Разглашение персональных данных должностных лиц судебная практика. Разглашение конфиденциальной информации и персональных данных. В качестве доказательной базы может выступать

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

"> This link will open in a new tab "> This link will open in a new tab ">

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "даст разрешение на разглашение" in English

Other translations

Если суд даст разрешение на разглашение указанной информации, то правительство может вместо этого представить заявление, где будут признаны соответствующие факты, которые подтвердила бы вышеуказанная информация, или представить краткое изложение этой информации.

If the court authorizes the disclosure of such information, the government may, in lieu of disclosing the information, submit a statement admitting relevant facts that the information would tend to prove, or submit a summary of the information.

Authorizes the disclosure of such information, the government may, in lieu of disclosing the information, submit a statement admitting relevant facts that the information would tend to prove, or submit a summary of the information.">

Suggest an example

Other results

После сверки информации со списками членов делегаций Служба протокола и связи даст разрешение на оформление пропусков по заявкам, представленным в онлайновом режиме.

Upon verification of the information on the lists of delegations, the Protocol and Liaison Service will authorize pass applications submitted online.

Will authorize pass applications submitted online.">

Предусматривается, что кабинет даст разрешение на представление предлагаемого законопроекта в третьем квартале 2002 года.

It is envisaged that Cabinet approval for the introduction of the proposed legislation will be obtained during the third quarter of 2002.

Cabinet approval for the introduction of the proposed legislation will be obtained during the third quarter of 2002.">

Следует надеяться, что в интересах обеспечения регулярной отправки помощи Комитет Совета Безопасности по санкциям даст разрешение на осуществление гуманитарных авиарейсов в аэропорт Баня-Луки.

In order to ensure a regular dispatch of the assistance, the Security Council Sanctions Committee is expected to consent to humanitarian flights to the Banja Luka airport.

Consent to humanitarian flights to the Banja Luka airport.">

Данный Комитет не даст разрешения на проведение подобных экспериментов без согласия соответствующего лица.

Will not permit any such experimentation unless the prior consent of the individual concerned is obtained.">

В соответствии с правилом 120 правил процедуры Председатель постановила, что она даст разрешение на продолжение дискуссии по данному проекту резолюции.

Would permit discussion on the draft resolution to continue.">

Однако эти планы были составлены, с тем чтобы обеспечить готовность ДОИ, в случае если правительство Судана даст разрешение на такую миссию.

However, those plans had been drafted to ensure that DPI was prepared in the event that the Government of Sudan gave its permission for such a mission.

Gave its permission for such a mission.">

Если Совет безопасности не даст разрешения на начало действий, то те из нас, кто твердо намерен защищать гражданских лиц в Ливии, в случае эскалации жестокости окажутся перед более тяжелым выбором.

If the Security Council fails to authorize action, those of us determined to protect Libyan civilians will face a more difficult choice should the violence escalate.

Fails to authorize action, those of us determined to protect Libyan civilians will face a more difficult choice should the violence escalate.">

Однако Пакистан даст разрешение на осуществление регистрации и рассмотрит возможность выделения какого-либо дополнительного места лишь в том случае, если учреждения Организации Объединенных Наций смогут также организовать одновременное оказание чрезвычайной помощи на афганской стороне границы.

However, Pakistan could allow the registration process and consider providing any additional site only if the United Nations agencies could also simultaneously arrange for relief assistance on the Afghan side of the border.

Could allow the registration process and consider providing any additional site only if the United Nations agencies could also simultaneously arrange for relief assistance on the Afghan side of the border.">

Принятые в Науру законы приведут к созданию программы лицензирования деятельности в Районе и предписанию условий, которые должны выполнять науруанские контракторы, прежде чем государство даст разрешение на какую-либо разведку или разработку полезных ископаемых на море, включая требования в отношении финансового и технического потенциала.

Nauru"s legislation will create a programme for the licensing of activities in the Area and detail the conditions Nauruan contractors must satisfy prior to the State granting approval to any at-sea mineral exploration or exploitation, including financial and technical capacity requirements.

Granting approval to any at-sea mineral exploration or exploitation, including financial and technical capacity requirements.">

Однако, как легко могут понять наши братские государства из Тихоокеанского региона, наше суверенное право определять условия, в соответствии с которыми правительство Соломоновых Островов даст разрешение на нашу дальнейшую оккупацию временно дислоцированным контингентом, не может быть нарушено ни одним членом Организации Объединенных Наций.

However, as our fellow Pacific island States can readily appreciate, our sovereign right to determine the terms under which the Government of Solomon Islands

Защита персональных данных при рассмотрении обращений граждан (Гильманов Р.М.)

Дата размещения статьи: 12.11.2012

Гильманов Ринат Минегумерович, старший помощник прокурора Республики Татарстан по надзору за исполнением законов о национальных проектах и связям с муниципальными образованиями, старший советник.

Действующее законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан не предусматривает механизма защиты персональных данных от недобросовестных заявителей, намеренных получить сведения о других лицах, так как вопросы отождествления личности заявителя не определены.

После внесения в июле 2010 г. изменений в Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" увеличился объем обращений, поступивших в форме электронного документа, в том числе в органы прокуратуры.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ в ст. 10 предусматривает направление заявителю письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. В то же время названный Федеральный закон в ст. 6 содержит требование о защите сведений, касающихся частной жизни гражданина, но при этом не предусматривает механизма защиты от недобросовестных заявителей, намеренных получить сведения о других лицах. К примеру, много обращений поступает от лиц, называющих себя внуками, племянниками и иными родственниками ветеранов Великой Отечественной войны. Заявители указывают, что они проживают в других городах или даже других субъектах Федерации и просят сообщить информацию о нуждаемости ветерана в улучшении жилищных условий, о получении им субсидии и ее реализации либо о причинах отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответ по существу поставленных вопросов в большинстве случаев должен содержать сведения о составе семьи, имущественном положении, об условиях проживания, о состоянии здоровья конкретного лица или его родственников. В частности, наличие тяжелых форм хронических заболеваний является основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Указанная информация, бесспорно, относится к персональным данным. Другие категории обращений при обосновании ответа могут потребовать ссылки на сведения о привлечении к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, о владении земельными участками, автотранспортом и т.д.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ также не оговаривает вопросы защиты персональных данных при передаче сведений по запросам других государственных органов и учреждений, которые запрашивают их при рассмотрении обращений.
Кроме того, на практике встречаются случаи, когда информация о рассмотрении обращения запрашивается органом, учреждением, которые непосредственно сами в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ обращение не рассматривают, а являются пересылочной инстанцией. Например, не определено, какой объем сведений должен содержаться при направлении информаций по обращениям, поступившим с контролем из органов государственной власти; от депутатов, членов общественных палат; полномочных представителей федеральных органов власти в округах и субъектах Федерации; правозащитников; средств массовой информации и др.

Вопросы доступности получения информации и ее защиты затрагиваются в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Однако положения этих законов требуют конкретизации для применения к порядку рассмотрения обращений граждан. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ предусматривает, что сведения предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса, который должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не менее строги требования Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ. Запрос заявителя в орган, предоставляющий услугу, приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях и объеме, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. Если для предоставления услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем, при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию.
Анализ действующего законодательства выявил еще один пробел. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ и Гражданский кодекс РФ не решают вопрос о наследниках субъектов персональных данных. Положения разд. V Гражданского кодекса, регламентирующие наследственное право, применяться в этом случае не могут, так как прямо предусмотрено, что не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага (ст. 1112 ГК). В законодательстве не установлено, кто является наследником персональных данных, в каком порядке граждане должны обращаться для реализации своего права наследования (использования прав наследника) в части нематериальных благ.
Остроту проблеме придает наличие административной ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии со ст. 13.11 КоАП такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, действующее законодательство не обеспечивает в полной мере защиту персональных данных при ответах на обращения (жалобы) граждан, в особенности поступившие в электронной форме.

С учетом изложенного представляется актуальным внесение изменений в законодательство для обеспечения защиты персональных данных.
В Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" можно включить требования об идентификации заявителя или его представителя для получения ответов, содержащих персональные данные (электронная подпись, регистрация на сайте государственных услуг, представление копий документов о личности, для представителей также копии доверенности или договора). При отсутствии идентификации личности надо предусмотреть право при рассмотрении обращений направлять краткий ответ с разъяснением порядка и возможности обратиться для получения подробной информации.
Следует регламентировать в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" возможность и порядок передачи персональных данных между контрольно-надзорными органами, уполномоченными по защите прав граждан, четко закрепить ответственность за разглашение персональных данных не только для операторов, но и для контрольно-надзорных органов, уполномоченных по защите прав граждан и др. либо ограничить передачу персональных данных органам, учреждениям, которые непосредственно сами в порядке Федерального закона N 59-ФЗ обращение не рассматривают, а являются пересылочной инстанцией (предоставить только право включения персональных данных в документы реагирования в интересах граждан (иски, представления, протесты, предписания и т.п.).
Также необходимо подготовить единые регламенты (инструкции, положения) о порядке рассмотрения обращений и согласовать их с уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для получения наследниками персональных данных целесообразно предусмотреть порядок, аналогичный общим требованиям разд. V Гражданского кодекса, так как в конечном итоге большинство обращений за такой информацией будет являться способом решения имущественных споров.

Увольнение за разглашение персональных данных – это один из законных способов расставания с болтунами . Однако уволить можно не всех и не всегда, ведь законы чётко регулируют эту процедуру. Увольнение не по правилам закона грозит фирме финансовыми потерями, ведь сотрудник, посчитавший, что его уволили незаконно, может пойти в суд с жалобой , и если судья усмотрит ошибки в делопроизводстве, восстановление болтуна на работе неминуемо, как и взыскание вынужденного прогула и морального вреда.

Закон о персональных данных

Нормативный акт №152 был принят ещё в 2006 году и направлен он на защиту личной информации . По норме закона личная (персональная) информация – это любые сведения о человеке , например:

  • место работы;
  • зарплата;
  • адрес или телефон.

И эти сведения должны быть защищены.

По третьей статье 152-го закона распространение персональных данных – это раскрытие личной информации посторонним . Например, обсудил бухгалтер размеры премий сотрудников с работниками столовой, значит, разгласил личную информацию.

Внимание!

Важно : по смыслу 152-го закона передача персональных данных – это не только упоминание чужих личных сведений в разговоре, но и распространение :

  • по телефону;
  • по факсу;
  • в интернете .

А по 24 статье закона болтуну грозит административная и даже уголовная ответственность!

Статья за разглашение персональных данных

Разглашение чужих тайн наказуемо :

  • по 137 статье Уголовного кодекса – штраф до 300 тысяч, или арест до полугода, или тюрьма до 4 лет;
  • по 13.11 статье КоАП – штраф до тысячи рублей;
  • по 81 статье Трудового кодекса – увольнение.

При этом в п.п. «в» пункта 6 первой части 81 статьи ТК об увольнении вот что говорится: если сотрудник, имеющий дело с персональными данными, разгласит какие-то из них посторонним, с ним можно расторгать договор. И не имеет значения, единожды он это сделал, или нет.

К сведению

Из анализа статьи 81 ТК следует, что увольнять можно только тех сотрудников, которые личную информацию обрабатывают.

Например, уволить уборщицу за то, что она нашла в бухгалтерии на полу листок с размерами премий, и обсудила эти размеры с подружками – нельзя. Это бухгалтер не защитил информацию, он-то и должен отвечать . А уборщица не имеет дело с конфиденциальными данными.

Кого можно уволить по статье

Только тех сотрудников, которые по работе имеют дело с личными данными других
работников
. Напрямую это касается:

  • кадровиков;
  • бухгалтеров;
  • иногда – секретарей;
  • экономистов;
  • начальников отделов;
  • директора.

По закону во всех организациях должно присутствовать Положение о персональных данных, куда и включается полный перечень должностей, связанных с обработкой личной информации. А в трудовые договоры по этому списку обязательно нужно прописывать условие об ответственности за разглашение чужих секретов.

Внимание!

Важно: нельзя увольнять по статье за разглашение личных данных, если на их передачу получено письменное разрешение сотрудника.

Например, один из работников берёт кредит в банке. Из банка вам позвонят и попросят рассказать – кем работает заёмщик, сколько работает и сколько получает. Если вы тут же выложите всю информацию – ответственности не избежать . Но если спросить у заёмщика – не против ли он, чтобы такую информацию вы сообщили банку, и при этом расписку напишет, всё законно .

Как уволить сотрудника

Разглашение чужой информации – это нарушение дисциплины. Поэтому нужно действовать по 193 статье ТК.

Но сначала должно быть основание , ведь вы откуда-то должны были узнать, что дисциплина нарушена . Основания могут быть такие:

  • служебная или докладная записка;
  • акт о разглашении данных.

Составляются эти документы произвольно о том, что в конкретном месте, в конкретное время, конкретным сотрудником были разглашены чужие персональные данные . При этом составителем может быть как сам пострадавший, так и другой человек.

На основании записки или акта составляется требование о даче объяснений: «Согласно такого-то акта (или записки) вы тогда-то и там-то разгласили персональные данные того-то. В течение 2 дней требую предоставить письменные объяснения».

Внимание!

Важно : требование нужно вручить лично под роспись!

Если объяснений не будет в письменном виде, составьте акт о том, что объяснения по требованию не предоставлены.

Если через 2 дня объяснений не будет, или они не удовлетворят директора, можно готовить приказ по дисциплине .

На основании этого приказа готовим приказ Т-8 об увольнении .

Итак, у вас должны быть такие документы:

  • акт о разглашении или служебная записка;
  • требование объяснений;
  • приказ по дисциплине;
  • приказ об увольнении.

При этом каждый документ должен быть завизирован виновником лично или отослан по его адресу заказным письмом . Можно также составить акт об отказе от подписи и приложить к документу.

Также учитывайте такие условия:

  • приказ Т-8 должен быть составлен не позднее месяца с момента обнаружения нарушения дисциплины ;
  • в этот месяц не засчитывается время болезни виновника или его отпуска;
  • основанием увольнения в приказе Т-8 будет приказ по дисциплин е.

Законность увольнения

Увольнение за разглашение персональных данных только тогда будет считаться законным, если у вас есть доказательства :

  • виновник разгласил конфиденциальные сведения (акт или записка);
  • эти сведения стали известны виновнику в ходе работы (должностная инструкция или перечисление обязанностей в трудовом договоре);
  • виновник обязывался не разглашать персональные данные (подписка под Положением о защите данных или условие в трудовом договоре.

С 1 июля 2017 повысились размеры штрафов за разглашение персональных данных работников. Поэтому особую актуальность приобрел вопрос: всегда ли работники понимают, что именно является персональными данными и что значит «запрещено разглашать».

Что такое персональные данные

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ № 152, персональные данные - это вся возможная информация, которая каким-либо образом относится к человеку и позволяет идентифицировать его личность. Это могут быть абсолютно любые сведения - от фамилии до антропометрических особенностей.

Работодатель не вправе заключать трудовой договор, если потенциальный работник не подписал согласие на обработку персональных данных.

В ст. 85 Трудового кодекса РФ поясняется, что персональными данными сотрудника признается информация непосредственно о нем самом, которая требуется работодателю в связи с трудовыми отношениями. По ТК РФ наниматель за разглашение персональных данных несет дисциплинарную ответственность, но то же правонарушение влечет за собой и возникновение уголовной ответственности.

Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188

В соответствии с Указом Президента РФ № 188 информация о частной жизни гражданина является конфиденциальной. Несанкционированный сбор и распространение таких сведений без согласия их носителя разрешаются только в случаях, которые прямо предусмотрены законом. Это расследования, рассмотрения уголовных дел и осуществление мероприятий в связи с исполнением судебного решения, когда нет других возможностей идентифицировать личность . В остальных ситуациях сбор и разглашение персональных данных является прямым нарушением ст. 23-24 Конституции РФ. Лицо, совершающее такое правонарушение, несет уголовную ответственность.

Какая статья УК РФ охраняет неприкосновенной личной жизни

Теперь разберемся, какая статья за разглашение персональных данных предусмотрена в уголовном законодательстве. Распространение таких сведений является прямым нарушением неприкосновенности личной жизни, которую гарантирует Конституция и охраняет ст. 137 УК РФ. Здесь указано, что уголовному преследованию подлежит незаконный сбор и распространение без согласия лица любых сведений о его частной жизни, составляющих личную или семейную тайну. Также запрещено разглашение такой информации в СМИ, в рамках публичного выступления или публичной демонстрации.

Что относится к понятию «личная жизнь»

Понятие «личная жизнь» охватывает все сферы жизни лица. Это любые факты, обстоятельства и события, связанные с его семьей, бытовым общением, религиозными и политическими убеждениями, увлечениями и занятиями в нерабочее время, отдыхом и другими отраслями, которые сам человек не хочет предавать гласности.

Сведения, которые относятся к понятию «личная жизнь», условно разделяются на 3 категории:

  1. Информация о личности (реквизиты паспорта и других удостоверяющих документов, сведения о регистрации по месту жительства или пребывания, данные о жилище и т. д.).
  2. Данные о членах семьи .
  3. Сведения, составляющие иную тайну , охраняемую законом.

Какие бывают «тайны»

Термин «личная жизнь» включает охраняемые законом тайны, среди которых выделяют следующие:

  1. Тайна усыновления . Ее обязаны сохранять судьи, вынесшие решение об усыновлении, должностные лица, которые провели госрегистрацию усыновления, а также все люди, осведомленные об этом факте (ст. 139 Семейного кодекса РФ).
  2. Врачебная тайна . В это понятие входят сведения о фактах обращения за медицинской помощью и поставленном диагнозе, а также другая информация, которая касается обследования и лечения. Все эти данные конфиденциальны и не подлежат разглашению без согласия человека, к которому они относятся (ст. 61 законодательства РФ об охране здоровья граждан).
  3. Налоговая тайна . Это сведения о налогоплательщике и плательщике страховых взносов, полученные налоговым или таможенным органом, органом государственного внебюджетного фонда, следователями, внутренними органами (ст. 102 НК РФ).
  4. Адвокатская тайна . Это любая информация, связанная с оказанием адвокатом юридических услуг своему доверителю. Сохранение адвокатской тайны - одновременно законная обязанность адвоката и один из основополагающих принципов адвокатской деятельности (ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ»).
  5. Тайна исповеди . Священнослужитель не подлежит ответственности при отказе давать показания по поводу обстоятельств, которые он узнал на исповеди (п. 7 ст. 3 ФЗ № 125).
  6. Личная тайна . Это любая информация о фактах и событиях в жизни человека, об обстоятельствах его судьбы, которые он стремится сохранить в секрете от других лиц.
  7. Семейная тайна . Это любая информация, которая каким-либо образом касается членов семьи человека и которую он стремится скрыть от других людей.

Квалифицирующие признаки нарушения ст. 137 УК РФ

Согласно ст. 137 УК РФ, разглашение персональных данных квалифицируется как уголовное правонарушение, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • сбор и/или распространение сведений проводится незаконно;
  • нет согласия носителя личной информации на ее сбор и распространение.

Публичность - не обязательный признак правонарушения. Уголовная ответственность наступает уже при передаче конфиденциальных сведений хотя бы одному лицу.


Наказания по статье 137 УК РФ

За разглашение персональных данных статья 137 УК РФ предполагает разные виды наказаний - от штрафа до лишения свободы.

Минимальное наказание, если нет отягчающих обстоятельств, - штраф до 200 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода за срок до 1,5 лет.Промежуточное наказание - привлечение к обязательным работам на срок до 360 часов, к исправительным работам на срок до 1 года, к принудительным работам на срок до 2 лет либо арест на срок до 4 месяцев.

Максимальное наказание по ст. 137 УК РФ - 2 года лишения свободы.

Наказание для лиц, допустивших разглашение в связи со служебным положением

В ч. 2 ст. 137 УК РФ предусмотрено наказание за разглашение личных данных, совершенное лицами с использованием своего служебного положения. В данном случае предполагается более суровая ответственность. Суд вправе назначить виновному:

  1. Штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты или другого дохода за 1-2 года.
  2. Запрет заниматься определенным видом деятельности или работать в определенных должностях на протяжении 2-5 лет.
  3. Принудительные работа на срок до 4 лет - в качестве самостоятельной меры наказания либо вместе с дополнительным наказанием из п. 2.
  4. Арест на срок до полугода.
  5. Лишение свободы на срок до 4 лет - вместе с дополнительным наказанием из п. 2.

В случаях, когда назначается дополнительное наказание (п. 3 и п. 5), оно начинает течь лишь после отбытия основного наказания. Это требование ч. 4 ст. 47 УК РФ.

История

- Кто сказал моей жене размер зарплаты?! - бушевал в коридоре сотрудник. - Да я сейчас в прокуратуру пойду, вы не имели право это делать!

На шум выглянул директор.

- Что мы не имели права делать?

- Сообщать жене мою настоящую зарплату!

- А кто сообщил?

- Не знаю! Не признается добровольно, пускай прокурор выясняет! Сумма-то ей откуда-то стала известна!

Вскоре выяснилось, что информацию разгласила секретарь директора.

- Ну я же не знала, что это жена, - оправдывалась девушка. - Она представилась работницей банка, оттуда же все время звонят, поданные сведения уточняют…

- И ты вот так всем без разбора отвечаешь? - удивилась главбух.

- Ну да…

- Надо либо прекратить отвечать на телефонные звонки банков, предупредив об этом сотрудников, либо менять форму заявления о предоставлении сведений о зарплате. Вставить туда согласие работника на разглашение конкретной информации по телефону любому человеку, представившемуся сотрудником определенного банка. Согласится - берет ответственность за передачу информации на себя, не согласится - отказываемся разговаривать с банками, опять- таки за последствия данного решения будет отвечать работник. Копии будем передавать Валентине. Нет разрешения - нет разговора.

Секретарша кивнула.

- Ну а за мою жену кто ответит?!

- Жена чья? - спросил директор. - Может, ты семейные проблемы без нас решишь?

- Нет, это уже не семейная проблема! Нарушили закон - отвечайте, как руководитель организации!

- И сильно реальная сумма отличается от озвученной жене? - спросила бухгалтер.

- На четверть.

- Дайте мне ее телефон.

- Это еще зачем?!

- Ну, вы же просили разрешить конфликт.

Работник, подозрительно косясь по сторонам, продиктовал номер, имя и отчество жены.

- Марина Евгеньевна, добрый день. С вами говорит главный бухгалтер с работы вашего мужа. Я хочу принести извинения за нашего секретаря. Она, по излишней доброте, называет представителям банков зарплаты сотрудников несколько выше реальных. Благодаря вам и Алексею Максимовичу нам это стало известно, за что вам и ему отдельное спасибо. Больше у нас такое не повторится… Да, и вам всего хорошего.

- Она же теперь решит, что у меня с вами роман! - схватился за голову сотрудник.

- Ой, извините… За зарплату спасибо, но вы же ее не знаете…

- Надеюсь, у нас еще не приняли закон, обязывающий лично знакомиться с супругами работников? И остальные семейные проблемы ты в состоянии решить сам?

- Постараюсь….


Шпаргалка

Проверять соблюдение работодателем требований к работе с персональными данными могут ГИТ и Роскомсвязьнадзор. Трудовая инспекция проверяет только соответствие нормам, указанным в главе 14 ТК . Нарушения, выявленные инспектором, подпадают под действие частей 1 и 2 ст. 5.27 КоАП. Для должностного лица предусмотрен штраф от 1000 до 5000 руб., за повторное нарушение - штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет. Срок давности - один год со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Представители Роскомсвязнадзора при выявлении нарушений руководствуются ст. 13.11 КоАП. В частности, разглашение информации о заработной плате и иных доходах гражданина влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на организацию - от 15 000 до 75 000 рублей.

Срок давности для административной ответственности перед Роскомсвязьнадзором - три месяца со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Помимо административной ответственности на работника можно возложить материальную (ст. 238 ТК), дисциплинарную (вплоть до увольнения по пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК - разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника), а на руководителя и главного бухгалтера организации - еще и уголовную (ст. 137 УК).

Для предотвращения нарушений необходимо:

  • строго регламентировать порядок работы с персональными данными работников;
  • обеспечить защиту конфиденциальной информации (как на бумажных, так и на электронных носителях);
  • брать у сотрудников письменное согласие на обработку персональных данных, а также разрешение на их передачу. Данные документы должны содержать предельно конкретную информацию! Без согласия работника информацию можно передавать только в случаях, установленных законодательством (например, представителям правоохранительных органов);
  • документы с данными сотрудника выдавать только по его письменному заявлению и с соблюдением установленных сроков;
  • вести специальный журнал учета запросов и получения работниками документов, содержащих их персональные данные.

Виды ответственности за распространение персональных данных

Чтобы гарантировать отсутствие утечек, российское законодательство предусматривает ответственность за разглашение персональных данных.

Состав личной информации

Сведения, носящие личный характер, определены в ст. 3 ФЗ «О персональных данных». Под ними подразумевается информация, которая относится к определенному гражданину. В рамках трудовых отношений речь идет о следующих данных:

  • о полном имени сотрудника (ФИО);
  • о реквизитах документов гражданина (ИНН, страховых свидетельств, паспортов и других);
  • о наличии определенного образования;
  • о размере получаемых доходов;
  • о месте, в котором проживает работник;
  • о членах семьи сотрудника;
  • о дате и населенном пункте, в котором он родился.

Вся перечисленная информация не должна передаваться другим лицам без согласия работника на обработку его персональных данных.


Ответственность за распространение персональных данных

Правовые основы применения различных взысканий за несанкционированную передачу личной информации заложены в ст. 23 и 24 Конституции РФ. Она предусматривает право граждан на неприкосновенность частной жизни и запрет на работу с персональными данными без их согласия. Именно по этой причине его следует получать у соискателей работы и у действующих сотрудников. Понятие частной жизни детализировано в определении Конституционного суда РФ N 12-53-О от 28 июня 2012 года. Речь идет о сведениях, относящихся к отдельному гражданину, которые касаются исключительно его и не подлежат общественному или государственному контролю.

Другой базовой нормой, устанавливающей ответственность за разглашение персональных данных гражданина, является ст. 24 закона N ФЗ-152. На основании указанных правил нарушители подвергаются административным, дисциплинарным и уголовным наказаниям.

Привлечение к уголовной ответственности

Наиболее суровое наказание предусмотрено для случаев, когда распространение личной информации носит преступный характер. Уголовная ответственность за разглашение персональных данных устанавливается в ст. 137 УК РФ. Ч.1 устанавливает способы следующие совершения правонарушений:

  • размещение информации о частной жизни в СМИ;
  • разглашение сведений в произведении, которое демонстрируется другим лицам;
  • любое иная публичная демонстрация персональных данных в ходе выступления.

Любой из указанных способов предполагает распространение сведений среди неограниченного круга лиц в нарушение закона .

Фактором, необходимым для инициирования уголовного преследования, является отсутствие согласия гражданина. Нарушителю грозит штраф до 200 тыс. рублей (альтернативой будет изъятие суммы, эквивалентной полуторагодовому доходу преступника). Другим наказанием служат обязательные работы (максимальный срок составляет 360 часов) или исправительные работы (до года) или принудительные работы (не более 2 лет). Нарушителя могут подвергнуть аресту на период 2 – 4 месяца или лишить свободы на срок до 2 лет. В ряде случаев существует риск дополнительного наказания в виде 3-летней дисквалификации.

Обратите внимание: соблюдать тайну персональных данных работников обязаны все лица, которые имеют к ним доступ в связи с исполнением своих служебных обязанностей. То есть наказать за разглашение такой информации могут не только директора предприятия, но и сотрудника отдела кадров, бухгалтера, начальника отдела и т.д.

Преступник, использовавший свое служебное положение для сбора и распространения информации (руководитель компании или уполномоченный сотрудник кадровой службы), получит более суровое наказание (ч. 2 ст. 137 УК РФ):

  • Штраф будет находиться в пределах 100 – 300 тыс. рублей или составлять доход нарушителя за период от 1 до 2 лет.
  • Дисквалификация может применяться в качестве основного наказания и продолжаться от 2 до 5 лет.
  • Максимальный период ареста составляет полгода.
  • Принудительные работы могут назначаться на срок до 4 лет.
  • Потенциальный период лишения свободы также составляет 4 года.

2 последних вида наказания могут дополняться 5-летней дисквалификацией.

Ч. 3 ст. 137 УК не касается отношений работодателя и персонала (в ней речь идет о распространении сведений о потерпевших, являющихся подростками).


Административная ответственность

Для ряда нарушителей предусматривается административная ответственность. Распространение персональных данных без согласия работника влечет наказание по 13.14 КоАП РФ. Эти правила применяются по остаточному принципу: речь идет только о случаях, не являющихся преступлениями.

Основным контролирующим ведомством по вопросам защиты персональных данных является Роскомнадзор РФ. Эта служба отвечает за организацию надзора за обработкой и защиту персональных данных граждан. С 1 июля 2017 года право возбуждать дела по админ нарушениям возлагается на должностных лиц Роскомнадзора (до этого времени таким правом обладал только прокурор).

Если разглашение не носит публичный характер (связано с передачей сведений ограниченному числу получателей информации), то допустившее его лицо будет обязано уплатить штраф. Размер взыскания отличается в зависимости от статуса нарушителя:

  • для граждан он находится в пределах 500 – 1000 рублей;
  • должностным лицам, к которым приравниваются адвокаты, придется оплатить от 4 до 5 тыс. рублей.

Ответственность за разглашение персональных данных работника дополняется наказанием за нарушение порядка обращения с ними (ст. 13.11 КоАП РФ). Речь идет о соблюдении правил ст. 88 ТК РФ – работодатель обязан передавать информацию 3-м лицам только после письменного согласия сотрудника. Этими же правилами запрещена передача данных о работнике в коммерческих целях.

За такое нарушение возможно как получение предупреждения, так и взыскание штрафа. Для граждан он составит от 300 до 500 рублей, а должностным лицам придется уплатить 500 – 1000 рублей. Если к ответственности привлекается компания, штраф составит 5 – 10 тыс. рублей.

Контроль за соблюдением режима конфиденциальности позволит работодателю пресечь возможные нарушения и избежать риска привлечения к ответственности.

С 1 июля 2017 года ужесточили административную ответственность за неправомерное использование работодателями персональных данных работников. Федеральный закон № 13-ФЗ был принят 07.02. 2017 и вступит в силу 01.07. 2017 года. В частности, вместо одного вида появилось семь составов правонарушений. Кроме того, возросли административные штрафы. Все изменения описаны в новой редакции статьи 13.11 КоАП РФ.

  • Здравствуйте, председатель снт, членом которого я являюсь на доске информации разместил персональные данные (ФИО и номер участка) собственников, которые не оплатили членские взносы. К какой отвественности я могу привлечь председателя как должностное лицо?

Штраф за нарушение законодательства о персональных данных составляет от 300 до 500 руб. для граждан, от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для юридических лиц (ст. 13.11 КоАП РФ).

Вся информация о жизнедеятельности человека, неразрывно связанные с личностью и идентифицирующие данные лица отдельно охраняются законом. Подобные сведения могут быть получены в строгом соответствии с определенном порядком.

Несоблюдение законного процесса получения и дальнейшей работы с такими данными влечет наступление соответствующих негативных последствий для нарушителя.

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ регулирует данные вопросы, а наш адвокат готов помочь разобраться в вопросе ответственности за разглашение персональных данных, объяснит как выстроить защиту виновному и как защитить права потерпевшей стороне: профессионально, сотрудничество на выгодных условиях и в срок.

В перечень персональных данных включается следующее:

  1. Сведения о дате и месте рождения
  2. Паспортные данные, а равно сведения, содержащиеся в любом ином удостоверении личности
  3. Уровень образования
  4. Трудоустройство и стаж
  5. Наличие / отсутствие судимости
  6. Кредитные данные
  7. Информация о родственниках
  8. Место жительства (регистрации) лица
  9. Переписка в любой ее форме
  10. Состояние здоровья
  11. Образ жизни и иные биографические данные
  12. И так далее.

По общему правилу получение всех перечисленных данных допустимо исключительно с согласия самого человека. В отсутствие необходимого одобрения их разглашение также не допускается.

Для решения вопроса об ответственности первоначально следует разобраться, что является разглашением персональных данных о личности. Под этим законодательство понимание совершение действий, в результате которых иные лица получают доступ к персональной информации гражданина. Обязательным условием незаконности распространения выступает неполучение согласия на разглашение сведений от самого обладателя персональных данных.

Что делать при незаконном разглашении персональных данных?

Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.

В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности. Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика. В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.

Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.

Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно. Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга. Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.

Каким образом возможно законное использование персональных данных?

Несмотря на ответственность за разглашение сведений о личности, получение и дальнейшая работа с такого рода информацией возможна в правовом поле. Соблюдение обязательных требований получения, сбора и обработки данных гражданина позволит их применять совершенно законно без страха наступления ответственности. При этом, передача персональных данных третьим лицам должна происходить только в случае согласии лица. Такое одобрение должно быть зафиксировано в электронном виде либо на бумажном носителе.

В соответствующем соглашение на персональные данные должно быть отмечено:

  1. Сведения о лице, которое дает согласие. Подобное право принадлежит исключительно самому человеку и неразрывно с ним связано. Поэтому согласие следует получить у самого лица непосредственно. Передача этого права. например по доверенности не допустима.
  2. Перечень информации , согласие на получение и дальнейшие действия с которой одобряет лицо. Круг вопросов, входящих в персональные данные, крайне обширен. В этой связи, согласие на получение одних сведений, например, паспортных данных, очевидно не позволяет получать и распространять всю оставшуюся информацию о личности.
  3. Список лиц, которым разрешен доступ к информации . Законный порядок передачи персональных данных третьим лицам обуславливает наличие ограничений в части круга лиц, которые вправе обрабатывать личные данные. По этой причине следует отметить перечень доверенных лиц, получивших право на обработку персональных данных.
  4. Срок действия согласия. Соглашением на обработку персональных данных может быть предусмотрен период, в течение которого допускается возможность использования данных о личности. Применение полученных от человека сведений за пределами оговоренного срока в равной степени признается незаконным распространением персональных данных с соответствующими последствиями.
  5. Порядок отзыва согласия. По общему правилу отозвать разрешение в части персональных данных возможно в любой момент. Для этого требуется подача соответствующего письменного заявления с указанием на прекращение действия разрешения на персональные данные. Вместе с тем, дополнительно в соглашении допустимо предусмотреть каким именно образом и способом возможно сообщить об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Последствия незаконного распространения персональных данных

Итогом нарушения любого из требований закона о персональных данных помимо денежной компенсации и возмещения возможных убытков является наличие публичной санкции в виде административного или уголовного наказания. При этом, ответственность возможна как за сбор, так и дальнейшую обработку, и распространение данных о личности.

Применение административная ответственность за разглашение персональных данных допускается в том случае, если не наступают последствия, связанные с уголовным преследованием. Размер санкции статьей 13.11 административного кодекса определяется в зависимости от того, кто выступает распространителем – физическое (в т.ч. должностное) либо юридическое лица. Также на размер штрафа влияет конкретный вид совершенного нарушения – выбор части приведенной статьи закона напрямую связан именно с объективной стороной нарушения.

Наступление уголовная ответственность за разглашение персональных данных происходит при незаконных действиях именно с сведениями о личной жизни. Примером в этой части может служить информация об образе жизни, здоровье человека и тому подобное. Читайте по ссылке, как будет отстаивать ваши интересы в случае привлечения к ответственности за данное нарушение.

Наказание по рассматриваемому преступлению непосредственно зависит от исполнителя (отдельная санкция содержится для должностных лиц), а также от способа разглашения информации. Поскольку распространение сведений в СМИ или при публичном выступлении очевидно наносит больший вред, то и ответственность аналогична закреплена законом более суровая.

Помимо указанных наказаний по 137 статье УК РФ, штраф за нарушение 152 ФЗ предусмотрен и в следующей – 138 статье. Преступлением в таком случае также будет признаваться нарушение в области переписки лиц. Вид полученной переписки между гражданами не имеет значения. При решении вопроса какое наказание за разглашение персональных данных в случае переписки равнозначно нарушением тайны будет считаться сведения телефонного разговора, электронных или почтовых писем.

Образец жалобы на незаконное использование персональных данных

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В Центральный банк Российской Федерации

От П.

Жалоба на использование персональных данных

Между мной, П., и ОАО «Уралвнешторгбанк» был заключен кредитный договор который был исполнен путем фактического исполнения в 2006 году. 2 месяца назад в мой адрес постоянно начали поступать звонки от лиц, представляющихся сотрудниками организации «Первое коллекторское бюро» с требованием оплатить задолженность по указанному выше кредиту 2 700 рублей. Однако кредит мной давно погашен, задолженности, в том числе пени я не имею, об указанных обстоятельствах я неоднократно сообщал звонившим мне работникам коллекторского агентства, однако никакого результата не последовало.

В настоящее время ОАО «Уралвнешторгбанк» не существует, поэтому обратиться в банк для урегулирования данного вопроса не представляется возможным.

В результате неправомерных действий сотрудников НАО «Первое коллекторское бюро» нарушается покой и благополучие моей семьи.

Кроме того, звонки поступают мне на работу, сотрудники коллекторского агентства в ходе этих телефонных разговоров вводят в заблуждение моих коллег и начальство, передавая им информацию, не соответствующую действительности, таким образом дискредитируя меня.

Звонки поступают со следующих номеров телефонов: …

Таким образом, необходимо сделать вывод что ПАО «Бинбанк», являющееся правопреемником ОАО «Уралвнешторгбанк» нарушило закон о банковской тайне и сообщило мои конфиденциальные данные третьим лицам.

В связи с давностью получения и выплаты кредита у меня не сохранилось никаких документов, ни кредитного договора, ни графика платежей, ни документов подтверждающих погашение кредита. В связи с вышеизложенным, считаю необходимым запросить ПАО «Бинбанк», сведения об отсутствии у меня задолженности по кредиту.

Ст. 26 Федерального закона о банках и банковской деятельности гласит, Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из вышеизложенного, мои конфиденциальные данные, которыми являются сведения о моем кредите, не должны были попасть к третьим лицам, т.е. к ООО «Первое коллекторское бюро», таким образом необходимо сделать вывод о существенном нарушении моих право ПАО «Бинбанк».

На основании изложенного и руководствуясь нормами действующего законодательства,

ПРОШУ:

  • провести проверку в отношении ПАО «Бинбанк» по факту разглашения конфиденциальных данных третьим лицам;
  • привлечь лиц ответственных за разглашение к предусмотренной законом ответственности.

Дата, подпись