя.

В процессе управленческого общения могут складываться отношения различного рода – служебные, деловые, официальные, приятельские, товарищеские, дружеские. Их учет и различие имеют серьезное значение. Так, приятельские отношения возникают либо на основе личной симпатии, либо при наличии общих интересов, как, правило, они поддерживаются личными контактами. Напротив, товарищеские отношения складываются в процессе совместной деятельности, на основе единства целей и интересов, общности взглядов, отличаются постоянством, привязанностью людей друг к другу. В отличие от первых двух типов отношений служебные (формальные) отношения возникают только в процессе выполнения служебных обязанностей (врач – пациент, чиновник – посетитель, руководитель – подчиненный). Эти отношения регулируются служебными инструкциями и нравственными нормами (такими, как требование служебного долга, взаимное уважение и вежливость и др.).

Опыт показывает, что наибольшую сложность в этике служебных отношений представляет проблема соотнесения понятий "дружбы" и "службы " в рабочем коллективе, в отношениях между руководителем и его подчиненными, между сотрудниками учреждения. Дружба – великое чувство, помогающее человеку во многих жизненных ситуациях. А как быть с этим чувством в рамках служебных отношений, основанных на принципе служебной субординации, приоритете служебного долга? Очевидно, что ни разница в статусе, ни служебный характер отношений не могут ни нарушить, ни тем более отменить глубокое чувство дружбы между людьми. Но совершенно очевидно также, что приятельские и дружеские отношения не должны определять поведение служащего, должностного лица при исполнении им служебных обязанностей и тем более нарушать общие для всех нормы и требования служебного поведения.

Одним из основополагающих принципов служебного поведения, безусловно, является требование ориентироваться в своих поступках и решениях на личное достоинство людей, относиться к ним с уважением.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Изучите приведенный ниже текст и ответьте на поставленные вопросы.

Не каждому из пас легко удается следовать принципу уважительного отношения к другим людям, ибо, для того чтобы по-настоящему ценить и оберегать достоинство другого человека, относиться к нему с уважением, необходимо прежде всего самому обладать чувством собственного достоинства, уважать в себе личность. Уважение к людям предполагает воспитание в себе терпимости к их взглядам и характеру, их вкусам, признание в каждом из них индивидуальности, что особенно важно в служебных отношениях. В связи с этим же находится известное правило, согласно которому никогда не нужно стремиться сделать других похожими на себя. В служебных отношениях нетерпимы грубость, окрик, оскорбления. Если руководитель не воспитан, груб, не уважает личность, то это не способствует созданию благоприятного нравственного климата в коллективе, а напротив, создаст излишнюю нервозность, ведет к конфликтам.

  • 1. Почему не каждому человеку удается следовать принципу уважительного отношения к другим людям и что мешает этому?
  • 2. Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы с уважением относиться к личности другого человека?
  • 3. Почему в общении с другими людьми не следует пытаться сделать их похожими на себя?
  • 4. Какие формы общения недопустимы в отношениях руководителя с подчиненными?

Уважение и внимание к людям предполагают искреннее проявление интереса и заботы о каждом отдельном человеке. Очень важную роль играют похвала и поощрение. Исследования показывают, что хуже работает и выполняет свои служебные функции не тот, кого часто ругают, а тот, кого никак не оценивают.

Одна из норм служебной этики – быть непримиримым ко всему, что мешает работать, проявлять требовательность как к коллегам по работе, так и к самому себе. В то же время требовательность к людям не должна сводиться к установлению для них запретов и ограничений, она должна способствовать и побуждать человека совершать хорошие поступки. Быть требовательным – не значит быть придирчивым и тем более грубым и жестоким. Это значит, быть одинаково строгим как к поступкам других людей, так и к своим собственным, что всегда воспринимается как высшая справедливость. Напротив, несправедливость в отношениях не прощается людьми. Особенно недопустимо вести себя невежливо и грубо по отношению к тем, кто находится ниже на служебной лестнице и не может ответить.

Критика (от фр. – critique и др.-греч. κριτική τέχνη – искусство разбирать, суждение) – разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку.

Одной из самых сложных и деликатных проблем служебной этики является проблема правильного отношения к критике. Еще Конфуций советовал подбирать на службу не угодливых людей, а тех, кто имеет собственную позицию, принципиален в отстаивании своих взглядов. Однако, как свидетельствуют факты, люди чаще всего болезненно воспринимают критику, склонны абсолютизировать правильность своего мнения, что во многом объясняется особенностями человеческой природы. Именно поэтому важно научиться правильно относиться к критике и по возможности конструктивно воспринимать критические замечания в свой адрес.

При этом всегда следует помнить, что:

  • не бывает бесполезной критики; критика является формой помощи в решении возникающих проблемных ситуаций;
  • необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме;
  • основной принцип восприятия критики – "все, что я сделал, я мог бы сделать лучше";
  • наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;
  • отсутствие критики является показателем пренебрежения или неверия в способность ее нормального восприятия;
  • критика позволяет выяснить и лучше понять отношение критикующего к другой стороне;
  • необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Важно не только правильно относиться к критике и воспринимать ее, прислушиваться к замечаниям, но и знать основные правила критики (особенно, если речь идет об управленческой деятельности, в процессе осуществления которой руководителю приходится постоянно сталкиваться с необходимостью критического разбора выполняемых партнерами или сотрудниками задач). Незнание выработанных на основе опыта человеческого общения правил критики приводит к конфликтным ситуациям, ухудшению отношений с коллегами и деловыми партнерами.

В получившем широкую известность учебнике "Управление персоналом организации" (под ред. проф. А. Я. Кибанова) в виде рисунка представлены основные правила критики и рекомендуемая последовательность их применения (рис. 9.4). Как считают авторы учебника, во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. Главное условие любой критики – максимальная осторожность и корректность, уважение к человеку, готовность помочь ему найти решение по выходу из сложившейся ситуации.

Одно из правил служебной этики – умение слушать другого, не перебивать, когда человек говорит, не навязывать ему своего мнения. В беседе с коллегами или подчиненными следует помнить о двух правилах общения: 1) лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать; 2) люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Рассмотренные нами принципы и нормы этики служебных отношений имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Специалисты убеждены, что служба в аппарате органов государственной и муниципальной власти должна не только представлять собой образцовый тип управления, но и являться примером нравственности и культуры отношений. В то же время, как показывает практика государственного и муниципального управления, гуманизация отношений на государственной и муниципальной службе невозможна без оздоровления атмосферы делового общения, улучшения нравственно-психологического климата в органах государственной власти и управления.