Сколько лет возводили исаакиевский собор. Тайны исаакиевского собора. храм древнее города

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 января 2017 г. губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сообщил ТАСС, что Исаакиевский собор будет передан в пользование и на содержание Русской православной церкви. При этом градоначальник отметил, что у собора останутся музейные функции.

Исаакиевский собор - один из крупнейших храмов Европы, выдающийся памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади в центре города. С 1990 г. входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников"). Является частью государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".

История. Первая деревянная церковь

В 1706 г. царь Петр I распорядился построить деревянную церковь для работников петербургского Адмиралтейства. Первый деревянный храм был небольшой срубной постройкой.

Он был перестроен из чертежного амбара шириной в 9 м и длиной 18 м, и увенчан шпилем. Храм был освящен в 1707 г. в честь преподобного Исаакия Далматского - монаха, основателя Далматского монастыря в Константинополе, противника арианской ереси.

Выбор святого был сделан Петром I в связи с тем, что царь сам родился 30 мая (9 июня по новому стилю) - в день памяти святого.

В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной I. С 1723 г. в храме начали приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие адмиралтейства. Все это обеспечило церкви статус одного из важнейших храмов российской столицы.

Вторая Исаакиевская церковь

Из-за малой величины деревянной церкви Петр I решил построить новый, каменный храм. Он был заложен в 1717 г., строился 10 лет, освящен 30 мая (10 июня по новому стилю) 1727 г., уже после смерти царя. Архитекторами были немцы Георг Маттарнови, Николай Гербель. Сразу после освящения собора первая деревянная церковь, успевшая обветшать, была разобрана.

Новый храм был построен в духе петровского барокко, был трехнефным, длиной 60,5 и шириной от 20,5 до 32,4 м. Колокольню украшал шпиль высотой 40 м, который был увенчан флюгером в виде позолоченного ангела.

Вторая церковь располагалась ближе к Неве, на месте, где в настоящее время стоит памятник Петру I. Выбранная площадка оказалась неудачной: река размывала фундамент. Кроме того, в 1735 г. здание выгорело после удара молнии. Храм был отремонтирован в 1742 г., но вскоре выяснилось, что из-за слабости фундамента необходимо построить новую церковь, дальше от Невы, примерно на том же месте, где стояла первая деревянная церковь.

Проект Ринальди

В 1768 г., в царствование Екатерины II (1762-1796), началось строительство третьего Исаакиевского храма по проекту итальянца Антонио Ринальди. Планировалось, что он будет иметь пять куполов, высокую колокольню, полную мраморную облицовку. Макет постройки в настоящее время выставлен в Музее Российской Академии художеств. Второй храм был разобран, однако из-за нехватки средств строительство нового здания шло медленно.

После восшествия на престол в 1796 г. император Павел I (правил до 1801 г.) приказал итальянскому архитектору Винченцо Бренне достроить храм в сжатые сроки и в значительно удешевленном варианте - с одной главой вместо пяти. Храм был освящен 30 мая (11 июня - по новому стилю) 1802 г. Он выглядел приземисто и слишком просто для парадного центра Санкт-Петербурга.

Современный собор

В 1809 г. был объявлен конкурс на перестройку храма. При этом, согласно желанию императора Александра I (правил в 1801-1825 гг.), требовалось сохранить хотя бы часть несущих стен и фундамента храма Ринальди. В конкурсе участвовали такие именитые архитекторы, как Джакомо Кваренги и Василий Стасов. Однако по предложению инженера-строителя, генерал-инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения Августина Бетанкура, император Александр I поручил строительство французу Огюсту де Монферрану. В 1818 г. Александр I утвердил проект, назначив Монферрана императорским архитектором.

В 1818 г. началась разборка третьего собора, в 1819 г. он был перезаложен, однако в следующем году строительство остановили, так как обнаружились конструктивные недостатки проекта Монферрана, угрожавшие обрушением. Был объявлен новый конкурс, в котором Монферран участвовал на общих основаниях. Победителем стал архитектор Андрей Михайлов, однако Александр I все равно утвердил новый проект Монферрана.

Строительство собора продолжалось более 30 лет в основном при Николае I (правил в 1825-1855 гг.). При нем же в проект внесли некоторые изменения: в частности, круглое сечение колоколен было заменено на квадратное, расширены портики. Стены третьего собора Ринальди были снесены. Всего на строительство была затрачена очень большая на тот момент сумма - 23 млн 256 тыс. рублей.

Собор был освящен 30 мая (11 июня по новому стилю) 1858 г. Северный алтарь во имя святой Екатерины освятили на следующий день, а южный алтарь, во имя святого Александра Невского, - 7 (19) июля 1858 г.

Описание собора

Собор имеет в плане прямоугольную форму, увенчан одним главным куполом и еще четырьмя - по углам. Позднеклассическая постройка несла в себе черты нового для того времени стиля - эклектики. Высота главного купола - 101,5 м. По бокам собор украшают 112 монолитных гранитных колонн. На внутреннее убранство собора было израсходовано 400 кг золота, 16 т малахита, 500 кг лазурита и 1000 т художественной бронзы.

Внутри собора могут разместиться до 12 тыс. человек (площадь - около 4 тыс. кв м). Оформление здания выполнено художниками и скульпторами Карлом Брюлловым, Федором Бруни, Иваном Витали, Петром Клодтом и др. Храм отделан мрамором, добытым из карьеров близ поселка Рускеала в Карелии.

История собора после открытия

Исаакиевский храм стал кафедральным собором Русской православной церкви, сохранял этот статус до 1922 г. В 1928 г. был закрыт, в 1931 г. в нем был открыт антирелигиозный, затем художественный музей. В 1937 г. собор получил статус памятника.

Собор практически не пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1948 г. в нем снова открыли музей. В 1950-х гг. на крыше была открыта смотровая площадка, под куполом установлен маятник Фуко (демонтирован в 1986 г.).

В 1963-1969 гг. собор был филиалом Государственного музея истории Ленинграда, затем стал самостоятельным музеем. В состав музея "Исаакиевский собор", кроме самого собора, входят петербургские храмы Спаса-на-Крови (с 1971 г.), Сампсониевский собор (1984 г.) и здание Серебряных рядов на Невском проспекте. Также в состав музея в 2004-2015 гг. входил Смольный собор.

17 июня 1990 г. патриарх Алексий II провел первое с 1928 г. богослужение в Исаакиевском соборе. В июне 1991 г. была зарегистрирована община храма, которая совершает богослужения по согласованию с дирекцией музея.

Храм является памятником архитектуры федерального значения.

Музей

Здание собора управляется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор". Учреждение подчиняется комитету по культуре и комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. Собственником здания собора с 2012 г. является Санкт-Петербург. До этого оно находилось в федеральной собственности, передача была осуществлена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 10 сентября 2010 г.

В 2015 г. Исаакиевский собор посетили 3 млн 700 тыс. человек. Кроме того, на богослужения в соборе (вход в это время бесплатный) пришли 11 тыс. 226 прихожан. Всего в музее "Исаакиевский собор" работают около 400 человек. Музей выпускает сборник научных трудов "Кафедра".

Выручка музея от оказания платных услуг в 2015 г. составила 728 млн 393 тыс. рублей. Ежегодные налоговые отчисления в бюджет города составляют от 50 до 70 млн рублей. Музей полностью находится на самоокупаемости за счет платного входа, не получая дотаций из городского или федерального бюджета.

В музее регулярно проходят концерты.

Дирекцию музея возглавляет Николай Буров.

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю .

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 год у – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник . Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем . Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

3 храм: Савву Чевакинского назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.

Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании . Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично.

Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану . Мастера тогда имелись в Петербурге и по­опытнее, но француз оказался ловким дипломатом. Он изготовил и передал царю сразу 24 проекта в самых разных стилях, даже в китайском. Такое рвение императору понравилось, и Монферран был назначен придворным архитектором.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году , но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.


Огюст Монферран на фронтоне собора

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж , где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет , и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»


Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора . Гранит для них добывали на берегу Финского залива , у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера . Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине , его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых . Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году , незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.

Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко , наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет . Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал . Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.


Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма

Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма .

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.

Исаакиевский собор является одной из главных высотных доминант Санкт-Петербурга и символом Северной столицы. Построенный в первой половине 19 века, Собор стал олицетворением духовной силы Российской империи, которая в это время находилась на историческом пике своего могущества, победив «великую армию» Наполеона и став на три десятилетия сильнейшей европейской державой. Исаакиевский собор— это больше чем культовое сооружение, это — памятник великой эпохе, вобравший в себя самые лучшие достижения и высочайшие душевные порывы всего нашего Отечества.

Назван храм в честь византийского монаха 4 в. н.э. — Исаакия Далматского, который обладал даром предвидения и почитается церковью. День его памяти, 30 мая, — совпадает с днём рождения Петра Великого по юлианскому календарю, именно Исаакия Далматского император почитал за своего небесного покровителя, и один из первых храмов Санкт-Петербурга был освящен в честь этого святого.

Данный собор является четвёртым Исаакиевским собором Петербурга. Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 г. Именно здесьв 1712 г. состоялась церемония бракосочетания Петра 1 и Екатерины 1, будущей императрицы. Церковь располагалась напротив Адмиралтейства, где сейчас бьетфонтан.

Камень в основание второй Исаакиевской церкви заложил лично Пётр 1 в 1717 г., и стояла она на месте нынешней Сенатской площади, именно там где находится знаменитый памятник Медный всадник. По облику она напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром 1. Однако, находясь столь близко от реки, фундамент церкви сильно размывался, а после пожара её вовсе разобрали.

Екатерина II повелела перенести собор дальше от Невы, на его современное место. Проект создал Антонио Ринальди, любимый архитектор императрицы. «Мастер мраморных фасадов», как называли Ринальди, подобный приём применил и в строительстве третьего Исаакиевского собора.

Но к моменту смерти Екатерины II, стены были возведены лишь на половину своей высоты и облицованы мрамором. Новый хозяин земли русской, Павел Петрович,матушку не любил, и все её начинания стремился свести на нет. Впрочем, у него были на то причины… Винченцо Бренна было предложено насколько возможно скорее закончить строительство, поэтому стены и своды доделали из кирпича, а от четырёх ринальдиевских куполов решили отказаться вовсе.

Конечно, можно согласиться с автором этой острой эпиграммы. Собор получился приземистым, неказистым и совершенно не соответствовал статусу, ему подобающему. Но это обстоятельство заставило искать пути выхода из положения. Недолгое правление Павла 1 закончилось, и «дней Александровых прекрасное начало» сулило перемены, в том числе и в вопросах градостроительства и застройки Петербурга. Александр 1, воспитанный своей бабкой Екатериной Великой, считал себя продолжателем её дел. Не был обойдён вниманием и Исаакиевский собор. Объявлялись конкурсы на переделку собора, главным условием которых царь постановил максимальное сохранение техфундаментов и стен собора, что успели возвести при Ринальди. Весь цвет русской и даже мировой архитектуры (А. Д. Захаров – создатель современного Адмиралтейства, А. Н. Воронихин – строитель Казанского собора, Ч. Камерон – создатель резиденции Павла 1, и др.)представили свои проекты, однако каждый из них был отвергнут, т.к. не соответствовал главному условию – сохранению стен или хотя бы алтарной части ринальдиевского собора. Начавшаяся Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии, отвлекли внимание от строительства, но к вопросу вернулись позже.Августин Бетанкур, глава Комитета по делам строений и гидравлических работ, предложил рассмотреть проект на тот момент молодого архитектора — Огюста Рикара де Монферрана. Монферран подготовил более 20 набросков, и один из проектов Александру понравился. Согласился Монферран выполнить и условие – максимальное сохранение стен старого собора. Карьера никому не известного француза на русской службе пошла наилучшим образом: он был назначен императорским архитектором и разработал детальный проект реконструкции (а фактически строительства нового) собора.

20 февраля 1818 г. пришло высочайшее утверждение, а летом следующего года состоялась закладка.

Главные усилия по строительству леглина плечи крепостных крестьян. Работа шла в тяжелейших условиях, 13-16 часов в день, в том числе в праздничные и воскресные дни. Более 400 000 строителей со всех концов Империи в разное время принимало участие в работах. Для начала, чтобы укрепить болотистую почву, было забито более 10 000 свай. После этого приступили к возведению портиков. Каждая колонна – это гранитный монолит, высеченный из скалы, весом 114тонн и высотой 17 метров. С помощью специальных лесов конструкции Бетанкура, одна колонна устанавливалась в течении всего лишь 45 минут. Все колонны были установлены с 1828 по 1830 гг.

Затем пришло время стен и купола. Они выполнены из кирпича, облицованы различным камнем. Толщина стен достигает 5 метров. Купол на самом деле состоит из 3 куполов: внутреннего круглого, среднего конического, внешнего параболического. Внутренние конструкции выполнены из металла для облегчения веса, что было новшеством в то время. Внутри купола для термоизоляции и улучшения акустики помещены особым образом 10 000 керамических горшков.

Колоннадой также украшен и внешний барабан собора, диаметр которого 25,8 метра. Кстати, знаменитое здание в Вашингтоне, столице США – Капитолий, архитектурно очень напоминает Исаакиевский собор. И это не случайно. Американской стороне были предоставлены чертежи собора и строение купола выполнено в схожей манере.

Высота Исаакиевского собора 101,5 м., 111,3 м. в длину и 97,6 м. в ширину. Это четвертый по величине в мире купольный собор.Портики украшены барельефами на библейские сюжеты, а также изображениями страниц жизни Исаакия Далматского:восточный(«Исаакий Далматский останавливает Императора Валенса») и западный («Исаакий Далматский благословляет Императора Феодосия»). Каждая архитектурная деталь внешнего и внутреннего убранства глубоко символична и о них необходимо говорить отдельно, что невозможно в подобном формате. Созданием скульптур занимались лучшие зодчие того времени – Клодт, Витали, Логановский и др. Коленопреклонённые ангелы по углам собора держат в руках факелы. До революции 1917 г. они использовались по назначению – в праздничные дни в факелах зажигались специальные газовые горелки, что делало сооружение ещё более монументальным и потрясающим воображение.

Однако настоящее чудо ожидает нас внутри храма. Лучшие художники расписывали своды и стены (К. Брюллов, Т. Нефф и др.). Мастера-мозаичисты и камнерезы создали великолепный интерьер.Карл Брюллов, автор знаменитой картины «Гибель Помпеи», прекрасно расписал купол (Богоматерь в окружении апостолов), …ценой собственной жизни. Работы шли на большой высоте, мастер часто лично поднимался на леса, простудился и заболел. После неудачного лечения в Италии Брюллов умер, так и не вернувшись в Россию. На самой вершине помещён голубь – символ Святого Духа.

Стены облицованы мрамором, а иконостас оформлен колоннами из уральского малахита, выполненными в стиле русской мозаики, царские врата украшены двумя бесценными колоннами из афганского лазурита. В таких количествах лазурит нигде в мире больше не использовался.

Живопись в сыром петербургском климате сохраняется плохо и по предложению
Николая 1 началась работа по замене живописи мозаикой. Эта работа шла с 1851 г. до 1917 г., но так и не была доведена до конца. Использовалось более 12 000 оттенков смальты (сплав стекла и металла) для создания мозаик. На одной из Всемирных выставоквторой половины 19 в. мозаики Исаакиевского собора были признанынеподражаемыми и совершенными произведениями искусства.

Единственным в своём роде является витраж. Для русской церковной архитектуры этот элемент является совершенно не типичным и нигде в церквях его невозможно встретить. Но Николай 1 увлекался европейской готикой и по предложению немецкого архитектора Лео фон Кленце (строителя Нового Эрмитажа и придворного архитектора Баварского королевства) витраж решено было сделать. Особое разрешение Священного Синода понадобилось, чтобы эта идея воплотилась. Немецкий мастер Айнмиллер изготовил этот витраж, размещённый за царскими вратами, в алтаре. Во время богослужений, в кульминационный момент, когда отворялись царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Особую торжественность и трепет придавала система освещения витража – за ним были помещены газовые горелки, и витраж на фоне языков пламени просто оживал.

Церемония освящения состоялась 30 мая 1858 г., в день памяти Исаакия Далматского. Сорок лет ушло на строительство этого выдающегося храма. Огюст Монферран полностью реализовал себя как архитектор в этом проекте, он получил признание ещё при жизни, построил великолепные сооружения (Александрийский столп, особняк Лобанова-Ростовского и др. здания в городах России). Умер великий зодчий спустя месяц после освящения храма… Ирония Клио (музы истории) прошла красной нитью через жизнь этого человека: Монферран в составе наполеоновской армии воевал против России, затем приехал в нашу страну, стал императорским архитектором и даже создал великолепный памятник победе над Францией (Александрийскую колонну), грандиозный Исаакиевский собор; носупруга после смерти мастера приняла решение перевезти его тело во Францию, где могила затерялась. Монферран совершенно не известен на своей родине, но он смог пройти свой творческий путь здесь, в России. К нашей стране зодчий относился с любовью и теплом, своим творчеством он осознанно работал на её благо, считал (это достоверно подтверждается по переписке и документам Монферрана), что создание памятников и зданий должно служить цели воспитания в людях высших моральных принципов, и делал это.

Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. После Октябрьского переворота 1917 г. собор оставался действующим до 1928 г. Затем тут был устроен антирелигиозный музей. Во время Великой Отечественной войны собор не был разрушен, но серьёзно пострадал. В его подвалах хранились ценности изпригородных дворцов. После победы начались реставрационные работы, а с 1990 г. проводятся церковные службы. Однако здание собора, к счастью, остается в ведении музея.

Потрясающее чувство трепета и подъёма появляется в сердце каждого, кто посещает Исаакиевский собор. Совершенство пропорций, лучшие творения мастеров, гений зодчего соединяются для высокой цели храма быть тем местом, где соприкасаются Небо и Земля. Чтобы почувствовать это стоит посетить Исаакиевский собор.

История

доставка колонн Исаакиевского собора

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

установка колонн главного купола Исаакиевского собора

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

"Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный".

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.

Исаакиевский собор, 1844 год

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон. Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.

В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Исаакиевский собор

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". - "Причём здесь мы?" - ответили из Петербурга. - "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

макет Исаакиевского собора А. Ринальди

Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя - в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит".

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Исаакиевский собор

Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них - "Чернильница".

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора... Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

Исаакиевский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Исаакиевский собор - крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского - византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены - серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.

Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.

После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось - по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия

Исаакиевский собор

Колоннада Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи - есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.

Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими. 


Практическая информация

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.

Время работы: с 10:00 до 17:30.

Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.