Государство как институт политической системы. Центральным институтом политической системы является государство государство общества

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуе­мая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организо­ванному народу. В этом значении говорят, например, о россий­ском, американском, немецком государстве, имея в виду все пред­ставляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широ­ко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «кня­жество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого зна­чения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследовани­ем реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и истори­чески, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре­зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образо­вали общество, а затем для защиты своей безопасности и естест­венных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существу­ет наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современ­ных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиона­лов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, прожива­ющих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.


3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной терри­тории. В любом современном обществе имеется множество влас­тей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, орга­низаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принад­лежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения прости­рается от ограничения свободы до физического уничтожения че­ловека. Возможность лишить граждан высших ценностей, како­выми являются жизнь и свобода, определяет особую действен­ность государственной власти. Для выполнения функций при­нуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безо­пасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборон­ной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, напри­мер, от такой политической организации, как партия, пребыва­ние в которой добровольно и не обязательно для населения, го­сударственное гражданство человек получает с момента рожде­ния.

7. Претензия на представительство общества как целого и за­щиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организа­ция, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не пре­тендует на представительство и защиту всех граждан и не облада­ет для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международ­ных отношений. Лишь на основе обладания качествами государ­ства те или иные организации признаются субъектами междуна­родного права и наделяются соответствующими правами и обя­занностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объ­единенный правовым союзом граждан (гражданством), и суве­ренная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от обще­ства вождей и их приближенных и сосредоточения у них управ­ленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение уп­равленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собст­венности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влия­ние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых стра­нах его образование исторически предшествовало и способство­вало классовому расслоению общества. В ходе исторического раз­вития по мере стирания классовых противоположностей и демо­кратизации общества государство все более становится надклас­совой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизиро­вать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочево­го к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повы­шало потребность общностей в регулировании взаимосвязей эт­нически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факто­ры. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Дру­гие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторы­ми реальными фактами. Так, например, договорная система кня­жения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполне­ние которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось амери­канское государство - США. И все же, несмотря на эти и неко­торые другие исторические факты, реальное государство возник­ло не в результате добровольной передачи индивидам части сво­их прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

Антропологические факторы. Они означают, что государст­венная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может су­ществовать только в рамках определенных форм общежития. Го­сударство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедли­вые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют совре­менные естественноисторические концепции государства, кото­рые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без кото­рой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сто­ронники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная приро­да человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляю­щееся в невозможности индивидуального существования, а так­же в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяет­ся вместе с развитием всего общест­ва, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в госу­дарственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два гло­бальных этапа:традиционный и конституционный, а также про­межуточные стадии, причудливо сочетающие черты традицион­ных и конституционных государств, например тоталитарная го­сударственность.

Традиционные государства возникли и существовали преиму­щественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих кор­нями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публич­ной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отде­ляющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с про­шлым.

Конституционное государство является объектом сознатель­ного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономичес­кую, культурную, религиозную и политическую активность и ог­раничивается лишь выполнением функций, делегированных граж­данами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства свя­зан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмеша­тельства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Пер­вое из них, часто обозначаемое термином «реальная конститу­ция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «По­литике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная консти­туция - это государственный строй, устойчивая модель государ­ственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он мо­жет иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются теку­щие законы государства. Понимаемый в этом значении кон­ституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не свя­зывается лишь с появлением либеральных конституций в эпо­ху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или норма­тивный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относи­тельно стабильных правил (законов), которые определяют ос­нования, цели и устройство государства, принципы его орга­низации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение лич­ности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного до­говора», заключаемого между гражданами и государством и рег­ламентирующего его деятельность. Она придает государству со­временного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифици­рованного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязу­ются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших час­тей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных влас­тей, правила взаимоотношения парламента, президента, прави­тельства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав чело­века и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных ак­тов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобрита­ния, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют кон­ституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции - показатель подлин­ной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукос­нительно исполняется органами власти, учреждениями и граж­данами. Завершенность процесса формирования конституци­онного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое госу­дарство».

Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Происхождение и сущность государства.

    Основные признаки и функции государства.

    Типы и формы государства.

    Правовое государство и гражданское общество.

    Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

1. Государство - основной институт политической системы, совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы соци­альной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно­общинного строя.

Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:

    развитие общественного разделения труда и выделение управлен­ческого труда в особую отрасль;

    возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имуще­ственные отношения;

    потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приум­ножения территории, собственности и т. п.;

    демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;

    социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.

Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сме­нили государства национальные. В истории общественной мысли сло­жились следующие подходы к вопросу о происхождении государства.

Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средне­вековья.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения.

Договорная концепция , развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правите­лями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению.

Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых.

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений.

Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства.

Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифферен­циацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономи­чески господствующего класса обеспечить политическое господство.

2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты :

    Территория - это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

    насе­ление - это совокупность людей, проживающих на территории данно­го государства и подчиняющихся его власти.

    публичная власть - наличие специальной системы органов и учреждений , реализующихфункции государственной власти (правительство, чиновничийаппарат);

    суверенитет , т. е. верховенство и независимость государственной власти внутристраны и во внешних делах;

    монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы без­опасности, суд);

    монопольное право на издание законов и правовых актов, обяза­тельных для всего населения;

    монопольное право на взимание налогов и формирование обще­национального бюджета, денежную эмиссию.

Функции государства

К внутренним относятся:

    функция защиты существующего политического строя, экономи­ческой и социальной системы, прав человека;

    хозяйственно-организаторская функция, регулирование эконо­мики;

    культурно-воспитательная функция.

    обеспечение законности и правопорядка

Внешние функции:

    защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства

    обеспечение делового партнёрства и сотрудничества, защита ее интересов на меж­дународной арене, участие в международном разделении труда

    поддержание мира и мирного сосуществования.

Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их про­должением; вместе с тем они, в свою очередь, оказывают влияние на внутренние функции.

Для осуществления всех этих функций государственный механизм включает, как правило, следующие элементы:

1. органы законодательной власти, получающие легитимацию в ре­зультате выборов, - это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления;

2. исполнительно-распорядительные органы, которые непосредст­венно управляют государственными делами, - это правительство и местные органы исполнительной власти;

3. органы судебной власти, прокуратуры, охраны общест­венного порядка и безопасности, вооружённые силы.

3. Типы и формы государства

Под историческим типом понимается совокупность основных, важнейших черт государства определённой ОЭФ. Каждому способу производства соответствует свой тип: рабовладельческое (в 2-ух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.

Государства традиционно классифицируются по трем критериям - формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима. Под формой правления понимается организация верховной государствен­ной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населени­ем. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления :

В монархии ис­точником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т.д.), и власть передается по наслед­ству.

Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Прави­тельство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в не­которых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий - ограниченные, конституционные. В них полномочия монарха строго ограни­чены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространя­ется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето, если оно существует, монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют:

    дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Марокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

    парламентскую . Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинст­ва и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.Тем самым монарх царствует, но не правит (Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.).

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы . Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций

Тем не менее наиболее распространенная в современном мире фор­ма правления - республики (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народ­ное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу­президентские).

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции.

Парламентские республики существуют в таких, например, стра­нах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеоче­редных парламентских выборов.

В президентской республике глава государства одновременно вы­ступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчётное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несёт ответственности перед парламентом. Президент руководит вооружёнными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика , или смешанная , сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

По национально-территориальному устройству государства делят­ся на:

Унитарное государство отличают единая конституция, признавае­мая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.)

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входя­щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах рас­пределенных между ними и центром компетенций и имеющих собст­венные органы власти.

К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде.

Практика показала, что федерации, созданные по территориаль­ному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-терри­ториальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

Существуют и иные объединения государств. Во-первых, это конфедерация - временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Есть объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейский Союз. В нем функциони­руют надгосударствепные органы с немалыми полномочиями, коор­динируется политика, имеется общее экономическое пространство.

4. Правовое государство и гражданское общество

Концепция правового государства государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассмат­риваю спасение государства и все блага, какие могут да­ровать государствам боги" .

Теория правового государства в ее целостном виде раз­работана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государ­ства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой го­сударственности.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм. т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

    Суверенитет народа . Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

    Верховенство закона . Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

    Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

    Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

    Разделение властей. Власть должна быть рас­средоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Принцип разделения властей не исключа­ет, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

    Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Правовое го­сударство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

    Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Гражданское общество - это система самостоятельныхнезависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­кции частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества , как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации.

В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Соц иальную основу гра жданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духов­ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

В современных условиях провести чёткую грань между гражданским обществом и государством сложно. Однако такое деление необходимо для своевременного предотвращения этатистских тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа, свободы личности. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.

ГОСУДАРСТВО – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Отличие государства от других политических институтов
- Наивысшая концентрация власти
- суверенитет в определенных территориальных границах
- возможность осуществлять принуждение
- монополия на правотворчество
- монополия на сбор налогов
- главный управляющий центр политической системы
Функции государства
внешние
Оборона страны
Сотрудничество с другими
странами
внутренние
1.Защита конституционного строя
2.Выработка и проведение общей
для страны политики в
экономической, социальной, духовной
и иных областях жизни общества

Показывает особенности устроения и
функционирования государства.

Характеризует состав высших органов государственной
власти, порядок их образования, организацию и порядок
взаимодействия между собой и населением.
1.верховная власть
принадлежит
одному лицу,
1. источник власти - народ
2. верховная власть
осуществляется
представительными
органами, избранными на
определенный
срок народом.

Признаки:
1.Во главе Монарх.
2.Власть передается по наследству.
3.Не несет ответственности за свои действия.
4.Отсутствует разделение властей.
5.Единолично представляет свое государство.
6.Пользуется Титулом.
7.Получает значительное содержание из казны.

Монарх пользуется всей
полнотой власти, не зависит от других органов
власти.
Монарх правит посредством, или
при обязательном содействии органов, или властей существующих
независимо от монарха.

-Единство законодательной
Глава государства-глава праи исполнительной властей
вительства, назначаемого с
(назначается и контролиру- согласия парламента, может его
ется парламентом.
распускать.
-С потерей парламентского
Президент-символ нации.
большинства правительство
уходит в отставку.
Недостатки:
Недостатки:
-неустойчивость правительства, -конфликты между ветвями
власти.
-угроза тирании большинства

Полное политическое единство.
Составные части государства не
имеют собственного законодательства, обладают равными
правами
Союз ряда государств.Они сохраняют высшие органы власти,
свое законодательство, налоговую систему и т.д.
Государственно-правовые объединения суверенных государств.
Имеют свои Конституции, бюджет самостоятельно выступают
на международной арене.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Совокупность способов, форм и методов
осуществления политической власти

10.

Выполните задание
Выпишите из текста черты тоталитарного политического режима
Тоталитарный режим означает полный контроль государства над
всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Для него
характерна официальная государственная идеология,
обязательная для всех граждан и не допускающая существования
других идеологий. Единственная массовая политическая партия
обладает монополией на власть. Лидер партии наделяется
сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя.
Силовые структуры осуществляют тотальный полицейский
контроль за всем обществом. Правящая партия контролирует
средства массовой информации, осуществляет жесткую цензуру.
Экономика, как правило централизована. Вот как описывает
отличительные особенности тоталитарного режима И.А.Ильин
«Обычное правосознание исходит из предпосылки: все
незапрещенное –позволено. Тоталитарный режим внушает совсем
иное: все непредписанное- запрещено. Обычное государство
говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен.
Тоталитарное государство заявляет: есть только государственный
интерес и ты им связан.»

11.

ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Официальная государственная идеология, обязательная для
всех граждан и не допускающая существования других
идеологий.
2.Единственная массовая политическая партия обладает
монополией на власть.
3. Культ личности вождя
4. Тотальный полицейский контроль за всем обществом.
5.Правящая партия контролирует средства массовой
информации, осуществляет жесткую цензуру.
6.Экономика централизована.

12.

Выполните задание
Выпишите из текста черты авторитарного политического режима
Авторитарный политический режим характерен для
политической системы, власть в которой имеет признаки
диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т.д.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью
законов, которые принимает по своему усмотрению.
Главное – опора на силу. Однако, как правило,
авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая
черта авторитарного режима – монополизация политики
при отсутствии тотального контроля над обществом. Это
означает, что политическая оппозиция не допускается,
однако, экономика, культура, религия могут развиваться без
вмешательства государства. Таким образом, сохраняется
определенная свобода деятельности в различных сферах,
но политика является исключительной функцией власти.

13.

АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Диктатуры одного человека или группы лиц
(олигархической группы, военной хунты и т.д.).
2.Власть неподконтрольна гражданам.
3.Опирается на силу, но не прибегает к террору.
4.Монополизация политики при отсутствии
тотального контроля над обществом.
5. Сохраняется определенная свобода деятельности в
различных сферах

14.

Выполните задание
Выпишите из текста черты демократического политического режима
Демократический политический режим опирается на систему принципов
и ценностей, среди которых первое место занимает принцип
народовластия. Народовластие реализуется прежде всего через принцип
большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли
большинства, главным среди них –выборы и референдумы. Однако
политический режим не является демократическим, если наряду с
принципом большинства не реализуется другой принцип: право
меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества,
которая не поддерживает власть, может создавать свои организации,
иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать
альтернативный вариант политического курса. Народ имеет право и
возможность влиять на выработку политических решений через участие
в избирательных компаниях, обращения в государственные органы,
участие в митингах, демонстрациях, пикетах. Еще одна неотъемлимая
черта демократии –парламентаризм. Это означает государственную
власть, в которой существенная роль принадлежит народному
представительству (парламенту). Для демократии характерен
политический плюрализм, который предполагает многообразие и
свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей,
взглядов, программ, политических организаций, СМИ.

15.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Народовластие, которое реализуется через принцип
большинства.
2.Право меньшинства на оппозицию.
3.Парламентаризм.
4. Политический плюрализм
5.Гласность
6.Преобладание в сознании большинства граждан демократических
ценностей
7.Наличие правового государства

16.

Понятия:
А) консервативные партии
Б) левые партии
В) оппозиционные партии
г) правые партии
Д) реакционные партии
е) революционные партии
Ж) реформистские партии
з) центристские партии
В зависимости от степени участия в осуществлении политической
власти партии делятся на правящие и …(1). По характеру целей и
отношению к существующему общественно-политическому строю
партии делятся на несколько видов. Те партии, которые выступают за
коренное и насильственное преобразование существующего
общественного строя называются……(2). За постепенные изменения
существующих порядков выступают ….(3). Партии, выступающие за
сохранение основ прежней системы или за такие преобразования,
которые приспосабливают систему к изменяющимся реалиям без
особых потрясений, называются …(4). Партии, выступающие за
восстановление старых, отживших общественных структур
называются…(5). Коммунистические, социалистические, социалдемократические и другие партии, которые выступают за интересы
трудящихся, социализацию производства, создание основ
социалистического общества называются …(6). Партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы
буржуазного порядка, сильную государственную власть называются…
(7). Партии, пытающиеся примирить крайние интересы в политике, это …..(8) партии.

1. Понятие государства и его природа.

1.1. Факторы, обусловливающие возникновение государства.

1.2. Признаки государства.

1.3. Функции государства.

2. Формы правления и территориального устройства государства.

2.1. Формы правления. Монархии. Республики.

2.2. Государственно-территориальное устройство. Унитарное государство. Федеративное государство. Конфедерация.

1. Центральным институтом политической системы является государство, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство – страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. Никколо Макиавелли ввел в литературный оборот специальный термин «stato» для обозначения государства, независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества. В узком, собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории.

1.1. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и концентрации у них управленческих функций и социальных привилегий под воздействием целого ряда следующих факторов:

1) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль;

2) возникновение частной собственности, классов и эксплуатации (марксистский подход);

3) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович);

4) демографические факторы (рост численности, плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет на кровосмешение);

5) психологические факторы (государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций);

6) антропологические факторы (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека);

7) географические факторы (естественные границы, ландшафт, водные пути);

8) экологические факторы (климатические условия, плодородие почв);

9) внешние факторы (угроза нападения, войны, опыт других стран).

Многочисленные исследования государства показали, что оно возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых вряд ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

1.2. Основные признаки государства:

· отделение публичной власти от общества и выделение слоя профессионалов-управленцев;

· суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает только государство;

· территория, которая очерчена границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на всех людей, живущих на данной территории;

· монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Диапазон государственного принуждения – от ограничения свободы до физического уничтожения человека (с 1999 г. в Украине смертная казнь запрещена);

· исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· право на взимание налогов и сборов с населения.

Вышеперечисленные признаки государства отличают его от других организаций и многочисленных объединений.

1.3. Функции государства. Наиболее общей классификацией функций государства является их деление на внутренние и внешние.

Внутренние:

· консолидация общества на основе общих интересов граждан;

· принятие, совершенствование, выполнение обязательных для всех законов;

· необходимое регулирование экономики и хозяйственной деятельности общества;

· защита и укрепление существующей политической системы;

· обеспечение общего порядка, безопасности общества, поддержание дисциплины граждан;

· регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан;

· духовно-идеологическая, воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан.

· защита государственных интересов на международной арене, обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества, с другими странами и международными организациями;

· участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.

2. Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц, граждан.

В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства.

2.1. Формы правления.

По способу организации власти и ее источнику государства делятся на монархии и республики.

Монархия. Источник власти – одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

1) абсолютная монархия – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман);

2) конституционная монархия – полномочия монарха ограничены конституцией и парламентом. 2 разновидности:

· дуалистическая монархия, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко);

· парламентская монархия, при которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительной властью.

Подавляющее большинство современных демократических монархий – это парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Например, Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формы правления.

Республика. Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует 3 основные разновидности республик: парламентская, президентская и смешанная.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и ответственность правительства перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует правительство, издает законы, вотирует (утверждает) государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством. В случае необходимости парламент может выразить правительству вотум недоверия. Хотя руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии страны. Президент фактически занимает более скромное место в этой иерархии.

Главным отличительным признаком президентской республики является то, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Президент избирается народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике правительство отличается стабильностью, существует жесткое разделение властей, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе распустить парламент. Возможен импичмент президенту, но эта процедура значительно затруднена.

Смешанная республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом (Франция, Австрия, Украина). Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, но с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность (Франция).

2.2. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Территориальная организация государства характеризует отношения целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основных формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарная форма территориального устройства представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы, составляют одну систему и действуют на основе единых правовых норм (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В зависимости от политического режима унитарное государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.

Федеративное государство – союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных образований, равноправных субъектов федерации, имеющих собственные конституции (союзные республики, штаты, кантоны, земли и др.). Оно строится на основе распределения функций между его субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена при согласии всех субъектов федерации. Для федерации характерно наличие двойного гражданства и, как правило, двухпалатного парламента, одна из палат которых представляет интересы субъектов федерации, а другая – общенациональные интересы.

Особым видом объединения государств является конфедерация. Конфедерация – это союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и др. проблем). Члены – участники могут по своей воле выходить из конфедерации, расторгая конфедеративный договор. Это редко встречающаяся форма организации политической общности (например, Евросоюз, СНГ).

Вопросы и задания к теме:

1. В чем сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений и т. д.?

2. Раскройте содержание понятия “суверенитет”.

3. Какие функции призвано выполнять государство?

4. Что понимается под устройством государства?

5. Чем федерация отличается от унитарного государства?

6. Чем был СССР – федерацией или унитарным государством? Аргументируйте свой ответ.

A)* государство

89. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей A)* либерализма

91. Образцом конституций считается A)* конституция США

По форме власти конституционной монархией является

A)* Великобритания

93 .Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти является конституционной монархией

А)* у монарха

Конституционная монархия впервые была установлена в результате

А)* английской буржуазной революции

95. Признаком правового государства является разделение власти на 3 вет

96. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только А)* государство

Характерной чертой тоталитарных государств является

A)* однопартийность

Основоположниками теории тоталитарного государства являются

A)* Платон, Аристотель

99. Действующая Конституция РК была принята A)* в 1995 г.

100. По форме правления Республика Казахстан A)* президентская респ

Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает

А)* институт гражданства или подданство

102. Для унитарного государства характерно A)* наличие единственного субъекта власти

Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является

A)* количество субъектов власти

104. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы A)* конфедерация

105. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан A)* государство

106. Найдите соответствие Верный ответ: 1 D, 2 А, 3 F, 4 E, 5 В, 6 С

Найдите соответствие

Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C

Политический институт, выполняющий исполнительские функции

A)* правительство

109. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если форма государства A)* конфедерация

A)* делегирование полномочий обществом государству

Централизованный контроль за экономикой характерен для

A)* тоталитарного режима

Парламент Республики Казахстан

A)* является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции



В парламентской модели главные функции парламента состоят

А)* в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске

Наиболее распространенным видом политическо-территориальной организации или формой государственного устройства, является

А)* унитарное государство

Внутренние границы федерации могут быть изменены

А)* только с согласия ее субъектов

116. Внешнеполитические функции в федеративном государстве осуществляют А)* союзные государственные органы

117. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются А)* партии

Политические партии в современном понимании возникли

А)* во второй половине ХIХ века

119. Партия – это A)* политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти

120. Массовые политические партии возникают А) с введением всеобщего избирательного права

122. Политические партии непосредственно выполняют функцию реализации власти А)* в тоталитарных системах

A)* электорат

Однопартийные системы характерны для

Многопартийность является характерной чертой

A) демократического режима

126. 2-х партийная система исторически сложилась A)* в США

По участию в политической власти партии делятся на

A)* правящие и оппозиционные

Многопартийность - характерная черта

A)* демократического политического режима

129. Идеология – это A)* более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества либо его части

Политический институт, призванный обобщать, обосновывать и защищать интересы определенных социальных групп



A)* политическая партия