Муниципальные органы управления молодежной политикой. Управление молодежной политикой на муниципальном уровне. Мониторинг муниципальной молодежной политики: молодежный социальный атлас

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет истории, философии и права

Кафедра правоведения, государственного и муниципального управления

Курсовая работа

Тема «Разработка основных направлений муниципальной молодежной политики Любинского района»

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Введение

1. Теоретические основы молодежной политики

1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы

1.2 Муниципальный уровень реализации молодежной политики в РФ

1.3 Методы управления молодежной политикой

2. Современное состояние управления молодежной политикой

2.1 Характеристика Центра по молодежной политике, физической культуре и спорту любинского муниципального района

2.2 Анализ деятельности центра по молодежной политике, физической культуре и спорту любинского муниципального района

2.3 Анализ проблем в сфере муниципальной молодежной политики в любинском районе омской области

3. Опыт реализации управления молодежной политикой на муниципальном уровне

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы .Существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских устремлений, нового политического качества.

Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное неравноправие.

В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Положение молодых людей в обществе является нестабильным.

Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 году ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами"; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20 января 2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В развитых европейских странах (Германия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.

С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число актуальных задач, потому что без участия государства разрешения многих молодежных проблем будет затруднено.

Каким бы ни был закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен опираться на теоретические предпосылки того, что молодежная политика - это самостоятельное направление деятельности государства, государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи. Эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Степень разработанности. В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В других случаях - предметом для обсуждения и находится в стадии становления. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи и новых подходов разработки и осуществления молодежной политики.

Изменениями, происходящими в процессах молодежной политики, интересовались как зарубежные, так и отечественные ученые, однако должного внимания им не уделялось. Лишь в последнее время в связи с депопуляцией населения, маргинализацией и криминализацией детей и молодежи, политической индифферентности молодых взрослых, в России стало уделяться особое внимание данным процессам, как со стороны государства, так и ученых.

Один из первых ученых, начавших изучать проблемы молодежи и давший определение понятию "молодёжь" в 1968 г. был В.Т. Лисовский. Позднее более полное исследование молодежных процессов было проведено академиком И.С. Коном. В выпускной квалификационной работе также используются исследования следующих отечественных ученых: Д. Никольского, В.Н. Боряза, В.В. Павловского, А.В. Мудрика, Г.С. Абрамовой, А. Апокина, П.И. Бабочкина, Ю.П. Волкова, А. Зеленина и других. Также были использованы работы зарубежных исследователей, таких как Д. Торкилдсен и В. Ленси.

Целью ВКР является изучение направлений реализации молодежной политики, анализ и выявление проблем молодежи на муниципальном уровне и поиск путей решения этих проблем.

Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения следующих задач :

изучить теоретические основы реализации молодежной политики;

изучить методы управления в сфере молодежной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях власти;

проанализировать состояние инфраструктуры для молодежи, правовые, социально-экономические условия для молодежи, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществление профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, условий для вовлечения и участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества в городе Нижнекамске;

изучить опыт реализации основных направлений государственной молодежной политики на муниципальном уровне;

Объектом ВКР является муниципальная молодежная политика.

Предметом - проблемы, возникающие при реализации молодежной политики на муниципальном уровне (в Любинском районе).

Научная новизна ВКР заключается в исследовании управленческих аспектов молодежной политики и разработке практических рекомендаций по решению представленных в социологическом исследовании проблем современной молодежи в Таврическом районе. Рассмотрены промежуточные результаты комплексных целевых программ, разработанных для решения проблем молодежи и процесс реализации молодежной политики на муниципальном уровне, выполнении социальных обязательств - поддержки и обеспечения молодого поколения условиями для развития творческих способностей, физических данных, обеспечения здорового образа жизни, трудоустройства, а также помощи всех видов организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политике и занимающихся развитием физкультуры и спорта как для молодежи, так и для граждан других возрастов. Разработаны рекомендации по решению основных проблем, тревожащих молодежь Таврического района: низкая информированность молодежи о проводимых в городе мероприятиях, сложности с трудоустройством молодежи на основе полной или частичной занятости, неполное обеспечение молодежи досугом.

Научная значимость работы представлена в изучении специфических особенностей управления инфраструктурой для молодежи в Таврическом районе с неразвитой системой трудоустройства и проведения досуга, с низкой информированностью.

Практическую значимость ВКР представляет то, что результаты исследования могут быть использованы специалистами Центра по молодежной политике, физической культуре и спорту. в качестве статистических данных о мнении молодежи, а рекомендации могут быть использованы молодыми людьми для поиска работы, общения, помощи и развлечений.

Целостная и последовательная государственная молодежная политика в сфере занятости молодежи и поднятия уровня ее благосостояния является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, совершенствования общественных отношений, является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в своем городе.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.

На муниципальном уровне регулирование вопросов реализации молодежной политики и развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение исполнительного комитета. В Таврическом муниципальном районе Омской области эти функции возложены на муниципальное учреждение "Центр по молодежной политике, физической культуре и спорту" исполнительного комитета, которые совместно с управлениями образования, здравоохранения и другими учреждениями и ведомствами регулируют деятельность инфраструктуры для молодежи.

Значительный вклад в решение задач целеполагания, управления и разработки рекомендаций в решении проблем молодежи, внесли многие отечественные ученые: Рожнов О.А., Переверзев М.П., Калинина З.Н., Адамчук В.В., Бобков В. Н Д. Никольского, В.Н. Боряз, В.В. Павловский, А.В. Мудрик, Г.С. Абрамова, А. Апокин, П.И. Бабочкин, Ю.П. Волков, А. Зеленин, В.Б. Зотов и другие.

Однако, несмотря на значительный объем научных публикаций, посвященных проблемам молодежи, на сегодняшний день недостаточно прикладных исследований, посвященных вопросам разработки рекомендаций по решению проблем молодых людей с учетом всех специфик этой социальной группы.

Эмпирическая база ВКР. Для осуществления комплексного исследования привлекается следующие данные:

первичные документы и материалы Исполнительного комитета и Совета Нижнекамского муниципального района за 2006-2008 годы по проблемам молодежи;

статистические данные, полученные от Управления по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;

первичные и вторичные материалы исследований и рассмотрения проблем управления физической культуры и спортом в городе Нижнекамске (отчеты, анализы результатов исследований по интересуемым проблемам), полученные от Управления по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;

данные Госкомстата, материалы Института труда и социального страхования, Министерства труда и социального развития РФ и других научно-исследовательских организаций,

результаты собственного социологического исследования.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Раздел первый. В первом разделе даются определения понятию "молодежная политика", рассматриваются теоретико-методологические основы формирования молодежной политики на муниципальном уровне, дается определение понятию "программно-целевой метод" управления молодежной политикой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.

Раздел второй "Проблемно - аналитический", где описаны механизмы реализации молодежной политики, содержится анализ программно-целевого управления молодежной политики в РФ и Таврическом районе выделяются проблемы, которые пока еще не получили полного решения, содержит опыт по развитию работы в этом направлении. Во втором разделе проводится анализ исследования, проведенного в молодежной среде Таврического района, где подтверждаются обозначенные в гипотезе основные проблемы.

Раздел третий "Проектно-прогностический" включает анализ европейского опыта решения выдвинутых в исследовании молодежных проблем, а также содержатся рекомендации по решению проблем для Таврического муниципального района.

В заключении подводятся итоги по выпускной квалификационной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы.

В работе имеются приложения. В Приложении А и Приложении Б представлены анкеты, которые были составлены при проведении исследования.

1. Теоретические основы молодежной политики

1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы

Существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских устремлений, нового политического качества. Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям .

Мировые сообщества, начиная с 1950-60х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 г. ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами"; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам .

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики - рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи .

В Российской Федерации на сегодняшний день существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет рассмотреть реализацию молодежной политики в стране через анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.

Именно молодежь в сложившейся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида.

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем .

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: "Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет" .

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: "Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации" .

С точки зрения Д. Никольского "Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества" .

По мнению исследователя В.Н. Боряза понятие "молодежь" многогранно и имеет несколько смыслов. "Молодежь есть - объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа; биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества; процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития; достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи; возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ - длительностью отдельных стадий развития". Таким образом, по мнению Боряза, молодежь является специфической общественной группой, для которой характерны не только определенные возрастные границы, но и определенное познание (присвоение природы и сущности) общества и его закономерностей. Когда же процесс этого присвоения окончен, то представители данной группы перестают относить себя к молодежи .

В возрастной психологии молодежь характеризуется как индивид, у которого происходит период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений .

Проанализировав эти понятия, можно дать одно общее определение.

Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Говоря о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что понятие "молодежь" включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже при попытке определить возрастные рамки молодежи возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия "молодежь".

по возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет - подростки, для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития; 17-19 лет - юношество, начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20-24 года - собственно молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет - старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни.

А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодежном возрасте можно выделить 3 группы молодежного возраста: 15-17 лет - ранняя юность, 18 - 23 года - юность, 23-33 года - молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации - от 15 до 33 лет.

Г.С. Абрамова, с позиций возрастной психологии, классифицирует молодежь следующим образом: подростковость - 13-17 лет, юность - 18-22 года, взросление - 23-30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между 13 и 30 годами .

Важнейшей целью современной России является обеспечение своей глобальной конкурентоспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития. Молодое поколение выполняет особые социальные функции , которые никто другой выполнить не может. Всего выделяют от трех до десяти функций, здесь представлены основные, которые актуальны в РФ.

а) молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

б) молодёжь имеет собственные цели и интересы.

в) молодёжь отличает несформированность духовно-нравственных, ценностных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

г) молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, ей также присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

д) молодёжь является социальным слоем общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником увеличения социальной напряжённости .

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития. Это зависит от того, насколько молодёжь:

знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения поставленных задач;

обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны .

С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число актуальных задач наравне с программами о социально-экономическом развитии. По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. Реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия "молодежная политика".

Понятие "политика" в переводе с греческого означает "государственные дела", "искусство управления государством".

Р. Арон определяет политику как "программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом". Понятие "политика" является родовым по отношению к понятию "молодежная политика". В свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений .

В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного советаРФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I содержится следующее определение: "Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека" .

Государственная молодежная политика - это важнейшее направление деятельности государства. Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.

К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой специальное законодательство о государственной молодежной политике, государственное регулирование молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики, формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. На муниципальном уровне происходит реализация муниципальной молодежной политики.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам молодежи при Правительстве России и комитеты, управления, отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе РФ .

В поле их деятельности находятся следующие основные проблемы: занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих; включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство; формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью; профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних; поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций; участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков .

Основными целями государственной молодежной политики являются:

содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи;

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на некоторых принципах . Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом. Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики .

Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии, видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан - молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и так далее. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети .

В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. И каким бы ни был Федеральный закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен опираться на следующие теоретические предпосылки:

молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства;

государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи;

эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг .

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно дать общее определение понятию "молодежь".

Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Государственная муниципальная политика в РФ реализуется всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ.

1.2 Муниципальный уровень реализации молодежной политики в РФ

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне. Разграничение компетенции между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

Государственная молодежная политика в Омской области, начало которой относится к 1994 году, осуществлялась в период реформирования страны, осложненный затяжным экономическим кризисом. Это потребовало новых концептуальных подходов к разработке и реализации политики в отношении к молодому поколению, обеспечивающих его включенность в процесс модернизации социальной системы.

Законодательное Собрание Омской области

ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

О молодежной политике на территории Омской области

Целевые программы

«Новое поколение»

«Студенчество»

«Спорт для всех»

«Молодежь Омской области»

«Совершенствование системы государственного управления »

В Законе РТ от 7 апреля 2006 г. N 29-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики" определено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Татарстан по реализации республиканских программ и мероприятий в области государственной молодежной политики, направленных на обеспечение социальной и правовой защиты молодежи; содействие социально-экономическому становлению, воспитанию и образованию, духовному и физическому развитию молодежи; обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, осуществления профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде .

Определены финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий; права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий; порядок отчетности; порядок осуществления органами государственной власти республики контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий; условия и порядок прекращения государственных полномочий.

Согласно Закону РТ от закон от 19 октября 1993 № 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике РТ" государственная молодежная политика, реализуемая на муниципальном уровне определяется следующим образом.

Муниципальная молодежная политика - это совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив .

Муниципальная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

обеспечение соблюдения прав молодежи;

обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

содействие предпринимательской деятельности молодежи;

поддержка молодой семьи;

гарантированное предоставление социальных услуг;

поддержка талантливой молодежи;

формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

развитие международного молодежного сотрудничества .

Муниципальная молодежная политика выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения. В муниципальных образованиях государственная молодежная политика проводится через отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Осуществляя государственные полномочия по реализации муниципальной молодежной политики, органы местного самоуправления в праве издавать акты по вопросам реализации государственных полномочий; направлять обоснованные предложения в орган, обладающий полномочиями по составлению и исполнению бюджета Омской области, в части уточнения соответствующего норматива в случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на осуществление государственных полномочий по сравнению с утвержденными нормативами; вносить в установленном порядке предложения в органы государственной власти Омской области по принятию, изменению нормативных правовых актов Омской области, регулирующих вопросы в области государственной молодежной политики. А также получать в органах государственной власти Омской области консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.

В обязанности органы местного самоуправления входит определение органов и должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий; ведение учета и обеспечение надлежащего использования материальных средств, переданных для осуществления полномочий; использование финансовых средств, выделенных по целевому назначению; представление в специально уполномоченных органах исполнительной власти Омской области отчетов об осуществлении переданных государственных полномочий и расходовании финансовых средств; представление информации, материалов и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий, по запросу органов государственной власти Омской области. Кроме того, органы местного самоуправления должны оказывать необходимое содействие специально уполномоченным органам исполнительной власти Омской области в осуществлении контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий и возвратить неиспользованные финансовые средства, а также материальные средства в случае прекращения осуществления государственных полномочий .

Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении государственных полномочий - органы местного самоуправления представляют в специально уполномоченные органы исполнительной власти Омской области отчеты об осуществлении ими государственных полномочий в сфере молодежной политики и расходовании финансовых средств по формам и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Омской области .

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по делам молодежи в части обеспечения проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий в установленные порядок и сроки, специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по имущественным отношениям в части использования государственного имущества, переданного органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере юстиции в части проведения правовой экспертизы и анализа муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.

Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления требований действующего законодательства в области государственной молодежной политики происходит прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с законом Омской области в случаях:

1) неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления требований действующего законодательства по проведению мероприятий в области государственной молодежной политики;

2) неисполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами предписаний об устранении нарушений настоящего Закона;

3) изменения федерального законодательства или законодательства Омской области, в результате которого исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий становится невозможным .

Определяя для себя молодежную политику, как кадровую политику будущего, вложение сил и средств в будущее, муниципальные власти видят стратегическую цель в создании условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни. При этом главной задачей является не поддержка городом молодёжи, а, наоборот, организация работы молодёжи на благо города, иными словами, превращение молодежи в одну из созидательных сил городского развития.

Муниципальная молодёжная политика в своей деятельности направлена на то, чтобы огромный потенциал молодёжи начал использоваться конструктивно и был преобразован в один из ресурсов решения городских проблем. Если молодёжь будет востребованной, получит перспективы самореализации в сегодняшней сложной жизни, то будет достигнуто два существенных прорыва: во-первых, будет дан дополнительный импульс социально-экономическому развитию города, а во-вторых, молодёжь обретёт жизненные надежды, а это и есть основной способ преодоления негативных явлений в молодёжной среде.

С 2003 года молодежная политика в муниципальных образованиях осуществляется на основе программно-целевого метода, что предполагает объединение усилий органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех форм собственности, общественных объединений, широкое привлечение внебюджетных финансов, внедрение новых управленческих технологий.

Задачами, решаемыми муниципальной молодежной политикой, являются:

поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений;

вовлечение активных слоев молодежи в решение городских проблем с целью преодоления отчуждённости молодежи от процессов городского развития;

объединение усилий МО, творческих союзов и коллективов, учреждений дополнительного образования, специалистов по работе с молодежью;

создание площадок (творческих, общественных, презентационных) для самореализации молодежи в обществе;

привлечение СМИ к освещению событий, касающихся реализации муниципальной молодежной политики .

В целях обеспечения социальной гарантии граждан, детей и семей, нуждающихся в социальном обслуживании и социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов, в муниципальных образованиях создаются на постоянной основе центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центр для несовершеннолетних детей и для детей с ограниченными возможностями, также различные и отделения социальной помощи семье и детям.

В законодательном регулировании государственной молодежной политики, помимо Закона "О молодежи и государственной молодежной политике РТ" от 19 октября 1993 г., № 1983 - XII, наиболее значимыми являются:

Закон Республики Татарстан "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" от 21 октября 1999 г. № 2443;

Указ Президента Республики Татарстан "Об учреждении и присуждении специальных государственных стипендий РТ для аспирантов, студентов и учащихся государственных образовательных учреждений",

ежегодное Послание Президента РТ Государственному Совету РТ,

Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан;

Закон "О физической культуре и спорте".

Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами и максимально увеличить вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны. Одновременно цель и приоритеты государственной молодежной политики взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития РФ и предполагают межведомственный характер их достижения .

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно- полити-ческого развития России в перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации и, в особенности, в каждом муниципальном образовании должна реализовать три приоритета: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

На муниципальном уровне реализуются целевые комплексные программы, которые направлены на решение множества молодежных проблем в целом, но также и на поддержку талантливой молодежи, поощряется повышение уровня знаний молодых людей.

Особое внимание уделяется сохранению и приумножению нравственных и культурных достижений школьной и студенческой молодежи, совершенствованию системы эстетического воспитания молодых граждан.

Таким образом, перспективы развития государственной молодежной политики показывают, что комплексные и целевые программы в этой сфере позволяют определить конкретные меры с оптимальным и рациональным расходованием средств федерального, республиканского и местных бюджетов в соответствии с целями и задачами для достижения социально значимых результатов в том или ином направлении молодежной политики. Для более детального рассмотрения проблем, связанных с государственной молодежной политикой, используется программно-целевой подход в управлении молодежной политикой.

1.3 Методы управления молодежной политикой

Государственная молодежная политика является комплексной структурой, включающей в себя множество элементов, таких как образование, здравоохранение, патриотическое воспитание, социальная защита и обеспечение молодежи и молодых семей, а также культурно-развлекательные мероприятия. Для каждого элемента разрабатываются специальные программы федерального, регионального и муниципального уровней, которые наиболее точно отображают существующую в данной сфере проблему и ее качественное решение. Этот метод в управлении называется программно-целевым . Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как планирование, следует начинать с его точного определения.

Райзберг Б.А. и Лозовский Л. Ш дают следующее определение "Программно-целевое планирование и управление - это один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути - способы - средства". При программном управлении во главным является не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями, создание целевой комплексной программы" .

...

Подобные документы

    Анализ нормативно-правовых основ в области государственной молодежной политики, взаимодействие муниципальных органов управления в данной сфере. Практика муниципального управления в области молодежной политики на примере Озерского городского округа.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Сущность и нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Процессы реализации молодежной политики на региональном уровне. Деятельность органов государственного управления по реализации молодежной политики в Московской области.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2017

    Сущность понятия "социальная политика" как родового для молодежной политики. Особенности молодежи как социально-демографической группы и ее основные социальные проблемы. Характеристика социальной политики стран северо-западного региона зарубежной Европы.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие и принципы молодежной политики, её осуществление и роль в развитии экономической системы РФ. Социально-экономическая оценка эффективности управления делами молодежи в ЦАО г. Москвы. Проблемы патриотического воспитания в муниципальном образовании.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2013

    Молодежь как особая социально-демографическая группа. Государственная молодежная политика: сущность, цели, задачи и функции. Особенности управления молодежной политикой на федеральном, региональном и муниципальном уровне на примере города Красноярска.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    История становления государственной молодежной политики в РФ, социально-исторические предпосылки становления. Молодежная политика Российского государства на рубеже XX-XXI веков. Зарубежный опыт молодежной политики. Основные стратегии молодежной политики.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Выявление проблем в реализации молодёжной политики и методов их устранения на муниципальном уровне. Изучение практики реализации молодежной политики в Старооскольском городском округе. Рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2012

    Правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации. Полномочия федеральных, региональных или местных органов государственной власти в сфере государственной молодежной политики. Конституционные права и обязанности молодежи.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2016

    Характеристика деятельности Управления молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области. Развитие законодательства о правах молодежи. Совершенствование системы управления государственной собственностью в молодежной политике.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2016

    Семья, брак и дети как объекты политики государства, их социальный статус и особенности правового регулирования в России. Осуществление государственной политики в сфере материнства, отцовства и детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Тезисы лекции

«Муниципальная молодёжная политика»

В представительных органах местного самоуправления молодежь до 30 лет составляет около 5%, среди глав муниципальных образований молодежи менее 2%.

Выделяются следующие особенности участия российской молодежи в жизни муниципалитета (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения):

Участие молодежи рассматривается в контексте самоуправления (ученического, школьного, студенческого и др.);

Местные власти концентрируются на политическом (гражданском или общественном) участии молодежи (участие молодежи в экономической, социальной и культурной сферах не считается актуальным);

Отмечается низкий уровень политического участия молодежи;

Исполнительные и представительные органы власти не стремятся к сотрудничеству с молодежью.

Полномочия местного самоуправления в молодёжной сфере преимущественно являются не собственными, а делегированными федеральными и региональными властями. За счёт этого всеобщность приобретают следующие направления и задачи государственной молодёжной политики:

1. Изменение стереотипа восприятия молодежи, принижающего эффективность участия.

2. Ликвидацию формализации молодежного участия и превращение его в инструмент личного карьерного роста (относится к молодежным лидерам).

3. Усиление информации о возможном участии на уровне местного самоуправления.

4. Создание у молодежи мотивов участия в развитии местного самоуправления.

5.Ограничение манипуляции молодежью со стороны политических групп.

Государственная молодёжная политика в РФ реализуется всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ.

Правовые основы участия молодежи в жизни общества закладывает , которая содержит положения, составляющие начала государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления.

После включения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовых норм, касающихся полномочий органов местного самоуправления в области работы с молодежью, была начата работа по определению основ участия молодежи в жизни общества на муниципальном уровне. Особенно активизировалась деятельность по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, которыми утверждаются базовые положения об организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании.

На региональном уровне в ряде базовых законов субъектов Российской Федерации в молодежной сфере имеются статьи, касающиеся специфики молодежной политики, осуществляемой органами местного самоуправления. В этих статьях, как правило, определяются компетенция органов местного самоуправления и особенности их деятельности в данной сфере. Правовые нормы, регулирующие отдельные вопросы работы с молодежью в муниципальных образованиях, их участия в реализации региональных целевых молодежных программ, содержатся в подзаконных актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Но следует отметить, что на федеральном уровне процесс правового регулирования участия молодежи в жизни общества координируется слабо, и, как следствие, ее законодательная база продолжает отставать от реальных процессов, идущих в молодежной среде. Назрела необходимость для принятия базового федерального закона о молодежи, который сможет комплексно регулировать общественный отношения в данной области. Также следует использовать накопившийся за годы правоприменительной практики опыт субъектов Российской Федерации при реализации законов о молодежи на региональном уровне.

Анализ регионального законодательства показал, что законы, регулирующие молодежную политику, приняты в 62 из 83 субъектов РФ. Они носят разные названия - "О молодежи", "Об основных направлениях государственной молодежной политики", "О деятельности государственных органов в сфере молодежной политики", "О реализации молодежной политики".

Несмотря на то, что Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. не регламентирует институциализации и форм деятельности молодых людей как особого структурного компонента населения, в ряде муниципальных образований складывается особая система взаимодействия молодежи и органов местного самоуправления. Наиболее устоявшимися формами взаимодействия, на наш взгляд, являются: программно-стратегическая, правовая, социальная и воспитательная.

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

Обеспечение соблюдения прав молодежи;

Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

Поддержка молодой семьи;

Гарантированное предоставление социальных услуг;

Поддержка талантливой молодежи;

Формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

Воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

Расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

Профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

Поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

Поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

Развитие международного молодежного сотрудничества.

Муниципальная молодежная политика выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения.

вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не от­носят проблемы молодежи к числу первоочередных.

2. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например оздорови­тельные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.

3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важней­шей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные сред­ства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финан­сирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерально­го финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, под­держиваемой из бюджета.

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее пер­спективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне си­стемы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной по­литики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юри­дической, финансовой и социальной экспертизы.

Система социального заказа основана на существующих в пределах конкрет­ной территории острых проблем развития молодежи и необходимости их эффек­тивного решения. Получение социального заказа предполагает, что представлен­ные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

Еще по теме Механизмы реализации муниципальной молодежной политики:

  1. Механизмы реализации муниципальной экологической политики

В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу.

Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.

Муниципальная молодежная политика — совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации.

Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн чел. Правовые основы государственной молодежной политики определены Постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации » в 1993 г. С тех пор ее главные направления не корректировались (даже после принятия Конституции РФ). В условиях возникшей правовой неопределенности субъекты РФ взяли на себя инициативу по развитию законодательного обеспечения в этой сфере, и в 1996-1997 гг. законы о молодежной политике были приняты почти в 40 регионах.

Основные цели государственной молодежной политики:

Социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи;

Реализация выдвигаемых молодежью общественно полезных инициатив, программ и проектов;


Наиболее полное участие молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни;

Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

Для достижения поставленных целей необходимо взаимодействие органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (рис.).

Только объединив усилия всех, кто участвует в разработке и реализации молодежной политики, можно успешно решить многочисленные и подчас очень сложные молодежные проблемы, которые проявляются как на муниципальном, так и на региональном и общероссийском уровне. Субъектами государственной молодежной политики в РФ выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Кроме того, в рамках реализации приоритетных национальных проектов госу-дарство оказывает поддержку инициативной, способной, талантливой молодежи. Выявить таких лидеров позволяют открытые и прозрачные конкурсные проце-дуры, проводимые в муниципальных образованиях, с участием гражданских ин-ститутов. Ежегодно 2,5 тысячам молодых людей — победителям всероссийских олимпиад и конкурсов будут выделяться именные гранты по 60 тысяч рублей.

Приоритетный национальный проект предусматривает оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям и сельским специалистам, нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий. Им будут предос-тавляться бюджетные субсидии. Государство может оплатить часть покупки (строительства) или погасить первый взнос при получении ипотечного кредита.

Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или опла-ту первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство индивидуального жилья финансируется в размере 10% от средней стоимости стандартного жилья за счет федерального бюджета, не менее 25% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30% за счет средств региональных или местных бюд-жетов для молодых семей, имеющих одного и более ребенка, в рамках подпро-граммы «Обеспечение жильем молодых семей». Дополнительно субъекты, орга-низующие подпрограммы, предоставляют участникам подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита (займа) или компенсацию за-траченных собственных средств на приобретение жилья или строительство ин-дивидуального жилья.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна укреплять ее целостность. Основные направления, программы и проек-ты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федераль-ных, региональных и местных программ социально-экономического развития со-ответствующей территории.

В структуре органов исполнительной власти субъектов РФ созданы и функционируют государственные органы по делам молодежи, которые нуждаются как в координации своей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Механизмы реализации муниципальной молодежной политики

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей.

1. Сохраняются ведомственная разобщенность и недостаточная координация в управлении молодежной политикой. Например, отделы по молодежной политике во многих муниципальных образованиях находятся в непосредственном подчинении заместителей глав администраций по социальным вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодежи к числу первоочередных.

2. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.

3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные средства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерального финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета.

Система социального заказа основана на существующих в пределах конкретной территории острых проблем развития молодежи и необходимости их эффективного решения. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

Муниципальные органы реализации молодежной политики

В определении организационной структуры реализации молодежной политики существует явная неопределенность. 30 апреля 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 483 «О структуре федеральных органов исполнитель-ной власти» был упразднен Государственный комитет РФ по делам молодежи. Функции упраздненного комитета были переданы. Министерству труда и соци-ального развития Российской Федерации. Позже был вновь создан самостоя-тельный федеральный орган — Государственный комитет РФ по делам молоде-жи, который, в свою очередь, Указом Президента РФ от 25 мая 1999 года № 651 был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по моло-дежной политике. Через год Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867

Государственный комитет по молодежной политике вновь упразднен. Его функции по межотраслевой координации и регулированию молодежной политики осуществляет в настоящее время Департамент по молодежной политике Министерства образования и науки Российской Федерации.

Актуальнейшие проблемы в сфере молодежной политики, конечно же, требуют наличия самостоятельного федерального органа исполнительной власти с не обходимым статусом и достаточными полномочиями. В связи с упразднением Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике в субъектах Российской Федерации наметилась тенденция к упразднению выше-названных органов исполнительной власти, что, по существу, разрушает скла-дывающуюся систему работы с молодежью на местах. В структуре муниципаль-ных органов исполнительной власти созданы и функционируют отделы или департаменты по делам молодежи, которые нуждаются как в координации сво-ей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны органов государственной власти.

На муниципальные структурные подразделения по делам молодежи возлагаются следующие задачи:

Проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;

Создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;

Обеспечение реального соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;

Привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;

Духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;

Поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;

Организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды;

Осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;

Координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.

В целях решения перечисленных задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции (рис.).