Реализация социальной политики в муниципальном образовании. Совершенствование социальной политики муниципального образования в современных условиях (на примере г. Раменское Московской области). Механизмы реализации социальной политики

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

  • - на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • - на жилище;
  • - на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников;
  • - на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
  • - на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям.

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Определим роль муниципального образования в реализации социальной политики.

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова.

В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:

  • - минимальный уровень оплаты труда;
  • - минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
  • - обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
  • - перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот "стандартный" уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, то есть частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

  • - комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
  • - социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
  • - дома инвалидов и престарелых;
  • - детские дома;
  • - центры психолого-педагогической помощи населению и так далее.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Становление местного самоуправления - задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп - классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Социальная сфера - это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.

Задача местного самоуправления - обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства - о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОПЫТ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

В.М. Кузьмина

Кафедра конституционного, административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Опорой в реализации муниципальной социальной политики должны стать как те формы мироотнощения и организации социального пространства, которые уже сложились и существуют, так и те, что возникают сегодня. Ориентация на первые особенно необходима для работы с людьми и социальными группами среднего и. особенно, старшего возраста, на вторые - с молодежью.

Увязка всех уровней муниципальной политики требует формирования отчетливых представлений об уровне жизни, который может быть обеспечен. Формой предъявления таких представлений должны стать местные социальные нормативы разных уровней: минимальный, который должен быть обеспечен всем жителям города и оптимальные, которые могут служить ориентирами для различных социальных слоев и задавать ориентиры деятельности муниципальных служб. Формирование представлений о таких нормативах должно однозначно увязываться с формированием представлений о возможностях и ресурсах их обеспечения. При этом необходимо отчетливо различать федеральные нор мы (обеспеченные федеральными ресурсами), региональные (обеспеченные ресурсами регионального уровня) и муниципальные (обеспеченные местными ресурсами). Все эти нормы должны быть взаимно сбалансированы (такой баланс представляет собой один из механизмов взаимоувязки социальной политики федерального, регионального и местного уровней) и представлены в виде системы нормативно-правовых документов, определяющих рамки и условия для конкретных систем действий, направленных на реализацию социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это распределение общей ответственности за свое будущее и жизнь города, которую разные участники сами берут на себя. Самостоятельность участия в общем деле развития крайне важна: местная социальная политика не может проводиться «сверху» и в приказном порядке, она может быть только политикой взаимной договоренности и общего дела.

В сегодняшних условиях жизни и деятельности местная социальная политика не может быть политикой социального иждивенчества, базирующейся на идеологии равной обеспеченности жителей социальными благами. В городе (и не только в нем) просто нет ресурсов, необходимых для реализации такой политики. Реалистичная социальная политика обязательно должна быть дифференцированной, учитывающей различия в ориентации и возможностях разных людей и социальных групп. Она может и должна быть политикой социального сотрудничества, предполагающей построение таких отношений между жителями, которые могут обеспечить объединение их усилий для развития региона и жизни в нем. Вопросы, связанные с социальной поддержкой и призрением социально незащищенных групп, должны входить в эту политику как важная, но только часть ее. На решение этих вопросов можно рассчитывать, лишь в том случае, если удается объединить усилия живущих в городе разных людей, построить механизмы их соседской кооперации и взаимодействия.

Субъектами местной муниципальной политики должны стать социальные объединения разного типа. Одной из базовых социальных групп, безусловно, является семья, составляющая одну из основных форм организации жизни (в отличие от производственной деятельности). Другие формы связаны с различными объединениями людей: по интересам, полу и возрасту, национальной и конфессиональной принадлежности и т.п. Поиск возможностей для использования внутренних ресурсов таких форм - один из основных ориентиров муниципальной социальной политики. Такой поиск требует, прежде всего, внимательного анализа интересов, ориентации и возможностей различных общественных групп (сегодня мы не в состоянии даже оценить, например, какой размер оплаты коммунальных, медицинских, образовательных и т.п. услуг в состоянии выдержать семейный бюджет, не говоря уже о том, чтобы реально обеспечить адресность социальной помощи и дифференциацию оплаты тех же коммунальных услуг). Важной составляющей муниципальной социальной политики является реальное привлечение разных социальных групп к ее выработке и реализации. В связи с этим, значимым является развитие различных форм общественного

территориального самоуправления: уличных и районных комитетов, кондоминиумов и других форм жилищных товариществ, органов потребительской кооперации, соседств, культурных и религиозных объединений, групп взаимопомощи и проч. Важно также инициировать формирование новых социальных групп и объединений, содействуя процессам социальной идентификации и выращивая новых субъектов муниципальной социальной политики. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотренные Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом органы местного самоуправления должны были быть избраны на всей территории России к 1 января 1997 года. К сожалению, данное положение в полной мере выполнено не было. Более чем в 1/4 субъектов Российской Федерации муниципальные выборы в указанные сроки проведены не были. Однако в настоящее время в более чем 14 тысячах муниципальных образований, расположенных во всех субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в формах, в основном соответствующих требованиям федерального законодательства. Вместе с тем, до сих пор нельзя констатировать, что реализовано требование Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации; в том числе в* республиках Башкортостан, Калмыкия, Саха (Якутия), Тыва. Хакасия, Ставропольском крае. Курской, Новосибирской, Омской областях на отдельных территориях, а именно в ряде крупных городов местное самоуправление не осуществляется. Особого внимания заслуживает также статья 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов. Говоря предельно кратко о сути местного самоуправления можно сказать, что наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются как имеющие самостоятельное значение, а не как частный случай проявления государственных интересов. Таким образом, местное самоуправление является формой народовластия, обеспечивающей защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории, из необходимости и неизбежности взаимодействия жителей этой территории. Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства, не случайно положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации. Из установления необходимости существования местного самоуправления на конституционном уровне следует признание государственной значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики России.

Проблема осуществления властных полномочий по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения смыкается с проблемой осуществления индивидуальных прав человека и гражданина. Конституция России (статья 18) установила, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственной власти и местного самоуправления. В отношении местного самоуправления эта норма является не столько дополнительным требованием, сколько выражением сути этой формы народовластия. Европейская Хартия местного самоуправления (статья 4) говорит о местном самоуправлении, как о власти, максимально возможно приближенной к гражданам. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе -права на достойную жизнь. Уровень гарантированности этого права вполне можно рассматривать, как показатель уровня развития демократии в государстве.

Процесс развертывания практики местного самоуправления чем дальше, тем более наталкивается на внутреннюю неопределенность законодательства в отношении различения государственных и муниципальных начал местного самоуправления, на отсутствие ясности в том, где кончаются государственные, а где начинаются собственно муниципальные функции сласти. Если речь вести не на языке юридических определений, а на языке практики управления, то во многих случаях предметы ведения этих видов власти и форма ее правления (административное руководство в исполнительной власти и процедуры представительной власти) совпадают до неразличимости. Нет также внятного понимания процедуры передачи полномочий от

государственной власти к муниципальной, чем, например, является муниципальной комитет по образованию: прежним советским ГОРОНО, подчиненным ОБЛОНО и Министерству общего и профессионального образования, или независимым муниципальным органом, полностью отвечающим за развитие муниципального образовательного процесса?

Мало оценен - и еще менее используется - потенциал гражданской мобилизации корпоративно-профессиональных сообществ, так или иначе связанных с социальной работой с населением (научно-технического, образовательного, медицинского, экологического, правоохранительного и прочих). В отличие от нынешних профсоюзов, занятых преимущественно защитой социальных интересов своих членов, эти сообщества способны - с присущих им профессиональных традиций - решать задачу защиты своих профессиональных интересов, а через их защиту - и интересов населения. Опыт некоторых регионов и муниципий показывает, что там, где представители корпоративно-профессиональных сообществ активно участвуют в работе органов представительной власти, там соответствующие проблемы социальной сферы решаются достаточно эффективно. Процесс становления местного самоуправления достиг такой точки, когда достаточно остро встает вопрос о более полной и глубокой профессионализации всего поля социальной работы в местных сообществах. Это стало уже достаточно очевидно для таких мало профессионализированных занятий, как социально-педагогическая работа (в школе и в городе), как социальная работа в рамках комитетов территориального общественного самоуправления, как работа местной власти по связям с общественностью (не говоря уже о таких специализированных видах работ, как социальное проектирование и программирование муниципальных процессов).

Таким образом, можно констатировать, что, во-первых, сегодня ситуация меняется. Централизованное государственное влияние (как организационно-хозяйственное, так и идеологическое) сильно ослабло. Субъекты активности разного рода, масштаба и уровня получили возможность самостоятельно определять направления и форму своей деятельности. Он, оделяющими стали самостоятельность, способность к самообеспечению, предпринимательская активность -отдельных людей, социальных групп, предприятий в целом. Все они реально становятся субъектами деятельности, имеют возможность и вынуждены принимать самодеятельные решения, определять горизонты, направления и пути собственного развития.

Это приводит к внутренней дифференциации как деятельностного, так и социокультурного пространства. Функции предприятий концентрируются на их хозяйственно-производственной деятельности, "социально-бытовой сектор" резко сбрасывается как несоответствующий основному характеру деятельности. При этом выясняется, что город чаще всего оказывается не в состоянии принять этот груз, поскольку весь предшествующий период жил, обслуживая производство и являясь его продолжением. Кроме того, передача городу объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, а также самой социальной работы не сопровождается передачей средств, необходимых для того, чтобы их поддерживать. Средств, находящихся в распоряжении производства часто не хватает даже самому производству, а, кроме того, предприятие сегодня ориентированы на то, чтобы распоряжаться этими средствами в своих собственных нуждах. Государственные же средства, ранее направлявшиеся на развитие социальнокультурной сферы через поддержку производства, сегодня не попадают в необходимом объеме в распоряжение города. В итоге, город неожиданно дня себя, став реальным субъектом развития социальной сферы, не имеет необходимых для этого средств.

Во-вторых, принципиально изменился характер задач, стоящих перед органами городского управления: к ним перешел целый ряд вопросов, которые раньше они не решали. В итоге сегодняшние органы местного самоуправления оказываются вынуждены разбираться с социальными последствиями изменений, истоки которых лежат далеко за пределами их возможностей, возникает целый набор новых направлений деятельности, которых раньше не было, проблем, для которых нет способов решения.

В-третьих, изменилась социальная структура общества: характер общественной

дифференциации, состав влиятельных социальных групп, отношение людей к общественному устройству.

При этом характер изменения управленческих представлений о процессах, происходи в социальной сфере, чаще всего сильно отстает от самих этих процессов. Ориентиры, определяющие социальную политику разного уровня, по-прежнему, строятся, исходя из представлений об однородности социального пространства. Отсюда отсутствие адресности этой политики и низкий уровень ее внутренней дифференцированное™.

Практически повсеместно - на уровне населения, самой городской власти, предприятий, субъектов федерации или федерации в целом - отсутствует адекватное понимание задач органов местного управления. По-прежнему превалирует отношение к ним как к органам власти, основная задача которых связана с реализацией установок, и распоряжений, приходящих к ним извне, а не как к органам местного самоуправления, самостоятельно выделяющим и решающим свои специфические задачи.

В-четвертых, ключевым элементом осуществления местного самоуправления является обеспечение экономической самостоятельности местного самоуправления в пределах осуществления муниципальными органами власти собственных полномочий. Сам тот вполне очевидный факт, что люди живут не просто в стране, а в конкретном поселении, - выдвигает на первый план проблем подъему экономики муниципальных образований. Одним из ресурсов развития местного сообщества является многополярная конфигурация федерально-страновой, региональной и муниципальной идентичностей различных социальных групп населения и местного сообщества как целого.

Для современного этапа развития России характерны сложные и противоречивые процессы реформ во всех сферах общественной жизни. Важнейшая роль в современных преобразованиях принадлежит реформе местного самоуправления. Осознание того, что местное самоуправление -необходимый элемент демократического правового государства, произошло уже на всех политических и социальных уровнях нашего общества. Поэтому создание эффективной системы местного самоуправления является на данный момент крупной научно-общественной проблемой.

В нашей стране накоплен богатый опыт деятельности органов местного управления, особенно таких известных его форм, как земства и Советы депутатов трудящихся. За долгие годы их существования выработались определенные традиции в организации местной власти, которые глубоко укоренились в сознании российского общества.

Одной из определяющих характеристик можно считать преобладающую роль государства в организации местного самоуправления. Опыт показывает, что все инициативы по созданию и изменению системы управления на местах шли "сверху" и под контролем правительства. Государственные интересы проявлялись при формировании местных органов, выборы в которые сопровождались определенными ограничениями - имущественно-куриальными, либо классовыми. Организационные структуры местной власти значительно менялись на протяжении российской истории. Тем не менее, общей тенденцией всех создаваемых систем было стремление к усилению исполнительной власти по сравнению с представительной. Местная администрация всегда играла большую роль, направляя деятельность других органов. Законодательное обеспечение местного самоуправления не ставило целью четко определить компетенцию местных органов. Пределы их полномочий были довольно расплывчатыми, а перечень обязанностей - намного шире списка прав. Деятельность местных органов обычно не выходила за рамки решения насущных социально-экономических вопросов развития подчиненных им территорий, но результаты их работы оценивались по степени выполнения государственных повинностей и государственных планов. Учитывая перечисленные выше характеристики, ни земства, ни Советы нельзя назвать "самоуправляющимися" в современном понимании этого слова, однако их можно рассматривать как специфические, традиционно российские формы местного самоуправления. Исторический опыт России и мировая практика содержат множество различных моделей местного самоуправления, отличающихся степенью демократизма, характером отношений с центральными властями, широтой управленческих полномочий, на что влияли особенности государственнополитической системы, политические традиции. Универсальной модели организации управления на местном уровне, которую можно было бы с успехом воплотить в сегодняшней действительности, не существует. Поэтому необходим поиск разумного компромисса традиций, заимствований и определенных новаций в местном самоуправлении. Этот поиск новой, оптимальной организации власти на местах идет в нашей стране с середины 80-х годов вместе с началом радикальных изменений в идеологии, общественном сознании, политической системе. С началом "перестройки" весной 1985 года наметились - перемены к демократизации жизни советского общества. На первом этапе речь шла об "ускорении” социалистического развития, об укреплении государства, не затрагивая основ советского строя. Но постепенно выработалась новая стратегия реформ, в центре которой находилась политическая демократизация общества. Несомненной заслугой инициаторов реформ был объективный анализ сложившейся в обществе политической ситуации. Усиление критики командно-административной системы требовало

выдвижения альтернативной модели развития. Главным направлением реформы политической системы было создание новой концепции социалистического самоуправления народа, которая стала предметом активного обсуждения в политических и научных кругах. Основные положения созданной концепции гласили: социалистическое самоуправление образует единую для всей страны многоуровневую систему; должно развиваться в рамках государственной организации: со временем должно перерасти в неполитическое коммунистическое общественное самоуправление. Местное самоуправление воспринималось как первичный уровень этой системы.

Основная роль в созданной концепции отводилась Советам народных депутатов, как главному звену социалистического самоуправления. Ставилась задача обеспечения их полновластия и возрождения их сущности. Исходя из этого, была создана обширная законодательная база, способствующая демократизации Советов, совершенствованию их организации и деятельности. Первым шагом реформы была демократизация избирательной системы, основными принципами которой стали альтернативность, состязательность, гласность избирательных кампаний. За счет этого был обновлен состав Советов, качественно изменен принцип их формирования, но главное -в обществе появилась возможность свободного изъявления различных мнений. Перестройке подверглась и внутренняя организация местных Советов, стиль и методы их работы. Произошло сокращение аппарата, рационализация работы сессий и комиссий, расширение полномочий представительных органов, усиление гласности в их деятельности. Особенно прогрессивным было законодательное обновление экономических основ деятельности Советов, расширение их материально-финансовой базы. Местное самоуправление было официально декларировано и гарантировано в 1990 году. Первые результаты реформы обнадеживали, но, в то же время, ее реализация сопровождалась множеством трудностей и негативных явлений. Общая правовая и экономическая нестабильность в стране усугублялась наследием прежней эпохи и остатками командно-административной системы управления. Сказывалось сопротивление со стороны консервативных сил, не изживаемый бюрократизм, инерция мышления, привычка к старым методам управления, низкий общий уровень политической культуры масс при отсутствии демократических традиций. Все это нельзя было устранить лишь принятием соответствующих законодательных актов. Кроме того, в ходе самой "перестройки" Советов было допущено множество определенных просчетов, ошибок, неудачных экспериментов. В итоге фактически нерешенными остались проблемы подмены советских органов партийными, зависимости представительных учреждений от аппарата управления, замены отраслевой системы управления на территориальную, оптимизации количественного и качественного состава депутатов и т.д.

MUNICIPAL SOCIAL POLICY: EXPERIENCE AND WAYS OF REFORMING

The Department of Constitutional, Administrative and Financial Law Russian University of Peoples ’ Friendship Mikluho-Maklaya str. 6, 117198, Moscow, Russia

Раздел II. Муниципальное управление социальной сферой

Тема 7. Муниципальная социальная политика

7.1. Понятие муниципальной социальной политики

Органы местного самоуправления осуществляют муниципальное управление, которое отличается по сути как от управления производством, так и от государственного управления. Муниципальное управление своей целью имеет удовлетворение потребностей населения в различных услугах, развитие территории муниципального образования, создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, воспроизводства и самореализации граждан. Органы местного самоуправления осуществляют управление различными сферами (экономика, строительство, жилищно-коммунальная сфера), в том числе и социальной, предполагающее, в частности разработку и реализацию муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика рассматривается как система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования . Разработка муниципальной социальной политики осуществляется в контексте социальной политики государства, дополняя и конкретизируя отдельные направления, исходя из социально-экономических особенностей муниципального образования, местных традиций и др.

Основными целями социальной политики муниципального образования являются повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, обеспечение равного доступа к социальным благам, создание условий для самореализации граждан, проживающих на территории муниципального образования. В числе задач муниципальной социальной политики можно выделить организацию предоставления социальных услуг населению (социальной помощи, мер социальной поддержки, консультационных услуг различной направленности и т.п.).

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39)

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

На труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

На жилище (ст. 40);

На медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);

На бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

На пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст. 44) .

Российская система социальной политики базируется на принципах "кто ты есть" (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и "что ты сделал" (система трудовых пенсий). Принцип "что ты имеешь" используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере .

Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями .

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

Комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

Социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

Дома инвалидов и престарелых;

Детские дома;

Центры психолого-педагогической помощи населению и т.д. .

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов. Становление местного самоуправления - задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях .

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

16. Особенности социальной политики на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном)

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе­деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци­пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре­гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от­дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от­ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют раз­граничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

В основе разграничения деятельности федеральных и регио­нальных органов власти по вопросам социальной политики ле­жат такие фундаментальные принципы федерализма, как обя­зательное «распределение ролей» во всех общественно значи­мых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурса­ми для осуществления самостоятельных и ответственных дей­ствий в этих зонах.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социаль­ной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формиру­ются внебюджетные государственные фонды, определяются ус­ловия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной ин­фраструктуры, разрабатывают направления адресной соци­альной помощи и планируют развитие социальной инфраст­руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жи­лищную политику, политику в области образования, здравоо­хранения и т.д.

В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

– дома инвалидов и престарелых;

– детские дома;

– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.